Как решать задачи на наследование групп крови

Обновлено: 07.07.2024

Наиболее предрасположены к развитию почечнокаменной болезни люди, имеющие первую и вторую группы крови. Первая группа крови выделяется врачами-нефрологами как фактор наивысшего риска развития этого заболевания.

Частым инфекциям мочеполовых путей наиболее подвержены женщины с третьей группой крови (особенно, если инфекция вызвана кишечной палочкой, так как существует сходство между строением антигенов кишечной палочки и третьей группы крови). Наиболее устойчивы к развитию заболеваний почек люди с четвертой группой крови.

Кожными заболеваниями чаще страдают люди с первой группой крови, особенно с отрицательным резусом.

Реже кожные болезни встречаются у людей четвертой группой крови.

Люди, имеющие первую группу крови, чаще болеют гриппом А.

Индивидуумы с группой крови 0 (I), особенно с отрицательным резусом, наиболее предрасположены к развитию заболеваний бронхов и легких. Среди них лидируют туберкулез легких, хронические аллергические бронхиты, аллергические состояния, сопровождающиеся патологией бронхиальной системы, бронхиальная астма.

Наименее подвержены заболеваниям легких (пневмония, бронхит) люди с четвертой группой крови.

Задача 3. Известно, что у родителей II и III группы крови. Может ли их ребенок иметь I группу крови?

Ответ: да, может, если генотипы родителей А0 и В0.

Задача 4. Если мать имеет группу крови 0, а ребенок – группу А, то какие группы крови мог иметь отец?

Ответ: II или IV группу.

Задача 5. Определите и объясните, какие группы крови возможны у детей, если у родителей:

А) I и III группы крови;

Б) III группа крови;

В) II группа крови;

Г) IV группа крови;

Д) II и III группы крови.

Задача 6. В каком случае (при каком генотипе) дети не могут унаследовать группу крови ни от отца, ни от матери?

Ответ: у родителей I и IV группы крови.

Задача 7. У троих детей в семье I, II и III группы крови. Какие группы крови могут быть у родителей?

Ответ: (00, В0, А0), АВ.

Задача 8. Если мать имеет IV группу крови, а отец – III, то какие группы не могут быть у их детей?

Ответ: I группа крови.

Задача 9. На ребенка, имеющего IV группу крови, претендуют две пары родителей. У одной из пар отец имеет II группу крови, а мать – III, у другой отец – I группу, а мать – АВ. Претензия какой пары родителей не обоснована? Ответ: претензия не обоснована у второй пары родителей.

Задача 10. У человека гемофилия вызывается рецессивным геном h, сцепленным с Xхромосомой.

Какова вероятность рождения здоровых детей в семьях, где:

а) отец – гемофилик, а мать – здорова;

б) отец – гемофилик, а мать – носительница?

а) все дети фенотипически здоровы, но дочери являются носительницами гена гемофилии;

б) 25% – дочери – носительницы,

25% – дочери – гемофилики (как правило, нежизнеспособны),

25% – сыновья здоровы,

25% – сыновья гемофилики.

Задача 11. В семье, где отец имел IV группу крови, а мать II группу, родилось четверо детей, имеющих I, II, III и IV группы крови. Судмедэкспертиза установила, что один из детей внебрачный. Установите генотипы родителей и определите, ребенок с какой группой крови – внебрачный.

Ответ: внебрачным является ребенок с I группой крови.

Задача 12. У мальчика I группа крови, а у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови родителей?

Ответ: у родителей – II и III группы крови.

Задача 13. У матери – I группа крови, а у отца – III. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери?

Ответ: да, если отец имеет группу крови В0 (III).

Задача 14. У матери – I группа крови, а у отца – IV. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери?




Ответ: нет, не могут.

Задача 15. Может ли сын унаследовать группу крови матери или отца, если мать резусотрицательная с II группой крови, а отец резусположительный с III группой крови?

В этой задаче много решений, но мы остановимся на следующем:

Ответ: да, унаследует.

Задача 16. Может ли ребенок унаследовать группу крови одного из родителей, если мать имеет I резус­положительную кровь, а отец – IV резусотрицательную?

Ответ: нет, не может.

Задача 17. В семье кареглазых родителей четверо детей. Двое голубоглазых имеют II и IV группы крови, а двое кареглазых – II и III. Определите вероятность рождения в этой семье кареглазого ребенка с I группой крови.

1. Прочитайте внимательно блок информации по теме.

2. Вспомните алгоритм решения задач.

3. При решении задач на наследование резус-фактора:

а) учитывайте обозначения генов соответствующие международным стандартам:

Rh + - доминантный аллель, определяющий наличие резус-белка;

rh – - рецессивный аллель, определяющий отсутствие резус-белка;

Rh + Rh + и Rh + rh – - генотипы соответствующие резус-положительному фенотипу Rh(+);

rh – rh – - генотип соответствующий резус-отрицательному фенотипу Rh(-).

б) резус-конфликт возникает у резус-отрицательной женщины с генотипом rh – rh – если она вынашивает резус-положительный плод Rh + rh – .

в) резус-отрицательному человеку нельзя переливать резус-положительную кровь.

4.При решении задач на наследование групп крови по системе АВО:

а) учитывать обозначения генов соответствующие международным стандартам:

I 0 - рецессивный ген, определяющий отсутствие агглютиногенов А и В;

I A - доминантный ген, определяющий наличие агглютиногена А;

I B - доминантный ген, определяющий наличие агглютиногена В.

б) гены I A и I B доминантны по отношению к гену I 0 , кодоминантны по отношению друг к другу.

в) I 0 I 0 – генотип, соответствующий группе крови O ( I );

I А I А или I А I 0 – генотипы, соответствующие группе крови A ( II );

I А I В – генотипы, соответствующие группе крови B ( III );

I В I В или I В I 0 – генотип, соответствующий группе крови AB ( IV ).

5. При решении задач на наследование групп крови по системе MN:

а) учитывать обозначения генов, соответствующие международным стандартам:

I M – ген, определяющий наличие белка М;

I N – ген, определяющий наличие белка N.

б) гены I M и I N – кодоминантны по отношению друг к другу.

в) I M I M – генотип, соответствующий фенотипической группе крови M;

I N I N – генотип, соответствующий фенотипической группе крови N;

I M I N – генотип, соответствующий фенотипической группе крови MN.

Примеры решения задач на тему

Наследование групп крови по системам

Rh, ABO, MN

Задача №1

Резус-отрицательная женщина вышла замуж за резус-положительного мужчину, мать которого имела резус-отрицательную кровь.

Какой резус-фактор может быть у детей в данной семье?

Решение

Rh + - ген, определяющий наличие резус-белка

rh – - ген, определяющий отсутствие резус-белка

Резус-отрицательная женщина имеет генотип rh – rh – . Резус-положительный мужчина имеет ген Rh + , но так как от резус-отрицательной матери он мог унаследовать только ген rh – , следовательно, генотип мужчины Rh + rh – то есть он гетерозиготен.

Ответ: в данной семье могут родиться 50% детей с резус-отрицательной кровью Rh(-) и генотипом rh – rh – и 50% детей с резус-положительной кровью Rh(+) и генотипом Rh + rh – .

Задача №2

В семье, где отец имеет кровь группы А, а мать кровь группы В родился ребенок с группой крови О.

Каковы генотипы всех упомянутых лиц? Какой фенотип можно ожидать у следующих детей в данной семье?

Решение

I 0 - ген, определяющий отсутствие агглютиногенов А и В;

I A - ген, определяющий наличие агглютиногена А;

I B - ген, определяющий наличие агглютиногена В.

Отец имеет группу крови А, а мать группу кровиВ, следовательно, в их генотипах присутствуют гены у отца I A , у матери I B . Ребенок имеет группу О, значит генотип I 0 I 0 . Так как ребенок получает один из генов от отца, а другой от матери, следовательно, генотип отца I А I 0 , а матери I В I 0 .

Ответ: - генотипы отца I А I 0 , матери I В I 0 , ребенка I 0 I 0 .

- вероятность рождения в данной семье в дальнейшем детей с группой крови

O ( I ) составляет 25%

A ( II ) составляет 25%

B ( III ) составляет 25%

AB ( IV ) составляет25%

Задача №3

Какую группу крови по системе MN могут иметь дети от брака мужчины с группой М и женщины с группой N?

Решение

I M – ген, определяющий наличие белка М

I N – ген, определяющий наличие белка N

Ответ: все 100% детей будут иметь группу крови MN.

Задача №4

У женщины резус-отрицательная кровь группы АВ, у мужчины резус-положительная группы В. Мать мужчины имела кровь группы О и отрицательный резус-фактор.

Какая группа крови по системам Rh и АВО может быть у их детей?

Решение

Женщина с резус-отрицательной кровью группы АВ имеет генотип rh – rh – I A I B . Мужчина с резус-положительной кровью группы В имеет в своем генотипе гены I B и Rh + , но так как его мать была резус-отрицательной кровью группы О и с генотипом rh – rh – I 0 I 0 , то от нее мужчина смог унаследовать только гены I 0 и rh – . Следовательно мужчина имеет генотип Rh + rh – I B I 0 .

Rh + I B Rh + I 0 rh – I B rh – I 0
rh – I A Rh + rh – I A I B Rh + rh – I A I 0 rh – rh – I A I B rh – rh – I A I 0
rh – I B Rh + rh – I B I B Rh + rh – I B I 0 rh – rh – I B I B rh – rh – I B I 0

Ответ: все возможные 8 вариантов принимаем за 100%

12,5% детей будут иметь резус-положительную кровь Rh(+) с группой АВ

12,5% детей будут иметь резус-положительную кровь Rh(+) с группой А

25% детей будут иметь резус-положительную кровь Rh(+) с группой В

12,5% детей будут иметь резус-отрицательную кровь Rh(-) с группой АВ

12,5% детей будут иметь резус-отрицательную кровь Rh(-) с группой А

25% детей будут иметь резус-отрицательную кровь Rh(-) с группой В

Приложение3

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

А) 1 и 3 ряды работают письменно на маленьких листочках по кратким заданиям на доске.

1 ряд 2 ряд
1. Как назвать организм ааВВ 1. Как назвать организм ВВсс
2. Расщепление при моногибридном скрещивании в F2 2. Расщепление при дигибридном скрещивании в F2
3. А – карие глаза, а – голубые. Фенотипы аа, АА и Аа. 3. А – кудрявые волосы, а – гладкие. Фенотипы АА, Аа и аа.
4. Какие гаметы образует Ввсс 4. Какие гаметы образует ВВСс
5. Может ли у кареглазых родителей быть голубоглазый сын? 5. Может ли у пары с гладкими волосами быть дочь с кудрявыми?

2 ряд работает по терминам в то время, пока ряды выполняют работу. Учащиеся по цепочке с 1 парты дают определения терминам, которые показывает учитель. После этого проверяется задание у 1 и 2 рядов (по одному учащемуся с каждого ряда вызывается к доске, где они пишут так, чтобы не видел класс, затем доска переворачивается и производится самооценка), а 2 ряд пишет гаметы, которые образуют 5 организмов.

Гомозигота Организмы
Гетерозигота АаВВ
Аллельные гены ССDD
Гомологичные хромосомы eeFf
Моногибридное скрещивание EeFF
Дигибридное скрещивание АаВв

Третий Закон Менделя

Второй закон Менделя

Первый закон Менделя

Один ученик со 2 ряда пишет позади на выносной доске. Самопроверка. Затем листочки сдаются учителю.

Вывод – для чего мы это вспоминали? – Чтобы повторить особенности моно- и дигибридного расщепления

Б) У учащихся на столах лежат распечатки с информацией по группам крови и резус-фактору. Цель – ответить на вопросы, представленные на этом же листе ниже. Затем вопросы быстро проверяются и происходит проверка – тест. Работают по вариантам. Затем меняются и происходит взаимопроверка. (8 минут)

Информация для самостоятельной работы

Группы крови были открыты К. Ландштейнером и Я. Янским в 1900 году. Первое переливание произвел в нашей стране Шамов В. Н. в 1919 году.

Существование групп крови основано на содержании в эритроцитах и плазме крови веществ – агглютиногенов (изоантигенов) и агглютининов (изоантител).

В эритроцитах содержатся агглютиногены типа А и В, вещества, которые под действием агглютининов типа и ? плазмы неподходящего донора склеивают эритроциты в комочки. Такая реакция называется гемоагглютинация (склеивание крови).

Условно агглютиногены эритроцитов можно назвать “бумагой”, которая склеивается под действием “клея” - агглютинина плазмы.

Нужно добавить, что это “склеивание” происходит только между одноименными агглютиногенами и агглютининами: А + , В + . Разноименные вещества (например, А и не влияют друг на друга).

В эритроцитах 1 группы нет агглютиногенов, но в плазме содержатся агглютинины и .

В эритроцитах 2 группы содержатся А-агглютиногены и агглютинин в плазме.

В третьей группе – наоборот – в эритроцитах В-агглютиноген, а в плазме агглютинин .

Наконец, эритроциты 4 группы содержат А и В-агглютиногены, но в плазме нет агглютининов.

Отсюда понятна проблема переливания крови. Одноименные плазма и эритроциты не должны встретиться, иначе произойдет склеивание эритроцитов.

Так, кровь 1 группы подходит всем, но сама может принять только кровь такой же группы. Кровь 2 и 3 групп подходит тем же группам или 4. Кровь 4 группы нельзя переливать никому, за исключением людей с той же группой. Однако, кровь 4 группы принимает все группы крови при переливании.

Резус-фактор был впервые обнаружен в 1940 году у обезьян макак – резусов и потому был так назван. Этот фактор (а на самом деле это большая группа – около 20 веществ) присутствует в эритроцитах большинства (около 85%) людей планеты. У 15% людей такого фактора нет, однако в их эритроцитах были обнаружены анти-резус факторы.

При переливании крови, несовместимой по резус-фактору, особенно, если это делается не в первый раз, происходит реакция агглютинации эритроцитов.

Особенно опасен резус – конфликт, который может возникнуть между матерью с – резус-фактором и ее + ребенком при беременности. Плод выделяет вещества, на которые у матери выделяются анти-резус факторы (антитела). Эти антитела разрушают эритроциты и кровеносную систему ребенка. Особенно опасна такая ситуация при второй и последующих беременностях (анти-резус вещества накапливаются).

Вопросы для само- и взаимоконтроля

1. Кем и когда открыты группы крови?

2. Какие существуют группы крови?

3. От чего зависит группа крови? Между какими веществами происходит реакция агглютинации?

4. Чем отличаются плазма и эритроциты крови разных групп?

1. На каком объекте и когда был открыт резус-фактор?

2. Каким может быть резус-фактор?

3. От чего зависит резус-фактор?

4. Как отличаются эритроциты резус+ и резус- крови и какая реакция между ними происходит?

Тест в качестве проверки все выполняют самостоятельно на отдельных листочках, которые затем передаются соседу для взаимопроверки.

1. Группы крови были открыты:

2. Агглютиногены находятся в:

в) и в плазме, и в эритроцитах

3. Реакция агглютинации происходит между:

а) А и В агглютиногенами

б) А-агглютиногеном и -агглютинином

в) А-агглютиногеном и -агглютинином

4. Кровь первой группы не содержит:

а) ни агглютининов, ни агглютиногенов

б) агглютиногенов в эритроцитах

в) агглютининов в плазме

5. Кровь второй группы можно переливать:

6. Резус фактор был открыт на:

в) морских свинках

7. Резус-фактор находится в:

в) и в плазме, и в эритроцитах

8. Резус – конфликт возникает между:

а) резус+ матерью и резус- плодом

б) резус- матерью и резус+ плодом

1. Группы крови были открыты:

б) Ландштейнером и Янским

2. Агглютины находятся в:

а) и в плазме, и в эритроцитах

3. Реакция агглютинации происходит между:

а) и агглютининами

б) В-агглютиногеном и -агглютинином

в) В-агглютиногеном и -агглютинином

4. Кровь четвертой группы содержит:

а) агглютинины и агглютиногены всех типов

б) агглютиногены А и В в эритроцитах

в) агглютинины и в плазме

5. Кровь третьей группы можно переливать:

6. Резус фактор был открыт в:

7. Резус-фактор находится в:

в) и в плазме, и в эритроцитах

8. Резус – конфликт возникает между:

а) резус- матерью и резус+ плодом

б) резус+ матерью и резус- плодом

Вывод делают учащиеся – чего хотели достичь и достигли ли.

3. Изучение нового материала.

Учитель рассказывает о наследовании групп крови, показывает

2. группа – А0 или АА

3. группа – В0 или ВВ

Алгоритм решения задачи вам уже почти понятен. Разбираем задачу на доске. Задачи на листочках.

Первую задачу учитель показывает сам. Затем решаем самостоятельно. Две следующие на доске. Комментируют учащиеся.

Вывод делает учитель.

Домашнее задание – придумать свою задачу на группы крови и оформить ее на отдельной карточке

4. Закрепление.

Решить самостоятельно задачи на карточках – все задачи оценены в баллах. 2 учащихся делают на выносных досках и затем проверяем. Листочки с решением сдать учителю. Задачи на 3 и 5 баллов проверяем на доске и учащиеся делают вывод – всего ли достигли, что было запланировано.

Задачи на группы крови для закрепления

Задачи на группы крови для закрепления

Вариант 2



-->

Ген короткой шерсти (А) у кошек доминирует над геном длинной шерсти (а) и наследуется аутосомно. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Чёрная окраска определяется геном ХВ, рыжая – геном Хb. Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. Длинношёрстная кошка черепаховой окраски была скрещена с рыжим короткошёрстным (Аа) котом. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства, а также вероятность рождения чёрной кошки. Объясните результат скрещивания. Какие законы наследования проявляются в этих скрещиваниях?


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

У человека альбинизм наследуется как аутосомный рецессивный признак, а дальтонизм, как признак, сцепленный с Х-хромосомой. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства и их процентное соотношение от брака гетерозиготной по первому признаку здоровой женщины, не несущей гена дальтонизма, и мужчины дальтоника и альбиноса. Какие законы наследования проявляются в данном случае?


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

У отца вторая группа крови и нормальное зрение(Х D ), у его матери – первая группа; жена имеет первую группу крови и нормальное зрение, но является носительницей дальтонизма. Составьте схему решения задачи. Определите возможные генотипы родителей, фенотипы и генотипы детей. Укажите вероятность рождения дальтоника.


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового растения (а) с грушевидными плодами (b) в потомстве получили по фенотипу: 12 высоких растений с грушевидными

плодами, 39 высоких растений с округлыми плодами, 40 карликовых с грушевидными плодами, 14 карликовых с округлыми плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Ген группы крови человека имеет три аллеля: i0, IA и IB. Аллели IA и IB кодоминантны (в гетерозиготе проявляются оба) и они оба доминантны по отношению к аллелю i0. Человек с генотипом i0i0 имеет I группу крови, IAIA или IAi0 – II группу, IBIB или IBi0 – III группу, а IAIB – IV группу крови.

У Екатерины II группа крови. Она вышла замуж за Николая с III группой крови. У Николая есть взрослая дочь Анна от первого брака, у которой I группа крови. От брака Екатерины и Николая родился сын Фёдор с III группой крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков во всех браках, обоснуйте своё решение. Какая ещё группа крови может быть у детей Екатерины и Николая?


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Группы крови и резус-фактор наследуются независимо, по аутосомному типу. Группы крови определяются серией множественных аллелей: I A , I B и i 0 .

Мужчина с третьей группой крови и отрицательным резусом женился на женщине со второй группой крови и положительным резусом. У них родился сын со второй группой крови и отрицательным резусом. Составьте схему скрещиваний. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомков. С какой вероятностью в данной семье может родиться ребёнок с четвёртой группой крови?


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Мужчина с первой группой крови и отрицательным резус-фактором женился на женщине с третьей группой крови и положительным резус-фактором, отец которой имел первую группу и отрицательный резус-фактор. Их дочь с третьей группой крови и положительным резус-фактором вышла замуж за мужчину с четвёртой группой крови и отрицательным резус-фактором. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и детей в первом и во втором поколениях. Может ли у человека с четвёртой группой крови родиться ребёнок с первой группой? Ответ поясните.


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Василиса — кареглазая женщина с нормальной свёртываемостью крови вышла замуж за Евгения — голубоглазого гемофилика. У них родилась кареглазая дочь Мария с нормальной свёртываемостью крови и голубоглазый сын Пётр с гемофилией. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы, фенотипы и пол потомков. Какой генотип имел кареглазый муж Марии с нормальной свёртываемостью крови, если известно, что у них родился голубоглазый сын, страдающий гемофилией? Василиса считала, что именно Евгений передал Петру свой ген гемофилии. Была ли Василиса права? Ответ поясните.


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

При скрещивании растений томата нормальной высоты с овальными плодами и карликового растения с округлыми плодами всё потомство имело нормальную высоту и округлые плоды. При анализирующем скрещивании гибридов первого поколения было получено 4 фенотипических класса, имевших 246, 251, 24 и 32 растения соответственно. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Мужчина, имеющий вторую группу крови и положительный резус женился на женщине, имеющей третью группу и отрицательный резус. У них родилось два сына, один с первой группой крови и отрицательным резусом,

второй с третьей группой и положительным резусом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и детей во всех браках. Какова вероятность рождения ребёнка с отрицательным резусом, если сын с третьей группой крови женится на женщине с первой группой и положительным резусом? Поясните свой ответ.


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

У дрозофилы гетерогаметный пол – мужской. При скрещивании самки дрозофилы с коричневыми глазами и вильчатыми крыльями с самцом, имеющим красные глаза и нормальные крылья, все самцы из потомства имели красные глаза и вильчатые крылья, а все самки имели красные глаза и нормальные крылья. При скрещивании самки дрозофилы с красными глазами и нормальными крыльями и самцов с корич-невыми глазами и вильчатыми крыльями всё потомство было единообразным по окраске глаз и форме крыльев. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы, фенотипы и пол всех родителей и потомков. Поясните фенотипическое расщепление в первом скрещивании.


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

При скрещивании курицы с раздвоенным гребнем и множественными шпорами и самца с нормальным гребнем и одной шпорой всё потомство имело нормальный гребень и одну шпору. При анализирующем скрещивании гибридов первого поколения было получено 4 фенотипических класса, имевших 24, 26, 8 и 9 цыплят соответственно. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

У декоративных домашних крыс есть доминантная мутация, придающая жёлтый окрас шерсти. Гетерозиготные по этому аллелю крысы имеют жёлтый окрас, гомозиготные погибают на эмбриональной стадии. Не несущие данного аллеля крысы имеют серую окраску. Скрестили самку с жёлтым окрасом и без хвоста с самцом жёлтого окраса и нормальным хвостом. В результате получили расщепление по фенотипу в соотношении 2 : 2 : 1 : 1. В скрещивании другого самца с жёлтым окрасом и нормальным хвостом с самкой жёлтого окраса и без хвоста получили расщепление по фенотипу 2 : 1, при этом все потомки имели нормальный хвост. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Поясните фенотипическое расщепление в первом и втором скрещивании.


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

У кроликов имеется серия множественных аллелей окраски. Аллель серой окраски (А) доминирует над аллелями гималайской окраски (ah) и альбинизма (а). Аллель гималайской окраски доминирует над аллелем альбинизма.

Скрестили крольчиху с гималайской окраской и длинной шерстью и кролика-альбиноса с короткий шерстью. Все потомки были с гималайской окраской и длинной шерстью. При скрещивании крольчихи из первого поколения с серым длинношёрстным кроликом, полученным от кролика-альбиноса, в потомстве были получены только кролики с длинной шерстью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Поясните, как вы определили генотип самца во втором скрещивании.


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Женщина со второй группой крови и нормальным цветовым зрением вышла замуж за мужчину с четвёртой группой крови и дальтонизмом. У них родился сын-дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы и пол всех возможных потомков. Какова вероятность рождения ребёнка с третьей группой крови и дальтонизмом у этой пары?


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

У дрозофилы гетерогаметный пол — мужской. Между генами цвета глаз и окраски тела происходит кроссинговер. Скрестили самку дрозофилы с красными глазами и серым телом, один из родителей которой имел белые глаза, а другой — жёлтое тело, с самцом с красными глазами и серым телом. Полученная от этого скрещивания моногомозиготная самка с красными глазами и серым телом была скрещена с самцом с красными глазами и серым телом. В потомстве от этого скрещивания наблюдались мухи с белыми глазами. Составьте схему решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы и пол потомства в двух скрещиваниях. Возможно ли появление в потомстве от первого скрещивания мухи с белыми глазами и жёлтым телом? Ответ поясните.


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

У человека между генами гемофилии типа А и красно-зелёного дальтонизма происходит кроссинговер.

Женщина, у матери которой был дальтонизм, а у отца — гемофилия, сама не имеющая указанных заболеваний, вышла замуж за мужчину, не имеющего указанных заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная дочь без указанных заболеваний вышла замуж за здорового мужчину. У них родился ребёнок с гемофилией. Составьте схему решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы и пол возможного потомства в обоих браках. Возможно ли рождение в первом браке ребёнка с гемофилией и дальтонизмом? Ответ поясните.


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

У домашних кошек есть мутация, при которой гетерозиготные по аллелю данной мутации кошки не имеют хвоста. Гомозиготные по данному доминантному аллелю кошки погибают на эмбриональной стадии. Не несущие данного аллеля кошки имеют хвост нормальной длины. Скрестили самку без хвоста и лапами нормальной длины с самцом без хвоста и короткими лапами. В результате получили расщепление в соотношении 2 : 2 : 1 : 1. В скрещивании других самки без хвоста и лапами нормальной длины с самцом без хвоста и короткими лапами получили расщепление 2 : 1, при этом все потомки имели лапы нормальной длины. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Поясните фенотипическое расщепление в первом и втором скрещивании.


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):

Загрузка решений доступна для зарегистрировавшихся пользователей

Скрестили самку дрозофилы с короткими крыльями, с пятном на крыле и самца с нормальными крыльями, без пятна на крыле. Все полученные гибриды в F1 имели нормальные крылья с пятном. Для самца первого поколения провели анализирующее скрещивание. В полученном потомстве (F2) оказалось 50% особей с нормальными крыльями, без пятна на крыле и 50% с короткими крыльями, с пятном на крыле. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в двух скрещиваниях. Объясните формирование двух фенотипических групп во втором скрещивании.


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах .txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .jpg, .ppt, .pptx, .mp3, .xls, .xlsx):


Существование групп крови основано на содержании в эритроцитах и плазме крови веществ – агглютиногенов (изоантигенов) и агглютининов (изоантител).

В эритроцитах содержатся агглютиногены типа А и В, вещества, которые под действием агглютининов типа α и β плазмы неподходящего донора склеивают эритроциты в комочки. Такая реакция называется гемоагглютинация (склеивание крови).

Условно агглютиногены эритроцитов можно назвать “бумагой”, которая склеивается под действием “клея” — агглютинина плазмы. Это “склеивание” происходит только между одноименными агглютиногенами и агглютининами: А и α и В и β. Разноименные вещества, например А и β не влияют друг на друга.

  1. В эритроцитах Iгруппы нет агглютиногенов, но в плазме содержатся агглютинины α и β
  2. В эритроцитах IIгруппы содержатся А-агглютиногены и агглютинин β в плазме.
  3. В IIIгруппе – наоборот – в эритроцитах В-агглютиноген, а в плазме агглютинин α.
  4. Эритроциты IVгруппы содержат А и В агглютиногены, но в плазме нет агглютининов.

Отсюда понятна проблема переливания крови. Одноименные плазма и эритроциты не должны встретиться, иначе произойдет склеивание эритроцитов. Так, кровь I группы подходит всем, но сама может принять только кровь такой же группы. Кровь II и III групп подходит тем же группам или IV. Кровь IV группы нельзя переливать никому, за исключением людей с той же группой. Однако, кровь IV группы принимает все группы крови при переливании.

Резус-фактор был впервые обнаружен в 1940 году у обезьян макак – резусов и потому был так назван. Этот фактор присутствует в эритроцитах большинства (около 85%) людей планеты. У 15% людей такого фактора нет, однако в их эритроцитах были обнаружены анти-резус вещества.

При переливании крови, несовместимой по резус-фактору, особенно, если это делается не в первый раз, происходит реакция агглютинации эритроцитов. Особенно опасен резус – конфликт, который может возникнуть между матерью с – резус-фактором и ее + ребенком при беременности. Плод выделяет вещества, на которые у матери выделяются анти-резус факторы (антитела). Эти антитела разрушают эритроциты и кровеносную систему ребенка. Особенно опасна такая ситуация при второй и последующих беременностях (анти-резус вещества накапливаются).

Задачи на группы крови системы АВО

Система АВО (кодоминирование – взаимодействие аллельных генов, при котором у гетерозигот в фенотипе присутствует продукт обоих генов).

Группы крови и резус-фактор наследуются независимо, по аутосомному типу. Группы крови определяются геном I. Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: I A , I B , i 0 , причем аллель i 0 является рецессивной по отношению к аллелям I A и I B .

Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (r).

Таблица 1. Наследование групп крови системы АB0:

Группа Генотип
I (0) i 0 i 0 гомозигота
II (A) I A I A гомозизота, I A i 0 гетерозигота
III (B) I B I B , гомозизота, I B i 0 гетерозигота
IV (AB) I A I B гетерозигота

Задача 1

Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?

Р: ♀ I A I B х ♂ I A I B

G: I A , I B I A , I B

F1: I A I A (II), I A I B (IV), I A I B (IV), I B I B (III)

Ответ: вероятность рождения детей с IV группой крови – 50%, со II и III – по 25%.

Задача 2

У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?

Генотип мальчика – i 0 i 0 (I), следовательно, каждый из его родителей несет ген i 0 .

Генотип его сестры – I A I B (IV), значит, один из ее родителей несет ген I A , и его генотип – I A i 0 (II группа), а другой родитель имеет ген I B , и его генотип I B i 0 (III группа крови).

Ответ: у родителей II и III группы крови.

Задача 3

Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?

Генотип женщины – I B I B или I B i 0

Генотип мужчины – i 0 i 0

В этом случае возможны два варианта:

I вариант II вариант

Р ♀ I B I B × ♂ i 0 i 0 Р ♀ I B I 0 × ♂ i 0 i 0

G I B i 0 G I B , i 0 i 0

F1 I B i 0 (III) F1 I B i 0 (III) и i 0 i 0 (I)

Ответ: суд вынесет следующее решение: мужчина может являться отцом ребенка, так же, как и любой другой человек с такой же группой крови.

Задача 4

Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.

Р: ♀ I A i 0 х ♂ I В I В

F1: I A I B (IV), I B I 0 (III)

1) родители имеют группы крови: I A i 0 (II) и I В I В (III)

2) возможные генотипы и фенотипы групп крови детей: I A I B (IV группа) и I B i 0 (III группа)

3) вероятность наследования II группы крови — 0%.

Задача 5

Мужчина с III группой крови и отрицательным резусом женился на женщине со II группой крови и положительным резусом. У них родился сын со II группой крови и отрицательным резусом. Составьте схему скрещиваний. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомков. С какой вероятностью в данной семье может родиться ребёнок с IV группой крови?

Р: ♀ I A i 0 Rr х ♂ I B i 0 rr

G: I A R, I A r, i 0 R, i 0 r I B r, i 0 r

F1: I A i В Rr (IV+), I A i 0 Rr (II+), I A I B Rr (IV+), I A i 0 rr (II-), I В i 0 Rr (III+), i 0 i 0 Rr (I+), I В i 0 (III+), i 0 i 0 rr (I-)

Р: ♀ I A I A Rr х ♂ I B i 0 rr

G: I A R, I A r I B r, i 0 r

F1: I A i В Rr (IV+), I A i 0 Rr (II+), I A I B rr (IV-), I A i 0 rr (II-)

1) генотипы родителей: мать I A i 0 Rr (II+) или I A I A Rr (II+) и отец I B i 0 rr (III-)

2) генотипы и фенотипы потомков: см. выше

3) вероятность рождения ребёнка с четвёртой группой крови 25%, если генотип матери I A i 0 , и 50%, если генотип матери I A I A

Читайте также: