Как рассчитать выходное пособие при увольнении в связи с призывом в армию

Обновлено: 16.06.2024

В республике продолжается осенний армейский призыв . Если работника призвали на военную службу, с ним прекращается трудовой договор и при увольнении выплачивается выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка . Рассмотрим, как рассчитать это пособие в конкретной ситуации и как его учесть.

Ситуация

Работник организации увольняется в ноябре 2017 г. в связи с призывом на военную службу. Ему положено выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Этот работник трудился по графику пятидневной рабочей недели.

Заработная плата, начисленная ему за отработанное время, составила:

— за сентябрь — 755 руб. (отработаны все рабочие дни по графику — 21 день);

— за октябрь — 492 руб. (отработано 18 рабочих дней из 23 дней по графику в связи с болезнью).

Положение организации об оплате труда работников предусматривает премирование работников за результаты финансово-хозяйственной деятельности ежеквартально. В сентябре работнику начислена квартальная премия — 645 руб.

В ноябре в организации повысилась тарифная ставка 1-го разряда с 35 руб. до 40 руб.

Рассчитываем выходное пособие

Сумма выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка определяется следующим образом :


При пятидневной рабочей неделе полная норма продолжительности рабочего времени за две недели составляет 10 дней.

Расчет среднедневного (среднечасового) заработка производится по формуле :


Расчетным периодом являются 2 календарных месяца работы (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения работника . При этом из расчетного периода исключаются дни (часы) его освобождения от работы, в том числе период нетрудоспособности .

Для расчета учитывается заработная плата, фактически начисленная работнику в расчетном периоде за работу, обусловленную трудовым договором. При этом учитываются только выплаты за выполненную работу и отработанное время . Как правило, эти выплаты включаются в расчет в том месяце, в котором они начислены . При ежеквартальном начислении премий есть особенность: эта выплата учитывается в каждом месяце расчетного периода в течение трех месяцев начиная с месяца начисления по 1/3 общей суммы последней произведенной выплаты. При этом не имеет значения, полностью отработан этот месяц или нет .

Если в периоде, за который производится выплата выходного пособия, в организации увеличилась тарифная ставка 1-го разряда, то производится корректировка начисленного заработка с применением поправочного коэффициента, который рассчитывается так :


Корректировка осуществляется путем умножения всех выплат соответствующего месяца, включаемых в расчет среднего заработка, на поправочные коэффициенты. То есть соответствующая часть ежеквартальной премии также умножается на поправочный коэффициент месяца, в заработок которого она включена.

Исходя из сказанного рассчитаем сумму выходного пособия. Для этого:

1) рассчитаем поправочные коэффициенты каждого месяца: 40 руб. / 35 руб. = 1,14;

2) рассчитаем среднедневной заработок: ((755 + 645 / 3 + 492 + 645 / 3) x 1,14) / (21 + 18) = 49,02 руб.

Сумма выходного пособия составит 490,20 руб. (49,02 руб. x 10 дней).

Учитываем выходное пособие

Исчисленная в рассматриваемой ситуации сумма выходного пособия освобождается от обложения подоходным налогом, так как выплачивается в случае, предусмотренном ТК, и в сумме, не превышающей установленный минимальный гарантированный размер . Следует отметить, что если выплачиваемый размер выходного пособия превышает размер пособия, установленный законодательством, то сумма этого превышения подлежит налогообложению. Вместе с тем к ней можно применить освобождение, предусмотренное для доходов, не являющихся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей (см. разъяснение).

Взносы в Фонд и Белгосстрах на сумму выходного пособия не начисляются. Причем не имеет значения, выплачено оно в соответствии с законодательством или нет (в пределах гарантированного минимума или сверх него) .

В данной ситуации выходное пособие выплачивается в случае и размере, установленных ТК. В бухгалтерском учете сумма этого пособия отражается в составе расходов по текущей деятельности. Полагаем, его можно отразить как расходы на оплату труда — по дебету тех же счетов, что и начисление заработной платы работнику (на счетах учета затрат или расходов на реализацию) . При налогообложении прибыли сумма этого пособия учитывается в составе затрат . Обращаем внимание, что при выплате выходного пособия в размерах, превышающих минимально гарантированные законодательством, суммы этого превышения отражаются в составе прочих расходов по текущей деятельности и не учитываются при налогообложении прибыли .


В. С. Кормуш была уволена 28 декабря 2018 года, то есть в предпоследний рабочий день 2018 года. Увольнение было произведено в строгом соответствии с законом, по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, — в связи с ликвидацией организации.

При увольнении работнице было выплачено выходное пособие, рассчитанное следующим образом. Был посчитан её заработок за период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года включительно (за 12 месяцев, предшествующих дате увольнения), он составил 489208 рублей. Затем был рассчитан средний дневной заработок путём деления заработка за 12 месяцев на количество отработанных за этот период дней (216), он составил 2264,85 рублей. Затем была исчислена сумма выходного пособия, которое выплачивается в размере среднего месячного заработка, путём умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней по производственному календарю в месячном периоде, следующим за датой увольнения, — с 29 декабря 2018 года по 28 января 2019 года (15 рабочих дней). Сумма выходного пособия составила 33 973 руб.

Согласно пункту 9 Положения:

Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путём деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчётном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Так и было посчитано. Обратите внимание, средний дневной заработок считается за 1 рабочий, а не 1 календарный день.

В том же пункте 9 Положения говорится:

Средний заработок работника определяется путём умножения среднего дневного заработкана количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Понятно, что если мы посчитали средний дневной заработок за 1 рабочий день, то и для расчёта среднего заработка за месяц, подлежащего выплате, нужно умножать этот среднедневной заработок на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате.

Именно так и поступил работодатель. Он умножил сумму среднедневного заработка на 15 рабочих дней, приходящихся на период с 29 декабря 2018 года по 28 января 2019 года (1 рабочий день в декабре и 14 рабочих дней в январе). Такое малое количество рабочих дней в месячном периоде объясняется тем, что в январе много праздничных дней.

Значит, в соответствии с Положением средний заработок был рассчитан правильно.

Но В. С .Кормуш посчитала такую сумму выплаты недостаточной и несправедливой. Вот как она рассуждала. Её средняя месячная зарплата за последний год составила 46672 рубля, значит, выплатить ей должны были на основании статьи 178 Трудового кодекса РФ среднемесячный заработок, то есть 46 672 рубля, а выплатили почти на 13 тысяч рублей меньше.

Часть 4 статьи 112 ТК РФ, предусматривающая, что наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад), к спорным правоотношениям не применима. Положения указанной нормы применяются при выплате заработной платы в период выполнения работы, а не при определении размера выходного пособия и среднего заработка, сохраняемого за уволенными при ликвидации работниками на период трудоустройства.Данная выплата по своей природе является компенсационной, в связи с чем не может быть рассчитана по правилам, применяемым при определении размера оплаты труда.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик обоснованно принял для расчёта выходного пособия 15 рабочих дней.

В своём Постановлении от 13 ноября 2019 года № 34-П КС РФ высказал своё мнение по этому судебному спору. Изложим его очень коротко.

На Российской Федерации лежит обязанность обеспечивать справедливые условия найма и увольнения работника, являющегося экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении, включая надлежащую защиту его прав и законных интересов при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Для реализации этих задач государство устанавливает специальные гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации.

Часть первая статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Из буквального смысла данной нормы следует, что каждому работнику, увольняемому по названным в ней основаниям, наряду с оплатой труда (расчётом при увольнении) гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

Размер выходного пособия не является оплатой какого-либо периода (прошедшего или будущего) и выплачивается работнику при увольнении. Выходное пособие призвано обеспечить уволенному лицу средства к существованию в размере не меньшем, чем средний месячный заработок, исчисленный исходя из его заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Соответственно, размер выходного пособия не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника.

Закрепленные Положением правила определения размера среднего заработка (месячного и дневного) по существу направлены на создание технического инструментария, обеспечивающего подсчёт заработка в установленных законом случаях, не имеют самостоятельного значения для регулирования трудовых отношений и должны применяться в системной связи с положениями Трудового кодекса РФ.

При определении размера выходного пособия на основании Положения необходимо учитывать предписания части первой статьи 178 Трудового кодекса РФ. При этом способ подсчёта среднего месячного заработка в силу своего технического, вспомогательного характера должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать её реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты, которая по своей правовой природе является одной из гарантий реализации конституционного права на труд.

В противном случае допускалась бы не только корректировка положений закона подзаконными нормативными актами, но и ухудшение материального положения уволенного по инициативе работодателя работника.

В правоприменительной практике для определения размера выходного пособия работникам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, принимается во внимание месячный период после даты увольнения работника, исходя из количества рабочих дней в котором и осуществляется расчёт.

На основании такого толкования работники, подлежащие увольнению в связи с ликвидацией предприятия, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней.

Кроме того, увольняемые по указанным основаниям работники ставятся в различное положение в зависимости от даты увольнения и наличия в календарном периоде после увольнения нерабочих праздничных дней: размер получаемого ими выходного пособия при сложившемся понимании пункта 9 Положения напрямую зависит от количества рабочих дней в периоде после прекращения трудового договора. Такой подход фактически приводит к определению размера выходного пособия на основе случайного фактора (количества рабочих и нерабочих праздничных дней в месяце, непосредственно следующем за увольнением), что недопустимо в социальном правовом государстве.

Конституционный принцип равенства предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Из этого следует, что всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий, связанных с потерей работы. При этом независимо от способа подсчёта среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности.

Конституционный Суд РФ признал абзац четвертый пункта 9 Положения не противоречащим Конституции РФ, поскольку он не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации работнику выходного пособия в размере, отличном от его среднего месячного заработка, исчисленного исходя из размера полученной им заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Выявленный в Постановлении КС РФ конституционно-правовой смысл абзаца четвертого пункта 9 Положения является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Из этого Постановления Конституционного суда следуют важные выводы. Хотя абзац 4 пункта 9 Положения не признан противоречащим Конституции РФ и не отменён, но пользоваться им при выплате выходного пособия в некоторых случаях будет нельзя, потому что при малом количестве дней в месячном периоде после увольнения работника рассчитанная сумма выходного пособия будет отличаться в меньшую сторону от среднего месячного заработка.

В связи с этим можно предложить следующий способ расчёта суммы выходного пособия: умножать сумму среднего дневного заработка на среднее количество рабочих дней в месяце расчётного периода. В случае с В. С. Кормуш среднее число рабочих дней в месяце было бы 247 / 12 = 20.58 дней. Тогда сумма выходного пособия была бы равна 2264.85?20.58 = 46 611 рублей, то есть почти совпадала с её расчётом.

Такой подход будет соответствовать конституционно-правовому смыслу абзаца 4 пункта 9 Положения, выявленному в Постановлении Конституционного Суда РФ, и не будет ущемлять права работников.

Мы продолжим рассматривать самые сложные и интересные случаи расчёта заработной платы в нашем блоге. Не переключайтесь.

Читайте также: