Как соблюдается этика речевого поведения в полемике с процессуальным противником в речи пример

Обновлено: 04.07.2024

Язык для государственного служащего - инструмент его профессиональной деятельности, и чем он совершеннее, тем эффективнее труд чиновника. Соблюдение языковых норм и правил - важное, но не единственное условие речевой культуры. Она предполагает также и умение партнеров строить свое речевое поведение с соблюдением норм этики. Речевая этика -это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях[56].

Каждому периоду истории, типу управления соответствует свой образ государственного служащего. Что касается нарушения этических норм делового общения власть имущими, то они не могут быть охарактеризованы как явления только нашего времени. На самом деле эти явления имеют свою предысторию. Известно, что любили крепко выражаться многие высокопоставленные и рядовые чиновники, государи и их приближенные, государственные деятели.

Оратор …Наши Джеки-потрошители… занимают правительственные места и получают десятки тысяч… (Аплодисменты слева).

Председательствующий. Прошу Вас не употреблять столь резких и оскорбительных выражений относительно отдельных лиц.

Оратор. …Я утверждаю, что тут полнейшая аналогия: они оба одинаково нелепы, бессмысленны и одинаково достойны второй Государственной Думы.

Председатель. Господин оратор, я должен Вам заметить, что подобные выражения с этой кафедры недопустимы[60].

Ядро оскорбительной лексики - лексика бранная, относящаяся к просторечию, жаргонам (гад ползучий, падла). Существование в любом языке жаргонной лексики, то есть специальных слов, используемых определенной социальной или профессиональной группой, вполне закономерно. Однако изобилие жаргонной лексики в речи государственных служащих - людей, занимающих заметное положение в общественной иерархии, вызывает обоснованный протест не только со стороны интеллигенции, деятелей образования и науки, но и большинства граждан. Жаргонизмы уже перестают осознаваться как языковая ошибка и часто используются говорящими вполне осознанно.

Так, в повседневное деловое общение и в публичные выступления некоторых ораторов проникли словаиз молодежного сленга - крутой, тусовка, клёво, из языка наркоманов - крыша поехала, быть в отключке и другие. Но особенно часто речи выступающих изобилуют лексикой из уголовного жаргона: нахапать, разборки, наехать, общак, базар, кинуть, обуть, замочить и т.п.

В отличие от жаргонизмов, просторечия и мата, которые находятся за пределами литературного языка, довольно большая часть оскорбительной (инвективной) лексики - это слова и словосочетания, входящие в литературный язык. В первую очередь, это разговорные слова и выражения. Как правило, в словарях они характеризуются как бранные, грубые или презрительные (девка, гадина, сволочь, мерзавец, поганый). К инвективам причисляют также лексику, содержащую резко отрицательную оценку человека (негодяй, подлец). Оскорбительная лексика включает в себя и слова, относящиеся к книжной общеупотребительной лексике современного русского языка и связанные с негативными оценочными характеристиками лица или его деятельности (бандит, вор, расист, предатель). К особой лексической группе подобной лексики лингвисты относят и нейтральные номинации лица по профессии, роду занятий, которые в переносном значении приобретают резко негативную оценку, обычно сопровождаемую экспрессией неодобрения, презрения: бюрократ, чиновник, мясник.

Однако у этой проблемы есть еще и этический аспект: не в любой аудитории и не в любой ситуации этично щеголять знанием иностранных слов, показывая свое превосходство, кичиться своим образованием, так называемой эрудицией, употребляя без перевода и пояснений иностранные слова, цитаты, непонятные большинству собеседников.

Регулирующая роль норм нравственности и этических принципов, которые конкретизируются в вежливом, корректном, тактичном, доброжелательном стиле общения, стиле управленческих отношений, должна стать фактором повышения эффективности и авторитета государственной службы.

Речевая этика публичного общения. Деловое общение бывает публичным(выступление перед аудиторией на совещании, в средствах массовой информации т.д.) и межличностным (при повседневном общении сотрудников, руководителя и подчиненного).

Вот типичные нарушения этических норм общения в публичной речи чиновников и политиков:

- употребление слов и выражений с целью резкой, грубоватой характеристики предмета речи;

- использование грубо-просторечной, не отвечающей правилам приличия и пристойности лексики;

Речевая этика повседневного служебного общения.В отличие от публичной речи повседневное служебное общение не предполагает внимания большой аудитории, наличия зрителя, устная деловая речь в узком кругу коллег более интимна и камерна, с одной стороны, а с другой - нередко более откровенна.

От того, какие слова выбирают коллеги при решении повседневных вопросов или при обсуждении острых общественных проблем, от того, какую коммуникативную стратегию и тактику они выбирают, зависит эмоциональная и нравственная атмосфера административной структуры. Грамотное разрешение любых эмоциональных языковых конфликтов способствует созданию благоприятной атмосферы в коллективе.

Роль речевой этики служебного общения в сфере государственного управления.Считается плохим тоном менторски исправлять в речи собеседника ошибки, связанные с нарушением языковых норм - норм современного литературного языка, хотя, безусловно, такие ошибки не украшают говорящего. В то же время, думается, что на нарушение этических норм служебного общения, в первую очередь официального, публичного, нельзя не обращать внимания. Проблема низкой культуры и этики общения стоит в ряду актуальных социальных проблем, и ограничиваться только эмоциональным осуждением употребления оскорбительной лексики общество уже не имеет права.

С другой стороны, борьба со сквернословием не может ограничиться лишь административными запретами. Помимо контроля за неукоснительным соблюдением соответствующих законодательных актов, важную роль должно играть и общественное осуждение, и кампании против сквернословия в прессе, и действенная просветительная работа с детьми и подростками в школах, и даже цензурные ограничения в сфере СМИ и книгоиздания.

В настоящее время развивается новая область междисциплинарных исследований - юрислингвистика, или правовая (юридическая) лингвистика, занимающаяся юридическим аспектом сквернословия. Провозглашенная свобода слова и либерализация общественной жизни породили массу конфликтов, связанных с вербальными (словесными) оскорблениями, клеветой и т.п.

Культура и этика - неотъемлемые атрибуты цивилизованного делового общения и высокоэффективного администрирования. Поэтому изучение норм и правил культуры и речевой этики служебного общения должно быть включено в учебные планы образовательных учреждений, занимающихся переподготовкой и повышением квалификации государственных служащих. Государственная служба как социальный институт должна представлять собой не только образцовый тип управления, но и быть примером нравственности и культуры отношений. От престижа власти в глазах общественности, от степени доверия к ней зависит успех реформирования общества.

Раздел 4.
Основные направления и механизмы формирования должностной

В жизни каждого человека этикетное общение играет ключевую роль. Мы вынуждены соблюдать ритуалы и применять на практике этикетные правила. Речь, жесты, мимика – все это формирует наше поведение, которое бывает разным в зависимости от того, с кем выстраивается диалог, какая цель преследуется, какие отношения нас связывают с собеседником и т. д. Ошибки в процессе общения совершать недопустимо. Правила поведения и хорошие манеры прививаются еще в детстве, в момент активного постижения мира. В юности их соблюдение кажется ненужной формальностью, и только с возрастом приходит осознание того, насколько важен для современного человека этикет общения.

Примеры речевого этикета

Примеры нарушения речевого этикета

С проблемами, связанными с культурой речи, может встретиться каждый. Люди не привыкли задумываться о том, что они говорят и как это выглядит со стороны, поэтому довольно часто допускают ошибки в речи. Самыми распространенными среди нарушений речевого этикета являются:

  • несоблюдение правил ритуала речевого этикета в конкретной ситуации (не поприветствовал, не извинился, забыл поблагодарить);
  • выбор выражений, которые неуместны при данных обстоятельствах и по отношению к партнеру.

Нарушение речевого этикета: примеры из литературы

Правила речевого этикета – примеры

Формулы речевого этикета – примеры

Во время основной беседы важно добиться расположения собеседника и заслужить репутацию хорошего человека. Для этого стоит соблюдать золотое правило – четко и ясно излагать свои мысли.

Речевой этикет – примеры

От того, насколько хорошо человек владеет ораторским искусством, насколько мастерски использует слова в качестве инструментов мысли и убеждения, зависит успех в обществе. В современном мире важно не только уметь выстраивать собственную речь, но также отстаивать свою позицию, соблюдая этикетные правила, и адекватно реагировать на высказывания оппонентов. Чтобы в совершенстве овладеть искусством практического словесного воздействия, важно с детства изучать речевой этикет: примеры , которые приводятся в художественных произведениях или даются из жизни, помогут в освоении и закреплении правил речевого общения.

Речевой этикет – примеры из литературы

Знакомство с произведениями русской классики – отличная возможность обогатить и разнообразить свою речь. Но главная задача заключается не столько в пополнении лексики новыми словами, сколько в приобретении способности грамотно выстраивать свою речь и подбирать слова, которые можно применять в различных ситуациях, как это делают литературные герои. Примеры речевого этикета , которые приводятся в книгах, помогут овладеть словесной речью.

Речевой этикет – примеры из жизни

Ежедневно мы сталкиваемся с различными жизненными ситуациями, требующими от нас соблюдения этикетных правил. Так, встречаясь с кем-то (даже малознакомым человеком) на улице или в общественных местах, принято здороваться. При этом уместно приветствовать даже незнакомцев, с которыми пришлось ехать в лифте или подниматься по лестнице. Выходя из общественного транспорта , следует спрашивать у впереди стоящих, собираются ли они выходить. В случае отрицательного ответа следует корректно попросить людей пропустить вас к выходу. Обгоняя кого-либо на лестнице или пробираясь к выходу сквозь очередь у кассы, следует тактично извиниться. В момент общения по телефону важно следить за своей интонацией, быть предельно вежливым. Во время выступления человека перед аудиторией (лектора, коллеги, который представляет проект) нетактично его перебивать или поправлять. Лучше дождаться окончания речи или паузы и высказаться, стараясь не оскорбить и не задеть его самооценку. Во время беседы с окружающими запрещено акцентировать внимание на социальных различиях. Положение в обществе и степень материальной обеспеченности играют важную роль, но подчеркивать это вовсе не обязательно. Этикетных ситуаций, требующих от нас соблюдения правил приличия и вежливого отношения к людям, очень много, каждый случай индивидуален и требует особого подхода.

Речевой этикет – примеры общения

Манера общения человека отражает не только степень его культурности и уровень воспитания. Речь многое может рассказать о каждом из нас – об идеологии, классовой принадлежности, политических взглядах. Речевой этикет каждой страны имеет свою национальную специфику. Обладает ею и русский речевой этикет : примеры , отражающие его особенность, следующие:

Слова речевого этикета – примеры

Главенствующую роль в составе речевого этикета играют отдельные слова (словосочетания), которые принято употреблять во время беседы. Такие обращения являются отражением отношений, которые устанавливаются между собеседниками в процессе общения. Кроме того, они способны классифицировать участников разговора. Речь идет об употреблении устойчивых, стереотипных формул. Ниже представлены слова речевого этикета , примеры , часто употребляемые в русской речи, приведены в скобках:

Тема актуальна, поскольку мало описана в отечественной литературе. В зарубежных странах издается много литературы по этике речевой коммуникация, даже для школьников, а в нашей стране в литературе данная тема затрагивается частично.

Этику речевой коммуникации надо изучать каждому человеку для успешной межличностной коммуникации. В быту, в деловом общении – всюду нужно помнить правила этики речи, которая приближена к основным понятиям морали и делает нашу речь культурнее, правильнее.

Цель работы – раскрыть сущность и основные правила этики речевой коммуникации.

1. Раскрыть понятие этики речевой коммуникации, ее соотношение с этикой и этикетом.

2. Охарактеризовать использование этики речевой коммуникации в разных сферах.

3. Определить правила этики слушания, устной и письменной речи.

Предмет исследования – особенности речевой коммуникации.

Объект исследования – правила этики речевой коммуникации.

Основными источниками для написания реферата были учебники по речевой коммуникации, этике и этикету, словари, интрнет-источники.

Методы познания, которые использовались при написании работы – анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический метод, системный подход и др.

1. Понятие этики речевой коммуникации

Главная цель коммуникации — обмен информацией разного рода.

Под этикетом понимается установленный порядок поведения, форм обхождения. Отсюда речевой этикет — это порядок речевого поведения, установленный в данном обществе. Таким образом, этикет является по существу конкретизированным выражением положений этики общения.

Речевая этика — это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

Этика речевой коммуникации представляет собой определенный речевой церемониал или, по-другому, речевой этикет — то есть нормы речевого общения, принятые в данном обществе, национально специфичные правила речевого поведения, применяемые в ситуациях вступления собеседников в контакт и для поддержания общения в избранной тональности соответственно обстановке общения, социальным признакам коммуникантов и характеру их взаимоотношений. Речевой этикет вербально обслуживает этикет поведения и составляет систему устойчивых формул общения.

Категории морали и нравственности безусловно оказывают влияние (и порой существенное) на характер речевой коммуникации. Самые разные концепции морали при обращении к толкованию ценностей жизни оперируют общими понятиями добра и зла, долга и совести, справедливости, счастья и др.

Опираясь на данные статистического анализа, Д. Ягер сформулировала шесть основных принципов делового этикета (рис. 1), подкрепив их цитатами из высказываний руководителей крупных американских фирм.


Рис. 1. Основные принципы делового этикета

1. Делайте все вовремя.

2. Не болтайте лишнего. Смысл этого принципа в том, что вы обязаны хранить секреты корпорации, учреждения или конкретной сделки так же бережно, как и тайны личного характера.

Никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится иногда услышать от сослуживца, руководителя или подчиненного об их личной жизни. Шеф вряд ли скажет вам спасибо, если вы всем объявите, что его жена ждет ребенка.

3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы. Достичь вершины вам позволит только дружелюбное отношение к окружающим (что вовсе не означает дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы).

4. Думайте о других, а не только о себе. Внимание к окружающим ‘должно проявляться не только в отношении клиентов или покупателей, оно распространяется и на сослуживцев, начальство и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Не начинайте сразу огрызаться, когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы: покажите, что цените соображение и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

5. Одевайтесь как положено. Самый главный принцип, о котором ни в коем случае не следует забывать, — это то, что прежде всего вы должны стремиться вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения — в контингент работников вашего уровня.

Таковы шесть основных принципов делового этикета, соблюдение которых позволит воспитать в себе хорошие манеры, так необходимые каждому не только в деловом, но и в повседневном общении.

К этикетным формам общения относятся речевые формулы извинения, просьбы, благодарности, согласия/несогласия, приветствия, прощания и др. (см. Приложение А). Цель их использования состоит в том, чтобы партнер по общению мог правильно идентифицировать выражение через речь тех или иных чувств говорящего.

На уровне этикетных форм осуществляется и ритуальное общение. Под ритуальным общением понимается выработанный обычаем или установленный порядок совершения общения.

1) А: Привет! (Доброе утро!)

Б: Привет! (Доброе утро!)

2) А: Тепло сегодня, правда? (Как поживаете?)

Б: Да. Хотя, по-моему, скоро пойдет дождь. (Прекрасно, а вы?)

3) А: Ну, счастливо. (Все в порядке)

Можно предложить и иной подход.

Дело в том, что немало конкретных ситуаций общения чисто этикетного характера не являются ритуальными, то есть выработанными и установленными, а возникают спонтанно. Поэтому вводится понятие этикетного общения. Под этикетным общением следует понимать, взаимную самопрезентацию партнеров в рамках этикетных слов и выражений.

Итак, этика речевой коммуникации — это определенный речевой церемониал или, по-другому, речевой этикет — то есть нормы речевого общения, принятые в данном обществе, национально специфичные правила речевого поведения, применяемые в ситуациях вступления собеседников в контакт и для поддержания общения в избранной тональности соответственно обстановке общения, социальным признакам коммуникантов и характеру их взаимоотношений.

2. Этика в сферах общения

Такие подробности не следует сообщать посторонним.

Подобный ответ должен разозлить клиента. Ему нужна помощь, а человек, который мог бы ее оказать, ушел домой. Эта информация касается личных дел вашей коллеги, не рассказывайте о них.

Не следует посвящать посторонних в ваши внутренние проблемы.

Запомните следующие требования этики к деловому общению:

· старайтесь избегать жаргонных словечек и оскорбительных выражений;

· умейте слушать других и показывать, что вам это интересно;

· говорите правильно и соблюдайте правила грамматики в устной и письменной речи;

· правильно произносите имена собственные;

· все служебные тайны храните при себе;

· будьте весьма осторожны с той или иной информацией, которую могут услышать сослуживцы или посетители во время встречи или телефонных переговоров, особенно если беседа носит личный характер.

Если говорить о бытовом общении, то эти правила также окажутся полезными, за исключением положений, имеющих чисто деловой характер.

Таким образом, в бытовой сфере требования этики речевой коммуникации не так жестко регламентируются, как в деловой.

3. Этика видов речевой деятельности

Этика письменной речи

За рубежом выходят всевозможные пособия по речевой коммуникации, которые обязательно содержат раздел, посвященный этикету. Однако в современной отечественной учебной литературе, по мнению специалиста по документной лингвистике П.В. Веселова, этому вопросу уделяется крайне мало внимания. Есть несколько книг о школьном этикете, о дипломатическом, о военном, но, по существу, нет пособий по служебному этикету.

Если в обращении указываются имя и отчество, а фамилия не называется, то обращение приобретает несколько личный характер. Включение же в формулу обращения фамилии адресата придаст тексту документа вежливо-официальный характер.

3. Выбор залога. Действительный залог употребляется тогда, когда следует выделить, оттенить субъект действия. Действительный залог придает динамизм изложению.

Страдательный залог употребляется тогда, когда факт свершения действия имеет большее значение, чем указание лиц, свершивших действие.

Во втором случае внимание концентрируется лишь на факте невыполнения, а конкретный виновник не называется прямо, а лишь имеется в виду.

4. Роль вида глагола. Когда нужно подчеркнуть, что действие свершилось, используется совершенный вид глагола, а если действие находится в развитии — несовершенный вид.

8. Тон служебного документа. Основное требование, предъявляемое к официальному письму, — объективность содержания, что обусловливает, как правило, нейтральность тона изложения. Официальные письма пишутся в доброжелательном тоне, не допускается иронизирование, проявление грубости и т.п.

Нарушение этикета в данном случае проявилось в том, что адресант как бы не допускал возможности, что положение может быть не утверждено.

Как построить фразу — от этого во многом зависит результат делового общения, который должен быть благоприятным и вызывать положительные эмоции.

Этика устной речи

Кроме общих требований этики, о которых было сказано выше, при устной речи должны соблюдаться следующие правила этикета.

1. Проявлять уважительность, доброжелательность к собеседнику. Запрещается своей речью наносить собеседнику разного рода ущерб, обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Следует избегать и прямых отрицательных оценок личности партнера по общению.

2. Вежливо относиться к собеседнику. Вежливость должна быть не преувеличенной, а сообразной и соразмерной в данной ситуации. Под этим подразумевается необходимость учитывать возраст, пол, служебное положение партнера по общению, его социальные позиции и соразмерять свои собственные социальные позиции с показателями партнера. Рекомендуется смягчать свою речь, снимать излишнюю категоричность.

5. Тема коммуникации должна быть понятна, уместна и интересна.

Так, можно ввязаться в пылкую дискуссию, осуждая вегетарианство, как вдруг выясняется, что патриархального вида бизнесмен, с которым вы разговариваете, рассчитывая завязать контакты, уже два года не ест ни мяса, ни рыбы, ни птицы.

На самом деле вы вовсе не столь ярый противник вегетарианства, однако ущерб отношениям уже нанесен. Разговоры же в гостях наполнены так называемой пустой болтовней, но в ней нуждаются, так как большинство речевых контактов носит этикетный характер.

6. Учитывать, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограниченны. Исследования показывают, что лучше’ всего воспринимается устное высказывание из 5—9 слов, при этом без паузы оно может длиться от 45 секунд до полутора минут. Значит, рекомендуется употреблять короткие фразы и не превышать среднее время непрерывного говорения. Необходимо также следить за тем, чтобы слушатель не устал, давать ему передохнуть, вновь сосредоточиться.

Кроме пауз, есть другие средства пробуждения внимания, которые особенно важны в публичной речи, когда говорящий вынужден удерживать внимание целой аудитории.

7. Учитывать невербальные средства коммуникации. Прежде всего необходимо сохранять принятую в данной национальной и социальной культуре дистанцию общения, правильно использовать жесты. Слушатель должен чувствовать, что говорящий посылает ему доброжелательные мимические и жестовые сигналы, дополнительно пробуждая в нем внимание и понимание.

Этика слушания

Правила для слушающего обобщил Ю.П. Богачев в книге по культуре ре. Слушание выдвигается на первый план, когда люди хотят достичь согласованности в действиях. Если кто-либо обратился к вам с речью, необходимо прервать дела, чтобы выслушать его. Конечно, вступивший в контакт должен чувствовать, можно ли сделать собеседником занятого человека. Поэтому в служебной обстановке неэтично отрывать от дела работника; в транспорте лучше обратиться с вопросом не к тому, кто занят чтением, а к стоящему просто так. Отсюда правило этикета: отдайте предпочтение слушанию перед другими видами деятельности.

2. Слушая, уважительно и терпеливо относитесь к говорящему. Старайтесь выслушать внимательно и до конца. Даже если приходится слушать, с вашей точки зрения, не вовремя и говорящий, как вам кажется, несет чепуху. Если же в данный момент выслушать совершенно невозможно, тактично перенесите беседу на другое время, аргументированно сославшись на свою занятость. Не выслушать младшего — в семье, на службе — значит нарушить важнейшее правило этики общения. Не выслушать старшего — просто проявить элементарную грубость.

3. Выслушивая собеседника, не перебивайте его, не сбивайте с мысли, не вставляйте каких-либо замечаний, не переводите слушание в собственное говорение.

4. Слушая, поставьте в центр внимания говорящего и его интересы. Дайте ему проявить себя в речи. Вербально и невербально подчеркивайте заинтересованность в общении с ним.

5. Следует уметь вовремя оценить речь собеседника, согласиться или не согласиться с ним, ответить на поставленный вопрос. Иначе говоря, необходимо умело сочетать в себе роль слушающего с ролью говорящего.

6. Не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, обращенную к другому. Но если тот, к кому направлены слова, не реагирует, что, конечно, вне правил ведения речи, то другой слушающий может взять на себя ответ, тем самым спасая положение в общей беседе.

Общество предписывает своим членам использовать для общения в определенных ситуациях конкретные варианты речевого поведения. Преднамеренное (или непреднамеренное) нарушение этикетных форм приветствия, извинения, благодарности и т.п. может отрицательно повлиять на микроклимат в обществе, привести к социальным и другим конфликтам.

Нормы и формы этики в целом и правила этикета в частности могут по-разному проявляться в письменной речи, при слушании и говорении. При этом на виды речевой деятельности оказывают в той или иной степени влияние положения этики, о которых было сказано выше.

Заключение

Этика речевой коммуникации — это определенный речевой церемониал или, по-другому, речевой этикет — то есть нормы речевого общения, принятые в данном обществе, национально специфичные правила речевого поведения, применяемые в ситуациях вступления собеседников в контакт и для поддержания общения в избранной тональности соответственно обстановке общения, социальным признакам коммуникантов и характеру их взаимоотношений.

В бытовой сфере требования этики речевой коммуникации не так жестко регламентируются, как в деловой

Общество предписывает своим членам использовать для общения в определенных ситуациях конкретные варианты речевого поведения. Преднамеренное (или непреднамеренное) нарушение этикетных форм приветствия, извинения, благодарности и т.п. может отрицательно повлиять на микроклимат в обществе, привести к социальным и другим конфликтам.

Нормы и формы этики в целом и правила этикета в частности могут по-разному проявляться в письменной речи, при слушании и говорении. При этом на виды речевой деятельности оказывают в той или иной степени влияние положения этики, о которых было сказано выше.

Список использованной литературы

1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 272 с.

2. Психология и этика делового общения : учеб. для вузов / В. Ю. Дорошенко [и др.]. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 326 с.

3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова, В. Н. Лавриненко и др.; под ред. Прфессора В. Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 279 с.

4. Роготнева Е.Н. Речевая коммуникация. Учебное пособие. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 60 с.

5. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/ Л.А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. 18 – е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 544с. (Высшее образование.)

Язык для государственного служащего - инструмент его профессиональной деятельности, и чем он совершеннее, тем эффективнее труд чиновника. Соблюдение языковых норм и правил - важное, но не единственное условие речевой культуры. Она предполагает также и умение партнеров строить свое речевое поведение с соблюдением норм этики. Речевая этика -это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях[56].

Каждому периоду истории, типу управления соответствует свой образ государственного служащего. Что касается нарушения этических норм делового общения власть имущими, то они не могут быть охарактеризованы как явления только нашего времени. На самом деле эти явления имеют свою предысторию. Известно, что любили крепко выражаться многие высокопоставленные и рядовые чиновники, государи и их приближенные, государственные деятели.

Оратор …Наши Джеки-потрошители… занимают правительственные места и получают десятки тысяч… (Аплодисменты слева).

Председательствующий. Прошу Вас не употреблять столь резких и оскорбительных выражений относительно отдельных лиц.

Оратор. …Я утверждаю, что тут полнейшая аналогия: они оба одинаково нелепы, бессмысленны и одинаково достойны второй Государственной Думы.

Председатель. Господин оратор, я должен Вам заметить, что подобные выражения с этой кафедры недопустимы[60].

Ядро оскорбительной лексики - лексика бранная, относящаяся к просторечию, жаргонам (гад ползучий, падла). Существование в любом языке жаргонной лексики, то есть специальных слов, используемых определенной социальной или профессиональной группой, вполне закономерно. Однако изобилие жаргонной лексики в речи государственных служащих - людей, занимающих заметное положение в общественной иерархии, вызывает обоснованный протест не только со стороны интеллигенции, деятелей образования и науки, но и большинства граждан. Жаргонизмы уже перестают осознаваться как языковая ошибка и часто используются говорящими вполне осознанно.

Так, в повседневное деловое общение и в публичные выступления некоторых ораторов проникли словаиз молодежного сленга - крутой, тусовка, клёво, из языка наркоманов - крыша поехала, быть в отключке и другие. Но особенно часто речи выступающих изобилуют лексикой из уголовного жаргона: нахапать, разборки, наехать, общак, базар, кинуть, обуть, замочить и т.п.

В отличие от жаргонизмов, просторечия и мата, которые находятся за пределами литературного языка, довольно большая часть оскорбительной (инвективной) лексики - это слова и словосочетания, входящие в литературный язык. В первую очередь, это разговорные слова и выражения. Как правило, в словарях они характеризуются как бранные, грубые или презрительные (девка, гадина, сволочь, мерзавец, поганый). К инвективам причисляют также лексику, содержащую резко отрицательную оценку человека (негодяй, подлец). Оскорбительная лексика включает в себя и слова, относящиеся к книжной общеупотребительной лексике современного русского языка и связанные с негативными оценочными характеристиками лица или его деятельности (бандит, вор, расист, предатель). К особой лексической группе подобной лексики лингвисты относят и нейтральные номинации лица по профессии, роду занятий, которые в переносном значении приобретают резко негативную оценку, обычно сопровождаемую экспрессией неодобрения, презрения: бюрократ, чиновник, мясник.

Однако у этой проблемы есть еще и этический аспект: не в любой аудитории и не в любой ситуации этично щеголять знанием иностранных слов, показывая свое превосходство, кичиться своим образованием, так называемой эрудицией, употребляя без перевода и пояснений иностранные слова, цитаты, непонятные большинству собеседников.

Регулирующая роль норм нравственности и этических принципов, которые конкретизируются в вежливом, корректном, тактичном, доброжелательном стиле общения, стиле управленческих отношений, должна стать фактором повышения эффективности и авторитета государственной службы.

Речевая этика публичного общения. Деловое общение бывает публичным(выступление перед аудиторией на совещании, в средствах массовой информации т.д.) и межличностным (при повседневном общении сотрудников, руководителя и подчиненного).

Вот типичные нарушения этических норм общения в публичной речи чиновников и политиков:

- употребление слов и выражений с целью резкой, грубоватой характеристики предмета речи;

- использование грубо-просторечной, не отвечающей правилам приличия и пристойности лексики;

Речевая этика повседневного служебного общения.В отличие от публичной речи повседневное служебное общение не предполагает внимания большой аудитории, наличия зрителя, устная деловая речь в узком кругу коллег более интимна и камерна, с одной стороны, а с другой - нередко более откровенна.

От того, какие слова выбирают коллеги при решении повседневных вопросов или при обсуждении острых общественных проблем, от того, какую коммуникативную стратегию и тактику они выбирают, зависит эмоциональная и нравственная атмосфера административной структуры. Грамотное разрешение любых эмоциональных языковых конфликтов способствует созданию благоприятной атмосферы в коллективе.

Роль речевой этики служебного общения в сфере государственного управления.Считается плохим тоном менторски исправлять в речи собеседника ошибки, связанные с нарушением языковых норм - норм современного литературного языка, хотя, безусловно, такие ошибки не украшают говорящего. В то же время, думается, что на нарушение этических норм служебного общения, в первую очередь официального, публичного, нельзя не обращать внимания. Проблема низкой культуры и этики общения стоит в ряду актуальных социальных проблем, и ограничиваться только эмоциональным осуждением употребления оскорбительной лексики общество уже не имеет права.

С другой стороны, борьба со сквернословием не может ограничиться лишь административными запретами. Помимо контроля за неукоснительным соблюдением соответствующих законодательных актов, важную роль должно играть и общественное осуждение, и кампании против сквернословия в прессе, и действенная просветительная работа с детьми и подростками в школах, и даже цензурные ограничения в сфере СМИ и книгоиздания.

В настоящее время развивается новая область междисциплинарных исследований - юрислингвистика, или правовая (юридическая) лингвистика, занимающаяся юридическим аспектом сквернословия. Провозглашенная свобода слова и либерализация общественной жизни породили массу конфликтов, связанных с вербальными (словесными) оскорблениями, клеветой и т.п.

Культура и этика - неотъемлемые атрибуты цивилизованного делового общения и высокоэффективного администрирования. Поэтому изучение норм и правил культуры и речевой этики служебного общения должно быть включено в учебные планы образовательных учреждений, занимающихся переподготовкой и повышением квалификации государственных служащих. Государственная служба как социальный институт должна представлять собой не только образцовый тип управления, но и быть примером нравственности и культуры отношений. От престижа власти в глазах общественности, от степени доверия к ней зависит успех реформирования общества.

Раздел 4.
Основные направления и механизмы формирования должностной

Читайте также: