Как регулировались отношения между римскими гражданами и негражданами

Обновлено: 30.06.2024

  • Корректор
  • Диктатор
  • Magister Equitum
  • Консульская трибуна
  • Рекс
  • Триумвири
  • Децемвири

Гражданство в Древнем Риме ( лат . Civitas ) было привилегированным политическим и юридическим статусом, предоставляемым свободным людям в отношении законов, собственности и управления.

  • Римские женщины имели ограниченную форму гражданства. Им не разрешалось голосовать или баллотироваться на гражданские или государственные должности. Богатые могут участвовать в общественной жизни, финансируя строительные проекты или спонсируя религиозные церемонии и другие мероприятия. Женщины имели право владеть собственностью, заниматься бизнесом и получать развод, но их законные права менялись с течением времени. Браки были важной формой политического союза во времена республики.
  • Граждане государства-клиента и союзники (общества) Рима могли получить ограниченную форму римского гражданства, такую ​​как латинское право . Такие граждане не могли голосовать или быть избранными на римских выборах . [1]
  • Вольноотпущенники были бывшими рабами, получившими свободу. Им не было автоматически предоставлено гражданство и не было некоторых привилегий, таких как баллотирование в исполнительные магистратуры . Дети вольноотпущенников и женщин родились свободными гражданами; например, отец поэта Горация был вольноотпущенником.
  • Рабы считались собственностью и не имели юридического статуса . Со временем они приобрели некоторую защиту римского права. Некоторые рабы были освобождены путем увольнения за оказанные услуги или по завещанию, когда их хозяин умер. Освободившись, они столкнулись с несколькими препятствиями, помимо обычной социальной стигмы, на пути к участию в римском обществе. Принцип, согласно которому человек может стать гражданином по закону, а не по рождению, был закреплен в римской мифологии ; когда Ромул победил сабинян в битве, он пообещал военным пленникам, находившимся в Риме, стать гражданами. [2]

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Возможные права
  • 2 класса гражданства
    • 2.1 Цивес Романи
    • 2.2 Латинин
    • 2.3 Общество
    • 2.4 Provinciales
    • 2.5 Перегрини
    • Ius Suffragii : Право голоса в римских собраниях .
    • Ius honorum : Право баллотироваться на гражданскую или государственную должность.
    • Ius commercii : право заключать юридические контракты и владеть собственностью в качестве римского гражданина.
    • Ius gentium : Юридическое признание, разработанное в 3 веке до н.э., растущего международного масштаба римских дел и необходимости римского права для урегулирования ситуаций между римскими гражданами и иностранцами. Таким образом,ius gentiumбыл римской правовой кодификацией широко признанногомеждународного праватого времени и основывался на высокоразвитом торговом праве греческих городов-государств и других морских держав. [3] Права, предоставляемыеius gentium,считались принадлежащими всем лицам; Таким образом, это концепцияправ человека,а не прав, связанных с гражданством.
    • Ius conubii : Право на законныйбракс римским гражданином в соответствии с римскими принципами [4], чтобы иметь законные права paterfamilias на семью, а также на то, чтобы дети от любого такого брака считались римскими гражданами.
    • Юс migrationis : Право на сохранение своего уровня гражданства при перемещении в полис в сопоставимом состоянии. Например, члены cives Romani (см. Ниже) сохранили свои полные civitas, когда они мигрировали в римскую колонию с полными правами по закону: colonia civium Romanorum . Латиняне также имели это право и сохраняли свой ius Latii, если они переезжали в другое латинское государство или латинскую колонию ( Latina colonia ). Это право не сохраняло уровень гражданства, если человек переезжает в колонию с меньшим населением.легальное положение; Полные римские граждане, переселявшиеся в латинскую колонию, были понижены до уровня ius Latii , и такая миграция и снижение статуса должны были быть добровольным актом.
    • Право на иммунитет от некоторых налогов и других юридических обязательств, особенно местных правил и положений. [5]
    • Право на подачу иска в суд и право на предъявление иска.
    • Право на судебное разбирательство (предстать перед надлежащим судом и защищаться).
    • Право обжаловать решения мировых судей и обжаловать решения судов низшей инстанции.
    • После начала 2-го века до н.э. Porcian законов , римский гражданин не может быть подвергнут пыткам или взбитые и могут коммутировать смертные приговоры в добровольное изгнание , если он не был признан виновным в государственной измене .
    • Если римский гражданин обвинялся в измене, он имел право быть судимым в Риме, и даже если его приговорили к смертной казни, ни один римский гражданин не мог быть приговорен к смерти на кресте .

    Чтобы записаться в римские легионы, требовалось римское гражданство, но иногда это игнорировалось. Гражданские солдаты могли быть избиты центурионами и старшими офицерами по причинам, связанным с дисциплиной. Неграждане присоединились к Ауксилии и получили гражданство через службу.

    Правовые классы менялись с течением времени, однако следующие классы правового статуса существовали в разное время в римском государстве:

    Оратор , гр. 100 до н.э., этрусско - римская бронзовая скульптура , изображающая Ауле Metele (лат Авла Метелла), в этрусской человекодетый в римской тоге , а заниматься риторикой ; на статуе есть надпись этрусским алфавитом.

    В cives ромы были полными римскими гражданами, которые пользуются полной правовой защитой в соответствии с римским правом. Cives Romani были подразделены на два класса:

    • Не Optimo юре , который держал ЮС commercii и ЮС conubii (права собственности и брака)
    • Optimo - юре , который занимал эти права, а также ЮС suffragii и ИУС honorum (дополнительные права голоса и занимать должность).

    Socii или foederati были гражданами государств, которые имели договорные обязательства с Римом, в соответствии с которыми, как правило, определенные юридические права граждан государства в соответствии с римским правом обменивались на согласованные уровни военной службы, то есть римские магистраты имели право набирать солдат для римских легионов. из этих штатов. Однако федеральные государства, которые когда-то были завоеваны Римом, были освобождены от уплаты дани Риму из-за их договорного статуса.

    Растущее недовольство правами, предоставленными обществу , и растущими потребностями легионов в людях (из-за затяжной Югуртинской войны и Кимбрийской войны ) в конечном итоге привело к Социальной войне 91–87 гг. До н.э., в которой итальянские союзники восстали против Рима. .

    Lex Julia (в полном объеме Lex Iulia де Civitate Latinis Danda ), принятый в 90 г. до н.э., предоставленные права на cives цыганских всех LATINI и socii государств, которые не участвовали в социальной войне, или которые были готовы немедленно прекратить боевые действия . Это было распространено на все итальянские государства- социумы, когда война закончилась (за исключением Галлии Чизальпина ), эффективно устранив socii и latini как юридические определения и определения гражданства.

    Provinciales - это те люди, которые подпали под влияние или контроль Рима, но не имели даже прав федератов , по сути имея только права ius gentium .

    А Перегрин (множественное число peregrini ) первоначально был любой человек , который не был полноправным римским гражданином, то есть кто - то , кто не был членом cives ромов . С расширением римского права, включившим больше градаций правового статуса, этот термин стал меньше использоваться, но термин peregrini включал в себя термины латини , socii и provinciales , а также этих подданных иностранных государств.

    Мавзолей Юлии, расположенный через Виа Домиция, к северу от входа в город и сразу за ним, датируется примерно 40 годом до нашей эры и является одним из наиболее хорошо сохранившихся мавзолеев римской эпохи. На архитраве здания, обращенного к старой римской дороге, вырезано посвящение, которое гласит: SEX · M · L · IVLIEI · C · F · PARENTIBVS · SVEIS Секстий, Марк и Луций Юлий, сыновья Гая, их предкам. считал, что мавзолей был могилой матери и отца трех братьев Джулиев, и что отец, для военной или гражданской службы, получил римское гражданство и привилегию носить имя Джулиев

    Предоставление гражданства союзникам и побежденным было жизненно важным шагом в процессе романизации . Этот шаг был одним из самых эффективных политических инструментов и (на тот момент истории) оригинальных политических идей (возможно, одной из самых важных причин успеха Рима).

    Идея заключалась не в ассимиляции , а в том, чтобы превратить побежденного и потенциально восставшего врага (или их сыновей) в римских граждан. Вместо того чтобы ждать неизбежного восстания покоренного народа (племени или города-государства), такого как Спарта и завоеванные илоты , Рим пытался заставить тех, кто находился под его властью, почувствовать, что они заинтересованы в системе.

    В Книге Деяний указывается, что апостол Павел был римским гражданином по рождению - хотя и не уточняется, какой именно класс гражданства - факт, который оказал существенное влияние на карьеру Павла и на то, как он сформировал новую христианскую религию.

    Однако к веку, предшествующему Каракалле, римское гражданство уже потеряло большую часть своей исключительности и стало более доступным. [7]

    Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда. Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? Этот человек — Римский гражданин. Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да. Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем. Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин, испугался, что связал его.

    Деяния святых апостолов, гл.22, ст.25-29.

    Civis Romanus sum! (Я римский гражданин!) — эта фраза часто оказывалась спасительной для того, кто её произносил. Причём не только в переделах юрисдикции римских законов, но и на землях других государств, даже не имевших дипломатических отношений с Римом. Правители даже самых диких народов, имевших представление о римских обычаях, знали — за любые оскорбления и обиды, а тем более физический ущерб, нанесённые гражданам Рима, эта держава будет жестоко мстить. Согласно римским законам подвергать суду и наказаниям римских граждан имели право лишь римские же власти. Для всех остальных граждане Рима должны были оставаться неприкосновенными.

    В государственных учреждениях римскому гражданину полагалось надевать тогу. Современное постановочное фото.

    Но самое главное, что было действительно важным в большинстве случаев — запрещались телесные наказания и пытки римских граждан. По правовым нормам того времени в ряде случаев обвиняемого сперва подвергали порке, бичеванию или иной пытке, и лишь после этого разбирали дело на основании полученных при этом признаний. Но там, где действовали римские законы, так поступать можно было лишь с чужеземцами. Любой, кто нарушал этот закон, обвинялся в членовредительстве и должен был держать ответ перед судом.

    Это положение не действовало лишь по отношению к военнослужащим (их мог приговорить к порке командир) или же осуждённым соответствующим римским магистратом, по установленной законом процедуре. Но обычно римские судьи старались не подвергать полноправных граждан Рима позорным наказаниям, дабы не ронять авторитет римского народа. Римского гражданина могли приговорить к штрафу, ссылке, в крайнем случае — к смертной казни. Казнь человека, имевшего римское гражданство, также не должна была быть позорной: например, распинать их запрещалось. Поэтому апостолу Павлу отрубили голову, а не распяли. Немаловажно и то, что римского гражданина нельзя было продать в рабство, кроме как по приговору суда.

    Римское гражданство много значило и в обычной жизни. Римский гражданин имел полные имущественные права, в том числе владеть земельной собственностью, рабами, совершать любые сделки, завещать своё имущество кому пожелает и т.д. Он имел право на законный брак, в котором становился Pater familias (отцом семейства) и тем самым обретал полную власть над всеми домочадцами. Его законные дети автоматически получали полноценное римское гражданство. Он имел право участвовать в народных собраниях, выборах, заседать в суде и избираться в органы власти.

    В легионах служили лишь римские граждане. А сейчас исторической реконструкцией легионеров может заниматься кто угодно.

    В легионах служили лишь римские граждане. А сейчас исторической реконструкцией легионеров может заниматься кто угодно.

    Кроме того, только римский гражданин имел право служить в легионе. Не имевшие такого гражданства, но желающие воевать на стороне Рима, зачислялись во вспомогательные войска, с отдельным командованием и совсем другими правами. Только легионерам после службы полагался земельный участок или его денежный эквивалент. Ауксилиарии (солдаты вспомогательных войск) получали права римского гражданства после 30 лет безупречной службы. Конечно, лишь те из них, кто оставался в живых и не был преждевременно уволен из армии по причине ранений, травм или болезней.

    Римское гражданство было важно и для людей мирных профессий. Самые высокие налоги в Риме были для чужеземцев, чуть ниже — для перегринов (свободных граждан территорий, покорённых Римом) и самые низкие для римских граждан. А в колониях зачастую налоги с римских граждан вообще не взимались: все выплаты брались лишь с местного населения. Все имущественные и прочие тяжбы между римскими гражданами и всеми остальными субъектами права решались в отдельных судах, по специальным правовым нормам Ius gentium (право народов). Эти законы существенно отличались от обычного римского права: например, суд мог признать состоявшейся сделку, заключённую с нарушением обычных стандартов. Разумеется, такие поблажки при разбирательстве дел давались именно римским гражданам, а не их оппонентам. Поэтому римское гражданство было очень ценно и важно, его стремились обрести любыми способами.


    Многие слышали о том, что законодательство большинства государств, основано на так называемом "римском праве". Но что на самом деле скрывается за этим понятием? И в чём разница между человеком и гражданином? Рабовладельческое право.
    Римское право — это право общества рабовладельческой формации, но именно на Римском праве построены правовые системы всех Европейских стран и большинства стран мира. Другими словами — правовое устройство большинства стран основано на принципах рабовладения, что отражено в символике, конституции и явно чувствуется нами на собственной шкуре.
    Экономические основы рабства.
    Человек владеет результатами своего труда, в то время как раб — не владеет. В этом — основной экономический смысл рабства.
    Что говорится в Конституции РФ о владении результатами труда (статья 37):
    "Статья 37
    1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

    2. Принудительный труд запрещен.

    3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы."

    То есть признается только право на вознаграждение за труд, результаты же самого труда не принадлежат рабу-гражданину. То есть — Конституция РФ действительно построена на Римском праве рабовладельческого общественного устройства, где у рабов отбирались результаты труда, а с господского плеча обеспечиавлось лишь содержание раба. Уж какую форму принимало это соедржание — миску похлебки или некоторое количество напечатанных цветных фунтиков — фантиков — это не может быть прописано в Конституции, это дело договора раба и работодателя.

    Забавно, что четкого определения, кто такой раб, да и отдельной статьи "раб" в Википедии не нашлось. Как в анекдоте про Вовочку — ж.па есть, а слова такого — нет!
    Патриции и плебеи
    Патриции, Populus Romanus Quiritium, квириты — это лица, принадлежащие к исконным римским родам, пользующиеся всеми правами, включая право на результаты труда (не только своего труда). Они обладают правами по праву рождения. Еще раз повторю — патриции обладают правами ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ, это очень важно.
    То есть, в обществе, построенном по Римскому праву, есть две основные категории:
    — Патриции, обладающие всеми правами по рождению
    — Плебеи, чьи права ограничены и описаны в специальных законах
    В Конституции РФ используются два понятия, без четкого определения
    — Человек
    — Гражданин
    Тонкость в том, что "человек" и "гражданин" — это юридические термины в основном законе, и они обозначают разные категории людей. Определите сами, к какой категории Вы относитесь де-юре.
    Вчитайтесь в Конституцию РФ (статья 17):
    "Статья 17
    1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

    2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

    3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц."

    Важно, что человек и гражданин — два разных юридических понятия, в пункте 1 и 2 главы 17 они употребляются совместно "человека и гражданина", а в пункте 2 той же главы стоит только "человек" и говорится о его правах ОТ РОЖДЕНИЯ. В соответствии с Римским правом, "человек" по правовому статусу соответствует патрицию, а "гражданин" — плебею, то есть — рабу.
    Тот факт, что раб считает себя человеком (то есть — патрицием), с юридической точки зрения ничтожен, то есть — ничего не значит. Гражданство удостоверяется официальным документом, имеющим юридическую силу.
    Если у Вас еще остались сомнения в Вашем статусе, то обратите внимание, что в Конституции прописан референдум, второе название которого — плебесцит, то есть выражение мнения плебсом. В качестве кого Вы имеете право участвовать в референдуме?+

    Все становится понятным, если обратиться к Римскому праву. Рабы, равно как и скот, являются имуществом и могут быть переданы (не проданы, а именно — переданы) другому хозяину в ходе процедуры манципации (отчуждения прав одного хозяина и одновременное приобретение прав на рабов или скот другим хозяином). Нам хорошо известно название движения за манципацию — Э-мансипация, когда женщины хотят перейти из рабского положения в семье в другую форму рабства, то есть — сменить хозяина.
    Еще раз — раб не может стать свободным, он может при большом желании лишь сменить хозяина. Вы не можете освободиться от гражданства, Вы можете сменить гражданство, при большом желании. Ну взгляните, в конце-концов, на символику на обложках паспортов.
    Государство
    И снова глупый вопрос — что такое государство?
    Рес-публика, основная форма устройства большинства государств, происходит от латинского "res publica", которое переводят как "общее дело". То есть республика — это форма общественного устройства, которое объединено "общим делом".+

    Суверену Республики Суверенного Народа Украины также выдается Свидетельство бенефициара на часть национальных богатств Украины, в котором записано, что он не является налогоплательщиком и не подсудный судам в унитарной державе . Свои права и обязанности он реализует в Республике Суверенного Народа Украины.
    На карточку бенефициара суверена начисляется его доля от использования национальных богатств Украины: аренды земли, перевозки грузов и перекачки нефти и газа по территории Украины, продажи электроэнергии за рубеж и т.д и т.п.
    Полный источник о Римском праве

    Читайте также: