Как согласовать остановку общественного транспорта

Обновлено: 02.07.2024

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ АВТОБУСНЫХ ОСТАНОВОК . Союздорнии , М ., 1975.

Предисловие

Работа выполнена на основе обобщения отечественного и зарубежного опытов , анализа материалов обследований дорог и исследований режимов движения в зонах автобусных остановок .

При разработке учтены работы МАДИ и Союздорпроекта .

Замечания и предложения просим направлять по адресу : 143900, Московская обл ., Балашиха -6, Союздорнии .

кандидат технических наук Н . В . Горелышев

1.4 . Автобусные остановки относятся к дорожным инженерным сооружениям и предназначены для обслуживания населения прилегающих территорий или пассажиров других видов транспорта .

1.5 . При проектировании автобусных остановок необходимо обеспечить высокие транспортно - эксплуатацион ные показатели работы автобусов и автомобилей на дорогах и безопасность движения .

2.1 . При расположении автобусных остановок необходимо учитывать следующие факторы :

пассажиропотоки , их формирование и распределение по протяжению дорог ;

обеспечение высоких транспортно - эксплуатационных показателей работы автобусов и автомобилей на участках дорог совмещенного движения ;

обеспечение безопасности движения .

2.2 . Местоположение автобусных остановок определяется размещением населения в зоне тяготения , пассажиропотоками , наличием в прилегающей зоне остановочных пунктов других видов общественного транспорта . При этом должно учитываться перспективное развитие районов и удовлетворение потребности населения прилегающих территорий в общественном транспорте .

2.3 . На дорогах I - III категорий , как правило , следует размещать остановки автобусов дальнего следования , а их маршруты целесообразно организовывать с заездом в населенные пункты к автостанциям для обеспечения пересадок на местные маршруты . Местные автобусные маршруты организуются на дорогах IV - V категорий с использованием дорог I - III категорий лишь для подъезда к близлежащим населенным пунктам или для пересадки на маршруты дальнего следования .

2.4 . На дорогах I - III категорий вне населенных пунктов минимальные расстояния между остановками рекомендуется принимать 3 - 5 км , в густонаселенных районах - 1,5 км , а на дорогах IV - V категорий - 500 м .

2.5 . Автобусные остановки располагают , как правило , на прямых участках . Допускается их расположение на кривых в плане с радиусами не менее 1000 м для дорог I и II категория , 600 м - III категории и 400 м - IV - V категорий , с обеспечением видимости в соответствии с требованиями п . 2.8 .

2.6 . Продольный уклон в зоне автобусных остановок должен быть не более 40 ‰ . При расположении остановок на подъемах следует учитывать влияние съезда и выезда автобусов с основных полос на скорости и траектории движения автомобилей в зоне высоких скоростей , а на спусках - увеличение тормозного пути .

2.7 . При расположении остановок в зоне вертикальных выпуклых кривых следует учитывать ограничение видимости и сложность оценки маневра автобуса и поведения пешеходов . В зоне вертикальных вогнутых кривых размещение остановок нежелательно .

Рекомендуется автобусные остановки располагать на горизонтальных участках или при уклонах до 20 ‰ , а в зоне вертикальных кривых - при величине радиусов не менее норм СНиП II - Д .5-72 и сопряжении разности уклонов не более 40 ‰ .

При дополнительной полосе на подъеме переходно - скоростные полосы и остановочную площадку выполняют параллельно ей .

2.8. При проектировании автобусных остановок необходимо обеспечивать видимость в продольном профиле и плане для дорог соответствующих категорий . Это требование должно соблюдаться при расположении павильона относительно кромки остановочной площадки с внутренней с тороны кривых в плане . При размещении павильона в плане рекомендуется учитывать стадийное совершенствование дороги : при перспективной интенсивности 10000 - 15000 авт / сутки для дорог I категории - увеличение числа полос ; при 5000 - 7000 авт / сутки для дорог II категории и 2000 - 3000 авт / сутки для дорог III категории - перевод в более высокую категорию .

2.9 . Автобусные остановки для встречных направлений движения на дорогах I категории следует располагать напротив друг друга , а на д орогах остальных категорий их надлежит смещать по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими боковыми гранями павильонов .

2.10 . На дорогах I категории , как правило , следует предусматривать сооружение подземного или надземного перехода и установку на разделительной полосе барьерного ограждения протяжением не менее 100 м .

2.11 . Автобусные остановки в зоне пересечений должны располагать с учетом обеспечения видимости .

2.12 . В зоне пересечений в одном уровне остановки располагаются за пересечением по ходу движения не менее чем на расстояние видимости поверхности дороги в соответствии с расчетной скоростью ( табл . 1 ).

Минимальные расстояния видимости поверхности дорог , м , при расчетной скорости , км / час

2.13 . В зоне пересечений в разных уровнях автобусные остановки , как правило , не устраивают . Их рекомендуется располагать за пределами пересечения с обеспечением видимости при движении по криволинейным элементам пересечения , в местах съезда с автомобильных дорог и выезда на них и по возможности с обеспечением боковой видимости .

При необходимости расположения автобусных остановок поблизости от путепровода их переходно - скоростные полосы проектируют в дополнение к полосам движения на пересечении .

2.14 . В зонах железнодорожных переездов автобусные остановки следует располагать не ближе 250 м от переездов .

2.15 . В отдельных случаях автобусные остановки по протяжению дороги целесообразно совмещать с площадками для остановок автомобилей , размещая последние за павильонами , в зависимости от местных условий .

2.16 . Автобусные остановки не следует проектировать на участках дорог , где расчетный коэффициент безопасности с учетом влияния остановок будет меньше 0,7 и ли коэффициент аварийности больше 20.

2.17 . Автобусные остановки не рекомендуется располагать :

в пониженных зонах рельефа местности , где возможны снежные заносы , подтопления , туманы , гололед ;

на участках дорог с насыпями более 1,5 м .

3.1 . При проектировании автобусных остановок предусматривают остановочные площадки для автобусов , переходно - скоростные полосы для торможения и разгона , посадочные площадки , площадки ожидания ( павильон для пассажиров ), тротуары и переходные дорожки , туалеты , а также отдельные элементы по изоляции автобусных остановок от основных полос движения , организации автобусного и пешеходного движения , освещению , архитектурному оформлению ( см . примеры решений - вклейка ).

3.2 . Длину остановочных площадок принимают в зависимости от количества автобусов , одновременно останавливающихся на данной остановке , но не менее : 10 м для одного автобуса , 25 м при одновременной остановке двух автобусов и 35 м при одновременной остановке трех автобусов .

Ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части : 3,75 м на дорогах I - II категорий ; 3,5 м на дорогах III категории и 3 м на дорогах IV - V категорий .

3.3 . Переходно - скоростные полосы , примыкающие к остановочной площадке и предназначенные для торможения и разгона автобусов , проектируют в соответствии с категорией дороги . Длину переходно - скоростных полос принимают по табл . 2 .

Отгон полос торможения следует начинать с уступа в плане величиной 0,5 м для четкого выделения начала полосы торможения .

3.4 . Ширину переходно - скоростных полос принимают равной ширине основных полос движения . При установке бордюров по кромке переходно - скоростных полос последние следует уширять на величину , равную двум возвышениям бордюра над проезжей частью - при расположении бордюра с одной стороны и на величину пяти возвышений - при двустороннем расположении . Допускается не выполнять это уширение на участках , где скорость движения автобусов менее 30 км / час : на полосах торможения на протяжении до 25 м и на полосах разгона на протяжении до 75 м от остановочных площадок .

3.5 . Ровность и коэффициент покрытия переходно - скоростных полос и остановочных площадок должны быть не ниже , чем на основных полосах движения . Переходно - скоростные полосы рекомендуется выделять по возможности по внешнему виду , осветлять или выполнять цветными .

П родольный уклон , ‰

Длина полос полной ширины , м

Длина отгона полос разгона и торможения , м

3.6 . Посадочные площадки должны быть приподняты на 0,2 м над покрытием остановочных площадок и отдалены от них бордюрами . Длина посадочных площадок - не менее 10 м, ширина - не менее 2 м . Они должны иметь твердые покрытия , устраиваемые по типу тротуаров . Их решение увязывают с расположением павильонов , тротуаров и пешеходных дорожек .

3.7 . В комплекс обустройств площадки ожидания у автобусной остановки должны быть включены : павильон , тротуары и пешеходные дорожки , озеленение, скамейки , урны , а при необходимости и контейнеры для мусора , т уалет .

3.8 . Павильоны устанавливают на автобусных остановках дорог I - II категорий во всех случаях . На дорогах III категории д опускается не устраивать павильон на остановке , где ожидается только высадка пассажиров . На дорогах IV - V категорий устройство павильона допускается на одной из двух рядом расположенных автобусных остановок .

На дорогах I категории при устройстве пешеходных переходов в разных уровнях павильоны выполняют по индивидуальным проектам с лестницами к переходу и помещениями для эксплуатации перехода . Решение отдельных элементов павильонов , тоннелей принимают по действующим типовым проектам .

Тип павильона назначается в зависимости от интенсивности пассажиропотока и местных климатических условий .

Ближайшая грань павильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки . При размещении павильона следует обеспечивать видимость и учитывать перспективу согласно п . 2.8. Рекомендуется размещать павильон на расстоянии от 3 до 6 м от кромки остановочной площадки - при расположении его ниже отметки проезжей части до 0,25 м и от 3 до 12 м при возвышении павильона до 2 м .

3.9 . Тротуары и пешеходные дорожки в зоне автобусной остановки проектируют в соответствии с указаниями п . 2.10 .

От павильонов автобусных остановок до существующих тротуаров или улиц в направлении движения основного потока пассажиров рекомендуется устраивать пешеходные дорожки или тротуары шириной не менее 1 м . При отсутствии улиц или тротуаров , в целях организованного выхода пассажиров за пределы опасной придорожной зоны , пешеходные дорожки следует проектировать в направлении основных пассажиропотоков на минимальное расстояние боковой видимости ( для дорог I - III категории - 25 м от кромки проезжей части и для дорог IV - V категорий - 15 м ). При необходимости устраивают лестницы , водопропускные трубы или лотки .

Тротуары и пешеходные дорожки проектируют в соответствии с требованиями норм проектирования улиц , дорог и площадей населенных пунктов .

3.10 . Туалеты в зоне автобусных остановок устанавливают : на дорогах I - II категории при наличии пешеходного перехода в разных уровнях - у одной площадки ожидания , при отсутствии перехода - у каждой площадки ожидания ; на дорогах III категории - у одной площадки ожидания . Туалеты устраивают не менее чем на два очка и не ближе 15 м от павильона .

3.11 . Остановочные площадки и примыкающие к ним участки переходно - скоростных полос на протяжении не менее 20 м следует отделять от основных полос движения разделительной полосой шириной 0,75 м для дорог I и II категорий и 0,5 м - для дорог III категории . Эти разделительные полосы следует проектировать в одном уровне или возвышающимися над прилегающими полосами движения на 0,08 м . Остальные участки переходно - скоростных полос отделяют от основных полос движения сплошной линией разметки , а отгоны - пунктирной линией .

Покрытие разделительной полосы , как правило , должно отличаться по цвету или выделяться разметкой .

На дорогах IV - V категории остановочные площадки отделяют от основных полос движения сплошной линией , а переходно-скоростные полосы и их отгоны - пунктирной линией .

3.12 . Ширину обочин , прилегающих к переходно - скоростным полосам , допускается принимать 1,5 м для дорог I , II и III - п категорий и 1 м - для дорог остальных категорий . При необходимости следует учитывать возможность размещения тротуара . Изменение ширины обочины выполняют на протяжении отгона переходно - скоростных полос .

3.13 . Сопряжения полос разгона и торможения с обочиной ( для выделения кромок проезжей части и четкой организации движения ) следует выполнять , как правило , через укрепленные полосы шириной 0,75 м - на дорогах I - II категорий и шириной 0,5 м - на дорогах III категории . На дорогах IV - V категорий кромки рекомендуется маркировать сплошной линией разметки .

3.15 . Организация движения пешеходов обеспечивается : установкой ограждения по оси разделительной полосы и подземным переходом на дорогах I категории ( п . 2.10 ); размещением и расположением павильонов ( пп . 2.9 , 3.8 ); поднятием посадочной площадки ( п . 3.6 ); выполнением пешеходного перехода и тротуаров к нему ( п . 2.10 ); комплексом обустройств площадки ожидания ( п . 3.7 ); устройством пешеходных дорожек ( п . 3.9 ); установкой у перехода дорожных знаков для пешеходов по ГОСТ 10807 -71.

3.16 . При проектировании электрического освещения следует обеспечить освещение не только автобусной остановки , но и прилегающих участков дорог на протяжении не менее 100 м за отгонами переходно - скоростных полос для обоих направлений движения .

При расстоянии между соседними освещаемыми участками менее 250 м рекомендуется устраивать непрерывное освещение дороги , исключающее чередование освещенных и неосвещенных участков .

Размещение светильников должно способствовать подчеркиванию главной дороги , ориентированию водителей , освещению опасных зон ( пешеходных переходов , тротуаров , посадочных площадок , отгонов переходно-скоростных полос , пешеходных дорожек , туалетов ), а также раскрытию архитектурных особенностей автобусной остановки .

Опоры светильников следует , как правило , располагать за бровкой земляного полотна .

В исключительных случаях допускается располагать отдельные опоры на обочине или разделительной полосе ( при ее ширине не менее 5 м ). Расстояние от кромки проезжей части до ближайшей грани опоры в этом случае должно быть для дорог I - II категорий не менее 2 м и для дорог других категорий - не менее 1,75 м . От кромок переходно - скоростных полос опоры должны отстоять не ближе 1,75 м .

3.17 . Вертикальная планировка автобусных остановок должна обеспечивать водоотвод и способствовать увязке с прилегающей местностью . Крутизну откосов земляного полотна следует назначать в соответствии с окружающим рельефом . В равнинной местности откосы по возможности следует устраивать пологими с заложением не более 1:3, а контуры расширенного земляного полотна должны быть плавными , без изломов , в соответствии с развитием переходно - скоростных полос .

3.18 . При проектировании следует уделять особое внимание современному архитектурному оформлению автобусных остановок в соответствии с климатическими , местными и национальными особенностями района .

Автобусные остановки должны служить композиционным центром архитектурного ансамбля дороги .

Планировочные решения автобусной остановки , конструкции павильонов , внешняя отделка элементов остановки , малые архитектурные формы , озеленение и освещение должны композиционно сочетаться с окружающей обстановкой .

Стены павильонов закрытого и полузакрытого типов целесообразно выполнять из прозрачного материала со стороны ожидаемого автобуса и дороги для хорошего обзора .

Яркая окраска деталей павильонов , выполнение посадочных площадок , тротуаров и пешеходных дорожек из плит и материалов , различных по величине , конфигурации и цвету , малые архитектурные формы , отражающие национальный и местный колорит - все это должно быть использовано для художественного оформления зон автобусных остановок .

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЙ АВТОБУСНЫХ ОСТАНОВОК


Рис . 1 . Схема автобусной остановки на д орогах I категории :

1 - павильон для пассажиров ; 2 - посадочная площадка ; 3 - туалет

( l о.п - длина остановочной площадки ; S ш - длина отгона полос торможения и разгона ; S p - длина полосы разгона ; S т - длина полосы торможения ; b p - ширина разделительной полосы ; n - число полос движения )


Рис . 2 . Схема автобусных остановок на дорогах II - III категорий . Обозначения см . рис . 1 ( ширины проезжей части , переходно - скоростных полос и разделительных полос указаны для дорог III категории )


Рис . 3 . Схемы автобусных остановок на дорогах IV - V категорий . Обозначения см . рис . 1 .


Рис . 4 . Схема совмещенного решения автобусной остановки и площадки для стоянок автомобилей.


Рис . 5 . Схема расположения автобусных остановок в зоне пересечений в одном уровне.


Вс е м хорошо известно, что остановка общественного транспорта это отдельная площадка около дороги, на которой происходит посадка и высадка пассажиров из автобусов, троллейбусов и т.д. На некоторых остановках в часы пик образуются очереди из граждан, ожидающих прибытие нужного им общественного транспорта.

Для юриста остановка общественного транспорта это особая территория, где как и у пешеходов, так и у водителей существуют отдельные права и обязанности.

1 . Что такое остановка общественного транспорта по закону ?

остановка

Остановка общественного транспорта это, в первую очередь, определенный земельный участок. Границы земельного участка четко установлены органом местного самоуправления. Обязательным условием организации площадки для установки общественного транспорта является ее согласование с правоохранительными органами, в том числе и дорожно-патрульной службой(ДПС).

Во-вторых, остановка маршрутных транспортных средств должна быть выделена из общей площади дороги. Такое выделение происходит за счет организации подъездного кармана. При большой загруженности дороги организация кармана позволяет не образовываться пробкам. К сожалению, в нашей стране большинство остановок не оборудованы должным образом.

В-третьих, юридически, к остановке относится прилегающая площадь дорожного полотна. Правовые особенности, о которых мы расскажем ниже, распространяются на пятнадцать метров до остановки и на пятнадцать метров после нее. Это расстояние считается по полотне движения, примыкающей к остановке или подъездному карману.

Остановка общественного транспорта должна быть выделена соответствующими знаками дорожного движения и разметкой. Закон допускает организацию остановки только одним знаком.

2. Какими знаками и разметкой обозначается остановка общественного транспорта


Всем этот знак хорошо знаком – черный символ автобуса в голубом прямоугольнике. Если водитель личного автотранспорта увидит этот знак, то он не имеет право останавливаться за 15 метров до него или 15 метров после. В правилах дорожного движения этот знак имеет номер 5.16.

Ещё одним способом обозначения остановки транспортного средства является ломаная линия оранжевого или темно-желтого цвета. Если на проезжей части присутствует такая разметка, то пятнадцатиметровая зона начинается с начала и с конца разметки.

ВНИМАНИЕ! Если перед остановкой отсутствует какой-либо знак, кроме знака "Остановка общественного транспорта", то любой автомобилист может совершить остановку в пятнадцатиметровой зоне для посадки и высадки пассажиров. При этом время остановки не может составлять более 5 минут. Если же перед остановкой автобуса(троллейбуса или трамвая) присутствует знак "Остановка запрещена", то никто кроме маршрутного транспорта не имеет право останавливаться на самой общественной остановке, ни в запрещенных пятнадцатиметровых зонах перед и позади нее.

3. Кто имеет право останавливаться на остановке общественного транспорта?

Если перед остановкой установлен знак, запрещающий остановку любых транспортных средств кроме общественного транспорта, то останавливаться на такой площадке могут только две категории автомобилей.

3.1. Остановка маршрутных транспортных средств

остановка марштурное такси

Во-первых, к такой категории транспортных средств относятся маршрутные транспортные средства. Для того чтобы автомобиль считался маршрутным транспортным средством он должен отвечать нескольким требованиям.

Должен существовать четко зафиксированный маршрут движения с размеченными на нем местами остановок. При этом, как мы писали выше, места остановок должны быть официально созданы органом местного самоуправления. Фиксирование маршрута происходит путем разработки и согласования графической схемы маршрута с обязательным текстовым ее описанием. Также необходимо оформить карту маршрута. Движение по маршруту должно осуществляться в четко установленных интервалах времени. Время прибытия на остановки должно быть установлено точно.

3.2. Остановка легкового пассажирского такси

Учитывая то , что с каждым днём количество остановок с установленными средствами видео фиксации правонарушений растёт в геометрической прогрессии , мы не рекомендуем рядовым автолюбителям производить посадку и высадку пассажиров на автобусных ( троллейбусных ) остановках .

4. Какой установлен штраф за остановку и стоянку на остановке общественного транспорта?

обжалуем штраф

Если вы умышленно прекратили движение и остановились на автобусной остановке, то это означает, что вы совершили административное правонарушение. Степень тяжести ответственности виновника зависит от того, на каком транспортном средстве совершено правонарушение и в каком населенном пункте оно произошло.

Так, если остановка транспортного средства имела место на легковом автомобиле, то штраф за подобное правонарушение составит полторы тысячи рублей.

Если водитель остановился в неположенном месте на грузовом транспорте , то штраф будет в размере пятьсот рублей .

Если же правонарушение было совершено в Москве или в Санкт - Петербурге , то штраф для легковых машин будет три тысячи рублей . Водители грузовиков должны будут заплатить штраф суммой пять тысяч рублей .

Автобус едет мимо остановки

Каждый пассажир, который регулярно пользуется общественным транспортом, хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда автобус проехал мимо остановки и не остановился. При этом пассажиры не смогли зайти или выйти в нужном месте.

Причем речь идет не только об автобусах в общем понимании (больших автобусах), но и о маршрутных такси (маленьких автобусах) и о троллейбусах.

Разберемся, обязан ли водитель автобуса останавливаться на каждой обозначенной остановке маршрута.

Должен ли автобус останавливаться на каждой остановке?

3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

4. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

5. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

Пункт 3 говорит о том, что возможны 2 варианта перевозок:

  • с посадкой пассажиров только на остановочных пунктах;
  • с посадкой пассажиров в любом месте на маршруте.

Пункт 4 говорит о том, что в первом случае (при посадке только на остановках) на маршруте кроме обычных остановок могут быть предусмотрены остановки по требованию. Такие остановки автобус может проигнорировать.

Пункт 5 говорит о том, что во втором случае (при посадке в любом месте) все остановки на маршруте являются остановками по требованию.

Таким образом, автобус обязан остановиться на остановке только в том случае, если одновременно выполняются 2 условия:

  • маршрут предусматривает остановку только на остановочных пунктах;
  • выбранная остановка на маршруте является обычной, а не остановкой по требованию.

Получается, что нельзя говорить о том, что каждый автобус обязан останавливаться на каждой остановке.

Как узнать, является ли остановка обязательной?

Чтобы проверить, является ли остановка обязательной для выбранного маршрута автобуса, нужно сделать следующее:

  1. найти документ, в котором утвержден необходимый маршрут;
  2. проверить, что сам маршрут предусматривает посадку пассажиров только на остановках;
  3. проверить, что нужная остановка есть в маршруте и она не является остановкой по требованию.

Рассмотрим на примере, как найти такую информацию. Предположим, что нас интересует маршрут автобуса №17 в городе Рязань.

1. На сайте Администрации города Рязани найдем документ, который называется "Реестр маршрутов регулярных перевозок муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области".

2. Документ содержит таблицу с различными маршрутами автобусов. Найдем в этой таблице маршрут номер 17:

Регистрационный номер маршрутаПорядковый номер маршрутаНаименование маршрутаНаименования промежуточных остановочных пунктовНаименования улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение ТСПротяженность маршрута (км.)Порядок посадки и высадки пассажировВид регулярных перевозокВиды ТС и классы ТС, которые используются для перевозок по маршруту, максимальное количество ТС каждого классаЭкологические характеристики ТС, используемых для перевозок по маршрутуДата начала осуществления регулярных перевозокНаименования, место нахождения юр. лица, ФИО индивидуального предпринимателя, осуществляющих перевозки по маршруту
15№ 17"ДПР-5 –
пос. Семчино –
Недостоево"
* ** 28,13
(26,27)
в каждом остановочном пунктепо регулируемым тарифамАвтобус средний, большой, особо большой класс – 30 ед.-2007Муниципальное унитарное предприятие города Рязани "Управление Рязанского троллейбуса"
390005, г. Рязань, ул. Дзержинского, 21


* ДПР-5, Песоченская ул., Дубовая роща, Новоселов, 60, Новоселов, 54, Сбербанк, (в прямом направлении ЦТ Октябрьский, ул. Зубковой, 23, Молодежный городок, ул. Тимакова), (в обратном направлении Городская больница № 11, Стоматологическая поликлиника, Шереметьево), Кинотеатр Октябрь, ул. Новоселов, ул. Советской Армии, Касимовское шоссе, Кальное, Гражданская ул., Автобусный парк, Автошкола ДОСААФ, ул. Циолковского, Театральная пл., (в обратном направлении ТЦ Атрон-Сити), Памятник Павлову, (в прямом направлении Цирк), (в обратном направлении Библиотека им. Горького), пл. Ленина, Дом художника, Магазин Фаворит, (в прямом направлении Гипермаркет Лента (Борки), Борковской карьер, ул. Бирюзова, Интернациональная ул,, 23, Муниципальный рынок, 3-й квартал, Аптека, Школа, Больничный комплекс, Телезавод, (в обратном направлении Дачная ул.), (в прямом направлении Трехреченская ул., ул. Свободы), (в обратном направлении Семчинская ул., д.11), пос. Семчино, (в прямом направлении Телезавод), ГПТУ, (в прямом направлении По требованию (Интернациональная ул.), Завод ТКПО, Дягилевская ТЭЦ, Комбайновый завод, ул. Сельских Строителей, 1в, ул. Сельских Строителей, 2, Недостоево

** Песоченская ул., Шереметьевская ул., ул. Новоселов, ул. Зубковой, ул. Тимакова, ул. Новоселов, ул. Советской Армии, Касимовское ш., Новая ул., ул. Циолковского, ул. Ленина, Соборная ул., Первомайский пр-кт, ул. Каширина, 12-й р-н п. Борки, Северная Окружная дор., ул. Бирюзова, Интернациональная ул., Семчинская ул., Промышленная ул., ул. Сельских Строителей

3. В первую очередь обратим внимание на столбец 7 таблицы "Порядок посадки и высадки пассажиров". Напротив маршрута №17 в этом столбце указано "в каждом остановочном пункте". То есть автобус может останавливаться только на остановках, указанных в столбце 4. В других местах остановки запрещены.

4. Изучим столбец №4 (сноска "*") "Наименования промежуточных остановочных пунктов". Оказывается, что у маршрута №17 есть только одна остановка по требованию - "Интернациональная ул.". Прочие остановки являются обязательными и водитель не должен их игнорировать.

По аналогии с приведенным выше примером Вы можете найти информацию по интересующему Вас маршруту.

В заключение хочу отметить, что в отличие от высадки пассажиров в неположенном месте, КоАП РФ не предусматривает специального наказания для водителя автобуса, который по каким-то причинам проигнорировал обязательную остановку и не остановился на ней. То есть единое для РФ наказание не предусмотрено и можно попытаться лишь найти штрафы в региональных нормативных документах.

Тем не менее, если Вы пострадали из-за того, что водитель не остановился, и Вы хотите исключить подобные ситуации в будущем, то в первую очередь напишите жалобу работодателю этого водителя (в транспортное предприятие). Организация в любом случае заинтересована в том, чтобы водитель перевозил всех пассажиров, а пассажиры были довольны качеством услуг, поэтому с водителем, как минимум, проведут разъяснительную беседу.

Автобусные остановки, фото которых представлены в статье, выступают как специально отведенные общественные места, в которых осуществляется посадка/высадка пассажиров наземного рейсового транспорта общего пользования. Почти все такие участки оборудованы табличками с номерами и расписанием маршрутов, а в некоторых случаях дополнительно присутствует карта района.

остановка автобусная

Автобусные остановки: ГОСТ

Существуют определенные требования к местам высадки/посадки пассажиров общественного транспорта. Они касаются непосредственного внутреннего и внешнего обустройства участков, а также расстояния, которое должно выдерживаться в таких местах. Автобусная остановка в городе включает в себя:

  1. Площадку ожидания (для дорог 1-3 кат.).
  2. Заездной карман. Он обустраивается при размещении объекта в зоне примыкания или пересечения дорог.
  3. Остановочную площадку.
  4. Переходно-скоростные полосы.
  5. Посадочную площадку.
  6. Разделительную полосу (для дорог 1-3 кат.).
  7. Скамьи.

автобусные остановки гост

Посадочная площадка

Ее ширина должна быть не менее 3-х м. На ней осуществляется высадка/посадка пассажиров в транспорт. Длина этого участка должна быть не меньше, чем у остановочной площадки. Величина последней определяется в соответствии с габаритами одновременно находящихся на ней транспортных средств, но не менее 13-ти м. Посадочная площадка должна быть приподнята над поверхностью остановочной на 0.2 м. По границе этих участков оборудуется бордюр. Его продолжают по переходно-скоростным полосам при наличии тротуара, идущего рядом с ними.

 знак автобусная остановка

Заездной карман

Он обустраивается, если остановка автобусная размещается в зоне примыкания/пересечения дорог, когда переходно-скоростной полосой пользуются как автомобили частного пользования, так и общественный транспорт. Заездной карман включает в себя:

  1. Участки выезда/въезда. Их длина составляет 15 м.
  2. Остановочную площадку.

Классификация

Остановка автобусная может быть:

  1. Постоянной. На эти участки прибытие транспорта осуществляется согласно расписанию. Как правило, через установленные временные промежутки.
  2. По требованию. Транспортное средство на таких участках останавливается по просьбе пассажира. Если человек находится внутри салона и ему нужно выйти, он говорит об этом вслух или нажимает соответствующую кнопку. При нахождении пассажира на остановке нужно поднять руку. В противном случае транспорт проедет мимо. Зачастую на таких участках отсутствует знак "Автобусная остановка".

автобусные остановки фото

Указанные типы считаются основными. В практике существуют также полупостоянные остановки автобусов. Транспорт прибывает через установленные промежутки времени на интервальных маршрутах, но на участках посадки/высадки имеет место неравномерное распределение пассажиропотока. Полупостоянная остановка автобусная введена на специализированных маршрутах. Если водитель не видит желающих выйти/войти, то он проедет мимо такого участка. Сравнительно недавно получили распространение так называемые фальшивые остановки. Они оборудуются вблизи больниц и домов престарелых. Такое нововведение позволяет быстро найти пациентов, страдающих расстройством памяти, покинувших медучреждение.

Можно ли останавливаться на автобусной остановке другому транспорту?

Ответ на этот вопрос содержится в ПДД. Согласно правилам, остановка не допускается ближе 15-ти м от участка, оборудованного для маршрутных ТС, обозначенных разметкой 1.17. В случае отсутствия последней расстояние исчисляется от указателя места. По смыслу правила, запрет распространяется во всех направлениях. К примеру, на двухполосной дороге не допускается стоянка и на противоположной стороне, поскольку расстояние будет меньше 15-ти м. Многие водители интересуются, можно ли останавливаться на автобусной остановке впереди общественного транспорта. Такое действие также запрещено правилами. Кратковременная стоянка не допускается ни до, ни после общественного транспорта в специально оборудованных для него местах. Однако из правила есть все же исключение. Можно останавливаться на автобусной остановке для высадки/посадки пассажиров. При этом не должно создаваться помех для движения общественного транспорта.

автобусная остановка в городе

Объезд через сплошную

По смыслу правил общественный транспорт не считается препятствием. Однако во многих случаях остановка автобусная располагается на двухполосной дороге со сплошной линии. В таких ситуациях общественный транспорт создает помеху для водителей других ТС. При объезде в этом случае последним придется пересечь сплошную. А это, в свою очередь, является нарушением правил. В результате водитель другого ТС может понести наказание по ч. 3 ст. 12.15 КоАП. Санкция по данной части статьи представляет собой административный штраф величиной 1-1.5 тыс. р.

Препятствие или нет?

П. 1.2 ПДД содержит указание, что не является помехой транспортное средство, которое остановилось согласно Правилам. Препятствием считается неподвижный объект, расположенный на полосе движения, не позволяющий продолжать движение. К нему относят неисправное либо поврежденное ТС, дефект непосредственно самой проезжей части, разного рода посторонние предметы и так далее. П. 12.4 ПДД говорит о том, что остановка запрещается, если между ТС и сплошной линией расстояние меньше 3-х м. На таких участках также не допускается стоянка. В Приложении 1 к Правилам указывается, что место остановки автобуса (троллейбуса) обозначается знаком 5.16. Может возникнуть ситуация, когда общественный транспорт производит высадку/посадку пассажиров на специально оборудованном участке, но расстояние до сплошной меньше 3-х м. По Правилам, если разметка противоречит значению дорожного знака, то необходимо руководствоваться последним. Таким образом, автобус остановится согласно ПДД. Это значит, что он не является препятствием.

можно ли останавливаться на автобусной остановке

Ч. 4 и 5 ст. 12.15 КоАП

Если остановившийся общественный транспорт не будет являться препятствием, то водитель другого ТС может быть привлечен за обгон. Ответственность в таком случае наступает по ч. 4 и 5 ст. 12.15 КоАП. В них устанавливаются санкции за нарушение правил расположения ТС на проезжей части, обгона и встречного разъезда:

  1. Ч. 4. В ней сказано, что выезд в нарушение Правил на полосу, которая предназначена для встречного движения, или на трамвайный путь встречного направления, кроме случаев, установленных в ч. 3 рассматриваемой статьи, влечет административное взыскание в виде штрафа. Его величина составляет 5 тыс. руб. К водителю может быть применена другая санкция, предусмотренная в ч. 4 - лишение права на управление ТС на 4-6 мес.
  2. Ч. 5 устанавливает наказание за повторное административное нарушение, предусмотренное в ч. 4. В этом случае водителю грозит лишение прав на управление транспортом на год. При фиксации нарушения автоматическим специальным техническим средством, в котором предусмотрена функция видеозаписи, фото- и киносъемки, в качестве санкции предусмотрен штраф. Его величина аналогична той, что установлена в ч. 4 - 5 тыс. руб.

 можно останавливаться на автобусной остановке

Важный момент

В рассмотренном выше случае противоречия между разметкой и знаком на самом деле нет. Это обусловлено тем, что сплошная линия сама по себе не запрещает остановку. Ее не допускает п. 12.4 ПДД. Таким образом, противоречие возникает между пунктом Правил и дорожным знаком. Этот случай в ПДД не описан и считается неразрешимым противоречием. Соответственно, в данном случае будет действовать ст. 1.5, по которой неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Таким образом, нельзя привлечь водителя по ч. 4 либо 5 ст. 12.15 КоАП.

Читайте также: