Как соотносится система отрасли права с системой социально обеспечительного законодательства

Обновлено: 16.05.2024

(3)Право социального обеспечения следует отграничивать также отгражданского правас учетом следующих положений.

Во-первых, содержание социально-обеспечительного правоотношения определяется непосредственно законодательством (за некоторыми исключениями), а не формируется сторонами, что указывает на отсутствие равенства сторон в указанных правоотношениях и на невозможность диспозитивного регулирования.

Во-вторых, для возникновения социально-обеспечительного правоотношения не требуется согласованного волеизъявления обеих сторон – достаточно волеизъявления гражданина, реализующего свои правомочия, определенные законодательством.

В-третьих, субъекты социально-обеспечительных правоотношений в установленных законодательством случаях имеют возможность реализовать правоспособность в полном объеме до достижения возраста гражданской дееспособности (восемнадцатилетнего возраста).

В-четвертых, социально-обеспечительные правоотношения возникают на основе сложного юридического состава, а гражданские правоотношения, как правило, на основе отдельных юридических фактов (сделки, причинение вреда имуществу, жизни и здоровью, смерть человека и другие).

Таким образом, право социального обеспечения существенным образом отличается от иных отраслей права своими характерными признаками, которые выражаются:

1) в отсутствии, как правило, между сторонами правоотношения отношений равенства или власти и подчинения;

2) в преобладании императивных правил поведения и связанной с этим невозможностью в большинстве случаев диспозитивного регулирования;

3) в основаниях возникновения (на основе сложного юридического состава при обязательном соблюдении установленных процедур);

4) в специфике субъектного состава.

(1)Проблема взаимосвязи и взаимодействиятрудового права и права социального обеспеченияимеет давнюю историю. В советский период в литературе существовали различные точки зрения на соотношение этих отраслей. Как правило, дискуссии сводились к вопросу о самостоятельности права социального обеспечения и его обособленности по отношению к трудовому праву.

Разграничивая трудовое право и право социального обеспечения, нужно иметь в виду следующие моменты:

1) социально-обеспечительные правоотношения охватывают более широкий круг субъектов, как со стороны нуждающихся, так и со стороны органов социального обеспечения;

2) субъектом трудового правоотношения не может выступать семья;

3) правосубъектность как основание участия в социально-обеспечительном правоотношении не связана с достижением определенного возраста, а иногда связывается с фактом рождения, в то время как возраст работника как субъекта трудового правоотношения установлен в качестве общего правила в 16 лет;

4) социально-обеспечительное правоотношение возникает на основе юридического состава, а трудовые правоотношения, как правило, на основе трудового договора;

5) трудовое правоотношение в большинстве случаев служит предпосылкой возникновения только правоотношений по обязательному социальному страхованию, но не социальному обеспечению в целом;

6) субъекты социально-обеспечительного правоотношения не определяют его содержания, т.к. права и обязанности закреплены непосредственно в законодательстве, в то время как субъекты трудового правоотношения вправе самостоятельно определить условия трудового договора;

7) для социально-обеспечительного правоотношения, в отличие от трудового, не свойственно наличие отношения дисциплинарной власти и подчинения в отношении наемного работника.

Право социального обеспечения как уникальное явление представляет собой самостоятельную общность правовых норм, регламентирующих специфические группы общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права. Основными отраслями, представляющими интерес в связи с данным вопросом, являются трудовое (1), административное (2) и гражданское (3) право.

Рассмотрим вопрос соотношения системы права и системы законодательства.

Системность и структурность выступают объективными признаками права как социального института. Изучение их соотношения позволяет упорядочить и систематизировать законодательство, а следовательно, и обеспечить эффективную и результативную реализацию права.

Проблема соотношения системы права и системы законодательства выступает одним из наиболее сложных вопросов теории.

С точки зрения обоснованного нормативизма, согласно которому закон является лишь одной из форм права, а законодательство как совокупность законов выступает одной из форм выражения права и одним из его источников.

С точки зрения естественно-правовой теории, право отражает нравственные принципы, а законодательство функционирует независимо от права. Следовательно, система права и система законодательства предстают отдельными самостоятельными образованиями. Подобным образом представители указанных школ подходят к пониманию вопроса соотношения системы права и системы законодательства.

Необходимо отметить, объективный характер наличия вопроса соотношения системы права и системы законодательства. Система права строится из отраслей, подотраслей, институтов и норм права, а система законодательства формируется из нормативно-правовых актов.

Следовательно, возникает вопрос о способах и формах представления системных элементов права в системных элементах законодательства и их соотношения.

В ходе развития правовой мысли обозначилась закономерность, согласно которой значительные массивы определенных нормативно-правовых актов могут сформировать определенную отрасль законодательства, к примеру, уголовное законодательство. Будучи отраслью законодательства, она полностью совпадает с отраслью права, которую в теории называют уголовным правом.

Уголовное законодательство выступает единственной формой выражения и функционирования уголовного права. Уголовное законодательство представлено в Уголовном кодексе и отдельных нормативных актах, в которых содержатся уголовно-правовые нормы.

Однако имеются отрасли права, которые в законодательстве не содержат строго определенной отрасли для своего воплощения и представления, к примеру, аграрное право. Его нормы представлены в:

– Конституции РФ (право частной собственности на землю);

– актах, которые регламентируют государственную поддержку фермеров (бюджетное законодательство);

– типовых договорах на аренду земельных участков (например, гражданское законодательство) и т.д.

В системе законодательства присутствуют и отрасли, не соотносящиеся с конкретными отраслями права. Они отличаются очевидно комплексным характером, к примеру, чрезвычайное законодательство. Оно содержит нормы конституционного, административного и уголовного права. Данные обстоятельства затрудняют понимание принципов их соотношения.

Отдельные отрасли права формируются по общественно значимому объекту, при этом они могут предполагать сочетание двух методов правового регулирования – императивного и диспозитивного.

Система законодательства может быть построена как по источникам права, так и по отраслям права, либо и вовсе сочетать оба критерия.

При создании и дополнении системы законодательства целесообразно располагать соответствующие нормы в соответствующие нормативно-правовые акты и отрасли законодательства.

Система законодательства выстраивается для удовлетворения потребностей в эффективном социальном управлении обществом, для гармонизации и придания стабильности самому законодательству. Подобный подход позволит соответствующим субъектам управления применять правовые нормы эффективно, легко находить, исполнять и применять их, а также осуществлять их соотношение. В этой связи система законодательства должна выстраиваться на объективной основе и научно обоснованной системе права.

Система права представляет собой упорядоченное множество норм, отраслей, подотраслей, правовых институтов, сформированных для всестороннего регламентирования общественных отношений. Упорядоченность обеспечивается по критерию предмета и метода правового регулирования.

Система законодательства представляет собой упорядоченное множество нормативных актов для обеспечения наиболее эффективного применения правовых норм в социальном управлении обществом. Упорядоченность обеспечивается по разным объективным критериям, которые обусловлены потребностям социального управления и жизнедеятельности общества.

Таким образом, система законодательства выстраивается по объективным запросам в виду появления и отбора нормативных актов и посредством субъективного объединения их по определенным критериям в соответствующие группы (отрасли).

Нормативно-правовые акты являются элементами системы законодательства. Критериями для отбора и формирования групп выступают связи, объединяющие элементы в целостное и устойчивое образование (систему). К подобным связям относят функции, цели, структуру социального управления, существующая система органов власти.

С точки зрения системного подхода система общественных отношений представляет собой надсистему для системы права, назначением которой выступает их регулирование. Данная надсистема объективно задает предмет и метод правового регулирования, а также определяет структуру и характеристики права.

В свою очередь система права выступает надсистемой для системы законодательства, предопределяя критерии и признаки, по которым осуществляется отбор и построение элементов законодательства, а также развивается упорядочение и систематизация законодательства.

Таким образом, соотношение системы права и система законодательства позволяет заключить, что система права показывает содержание права, а система законодательства характеризует форму права.

Объективными свойствами права как социального института являются системность1 и структурность2, изучение которых позволяет осуществлять упорядочение, систематизацию правовых норм в рамках отрасли права, а также законодательства.

Система права – строение национального права, заключающееся в разделении единых по назначению в обществе внутренне согласованных норм на отдельные части, называемые нормой права, правовым институтом, субинститутом, отраслью и подотрасль права.

Предмет и метод правового регулирования являются теми инструментами, без которых невозможно провести анализ ни одного структурного элемента системы права, поскольку эти элементы действуют во взаимосвязи и дополняют друг друга. В зависимости от круга общественных отношений, на который направлено воздействие, нормы права располагаются по правовым институтам. Правовой институт – это определенная совокупность правовых норм, регулирующих какие-либо однородные общественные отношения, связанные между собой в качестве самостоятельной обособленной группы. Между институтами внутри отрасли могут существовать отношения субординации, соподчинения, а определенные части крупного института нередко образуют самостоятельные подразделения, которые называются подинститутами.

Структурным элементом более высокого порядка в системе права является отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом определенный комплекс общественных отношений. В составе некоторых наиболее обширных и сложных отраслей права могут выделяться подотрасли права.

Система отрасли права социального обеспечения – это организованная определенным образом совокупность правовых норм, сгруппированных в институты, которые регулируют общественные отношения по поводу того или иного вида обеспечения.

Впервые к научному обоснованию расположения правовых норм в системе отрасли права социального обеспечения обратился В. С. Андреев, который предложил все нормы права социального обеспечения по содержанию разделить на общие и специальные и рассматривать данную отрасль как состоящую из двух частей: общей и особенной[34].

Общие нормы оказывают свое регулятивное воздействие на все общественные отношения, входящие в предмет права социального обеспечения, а специальные нормы, регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов социального обеспечения и, в свою очередь, образуют особенную часть отрасли.

Проблема расположения правовых норм в том или ином институте Особенной части отрасли всегда была в поле зрения ученых. Предлагались различные критерии такого распределения. Одни ученые (В. С. Андреев, В. Ш. Шайхатдинов, М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова, Е. Е. Мачульская) за основу принимают предмет правового регулирования и виды обеспечения, другие (А.Д. Зайкин) допускают возможность, рассматривать в качестве критерия самих субъектов социально-обеспечительных отношений, третьи (М. В. Филиппова) обращают внимание на организационно-правовые формы социального обеспечения (обязательное социальное страхование и государственное социальное обеспечение). Несмотря на наличие различных подходов, все же большинство ученых склоняется к тому, что основным критерием при формировании институтов Особенной части отрасли остается предмет правового регулирования и виды обеспечения.

В зависимости от специфики события, с которым связано предоставление пенсионного обеспечения, нормы дифференцированы по видам пенсий.

Таким образом, институт пенсионного обеспечения является комплексным, состоящим из относительно самостоятельных предметных регулятивных институтов, нормы которых регулируют конкретные виды пенсионных отношений по поводу пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий. Кроме того, элементами данного комплексного института являются также институты функционального значения, регулирующие порядок назначения, исчисления, перерасчета, индексации, валоризации всех видов пенсий.

Следующий институт Особенной части – институт обеспечения пострадавших от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний, содержание которого составляют правовые нормы, устанавливающие круг лиц, подлежащих данному виду обеспечения, виды обеспечения, размер страховых выплат, а также права и обязанности субъектов страхования. Данный институт является простым, предметным регулятивным, обеспечивающим цельное и относительно законченное регулирование общественных отношений.

Особое место в структуре данного института занимают нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам санаторно-курортного лечения, они образуют простой предметный регулятивный институт.

Каждый из перечисленных выше институтов обладает относительно замкнутым комплексом норм, но вместе с тем эти нормы характеризуются устойчивыми закономерными связями, выраженными в общих предписаниях основных принципов охраны здоровья граждан.

Правовые нормы, регулирующие порядок предоставления лекарственной помощи, дифференцированы в зависимости от субъектов и специфики события, в связи с которым такая помощь предоставляется. Такими событиями могут быть заболевания, непосредственно закрепленные в правовых нормах. Вместе с тем они интегрированы в такую юридическую конструкцию, которая отражает их общие черты, связанные с обеспечением граждан определенным видом медицинской помощи. Поэтому правовые нормы, регулирующие порядок предоставления бесплатной или со скидкой лекарственной помощи не образуют самостоятельного института лекарственной помощи в структуре комплексного института медицинской помощи и лечения.

В структуру Особенной части отрасли права социального обеспечения, помимо институтов, регулирующих сложный комплекс материальных общественных отношений, традиционно включаются специализированные процедурно-процессуальные институты, правовые нормы которых регулируют отношения: по поводу установления юридических фактов, по поводу разрешения жалоб и споров. Процедурные отношения всегда обеспечивают функционирование материальных социально-обеспечительных отношений.

Институт установления юридических фактоввключает нормы, регулирующие процедуру деятельности компетентных органов по выявлению обстоятельств, влияющих на возникновение права граждан на различные виды социального обеспечения. Это нормы - о факте временной или постоянной нетрудоспособности, малообеспеченности и др.

Процессуальные отношения всегда возникают по поводу защиты нарушенного права в связи с обращением гражданина с жалобой или спором на действия соответствующего органа (должностного лица). Спецификой процессуальных отношений является то, что они регулируются нормами не только права социального обеспечения, но и нормами гражданского процессуального и административного права и являются следствием существования как процедурного, так и материального отношения. В связи с принятием в 1993 г. Конституции РФ, нормами статьи 46 которой было закреплено положение о том, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, поэтому не только существенно сократилось количество обращений граждан с жалобами или спорами на действия соответствующего органа (должностного лица) в вышестоящий орган, но и в самих социально-обеспечительных нормативных правовых актах появились нормы, закрепляющие право гражданина в случае спора по вопросам, возникающим из социально-обеспечительных правоотношений, обращаться непосредственно в суд. Анализ норм по защите нарушенных прав показывает, что в настоящее время нет объективных предпосылок для формирования особого единого способа защиты нарушенных социально-обеспечительных прав, отличного от того, который установлен Конституцией РФ. Однако в научных целях все правовые способы защиты, используемые гражданами при реализации права на социальное обеспечение необходимо рассматривать, но не в системе отрасли, а в рамках системы науки и учебной дисциплины права социального обеспечения1.

Любое общество не стоит на месте, оно постоянно развивается, вместе с ним развиваются и общественные отношения в той или иной сфере социальной жизни. В постсоветский период активное развитие получили общественные отношения по поводу предоставления государственной социальной помощи гражданам, различных видов субсидий, компенсационных выплат, материнского (семейного) капитала. Правовые нормы, их закрепляющие, образуют соответствующие предметные регулятивные институты, которые обеспечивают цельное, относительно законченное регулирование общественных отношений по поводу предоставления определенного вида социальной помощи в случае нуждаемости граждан, тем самым, гарантируя право на достойные условия жизни как им самим, так и членам их семьи, а отраслевые принципы социального обеспечения отражают сущность и пронизывают содержание этих институтов. Кроме того, указанные правовые нормы обладают едиными признаками: 1) обеспечение граждан дополнительными видами социального обеспечения, гарантированными Конституцией РФ (ст. 39); 2) нормы, регулирующие отношения по каждому из видов обеспечения, закрепляют в качестве источника финансирования средства бюджета; 3) виды обеспечения предоставляются гражданам вне зависимости от их трудового вклада, то есть каждому как члену общества; 4) на безвозмездной и безвозвратной основе для строго установленных целей (при возмещении гражданам последствий социальных рисков или по выравниванию материального положения нуждающихся граждан с остальными членами общества).

Дифференциация правовых институтов по видам обеспечения вызывает необходимость встречного процесса – интеграции нормативного материала, одним из проявлений которой является тенденция формирования отраслевых комплексных институтов, выражающих известное удвоение нормативного материала. Поэтому полагаем возможным говорить о наличии объективных предпосылок для формирования в структуре Особенной части отрасли права социального обеспечения нового комплексного института субсидий, компенсационных выплат и иных видов социальной помощи1.

От системы отрасли следует отличать систему социально-обеспечительного законодательства. Система права, являясь правовой категорией, служит для выражения подразделений, связей и единства правовых норм, их внутренних взаимозависимостей и системы в целом, являясь системой содержания права. Система законодательства, также являясь правовой категорией, представляет собой совокупность нормативных правовых актов – (форм) источников права и служит внешней формой выражения права. Для системы законодательства характерна своя собственная структура, элементами которой являются: нормативный акт (минимальный компонент), институты законодательства (в том числе комплексные), подотрасли и отрасли законодательства (в том числе и комплексные), отраслевые и комплексные нормативные массивы.

Социально ‑ обеспечительное законодательство – это не просто совокупность нормативных правовых актов, а их дифференцированная система, которая основана на принципах субординации и скоординированности ее структурных элементов. Субординация всех структурных элементов, входящих в систему законодательства, проявляется, в иерархическом (вертикальном) расположении нормативных актов, тогда как скоординированность, наиболее очевидна при рассмотрении элементов законодательства через призму его отраслевой (горизонтальной) структуры.

В настоящее время российское социально-обеспечительное законодательство представляет собой иерархическую (вертикальную) систему, состоящую из федерального законодательства и законодательства субъектов РФ.

Отраслевая (горизонтальная) плоскость социально-обеспечительного законодательства является наиболее близкой к структуре отрасли права социального обеспечения, поскольку общеизвестно, что соотношение системы права и системы законодательства проявляется как соотношение содержания и формы. Системообразующим фактором структурирования социально-обеспечитального законодательства при рассмотрении его в этой плоскости являются предмет правового регулирования и сфера публичных интересов государства в обеспечении материальными благами нуждающихся граждан.

Институты социально-обеспечительного законодательства формируются по предметному признаку, то есть объединяют нормативные предписания, которые регулируют определенный вид социально-обеспечительных отношений (институты пенсий, социального обслуживания и др.) или регулируют отношения, производные от социально-обеспечительных (институты трудового стажа, установления юридических фактов, по разрешению жалоб и споров). В отраслевой (горизонтальной) структуре системы социально-обеспечительного законодательства в соответствии с существующими институтами особенной части отрасли права социального обеспечения можно также выделить самостоятельные институты законодательства. Структуру особенной части социально – обеспечительного законодательства можно представить следующим образом. Во-первых, это комплексные (межотраслевые) институты законодательства – о пенсиях; социальных пособиях; об обеспечении пострадавших в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; о социальном обслуживании; о субсидиях, компенсационных выплатах и иных видах социальной помощи; о мерах социальной поддержки (льготах). Во ‑ вторых, в этой структуре сформировался комплексный (межотраслевой) институт законодательства о медицинской помощи и лечении, закрепляющий регулирование соответствующих отношений, который одновременно может рассматриваться в качестве структурного элемента комплексного отраслевого образования законодательства сферы здравоохранения в структуре системы российского законодательства в целом.

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

Социальное обеспечение можно разделить на общую, особенную и специальную части. В соответствии с положениями теории права общая часть охватывает положения и нормы, регулирующие все отношения по социальному обеспечению, и состоит из об-щи правовых институтов, нормы которых в концентрирую-ванном виде отражают специфику данной отрасли права и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

Общая часть права социального обеспечения находится се-годно в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержа-неё. Происходящие изменения в законодательстве о социал-ном обеспечении отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляя-ют темпы формирования общей части этой отрасли права.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержа-щей указание на сферу действия и предмет регулирования, также выражающие принципы данного права:

  • понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения;
  • принципы права социального обеспечения;
  • источники права социального обеспечения;
  • правоотношения по социальному обеспечению;
  • история отечественного законодательства о социал-ном обеспечении.

Особенной части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о со-цельном обеспечении. Они детально регламентируют ос-новация, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

В структуре особенной части права социального обеспечения сегодня сформировался достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов трудового стажа, пенсион-ноги обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального отслеживания, медицинской помощи и лечения, установления юридических фактов, разрешения жалоб и споров, институт юридической ответственности. При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными’, состоящими из нескольких пединститутов.

Нормы, регулирующие пенсионные отношения, много-численно и разнообразны. Поэтому они подразделяются по общим признакам на несколько институтов, в соответствии с которыми устанавливаются нормы о пенсиях:

Особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсий, исчисления средне-18 год заработка и пенсий. Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в следующие институты:

  • стаж;
  • пособия;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь;
  • социальные льготы; и т.д.

Каждый из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа подразделяется на пединституты зависимости от общего, специального, непрерывного и страхового стажа. В системе права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения.

Следует также отметить, что большинство норм права социального обеспечения имеет правовой характер и является дозволенным. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно — на современном этапе развития социального обеспечения.

Система науки права социального обеспечения (так же, как предмет) традиционно более широка, чем система соответствующей отрасли. Система законодательства о социальном обеспечении как совокупность нормативных актов, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, хотя и отражает структуру отрасли права, однако также не совпадает с ней.

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов.

Читайте также: