В каких ситуациях может оказаться эффективным стиль компромисса уклонения приспособления

Обновлено: 30.06.2024

У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, который – один из самых главных врагов менеджера, т.к. он дезорганизует людей, переводит их в эмоции, а не разум. Поэтому одна из функций менеджера, как человека, работающего с людьми, – предотвращение возникновения, сглаживание последствий конфликта, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию. Но часто управленцы, которые не могут сосредоточиться в конфликтной ситуации, встать на объективную позицию, сами инстинктивно пытаются или предотвратить конфликт или отложить, что не дает полного решения проблем в деловом коллективе.

Любая организация в своей жизнедеятельности связана с неизбежностью возникновения внутри нее различного рода конфликтов. Конфликт является естественным условием существования любого сообщества людей, источником и движущей силой развития этого сообщества. Такое восприятие конфликта дает возможность использовать его в качестве инструмента воздействия на развитие организации через изменение при необходимости ее культуры, структуры и создание, тем самым, условий для наиболее эффективной работы коллектива по достижению организационных целей.

Откуда же такая боязнь конфликтов? Очевидно, что от неумения разрешать конфликтные ситуации, предупреждать их возникновение. Руководитель рассматривает конфликт как стихийное бедствие вместо того, чтобы относится к этому явлению как к социальному бытию. Конфликт необходим для продвижения и отбора новаций, развития и движения организации вперед. Не менее 40% рабочего времени просто сжигается в конфликтах и спорах.

СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ И РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Стили поведения в конфликтных ситуациях

Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определённый стиль поведения, учитывая при этом ваш собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта.

Ваш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально). Если ваша реакция пассивна, то вы будете стараться выйти из конфликта; если она активна, то вы предпримете попытки разрешить его. Такие оценки вы можете сделать для себя и для других участвующих в конфликте сторон.

Необходимо также проанализировать конфликтную ситуацию со стороны взаимодействия ее участников. Если вы предпочитаете совместные действия, то вы будете пытаться разрешить конфликт вместе с другим человеком или группой людей, которые в нем участвуют. Если же предпочитаете действовать индивидуально, то будете искать свой путь решения проблемы или путь уклонения от ее решения. Степень кооперативности в поведении также легко может быть оценена для вас и для других людей.

Если вы внимательно рассмотрите и примерите к себе различные стили, то вы можете узнать тот, к которому вы обычно прибегаете в конфликтных ситуациях; вы можете также определить и те стили, которыми обычно пользуются связанные с вами люди. Ниже кратко описан каждый из упомянутых стилей.

Стиль конкуренции (соперничества). Человек, использующий стиль конкуренции, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. При этом стиле свойственно стремление в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждение других людей принимать ваше решение проблемы.

Стиль уклонения (ухода). Это второй из пяти основных подходов к конфликтной ситуации, реализуется тогда, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от разрешения конфликта. Вы можете использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить время и силы на ее решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении.

Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека; ваш оппонент обладает большей властью; вы вынуждены общаться со сложным человеком; нет серьёзных оснований продолжать с ним контакты; вы не знаете, что предпринять, или принимать какое-то конкретное решение сейчас нет необходимости; для решения конкретной проблемы вы не располагаете достаточной информацией и т.д. Все это – серьезные основания для того, чтобы не отстаивать собственную позицию.

Стиль приспособления. Он означает, что вы, действуя совместно с другим человеком, не пытаетесь отстаивать собственные интересы. Этот стиль полезен в тех случаях, когда вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью, ваш вклад не очень велик, и вы не делаете ставку на положительное для вас решение проблемы. Вы чувствуете, что, немного уступая, вы мало теряете. Или что в данных условиях надо несколько смягчить ситуацию.

Для успешного использования стиля сотрудничества необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон. Раз вы оба понимаете, в чем состоит причина конфликта, вы имеете возможность вместе искать новые альтернативы или выработать приемлемые компромиссы.

Стиль компромисса. Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое. Иными словами, вы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Вы делаете это, обмениваясь уступками и торгуясь для выработки компромиссного решения.

Такие действия могут в некоторой степени напоминать сотрудничество. Однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством; вы уступаете в чем-то, другой человек также в чем-то уступает, и в результате вы можете прийти к общему решению. Вы не ищете скрытые нужды и интересы, как в случае применения стиля сотрудничества. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу о своих желаниях.

Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда вы и другой человек претендуете на один и тот же объект, но знаете, что одновременно это невыполнимо.

Типичные случаи, при которых стиль компромисса наиболее эффективен: обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы; вы хотите получить решение быстро, потому что это более экономичный и эффективный путь; вас может устроить временное решение; вы можете воспользоваться кратковременной выгодой; другие подходы к решению проблемы оказались не эффективными; удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную цель; компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.

Общий подход к управлению конфликтными ситуациями.

Для успешного разрешения конфликтных ситуаций необходимо учитывать следующие положения:

- следует понять и принять неизбежность встречи с конфликтными ситуациями в своей работе;

- постараться вычленить наиболее вероятные конфликтные ситуации и научиться заранее способам их решения;

- осознать реальные причины таких ситуаций, увидеть трудности их разрешения и необходимость овладения способами их предупреждения;

- участники конфликтов имеют различный ранг, чем и определяется их разное поведение в конфликте;

- разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте.

Решение конфликтов

Типы исхода конфликтных ситуаций:

Второй вариант исхода – сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается.

Третий тип – компромисс. Под ним понимается открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом, и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту. Преимущество этого исхода во взаимности равности прав и обязанностей и легализации (открытости) претензий. Компромисс при соблюдении правил поведения в конфликте действительно снимает напряженность или помогает найти оптимальное решение.

Четвертый вариант – неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание позицию другого. Он обычно возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, собралась с силами и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не сможет снять другая сторона. Единственным положительным моментом конфронтации является то, что экстремальность ситуации позволяет партнерам лучше увидеть сильные и слабые стороны, понять запросы и интересы друг друга.

Этот исход конфликта в некотором смысле действительно быстро решает и решительно устраняет причины недовольства инициатора. Но он самый неблагоприятный для сохранения отношений.

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

Сегодня я продолжу рассказывать о стратегиях разрешения конфликтов. В этом выпуске я расскажу о стратегиях ухода и приспособления. Обычно их называют пассивными стратегиями, т.к. один из оппонентов не совершает никаких активных действий по разрешению конфликта. Традиционно их считают не самыми удачными при решении конфликтов. Однако есть ситуации, где использование пассивных стратегий не просто оправдано, а необходимо. Теперь обо всем подробнее.

Однако , это совсем не означает, что такая стратегия не оправдана.

Если выигрыш не значим по сравнению с усилиями, потраченными на разрешение конфликта, а отношения с оппонентом в дальнейшем не важны (цель не оправдывает средства), если Вы точно знаете, что сейчас Вы не сможете разрешить конфликт с пользой для себя, стратегия ухода оправдана.

Если ситуация накалена до предела, и необходимо время, чтобы создать условия для трезвой оценки и анализа ситуации, если для принятия решения необходимо время и дополнительные ресурсы, стратегия ухода оправдана.

Припомните время октябрьских событий в Москве в 1993 году. Сначала был спровоцирован затяжной скандал с законодательной властью. Затем противостояние из области словесных перепалок и взаимных обвинений превратилось в вооруженный конфликт со стрельбой, штурмом Телецентра в Останкино и мэрии. Можно было погасить конфликт в самом начале. Но задача была иной – необходимы были веские причины для полного и окончательного разгрома оппозиции. Поэтому конфликту сначала дали разгореться в полную силу. В результате такого намеренного уклонения все увидели – идет непримиримая война между ортодоксальными сторонниками законодательной власти и Российской Демократией. Демократическое Отечество в опасности! Почему президент проявляет нерешительность?! После того, как заговорщики "показали свое истинное лицо" широким массам российских граждан, с ними расправились достаточно жестко и быстро при моральной поддержке подавляющего числа жителей России. Без предварительного "сидения на горе" и наблюдения за битвой сторонников Верховного Совета с Демократией, можно было подавить беспорядки, но нельзя было получить широкую поддержку масс и понимания Запада.

Как видно из примера, уклонение от решения конфликта – мера временная, всего лишь первый шаг в цепи событий, который приводит, в конечном итоге, к выигрышу одной из сторон.

В тех случаях, когда оппонент имеет подавляющее превосходство, и прямое столкновение с ним грозит гибелью, разумнее избежать губительной для Вас ситуации и предотвратить поражение. Избегнув поражения, Вы сможете перегруппировать свои ресурсы, дождаться более благоприятной ситуации, получить новых союзников.

В 1941 году немецкие войска, входившие в состав группы армий "Юг", создали реальную угрозу окружения войск Юго-Западного фронта. Исходя из сложившейся ситуации, Начальник Генерального штаба Г.К. Жуков потребовал сдачи Киева. Это решение отдавало город, но сохраняло войска. Сталин был категорически против , его решение было продиктовано политическими, а не военными мотивами. Жуков был снят со своей должности.

В сентябре 1941 года немецкие войска прорвали фронт северо-восточнее и юго-западнее Киева. В окружение попали четыре армии Юго-Западного фронта. Пробиться на восток удалось небольшому количеству окруженных войск. В результате окружения под Киевом в кольце, по версии советских исторических источников, оказалось более 450 тысяч советских солдат. Если верить немецким источникам, в результате киевской операции вермахт взял в плен от 600 тысяч до двух миллионов красноармейцев.

Стратегия приспособления .

Стратегия приспособления уместна, если Вас не особенно волнуют последствия, да и происходящее тоже не имеет особого значения, если предмет разногласий для Вас менее существенен, чем для Вашего оппонента, а итог важнее для него, чем для Вас.

Анекдот по теме.

Стратегия приспособления оправдана, если для Вас важнее сохранить добрые отношения с оппонентом, нежели отстаивание собственных интересов. Или отстаивание своих интересов требует слишком много усилий и времени, (овчинка выделки не стоит).

Как и в случае уклонения от решения конфликта, приспособление стать частью большой стратегии по решению конфликта.

Пример (из книги А. Воеводина "Стратагемы - стратегии войны, манипуляции, обмана"). 27 июня 1976 года семь террористов из Народного фронта освобождения Палестины и западногерманской террористической организации " Баадер-Майнхоф " захватили самолет "А-300", взлетевший из Тель-Авива. По требованию террористов самолет совершил перелет в Уганду, поскольку именно диктатор Уганды И ди Амин согласился принять самолет с террористами. Террористы потребовали в обмен на 103 заложников освободить 53 палестинца, находившихся в израильских тюрьмах, и заплатить выкуп. Уганда находится на значительном расстоянии от Израиля. Диктатор Уганды на словах осуждая терроризм, на деле оказал террористам поддержку. Казалось, что власти Израиля поставлены в безвыходное положение и будут вынуждены пойти на уступки. На стороне Израиля было только одно реальное преимущество – полная неготовность террористов и армии Уганды к противодействию возможной специальной операции. Террористы предполагали, что находятся в беспроигрышном положении, власти Уганды считали, что их действительно считают миротворцами, а не пособниками террористической акции. И те, и другие были полностью уверены в собственном превосходстве и безопасности.

Одна группа израильтян врывается в здан ие аэ ровокзала и освобождает заложников, вторая уничтожает охрану аэропорта. Два прибывших бронетранспортера прикрывают аэропорт со стороны дороги в Кампалу на случай подхода подкрепления. Штурмовая группа с боем захватывает башню управления полетами и радиостанцию, другая группа расстреливает из гранатометов находящиеся на взлетных полосах МИГи, поскольку истребители могут догнать и уничтожить силы израильтян при отходе.

Через 40 минут аэропорт полностью находится под контролем коммандос, начинается эвакуация заложников. Вся операция продлилась 58 минут. Были уничтожены все террористы, погибло около 30 и ранено более 100 угандийских солдат. Уганда потеряла 11 истребителей. Потери израильской стороны составили два заложника и два военнослужащих.

Читайте также: