Как проверить обучающую организацию дистанционное обучение на законность предоставления услуг

Обновлено: 02.07.2024

С 2013 года коммерческие организации и ИП получили право оказывать услуги в сфере образования наравне с некоммерческими организациями. Услуги в области образования лицензируются. Ранее мы расмотрели полный перечень лицензируемых видов деятельности 2022 года , в этой статье расскажем, как получить лицензию на образовательную .

Кому нужна лицензия

Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.

Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.

В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.

Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.

Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.

Лицензионные требования

Положение о лицензировании устанавливает в 2022 году следующие требования к соискателям:

  • собственное или арендованное здание (помещение), соответствующее заявленным образовательным программам;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на это помещение;
  • материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных стандартов;
  • соблюдение условий охраны здоровья обучающихся;
  • собственные разработанные образовательные программы;
  • печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы по этим программам;
  • штатные или привлеченные по гражданско-правовому договору педагогические работники, имеющие профессиональное образование и стаж работы.

Полный перечень требований, в зависимости от типа образования, смотрите в тексте Постановления.

  • образовательные организации;
  • организации, осуществляющие обучение;
  • индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности может быть получена независимо от правовой формы и коммерческой направленности лицензиата. При этом ООО получить лицензию на образовательную деятельность может, если это направление бизнеса будет дополнительным, а не основным.

Документы для получения лицензии

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
  • копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
  • копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
  • справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
  • справка о печатных и электронных ресурсах;
  • справка о педагогических работниках;
  • справка об утверждении образовательных программ;
  • справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • справка о материально-техническом обеспечении;
  • подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
  • опись документов.

Формы справок доступны на сайте Минобразования.

Пакет документов для получения образовательной лицензии

Бесплатная консультация по регистрации ООО или ИП

Порядок получения лицензии

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:

  • высшего учебного заведения;
  • организации федерального значения;
  • российской организации, расположенной за пределами РФ;
  • иностранной организации на территории России.

Записаться на приём в Рособрандзор можно онлайн на официальном сайте.

Получение образовательной лицензии на сайте Рособрнадзора

В остальных случаях обращайтесь в региональные государственные органы, имеющие право выдавать лицензии. Контакты этих учреждений опубликованы на сайте Рособрандзора, чтобы найти их, выберите свой регион на интерактивной карте.

Региональные органы для получения образовательной лицензии

Порядок получения образовательный лицензии состоит из следующих шагов:

  1. Изучите СНиП и СанПин для вашего направления обучения.
  2. Подготовьте помещение и оборудуйте его согласно требованиям и стандартам.
  3. Получите на помещение заключение СЭС и пожарной инспекции.
  4. Разработайте и утвердите образовательные программы.
  5. Убедитесь, что педагоги вашей организации имеют необходимые документы об образовании, квалификации, стаже работы.
  6. Приобретите мебель, оборудование, технику, учебную литературу, методические пособия для проведения занятий.
  7. Оплатите госпошлину на выдачу лицензии.
  8. Подайте документы в лицензирующий орган.

Документы принимаются по описи, если в них обнаружены недостатки, то они возвращаются соискателю на доработку (сроком до 30 дней). После этого начинается этап проверки достоверности поданных сведений, причем, не только документальной, но и с выездом на место. В течение 60 дней с даты регистрации заявления чиновники выдают разрешение или отказ в получении лицензии.

Отказ должен быть мотивированным и возможен по двум основаниям: недостоверность сведений или отсутствие условий для процесса обучения. Госпошлина в случае отказа не возвращается.

Что будет, если работать без лицензии

За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.

Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:

  • нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
  • не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
  • обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
  • серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.

Бесплатная консультация по регистрации ООО или ИП

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Советуем посмотреть интересное видео, в котором рассмотрен порядок лицензирования образовательной деятельности.


Лицензирование образовательной деятельности требуется не во всех случаях. Когда нужно оформлять лицензию, в какой орган обращаться и как проверить наличие лицензии — наиболее актуальные вопросы в этой области.

Что такое лицензия на образовательную деятельность

Образовательные программы в соответствии с перечнем, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, делятся на следующие виды:

Вид образовательной программы

Подвид образовательных услуг

Основные общеобразовательные программы

По уровню образования

Основные профессиональные образовательные программы

По уровню образования

Подготовка служащих и рабочих

Подготовка специалистов среднего звена

Основные программы профессионального обучения

По направлению подготовки

Программы профессиональной подготовки рабочих и служащих

Программы переподготовки рабочих и служащих

Программы повышения квалификации рабочих и служащих

Дополнительные общеобразовательные программы

По подвиду образовательной программы

Дополнительные профессиональные программы

По подвиду образовательной программы

Образовательные программы, целью которых является подготовка служителей и персонала религиозных организаций

Лицензия на образовательную деятельность по дополнительному образованию

Остановимся немного подробнее на дополнительном образовании.

В соответствии с п. 14 ст. 2 закона № 273-ФЗ под ним понимается образование, не связанное с повышением уровня и направленное на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей лица. Такое образование может быть нацелено на совершенствование:

  • физических;
  • духовно-нравственных;
  • интеллектуальных;
  • профессиональных навыков обучающегося.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если дополнительное образование реализуется в рамках общеобразовательных программ, то на него не распространяются государственные стандарты образования. Если же обучающийся занимается по дополнительной профессиональной программе, то преподаватели должны ориентироваться на стандарты образования (письмо Минобрнауки от 29.03.2016 № ВК-641/09).

Когда не требуется лицензия

В ряде случаев лицензирование образовательной деятельности не требуется:

ВАЖНО! Во всех остальных случаях оказание услуг в сфере образования без специального разрешения чревато привлечением к административной (ч. 2 ст. 14.1 и ч. 1 ст. 19.20 КоАП) и уголовной (ст. 171 УК) ответственности.

Лицензирование образовательной деятельности в 2018 году: лицензирующий орган и соискатели лицензии

Лицензирование образовательной деятельности вправе осуществлять уполномоченные органы, к которым, в соответствии с ч. 3 ст. 91 закона № 273-ФЗ, отнесены:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), которая занимается выдачей разрешений в случаях (ч. 7 ст. 6 закона № 273-ФЗ):
  • оказания соискателем услуг в сфере высшего образования;
  • если соискателем выступает:
    • профессиональная государственная организация федерального уровня, осуществляющая подготовку специалистов в областях, упомянутых в перечне специальностей, утв. постановлением Правительства РФ от 24.05.2013 № 437 (например, в сфере информационной безопасности, горного и нефтегазового дела, энергетики и т. д.);
    • российская организация, расположенная за рубежом;
    • иностранная организация, филиал которой размещается на территории РФ.
    1. Орган исполнительной власти региона, которому переданы соответствующие полномочия. Например, в Москве таким органом выступает департамент образования города. Такие органы занимаются выдачей разрешений в оставшихся случаях.

    В лицензирующий орган с заявлением о выдаче разрешения могут обращаться:

    1. Образовательные организации, к которым относятся исключительно некоммерческие юридические лица, для которых оказание услуг в сфере образования является основным видом деятельности.
    2. Организации, осуществляющие обучение, которыми выступают те юридические лица, для которых образовательные услуги являются дополнительным видом деятельности, например организации соцобслуживания, здравоохранения, загранучреждения Министерства иностранных дел и т. д. (ст. 31 закона № 273-ФЗ).
    3. ИП, оказывающие услуги в сфере образования с привлечением педагогических работников.

    Как получить лицензию на образовательную деятельность

    Порядок и нюансы получения специального разрешения в подразделениях Рособрнадзора и региональных органах исполнительной власти аналогичны.

    Критерии сравнения

    Получение разрешения

    В территориальном органе Рособнадзора

    В органе исполнительной власти субъекта России

    Акт, регламентирующий процедуру

    Административный регламент, утв. приказом Минобрнауки от 17.03.2015 № 244

    Административный регламент, утв. приказом Минобрнауки от 25.11.2014 № 1517

    Срок, отведенный на рассмотрение заявления соискателя

    45 рабочих дней

    Прием должностным лицом уполномоченного органа заявления и пакета документов под опись (ее копия направляется соискателю разрешения)

    Проверка документов на правильность оформления в течение 3 рабочих дней, к моменту истечения которых должностное лицо направляет соискателю уведомление о приеме заявления или необходимости устранения замечаний

    Запрос в порядке межведомственного обмена должностным лицом сведений в иных публичных структурах

    Проведение выездной и документарной проверки соискателя

    Подготовка в течение 4 рабочих дней с момента завершения проверок должностным лицом проекта приказа о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения и передача его руководителю органа

    Реестр лицензий на образовательную деятельность

    На основании п. 23 положения о лицензировании сводный реестр лицензий на образовательную деятельность ведет Рособрнадзор. Размещенная в реестре информация в соответствии с ч. 7 ст. 21 закона № 99-ФЗ является открытой. Ознакомиться с ней можно в т. ч. на официальном сайте службы.

    Из реестра можно узнать сведения:

    • о лицензиате (наименование, место нахождения, ИНН, КПП и др.);
    • лицензирующем органе (наименование);
    • документе, удостоверяющем разрешение;
    • статусе и сроке действия лицензии и др.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ранее правила ведения реестра регулировались специальным порядком, утв. приказом Рособрнадзора от 01.11.2012 № 1352, но с 2014 года этот акт утратил силу (см. приказ Рособрнадзора от 09.09.2014 № 1455), а новый документ ему на смену еще не утвержден.

    Как проверить лицензию на образовательную деятельность

    Третьим лицам можно несколькими способами убедиться в том, что у ИП или юридического лица имеется действующая лицензия:

    • воспользовавшись формой поиска по сводному реестру, размещенному на официальном сайте Рособрнадзора;
    • изучив сайт организации или предпринимателя, на котором в соответствии с требованиями к структуре официального сайта, утв. приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785, должна быть размещена копия лицензии;
    • письменно запросив такую информацию в лицензирующем органе;
    • посетив место нахождения образовательной организации или ИП, которые должны оборудовать стенд или иным образом разместить для общего доступа информацию о номере и сроке действия лицензии, а также лицензирующем органе.

    Итоги

    Подводя итоги, стоит отметить, что образовательная деятельность, за некоторыми исключениями, подлежит обязательному лицензированию. Полномочия в этой области разделены между Рособрнадзором и специальными органами исполнительной власти субъектов, которые, несмотря на различия, действуют в схожем порядке.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Данный пост является реакцией на де-факто лишение права на образование учащихся 6-11 классов школ, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, со ссылкой на указ Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ.

    Как представляется, данный указ не может быть истолкован как ограничивающий право на образование, гарантированное ст. 43 Конституции Российской Федерации, а также как допускающий причинение вреда здоровью обучающихся.

    В силу п. 13.2 Указа Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ с 19 октября 2020 г. по 1 ноября 2020 г. включительно обеспечивается для обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, реализация основных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в порядке, определяемом администрацией образовательной организации.

    Данное положение Указа послужило основанием для ограничения права обучающихся 6-11 классов большинства школ города Москвы на очное образование и реализацию образовательной программы исключительно с использованием электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий (ст. 16 Закона об образовании в Российской Федерации).

    Между тем данное положение названного акта администрации города Москвы не может быть истолковано как предполагающее ограничение права на очное образование (в помещениях образовательной организации при непосредственным контакте с педагогическим работником) и его замену электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями для обучающихся, родители (законные представители) которых не выражали согласия на такое ограничение и замену.

    А. Так, пунктом 2 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации закреплен принцип недопустимости дискриминации в сфере образования. Между тем то толкование положений п. 13.2 Указа Мэра города Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ, согласно которому образовательные учреждения, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, обязаны перейти на дистанционную форму обучения, в то время как иные образовательные организации могут продолжать образовательный процесс в очной форме, представляет собой дискриминационное, а потому ошибочное толкование.

    Так, как видно из указа, его положения предполагают возможность различного режима обучения для лиц:

    1. обучающихся в образовательных организациях, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, и лиц
    2. обучающихся в иных образовательных организациях.

    Речь идет о п. 13.4 названного указа, в силу которого федеральным органам власти и органам местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителей образовательных организаций, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, дополнительное образование, осуществляющих спортивную подготовку, а также частным образовательным организациям, предоставляющим начальное общее, основное общее, среднее общее образование, дополнительное образование, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется обеспечить принятие в установленном порядке решений, аналогичных решениям, указанным в пунктах 13.1 - 13.3 настоящего указа.

    Следовательно, указ содержит возможность различного режима для лиц, обучающихся в разных образовательных организациях, только в том случае, когда он истолковывается как запрещающий проведение очного образования в подведомственных городу Москве образовательных организациях. Помимо недопустимости дискриминации, а также нарушения принципа равенства всех перед законом, в частности, равенства прав на образование, такое толкование нарушает п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании, в силу которого действует принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации.

    B. Пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона об образовании предусмотрено право выбора форм получения образования, форм обучения. В соответствии с ч. 3 ст. 44 Закона об образовании в Российской Федерации родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.

    С учетом данного права п.13.2 Указа Мэра Москвы № 100-УМ не может быть истолкован как предполагающий лишение соответствующего права в случае, когда выбирается именно очная форма обучения, в частности, без использования электронного обучения и без применения дистанционных образовательных технологий.

    C. Согласно п. 1 ст. 5 Закона об образовании в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

    Данное право вытекает из ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

    Соответствующее право относится к правам человека, признанным на международном уровне. Так, в силу ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.

    Как следует из толкования, содержащегося в п. 2.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 № 5-П каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

    D. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона об образовании в Российской Федерации обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. В свою очередь электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ст. 16 Закона об образовании в Российской Федерации) не могут квалифицироваться как очная форма обучения. Так, согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.12.2017 № 36-П, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица.

    E. Статьей 19 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равенства всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    Между тем то истолкование п. 13.2 Указа Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ, в силу которого родители одних детей могут выбирать форму получения образования (не относящиеся к образовательным организациям, учредителем которых выступает город Москва), а других - нет, вступает в прямое противоречие с принципом равенства всех перед законом, равно как и с равным правом всех на образование, а потому не может иметь место.

    В этой связи п. 13.2 Указа Мэра Москвы не закрепляет запрета на продолжение очной формы обучения, а передает решение соответствующего вопроса на уровень администрации образовательной организации.

    F. В подтверждение названного толкования следует сослаться на письмо Минпросвещения России от 09.10.2020 № ГД-1730/03, в силу которого ст. 12 и 28 Закона об образовании организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, самостоятельны в разработке названных образовательных программ.

    G.Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, ни Мэром, ни администрацией образовательной организации не может быть ограничено право на образование. Следовательно, не может быть ограничено право на получение очной формы обучения без применения электронного обучения и дистанционных информационных технологий, если соответствующие родители (законные представители) не давали на это своего согласия, тем более возражают против этого.

    H. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации действует приоритет жизни и здоровья человека. В силу ч. 9 ст. 13 Закона об образовании в Российской Федерации использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

    Согласно п. 4.1, 4.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать: - для обучающихся в I - IV классах - 15 мин.; - для обучающихся в V - VII классах - 20 мин.; - для обучающихся в VIII - IX классах - 25 мин.; - для обучающихся в X - XI классах на первом часу учебных занятий - 30 мин., на втором - 20 мин. Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся I - IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V - VIII классах - 2 урока, для обучающихся в IX - XI классах - 3 урока.

    Очевидно, что эти требования в настоящее время не соблюдаются (количество уроков в названных классах превышает 3, длительность выходит за указанные пределы).

    При этом в силу п. 2 ст. 28 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населении программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

    Очевидно, что образовательная программа, нарушающая названные выше предельные требования, не может иметь санитарно-эпидемиологического заключения.

    I. По смыслу образовательной деятельности она не может быть сведена к передаче информации и тестовому контролю способности ее отражения. Такая деятельность должна включать помимо информационного компонента также и невербальный компонент, направленный на научение и подбор подходящих методов обеспечения понимания. Такое обеспечение понимания, помимо прочего, предполагает непосредственное взаимодействие педагогического работника с обучающимися, проверку реакции, подбор подходящих для данного момента, данной аудитории и данного места слов и выражений, примеров, темпа и т.п. Образование как движение к созданию понимания невозможно без вовлечения в сопереживание (эмпатия), которое принципиально невозможно в дистанционном формате. По этой причине передачу информации с использованием дистанционных технологий нельзя квалифицировать как образование в конституционно-правовом смысле. Во избежание введения потребителей в заблуждение такое информирование следует именовать образовательным продуктом и отделять от образования, право на которое имеет каждый.

    K. В свете изложенного представляется необоснованной позиция образовательных организаций, ссылающихся на положения приведенного выше Указа в обоснование отказа в обеспечении права на очное образование тем родителям (законным представителям), которые не давали согласия на применение электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий и уж тем более требуют восстановить очное образование без электронного обучения и без названных дистанционных технологий.

    L. В большей своей части все сказанное применимо и к обучающимся иных уровней обучения (студенты, магистранты).

    По традиции данный пост является частным мнением и необязательно разделяется образовательными организациями, в которых автор осуществляет преподавательскую деятельность.

    Алгоритм выбора Центра обучения: где лучше всего пройти переподготовку? фото

    Сегодня всем, кто подыскивает для себя центр обучения, чтобы пройти там профессиональную переподготовку, трудно сделать быстрый и правильный выбор.

    Попробуем выделить несколько параметров, по которым можно отбирать центры дополнительного профессионального образования (ДПО). Разберемся в том, какие центры обучения бывают, чем они отличаются друг от друга.

    Виды центров обучения

    Не все пользователи разбираются в видах образовательных организаций, которые обучают по программам дополнительного профессионального образования (ДПО).

    Первый параметр: государственный центр или негосударственный центр обучения. Об их отличиях мы расскажем ниже.

    Второй параметр: организационная форма центра обучения

    • Автономная некоммерческая организация (АНО)
    • Общество с ограниченной ответсвенностью (ООО)
    • Индивидуальный предприниматель (ИП)

    Автономные некоммерческие организации (АНО) действуют на основе закона №7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Также их деятельность прописана в статье 123.24 Гражданского кодекса РФ. Как прописано в этих документах, АНО могут создаваться для реализации деятельности в сфере образования, здравоохранения, культуры. Такие организации могут создавать как государственные, так и негосударственные учебные центры. Очень часто можно встретить ситуацию, когда у федерального государственного ВУЗа есть учебное подразделение - Автономная некоммерческая организация. Здесь ВУЗ предлагает пройти курсы переподготовки и повышения квалификации. АНО могут создавать и негосударственные юридические и физические лица. Несмотря на название "некоммерческая", эта форма организации позволяет оказывать платные образовательные услуги. Вся прибыль от деятельности этих организаций идет на усовершенствование и поддержание самой деятельности: зарплата преподавателям, техническому персоналу, на приобретение технического оборудования, обновление учебно-методической базы.

    Благотворительные организации. С АНО очень близки благотворительные организации, которые обязаны тратить все средства на поддержание деятельности, ради которой организация создана. Второе отличие АНО от других форм заключается в том, что все имущество таких организаций не может принадлежать кому-либо из учредителей. То есть все имущественные права закреплены только за самой организацией, и прав на это имущество у учредителей (государства, частных лиц) нет.

    Общество с ограниченной ответственностью: эти центры обучения ориентированы исключительно на коммерческую составляющую.

    Тоже самое касается и индивидуальных предпринимателей

    Третий параметр виды центров по реализуемым учебным программам и формам обучения

    • специальные и узкопрофильные, например, педагогические, инженерно-технические, юридические и т.п.
    • широкопрофильные, где представлены учебные программы разных направлений и специальностей.
    • Центры с очным обучением
    • Центры с очно-заочным обучением
    • Центры с очным и (или) очно-заочным обучением с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

    Очное обучение может быть дистанционным

    Согласно законодательству очным обучением является такая форма организации учебного процесса, где предполагается общение между преподавателем и слушателем. Данное общение может быть личным либо опосредованным через специальные средства: интернет, скайп. Таким образом, дистанционное обучение является способом организации очного обучения. При выборе образовательного центра многие слушатели имеют богатый опыт взаимодействия с государственными и негосударственными образовательными учреждениями (ОУ). Граждане, которые однажды попробовали пройти обучение в частном центре, уже не возвращаются к государственным ОУ. И тут есть несколько причин.

    Плюсы и минусы государственных центров обучения

    Плюсы

    Минусы

    Выдаваемые дипломы

    Диплом о переподготовке с именем известного ВУЗа

    По форме этот диплом такой же, как и у негосударственных учреждений – установленного образца.

    Особенности учебных программ

    Программы по переподготовке соответствуют профстандартам и ФГОСам

    Мало учебных программ, нет большого выбора, можно не найти нужной программы

    Формы обучения

    Нет дистанционного обучения, нужно ездить на занятия

    Нетактичное общение персонала, могут нагрубить

    Доступность

    Нельзя дозвониться, не отвечают на письма

    По-разному от 50 тыс. руб до 140 тыс.

    В цену надо плюсовать затраты на дорогу, за проживание и питание, то есть цена вырастает на 30-40%

    Безналичный и наличный

    Иногда нужно доплачивать за дополнительные занятия или пересдачи зачетов. Хотя этим грешат и частные центры обучения

    В отличии от госучреждений, негосударственные образовательные учреждения лишены недостатков:

    • По форме диплом точно такой же, как и у ВУЗа – установленный образец. Согласно закону об Образовании для дипломов о прохождении программ дополнительного профессионального образования выписывается диплом установленного образовательной организацией образца. То есть и ВУЗ и частный центр переподготовки самостоятельно устанавливают образец диплома.
    • Богатый выбор программ. Можно найти ту учебную программу, которая необходима.
    • Есть дистанционное обучение. То есть можно не приезжать на занятия, учиться можно из дома или с работы через интернет.
    • Тактичное общение, уважительность персонала центра к слушателям.
    • У некоторых есть круглосуточный телефон поддержки, например, в Москве есть только одна такая Академия - это СНТА.
    • Не надо платить за проживание, дорогу и питание, так как можно учиться дистанционно.

    Давайте перечислим 5 основных параметров, по которым можно выбрать место обучения.

    Совет первый: Проверяйте, имеется ли у центра профессиональной переподготовки образовательная лицензия?

    Если такой лицензии нет, то ищите другой центр. Почему? Потому что, дипломы, выданные учреждениями без лицензии – являются не легитимными, фальшивыми.

    Совет второй: Проверяйте учебные программы и планы

    На сайте учреждения в разделе учебные программы должны быть в наличии утверждённые организацией учебные планы, где четко расписано количество учебных часов. Если вы увидите, что Вам предлагают программу меньше чем 250 ак. часов, то сразу уходите с этого сайта.

    Согласно закону, программа переподготовки не может быть с нагрузкой меньше чем 250 часов. Всё, что меньше этой цифры – это уже курс повышения квалификации. В самом дипломе количество часов должно прописываться. И если эта цифра будет меньше, то диплом о переподготовке считается фальшивым.

    Напомним, что по ведомственным нормативным актам (приказам министерств) по некоторым профессиям и специальностям установлены особые требования к количеству часов. В некоторых – до 1000 часов. Имейте в виду, что освоение программы более 1000 часов позволяет получить не просто диплом о профпереподготовке, но и получить квалификацию.

    Совет третий: Проверяйте, уставные, организационные и другие документы

    Обратите внимание, с какого года существует центр обучения. Чем он старше, тем лучше. То есть меньше вариантов, что попадете на мошенников. Уточните адрес нахождения учреждения, реально ли там находится этот центр. Адрес нужно узнавать не на самом сайте этого центра, а через сервисы поиска по ОГРН и ИНН. Если вы не нашли подтверждения адреса нахождения, это значит, что это мошенники.

    Самое главное – это в самом договоре с центром. Там прописаны адрес, ОГРН, ИНН. Они должны совпадать.

    Без подписания договора не стоит ничего оплачивать. Потом просто не вернёте деньги, если это мошенники.

    Совет четвёртый: Проверяйте доступность сотрудников центра

    Позвоните по телефону, напишите в чате. Поговорите с сотрудниками и задайте неудобные вопросы. Если сотрудник не готов ответить, то это плохой сигнал.

    Бывают случаи, что после того, как оплатил по договору, связь с центром пропадает. Никто не поднимает трубки (заблокировали номер телефона), не отвечают на письма. Проверьте, есть у организации странички в социальных сетях и с какого периода.

    Сегодня практически нет центров с круглосуточным телефоном. Исключение – Современная научно-технологическая академия (СНТА) в Москве, у которой есть круглосуточный Call – Центр, куда можно бесплатно позвонить в любое время, даже в праздники.

    Совет пятый: Узнайте, есть ли доплаты за обучение?

    Право использования гербовой печати

    Достаточно неочевидный способ определить мошенников, но все же рабочий. Дело в том, что государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе использовать печать с изображением Государственного герба Российской Федерации. Данное полномочие прописано в Федеральном конституционном законе. При этом негосударственные образовательные учреждения такими полномочиями не обладают.

    Кроме того, необходимо учитывать и тот факт, что использование государственного символа в искаженном или упрощенном виде также является нарушением законодательства. Следовательно, потенциальный слушатель должен заподозрить неладное, если увидит нечто подобное в документах об образовании.

    Федеральный реестр сведений о документах об образовании

    Штрафы: что грозит за нарушение требований ФРДО?

    • на должностные лица - от 10 до 15 тыс. руб.;
    • на организацию - от 100 до 150 тыс. руб.

    Кроме того, нарушения фиксируются и в отношении порядков и сроков работы с реестром. Например, согласно действующим положениям, образовательная организация должна в течение 60 дней с момента выдачи документа об образовании передать сведения о нем в ФРДО. Если же говорить о порядке внесения сведений, тот тут имеют место быть следующие нарушения:

    • передача данных не в тот модуль;
    • внесение ложных данных.

    При подобных нарушения полагаются штрафы должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб., а для на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.

    Документы задним числом и ФРДО

    Что будет, если вы получите документы от организации, не включенной в ФРДО? Необходимо будет доказать законность и обучения, и имеющегося документа. И скорее всего организация, от которой и были получены документы, не имеет заинтересованности в том, чтобы входить в реестр, поскольку за нарушения процедуры ее будут ожидать штрафные санкции.

    Таким образом, все организации, что предлагают специалистам оформить документы задним числом, не смогут внести их в реестр ФРДО, поскольку они не входят в установленные сроки. И даже если они попробуют это сделать, то сумма наложенных штрафов будет превышать полученную премию, что может в конечном итоге послужить причиной банкротства. А для обладателя диплома документы от прекратившей свое существование организации - более негативная ситуация, поскольку возможности получить ответ на запрос и добиться внесения данных в ФРДО нет.

    Итоги проверки центров обучения по программам профессиональной переподготовки

    Итак, давайте проверим 7 центров по переподготовке, которые выдал нам поисковик.

    ЦЕНТР

    Лицензия

    Учебные программы и планы с расчасовкой

    Уставные документы, договор

    Доплаты

    Полная доступность

    Вывод

    Современная научно-технологическая академия (СНТА), Москва

    Соответствует заявленным требованиям, дистанционная форма обучения, дипломы высылаются почтой и курьером

    Межрегиональный центр дополнительного образования, Москва

    Нет круглосуточно доступа к центру.

    Отделение Московского государственного педагогического университета (МГПУ)

    Очное обучение в группах, что очень неудобно. Нет круглосуточного доступа.

    Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса (МАСПК)

    Нет круглосуточно доступа к центру.

    Отделение профпереподготовки РАНХиГС

    Очное обучение в группах, что очень неудобно. Нет круглосуточного доступа.

    Отделение Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

    Очное обучение в группах, что очень неудобно. Нет круглосуточного доступа.

    • Дешёвые образовательные курсы: Как распознать мошенников?
    • Как могут обмануть учебные центры подготовки кадров?
    • Чем отличается переподготовка и получение второго высшего образования?
    • Как можно вернуть часть расходов за дистанционное обучение?
    • Где и как можно пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации врачу?
    • В СНТА можно пройти обучение в кредит или рассрочку
    • СНТА успешно прошла независимую оценку качества менеджмента
    • Как вернуть часть затрат на обучение в СНТА?

    Популярные статьи в категории:

    Как избавиться от мозолей на ногах?

    Польза или вред фиников для организма

    Кому и как можно продлить сертификат медицинского специалиста?

    Дешёвые образовательные курсы: Как распознать мошенников?

    Наши менеджеры готовы проконсультировать Вас по любому вопросу, в любое время суток 24/7:

    Последняя возможность продлить сертификат на 5 лет!
    Идет набор в заключительную группу с выдачей мед. сертификата в 2020!

    Читайте также: