Как правовые аспекты соотносятся с этическим решением тест

Обновлено: 25.06.2024

  • 1. а, д;
  • 2. б, г;
  • 3. в, г;
  • 4. а, д;
  • 5. г, д.
  • 1. а, б;
  • 2. г, д;
  • 3. б, в;
  • 4. в, г;
  • 5. а, д.
  • 1. исполняй долг;
  • 2. не прелюбодействуй;
  • 3. храни врачебную тайну;
  • 4. помоги коллеге;
  • 5. принцип невмешательства.
  • 1. уважения достоинства человека;
  • 2. индивидуальности каждого человеческого существа;
  • 3. уважения целостности и неприкосновенности личности;
  • 4. соблюдения прав человека и основных свобод;
  • 5. обеспечения экономической выгоды и материального интереса.
  • 1. интересы и благо человеческого существа;
  • 2. интересы общества;
  • 3. интересы науки и научного прогресса;
  • 4. интересы трудоспособного населения;
  • 5. другие интересы.
  • 1. на основании свободного, осознанного и информированного согласия больного;
  • 2. на основании медицинских показаний;
  • 3. на основании редкости картины заболевания и его познавательной ценности;
  • 4. на основании требования родственников;
  • 5. на основании извлечения финансовой выгоды.
  • 1. информации о цели предполагаемого вмешательства;
  • 2. информации о характере предполагаемого вмешательства;
  • 3. информации о возможных негативных последствиях;
  • 4. информации о связанном с вмешательством риске;
  • 5. информации о несомненном приоритете пользы вмешательства по сравнению с возможным риском.
  • 1. а, б;
  • 2. б, в;
  • 3. а, в;
  • 4. а, г;
  • 5. в, г.
  • 1. а, б;
  • 2. б, в;
  • 3. в, г;
  • 4. г, д;
  • 5. ничего из перечисленного.
  • 1. свобода женщины и отрицание личностного статуса плода;
  • 2. права ребенка;
  • 3. неприкосновенность частной жизни;
  • 4. существование медицинской операции по искусственному прерыванию беременности;
  • 5. ничего из перечисленного.

18. Смерть пациента наступила в результате принятия им превышенной дозы обезболивающего препарата, предписанной врачом по просьбе пациента. Это действие классифицируется как:

  • 1. активная добровольная прямая эвтаназия;
  • 2. активная добровольная непрямая эвтаназия;
  • 3. пассивная добровольная прямая эвтаназия;
  • 4. пассивная добровольная непрямая эвтаназия;
  • 5. ничего из перечисленного.
  • 1. умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
  • 2. заражение ВИЧ-инфекцией;
  • 3. принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации;
  • 4. неоказание помощи больному;
  • 5. все перечисленное.

21. Использование реанимационного оборудования у пациента, находящегося в безнадежном состоянии, является:

  • 1. отсутствие моральных и законодательных ограничений;
  • 2. условие высказанного при жизни и юридически оформленного согласия донора;
  • 3. условие отсутствия высказанных донором при жизни возражений против изъятия органов из его трупа;
  • 4. условие согласия родственников;
  • 5. беспрепятственность в интересах науки и общества.
  • 1. морально-мировоззренческое понимание сущности человека;
  • 2. развитие медицинской техники и потребности трансплантационной медицины;
  • 3. экономические условия;
  • 4. уважение чести и достоинства человека;
  • 5. ничего из перечисленного.
  • 1. особо опасный преступник, осужденный на пожизненное заключение;
  • 2. гражданин иностранного государства;
  • 3. гражданин страны, находящейся в состоянии войны с Россией;
  • 4. психически неполноценный;
  • 5. умерший человек, причем ни он, ни его родственники не протестовали против использования его органов.

26. При выявлении наследственного заболевания у развивающегося плода судьбу этого плода (продолжение беременности или аборт) в праве решать:

  • 1. только врачи-профессионалы;
  • 2. только родители;
  • 3. только мать;
  • 4. религиозные объединения;
  • 5. государственные органы здравоохранения.
  • 1. только в лечебных целях;
  • 2. только в целях медицинских научных исследований;
  • 3. с целью осуществления искусственного отбора населения;
  • 4. с целью создания благоприятных социальных условий для лиц с повышенными интеллектуальными способностями;
  • 5. с целью создания совершенного общества путем искусственного отбора.

28. Право врача на лжесвидетельство безнадежному больному не может быть универсальным по причине существования:

Чтобы предотвратить неправильное употребление психологических тестов, опросников и других методик, что в настоящее время наблюдается очень часто, существует насущная необходимость в соблюдении ряда предосторожностей: относительно самих методик; их оценок; последующего использования результатов. Вопросы распространения и использования диагностических методик должны подчиняться и в нашей стране этическим стандартам или кодексу профессиональной этики, как это практикуется в других странах, в частности в Америке. В кодексе профессиональной этики психолога - диагноста особое внимание должно быть уделено критическим ситуациям, в которых могут иметь место конфликты ценностей, как, например, в отношениях между развитием науки на благо человечества и защитой прав и благополучия отдельных индивидов. Рассмотрим основные этические проблемы, связанные с областью психодиагностики, которые уже нашли определенное решение в западной психологии.

1. Уровень квалификации людей, применяющих диагностические методики. Требование, чтобы диагностические методики применялись только достаточно квалифицированными экспериментаторами, является первым шагом по защите индивида от их неправильного использования.

В идеальном случае хорошо подготовленный психолог - диагност должен выбирать методики, которые подходят как для частной цели, с которой он проводит диагностирование, так и для конкретного человека, которого он обследует. Он также должен хорошо знать соответствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и быть способен оценить технические параметры таких ее характеристик, как нормы, надежность и валидность. Неверные представления о характере и цели обследования, а также неправильные интерпретации диагностических результатов лежат в основе многих распространенных ошибок и критических замечаний в адрес психологической диагностики. Кроме того, возрастающая сложность психологических знаний неизбежно приводит к усилению специализации в психологии. В этом процессе зарубежные специалисты по психологическому тестированию все больше и больше сосредоточивают свое внимание на техническом совершенствовании тестов и опросников и утрачивают контакты с тем, что происходит в смежных отраслях науки, таких, как педагогика, детская психология, психология индивидуальных различий и генетическая психология. Однако оценки по тесту могут быть правильно поняты только в свете всех соответствующих знаний относительно тех областей психики, которые тест должен измерить. Кого считать квалифицированным психологом - диагностом? Очевидно, в связи с разнообразием областей исследования и, следовательно, специализацией в подготовке ни один психолог не является одинаково квалифицированным во всех областях.

2. Использование диагностических методик. Право приобретения и последующего использования методик диагностики должно предоставляться лицам, имеющим определенную квалификацию. В зарубежных этических кодексах психологов - диагностов предлагается ограничить распространение диагностических методик. Это ограничение имеет двоякую цель: неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения. Доступ к таким методам должен быть ограничен теми людьми, кто имеет профессиональную заинтересованность и гарантирует их правильное использование. Диагностические оценки, как и сами методики, передаются только лицам, которые способны их интерпретировать и использовать надлежащим образом. Другие профессиональные обязательства должны быть связаны с продажей психологических методик, осуществляемой их авторами и разработчиками, а также издателями. Недопустимы какие-либо заявления относительно достоинств методики при отсутствии достаточных объективных оснований. Методику нельзя выпускать для общего применения преждевременно. Когда вначале ее распространяют только для исследовательских целей, это условие должно быть ясно указано и соответственно должно быть ограничено распространение методики. Руководство по ее использованию должно предоставлять достаточные данные, позволяющие оценить методику как таковую, а также давать полную информацию относительно ее проведения, способов оценки и норм. Руководство должно являться действительным изложением того, что известно о методике, а не средством рекламы, предназначенным для того, чтобы показать ее в выгодном свете. Обязанностью автора и издателя диагностических методов является их периодическая проверка и повторная стандартизация с целью предотвратить их устаревание. Быстрота, с которой методика устаревает, зависит от ее содержания. Методики и их основные части нельзя печатать в газете, журнале или популярной брошюре ни в целях описания, ни для использования их при самооценке. Видный американский тестолог А. Анастази считает, что в этих условиях самооценивание не только приведет к таким крупным ошибкам, как признание бесполезности методики, но может также быть психологически вредным для индивида. Кроме того, любая гласность в отношении содержания методики сделает недействительным ее будущее применение другими людьми. Представление методических материалов таким способом приводит к созданию ошибочной, искаженной картины психологического обследования в целом. Такое разглашение может породить, либо наивную доверчивость, либо огульное противодействие со стороны общественности всем направлениям психологической диагностики.

Другим, распространенным на Западе, но не отвечающим профессиональным требованиям видом деятельности является тестирование по почте, заочно. Выполнение индивидом каких - либо тестов способностей или тестов личности не может быть правильно оценено с помощью тестовых бланков, высылаемых ему по почте и по почте же отправляемых обратно для оценки) и интерпретации. Такой способ не только не обеспечивает контроля за соблюдением условий тестирования, но предполагает также интерпретацию тестовых оценок в отсутствие другой, относящейся к индивиду информации. При таких обстоятельствах тестовые результаты не только могут оказаться бесполезными, но и принесут вред.

3. Обеспечение тайны результатов обследования. Вопрос, возникающий в особенности в связи с использованием личностных тестов, касается посягательства на тайну личности. Для зарубежных диагностов это больной вопрос, поскольку о сущности некоторых тестов, раскрывающих эмоциональные и мотивационные особенности, а также установки личности, субъекту не сообщается, он может проявить такие черты в ходе тестирования, не осознавая, что он это делает. Хотя лишь немногие тесты замаскированы и неуловимы настолько, чтобы попасть в эту категорию; существование таких непрямых методов диагностирования налагает серьезную ответственность на использующих их психологов. Для эффективности обследования, может быть, необходимо держать испытуемого в неведении относительно специфических способов, которыми должны интерпретироваться его ответы на любой тест. Однако личность не должна подвергаться какому - либо обследованию обманным путем. В этой связи первостепенное значение имеет обязательное ясное понимание испытуемым способов и целей использования его диагностических результатов. Такова принципиальная позиция большинства зарубежных психодиагностов. Хотя беспокойство, касающееся посягательства на тайну личности, чаще всего проявляется по отношению к тестам личностным, его логично отнести к любому типу методик. Конечно, и интеллектуальные тесты, и тесты способностей, и тесты достижений могут обнаружить такие недостатки в навыках и знаниях, которые индивид предпочитает не раскрывать. Кроме того, любое наблюдение за поведением индивида во время интервью, беседы и других исследований личности может открыть такую информацию, которую он сам не знал или которую предпочитал скрывать. Таким образом, любые методы психологического исследования, а не только тесты таят в себе возможность проникновения в тайну личности. Конечно, возникающие конфликты ценности психологического исследования и посягательства на тайну личности могут быть разрешены в каждом конкретном случае, однако в действительности эта проблема не так проста, и ее решение требует большой осторожности со стороны психологов и других профессионалов. Чтобы оградить тайну личности, нельзя сформулировать универсальные правила, можно предусмотреть только общие пути. При применении этих общих способов к специфическим случаям необходимы этическая сознательность и профессиональная ответственность каждого психолога. Решения нужно вырабатывать в зависимости от конкретных обстоятельств. Когда обследование проводится в интересах общества или какого - либо учреждения, обследуемый должен быть полностью проинформирован о том, как будут использоваться его оценки. Желательно также объяснить ему, что правильная оценка будет выгодна самому обследуемому, так как ему не принесет пользы, если он займет место, на которое в дальнейшем у него не хватит сил или для которого он потом будет признан непригодным. Диагностические результаты, полученные в клинике или консультации, не могут быть применены в интересах этих учреждений, если клиент не даст своего согласия на это.

Какова бы ни была цель обследования, сохранение тайны личности, по мнению А. Анастази, включает два ключевых понятия: релевантность и информированное согласие. Информация, которую предоставляет индивид, должна соответствовать (релевантна) цели диагностирования. Важность этого принципа состоит в том, что все практические усилия должны быть направлены на установление валид - ности методики для конкретной диагностической или прогностической цели, с которой он применяется. Только инструмент, валидный данной цели, обеспечивает релевантную информацию. Понятие "информированное согласие" нуждается в следующем пояснении. Обследуемый должен быть, конечно, осведомлен о цели обследования и характере возможных данных, которые могут быть получены, а также о дальнейшем способе их употребления. Однако ему не могут быть показаны образец теста или бланк протокола, так как такая информация обычно делает тест недействительным, лишает его силы. Диагностические процедуры и экспериментальные планы, которые охраняют право индивида отказываться от участия в обследовании и, следовательно, защищают тайну его личности, осложняют работу психолога и повышают требования к его квалификации. При правильных взаимоотношениях и взаимном уважении психолога и обследуемого число отказов от участия в диагностировании может быть сведено к незначительной величине.

4. Конфиденциальность. Как и проблема сохранения тайны, проблема конфиденциальности волнует зарубежных психодиагностов. Она имеет много сторон. Основной вопрос ставится так: "Кто будет иметь доступ к диагностическим результатам?" С одной стороны, существует необходимость неразглашения содержания теста и опасность неверного понимания тестовых оценок, с другой - объективная необходимость для разных лиц знать результаты тестирования. В настоящее время усилилось осознавание индивидом собственного права иметь доступ к результатам своего обследования. Он также должен иметь возможность комментировать содержание своего ответа и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию. Должны быть соблюдены соответствующие меры предосторожности, направленные против неправильного использования и неверной интерпретации диагностических результатов. Один из этических вопросов конфиденциальности обследования школьников состоит в том, сообщать ли родителям ученика результаты тестирования, но исследователи чаще всего приходят к мысли, что важнее определить, как это делать. Обычно родители имеют законное право на получение информации о своем ребенке. Чаще все го они хотят получить такую информацию. Кроме того, в некоторых случаях школьная неуспеваемость ребенка или затруднения эмоционального характера могут отчасти возникать из-за взаимоотношений ребенка и родителей. В таких условиях контакт консультанта, психолога - диагноста с родителями имеет первостепенное значение как для того, чтобы понять причины полученных результатов, так и для того, чтобы установить с родителями сотрудничество. Если обследование проводится в учреждении, например, в школе, суде или при оформлении на работу, индивид должен быть заранее проинформирован о его целях, о том, как будут использоваться его результаты, и об их доступности тем лицам, кто в них заинтересован. Разные ситуации возникают, когда диагностические результаты запрашиваются людьми, например, в тех случаях, когда будущий наниматель или колледж просят предоставить им данные тестового обследования индивида, проведенные в школе. В таких случаях требуется получить согласие индивида на передачу данных. Это же относится и к обследованию в клинике или консультации, а также к тестированию, осуществленному с исследовательскими целями. Другая проблема относится к сохранению диагностических данных в учреждениях. С одной стороны, данные об индивидах, получаемые и сохраняемые в течение длительного времени, могут быть очень полезными не только для исследовательских целей, но и для правильного понимания и консультирования самого индивида. Однако их ценность предполагает правильное использование и правильную интерпретацию. В случаях, когда данные получены либо для длительного использования в интересах индивида, либо для научных целей, для предотвращения неправильного их применения необходимо, чтобы доступ к ним находился под чрезвычайно строгим контролем.

Таковы основные проблемы, затрагиваемые в этических стандартах зарубежных психодиагностов. Предлагаемые способы их решения могут быть полезными отечественной психологической диагностике, которая делает пока первые шаги в направлении создания норм профессиональной этики.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопросы и ответы онлайн

Вопрос 2. В рамках западной европейской культуры первостепенное внимание уделяется следующим этическим нормам:

  • польза, выгода, трудолюбие;
  • справедливость, добро, благо;
  • честь, свобода, вера.

Вопрос 3. Виды барьеров общения (четыре правильных ответа):

  • межъязыковые;
  • мировоззренческие;
  • психологические;
  • соматические;
  • социальные;
  • технические;

Вопрос 4. Выделите принцип, на котором не может быть основано деловое общение:

  • доброжелательность;
  • порядочность;
  • тактичность;
  • уважительность;
  • эгоизм

Вопрос 5. Высококультурный человек всегда:

  • законопослушный, морально устойчивый;
  • потенциальный бездельник;
  • преступник;
  • склонный к злоупотреблениям служебным положением;
  • честолюбивый

Вопрос 6. Главной христианской добродетелью является:

Вопрос 7. Деловая беседа предполагает:

  • использование лести;
  • использование литературного языка;
  • комплиментарное воздействие;
  • чрезмерное использование иностранных слов и профессионального жаргона

Вопрос 8. К невербальным средствам делового общения относятся:

  • деловая переписка;
  • мимика; жесты;
  • профессиональный жаргон;
  • речевые конструкции;
  • социальные диалекты

Вопрос 9. К принципам международного бизнеса не относятся:

  • бережное отношение к окружающей среде;
  • поддержка односторонних торговых отношений;
  • уважение правовых норм

Вопрос 10. К способу регулирования межличностных отношений не относится:

  • проектирование, формирование и развитие системы взаимоотношений;
  • регулирование межгрупповых отношений;
  • учет социально-психологических процессов и явлений в коллективах;
  • целенаправленное обучение персонала современным технологиям нравственного взаимоотношения

Вопрос 11. Как называется неумение при общении определить необходимую меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку?

  • бестактность;
  • воспитанность;
  • порядочность;
  • тактичность;
  • уважение
  • долг;
  • достоинство;
  • ответственность;
  • справедливость;
  • честь

Вопрос 13. Какая этическая категория передает моральную необходимость выполнения общественно полезных обязанностей?

Вопрос 14. Какие компоненты включает в себя культура делового общения?

  • все ответы верны;
  • психологию делового общения;
  • служебный этикет;
  • технику делового общения;
  • этику делового общения

Вопрос 15. Каноничные правила представления (два правильных ответа):

  • женщина первая представляется мужчине;
  • лица с более высоким статусом представляются людям со статусом более низким;
  • младшие по возрасту представляются старшим;
  • мужчина первым представляется женщине

Вопрос 16. Литературный язык не используется:

  • в научной речи;
  • в невербальном общении;
  • в официально-деловой речи;
  • в письменной речи;
  • в профессиональном общении

Вопрос 17. Моральный принцип, предписывающий желание помочь другим:

  • альтруизм;
  • толерантность;
  • честолюбие;
  • эмпатия

Вопрос 18. На какой нравственной ценности основана в деловой этике недопустимость вмешательства в дела конкурентов, ущемление их интересов?

  • равенстве;
  • свободе;
  • справедливости;
  • честности

Вопрос 19. Набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации, и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий:

  • должностные обязанности;
  • кодекс чести;
  • корпоративная культура;
  • правила внутреннего распорядка

Вопрос 20. Наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления:

  • диалектика
  • культурология;
  • логика;
  • этика

Вопрос 21. Нравственные отношения предполагают рассмотрение другого человека в качестве

  • Объекта, на который направлено мое действие;
  • Равного мне человека, имеющего право на уважение достоинства;
  • Человек человеку – бревно, лишь бы цель была достигнута;
  • Человек человеку – волк. Такова природа человека.

Вопрос 22. Ответственность – это:

  • категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях;
  • категория этики, опирающаяся на принцип равенства всех людей в моральном отношении;
  • категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу;
  • категория этики, характеризующая моральную ценность личности в связи с его статусом, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами;
  • категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с точки зрения соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения

Вопрос 23. По оценке специалистов, субъект этики деловых отношений в рамках постсоветской России появляется к:

  • 1992 году;
  • 1995 году;
  • 1998 году

Вопрос 24. Подсистема этикета, определяющая пространственную организацию общения:

  • вербальный этикет;
  • мимика и жесты;
  • этикетная атрибутика;
  • этикетная проксемика

Вопрос 25. Предмет этики -

  • культура;
  • мораль;
  • прекрасное;
  • социальные отношения

Вопрос 26. Принцип, выражающий любовь к Родине:

  • гуманизм;
  • оптимизм;
  • патриотизм;
  • справедливость

Вопрос 27. Самосовершенствование человека в буддизме происходит через:

  • самобичевание;
  • самовоспитание;
  • самообразование;
  • самоотречение;
  • самопожертвование

Вопрос 28. Сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике личности или коллектива, основанное на его предшествующем поведении и выражающееся в признании его заслуг, называется:

  • авторитет;
  • имидж;
  • популярность;
  • престиж;
  • репутация

Вопрос 29. Тактичность - это:

  • внутренний голос человека;
  • определенный круг обязательств и исполнение своих обязанностей, сложившихся на основе профессиональных или общественных отношений;
  • сделал, и что хотел сделать;
  • способность и привычка человека вести себя, уважая достоинство другого человека;
  • способность человека осуществлять внутренний нравственный самоконтроль;
  • эмоции, заставляющие человека страдать по поводу расхождений между тем, что он

Вопрос 30. Укажите основные категории этики

  • добро и зло;
  • пространство и время;
  • свобода;
  • совесть
  • В.С.Соловьев;
  • Л.Н.Толстой;
  • Н.А.Бердяев;
  • С.Н.Булгаков;
  • Ф.М.Достоевский

Вопрос 32. Фундаментальные принципы административной этики (три правильных ответа):

  • безусловная исполнительность;
  • бюрократизм;
  • гуманизм;
  • законность;
  • справедливость

Вопрос 33. Целеполагающие категории этики:

  • добро и зло;
  • долг и совесть;
  • смысл жизни и счастье;
  • честь и достоинство

Вопрос 34. Честь и достоинство – это …

  • контрольно-императивные категории, которые отражают особые механизмы морального сознания, направленные на согласование частных интересов с общими;
  • нравственные качества человека, которые он проявляет в деятельности, направленной на достижение добра;
  • правила, нормы, ценности, которыми люди руководствуются в своей деятельности и которые регулируют отношения людей друг к другу;
  • этические категории, которые служат для обозначения нравственных чувств, выражающих моральное отношение человека к самому себе

Вопрос 35. Что должно лежать в основе служебных контактов?

  • взаимный интерес;
  • интересы дела;
  • личная выгода;
  • собственные амбиции;
  • социальные и политические проблемы

Вопрос 36. Что изучает наука этика?

  • мораль, нравственность;
  • поведение каждого конкретного человека в обществе;
  • политическое устройство общества;
  • социальные проблемы общества;
  • традиции, обычаи, народное творчество

Вопрос 37. Что такое калокагатия?

  • гармония внешнего и внутреннего;
  • подражание;
  • представление

Вопрос 38. Экономические теории, опирающиеся исключительно на рациональные факторы поведения человека – это теории с … подходом.

  • инженерным (технократическим);
  • материальным;
  • моральным;
  • этическим;

Вопрос 39. Эмоции, заставляющие человека страдать по поводу расхождений между тем, что он сделал, и что хотел сделать - это:

Психологов давно волновали вопросы профессиональной этики в связи с применением их специфического инструментария как в научных исследованиях, так и в практической работе. Конкретным примером внимания психологов к этим вопросам является систематическая эмпирическая программа, начатая в начале 1950-х гг. с целью разработки первого официального кодекса профессиональной этики. Это масштабное предприятие имело следствием подготовку системы норм, которая была официально принята Американской психологической ассоциацией (АПА) и впервые опубликована в 1953 г. Эти нормы подвергаются непрерывному пересмотру и уточнению, что отражается в периодической публикации исправленных и дополненных версий. Нынешняя версия — Этические принципы психологов и Кодекс поведения (Ethical Principles of Psychologists and Code of Conduct — АРА, 1992) 1 — включает в себя преамбулу и шесть общих принципов, предназначение которых — воодушевлять психологов на служение высшим идеалам (highest ideals) этой профессии. Кроме того, туда входят восемь этических норм, с обеспеченными правовой санкцией правилами (enforceable rules) для психологов, работающих в самых разных организациях.

Выполнение Кодекса этики обеспечивается действиями Комитета АПА по этике (АРА Ethics Committee), занимающегося расследованием жалоб на членов ассоциации и вынесением по ним решений. Правила и порядок работы этого комитета, так же как и годовые отчеты о его деятельности, публикуются в журнале American Psychologist — официальном печатном органе АПА (см., например, АРА, Ethics Committee, 1995,1996). Крайне необходимый справочник, предлагающий комментарии и иллюстрации применения этических норм, был подготовлен бывшими членами Комитета по этике, участвовавшими в подготовке самой последней версии Кодекса этики (Canter, Bennett, Jones, & Nagy, 1994). Другой полезный сборник исторических и современных материалов по этике в психологии, включая обсуждение нравственных дилемм в различных контекстах, составил недавно Берсов (Bersoff, 1995). Объемистый том

1 Чтобы как можно шире распространить Этические принципы психологов и Кодекс поведения (в дальнейшем — Кодекс этики), АПА будет бесплатно высылать одну копию этого документа любому, кто обратится с такой просьбой.

Часть 5. Области применения тестирования

Девяностые годы свидетельствовали о быстром увеличении количества исков на федеральном и местном уровнях, судебных решений и профессиональных руководств (написанных с разных позиций), направленных на ограничение возможностей психологической практики вообще, и использования психологических тестов в частности. Некоторые из этих событий уже обсуждались в предыдущих главах в связи с частными вопросами тестирования и практической работы психологов. Очень часто соче-танное действие этих запретов и предписаний приводило психолога-практика в замешательство и выливалось в непоследовательность действий и конфликты.

Комитет АПА по психологическим тестам и психологической оценке (АРА Committee on Psychological Tests and Assessment [CPTA]), в частности, занимается рассмотрением проблем, касающихся практики надежного тестирования и оценки, и обеспечением технического консультирования других групп АПА в отношении такой практики. Этим комитетом подготовлен ряд документов, позднее упоминаемых в этой главе, содержащих правила разрешения проблем, связанных с применением тестов. СРТА также анализирует работу Объединенного комитета по практике тестирования (Joint Committee on Testing Practices \JCTP]) — группы, созданной АПА и другими профессиональными организациями, связанными с тестированием. В свою очередь, Объеди-

Глава 18. Этические и социальные аспекты тестирования

В главе 1 были рассмотрены некоторые аспекты роли пользователей тестов и то, как выглядит тестирование с позиций тестируемых. В этой главе мы обратимся к этическим и социальным проблемам, влияющим на использование тестов в разных сферах жизни и деятельности. В добавление к вопросам, касающимся профессиональной компетентности, мы кратко обсудим сферу ответственности издателей тестов, право тестируемого на неприкосновенность личной жизни, проблему конфиденциальности и тестирование лиц, принадлежащих к разного рода меньшинствам. Хотя мы и будем в некоторой степени касаться действия законов, детальное рассмотрение множества правовых аспектов практики тестирования выходит за рамки нашей компетенции. По этой причине мы отсылаем заинтересованного читателя к различным литературным источникам, упоминаемым в этой и других главах учебника (см., в частности, главы 9 и 17).

Читайте также: