Как право воздействует на сознание людей

Обновлено: 19.05.2024

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого - либо).

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

- в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

- в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

- они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

- они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

- поощрение- выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

- рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Человечество немыслимо без управляющего воздействия права, влияющего на сознание, поведение и социальную жизнь общества. Поэтому человек здесь – объект, который воспринимает и познаёт, как влияет право. Отсюда цель, преследуемая правовым воздействием – сохранение правопорядка. Достигается результативным комплексным действием формальных и фактических прав.

Правовым воздействием называют совокупность специальных и других правовых явлений, осознанно и целенаправленно влияющих на поступки людей и на социальные связи в обществе. На одной стороне выступают люди, которые управляют, действуя на сознание и поведение управляемых людей другой стороны, регулируя общественные отношения. При этом применяется прямое воздействие на сознание людей с их социальными установками. Но действуя только в рамках правового сознания человека, знакомя с ответственностью за поступки и нарушения, положительного результата не получится.

Поэтому, правовым воздействием правильнее назвать результативное, нормативно-организационное влияние на общество с помощью правовых средств и правовых явлений, куда входят: правосознание, правовая культура и правовые принципы.

Правовое воздействие

Правовые воздействия: типы

В учебниках по праву одни и те же обозначения называются неодинаково, уточняя или расшифровывая функцию:

  1. При информационном типе воздействия, по-другому информационно-психологический тип, на первом месте – донесение правовой информации до общества: содержание законов с позволительными поведенческими моделями в обществе. Кроме того, ознакомление с предоставлением льгот, поощрений и предоставление информации о других психологических мерах воздействия. Здесь же предупреждается о наказаниях за нарушения, что сдерживает рост преступлений, а другим людям даёт уверенность в защите и в прочных общественных отношениях.
  2. Ценностно-ориентационный тип воздействия права называют ещё воспитательным воздействием. Право заботится об усвоении людьми культурных наследственных ценностей общества, что положительно влияет на мотивацию и поступки людей. Кроме того, правовое воздействие выполняет охранительные функции по отношению к культурным ценностям.

Виды правовых воздействий

Правовое воздействие выполняется активно или пассивно.

Методы

При активном воздействии средства и методы используются непосредственно.

Цели этого воздействия:

  • совершенствовать и оптимизировать сложившиеся правовые отношения;
  • пресекать правонарушения;
  • реализовывать юридические меры по отношению к правонарушителям.

Пассивный вид воздействия не влияет напрямую на отношения в обществе, не вмешивается в течение событий. Люди, зная о правовых нормах, законах и наказаниях, воздерживаются, и не совершают противоправных поступков. Это сохраняет сложившийся социальный правопорядок и предотвращает правонарушения.

Правовое воздействие и результаты

Действие права на отдельный субъект или на общество, как и другой процесс, заканчивается результатом. В этом случае чаще рассматриваются негативные последствия, предусмотренные за нарушение нормированных правил поведения.

Но если рассматривать, что правила написаны для законопослушных людей, то негативное последствие не единственно возможный результат. В запрещающих нормах указаны правила поведения, поэтому здесь, как результат – наказание за сделанный проступок, а не за то, что человек нарушил поведенческий стандарт.

При полной санкции негативного результата человек, совершивший нарушение, наказывается лично. При неполной санкции – теряются выгоды в пользу правонарушителя.

Последствия с положительными результатами предусматривают непосредственную выгоду для нарушителя или не наказание ограничительными мерами.

Механизм правового воздействия

Правовое регулирование считается механизмом, управляющим правовым воздействием. В этом процессе правовое воздействие непосредственно регулирует общественные отношения и связи в соответствии с социальными юридическими нормами.

Регулирование

Таким образом, если право связано с поведением субъектов, речь идёт о правовом воздействии и выполняется двумя направлениями:

При общесоциальном действии, похожем на другие социальные явления, нет правовой специфики. Влияние на общество схоже с влиянием политики, религии, экономики, морали и других явлений. Тип воздействия – информационный и ценностно-ориентационный.

С правовым регулированием воздействие права на отношения в обществе упорядочивается с помощью последовательных и фиксируемых действий. Правовое регулирование – специфический правовой процесс, встречающийся только в этой области деяний.

Сущность правового регулирования

Итак, с помощью правового регулирования упорядочиваются отношения в обществе и реализуются позитивные интересы людей.

Механизм регулирования делится на стадии:

  • регламентация – с установлением нормативных норм поведения, отражённых в изданных актах;
  • конкретизация правовых обязанностей и субъективных прав;
  • конечный результат – выполнение общих предписаний правовых норм, упорядочивание позиций в обществе и правомерных поступков субъектов, отчего устанавливается правопорядок.

Для реализации правового предписания, правовым регулированием применяются первичные элементы:

  • запретов (пассивная обязанность) – общих, специальных, прямых, косвенных и управомочивающих, которые предупреждают совершать социально вредные поступки;
  • обязательств (профилактическое средство) – требование воздерживаться или выполнять конкретные социально полезные действия, чтобы не быть наказанным;
  • дозволений – разрешение на совершение указанных деяний, чтобы удовлетворить собственный или общественный интерес, пользуясь правом, свободой и законными нормами. Дозволения стимулируют и поощряют поступки, требующие уважения.

Запреты и дозволения

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием

С применением правовых воздействий регулируются поступки и действия субъекта, выходя за рамки правового отношения. Здесь правоотношения не всегда влияют на правовые нормы. Так, право не регулирует, но влияет на отношения, связанные с экономикой, политикой и социальной жизнью. У человека, изучающего проекты законов и действующие законодательства, договора и другую документацию, происходит изменение сознания, мировоззрения и взглядов на сложившиеся ценности культуры и права.

Правовому регулированию выделяется отдельная ступень в правовом воздействии, без охватывания информационно-психологического, воспитательного и социального типов воздействия. Выполнение правовых норм происходит с затрагиванием взаимоотношений, с установлением конкретных прав и обязанностей человека, указывая на прямые предписания о том, что можно, а что нельзя.

Вывод: предмет правового регулирования относится к правовому воздействию. А сознательное соблюдение общественных норм поведения – не обязательно считается правовым воздействием. Поэтому, эти два понятия, нельзя разделять и противопоставлять друг другу.

Заключение

Специфические детали механизма права, затрагивая социальную жизнедеятельность, проявляются неодинаково. Поэтому, для изучения действий права и приобретения собственной точки зрения, требуются соответствующие подходы и методы, облегчающие понимание задач и целей правового воздействия на общество.

Правосознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости, сознание прав и обязанностей человека, дозволений и запретов - все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется роль права, правосознания.

В массовом сознании в качестве важнейшего фактора жизни общества исторически утвердилось право собственности, которое выступает как право частной собственности, коллективной или долевой собственности. В "Декларации прав и свобод человека и гражданина" Российской Федерации говорится, что "каждый имеет право быть собственником, т.е. имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Право наследования гарантируется законом" (ст. 22). Никто не может быть противоправно, произвольно лишен своего имущества. Фундаментальность идеи права собственности, стройная система перехода права собственности по закону, утверждение, что "собственность священна и неприкосновенна", не дали еще, к сожалению, возможности преодолеть такое социальное зло, как многообразные способы произвольного лишения человека собственности. Развитие в индивидуальном и массовом правосознании уважения к "чужому праву" собственности, создание необходимых социально-экономических и административных условий, исключающих не только хищения, но и саму мысль о произвольном присвоении чужого имущества, - важнейшие слагаемые по радикальному преобразованию общественных отношений и массового сознания.

К важнейшим идеям правосознания принадлежит принцип соблюдения договоров, принятых на себя обязанностей. Еще в Древнем Риме утверждали: "Pacta sunt servanda" (Договоры нужно соблюдать). К ряду основных представлений правосознания относится принцип законности. Этот принцип предполагает урегулированность общественных отношений законами государства, строгое соблюдение законов всеми субъектами права, ответственность за нарушение законов. Резюмируется, что закон справедлив, он обладает высшей юридической силой. Закон может быть суровым, но его необходимо соблюдать: "Dura lex, sed lex est" (лат. - суров закон, но закон). Принцип законности имеет не только юридическое значение: в его содержание входят и политические, и нравственные элементы. Государство предписывает всем гражданам обязанность соблюдать законы, декларирует в то же время равенство всех перед законом: закон есть закон для всех. Режим законности предполагает также, что граждане, которым адресован этот закон, знают о действующем законе. Конечно, формальная презумпция знания гражданами закона, вступившего в действие, в реальной жизни порождает определенные противоречия, преодоление которых связано с совершенствованием процесса опубликования законодательных актов, а также всей работы по правовому воспитанию граждан. Законы, понимание их содержания имеют особо важное значение применительно к законам, содержащим нормы уголовного права. Принцип "Nullum crimen, nulla poena, sine lege" (лат. - нет преступления, нет наказания без закона) выражает справедливые начала правосознания, действует во всех государствах. В условиях правопорядка, законности действует презумпция невиновности. Только суд может вынести решение о виновности человека в совершении преступления. Судебная защита нарушенных прав является важной идеей правового сознания. Защита прав требует соблюдения определенных процессуальных норм. Справедливой идеей правосознания является недопустимость злоупотребления правом.

Начала состязательности в процессуальном праве, судебная защита нарушенных прав, использование необходимых доказательств - все это и в содержательном, и в эмоциональном аспекте находит выражение в известном девизе: "В борьбе обретешь ты право свое". Пользование правами, защита прав, исполнение обязанностей предполагают развитие достоинства человека, его правовой активности. Обращение в суд за защитой нарушенного права, необходимые процессуальные действия не являются "сутяжничеством", а предстают в развитом правосознании общества и личности как справедливые правовые действия.




Развитое массовое правосознание, зрелое правосознание и правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан - необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.

Актуальное значение имеет познание роли правосознания в правотворческой деятельности государства, в обеспечении правомерного поведения граждан, в применении права государственными органами и должностными лицами. Правовое сознание находит выражение в юридических актах, оказывает воздействие на сам процесс правотворчества. В соответствии с установками правосознания вырабатываются содержание и форма юридического акта, структурные особенности норм и правового акта в целом. Вместе с идеологической частью правовая психология служит корректирующим началом в разработке правовых актов. Правовое сознание обязывает в доступных формах излагать юридические положения, своевременно публиковать принятые законы, другие правовые акты. Язык правового акта, его терминология должны отвечать сложившимся в обществе правовым представлениям, уровню развития правового сознания граждан.

В разработке важнейших правовых актов большую роль играет массовое правосознание народа, которое находит выражение в общественном мнении. В процессе правоформирования, законодательной деятельности государства существенное значение имеет массовое обсуждение законопроектов или конкретных правовых положений, идей, затрагивающих интересы народа, его благо. Правосознание помогает дать справедливую оценку конкретному юридическому факту, определить правомерность или противоправность действий лица, оценить содержание конкретного юридического документа.

Всестороннее исследование обстоятельств дела, глубокое знание требований законности позволяют определить общественную опасность противоправного деяния, мотивы, которыми руководствовалось лицо, совершившее преступление, вести решительную борьбу за искоренение преступности. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правосознания граждан, формирование обоснованных, справедливых суждений, представлений о правовых требованиях, правовых отношениях, субъективных правах, обязанностях, ответственности. Активная роль норм проявляется по отношению к индивидуальному и массовому сознанию, воздействует на нравственное сознание и политические представления граждан. Воздействие норм права на общественное правосознание проявляется в том, что юридические акты государства придают обязательное значение тем правовым взглядам, которые зародились в общественном сознании, но еще не стали в нем доминирующими. Эти взгляды, идеи в процессе научной разработки юридического акта подвергаются всесторонней оценке, конкретизируются, совершенствуются. Получив выражение в государственном правовом акте, они обретают авторитет государственной воли, что и стимулирует их активную роль в развитии правосознания.

Правовые нормы способствуют обогащению и конкретизации содержания правосознания, так как они не механически отражают тот или иной правовой взгляд, а конкретизируют его, определяют не только общие, но и специфические признаки юридического факта, варианты правомерного или неправомерного поведения субъектов правоотношений. Учитывая социально-политические, экономические, духовные факторы общественной жизни, законодатель определяет границы правового вмешательства в регулирование общественных отношений, может дать правовую квалификацию тому действию, которое в общественном мнении до определенного периода рассматривалось как объект моральной оценки и не подлежало правовому воздействию. Таким образом, правовые акты способны расширять содержание правосознания, обогащать его связи с нравственностью. Значительное влияние на развитие правосознания оказывает юридическая наука.

Правосознание — это определенная форма общественного сознания, которая необходима для благополучного развития общества также, как и нравственное, политическое, религиозное и другие формы общественного сознания.

Сущность правосознания заключается в объединении идей, взглядов, чувств, переживаний человека или социальных групп, слоев и классов о действующем праве, правосудии и законности в целом. Главной отличительной чертой правосознания от других видов общественного сознания является отношение общественности именно к юридической действительности, которое выражается через термины "права" и "обязанности".

Характеризуется правосознание особым отношением общества к праву, как совокупности законных, общепринятых правил поведения.

Правосознание - это отношение общества к юридической сущности права, не к одному определенному ее компоненту, а к юридическим явлениям в целом. В совокупности все виды и формы сознания общества определяют цели и стандарты поведения, принятые в данном обществе. Правосознание тесно связано с нравственным сознанием общества, но взаимодействует и с другими формами общественного сознания.

Правосознание основывается на преемственности, т.е. идеи права и представления о нем передаются из поколения в поколения (например, рецепция римского права в Западной Европе). Существует огромное количество научных трудов, посвященных частному Римскому По данной теме мы уже выполнили реферат Римское право подробнее праву, которое введено в программу юридических вузов в качестве обязательной дисциплины.

Правосознание может влиять на процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их. В странах с богатыми правовыми традициями уровень правосознания и правовой культуры очень высок, что является примером цивилизованного механизма законного регулирования, стабильного общества.

Готовые работы на аналогичную тему

На практике выделяют следующие основные функции правосознания:

  1. Познавательная - расширение юридических знаний и кругозора.
  2. Оценочная – оценивание действия права с различных сторон на основе целей и практики (власти, народа, различных социальных групп общества).
  3. Регулятивная – применение юридических знаний на практике, действуя на основе правовых установок и ценностно-законных ориентаций.
  4. Когнитивная (познавательная) функция правосознания - это совокупность юридических знаний в отношении роли права в жизни каждого человека и общества. Объединение общественной теории и практики, наработанной в области юриспруденции, позволяет понять сущность и природу права, подробно изучить правовую действительность. Изучая юридическую действительность, общество проявляет свое особенное отношение к ней, что является оценочной функцией правосознания.

Оценочный характер правосознания определяет суть необходимых для определенного общества действующих норм права. Правосознание вырабатывает необходимое отношение к соблюдению действующих норм права. Правосознание воплощает взгляды, представления, убеждения относительно сущности и характера правовых институтов в обществе.

Правосознание регулирует правотворческую деятельность в процессе реализации права. Повышение уровня правосознания обеспечивает законность и правопорядок.

Правосознание - это особенная часть правовой жизни общества в государстве, возникшее и сформированное в течение всей человеческой истории. Как на форму общественного сознания, на правосознание оказывает воздействие несколько факторов: экономические, социально-политические, правовые, культурные. Правосознание базируется на взаимодействии политического сознания с моралью, искусством, религией, философией, наукой.

Виды правосознания

Правосознание классифицируют, исходя из рассматриваемого объекта правосознания.

В зависимости от объектов правосознание делят на:

  • индивидуальное;
  • коллективное;
  • общественное.

Правосознание индивида формируется под влиянием различных личных, жизненных ситуаций и отношений, в которые он оказывается в результате присущих ему психофизиологических особенностей. На правосознание отдельной личности оказывает влияние социальное положение, уровень культуры, образования и т.п.

Коллективное правосознание отражает правовые ориентиры определенной социальной группы. Единство интересов всего коллектива, определенное влияние лидеров обусловливают общее восприятие действующих норм права, одинаковое видение эффективных норм.

Взаимодействие правосознания и права имеет сложную структуру. Правовые нормы и применение их на практике оказывают влияние на формирование отношения к данному действующему праву. Уровень правосознания отражается на характере правотворческой деятельности и применения права на практике.

Правовые идеи - это источник правотворческой деятельности в народных массах. Разрабатывая правовую норму, законотворец руководствуется своим правосознанием и обязательно учитывает уровень правосознания общества. В тоже время от правосознания индивида зависит его восприятие законодательства. Высокий уровень правосознания граждан - гарантия того, что цели правовой нормы законодательства восприняты адекватно.

Роль правосознания в жизни общества

Правосознание - основной фактор, необходимый для создания норм. Правовые нормы создаются правотворческими органами в процессе анализа поведения общества и применения действующих норм. Для формирования юридических норм, народные интересы и потребности проходят сознательный анализ индивидов, которые являются право творцами. Соответственно, уровень качества правовых норм (соответствие потребностям общества и его развития) тесно связано с уровнем правосознания создателей правовых нормы.

Правосознание - это важнейшее условие правильной реализации правовых норм. Все требования в нормах права обращены к правосознанию индивида. Такие требования реализуются с помощью сознательной волевой деятельности человека. Уровень правосознания граждан государства отвечает за уровень точности развития исполнения предписаний правовых норм. Таким образом, развитие правосознания обеспечивает добровольное осознанное применения правовых требований. Правосознание является важнейшим фактором развития законодательства, правопорядка.

Регулятивная функция правосознания воздействует на все отрасли жизненных процессов общества и государства, способствует консолидации граждан всех социальных групп, оказывает влияние на целостность общества и поддерживает порядок в нем.

Положительное правосознание общества, уважение закона членами этого общества являются залогом формирования крепкого государства с эффективной политической и правовой системами. На положительном правосознании основывается принцип соблюдения договоров, принятых на себя обязанностей, что позволяет регулировать общественные отношения, законами государства, требуя строгое соблюдение правовых норм, всеми субъектами права, возлагая ответственность за нарушение законов.

Правовое сознание активно влияет на регулирование всех многообразных жизненных процессов в государстве и обществе, способствует консолидации общества, и его социальных групп, укреплению целостности общества, порядка в нем.

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми. Правосознание является одной из приоритетной составляющей теоретической конструкцией ("теоретическим телом" (Ю.М.Дмитриенко) более сложных форм правового сознания (например, религиозного, политического, национального и др.), которые чаще всего реально существуют и функционируют в правовой действительности.

Содержание

Термин

Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.

Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.

Структура правосознания

  • Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.
  • Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.
  • Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.
  • Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).
  • Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

  • Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.
  • Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.
  • Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.
  • Массовое — правосознание обширных масс людей.
  • Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).


Структура правосознания: 1. Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. 2. Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. 3. Третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности

  • Обыденное правосознание — правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой.
  • Теоретическое (научное) правосознание — формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.
  • Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

Функции правосознания

  • Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.
  • Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.
  • Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.
  • Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Правосознание и право

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот — во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии — стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативно-правовых актов.

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

Читайте также: