Как приятно называть эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству

Обновлено: 16.05.2024

Автор: Арнаутова Ирина Сергеевна

Организация: МБОУ СШ №14

Населенный пункт: Липецкая область, город Липецк

Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине.

Это гораздо больше.

Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.

Алексей Николаевич Толстой

На протяжении всей истории существования человечества проблема патриотизма и патриотического воспитания остаётся одной из самых актуальных проблем жизнедеятельности любого общества. Изначально зарождение идей патриотизма как сложнейшего социально-психологического феномена в древнейших государствах было обусловлено необходимостью сохранения собственной территории, богатства родного языка, традиций и обычаев, природных ресурсов, осознания молодым поколением своей истинной принадлежности к родной земле.

С момента становления первых государств и по сегодняшний день дух патриотизма как универсальный нравственный идеал объединяет и укрепляет связи не только между одной нацией, но и между многонациональными сообществами. Исторические сведения различных периодов и государств наглядно демонстрируют, какой могучей силой обладает патриотизм. Он может выступать в качестве щита в борьбе за независимость народов, лозунга политиков, которые стремятся развязать кровопролитные войны, ключа к возрождению и процветанию умирающего этноса.

Соответственно, патриотом своей страны является тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.

Очевидно, что субъектом патриотического воспитания в первую очередь выступает молодое поколение. Именно от правильно сформированной позиции этого слоя населения зависит будущее конкретной страны, ее политическое и экономическое развитие.

В общественной и политической жизни современной России проблема воспитания патриотизма является крайне актуальной и одной из самых изучаемых. Резкая смена общественных формаций и ценностей привели к негативному изменению отношения социума к данному феномену.

Все вышесказанное влечёт за собой потерю внимания и уважения к народной культуре, стиранию из памяти исконных обычаев и традиций, которые и формируют нравственные ценности и идеалы народа, необходимые для развития у подрастающего поколения правильного отношения к истории собственного народа и в целом любви к Отечеству.

Важнейшую роль в процессе воспитания патриотов своей страны и становлении личности ребёнка, безусловно, играет школа и педагоги. Задача образования — собрать воедино все ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества — систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма. [3]

Не так давно, в Российской Федерации образование перешло на второе поколение Федерального государственного стандарта (ФГОС). В основе этого стандарта – воспитание человека, который будет учиться в течение всей жизни. Цель современного образования заключается в развитии обучающегося в качестве субъекта познавательной деятельности. Так же изменились и требования к учебным предметам. Теперь необходимо воспитывать поколение, способное развивать общество и укреплять мощь своей страны. [2]

Федеральный государственный образовательный стандарт чётко определяет, каких выпускников требует современное российское общество:

  • любящих свой край и свое Отечество;
  • знающих русский и родной язык;
  • уважающих свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающих и принимающих ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающих мир;
  • осознающих ценность труда, науки и творчества;
  • социально-активных, уважающих закон и правопорядок, соизмеряющих свои поступки с нравственными ценностями,
  • осознающих свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
  • уважающих других людей;
  • умеющих вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. [1]

Задачи по воспитанию гражданина, искренне преданного своему Отечеству и народу, поставленные государством перед учителями, накладывает на педагогов различных дисциплин определённую ответственность. На плечах современных преподавателей лежит тяжёлый груз – воспитать будущий фундамент для своей Отчизны. Чувство патриотизма формируется во время преподавания любой дисциплины, но особую заинтересованность вызывает именно патриотическое воспитание посредством английского языка.

Изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран способствует формированию культуры межнационального общения.

Среди наиболее эффективных форм патриотического воспитания на уроках английского языка можно выделить:

  • изучение текстов биографической направленности о выдающихся людях страны изучаемого языка и родной страны;
  • чтение текстов, свидетельствующих о героическом прошлом страны и мужестве её народа;
  • введение краеведческой информации о родном городе, селе, о выдающихся земляках (данная работа может выполняться самими учащимися в виде проектной деятельности).

Особое внимание на уроках английского языка следует уделять подбору материала, из которого дети смогут узнать о традициях, быте, об истории и о людях своей страны и стран изучаемого языка. Также немаловажным является использование упражнений способствующих развитию у обучающихся умений соотносить факты и делать умозаключения.

Так, к примеру, при изучении страноведческого материала, повествующего о политическом устройстве и государственных символах США, учащимся предлагается найти информацию о государственной символике России, сравнить их историю происхождения. Популярностью у детей также пользуется задание подготовить доклад на английском языке о географических тёзках России и стран изучаемого языка, проследить историю их образования, особенности жизнедеятельности, составе населения и т.д.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит через сравнение и оценивание имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Так, например, повышенное внимание на уроках английского языка, по моему мнению, следует уделять изучению фразеологических единиц, свойственных родному и иностранному языкам. Именно устойчивые словосочетания или идиомы представляют многовековую мудрость народа, облаченную в слова. Обучающиеся с особым интересом соотносят русские фразеологизмы с их английскими аналогами и прослеживают, с помощью каких концептов строятся устойчивые словосочетания. Интересно то, что различные понятия в одном языке могут иметь негативную коннотацию, тогда как в другом языке напротив положительную. Именно это и является тем, что отличает один менталитет от другого.

Следует также отметить, что в соответствии с нормами и требованиями ФГОС во всех субъектах РФ введен национально-региональный компонент. Поэтому в процесс обучения любому предмету необходимо включать краеведческую информацию. При обучении иностранному языку она может выражаться в форме урока-экскурсии по родному городу, урока-телемоста, в виде задания составить генеалогическое древо своей семьи на английском языке, в виде краеведческих викторин и т.д.

Таким образом, целью такого рода уроков и заданий служит воспитание патриотических чувств через воспитание любви к малой родине. Более того, это способствует расширению кругозора, знакомству с историей и достопримечательностями родной области, развитию творческих способностей учащихся, воспитанию чувства гражданственности и любви к своей Родине.

Помимо воспитания патриотизма непосредственно на уроках иностранного языка, также не следует забывать и о внеурочной деятельности, которая может служить эффективным инструментом формирования правильного отношения к своему государству. Более того, на мой взгляд, данный вид деятельности даёт педагогу неограниченный выбор форм и методов обучения, так как он не ограничивается учебным планом.

Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?

1) среднее профессиональное 2) высшее профессиональное

3) основное общее 4) среднее общее

Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

1) мировоззрение 2) искусство 3) наука 4) мораль

По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?

1) основное общее образование 2) среднее общее образование

3) среднее профессиональное образование 4) дополнительное образование

Особенность научного знания состоит в том, что оно

1) направлено на создание материальных ценностей

2) основано на художественных образах

3) всегда применяется в реальной жизни

4) стремится к объективности

К гуманитарным наукам относится

1) история 2) биология 3) физика 4) математика

Что отличает науку от других областей (форм) духовной культуры?

1) получение объективных знаний о природе и обществе

2) вера в существование сверхъестественных сил

3) многообразие художественных стилей

4) формирование представлений о прекрасном

Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?

1) среднее профессиональное образование 2) основное общее образование

3) среднее общее образование 4) начальное общее образование

Что относится к точным наукам?

1) математика 2) физика 3) биология 4) история

Старейшина племени собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества иллюстрирует этот пример?

1) хозяйственную 2) религиозную 3) семейную 4) политическую

Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?

1) основное общее образование

2) среднее профессиональное образование

3) полное (среднее) образование

4) высшее профессиональное образование

1) законом науки 2) нормой права 3) предписанием морали 4) правилом этикета

1) морали 2) науки 3) искусства 4) права

К объектам материальной культуры относится (-ятся)

1) паровая машина 2) правила поведения в кино

3) ритуал смены воинского караула 4) миф о подвигах Геракла

15) Сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого, называется

1) моральные нормы 2) ритуал 3) корпоративные нормы 4) нравы

Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.

1) элитарная 2) народная 3) доминирующая 4) массовая

Право человека исповедовать любую религию или быть атеистом, распространять религиозные или антирелигиозные убеждения называется

1) суверенитетом 2) свободой совести 3) свободой слова 4) гуманизмом

Тип мировоззрения, утверждающий ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей, называется

1) философским 2) гуманистическим 3) научным 4) обыденным

Как принято называть эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству?

1) нравственность 2) духовность 3) справедливость 4) патриотизм

Какая из перечисленных религий относится к мировым?

1) даосизм 2) зороастризм 3) ислам 4) индуизм

Человек, общество, общественные отношения являются предметом изучения множества наук. Какая из перечисленных ниже наук занимается изучением взаимоотношений человека и общества на основе морали и нравственности?

1) этика 2) политология 3) экономика 4) юриспруденция

Часть 2

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку. Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.


Памятник студентам Политехнической школы в Париже, погибшим при защите родины от вторжения коалиции в 1814 году.

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику. [1] [2]

Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. [3] [4] [5] По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают. [4] [6] [7]

Содержание

Виды патриотизма

Патриотизм может проявляться в следующих формах:

  1. полисный патриотизм — существовал в античных городах-государствах (полисах);
  2. имперский патриотизм — поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;
  3. этнический патриотизм — в основании имеет чувства любви к своему этносу;
  4. государственный патриотизм — в основании лежат чувства любви к государству.
  5. квасной патриотизм (ура-патриотизм) — в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.

Патриотизм в истории





Христианство своей проповедью подрывало основы местных религиозных культов и тем самым ослабляли позиции полисного патриотизма [8] . Проповедь равенства всех народов перед Богом способствовали сближению народов Римской империи и препятствовали местному национализму. Поэтому на уровне городов проповедь христианства наталкивалась на противодействие патриотически настроенных язычников, которые видели в местных культах основу благополучия города. Яркий пример такого противостояния — реакция ефесян на проповедь апостола Павла. В этой проповеди они увидели угрозу местному культу богини Артемиды, который составлял основу материального благополучия города. (Деян. 19:-24-28)

Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма.

Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время.

Отвержение патриотизма универсалистской этикой

Патриотизм и христианская традиция

Раннее христианство

Современные христианские авторы о патриотизме

По мнению патриарха Алексия II:

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

Современная критика патриотизма

— Л. Толстой. Патриотизм или Мир? [17]

Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

Читайте также: