Как продлить пилотское свидетельство

Обновлено: 02.07.2024

Заместитель председателя правительства России Татьяна Голикова (курирует программы науки и образования) занялась проблемой обучения пилотов в России. Она поручила сразу трем министерствам предложить изменения в законодательство России, касающиеся подготовки летчиков. Об этом говорится в ее письме, которое имеется в распоряжении Daily Storm.

Как устроена система обучения пилотов в России?

В России существуют проблемы с подготовкой пилотов. Дело в том, что за обучение гражданских летчиков ответственны сразу несколько ведомств. И существующие законы, регламентирующие, как правильно учить авиаторов, тоже созданы разными учреждениями — Министерством транспорта и Министерством образования (преобразовано в два других ведомства). То есть подготовка пилотов в России регулируется одновременно Воздушным кодексом и законом об образовании. В соответствии с ними специалисты создают программы, по которым обучают летчиков.

Сейчас коммерческих летчиков (они смогут работать в авиакомпаниях) готовят только училища и государственные вузы, их в стране два: в Санкт-Петербурге и в Ульяновске. Все эти учреждения находятся под управлением Росавиации (структура Минтранса). Именно это ведомство следит за тем, как проходит обучение пилотов.

На деле эта запутанная схема оказывается еще сложнее. Ведомства перетягивают друг у друга полномочия и конфликтуют. В итоге чиновники часто приходят к выводу, что программы подготовки были приняты с нарушениями, соответственно, обучение пилотов по ним было незаконным. А виноватыми в этой ситуации оказываются низшие звенья цепи, то есть пилоты. Их лишают уже полученных прав подниматься в небо.

Во-первых, в Воздушном кодексе РФ и законе об образовании имеются противоречия. Об этом, в частности, пишет Голикова. Зампред правительства предлагает придумать, как изменить их, чтобы устранить эту проблему. Заняться этим вопросом должны сразу в четырех ведомствах: в Минтрансе, Росавиации, Министерстве просвещения и Министерстве науки и высшего образования, которые появились после упразднения Минобрнауки. На эту работу установлен срок до конца марта.

Изменениям, согласно документу, подвергнутся федеральные государственные образовательные стандарты, касающиеся подготовки пилотов. Сейчас они расходятся с требованиями воздушного законодательства.

Daily Storm ранее уже писал о нарушениях в подготовке пилотов в России. В конце 2018 года Минтранс проверил государственные вузы и выяснил, что часть образовательных программ, по которым учат авиаторов, утверждали чиновники Росавиации, хотя делать этого они не могли — не имели полномочий. За образовательные программы должно было отвечать Министерство образования. В Минтрансе это сочли нарушением, но ничего не сделали. Как объяснил нам источник в Министерстве транспорта, у ведомства нет рычагов управления Росавиацией, которая формально находится у него в подчинении.

Авиаторы не поделили полномочия

Наибольший резонанс вызвало лишение пилотских удостоверений выпускников Южно-Уральского госуниверситета (ЮУрГУ). Вуз несколько лет готовил летчиков вместе с Челябинским летным училищем гражданской авиации (ЧЛУГА), там они проходили практику. В 2016-м Росавиация отказалась продлить ЧЛУГА разрешительные документы и оставила 30 выпускников училища без дипломов. Позднее власти лишили летных прав еще 60 авиаторов, проходивших подготовку в ЮУрГУ.

Минтранс в этом споре встал на сторону пилотов-лишенцев, посчитав, что у Росавиации не было полномочий отзывать права летчиков. В министерстве даже собирались отменить несколько приказов по лишению пилотских удостоверений и пролоббировать программу реабилитации пилотов-лишенцев. В ведомстве разработали проект приказа об отмене некоторых решений Росавиации по аннулированию летных прав у пилотов. Но дальше этого дело не пошло.

Однако сейчас вопрос вышел на уровень. Зампред правительства Татьяна Голикова просит допустить до работы пилотов, которые проходили обучение в Южно-Уральском госуниверситете, но получили отказ от Росавиации в выдаче документов.

Российские авиаторы, лишенные летных прав, переучились в Белоруссии, но, вернувшись на родину, снова столкнулись с запретом подниматься в небо

Массовые отзывы свидетельств у пилотов начались после крушения Boeing в Казани в 2013 году. В ходе расследования Следственный комитет (СК) выяснил, что Росавиация выдала 215 бланков свидетельств уже закрытому на тот момент учебному центру. Глава СК Александр Бастрыкин доложил о произошедшем президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву. Следователи потребовали от Росавиации проверить подготовку пилотов.

СК обнаружил у гражданских пилотов 135 незаконно выданных свидетельств и обвинил в этом Росавиацию. Тогда авиационное ведомство в спешке лишило лицензий почти сотню пилотов 30 марта 2018

В Белоруссию и обратно

В 2017 году пилоты столкнулись с отказом в признании Россией белорусских летных прав (процедура признания происходит каждый год). Пилот Владимир Сдольников (имя изменено) уехал в Белоруссию для переобучения в 2015 году. Именно тогда в России начались массовые отзывы свидетельств пилотов. Под прицелом в первую очередь оказались выпускники частных авиационных учебных центров (АУЦ). В одном из таких АУЦ проходил обучение и Сдольников.

Как авиационное ведомство спорило с вышестоящим Минтрансом о своих полномочиях, лишении пилотов лицензий и очищало небо от выпускников частных учреждений 11 апреля 2018

Фото: © GLOBAL LOOK press/Leonid Faerberg


Фото: © GLOBAL LOOK press/Leonid Faerberg

Что не так с белорусскими пилотскими

В ответе Росавиации говорится, что пилотское Сдольникова не соответствует как международным авиационным стандартам, которые признает Россия, так и отечественным авиационным правилам. Представители Белоруссии в письме Сдольникову сообщают, что с его пилотским все в порядке.

Белорусские летные права действительно отличаются от пилотских, предусмотренных нормами ИКАО ( Международной организации гражданской авиации при ООН) . Они сохраняют советскую систему уровней подготовки пилотов — классовую (всего три класса). Это прописано в авиационных правилах выдачи свидетельств ГА Республики Беларусь.

Международные нормы имеют другие категории: пилот-любитель (PPL), коммерческий пилот (CPL — может работать в авиакомпаниях вторым пилотом), линейный пилот (ATPL — может работать командиром самолета) и пилот многочленного экипажа (MPL). В белорусских пилотских такая квалификация не указана.

Но авиационные власти Республики Беларусь настаивают, что их свидетельство — универсально и подходит как вторым пилотам (CPL), так и командирам (ATPL). А если все-таки надо определить, кому именно лицензия была выдана, то можно обратиться к нормам ИКАО.

В белорусском Минтрансе добавили, что уведомили международную организацию ГА (ИКАО) о различиях в своих правилах с приложениями ИКАО. Так белорусские чиновники ответили на запрос Росавиации в марте 2017 года. Но, видимо, такой ответ не устроил российского регулятора, и тот перешел от диалога к запрету.

Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский подтвердил, что ведомство больше не признает белорусские авиационные документы. Он уточнил, что пилотские из Белоруссии не соответствуют нормам ИКАО, поэтому Россия не может их признать. Извольский указал, что среди владельцев белорусских пилотских, обратившихся в Росавиацию за признанием документов, есть те, чьи пилотские были ранее отозваны.

Еще раньше, в июне 1996 года, высший совет Сообщества Беларуси и России (председателем совета был президент республики Александр Лукашенко) постановил, что трудовые документы, выданные государствами, признаются каждой стороной без легализации. Это было сделано, чтобы обеспечить равные права россиян и белорусов при трудоустройстве.

Кто еще попал под запрет

По словам пилотов, с проблемами в признании иностранных летных свидетельств в России сталкиваются не только владельцы белорусских летных прав. Зачастую речь идет о затягивании сроков процедуры валидации: вместо положенных 30 дней документы пилотов лежат в Росавиации месяцами. В ведомстве ранее признавали наличие задержек и объясняли их нехваткой времени.

Частный пилот Антон Горшков прошел подготовку в Латвии. После обучения в этой республике, где он летал на итальянском Tecnam P92 (в Латвии аренда самолета для частных пилотов стоит около 130 евро в час) он поездил по европейским странам: летал в Греции, Хорватии.

Через год Горшков снова прислал все документы в Росавиацию, но на этот раз процесс принятия решений растянулся на несколько месяцев.

Министр транспорта Максим Соколов и глава Росавиации Александр Нерадько


Министр транспорта Максим Соколов и глава Росавиации Александр Нерадько Фото: © GLOBAL LOOK press/Zamir Usmanov; Viktor Chernov

Почему Росавиация решила запретить белорусские летные права

С тем, что положение ИКАО не носит обязательный характер и предусматривает различия в авиационных нормах государств, согласен и президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов.

Что дальше?

В США, по официальным данным, в 2017 году насчитывалось 609 306 гражданских пилотов. Из них 98 161 — владельцы коммерческого пилотского (могут работать в авиакомпаниях), 159 825 линейных пилотов (обладатели ATPL — Airline Transport Pilot Licence). В стране — 162 455 частных пилотов. Одних только пилотов-планеристов (Glider Pilot License GPL) в США — 18 139 (больше, чем весь летный состав гражданской авиации России).

Привет всем! Интересуют два вопроса,связанные с учебной на пилота в США.
1.Работает ли сейчас конвертация CPL иностранного образца на российский? Вся найденая мною информация была ещё от 11-12 годов
2. Будет ли достаточно иметь высшее техническое образование и лицензию пилота для трудоустройства в российскую а/к?

Alex81

Местный

red_sport_power

Новичок

Можете второй пункт пояснее разъяснить ,пожалуйста.
Кто то говорил что летают и люди с образованием инженера. правда? Даже если нет,то возможно ли на практике сделать нострификацию после обучения на пилота в сша ?

Alex81

Местный

Требования к кандидатам в описании любой вакансии. Летное образование РФ. Раньше инженеров брали. Сейчас плотно прикрыта дверца. Маразм не закончится, пока не сдохнут уроды из роса.

brother_737

Тайм-аут
Director of Flight Operations

2. Вообще говоря зависит от компании. В топовых компаниях точно нет.
В живопырках, и мелокопытных есть шанс. Но не не будешь же в них летать всю жизнь.

Те кто летают сейчас с "не тем" образованием, летают вопреки, а не благодаря. И понимают, что на волоске.
Каждый поход в мту или не дай бог АП может стать причиной попадания в приказ о лишении свидетельства.

red_sport_power

Новичок

При,допустим,приёме в ак будет играть роль то,что у тебя валидированное свидетельство?
[automerge]1566080288[/automerge]

2. Вообще говоря зависит от компании. В топовых компаниях точно нет.
В живопырках, и мелокопытных есть шанс. Но не не будешь же в них летать всю жизнь.

Те кто летают сейчас с "не тем" образованием, летают вопреки, а не благодаря. И понимают, что на волоске.
Каждый поход в мту или не дай бог АП может стать причиной попадания в приказ о лишении свидетельства.

То есть я правильно понял,что тут дискриминация чистой воды? Иностранцы без образования могут спокойно пойти работать в российскую ак,а гражданин рф,имея свидетельство пилота выданное другой страной-члена ИКАО остаются у разбитого корыта?

Director of Flight Operations

При,допустим,приёме в ак будет играть роль то,что у тебя валидированное свидетельство?
[automerge]1566080288[/automerge]

Если в РПП компании об этом ничего не сказано или сказано что допустимо не будет.
Некоторые АК прямо требуют образование.

То есть я правильно понял,что тут дискриминация чистой воды? Иностранцы без образования могут спокойно пойти работать в российскую ак,а гражданин рф,имея свидетельство пилота выданное другой страной-члена ИКАО остаются у разбитого корыта?

Правильно. Но это касается только квс. Иностранцы вторые работать у нас по прежнему не могут. Поэтому можно получить иностранное свидетельство, стать КВС, получить иностранный паспорт и приехать работать на родину.

red_sport_power

Новичок

Если в РПП компании об этом ничего не сказано или сказано что допустимо не будет.
Некоторые АК прямо требуют образование.


Правильно. Но это касается только квс. Иностранцы вторые работать у нас по прежнему не могут. Поэтому можно получить иностранное свидетельство, стать КВС, получить иностранный паспорт и приехать работать на родину.

спасибо за разъяснение! То есть для россиянина,выучивгегося за границей стать пилотом в России шансов 0? За исключением получения иностранного паспорта

А нострификацию сделать совсем нереально?

brother_737

Тайм-аут

Раньше такие шансы были, и на форуме есть пара человек, которые прошли этим путём. Сейчас практически нереально.
Авиакомпании знают об этой проблеме и предпочитают не вкладывать деньги в переучивание кандидатов, которым могут завтра запретить летать в РФ.

Director of Flight Operations

спасибо за разъяснение! То есть для россиянина,выучивгегося за границей стать пилотом в России шансов 0? За исключением получения иностранного паспорта

А нострификацию сделать совсем нереально?

В живопырках и мелких компаниях шанс есть.
Нострификация не простой и недешёвый процесс. Да и обучение того уровня что можно будет нострифицировать выльется в огромную сумму

Artil

Старожил
Director of Flight Operations

Чтобы поступить на заочку надо уже быть действующим пилотом и каждый год привозить об этом справки.
Некоторые компании не признают заочку.
И самое главное заочка не поможет получить российское свидетельство, которое ак тоже требуют

red_sport_power

Новичок

Раньше такие шансы были, и на форуме есть пара человек, которые прошли этим путём. Сейчас практически нереально.
Авиакомпании знают об этой проблеме и предпочитают не вкладывать деньги в переучивание кандидатов, которым могут завтра запретить летать в РФ.

В живопырках и мелких компаниях шанс есть.
Нострификация не простой и недешёвый процесс. Да и обучение того уровня что можно будет нострифицировать выльется в огромную сумму

brother_737

Тайм-аут

Шансы есть всегда. Всё упирается в получение российского пилотского свидетельства. ФАВТ перестал выдавать по Annex 1.

red_sport_power

Новичок

Чтобы поступить на заочку надо уже быть действующим пилотом и каждый год привозить об этом справки.
Некоторые компании не признают заочку.
И самое главное заочка не поможет получить российское свидетельство, которое ак тоже требуют

А если свидетельство то получено в дурной стране и валидированно в рф?
[automerge]1566116234[/automerge]

Шансы есть всегда. Всё упирается в получение российского пилотского свидетельства. ФАВТ перестал выдавать по Annex 1.

То что есть шансы-хорошо,значит надо пробовать!! Только до сих пор никто не разъяснил есть ли разница для ак между валидированной лицензией из другой страны и российским пилотским

brother_737

Тайм-аут

Только до сих пор никто не разъяснил есть ли разница для ак между валидированной лицензией из другой страны и российским пилотским

В процессе подтверждения.
Валидация делается только в ФАВТ, занимает до трёх месяцев. В это время Вы не будете летать. Зачем авиакомпании такой пилот?
Российское пилотское подтверждать и продлевать в ФАВТ/МТУ не требуется.

Striker

Старожил

red_sport_power

Новичок

В процессе подтверждения.
Валидация делается только в ФАВТ, занимает до трёх месяцев. В это время Вы не будете летать. Зачем авиакомпании такой пилот?
Российское пилотское подтверждать и продлевать в ФАВТ/МТУ не требуется.

Что в процессе подтверждения летать нельзя-это очевидно)) но после валидация,если она пройдёт успешно,то на руках будет эквивалент российской пилотской лицензии?
Или имеется ввиду что нужно валидировать каждый полгода/год?

brother_737

Тайм-аут

Что в процессе подтверждения летать нельзя-это очевидно)) но после валидация,если она пройдёт успешно,то на руках будет эквивалент российской пилотской лицензии?
Или имеется ввиду что нужно валидировать каждый полгода/год?

Не эквивалент российского, а разрешение владельцу действующего пилотского свидетельства иностранного государства выполнять полёты в РФ на типе, указанном в его свидетельстве, что прописывается в свидетельстве о валидации.
Каждый год валидация по-новой с предоставлением иностранных/российских ВЛЭК и проверок на тренажере/на ВС.
То есть в Ваше иностранное пилотское должен быть вписан тип ВС, на котором Вы собираетесь летать в РФ - раз, авиакомпания в лице лётной службы захочет себе этот геморрой - два.

Аннулирование свидетельств пилотов в России. Часть 1.

Ну что же, вот и настало время подвести итоги и опубликовать для широкого обозрения и общественного исследования материалы судебной практики, свидетельства бездействия правоохранительных органов Российской Федерации и доказательства преступной заинтересованности авиационных властей страны в печальном исходе нашей неравной битвы за право работать в родном небе.

Тревожные слухи

Видеобращение к Президенту

Ну, думаю, на кону пилотское, работа в престижной авиакомпании и всё такое. И ещё прямая линия с Президентом Российской Федерации. Надел я красивую рубашку с погонами, записал вот такое видеообращение:

Моё свидетельство отобрали

А через две недели мне аннулировали свидетельство. Я позвонил записаться на приём опять и заодно спросить, с чем же связано лишение, раз ко мне не было претензий, однако спустя пару недель обнаружил, что милейший Александр Николаевич на меня в прокуратуру заявил, что я-де угрожал причинить вред жизни и здоровью. Пришлось впоследствии объясняться в полиции.

В общем, собралось нас 10 человек таких, которые прямо в Москву решили подавать исковое заявление об оспаривании действий Росавиации. Попутно, переписывались со всякими ведомствами. Исковое заявление подали весьма лаконичное:

Административное исковое заявление
об оспаривании решения органа государственной власти
(глава 22 Кодекса административного судопроизводства РФ)

Документом, позволяющим выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, является Свидетельство, выданное в соответствии с Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2013 г. № 670 (далее – Правила).

После получения дипломов Истцами были представлены все необходимые документы в государственные органы, уполномоченные выдавать свидетельства авиационного персонала, для получения Свидетельств. Перечень представленных документов соответствовал установленным Правилами. Документы были тщательно проверены уполномоченными должностными лицами, и на основании того, что в них не было выявлено никаких недостоверных сведений, Истцам на законных основаниях были выданы Свидетельства.

На коллективное письменное обращение Истцов к Ответчику с прошением отменить приказ или разъяснить причины аннулирования никакой реакции от Ответчика не последовало.

Необходимо обратить внимание суда на то, что у Ответчика вообще нет законных полномочий для принятия самостоятельных решений об аннулировании Свидетельств.

Подпунктом 5.4.2. вышеназванного Постановления установлено, что Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет выдачу свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения.

Подпункт 9.9. Постановления устанавливает, что руководитель Федерального агентства воздушного транспорта на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, а также по вопросам внутренней организации работы Агентства.

Вопросы приостановления, ограничения действия и аннулирования Свидетельств к компетенции Ответчика и его руководителя не относятся.

Таким образом, Законодатель специально убрал из компетенции Федерального агентства воздушного транспорта полномочия на приостановление, ограничение действия и аннулирование выданных Свидетельств.

Ответчик ссылается на пункт 8, однако согласно этому пункту Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2013 г. № 670 в своем Приказе, то данным пунктом установлено, что указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах.

Вместе с тем, Постановление № 670 не наделяет Ответчика самостоятельными полномочиями на аннулирование Свидетельств.

По аналогии права, если взять для сравнения выданное органом внутренних дел водительское удостоверение, позволяющее управлять автомобилем, и Свидетельство коммерческого пилота, дающее право на управление воздушным судном, то лишать гражданина водительских прав имеет право только суд, а аннулировать Свидетельство коммерческого пилота, по мнению Ответчика, он может самостоятельно.

Данная ситуация в корне противоречит основам права и, по мнению Истцов, решать вопрос об аннулировании Свидетельств имеет право только суд, в котором должен быть тщательно изучен вопрос о том, какие именно недостоверные сведения были указаны и предоставлены для выдачи свидетельств авиационного персонала; были ли вообще указаны недостоверные сведения; кем и по чьей вине эти сведения были указаны и предоставлены.

В соответствии со статьёй 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование, Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования.

Своим приказом Ответчик фактически лишил Истцов их конституционных прав на получение образования и труд.

Необходимо отметить, что Свидетельства Истцам выдавались с 2014 по 2017 г.г., и они были действительны определенный период времени. В результате еще задолго до Приказа некоторые из Истцов уже были трудоустроены в авиакомпаниях Российской Федерации в качестве вторых пилотов и успешно выполняли функции членов лётных экипажей воздушных судов на протяжении 1-2 лет.

В настоящее время по причине аннулирования Свидетельств те Истцы, которые не были трудоустроены на лётную работу в качестве коммерческих пилотов, сейчас уже не могут этого сделать. А Истцы, трудоустроенные в авиакомпаниях, в день опубликования Приказа были отстранены от полетов, и теперь их ожидает увольнение.

На основании изложенного Истцы считают, что вынесенный Ответчиком Приказ не соответствует Конституции РФ, противоречит нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административных Истцов, в связи с чем, руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Вот так. Всё достаточно очевидно и понятно. Однако, это только начало погружения в пучину абсурда и безграничной человеческой глупости чиновников Росавиации. Потому что чуть погодя мы увидели возражения на наше исковое заявление…

Друзья, спасибо, что дочитали до конца!

Данный проект существует благодаря вашей поддержке! Я надеюсь и впредь делиться с вами всем самым интересным из мира гражданской авиации.

Однако, не одна сотня российских лётчиков, включая меня, оказались не у дел из-за политики Росавиации. Все наши средства, время и деньги ушли на многолетние тяжбы.

Аннулирование свидетельств пилотов в России. Часть 1.

Ну что же, вот и настало время подвести итоги и опубликовать для широкого обозрения и общественного исследования материалы судебной практики, свидетельства бездействия правоохранительных органов Российской Федерации и доказательства преступной заинтересованности авиационных властей страны в печальном исходе нашей неравной битвы за право работать в родном небе.

Тревожные слухи

Видеобращение к Президенту

Ну, думаю, на кону пилотское, работа в престижной авиакомпании и всё такое. И ещё прямая линия с Президентом Российской Федерации. Надел я красивую рубашку с погонами, записал вот такое видеообращение:

Моё свидетельство отобрали

А через две недели мне аннулировали свидетельство. Я позвонил записаться на приём опять и заодно спросить, с чем же связано лишение, раз ко мне не было претензий, однако спустя пару недель обнаружил, что милейший Александр Николаевич на меня в прокуратуру заявил, что я-де угрожал причинить вред жизни и здоровью. Пришлось впоследствии объясняться в полиции.

В общем, собралось нас 10 человек таких, которые прямо в Москву решили подавать исковое заявление об оспаривании действий Росавиации. Попутно, переписывались со всякими ведомствами. Исковое заявление подали весьма лаконичное:

Административное исковое заявление
об оспаривании решения органа государственной власти
(глава 22 Кодекса административного судопроизводства РФ)

Документом, позволяющим выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, является Свидетельство, выданное в соответствии с Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2013 г. № 670 (далее – Правила).

После получения дипломов Истцами были представлены все необходимые документы в государственные органы, уполномоченные выдавать свидетельства авиационного персонала, для получения Свидетельств. Перечень представленных документов соответствовал установленным Правилами. Документы были тщательно проверены уполномоченными должностными лицами, и на основании того, что в них не было выявлено никаких недостоверных сведений, Истцам на законных основаниях были выданы Свидетельства.

На коллективное письменное обращение Истцов к Ответчику с прошением отменить приказ или разъяснить причины аннулирования никакой реакции от Ответчика не последовало.

Необходимо обратить внимание суда на то, что у Ответчика вообще нет законных полномочий для принятия самостоятельных решений об аннулировании Свидетельств.

Подпунктом 5.4.2. вышеназванного Постановления установлено, что Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет выдачу свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения.

Подпункт 9.9. Постановления устанавливает, что руководитель Федерального агентства воздушного транспорта на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, а также по вопросам внутренней организации работы Агентства.

Вопросы приостановления, ограничения действия и аннулирования Свидетельств к компетенции Ответчика и его руководителя не относятся.

Таким образом, Законодатель специально убрал из компетенции Федерального агентства воздушного транспорта полномочия на приостановление, ограничение действия и аннулирование выданных Свидетельств.

Ответчик ссылается на пункт 8, однако согласно этому пункту Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2013 г. № 670 в своем Приказе, то данным пунктом установлено, что указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах.

Вместе с тем, Постановление № 670 не наделяет Ответчика самостоятельными полномочиями на аннулирование Свидетельств.

По аналогии права, если взять для сравнения выданное органом внутренних дел водительское удостоверение, позволяющее управлять автомобилем, и Свидетельство коммерческого пилота, дающее право на управление воздушным судном, то лишать гражданина водительских прав имеет право только суд, а аннулировать Свидетельство коммерческого пилота, по мнению Ответчика, он может самостоятельно.

Данная ситуация в корне противоречит основам права и, по мнению Истцов, решать вопрос об аннулировании Свидетельств имеет право только суд, в котором должен быть тщательно изучен вопрос о том, какие именно недостоверные сведения были указаны и предоставлены для выдачи свидетельств авиационного персонала; были ли вообще указаны недостоверные сведения; кем и по чьей вине эти сведения были указаны и предоставлены.

В соответствии со статьёй 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование, Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования.

Своим приказом Ответчик фактически лишил Истцов их конституционных прав на получение образования и труд.

Необходимо отметить, что Свидетельства Истцам выдавались с 2014 по 2017 г.г., и они были действительны определенный период времени. В результате еще задолго до Приказа некоторые из Истцов уже были трудоустроены в авиакомпаниях Российской Федерации в качестве вторых пилотов и успешно выполняли функции членов лётных экипажей воздушных судов на протяжении 1-2 лет.

В настоящее время по причине аннулирования Свидетельств те Истцы, которые не были трудоустроены на лётную работу в качестве коммерческих пилотов, сейчас уже не могут этого сделать. А Истцы, трудоустроенные в авиакомпаниях, в день опубликования Приказа были отстранены от полетов, и теперь их ожидает увольнение.

На основании изложенного Истцы считают, что вынесенный Ответчиком Приказ не соответствует Конституции РФ, противоречит нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административных Истцов, в связи с чем, руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Вот так. Всё достаточно очевидно и понятно. Однако, это только начало погружения в пучину абсурда и безграничной человеческой глупости чиновников Росавиации. Потому что чуть погодя мы увидели возражения на наше исковое заявление…

Друзья, спасибо, что дочитали до конца!

Данный проект существует благодаря вашей поддержке! Я надеюсь и впредь делиться с вами всем самым интересным из мира гражданской авиации.

Однако, не одна сотня российских лётчиков, включая меня, оказались не у дел из-за политики Росавиации. Все наши средства, время и деньги ушли на многолетние тяжбы.

Читайте также: