Как сбываются и разбиваются мечты пособие

Обновлено: 02.07.2024

Основные компетенции, приобретаемые в процессе освоения программы:

аутопсихологические (умения понимать свое внутреннее состояние, дифференцировать эмоциональные состояния, умения принимать себя);

социальные (гибкость поведения в различных жизненных ситуациях; умение делать выбор);

коммуникативные (умения вступать в контакт, конструктивно разрешать конфликты);

информационные (критическое восприятие информации, понимание текста и подтекста; знание технологий создания медиапродуктов).

Критерии, определяющие уровень усвоения содержания:

знания о конструктивных способах поведения в кризисных жизненных ситуациях;

ценностное отношение к здоровому образу жизни;

навыки критического осмысления информации, получаемой из разных источников СМИ.

Основная идея предлагаемой программы заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, а помочь старшекласснику стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, навязанные обществом и СМИ.

Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям 24

(Авторы А.Ф. Березин, Н.Н. Березина)

Данная программа и представляет собой систему занятий с подростками, направленную на их психолого-педагогическую поддержку в трудные периоды жизни и на психологическую подготовку к их проживанию с наименьшими личностными потерями.

Цели реализации предлагаемой программы:

актуальная - психолого-педагогическая поддержка подростков в трудные периоды жизни;

пропедевтическая - психологическая подготовка учащихся 7-9 классов к проживанию трудных жизненных ситуаций с наименьшими личностными потерями.

ознакомить учащихся с зонами риска, характерными для их возраста;

обучить навыкам диагностики психологических признаков опасности;

сформировать личностно конструктивные модели поведения в сложных жизненных ситуациях.

Разделы и темы программы (36 часов)

Психологическая профилактика трудных жизненных ситуаций и подго­товка к встрече с ними

Личные психологические зоны риска подростка

Психологические признаки опасности

Истории из жизни

Сделай родителей счастливыми

Разговор со взрослыми

Что, когда и кому я должен

Психологически безопасные способы преодоления и переживания трудных жизненных ситуаций

Что такое трудная жизненная ситуация

На ошибках учатся

Была бы проблема!

Чему я научился

В связи с тем, что подросткам бывает достаточно трудно открыто заявить о потребности в помощи в трудной жизненной ситуации, целесообразно перед набором детей в группу для занятий по данной программе предложить всем желающим поработать с психологом и ответить на вопросы анкеты, позволяющей вывить последствия критической или стрессовой ситуации, а также особенности ее проживания (дается в приложении к программе).

По результатам анкеты психолог выделяет детей, которым требуется помощь специалистов (психолога, невропатолога, психиатра, социального работника и др.), и рекомендует состав группы детей, которая может безопасно заниматься с педагогом.

Модель психолого-педагогической помощи детям в трудных жизненных ситуациях может быть структурно представлена тремя разделами:

первичная профилактика, направленная на предупреждение негативных последствий переживания трудных жизненных ситуаций;

вторичная профилактика, предотвращающая развитие этих последствий у подростков, находящихся в такой ситуации;

третичная профилактика, предполагающая психологическую реабилита­цию подростков, имеющих негативные последствия неэффективных спо­собов совладания с трудной жизненной ситуацией.

Программа предусматривает проведение занятий в активной, часто игровой форме. При этом следует учитывать, что подростки не готовы играть просто так. Им нужно объяснять смысл и личную пользу от любой игры. Поэтому каждое из предлагаемых упражнений после названия содержит краткое описание его целей. Это описание является основным тезисом для мини-лекции (3-5 минут), в которой педагог или психолог, проводящий занятия, должен объяснить подросткам личностную значимость предлагаемой игры.

Формирование эффективных стратегий поведения в трудных ситуациях общения 25

(Автор-составитель Л.А. Гейденрих)

В основе разработки программы лежит представление о том, какими явлениями может сопровождаться интолерантное общение:

фрустрацией социальных потребностей детей

разрывом эмоционально-значимых связей

возникновением внутриличностного напряжения

искажением понимания себя и другого

отказом от рефлексии по поводу своей представленности в других

смещением отношений, установок, ценностных ориентаций в направлении обесценивания себя и другого (деперсонализация, деиндивидуализация)

демонстрацией неадекватных эмоциональных реакций, низким уровнем эмпатии.

Эти представления использованы в процессе подбора, игр, упражнений, заданий для детей. На основе положений, приведенных выше, осуществляется анализ поведения детей в разыгрываемых ситуациях.

Главная цель групповых занятий - формирование стратегий эффективного поведения у детей из семей мигрантов в трудных ситуациях общения. Другая цель - это повышение уровня социальной адаптации.

развитие рефлексии своего и чужого поведения в трудных ситуациях общения

осознание влияния своих действий на возникновение ситуаций затрудненного общения

изменение отношения к себе и другим

расширение спектра вариантов поведения в трудных ситуациях общения

формирование коммуникативных навыков поведения в трудных ситуациях общения

формирование навыков выражения своих чувств и переживаний на основе принципов уважения и признания разнообразия форм и способов общения.

Условия формирования группы:

Режим работы: 10 занятий. Длительность занятия - 1,5 час. Частота встреч - 1 - 2 раза в неделю (всего 40 часов)

повышение положительного отношения к себе и другим

изменение способов поведения в трудных ситуациях общения

улучшение взаимоотношений детей-мигрантов и не-мигрантов.

Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании 26

(Авторы С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович)

Повышение уровня социально-психологической компетенции подростков.

Снижение вероятность вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками.

Сформировать у подростков следующие конструктивные навыки взаимодействия:

умение безопасно и эффективно общаться,

умение понимать и выражать свои чувства,

умение противостоять давлению, побуждающему к приему психоактивных веществ.

Способствовать выработке у подростков защитных личных качеств:

уверенности в себе,

умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения,

умения принимать решения,

умения преодолевать кризисные ситуации.

Предоставить подросткам основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодежной среде и факторах, влияющих на этот процесс, а также дать понятие об основных принципах организации профилактической работы.

Требования к организации занятий

Данный курс рассчитан на подростков в возрасте от 12 до 16 лет. Однако верхняя возрастная граница может быть расширена в том случае, если ведущий курса уверен, что ему удастся заинтересовать аудиторию более старшего возраста.

Расписание и количество часов.

Еще одна заведомо трудновыполнимая рекомендация состоит в том, что под каждое занятие курса лучше выделять сдвоенный урок. Это связано с большим количеством дискуссий и игр по ходу занятий. Увеличение продолжительности занятия не вызовет нарушения гигиенических норм, поскольку в занятиях предусмотрены игры, способствующие уменьшению психологической нагрузки и снижению утомления. Если группа обучения небольшая (10-12 человек), то теоретически возможно проведение одного занятия за 45 мин(всего 19 занятий)

. Разбивать занятия (чтобы проводить их в течение двух раздельных уроков) недопустимо Место проведения занятий.

Для проведения занятий обычный класс с установленными в ряды партами является не слишком пригодным. Он не позволяет размещаться по кругу, что весьма желательно. Кроме того, в курс введено некоторое количество подвижных игр, проведение которых в таком классе невозможно.

Наилучшим местом проведения занятий является специально выделенный класс или зал с наименьшим количеством мебели.

Программа выпущена в виде методического пособия, в которое включены:

Развернутые планы-конспекты занятий с методическими рекомендациями к их проведению.

Наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей

Анкеты для выяснения отношения учеников к обсуждаемым вопросам.

30 цветных диапозитивов (слайдов)

Как сбываются и разбиваются мечты 27

(Авторы Том Форбс, Рекс Джонсон, К.Н. Корсаков, Диана Нотаро, Пол Пайл, Гэри Стенли)

Данная программа рассчитана на внедрение ее педагогами (и психологами) образовательных учреждений города, прошедшими обучение, для внедрения ее в школах среди подростков 12-14 лет.

Помочь подросткам осознать свои мечты, наметить жизненные планы (как долгосрочные, так и краткосрочные),

Помочь подросткам научиться преодолевать возможные препятствия на пути к своей мечте,

Помочь подросткам познать себя как личность и реализовать свой потенциал.

Данный курс предлагает позитивный подход в работе с подростками, сталкивающимися с опасностью употребления наркотиков, алкоголя, манипуляций с их сознанием средствами массовой информации, страхами собственной нереализованности. Курс помогает учащимся выбирать достойные жизненные цели и мечты. Он поощряет поведение, способствующее осуществлению лучших стремлений подростка, показывает, за счет чего могут сбыться его мечты, и предупреждает об угрозах, которые способны эти мечты разрушить, помогает поверить в себя, свои силы, реализовать заложенный в них потенциал.

Курс рассчитан на 1 учебный год (33 занятия 1 раз в неделю по 1-му уроку), однако, возможно провести курс и более компактно, за меньшее время: например - 3 раза в неделю за 10-11 недель. Авторы все же считают (по результатам исследований), что продолжительные курсы более эффективны.

При необходимости курс можно разделить на 2 года, особенно, если использовать дополнительный материал к каждому уроку.

Курс обладает рядом особенностей:

Помогает учащимся сформулировать мечту;

Предусматривает активное вовлечение учащихся в воспитательный процесс;

Имеет разносторонний подход к проблемам (ведется в доступной для учащихся форме разговор о физических, социальных, эмоциональных и духовных причинах уязвимости подростков перед наркотиками, алкоголем);

Предполагает обязательства, записываемые в личных дневниках (ведение дневника прививает подросткам чувство ответственности за принятые решения).

В структуре программы выделены 3 блока:

Рефлексия опыта работы участников группы по данной проблеме.

Программа рассчитана на 120 часов, по 8 часов 2 раза в месяц.

Уменьшение факторов риска употребления алкоголя и наркотиков.

Осознание жизненных перспектив, планов, ресурсов для достижения своих целей.

Формирование здорового жизненного стиля.

Я выбираю свободу и независимость 28

(Авторы Наконечная Т.В., Шарма А.В.)

осознание себя, своих эмоций;

осознание своей способности критически мыслить;

сопротивление давлению со стороны, коммуникативная компетентность;

ответственное поведение, раскрытие творческого потенциала.

первичная профилактика наркомании среди несовершеннолетних через создание условий для развития у участников эмоционально-ценностного отношения к собственному выбору,

развитие навыков критического мышления и ответственного поведения.

способствовать осознанию учащимися и их родителями всей важности проблемы подростковой наркомании;

помочь осмыслению участников личной системы жизненных ценностей, узнать о взаимосвязанности свободы, ответственности и выбора;

сформировать психологическую готовность к совершению выбора и умение противостоять негативному давлению сверстников и среды;

способствовать формированию навыков принятия и выполнения решений, а также постановки и удержания цели в рамках совершенного выбора;

помочь учащимся определить свои ценности и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

научить обращаться в случае необходимости за помощью.

Целевая группа: учащиеся 8 – 9х классов общеобразовательных школ и их родители.

Механизм реализации: программа рассчитана на 2 тематических классных часа для подростков, которые проводятся 2 дня подряд и 1 родительское собрание, которое проводится во второй день.

Продолжительность: каждый классный час длится 2 часа (120 мин.), родительское собрание длится 1,5 – 2 часа.

Сроки реализации: программа может реализовываться в любой общеобразовательной школе 1 раз в учебном году в каждом из классов по параллелям.

Ведущие программы: педагог-психолог и социальный педагог (классный руководитель присутствует в качестве наблюдателя).

Участники программы смогут:

осознать всю важность проблемы подростковой наркомании;

актуализировать собственные возможности в понимании себя и окружающих;

обучиться навыкам формирования здорового жизненного стиля, препятствующего злоупотреблению ПАВ;

самоопределиться в игровой ситуации и в совершении личного выбора, а также проанализировать сделанный выбор и принять его последствия;

получить новый опыт в контексте сделанного выбора.

Перспективы дальнейшего развития проекта: разработка подобных интерактивных программ, адаптированных для других возрастных групп.

Программы развития подросткового волонтерского движения по первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних.

(Авторы Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М. и др.)

Создание и поддержка молодежного антинаркотического движения с целью формирования адекватного отношения к употреблению наркотиков в среде сверстников.

Подготовка молодежных лидеров для работы в среде сверстников.

Обеспечение поддержки движения со стороны педагогов и родителей.

Возрождение идеи шефства как средства распространения идеологии движения.

Создание условий, позволяющих молодым людям своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления наркотиков в подростковой среде.

Организация досуговой деятельности как одного из направлений профилактики употребления наркотиков.

Организация и проведение для подростков учебных курсов, направленных на профилактику психоэмоциональной дезадаптации и привитие навыков здорового образа жизни.

Работа с подростками группы риска, привлечение их к деятельности движения силами молодежных лидеров.

Создание условий для самореализации подростков и повышения их социальной активности.

Читайте также: