Как президент сша может применять свое право вето в каком случае преодолеть вето невозможно

Обновлено: 19.05.2024

Право вето является важной формой участия президента в законо­дательном процессе. Значимость этого права возрастает в силу того, что оно принадлежит президенту и является одним из традиционно закрепляемых за ним полномочий.

В большинстве демократических государств, имеющих президента с полномочиями главы государства, существует право вето как эффективное средство воздействия на деятельность парламента. Таким правом президента наделяют конституции президентских, полупрезидентских (смешанных), а также некоторых парламентских республик.

Право вето — это право главы государства не согласиться с законом, принятым парламентом, и еще не вступившим в силу. Право вето используется главой государства на стадии подписания закона или промульгации.

Как правило, вето распространяется на законопроект в целом, и не может распространяться на отдельные его положения. Это создает часто неудобства, так как президенту приходится либо одобрять законопроект целиком с неугодными ему статьями, либо опротестовывать весь законопроект по причине присутствия в нем статей, с которыми президент не согласен.

В России вето трудно назвать выборочным, поскольку Конституция говорит о праве Президента отклонить закон, не уточняя это право в отношении его отдельных положений и статей. Вместе с тем, как показывает практика реализации этого президентского полномочия, Президент может не согласиться как с законом в целом, так и с каким-либо его отдельным положением.

Конституции, не указывая подробных оснований для отклонения президентом закона парламента, при этом могут содержать требования об обоснованности и мотивированности президентского вето. Конституция РФ 1993 г. также не закрепляет перечня оснований для отклонения. Вместе с тем на практике наиболее частыми причинами отклонения Президентом РФ принятых Федеральным Собранием законов являются: несоответствие Конституции, неясность источников финансирования. Так, нередко выявляется несоответствие отдельных статей и положений закона статье 72 Конституции РФ (в части разделения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами), статьям 10 и 73 Конституции, когда наблюдается вторжение в компетенцию других ветвей власти или в компетенцию субъектов Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению.

Процедура преодоления вето в основных чертах закреплена в конституциях. Конституционные положения, регулирующие эту процедуру в разных странах, являются сходными по своей сути и, как правило, закрепляют следующее: конституционное право вето президента на стадии промульгации, заключающееся в отказе подписать закон, принятый парламентом, и возвращении его в парламент с мотивированными возражениями (относительное вето); срок, в течение которого президент может использовать право вето (применяются разные сроки, как правило, в пределах от 30 до 10 дней); право повторного рассмотрения парламентом возвращенного президентом закона; основной способ преодоления президентского вето в парламенте квалифицированным (в две трети, реже — в три четверти) большинством голосов либо простым большинством голосов (как правило, на пленарном заседании); наконец, конституционную обя­занность президента подписать закон в установленный срок, если вето преодолено парламентом. Подробно процедура преодоления вето в парламенте регулируется нормами регламентов.

а) принять возражения главы государства и внести соответствующие изменения в закон, вновь отправив его для получения санкции;

б) отклонить возражения главы государства, для чего необходимо повторное одобрение закона, как правило, квалифицированным большинством голосов[44].

Из Конституции Российской Федерации не следует, что Президент может возвращать в палаты Федерального Собрания законы, принятые с соблюдением требований Конституции и предусмотренных ею условий и процедур, без рассмотрения, а значит, и без мотивов отклонения.

В то же время в случае нарушения установленного Конституцией порядка принятия федерального закона, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона, Президент Российской Федерации вправе в силу части 2 статьи 80 и части 1 статьи 107 Конституции РФ вернуть его в соответствующую палату, указав на конкретные нарушения названных конституционных требований. Президент РФ не может использовать свое право вето в отношении федеральных конституционных законов. Вместе с тем отсутствие такого права не означает, что в случае обнаружения в переданном на подпись федеральном конституционном законе несоответствия конституционным нормам Президент не вправе обратиться к палатам Федерального Собрания с предложением рассмотреть спорные вопросы. Президент в этом случае выступает как гарант Конституции Российской Федерации. Однако юридической силой вето такое обращение не обладает. Окончательно спор в подобных случаях должен быть решен Конституционным Судом Российской Федерации.

2.4 Президент и Конгресс в сфере военных полномочий и внешней политики

Значительно были расширены в XX в. и конституционные военные полномочия президента как главнокомандующего. Несмотря на право Конгресса объявлять войну, президент часто по собственному усмотрению использует вооруженные силы. Если до Второй Мировой войны считались допустимыми необъявленные Конгрессом так называемые "президентские войны" только в том случае, если имело место нападение на собственно территорию США, то в настоящее время президент без объявления Конгресса может начать военные действия, если нападение было совершено на одного из многочисленных союзников США по военным блокам.

Без прямо выраженного согласия Конгресса в 1950 г., например, была начата война в Корее, в 1965 г. - во Вьетнаме, впоследствии произошла эскалация военных действий на территории Лаоса, Камбоджи и пр. До последнего времени США более 200 раз использовали свои вооруженные силы за рубежом, и только в 5 случаях войну объявлял Конгресс. 1

Без всякого согласия Конгресса осуществляются и такие формы военного вмешательства, как посылки военных советников, предоставление тем или иным воюющим группировкам оружия, обучение их в специальных лагерях и пр. Примером может служить необъявленная война США против Никарагуа с помощью финансирования "контрас" за счет средств, полученных от тайной продажи оружия Ирану, ставшая причиной во второй половине 80-х. гг. нового политического скандала - "ирангейта".

Вопрос о роли Конгресса и пределах полномочий Президента уже ставился в предшествующие годы в связи с конфликтными ситуациями в различных регионах мира, в которые оказывались вовлеченными американские вооруженные силы. Однако решение о роли Президента и Конгресса при возникновении военных конфликтов за пределами США стало реальностью лишь на завершающем этапе войны во Вьетнаме. 2

Таким образом, Конгресс при всей жесткости формулировок его резолюции давал Президенту достаточный срок для военного маневра. Да и контроль в данном случае вряд ли можно считать эффективным, ибо сам президент определяет наличие той или иной кризисной ситуации, что редко может быть оспорено законодателем.

Процедура уведомления Президентом Конгресса и после принятия резолюции продолжала нарушаться. Р. Рейганом, например, официально не докладывал Конгрессу ни о начале карательной бомбежки Ливана, ни о начале временной оккупации Гренады, не без основания полагаясь на общее мнение о невыполнимости резолюции, так как президентские действия в "кризисной ситуации" в любом случае будут поддержаны народом.

Кеннеди и сменивший его на президентском посту Л.Джонсон способствовали окончательному оформлению такого феномена как имперское президентство. Оно означало монополизацию главой исполнительной власти внешнеполитических решений, ведение необъявленных войн, не санкционированные Конгрессом расходов на вооружение и военные действия. 1 Путем использования "соглашений исполнительной власти" Президент может обойти конституционное требование согласия сената на заключение международных соглашений и их денонсацию. Ф. Рузвельт часто действовал не только через голову Конгресса, но и через голову государственного секретаря, не ставя их в известность о важнейших внешнеполитических акциях, например о содержании Ялтинских соглашений 1945 г. Без согласия сената путем "соглашений исполнительной власти" в 1969-1970 гг. были заключены договоры с Южным Вьетнамом, Таиландом и пр. Верховный суд отказывается признавать неконституционной данную практику с удобной для него ссылкой на то, что это – вопрос политический.

2.5 Столкновение интересов администрации и законодателя США в финансовой сфере

Особенно значимой сферой столкновения интересов американской администрации и законодательного органа, их противоречий и, в конечном счете, достижения разумного компромисса, сотрудничества является финансовая сфера, бюджет.

Уступая президенту в сфере законодательства, Конгресс крепко держит в своих руках самое мощное орудие контроля над исполнительной властью - бюджет и его исполнение. В соответствии с Законом о бюджете 1921 г. президент готовит проект бюджета. При этом в соответствии с принципом разделения властей президент не вправе повлиять на бюджетные расходы законодательной и судебной ветвей власти, которые устанавливаются без его оценок и предложений. Конгресс же имеет право дополнить или пересмотреть бюджетные статьи. Лишен президент и права контролировать утвержденные Конгрессом расходы по программам, касающимся социального страхования, выплат безработным и пр. 2

Еще в XIX веке в США сложилось обыкновение "удержания средств", то есть право Президента по собственному усмотрению перераспределять некоторые бюджетные ассигнования или тормозить деятельность ряда фондов, отказываясь тратить деньги на утвержденные ранее цели. Особенно преуспел в этом Р. Никсон, который, вопреки мнению Конгресса, прямо закрывал отдельные каналы расходов по бюджету. 3

Попытка усилить свои полномочия в сфере распределения средств была предпринята Конгрессом в 1973 г., когда была создана объединенная комиссия палат Конгресса по изучению мер бюджетного контроля с целью его ужесточения. В 1974 г. был принят Закон о контроле Конгресса над бюджетными расходами, на основании которого в обеих его палатах были созданы новые бюджетные комиссии, а в 1975 г. было образовано Бюджетное управление Конгресса (БУК) с широкими полномочиями требовать у исполнительной власти любую дополнительную информацию о расходовании средств. Усилена была роль и ранее созданного Главного контрольно-финансового управления. Закон 1982 г., признав право президента на "удержание средств", требует от него обязательного доклада Конгрессу при отсрочке использования ассигнований и его согласия при прекращении расходования средств по уже утвержденным фондам. 1

Спор по поводу использования бюджетных ассигнований после 1982 г. перерос в новую проблему ограничения роста бюджетного дефицита, ставшего с 30-х гг. хроническим. Бюджетный дефицит рос за счет все новых займов Министерства финансов для покрытия национального долга, который поднимался выше определенного законом потолка. Это заставляло Конгресс принимать новые законы, опрокидывающие предельную планку расходов.

В 1985 году перед угрозой прекращения платежей правительством по своим счетам было достигнуто соглашение о новой предельной сумме долга, но одновременно с этим был принят Закон о сбалансированном бюджете, закрепивший четкий график принятия бюджета на очередной финансовый год, в котором должны указываться общая сумма расходов, бюджетных ассигнований, предполагаемых выплат по долговым обязательствам, а также общая сумма бюджетных поступлений с возможным их увеличением или уменьшением, допускаемые пределы бюджетного дефицита, государственного долга и пр. Но главное Закон закреплял порядок автоматического действия механизма сокращения расходов, если Конгресс и президент не смогли договориться об установлении пределов бюджетного дефицита. В случае превышения (по данным Административно-бюджетного управления) пределов расходов более чем на 10 млрд. долл., президент должен издать распоряжение об их урезании. Сокращению подлежат главным образом ассигнования на оборонные программы. Они не могут затрагивать программы социальные - "мэдикейт", помощи семьям с несовершеннолетними детьми, кормящим матерям, ветеранам, выдачи продовольственных талонов и пр.

Закон 1985 г. - пример эффективного компромиссного сотрудничества властей в установлении гибкого контроля над бюджетом, развязывающего руки и президенту, и Конгрессу в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, кризисов, социальных потрясений. Временные границы действия Закона 1985 г. определялись 1991 г., но он действовал до последнего времени. Благодаря устойчивому длительному росту экономики США и жестким мерам контроля в 1997 г. бюджетная система США была почти полностью сбалансирована. Бюджетный дефицит сократился в 13 раз и составил менее 23 млрд. долл., или 0,3% ВВП. 1

Похожие страницы:

Исполнительная власть в РФ (4)

. между органами судебной власти, с одной стороны, и органами законодательной и исполнительной власти, - с . ведомств. В этот период в России формировалась новая система управления. За . проблемы, без которых не может обойтись даже многолетняя демократия в США .

Теория разделения властей (6)

. оптимальности соотношения законодательной и исполнительной властей и в плане пределов допустимости делегирования законодательной власти. При рассмотрении проблем оптимальности соотношения законодательной и исполнительной властей общей .

Теория разделения властей (7)

. соотношения законодательной, исполнительной . законодательной и исполнительной властей, в том числе и одопустимости делегирования законодательной власти.Общей исходной точкой для исследования проблемы . властей в нашей стране начался новый,третий период .

Принцип разделения властей в современном государстве

. соотношении законодательной и исполнительной властей, в том числе и о допустимости делегирования законодательной власти. Общей исходной точкой для исследования проблемы оптимального соотношения законодательной и исполнительной властей .

Концепция разделения властей

. оптимальности соотношения законодательной и исполнительной властей и в плане пре­делов допустимости делегирования законодательной власти. При рассмотрении проблем оптимальности соотношения законода­тельной и исполнительной властей общей .

Фраза вето не появляется в Конституция Соединенных Штатов, но Статья I требует, чтобы каждый законопроект, приказ, постановление или иной законодательный акт утвержден Конгресс быть представленным президент на их одобрение. После того, как это будет сделано, есть несколько сценариев, в которых законопроект может стать или не стать законом.

Хотя каждый случай уникален и включает множество влияний, можно признать одно общее правило: президенты используют свою прерогативу налагать вето на законодательство, когда такой закон не отражает их точку зрения или повестку дня. [1]

Нижеприведенный список содержит многие из законопроектов, на которые наложено вето и карманное вето президентами.

Содержание

Резюме

Превосходная степень

ЗаписыватьПрезидентСчитатьПримечания
Большинство ветоФранклин Д. Рузвельт635
Наименьшее количество ветоДжон Адамс0
Томас Джеферсон
Джон Куинси Адамс
Уильям Генри Харрисон
Закари Тейлор
Миллард Филлмор
Джеймс А. Гарфилд
Большинство вето за один полный срокГровер Кливленд414Первый срок
Большинство вето за два полных срокаГровер Кливленд584
Наименьшее количество вето за один полный срокДжон Адамс0
Томас ДжеферсонКаждый термин
Джеймс МонроПервый срок
Джон Куинси Адамс
Джордж БушПервый срок
Наименьшее количество вето за два полных срокаТомас Джеферсон0
Большинство вето на одной сессии КонгрессаГровер Кливленд21250-й Конгресс США
Большинство вето отмененоЭндрю Джонсон15
Источник: [6]

Ниже приводится неполный список дат и законопроектов каждого вето для каждого президента:

Джордж Вашингтон

Джон Адамс

Никаких вето. Адамс был первым президентом, не воспользовавшимся правом вето.

Томас Джеферсон

Никаких вето. Джефферсон - единственный президент на двух сроках, который никогда не использовал вето.

Джеймс Мэдисон

Пять обычных вето, два карманных вето:

  1. Акт о регистрации протестантской епископальной церкви в городе Александрия в округе Колумбия.наложен вето 21 февраля 1811 года. Законопроект предусматривал создание Епископальный церковь в Александрия в район Колумбии. Мэдисон наложила вето на это на том основании, что оно нарушает Положение о создании. [8][9]
  2. Акт помощи Ричарду Тервину, Уильяму Коулману, Эдвину Льюису, Сэмюэлю Мимсу, Джозефу Уилсону и баптистской церкви в Салемском молитвенном доме на территории Миссисипи.наложен вето 28 февраля 1811 г. Законопроект о предоставлении общественные земли к Баптист церковь в Территория Миссисипи. Мэдисон наложила вето на это на том основании, что оно нарушает Положение о создании. [9][10]
  3. Для судебного разбирательства по причинам, ожидающим рассмотрения в соответствующем Окружные суды США, в случае отсутствия или недееспособности их судейналожено вето 3 апреля 1812 г.
  4. По поводу единого правила натурализация, карман наложен вето.
  5. Включить подписчиков в Банк Соединенных Штатов Америкиналожено вето 30 января 1815 г.
  6. Предоставлять бесплатную информацию о стереотипных таблицах и поощрять печатание и бесплатное распространение Священные Писания посредством Библейские общества в Соединенных Штатах, карман наложен вето.
  7. В Бонусный счет (Акт об выделении и залоге определенных средств для внутренние улучшения, и который выделяет и выделяет средства для строительства дорог и каналов и улучшения навигации по водотокам, чтобы облегчить, продвигать и обеспечивать безопасность внутренней торговли между несколькими государствами, а также упрощать и удешевлять средства и условия для общая защита), наложено вето 3 марта 1817 года. Джон К. Калхун и предусмотрены внутренние улучшения с использованием излишков средств от Второй банк США. Мэдисон наложил вето по конституционным причинам. [11]

Джеймс Монро

Джон Куинси Адамс

Никаких вето. Адамс был третьим и самым последним президентом, который никогда не использовал право вето, находясь на посту хотя бы один полный срок.

Эндрю Джексон

  1. 27 мая 1830 года он наложил вето на законопроект, который позволял федеральному правительству покупать акции компании Maysville, Washington, Paris и Lexington Turnpike Road Company, которая была организована для строительства дороги, соединяющей Лексингтон и реку Огайо. из которых будет в штате Кентукки.
  2. Разрешить подписку на акции в Maysville, Washington, Paris и Lexington Turnpike Road Companyналожено вето 30 мая 1830 г.
  3. Чтобы разрешить подписку на акции со стороны Соединенных Штатов в Компания "Луисвилл и Портлендский канал", карман наложен вето.
  4. На ассигнования на строительство маяков, световых лодок и памятников, установку буев, улучшение гаваней и руководство изысканиями., карман наложен вето. Re-Charter, наложено вето 10 июля 1832 г.
  5. Для окончательного урегулирования претензий Штатов по интересам по авансам Соединенным Штатам, сделанным во время последней войны., карман наложен вето.
  6. Для улучшения некоторых гаваней и навигации по некоторым рекам., карман наложен вето.
  7. Присвоить в течение ограниченного времени выручку от продажи государственных земель Соединенных Штатов и для передачи земель определенным штатам., карман наложен вето.
  8. Для улучшения навигации по реке Вабаш, карман наложен вето.
  9. Уполномочить министра финансов скомпрометировать претензии, разрешенные уполномоченными по договору с Король Обеих Сицилий, заключенный 14 октября 1832 г.наложено вето 3 марта 1835 г.
  10. Назначить день ежегодного собрания Конгрессаналожено вето 10 июня 1836 г. , карман наложен вето.

Мартин Ван Бюрен

Одно карманное вето:

  1. Частично обеспечить распространение документов Мэдисона., карман наложен вето.

Уильям Генри Харрисон

Никаких вето. Харрисон умер после четырех недель пребывания в должности. Конгресс ни разу не заседал во время его пребывания в должности и никогда не представлял ему на одобрение никаких законов.

Джон Тайлер

Всего десять вето, включая четыре карманных вето:

  1. Включить подписчиков в Фискальный банк Соединенных Штатов Америкиналожено вето 16 августа 1841 г.
  2. Законопроект о финансовой корпорации. Обеспечить лучший сбор, хранение и распределение государственных доходов с помощью корпорации, которая будет называться Финансовая корпорация Соединенных Штатов.наложено вето 9 сентября 1841 г.
  3. Обеспечение доходов от импорта, а также изменение и изменение существующих законов, устанавливающих пошлины на импорт.наложено вето 9 августа 1842 г.
  4. Продлить на ограниченный период действие настоящих законов об уплате и взимании пошлин на импорт.наложено вето 29 июня 1842 г.
  5. Регулирование дачи показаний по делам о спорных выборах, карман наложен вето.
  6. Присвоить выручку от продажи государственных земель и предоставить права предварительного изъятия, карман наложен вето.
  7. Управление выплатой сертификатов или наград, выданных комиссарами по договору с Индейцы чероки, карман наложен вето.
  8. Ассигнования на благоустройство некоторых гаваней и рек.наложено вето 11 июня 1844 г.
  9. Акт о фрезерах и пароходахналожено вето 20 февраля 1845 г. Вето отменено. Сенат отменил вето 3 марта 1845 года 41 голосом против 1 против. Палата представителей отменила вето 3 марта 1845 года 127 голосами против 30 против. Это было первое вето, которое Конгресс успешно преодолел.
  10. Ассигнования на улучшение судоходства в некоторых гаванях и реках., карман наложен вето.

Джеймс К. Полк

Два обычных вето плюс одно карманное вето. [13]

  1. Обеспечить установление и удовлетворение требований американских граждан о грабежах, совершенных французами до 31 июля 1801 г.наложено вето 8 августа 1846 г. 10 августа 1846 г. Сенат проголосовал за 27 голосов против 15 голосов против 15.
  2. Ассигнования на улучшение некоторых гаваней и рек.наложено вето 3 августа 1846 года. 4 августа 1846 года Палата проголосовала 97 против 91 голосов "против".
  3. Предусмотреть продолжение определенных работ в Территория Висконсина, карман наложен вето 3 марта 1847 г.

Закари Тейлор

Миллард Филлмор

Франклин Пирс

  1. Предоставление государственных земель нескольким штатам в пользу неимущих душевнобольныхналожено вето 3 мая 1854 г.
  2. Выделение ассигнований на ремонт, сохранение и завершение определенных общественных работ, начатых ранее в соответствии с законом.наложено вето 4 августа 1854 г.
  3. Обеспечить установление требований американских граждан или ограблений, совершенных французами до 31 июля 1801 г.наложено вето 17 февраля 1855 г.
  4. Ассигнования на перевозку почты Соединенных Штатов морскими пароходами и другими способами в течение финансовых лет, закончившихся 30 июня 1855 г. и 30 июня 1856 г.наложено вето 3 марта 1855 г.
  5. Делая ассигнования на углубление русла над Сент-Клер-Флэтс, в Штат Мичиганналожено вето 19 мая 1856 г. Вето отменено Сенатом 7 июля 1856 г. (28–8) и Палатой представителей 8 июля 1856 г. (139–55).
  6. Для устранения препятствий для навигации в устье Река Миссисипи, на Юго-Западный перевал и Пройти l'Outreналожено вето 19 мая 1856 г. Вето отменено Сенатом 7 июля 1856 г. (31–12) и Палатой представителей 8 июля 1856 г. (143–55).
  7. Предусматривается углубление русла над квартирами р. Река Святой Марии, в штате Мичиганналожено вето 22 мая 1856 г. Вето отменено Сенатом 7 июля 1856 г. (28–10) и Палатой представителей 8 июля 1856 г. (136–54).
  8. Для продолжения улучшения Де-Мойн-Рэпидс, в реке Миссисипиналожено вето 11 августа 1856 г. Право вето отменено Палатой представителей 11 августа 1856 г. (130–54) и Сенатом 16 августа 1856 г. (30–14).
  9. Для улучшения навигации по Река Патапско, и для рендеринга порта Балтимор доступный для военных пароходов СШАналожено вето 14 августа 1856 г. Вето отменено Сенатом 16 августа 1856 г. (31–14) и Палатой представителей 16 августа 1856 г. (127–47).

Джеймс Бьюкенен

Четыре обычных вето плюс три карманных вето. [13]

  1. 14 июня 1858 г. - H.J. Res. 37. Что касается доставки почты Соединенных Штатов из Сент-Джозеф, штат Миссури, к Placerville, Калифорния. Карманное вето.
  2. 24 февраля 1859 г. - H.R.2. Передача государственных земель в дар нескольким штатам и территориям, которые могут предоставить колледжи на благо сельского хозяйства и механического искусства. Обычное вето. Попытка переопределения в доме не удалась (105–96).
  3. 10 марта 1859 г. - С. 321. Ассигнования на углубление канала над квартирами Сент-Клер в штате Мичиган. Карманное вето.
  4. 10 марта 1859 г. - С.Дж. Res. 87. В отношении устранения препятствий для судоходства в устье реки Миссисипи. Карманное вето.
  5. 17 апреля 1860 г. - С. 29. За помощь Артуру Эдвардсу и его соратникам. Обычное вето. Попытка переопределения не удалась в Сенате (22–30).
  6. 22 июня 1860 г. - С. 416. Закон о усадьбе (Обеспечить усадьбы поселенцам на всеобщее достояние.) Очередное вето. Попытка переопределения не удалась в Сенате (28–18).
  7. 25 января 1861 г. - 915 г. Для облегчения Хокдея и Леггита. Обычное вето. Попытка переопределения не удалась в доме (81–67).

Абрахам Линкольн

Два обычных вето плюс пять карманных вето. [14]

Эндрю Джонсон

Эндрю Джонсон был президентом, которому больше всего мешали, если судить по количеству отмененных вариантов: из 21 обычного вето 15 были отменены; он также использовал 8 карманных вето. [15] Однако по переопределенной дроби он идет вторым: у Пирса показатель 56% по сравнению с 52% у Джонсона.

Улисс С. Грант

Всего девяносто три вето, сорок пять обычных и сорок восемь карманных. Четыре были отменены. [16]

Резерфорд Б. Хейс

Тринадцать вето. Двенадцать обычных. Одно карманное вето. Одно вето отменено.

Джеймс Гарфилд

Никаких вето. Гарфилд был последним президентом, не воспользовавшимся правом вето. Однако президентом он был всего за шесть с половиной месяцев до своего убийство.

Честер Артур

Президент Артур наложил вето на двенадцать законопроектов, четыре из которых были обычными, а восемь - карманными. Один был отменен.

  1. Для выполнения определенных договорных положений, касающихся Китайский. Начато вето 4 апреля 1882 г. Регулярное вето.
  2. Регулировать морские перевозки пассажиров. Наложено вето 1 июля 1882 г. Очередное вето.
  3. Выделение ассигнований на строительство, ремонт и сохранение определенных работ на реках и портах. Наложено вето 1 августа 1882 года. Решение Сената отменено 2 августа 1882 года. Регулярное вето.
  4. Для облегчения Фитц Джон Портер. Наложено вето 2 июля 1884 г. Очередное вето.
  5. Подтвердить статус Джона Н. Квакенбуша как командующего ВМС США. Наложено вето 7 июля 1884 г. Карманное вето.
  6. Для оказания помощи Джозефу Ф. Уилсону. Нарушено вето 7 июля 1884 г. Карманное вето.
  7. Подтвердить титул Бенджамина Ф. Поупа в его кабинете помощника хирурга в армии США. Наложено вето 7 июля 1884 г. Карманное вето.
  8. Чтобы обеспечить помощь Джорджу П. Вебстеру. Наложено вето 7 июля 1884 г. Карманное вето.
  9. Чтобы обеспечить помощь генерал-майору Бревета Уильяму У. Авереллу, армия США. Наложено вето 7 июля 1884 г. Карманное вето.
  10. Утверждение назначения и отставки Сэмюэля Крамера в качестве капеллана военно-морских сил США. Наложено вето 7 июля 1884 г. Карманное вето.
  11. Предусмотреть выход в отставку полковника Венри Дж. Ханта с поста генерал-майора армии США. Наложено вето 3 марта 1885 г. Карманное вето.
  12. Относительно иска доктора Джона Б. Рида против Соединенных Штатов. Наложено вето 3 марта 1885 г. Карманное вето. [17]

Гровер Кливленд

Всего 584 вето, в том числе 238 карманных вето (414 первый срок, 170 второй срок).

Гровер Кливленд наложил вето на законопроекты за два срока, чем все остальные президенты на тот момент вместе взятые. Только Франклин Д. Рузвельт, у которого было более трех полных сроков в должности против двух Кливленда, наложил вето на большее количество. Категорически против того, что он воспринимал как "свиная бочка"расходы и поддерживая ограниченное правительство, он наложил вето на более 200 частные счета назначение пенсий физическим лицам гражданская война ветераны. Реагируя на эти вето, Конгресс принял закон, согласно которому любому ветерану-инвалиду назначена пенсия. Он наложил вето и на этот законопроект. Многие считают, что это стало одним из факторов поражения его 1888 г. заявка на переизбрание.

В дополнение к этому, он также наложил вето на законопроект, согласно которому семенное зерно будет распространяться среди пострадавших от засухи фермеров в Американский Запад, а также счета, увеличивающие денежная масса. Он также отказался подписать, но не наложил вето на Закон о тарифах Вильсона – Гормана.

Что такое вето? Описание и определение термина.

Вето (от лат. veto — запрещаю) — это право, которое означает полномочие лица или группы лиц в блокировке в одностороннем порядке принятия того или иного решения.

Вето бывает абсолютным (например, Совет Безопасности ООН, постоянные члены которого имеют право заблокировать любое решение, которое принято Советом), или суспензивным (отлагательным) (как Законодательная система США, где Палата представителей США и Сенат США имеют право собрав две трети голосов преодолеть вето Президента.)

Сильное и слабое вето

Слабое вето подразумевает, что парламент обязуется повторно заняться рассмотрением законопроекта. Для его преодоления хватит такого же большинства, как и для того чтобы принять обычный закон. Так президенты Франции и Италии наделены слабым суспензивным вето.

Сильное вето можно преодолеть лишь квалифицированным большинством, порой придерживаясь усложнённой процедуры. Например у Президента США есть сильное вето. Стоить заметить, что вето дает возможность блокировать принятие решения и останавливать изменения, но его никак нельзя использовать для проведения каких-либо реформ. Вето – это механизм поддержания статуса-кво, а не возможность формировать политику.

Вето

Право вето в виде общественного института появилось в Древнем Риме. Римская республика славилась тем, что каждый из двух консулов имел право заблокировать принятое военное или гражданское решение другого консула. Кроме того, каждый трибун обладал правом единолично отклонить закон, который был принят Сенатом.

Практика применять право вето очень пестрая и сложно поддается однозначной оценке, потому что она притерпевала многократные изменения в зависимости от политической ситуации и соотношения сил партий в государстве. Первые семь президентов США не использовали право вето вовсе. После же Дж.А.Гарфилда ни один Президент не отказал себе в удовольствии использовать свое конституционное право, некоторые из них и не по одному разу.

Право вето президента

В 60-70-х годах право вето президенты стали использовать намного реже, чем в 30-50-х годах, что, в целом, является отражением эволюции во взаимоотношениях Президента и Конгресса. Сейчас же глава государства все чаще стал заручаться предварительной поддержкой парламента прежде чем притворять в жизнь свои законодательные программы. Кроме того Конгресс старается ограничивать возможности Президенту пользоваться данным правом.

veto1

Кроме уже упомянутого “наездника”, парламент иногда регулирует законодательный процесс таким образом, чтобы не дать Президенту возможности применить “карманное вето”.

Стоит отметить, что право вето – это очень эффективное средство, потому что Конгресс в итоге преодолевает всего только около 7%. Законопроекты, которые подверглись данной процедуре, часто подвергаются пересмотру парламентом и затем принимаются в варианте, который приемлем Президенту. Особенно эффективно использовать вето главы государства во время блокирования бюджетных инициатив Конгресса, именно поэтому в США парламент занимается приемом бюджетного закона дважды. Первый раз – билль, который санкционирует издание бюджетного закона, второй раз – закон об ассигнованиях. Это дает возможность президенту воспользоваться правом вето дважды.

Часто сама угроза применения вето может оказать на конгрессменов необходимое воздействие. Однако, по замечанию профессора А.А.Мишина, право вето – это прежде всего оборонительное, негативное оружие, при помощи которого глава государства может только сорвать законодательную инициативу Конгресса, однако не может реализовать свою. “Президенту, который имеет позитивную программу законодательных мер, право вето мало чем может помочь”. Поэтому “вето или даже угроза его применения это часть сложного процесса политических уступок, в котором Президент располагает существенными полномочиями”.

Право вето в Европе

В отличие от США Президент Германии не имеет право вето. Конституция наделяет его только правом оформления законов при помощи контрассигнации. Это нельзя назвать чисто техническим действием, потому как глава государства может проверить соответствует ли этот закон на Конституции. Но так как на Федеральный конституционный суд возложена роль за тем, чтобы следить, чтобы не нарушалась Конституция, необходимости чтобы реализовывать указанное право у Президента обычно не возникает. Но все таки, не имея права вето и возможности отклонить уже вступивший в силу закон, Президент Германии все же может предотвратить его действие применив отказ от оформления. Решиться на подобный шаг президента могут побудить весомые сомнения, грубые ошибки, которые содержатся в законе.

cardimage_9987088_2489229361392927963494

Злоупотребления, которые могут исходить со стороны Президента, в данной ситуации исключены, потому что уже сам его отказ оформить закон проверяет Конституционный суд. Поэтому авторы немецкого курса государственного права назвали оформление закона Президентом ФРГ так называемым государственно-нотариальным действием, в котором глава государства засвидетельствует подлинность текста.

Во Франции Законы обнародуются декретом Президента. Глава государства может потребовать чтобы в течение 15 дней закон или его части были повторно обсуждены. Основанием для этого требования мугут быть технические причины или проявление политического несогласия.

На практике процедура повторного обсуждения закона в V Республике, в отличие от IV Республики, была применена лишь несколько раз. Правительство пытается решать спорные проблемы на стадии рассмотрения закона, а не промульгации. Президент Ф.Миттеран (1981-1995) лишь два раза использовал это право (Закон о Всемирной выставке 1989 года). Конституция предусматривает невозможность отказа Президента от подписания декрета о промульгациии после нового обсуждения закона или истечения 15-дневного срока.

Право вето в России

Президент России обладает правом вето, реализуемое им довольно часто. Около 30% общего количества законов попадают под вето главы государства. Если зарубежная практика во главу угла президентского вето ставит политические и экономические основания, то в России реализованы правовые. Так к примеру, Президент Ельцин обосновывал это те что законы имеют низкое юридическое качество, часто противоречат Конституции, федеральным законам, а также часто отсутствуют заключения правительства по законопроектам, которые требуют дополнительных ассигнований из федерального бюджета.

45757889

Наряду с юридически-техническими огрехами и упущениями в принятых законах встречаются сложные правовые коллизии. Часто они затрагивают различные интерпретации Президента и парламента ключевых положений Конституции. Среди них принцип разделения властей, правовые основы организации государственной власти, полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной властей.

Применение вето весьма противоречиво и непоследовательно. Отсутствие традиций разрешения споров политического характера заводит иногда процесс создания законов в тупик. Иногда причинами применения вето являются совершенно непонятные факторы, которые носят очень уж общий характер. И все таки, по мнению российских ученых, право вето может стимулировать повышение качества законов, которые принимаются, а его частое использование может быть оправдано на этапе становления профессионального парламента, когда остро недостает квалифицированных юристов.

Кроме отклонения закона с его последующим повторным рассмотрением в парламенте (это метод называют отлагательным вето), Президент России может возвратить закон в парламент не рассматривая его по существу, если нарушены требования Конституции к принятию таких актов. Это право не предусматривается Конституцией. Если Президент усмотрит в процессе принятия или одобрения федерального закона нарушение какого то условия или процедуры, он не подпишет его, а это автоматически сделает закон не принятым.

Преодоление вето

Вето Президента в России можно преодолеть в единичных случаях, это можно объяснить как необходимое условие нормального функционирования системы разделения властей. В случае когда процедура, которая действует может позволить парламенту с легкостью преодолеть возражения президента, то у депутатов может возникнуть соблазн, чтобы навязать ему свою волю.

547858

Большинство законов, которые отклонил глава государства, дорабатывается с учетом его замечаний. Для достижения этой цели Государственная Дума создает специальные комиссии, в составе которых имеются и представители главы правительства. Российская практика знала случаи, когда Б.Ельцин, не имея желания обострять отношения с парламентом, все таки шел на поводу у парламента и подписывал законы, которые, по его мнению, содержали положения, которые противоречили Конституции.

Стоит отметить, что конституционный механизм реализации права вето в России очень похож на американский, а не западноевропейский. Но при этом есть и свои особенности. Первое, политическая практика США не знает случаев неподписания или не опубликования законов главой государства, поскольку после преодоления президентского вето “законопроект становится законом”. В России такие случаи были, это бесспорно являлось явным нарушением Конституции (Закон о реституции ценностей). К сожалению, в Россия не обладает механизмом, обеспечивающим действие закона,который не подписан Президентом.

Другая особенность – это отсутствие у российского Президента “карманного вето”. А если бы глава государства был наделен подобным правом это было бы очень полезным для России, которая в последние дни сессий парламента принимает по несколько десятков законов в одно чтение. Это, бесспорно, не может не сказаться на их качество.

Карманное вето

Кажется, что наиболее совершенной конструкцией реализации права вето обладает Конституция Республики Беларусь, потому что глава государства обладает постатейным и “карманным” вето. Президент имеет право вернуть на повторное голосование не только весь законопроект со своими возражениями, но и отдельные части этого закона. В таком случае закон подписанный главой государства с оговоркой о несогласии с отдельными его частями и вступает в силу. Не вступают в силу лишь те положения по которым имеются возражения.

56789

Реализация “карманного вето” имеет большие отличия от США. Глава Беларуси в таких случаях и после истечения 14-дневного срока принимает окончательное решение: либо подписывает закон, либо возвращает его, внеся свои возражения в Палату представителей, после этого он рассматривается, беря начало не с первого чтения, а придерживаясь особой процедуры рассмотрения возражений Президента . Эта практика является весьма позитивной, потому что позволяет добиться процессуальной экономии законодательной деятельности. К тому же законодательство Беларусь, в отличие от российского, налагает на главу государства обязательство подписать закон, который принят парламентом после преодоления президентского вето. Все это может способствовать более тесному сотрудничеству властей в законодательном процессе и исключать их конфронтацию.

Мы коротко рассмотрели понятие вето, виды вето, право на вето. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Понравилось это определение бизнес термина? Теперь Вы знаете, что это такое - Вето, поделитесь в соц. сетях и расскажите друзьям - это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому описанию бизнес термина, ПРОГОЛОСУЙТЕ за полезность - это анонимно и всем видно.

Читайте также: