Как рассматриваются дела об административном правонарушении в карантин

Обновлено: 20.05.2024

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с 12.04.2020 года был дополнен статьей 20.6.1, дополненной ответственностью за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.

21.04.2020 года Верховный Суд РФ утвердил Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 .

Обзором № 1 от 21.04.2020 года Верховный Суд РФ разъяснил:

  • В каких случаях граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.61 КоАП РФ?
  • Должностные лица каких органов имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.61 КоАП РФ?
  • Каков срок давности привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.61 КоАП РФ?
  • Какой субъект административной юрисдикции рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.61 КоАП РФ, как определяются место рассмотрения указанных дел и место совершения правонарушения?
  • Кому может быть назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.61 КоАП РФ?
  • Какая категория физических лиц подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)?
  • Должностные лица каких органов имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ?
  • Каков срок давности привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ?
  • Какой субъект административной юрисдикции рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, как определяются место рассмотрения указанных дел и место совершения правонарушения?
  • Какой день является датой вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении, если окончание срока обжалования такого постановления приходится на день, объявленный нерабочим указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239?

В каких случаях граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ?

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее – Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Также они принимают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

При решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, административного наказания конкретного вида и размера необходимо руководствоваться положениями главы 4 КоАП РФ и иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Должностные лица каких органов имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ?

В соответствии с пунктом 18 части 5 и частью 64 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять:

  • - должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 975-р);
  • - должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

Такие перечни установлены, например:

Каков срок давности привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ?

Административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, являются длящимися.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, составляет 3 месяца и исчисляется с момента их обнаружения.

Какой субъект административной юрисдикции рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, как определяются место рассмотрения указанных дел и место совершения правонарушения?

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, подлежат рассмотрению по месту совершения таких правонарушений.

При этом местом совершения административных правонарушений данной категории является место их выявления.

В случае проведения по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, административного расследования такое дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (часть 1 статьи 28.7, часть 2 статьи 29.5 КоАП РФ).

Кому может быть назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ?

Санкция части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа:

  • - на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей;
  • - на должностных лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • - на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • - на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Исходя из содержания названной нормы административное наказание в виде предупреждения может быть назначено любому субъекту административного правонарушения (гражданину, должностному лицу, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическому лицу), предусмотренного названной нормой, в зависимости от конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении.

Какая категория физических лиц подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)?

Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Данные нарушения должны быть совершены в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).

Таким же нарушением является невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарноэпидемиологический надзор, имеют право, в частности,

Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.

Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе:

- лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции

- лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания

- лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарноэпидемиологический надзор.

Вместе с тем, при решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, административного наказания конкретного вида и размера необходимо руководствоваться положениями главы 4 КоАП РФ и иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Должностные лица каких органов имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ?

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, вправе составлять:

- должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 19 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).

Каков срок давности привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ?

Административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, являются длящимися.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, составляет 1 год и исчисляется с момента обнаружения административного правонарушения.

Какой субъект административной юрисдикции рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, как определяются место рассмотрения указанных дел и место совершения правонарушения?

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, подлежат рассмотрению по месту совершения таких правонарушений.

При этом местом совершения административных правонарушений данной категории является место их выявления.

В случае проведения по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, административного расследования такое дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (часть 1 статьи 28.7, часть 2 статьи 29.5 КоАП РФ).

Данная категория дел об административных правонарушениях может быть рассмотрена с использованием систем видеоконференц-связи (статья 29.14 КоАП РФ).

Какой день является датой вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении, если окончание срока обжалования такого постановления приходится на день, объявленный нерабочим указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239?

При исчислении соответствующих сроков вступления в силу постановлений по делам об административных правонарушениях следует учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано (пункт 1 статьи 31.1 КоАП РФ).

Такой срок установлен частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, согласно которой жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Исходя из толкования статей 4.8, 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, если оно не было обжаловано (опротестовано), по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В том случае, если окончание срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении приходится на день, объявленный нерабочим указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239, последний день такого срока не переносится на следующий рабочий день, а постановление вступает в законную силу на следующий день, по истечении названного срока.

При этом судам необходимо учитывать, что устанавливая срок для подачи жалобы (принесения протеста) на постановление по делу об административном правонарушении, КоАП РФ допускает возможность восстановления данного срока в случае его пропуска по ходатайству лица, подающего жалобу (приносящего протест).

Так, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).

Ходатайство заявляется в письменной форме (часть 2 статьи 24.4 КоАП РФ). Учитывая, что иных требований к оформлению ходатайств по делам об административных правонарушениях, помимо предусмотренных в части 2 статьи 24.4 КоАП РФ, законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает, ходатайство о восстановлении пропущенного срока может как содержаться в тексте жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, так и быть подано в виде самостоятельного документа.

При этом ходатайство должно содержать указание на причины пропуска срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

Уважительными причинами могут быть признаны обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы, например, нахождение лица на лечении в медицинском учреждении, применение к лицу изоляционных мер различного характера в порядке, предусмотренном законодательством в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения или мер ограничительного характера, примененных в соответствии с законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)

I. Процессуальный блок.

Вопрос 1: Являются ли меры по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) основанием для отложения судебного разбирательства, приостановления производства по делу, продления срока его рассмотрения?

Ответ: Вопросы необходимости отложения судебных разбирательств, приостановления производства по делу, а также продление срока рассмотрения деларазрешаются судами самостоятельно, применительно к каждому конкретному делу, с учетом необходимости соблюдения сроков рассмотрения дела судом соответствующей инстанции и разумного срока судопроизводства.

Так же, Президиум ВС РФ утвердил категорий дел, которые могут рассматриваться в нынешней эпидемиологической обстановке:

  • дела, находящиеся в упрощенном производстве;
  • дела, находящиеся в приказном производстве;
  • дела, всеми участниками которых заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие
  • жалобы, представления, подлежащие рассмотрению без проведения судебных заседаний.

Обращаем Ваше внимание, что суд вправе самостоятельно принять решение о рассмотрении дела, не относящегося к категории безотлагательных, с учетом обстоятельств дела, мнений участников судопроизводства и условий режима, введённого в субъекте РФ.

Вопрос 2: Каковы правовые последствия того, что последний день срока исполнения обязательства или срока исковой давности приходится на день, объявленный нерабочим Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239?

Ответ: Нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020 г. включаются в процессуальные сроки и не являются основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ними рабочий день.

Вопрос 3: Применяется ли правило, установленное частью 4 статьи 114 АПК РФ, в случае, если последний день срока, на который отложено судебное разбирательство, приходится на нерабочий день (в том числе объявленный таковым в целях обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения)?

Ответ: Арбитражный суд продлевает в первый рабочий день продлевает срок отложения судебного разбирательства с назначением нового судебного заседания и извещает об этом стороны в соответствии с правилами АПК РФ.

Вопрос 4: Являются ли ограничительные меры, введенные в субъектах Российской Федерации в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и (или) соблюдение гражданином режима самоизоляции основанием для восстановления процессуальных сроков?

Ответ: Сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле, пропущенные в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций), подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством.

II. Гражданско-правовой блок.

Вопрос 5: Каковы правовые последствия того, что последний день срока исполнения обязательства или срока исковой давности приходится на день, объявленный нерабочим Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239?

Ответ: При отсутствии иных оснований для освобождения от ответственности за неисполнение обязательства (статья 401 ГК РФ) установление нерабочих дней в период с 30 марта по 30 апреля 2020 г. основанием для переноса срока исполнения обязательства исходя из положений ст. 193 ГК РФ не является.

Если в условиях распространения новой коронавирусной инфекции будут установлены обстоятельства непреодолимой силы по правилам пункта 3 статьи 401 ГК РФ, то необходимо учитывать, что наступление таких обстоятельств само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.

Должник в этом случае не несёт ответственность за просрочку исполнения обязательства, возникшую вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы. После отпадения таких обстоятельств, должник обязан в разумный срок исполнить обязательство. Однако, кредитор не лишен возможности отказаться от договора, если вследствие просрочки исполнения обязательств он утратил интерес в его исполнении.

Вопрос 6: Возможно ли восстановление сроков исковой давности (статья 205 ГК РФ) или их приостановление (пункт 1 статьи 202 ГК РФ) в связи с введенными ограничениями и (или) мерами самоизоляции?

Ответ: Приостановление – возможно при соблюдении нескольких критериев:

  • обстоятельства непреодолимой силы возникли в последние 6 месяцев срока исковой давности;
  • подано соответствующее заявление стороной, бремя доказывания – возлагается на лицо, предъявившее иск, необходимо предоставить доказательства, которые препятствовали предъявлению искового заявления.

Восстановление - Невозможность для граждан в условиях принимаемых ограничительных мер обратиться в суд с иском (режим самоизоляции, невозможность обращения в силу возраста, состояния здоровья или иных обстоятельств через интернет-приемную суда или через организацию почтовой связи) может рассматриваться в качестве уважительной причины пропуска срока исковой давности и основания для его восстановления на основании статьи 205 ГК РФ.

Вопрос 7: Возможно ли признание эпидемиологической обстановки, ограничительных мер или режима самоизоляции обстоятельствами непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ) или основанием прекращения обязательства в связи с невозможностью его исполнения (статья 416 ГК РФ), в том числе в связи с актом государственного органа (статья 417 ГК РФ), а если возможно – то при каких условиях?

Ответ: Признание распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления мер по ограничению ее распространения не может быть универсальным для всех категорий должников и должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

Освобождение от ответственности допустимо в случае, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами (например, в случае значительного снижения размера прибыли по причине принудительного закрытия предприятия общественного питания для открытого посещения).

Таким образом, если иное не установлено законами, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать:

а) наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы;

б) наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;

в) непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;

г) добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.

Если указанные выше обстоятельства, за которые не отвечает ни одна из сторон обязательства и (или) принятие актов органов государственной власти или местного самоуправления привели к полной или частичной объективной невозможности исполнения обязательства, имеющей постоянный (неустранимый) характер, данное обязательство прекращается полностью или в соответствующей части на основании статей 416 и 417 ГК РФ.

Вопрос 8: Возможно ли признание эпидемиологической обстановки, ограничительных мер или режима самоизоляции основаниями для изменения или расторжения договора, а если возможно – то при каких условиях?

Ответ:Обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть при заключении договоров, могут являться основанием для изменения и расторжения договоров на основании статьи 451 ГК РФ, если при предвидении данных обстоятельств договор не был бы заключён или был бы заключён на значительно отличающихся условиях и иное не предусмотрено договором и не вытекает из его существа.

При этом по п. 4 ст. 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств по требованию одной из сторон возможно лишь в исключительных случаях:

  • когда расторжение договора противоречит общественным интересам;
  • повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

III. Блок применения законодательства о банкротстве.

Вопрос 9: Является ли достаточным основанием для возврата арбитражным судом заявления кредитора о признании должника банкротом включение должника в перечень лиц, на которых распространяется мораторий?

Ответ: Да, достаточно будет включение должника в перечень лиц, на которых распространяется мораторий. Обстоятельства и период возникновения задолженности должника перед кредитором значения не имеют.

Вопрос 10: Подлежат ли выдаче исполнительные листы на основании судебных актов по имущественным взысканиям в отношении должников, на которых распространяется мораторий?

Ответ: Исполнительные листы могут выдаваться судом, однако, исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, приостанавливается (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).

Вопрос 11: Подлежат ли восстановлению сроки, предусмотренные Законом о банкротстве, пропущенные в связи с возникновением обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория?

Ответ: В зависимости от фактических обстоятельств дела, сроки могут быть восстановлены, либо в их восстановлении будет оказано.

IV. Блок вопросов, связанных с применением законодательства об административных правонарушениях.

Вопрос 17: В каких случаях граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.61 КоАП РФ?

Ответ: Неисполнение лицами Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ №417 от 02.04.2020, а также актов субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Применительно к Москве и Московской области это:

Вопрос 18: Должностные лица каких органов имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.61 КоАП РФ?

Ответ:Должностные лицафедеральных органов и органов субъектов РФ. Применительно к Москве и Московской области, перечень управомоченных лиц содержится в трех актах:

Вопрос 19: Каков срок давности привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.61 КоАП РФ?

Ответ: 3 месяца с момента обнаружения административного правонарушения.

Вопрос 20: Какой субъект административной юрисдикции рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.61 КоАП РФ, как определяются место рассмотрения указанных дел и место совершения правонарушения?

Ответ: Дела по ч.1 ст. 20.61 КоАП РФ рассматривают судьи районных судов, территориальная подсудность – по месту выявления такого правонарушения. В случае, если по такому делу проводится административное расследование – территориальная подсудность будет по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Вопрос 21: Кому может быть назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.61 КоАП РФ?

Ответ: Любому субъекту, в зависимости от конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении.

Вопрос 22: Какая категория физических лиц подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)?

Ответ: Привлечению к административной ответственности по ч.2 ст. 6.3. КоАП РФ принадлежат следующие лица:

  • лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания;
  • лица, прибывшие на территорию Российской Федерации (в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции);
  • лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания;
  • лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим;
  • лица, не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарноэпидемиологический надзор.

Вопрос 23: Должностные лица каких органов имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ?

Ответ: Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, вправе составлять:

  • должностные лица органов внутренних дел (полиции) (пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ);
  • должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 19 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).

Вопрос 24: Каков срок давности привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ?

Ответ: 1 год, исчисляется с момента обнаружения административного правонарушения.

Вопрос 25: Какой субъект административной юрисдикции рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, как определяются место рассмотрения указанных дел и место совершения правонарушения?

Ответ: Дела по ч.2 ст. 6.3. КоАП РФ рассматриваются судьями районных судов, территориальная подсудность – по месту выявления административного правонарушения. В случае, если по такому делу проводится административное расследование – территориальная подсудность будет по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Данные дела могут быть рассмотрены с использованием систем видеоконференц-связи.

Вопрос 26: Какой день является датой вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении, если окончание срока обжалования такого постановления приходится на день, объявленный нерабочим указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239?

Ответ:Если окончание срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении приходится на день, объявленный нерабочим указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239, последний день такого срока не переносится на следующий рабочий день, а постановление вступает в законную силу на следующий день, по истечении названного срока.

Однако, КоАП РФ допускает возможность восстановления данного срока в случае его пропуска по ходатайству лица, подающего жалобу (приносящего протест). Ходатайство должно быть заявлено в письменной форме и содержать указание на причины пропуска срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

Уважительными причинами могут быть признаны обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы, например, нахождение лица на лечении в медицинском учреждении, применение к лицу изоляционных мер различного характера или мер ограничительного характера, примененных в соответствии с законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вернее не так. Сначала был государственный посыл. Потом законодатель, а теперь и Верховный суд перевели его на юридический. А мы для вас переводим на человеческий.

Чем обусловлена такая ожидаемость разъяснений Верховного суда?

Как мы уже писали, в подобных теперешним обстоятельствах, когда бизнес нуждается в глотке определенности, вместо понятных правил игры нас всех словно нарочно бросают еще и в правовую неопределенность, перекладывая обязательства только на граждан, бизнес и усмотрение суда. Без встречных — со стороны государства.

Разъяснения Верховного суда только укрепили нас в этом мнении.

Первый раздел (вопросы 1-4), сугубо процессуальный, мы опустим. С ним юристы разберутся и без нас.

Обязательства, сроки, форс-мажор

Как известно, Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. №206 и от 2 апреля 2020 г. №239 введена новая категория, прежде законодательству неизвестная. Минтруд дал оценку термину в трудовом смысле, очередь за гражданско-правовым.

2. Возможно ли восстановление сроков исковой давности или их приостановление в связи с ограничительными мероприятиями по борьбе с COVID-19?

Только если в вашем конкретном случае конкретные меры ограничительного характера конкретно коснулись вас (обстоятельства непреодолимой силы), что повлияло на совершение вами действий, ограниченных сроком исковой давности. Никакого автоматизма. Бремя доказывания на вас. См. далее.

3. Так форс-мажор или нет?

Для всех должников скопом - конечно, нет. В этом разница с режимом чрезвычайной ситуации.

Признание распространения коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы потребует от вас, как стороны по договору, доказательств по четырем пунктам.

а) самого наличия и продолжительность этих обстоятельств, что зависит от:

типа вашей деятельности;

условий ее осуществления;

региона, в котором действует организация;

как следствие, принимаемых в этом регионе ограничительных мер (установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п.)

б) наличия причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью исполнить обязательства (совсем или в установленный в договоре срок).

г) вашей добросовестности, в том смысле, что вы сможете явить документальные свидетельства того, как отчаянно пытались спасти ситуацию и вырулить на дорожку своевременного исполнения обязательств в будущем.

Иными словами, хлопнуть дверью, закрывая офис, а через три месяца неплатежей по аренде ссылаться на форс-мажор, не получится.

Подчеркиваем - именно документальные свидетельства, в судебном процессе именуемые доказательствами. В любом виде, лишь бы не на словах.

В остальном, в первую очередь на вас работают конкретные государственные и муниципальные акты, переписка с контрагентами (любая переписка, но ни в коем случае не перезвонка), причем в обе стороны - поставщики и покупатели/заказчики.

И мы все еще говорим лишь о снятии ответственности за нарушение сроков исполнения обязательств! А не о прощении их неисполнения! Ни в коем случае.

Но может быть признано таковым в суде (и только в суде), если отсутствие денег на исполнение обязательств вызвано установленными ограничительными мерами (запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п.), но только если ВЫ ДОКАЖЕТЕ, что невозможно было избежать финансовой катастрофы (например, в случае значительного снижения размера прибыли по причине принудительного закрытия предприятия общественного питания для открытого посещения).

Плохая новость. Даже если вы все перечисленное доказали и не отвечаете за нарушение сроков исполнения своих обязательств, кредитор все равно вправе отказаться от договора, если вследствие вашей просрочки он утратил интерес. И это может очень больно ударить по вам, в связи с чем есть смысл ранжировать ваши обязательства не только по сроку, но и по чувствительности к срокам (в том числе и по данному критерию).

Если перечисленные выше обстоятельства (среди которых акты об ограничительных мерах) привели к полной или частичной объективной невозможности исполнения обязательства, имеющей неустранимый характер, тогда (и только тогда) обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.

Законодательство о банкротстве

Как известно, Правительство получило право на введения моратория на банкротства. И 3 апреля 2020 года воспользовалось таким полномочием.

Был введен мораторий на банкротство:

для системообразующих предприятий (Минпромторг России 21.04.20г. внес 246 компаний из 15 отраслей в список системообразующих предприятий страны);

стратегически важных предприятий.

До 3 октября заявления на банкротство таких субъектов судами не будут приниматься.

1. Достаточно ли того, что моя компания попала в одну из трех перечисленных категорий, чтобы меня не могли обанкротить?

Все верно. Заявление кредитора в отношении такой компании до 3 октября 2020 года будут возвращаться судом. По какой причине появилась конечная задолженность перед кредитором - судом не исследуются и в расчет не принимается.

В общем-то и заявление кредитора в Федресурсе о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве такой компании не должно приниматься. Но сами знаете, за всем в нашей стране не уследишь. Следите сами.

2. Если в отношении компании-должника я не успел получить исполнительный лист до введения моратория. Сейчас это возможно?

Возможно, если это касается обеспечительных мер. Должникам в этом конкретном случае - не позавидуешь.

3. А если из-за моратория я, кредитор, пропущу процессуальные сроки? Их восстановят?

Уголовная ответственность

Напомним, с 1 апреля начали действовать две уголовные статьи, предусматривающие серьезную ответственность за распространение недостоверной информации.

В итоге появились вопросы и ВС РФ их разъяснил (или не очень):

2. Чем статьи в КоАП отличаются от УК РФ?

По уголовной статье привлекут, если действия представляют реальную опасность для общества (правопорядка). При этом будут учтены мотивы и цели такого поведения.

Хм… следуя такой логике КоАП штрафует за неопасное создание помех функционирования ключевых объектов и угрозу безопасности. Такое бывает?

3. Когда начинают работать уголовные статьи?

Ст. 207.2 УК РФ шире. Она подразумевает искажение любой общественно полезной информации, а не только об обстоятельствах, представляющих угрозу.

5. В КоАП’е есть ч. 10.1 и 10.2 ст. 13.15, которые практически полностью дублируют ст. 207.1 и 207.2 УК РФ.

Отличие заключается в том, что по КоАП’у к ответственности привлекаются только юридические лица, по УК РФ только физические.

Административная ответственность

Итак, что ВС РФ думает по этому поводу.

1. За что привлекут по ст. 20.6.1 КоАП РФ?

По сути по этой статье граждане и организации привлекаются за нарушение нормативно-правовых актов ВСЕХ органов государственной власти кроме Роспотребнадзора.

Речь идет прежде всего о законах субъектов РФ и указов губернаторов о самоизоляции.

2. Сроки давности привлечения за неисполнение требования Роспотребнадзора (ст. 6.3 КоАП РФ) больше - 1 год против 3 месяцев по ст. 20.6.1 КоАП РФ.

3. Кто оформляет протоколы?

По ст. 6.3 КоАП РФ - только полиция и санэпиднадзор.

4. Сроки вступления в силу постановлений о привлечении к ответственности.

Ограничение работы судов в связи с коронавирусом — это:

  • изменение режима работы;
  • установление требований к посетителям, касающихся соблюдения индивидуальной безопасности (ношение СИЗ, дистанцирование);
  • частичный переход на электронный документооборот;
  • проведение заседаний в формате видеоконференций и веб-конференций.

Комплекс мер направлен на сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия граждан и предотвращение распространения COVID-19.

В какие суды доступ ограничен

Пандемия COVID-19 предоставила возможность судебной системе самостоятельно определять комплекс мер, направленных на защиту жизни и здоровья всех участников процесса, в том числе служителей Фемиды. Так, с 6 октября 2020 года были введены ограничения в судах Москвы из-за коронавируса, они коснулись Московского городского суда, районных и мировых участков. По заявлению пресс-секретаря Мосгорсуда, с 13 октября 2020 года в здание ограничивается доступ лиц, не участвующих в заседании, дела рассматриваются в соответствии с ранее утвержденным расписанием.

Режим повышенной готовности, действующий в Москве и Московской области, повлиял и на введение ограничений по коронавирусу в Верховном Суде РФ. Доступ в здание ограничен, направлять документы следует по почте либо в электронном виде, руководствуясь приказом №46-П председателя ВС РФ от 29 ноября 2016 года. Также коронавирус стал причиной ограничений в работе московского суда по интеллектуальным правам и арбитражного: с 19 октября ознакомиться с материалами дел разрешено только в электронном виде.

Помимо столичных, на карантин ушли многие региональные суды, например в Тюмени и Тюменской области, Новгороде, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Новосибирске, Челябинске и Челябинской области. Прием посетителей ограничен, а подача документов осуществляется только по почте либо через интернет.

Вторая волна коронавируса: что происходит

Из-за повторной вспышки заболевания Роспотребнадзор вернул ограничения. Бесплатно отслеживайте изменения с помощью специального обзора в КонсультантПлюс. На одной странице собраны все ограничения, меры поддержки и рекомендации на период пандемии.


Как долго будут действовать ограничения

Весной 2020 года постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации № 821 от 8 апреля 2020 г. уже вводились жесткие карантинные меры, которые действовали до середины мая. С улучшением эпидемической обстановки они были отменены, но резкий рост числа заболевших вынудил ввести ограничения в судах в связи с коронавирусом вновь. В Москве эти меры начинают действовать с 13 октября 2020 года, в регионах решение об усилении мер принимают в зависимости от ситуации.

На сегодня никаких решений по срокам действия ограничительных мер не принято, а карантин отменят только после улучшения обстановки и снижения случаев заражения COVID-19. Требование к гражданам соблюдать социальную дистанцию, носить маску во время заседаний, запрет на посещение процессов представителями прессы и слушателями сохранятся минимум до конца 2020 года.

Порядок обращения в суды в период ограничений

Пандемия повлияла на организацию работы всех государственных структур и организаций, где одновременно может находиться большое количество людей. Карантинные ограничения коснулись не только порядка приема и выдачи документов, но и проведения заседаний. В частности, все посетители, участвующие в процессах, обязаны:

  • иметь при себе индивидуальные средства защиты, т. е. маски и одноразовые перчатки;
  • не иметь признаков респираторного заболевания (повышенной температуры, насморка, чихания);
  • соблюдать предусмотренную требованиями санитарно-эпидемиологического благополучия населения социальную дистанцию;
  • по требованию сотрудников обработать руки дезинфицирующим средством.

В здание ограничен доступ всем лицам, непосредственно не участвующим в заседаниях, представителям СМИ и свободным слушателям. Пропуск оформляется не ранее чем за час до начала процесса и только для граждан, предъявивших повестку или включенных в список участников. Также из-за коронавируса в судах ввели ограничения на личный прием, обращаться к председателю следует посредством подачи жалобы через канцелярию или электронную приемную.

Также участники процесса вправе подать ходатайство по электронной почте или по факсу непосредственно секретарю участка, указав номер дела, Ф. И. О. и статус заявителя. Подтверждением является распечатка с указанием номера, по которому были отправлены документы, либо скриншот экрана с датой и временем.

В этой публикации речь пойдёт о том, как правильно обжаловать постановление по делу об административном правонарушении в суд в условиях карантина. По смыслу статей 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ в судебной системе, в МВД именуется как КРФоАП) любое постановление по делу об административном правонарушении (АПН) можно обжаловать в суд в течении 10 (десяти) дней с даты получения его копии.

Прежде всего давайте разделим обжалуемые постановления на две группы: первая - это внесудебные постановления, вторая - судебные.

1. Обжалование внесудебных постановлений.

Внесудебное, то есть вынесенное органом либо должностным лицом постановление по делу об АПН обжалуется в районный суд по месту совершения АПН. Место совершения указывается в постановлении. Это обязательный реквизит. Скептики возразят, мол, п.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ предусматривают подачу жалобы по месту рассмотрения дела, но спешу их огорчить. Так как Пленум Верховного Суда РФ считает иначе. Точнее, толкует закон слегка по-своему. В абзаце втором пункта 30 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" сказано: При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.

Вот Вам и Верховный Суд России..

Подсудность мы определим на сайте соответствующего суда районного звена (это районный суд и ему равные суды, например городской суд в городе без районного деления) в разделе "Территориальная подсудность". Далее составим жалобу, к ней приложим копию обжалуемого постановления и направим её в суд.

Очень важно! Направление жалоб при производстве по делам об административных правонарушениях через личный кабинет законом не предусмотрено! Жалоба будет возвращена. Как пример: 12-269/2019 Подольский городской суд, судья всё доходчиво изложила. Спойлер: я не идиот, просто одну жалобу направили почтой, а аналогичную через ЛК по убедительной просьбе моего подзащитного - не смог отказать)) 12-286/2019 отменили постановление должностного лица, всё хорошо.

2. Обжалование постановлений о назначении административного наказания, вынесенных судом.

Постановление, вынесенное судьёй обжалуется в вышестоящий суд. Жалобу можно подать как в суд, вынесший постановление (её в течении 3-х дней с делом направят в вышестоящий суд), так и непосредственно в вышестоящий суд. Как правило, судьи указывают в какой суд можно обжаловать постановление. Но если такой информации нет - постановление мирового судьи обжалуется в вышестоящий районный суд (и ему равный), постановление судьи районного суд в областной суд. Под областным судом понимается суд областного звена, в том числе краевой суд, верх. Суд республики, суд города федерального значения, суд автономного округа, в том числе это Московский городской суд и Московский областной суд.

К такой жалобе не нужно прикладывать постановление по делу об АПН. Только подписанная жалоба.

Отправляйте с описью, в описи укажите номер дела! Например: "жалоба на постановление 5-945/2020". По таким данным уже будет, что Вы судебный акт обжаловали и "терять" жалобу бессмысленно. Особенно это характерно для "районов", т.к. мировые судьи для них свои.

НИКАКИХ ЛИЧНЫХ КАБИНЕТОВ! Такая жалоба будет возвращена, а срок обжалования пропущен без уважительных причин. Срок обжалования также 10 дней с даты вручения. Если Вы присутствовали - подсунут расписку о получении и срок пошёл. Такой вариант возможен. Повнимательнее.

3. Оформление

Обжалуем в условиях карантина постановление по делу об АПН в суд

Заключение. Желаю всем только успехов! Помните, главное - не опускать руки.

Читайте также: