Как расторгнуть венчание в католической церкви

Обновлено: 02.07.2024

На сайте Московского Патриархата появился проект документа "О церковном браке". Он содержит в себе перечень указаний к заключению и прекращению церковного брака и предназначен для обсуждения.

Сегодня каждый третий заключенный гражданский брак у нас в стране распадается. Но понятие "церковный брак" воспринимается как повышенный знак надежности. Реальность и здесь может преподносить самые разные сюрпризы, но все-таки церковный брак - прошедший через Таинство венчания - предполагает куда более серьезное отношение к брачному союзу. И венчаться и развестись в церковном браке гораздо труднее.

Проект документа "О церковном браке" содержит в себе много интересных и важных разъяснений. Одно из таких важных разъяснений связано с тем, что многие ревнители благочестия "не по разуму" обзывают "блудом" не венчанные, но законные - по гражданскому законодательству - браки. Супругам, прожившим десятки лет в таком браке, чуть ли не объявляют, что они "как блудники" не имеют право причащаться. Проект уточняет, что такой брак не считается "греховным сожительством", а супругов нельзя отлучать от таинств в православных храмах. Хотя такие семьи достойны "особого попечения", и им надо разъяснить все о должном браке.

Так называемый гражданский брак без регистрации в ЗАГСе, долго считавшийся модным среди молодежи, не благословляется венчанием. "Нерасписанных" венчают только в очень особенных случаях - каких, уточняется в документе.

Венчаться с нехристианами нельзя. С христианами других конфессий - католиками, протестантами, членами древних восточных церквей (Армянской апостольской и Эфиопской православных церквей, а также коптских и сиро-яковитских общин) венчание возможно при условии, если брак будет благословлен в православной церкви, а дети будут воспитываться в православной вере.

Еще из Послания апостола Павла известно, что разорять уже сложившийся брак с человеком другой веры нельзя. "Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его", - писал апостол Павел. К лицам, находящимся в таком браке, проявляется "пастырское снисхождение".

Церковный брак труднее расторгнуть, чем светский. Для этого нужны весьма веские основания. Такие, как "отпадение одного из супругов от православия", "прелюбодеяние одного из супругов", "злонамеренное оставление одного супруга другим", "заболевания одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, хроническим алкоголизмом или наркоманией". Поводом для развода может стать совершение женой аборта при несогласии мужа или, наоборот, принуждение жены к искусственному прерыванию беременности.

Решение о разводе принимает епархиальный архиерей. Он же выдает свидетельство о признании церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчания во втором и третьем браке. Наличие решения светских органов власти о расторжении брака, отмечают авторы документа, "не отменяет" для церковной власти необходимости "самостоятельного суждения и собственного решения" о случившемся - по Священному писанию и церковным канонам.

- На мой взгляд, сегодня самое важное - это не регламентация, по каким причинам можно, а по каким нельзя венчаться или разводиться, - комментирует проект для "РГ" член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного права, руководитель церковно-научного центра "Православная энциклопедия" Сергей Кравец. - Мы же живем не в условиях царской России, когда решение Церкви о браке влекло очень серьезные правовые последствия, связанные и с наследством, и со статусом детей, и со статусом разводящихся. Сейчас такие последствия не наступают. Поэтому куда важнее сегодня попробовать изменить современный тренд на превращение брака во временное сожительство.

Самая важная проблема сегодня, по мнению Сергея Кравца, психологическая неготовность к браку людей, особенно молодых и вступающих в него первый раз. "Опросы показывают, что процент разводов по этой причине выше, чем по причине алкоголизма или насилия в семье. Браки, которые распадаются в первые годы (а таких стало очень много) разрушаются из-за неготовности к браку. Эта неготовность усиливает легкомысленное отношение к браку - люди не расценивают его как союз, заключаемый до конца жизни или на многие годы. Это брак на пробу: вот, попробуем так".

Укрепляется представление о браке как о том, что можно много раз поменять. "Уж не говорю о том, что решения о браке принимаются сегодня и из соображений комфорта и удобств, связанных с ним. Все чаще - раньше этого не было - причиной расторжения браков называют выявление меркантильных намерений в браке у одного из супругов. Брак, один из традиционных институтов, дающих человеку наибольшую устойчивость, попал под угрозу. И причина в нас самих. И прежде всего в главенстве психологии комфорта и потребления".

Брак в таких случаях становится одним из признаков потребления. Девушки очень хотят выйти замуж из соображений престижа, мальчики ждут от брака изменений бытовых условий жизни, а кончается все тяжело, считает Сергей Кравец.

Церковный же брак требует подготовки. "Если нам удастся добиться перед венчанием реальной внутренней подготовки к этому таинству, если священник сможет серьезно поговорить об этом, это будет очень важным делом", - подчеркивает наш собеседник. Он считает, что надо сосредоточить внимание на долговременной настоящей психологической подготовке к браку.

Чтобы быть счастливым в семейной жизни, надо следить за тем, что мы говорим и делаем, считает Папа Римский Франциск. "Используйте в общении фразы "Могу ли я?", "Спасибо" и "Извини". Это ключ к созданию крепкой семьи. Эти простые слова легко произнести, но сложно научиться постоянно использовать. Но когда вы игнорируете их, отсутствие этих фраз может пошатнуть основы вашей семьи, что может привести к ее распаду. Когда эти слова . произносятся не формально, а искренне, от всего сердца, в семье воцаряется любовь, они укрепляют семейную жизнь".


Пятого сентября Папа Римский Франциск отправил письмо епископам Буэнос-Айреса, в котором написал, что пастырский документ его бывших коллег о применении восьмой главы апостольского увещевания "Радость любви" "очень хорошо и полностью объясняет" часть его письма, где "нет никаких других интерпретаций".

Апостольское увещевание Папы Римского Франциска "Радость любви" о семье и ее месте в современном мире, которое вышло в свет в апреле этого года, считается новаторским. Это письмо было написано после того, как церковь провела два заседания синода по вопросам роли семьи в современном обществе.

Апостольское увещевание – это один из способов общения между главой Римско-католической церкви и его паствой. Цель обращения – не формировать церковную доктрину, а побуждать верующих к определённым действиям.

В своем письме Папа Франциск призывает епископов быть более благосклонными к католикам, которые жили вопреки церковным уставам и доктринам, в том числе к тем, кто развелся или вступил в брак повторно. До публикации данного письма католическая церковь отказывалась допускать к причастию пары, повторно вступившие в брак, но в своём письме "Радость любви" Папа Франциск просит священнослужителей проявлять снисходительность в отдельных случаях. При этом Папа Римский разъяснил, что его увещевание не положит конец дискуссии о современной семье внутри церкви и что множество вопросов еще нуждаются в обсуждении.

Главная сложность письма состоит в его трактовке. Папа Франциск в своем увещевании призывает епископов проявлять больше любви и гибкости, чтобы привести католиков обратно в церковь, но при этом в тексте присутствует призыв не отклоняться от церковной доктрины. Это и предоставило возможность консервативным и более прогрессивным епископам интерпретировать "Радость любви" по-своему. Так, например, филадельфийский архиепископ Чарльз Чапут заявил, что пары в повторном браке могут принять Святое Причастие, но при этом только в том случае, если воздержатся от прелюбодеяния и будут жить "как брат с сестрой". Кроме того, многие церковнослужители сочли письмо Папы Римского спорным. Так, например, кардинал Рэймонд Берк предупредил, что открытие церковных таинств для тех, кто вступил в повторных брак и живет половой жизнью, идет вразрез с католическим учением.

В своем письме Папа Римский высоко оценил написанный своими бывшими аргентинскими коллегами текст, в котором священники отметили, что они могли бы, в некоторых случаях, предложить явиться на исповедь и пройти обряд причастия для тех повторно вступивших в брак католиков, которые живут в "неправильных семейных ситуациях". При этом аргентинские священнослужители не готовы вводить такую практику для абсолютно всех прихожан. Вопрос о допущении пары, которая вступила в повторный брак, к причастию будет решаться исключительно в индивидуальном порядке. Такая поддержка станет частью усилий по поддержке и возвращению разведенных и повторно женатых католиков в церковь.

Формально католическая церковь запрещает развод, однако супруги при желании могут попробовать доказать, что их брак не соответствовал требованиям церкви, тем самым аннулировав его. Раньше такая процедура была очень долгой и многие люди в бедных странах не могли ее позволить. Но в 2015 году Папа Франциск внес изменения в процедуру. Теперь, если оба супруга не возражают, процедуру аннулирования брака могут провести местные епископы, а не Ватикан, в срок не более года. Напомним, что Папа Римский объявил 2016-ый год внеочередным юбилейным в честь Божьего милосердия и в память 50-й годовщины окончания Второго Ватиканского собора, где католической церковью был принят ряд важных документов. В католицизме юбилейный год является временем, когда верующие могут получить полную индульгенцию, то есть прощение всех совершенных грехов.

Отношение к повторным бракам после развода в Русской Православной Церкви несколько мягче.

"Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу, — говорится в Основах социальной концепции РПЦ. – Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами".

Мужчина и женщина призваны быть вместе

Возможно ли развенчание церковного брака в Православии? Чтобы дать развёрнутый ответ на этот вопрос, необходимо рассказать о православном взгляде на брак. Мужчина и женщина созданы Творцом как два образа человеческого бытия. Они призваны восполнять другу друга и совместно духовно совершенствоваться. Для этого Всевышний и благословил людей вступать в брак. В этом состоянии супруги пребывают в тесной связи:

развенчание церковного брака

Развенчание церковного брака — что это?

Брак и Венчание в Православии

Венчание – это церковное Таинство, то есть священнодействие с незримым участием Самого Господа. В этом Таинстве Бог освящает брачный союз Своей благодатью. Таким образом, естественные отношения между мужчиной и женщиной обретают духовное измерение и брак становится ступенью на пути ко Господу. Образно это показано в Евангельском рассказе о чуде превращения воды в вино, совершённом Христом на свадьбе в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11).

Венчание не подменяет собой брак, а дополняет его. Брак без Венчания не является блудом. Церковь настаивает на необходимости проведения Таинства. Но при этом признаёт невенчанный законный союз мужчины и женщины. Приведём слова протоиерея Димитрия Карпенко:

Венчанием молодожёны словно приглашают Христа на свой праздник и просят благословить их совместную жизнь. Таинство укрепляет отношения и освящает их Божественной благодатью. Однако важно понимать, что оно не является сделкой с Богом и гарантией семейного счастья. Венчание не спасёт брак, если супруги не трудятся над самим собой и не стараются жить по-христиански.

Архимандрит Андрей (Конанос) сравнивает брак с горящей лампадой:

Преподобный Паисий Святогорец учил:

Можно ли развенчаться?

Измена – главное основание для развода

В Ветхозаветные времена мужчина имел право законно развестись с женой по самому незначительному поводу. Достаточно было всего лишь написать разводное письмо. После исхода из Египта еврейский народ был испорчен язычеством и имел низкий духовной-нравственный уровень. Моисей был вынужден ввести закон о разводных письмах, чтобы хоть как-то поддерживать порядок.

В Новом Завете Господь отменяет это временное правило, чтобы вернуть человека к первоначальному Божественному замыслу о браке:

В отличие от грубого ветхозаветного, обновлённый человек Нового Завета призван к любви и прощению. Поэтому Христос указывает лишь одно уважительное основание для развода – супружескую неверность, которая является страшным грехом.

Интимные отношения мужа и жены (пусть даже и невенчанных) делают их одним целым. Они скрепляют и развивают взаимную любовь двух людей. Если же один из супругов вступает в плотскую связь с посторонним человеком, он предаёт вторую половину и оскверняет свои тело и душу. Благословлённый Богом священный союз попирается в угоду эгоизму и похоти. Супружеская неверность растлевает душу, разрушает любовь и семью. Прелюбодеяние разрывает единение с Богом, и без покаяния душа грешника умирает для спасения:

В то же время измена не обязательно должна заканчиваться разводом. Протоиерей Сергий Гусельников отмечает:

Современные основания для расторжения церковного брака

В течение веков Церковь, учитывая реалии нашей жизни, добавляла и другие причины для расторжения брака. Приведём основные из них, ориентируясь на положения Архиерейского Собора РПЦ 2017 года.

Отказ одного из супругов от православной веры. Это делает невозможной совместную жизнь супругов во Христе, ради которой было совершено Таинство. Также на этой почве могут возникнуть проблемы в воспитании детей.

Противоестественные пороки одного из супругов. То есть половые извращения, которые препятствуют христианской семейной жизни и считаются тяжким грехом.

Опасное для второй половины заболевание, а также хронический алкоголизм и наркомания. Как правило, всё это исключает нормальные супружеские отношения. Поэтому из милости к здоровым членам семьи Церковь может расторгнуть брак.

Семейное насилие также является веским поводом для развода. В этому случае существует угроза жизни и здоровью членам семьи.

Злонамеренный уход одного из супругов из семьи или же его безвестная пропажа на 3 года. В таких случаях Церковь проявляет снисхождение к оставшемуся в одиночестве члену семьи и констатирует расторжение фактически распавшегося брака.

Также уважительными причинами для развода Церковь считает намеренное прерывание женой своей беременности без согласия мужа или принуждение им к аборту. Искусственное прерывание беременности в христианстве рассматривается как тяжкий грех. Православная церковь учит, что душа у человека возникает в момент зачатия. Таким образом, аборт является убийством нерождённого ребёнка.

Пока смерть не разлучит…

Согласно церковным канонам, брак прекращается и со смертью одного из супругов. Апостол Павел учил:

Приведём слова протоиерея Павла Гумерова:

Как происходит расторжение церковного брака?

Расторжение церковного брака совершается в течение двух-трёх недель после официального гражданского развода. Бывшим супругам необходимо прийти в храм, где они венчались, и обратиться к совершившему Таинство священнослужителю. Если это не представляется возможным, то позволяется обратиться в любой другой храм.

Разведённые супруги представляют священнику необходимые документы с их копиями. Это паспорта, свидетельства о венчании и свидетельства о разводе. Священнослужителем проводится частная беседа с разведёнными. Он узнаёт причины их решения и рассказывает о его последствиях.

Далее супругам необходимо написать прошение на имя Управляющего Епархией. В документе обязательно нужно указать дату и место венчания, историю семейной жизни и причины, по которым супруги желают расторгнуть церковный брак. К прошению прилагается документ, в котором священнослужитель излагает личное отношение к данному случаю.

В течение 30 дней от Управляющего Епархией ко священнику приходит разрешение или отказ на расторжение церковного брака. Отказ даётся в том случае, если причины для церковного развода не являются достаточно вескими.

Развенчание церковного брака: мнения священников

Священник Михаил Самохин отмечает, что развод для христианина не означает возвращения добрачной свободы:

Протоиерей Андрей Ефанов говорит, что развенчание церковного брака – это народная выдумка. Такого понятия вообще нет в церковной жизни. Отец Андрей напоминает, что в некоторых случаях разведённые христиане могут получить церковное благословение на второе венчание в епархии по месту жительства.

Развод после венчания в церкви фото

Современные реалии таковы, что мужчины и женщины стали довольно легкомысленно относиться к расторжению брака. Стремящихся обрести свободу супругов не останавливает ничто — ни дети, ни общее жилье, ни то, они были венчаны в церкви. Но православная религия не так лояльна к разрушению семьи, и чтобы архиерей дал добро, но нужно знать, в каких случаях церковь разрешает развод.

Отношение к расторжению брака в православии

Развод после венчания в церкви фото

В последние десятилетия для молодых пар венчание в церкви — это своеобразная дань модным традициям. Молодожены покупают специальные подвенечные наряды для таинства, выбирают красивый храм и собирают гостей. Среди подобных пар весьма небольшой процент тех истинно верующих, которые действительно понимают, какие обязательства на них накладывает клятва, данная перед Господом — быть рядом с супругом до последнего вздоха. Подавляющее большинство людей думают, что расторгнуть церковный брак так же легко, как развестись через ЗАГС — просто оформить прошение по образцу и получить желаемую свободу. Но причины расторжения церковного брака должны быть более чем серьезные.

Отношение православной религии к распаду семьи категорически негативное. Несколько веков назад расторжение брака практически никогда не допускалось священнослужителями. Особенно тяжело приходилось женщинам. Даже смерть супруга не всегда была достаточным основанием для того, чтобы женщина повторно венчалась в церкви. На вдов смотрели осуждающе, ведь они должны были скорбеть об умершем до конца своих дней.

По христианским канонам семейный союз заключается лишь единожды. Но человек грешен, и из сострадания к его несовершенству иногда допускается отхождение от правил. Получить развод после венчания в церкви можно лишь в исключительных случаях при наличии весомых обстоятельств.

Основание для расторжения церковного брачного союза

Причины развода в церковном браке.

  1. Муж или жена сменили вероисповедание либо отреклись от Господа, объявив себя полным атеистом.
  2. Отречение одного из супругов от мирской жизни, уход в монастырь. При возникновении подобных обстоятельств допускался повторный брак второй стороны.
  3. Невозможность выполнения своих брачных обязанностей, в силу особенностей, которые были у мужчины/женщины на момент вступления в семейную жизнь. Проще говоря, если муж или жена скрыли от второй половины свои врожденные или приобретенные физические увечья, которые не дают им вести полноценную семейную жизнь, это дает второй стороне право расторгнуть семейный союз, ведь в такой семье не может появиться главное — наследники.
  4. Один из вступивших в брак болен СПИДом, сифилисом или проказой, но скрыл заболевание от супруга или супруги. Это связано с угрозой здоровью и жизни как для второй стороны, так и для будущих детей пары.
  5. Аборт, сделанный женщиной, несмотря на запрет мужа. Таким образом, церковь освобождает мужчину от жизни с детоубийцей и дает ему возможность создать новую семью.
  6. Невменяемость одного из супругов, которая делает его психически неадекватным до конца жизни.
  7. Существует медицинский доказанный факт алкоголизма или наркотической зависимости, что ставит под угрозу жизнь членов семьи.
  8. Муж/жена приговорены к длительному тюремному заключению за совершение тяжкого преступления — убийства, изнасилования, причинение тяжкого вреда здоровью.
  9. Принуждение избранника к непотребной жизни. Речь идет о ситуациях, когда супруг заставляет жену заниматься проституцией или участвовать сексуальных оргиях. Причины, побудившие супруга к такому поведению для церкви не особо важны. Это может быть нездоровая страсть к половым извращениям или получение выгоды, что является одинаково веским основанием для расторжения церковного союза в православии.
  10. Применение физического насилия в семье, подтвержденное документально.
  11. Вступление одним или обоими супругами в новый брак.
  12. Наличие близкого родства между мужем и женой, о котором не было известно ранее.
  13. Муж/жена безвестно отсутствует на протяжении нескольких лет. Допускалось, что они мертвы.
  14. Прелюбодеяние одной из сторон. Однако даже если причиной для церковного развода послужила измена одного из супругов, то священнослужитель будет убеждать мужчину и женщину примириться и сохранить семью ради собственных детей.

Во всех остальных случаях, если пара придёт к архиерею с вопросом, как расторгнуть венчание в церкви после развода, и аргументирует своё нежелание дальше жить вместе различием интересов, материальными проблемами, тем, что их чувства остыли, то такое решение о расторжении церковного брака будет отклонено.

Возникновение случаев, в каких церковь допускает развод, вовсе не означает, что следует немедленно расторгать союз. Человеку всегда дан выбор — жить с больным избранником или уйти от него, простить измену любимого или развестись, ждать безвестно пропавшего человека долгие годы или заново попытаться построить свою жизнь. Яркий пример такого выбора — жены декабристов. После того как их супруги были сосланы в Сибирь за преступление против Государя, они имели полное право разводиться и венчаться новым браком. Но многие из женщин отправились вслед за мужьями.

То же самое касается и обратной ситуации. Робкие жены, которые изо дня в день терпят издевательства мужей, и не в полной мере понимают, одобряет ли церковь развод, оказываются до конца своих дней заложниками тиранов, да еще и подвергают опасности своих детей.

Повторный церковный брак

Людям, которые решились на развод после венчания в церкви, последствия грозят исключительно духовного плана. В православии допускается трехкратное венчание при условии, что верующему не исполнилось 50 лет. Вступление в церковный брак более трех раз православие не разрешает — это является тяжким грехом перед Богом. За такое прегрешение на верующего даже может быть наложена епитимья. История знает красноречивый пример, когда в 1575 году было наложена церковная кара на Ивана Грозного, позволившего себе четвертый брак.

Право просить о расторжении церковного брака в православии есть только у невиновной стороны пары. Если же виновный захочет получить благословение священника на создание новой семьи, ему придется здорово постараться. На виновника будут наложены наказания, самым тяжелым из которых называют отлучение от Причастия. Лишь по истечении определенного времени, при истинном раскаянии о содеянном, такой прихожанин может рассчитывать на благословение и прощение.

Для того чтобы создать новую семью перед Господом нужно знать, как правильно оформить церковный развод. Для этого нужно совершить следующие действия.

  1. Оформить прошение о расторжении церковного брака, составленного по образцу, на имя архиерея. Образец прошения можно найти в сети или попросить в храме.
  2. Предоставить документы в подтверждение факта официального развода, паспорта пары.
  3. Инициатор развода должен обязательно побеседовать с архиереем и объяснить причины, побудившие к распаду семьи.

Разговор будет долгим, и главным вопросом будет не то, можно ли расторгнуть церковный брак, а то, есть ли шанс сохранить семью. Иногда священнику удается достучаться до собеседника и дело заканчиваются тем, что просящий меняет свое решение. Это говорит о том, что прихожанин все еще испытывает чувства к своей второй половине и принял решение о расставании, находясь во власти эмоций.

Если приведенные факты покажутся священнослужителю недостаточным основанием для развенчания, верующий может получить отказ в повторном бракосочетании. В случае согласия человеку будет дан развод церковного брака, после чего он сможет повторно обвенчаться в православном храме.

Расторжение брака в разных религиях

Развод после венчания в церкви фото

Отношение к расставанию супругов в различных религиях существенно отличается. Так, в исламе, если инициатором развода выступает мужчина, все происходит максимально просто — он просто должен прилюдно заявить об этом. Для женщины же подобное поведение религия не допускает – она обязана предоставить имаму убедительные доказательства того, что муж не в полной мере выполняет свои обязательства. Среди причин может быть названа финансовая несостоятельность супруга.

У католиков дела обстоят сложнее — развод у них может растянуться на долгие годы. Одновременно с этим католическая церковь допускает, чтобы супруги жили раздельно. Даже если супруги предоставляют доказательства насилия в семье, измены или алкоголизма одного из них, церковь сначала обяжет пару обратиться за помощью (сходить к семейному психологу, лечь в клинику и т. д.). И только если все предпринятые меры не помогли, паре разрешают развестись.

Очень цивилизованно, хотя и подчеркнуто негативно, относятся к расторжению брака в иудаизме. Перед обрядом венчания мужчина показывает будущей жене документ, в котором прописаны обязательства перед ней в случае расторжения брака. Если оба супруга высказывают желание расстаться, их разведут без проблем и неприятных последствий.

По понятным причинам человек может скрепить свои отношения перед Богом и без разрешения архиерея, просто придя в храм и умолчав о том, что уже венчан. Так часто происходит с людьми, которые живут материальными понятиями и не особо задумываются о духовном, а церковный брак считают обязательным атрибутом свадьбы, чем-то вроде запуска воздушных шаров в небо. Стоит ли говорить, что отношение церкви к таким псевдоверующим не самое лучшее. Понятно, что земля не разверзнется у таких молодоженов под ногами, да и молния вряд ли ударит в дерево прямо во время венчания. Последствия такого отношения к вере более отдаленные — с супругами происходят события, которые они поначалу никак не связывают со своим проступком, но постепенно приходит осознание произошедшего.

Читайте также: