Что делает заместитель директора

Обновлено: 04.07.2024

1.1. Заместитель управляющего директора предприятия относится к категории руководителей, назначается на должность и увольняется с нее приказом генерального директора предприятия.

1.2. На должность заместителя управляющего директора назначается лицо, имеющее высшее про­фессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

1.3.Заместитель управляющего директора непосредственно подчиняется управляющему директору.

1.4. В своей деятельности Заместитель управляющего директора руководствуется:

  • законодательными и нормативными документами, регламентирующими производст­венно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия;
  • методическими материалами, касающимися деятельности предприятия;
  • уставом предприятия;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • стандартами менеджмента качества (СМК).

1.5. Заместитель управляющего директора должен знать:

  • законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производствен­но-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия, постанов­ления федеральных, региональных и местных органов государственной власти и управления;
  • профиль, специализацию и особенности структуры предприятия;
  • производственные мощности и кадровые ресурсы предприятия;
  • технологию производства продукции предприятия;
  • налоговое и экологическое законодательство;
  • рыночные методы хозяйствования и управления предприятием;
  • порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров;
  • конъюнктуру рынка;
  • научно-технические достижения и передовой опыт в соответствующей отрасли производства;
  • управление экономикой и финансами предприятия, организацию производства и труда;
  • порядок разработки и заключения, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений;
  • трудовое законодательство;
  • правила и нормы охраны труда.

1.6. Во время отсутствия заместителя управляющего директора его должностные обязанности вы­полняет в установленном порядке назначаемый сотрудник, который несет полную от­ветственность за качественное, эффективное и своевременное их выполнение.

II. ФУНКЦИИ

На заместителя управляющего директора возлагаются следующие функции:

2.1. Общее руководство производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

2.2.Организация взаимодействия всех структурных подразделений, цехов и производ­ственных единиц.

2.3. Обеспечение выполнения всех принимаемых предприятием обязательств.

2.4. Создание условий для внедрения новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда.

2.5. Принятие мер по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на предприятии.

2.6. Контроль за соблюдением законов РФ в деятельности предприятия.

III. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Для выполнения возложенных на него функций, заместитель управляющего директора обязан:

3.1. Руководить в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, несет всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

3.2. Организовывать работу и эффективное взаимодействие всех структурных подраз­делений, цехов и производственных единиц, направлять их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности производимой продукции, в соответствии с СМК.

3.3. Организовывать производственно-хозяйственную деятельность на основе широ­кого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, научно-обоснованных нормативов материальных, финансовых и тру­довых затрат, экономической эффективности ее производства, рационального использования про­изводственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов.

3.4. Принимать меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созда­нию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды.

3.5. Обеспечивать правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, мате­риальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива.

3.6. Способствовать развитию трудовой мотивации, инициативы и активности рабочих и слу­жащих предприятия.

3.7. Решать вопросы, касающиеся производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в пределах предоставленных ему законода­тельством прав, поручать ведение отдельных направлений деятельности другим должно­стным лицам, руководителям производственных единиц, а также функциональных и производственных подразделений.

3.8. Обеспечивать соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществле­нии его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для фи­нансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений, обеспечения инвестиционной привлекательности предприятия в целях поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности.

IV. ПРАВА

Заместитель управляющего директора имеет право:

4.1. Представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти и управления.

4.2. Действовать от имени предприятия, с согласования руководства.

4.3. Распоряжаться средствами и имуществом предприятия с соблюдением требова­ний соответствующих нормативных актов и выданной доверенности.

4.4. В установленных законодательством пределах определять объем и порядок за­щиты сведений, составляющих конфиденциальную информацию.

V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Заместитель управляющего директора несет ответственность:

5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей; за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонаруше­ния; за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим тру­довым законодательством Российской Федерации.

5.2. За последствия принятых им решений, выходящих за пределы его полномочий, установленных законодательством, уставом предприятия, иными нормативными правовы­ми актами. Заместитель управляющего директора не освобождается от ответственности за влекущие ответственность действия, произведенные лицами, которым он делегировал свои права.

5.3. За недобросовестное использование имущества и средств предприятия в собст­венных интересах или противоречащих интересам руководства предприятия.


Заместитель директора встает на должность после подписания директором организации соответствующего приказа. Должность может занимать любое лицо с высшим профессиональным образованием по соответствующему профилю и опытом работы более пяти лет в качестве руководителя.

Чем должен руководствоваться заместитель директора на своей должности?

Чтобы качественно осуществлять свою деятельность, заместитель директора должен руководствоваться следующим:

  • Нормативная документация;
  • Правила, установленные действующими законодательными актами;
  • Устав предприятия;
  • Внутренний распорядок предприятия, обеспечивающий грамотное и правильное исполнение обязанностей заместителя директора;
  • Приказы и распоряжения;
  • Должностная инструкция.

Существуют различные системы оплаты труда, а какую именно выбрать? Повременная система оплаты труда: формула и основные виды зарплат поможет вам в этом разобраться.

Как внести изменения в должностную инструкцию.

Как внести изменения в должностную инструкцию?

Перечень знаний, необходимых заместителю директора

Чтобы во время работы не возникало дополнительных сложностей, заместитель директора обязан знать:

  • Нормы существующего законодательства.
  • Постановления и предписания к основным законодательным актам, на которых основывается деятельность компании.
  • Будущие перспективы развития организации для конкретной отрасли.
  • Особенности и требования разных органов государственной власти, регулирующих и контролирующих работу компании.
  • Основные требования и порядок оформления документов, бизнес-планов в сфере деятельности организации.
  • Особенности управления персоналом.

Что входит в должностные обязанности заместителя директора?

Заместитель директора должен осуществлять контроль деятельности компании в двух сферах: хозяйственной и финансовой.

Он обязан обеспечивать стабильную и качественную работу всех имеющихся отделов, чтобы добиться оптимального использования финансовых и материальных средств и увеличить прибыль предприятия.

Хотите понять платят ли вам черную зарплату? Статья Что такое черная зарплата? даст вам ответ.

В обязанности заместителя директора входит улучшение экономических показателей организации, укрепление и постепенное расширение деятельности компании.


При отсутствии директора на рабочем месте все его обязанности переходят к заместителю. Он должен осуществлять переговоры с партнерами, проводить мероприятия, способствующие расширению возможностей компании.

Что такое должностная инструкция?

Под должностной инструкцией понимают документ, в рамках которого регламентируется деятельность и обязанности сотрудника.


В ней указано, решение каких вопросов входит в рамки обязанностей заместителя директора, где ограничиваются его полномочия и на основании каких требований должна выполняться его работа.

Что такое должностная инструкция?

Что такое должностная инструкция?

Необходим бизнес-план для открытия службы по доставке пиццы – подробная информация содержится в статье по этой ссылке.

В состав должностной инструкции входит четыре раздела:

  • Общие положения;
  • Обязанности;
  • Права;
  • Ответственность.


В том же разделе описаны требования к претенденту, кто приобретает его права если сотрудник не присутствует на месте. Знания и умения заместителя директора, которыми он должен руководствоваться в своей работе, также прописаны в должностной инструкции.


Обязанности и ответственность могут различаться в зависимости от отрасли, в которой работает организация. В качестве примера можно рассмотреть работу заместителя директора по общим вопросам, в обязанности которого входит хозяйственное обслуживание компании.

В рамках своей работы сотрудник подписывает договора в хозяйственной области и осуществляет контроль за их исполнением. Он должен следить за предоставлением работникам фирмы комфортных условий, за выполнением ими норм пожарной безопасности.

Что такое расходный кассовый ордер? Подробный ответ вы найдете тут.

В свою очередь заместитель директора по производственной работе должен следить за выпуском качественной продукции, внедрением новых технологий и использованием инновационного оборудования.

Заместитель директора по воспитательной работе обеспечивает организацию внеклассных мероприятий по воспитанию школьников.

Правила оформления должностной инструкции


Должностная инструкция – главный документ, в соответствии с которым осуществляется деятельность сотрудника. Для каждого сотрудника документ вводится в действие подписью руководителя.

Инструкция помогает избежать в будущем споров между работником и руководителем, потому как четко определяет права, рамки ответственности и обязанности.

Зачем нужна должностная инструкция.

Зачем нужна должностная инструкция?

Современным законодательством не предусмотрено обязательное введение инструкции для сотрудников, кроме фармацевтических и охранных фирм. Целесообразным считается составление должностной инструкции, если в трудовом договоре нет подробного описания охвата деятельности заместителя директора.

Составление инструкции происходит на предприятии или за помощью обращаются в специализированное агентство.

Какие обязанности у главного энергетика? Об этом вы узнаете здесь.

Должностная инструкция относится к категории распорядительно-организационных документов, поэтому ее форма унифицирована и должна соответствовать ГОСТ 6.30-2003. Согласно указанному нормативному акту документ обязательно должен иметь:


В теле документа обязательно должны быть указаны общие положения, требования к сотруднику, претендующему на должность, обязанности, права, ответственность. Последние три пункта расписываются в мельчайших подробностях.

Особенности должностной инструкции заместителя по общим вопросам

На крупных предприятиях руководители имеют не одного заместителя, а несколько, чтобы каждый успевал качественно выполнять собственные обязанности.

Должности заместителя директора по общим вопросам не предусмотрено в справочнике должностей, утвержденном еще в 1998 году, но это не означает, что ее нельзя определять на предприятии. На практике известно другое название этой профессии – завхоз.

Работник ведет себя по-хамски и вы не знаете, что с этим делать? Ответ на своей вопрос вы найдете в статье Как правильно составить докладную о некорректном и хамском поведении работника?


В должностной инструкции также должны содержаться основные пункты, предусмотренные ГОСТ, но обязанности и ответственность будут отличаться. Такой заместитель чаще не имеет право представлять интересы организации, а рамки его обязанностей ограничиваются только заключением договоров в области хозяйственной деятельности.

В некоторых случаях инструкцию прилагают к трудовому договору, но чаще всего она является отдельным документом. В любом случае, перед подписью заместитель должен ознакомиться с пунктами, прописанными в документе.

В случае, когда инструкция выступает как приложение к трудовому договору важно учитывать следующее:

  • На руках у заместителя должна находиться копия инструкции;
  • Любое изменение оформляется, как дополнительное соглашение к уже имеющемуся договору.

Посмотрите интервью с заместителем директора и вам станет понятнее, чем именно он занимается:

Одной из ключевых фигур в корпорации является заместитель генерального директора. Правая рука главного лица не может иметь размытые полномочия, поэтому необходима должностная инструкция с четко определенным перечнем функций, прав и ответственности. Содержание такого документа напрямую связано с направлением работы руководителя. Заместители по финансам, экономике, по безопасности или развитию будут иметь разные обязанности и функционал.

Должностная инструкция заместителя генерального директора: значение и порядок разработки

должностная инструкция заместителя генерального директора

Инструкция разрабатывается сотрудником отдела кадров после подписания трудового договора как приложение к нему или отдельный документ. Она представляет собой важный правовой акт, отражающий положение сотрудника в организационной структуре, его права и обязанности.

Информационной базой для составления инструкции является Квалификационный справочник должностей. Инструкция, как правило, содержит:

  • перечень требований к профессиональной подготовке (квалификационные требования);
  • функции сотрудника, трудовые обязанности;
  • знания и методы, на которые специалист будет опираться в работе.

Содержание инструкции

заместитель генерального директора инструкция

Должностная инструкция заместителя генерального директора включает в себя права и условия работы. В некоторых документах присутствуют разделы: "Должен знать", "Общие", "Заключительные положения" и другие.

Повсеместно принятыми являются следующие требования к квалификации руководителя: высшее образование, трудовой стаж, опыт работы на управленческой должности.

Первый раздел ("Общие положения") характеризует место специалиста в структуре компании. Заместитель напрямую подчиняется гендиректору, назначается и снимается им с должности по мере необходимости.

Трудовые обязанности

обязанности заместителя генерального директора

В обязанности заместителя генерального директора входит знание законов РФ и нормативных актов предприятия. Кроме того, знание гражданской, трудовой, финансовой, налоговой и других основ законодательства.

  • законы, регулирующие деятельность фирмы в сфере финансов, экономики
  • планирование и контроль деятельности предприятия в разных сферах
  • род деятельности организации, ее организационную структуру, миссию, стратегию, показатели производственных мощностей и этапы производства
  • управление ресурсоснабжением (обеспечение эффективного применения ресурсов в пределах норм)
  • процесс планирования по всем направлениям деятельности: производство, финансы, экономика, кадры
  • контроль над коллективным соблюдением дисциплины, выполнением правил техники безопасности
  • требования, связанные с заключением договоров
  • переговоры с физическими и юридическими лицами на период отсутствия высшего руководства

Роль заместителя как руководителя

Первый заместитель генерального директора становится связующим элементом между менеджером институционального звена и остальным трудовым коллективом, что накладывает отпечаток на всю его деятельность. Он обязан не только ставить работников в известность обо всех распоряжениях и приказах вышестоящего руководства, но и обеспечивать их выполнение. Для директора его заместитель является обратной связью с сотрудниками, информирует о проблемных ситуациях в работе фирмы и мерах, принятых для их решения.

первый заместитель генерального директора

Кроме обязательств должны быть предусмотрены права:

  • выступать как лицо организации во время переговоров в рамках компетенции;
  • сообщать гендиректору о нарушениях и предлагать способы для их нейтрализации;
  • требовать от всего управленческого состава предприятия соблюдения правил организационного и технологического характера, запрашивать в отделах документацию и данные, требуемые для исполнения своих трудовых обязанностей;
  • распоряжаться и отдавать указания подчиненным согласно своим полномочиям, определять их функции и служебные обязанности, участвовать в разработке приказов, инструкций, договоров и других документов.

Ответственность наступает при халатном отношении к своим функциям, нарушении приказов, утвержденных инструкций и правил.

Функционал заместителя по экономическим вопросам

заместитель генерального директора по экономике

Заместитель генерального директора по экономике является одной из ключевых фигур в корпорации. Главные его задачи – это планирование, организация и контроль экономической деятельности фирмы. Они зависят от стратегии и степени развития предприятия.

Масштабная организация с большим оборотом и перспективами не может обойтись без управленцев в такой сфере, как финансы. Как правило, заместитель координирует работу экономического отдела и бухгалтерии, в некоторых случаях - работу других отделов.

Качественная должностная инструкция способствует адекватному и детальному пониманию своих функций. Она помогает подобрать на эту ответственную должность действительно подходящего специалиста.

Содержание должностной инструкции заместителя по экономическим вопросам

  • нормативной базы финансовой и экономической деятельности предприятия
  • координацию деятельности отделов по разработке стратегических планов
  • анализа финансового состояния
  • планирование и контроль хозяйственных показателей
  • специфики и этапов планирования, разработки нормативных документов
  • анализ результатов и проведение мероприятий по улучшению финансовой деятельности предприятия, внедрение современных методов работы
  • организации производства, перспектив развития фирмы и отрасли в целом
  • участие в разработке штатного расписания, коллективного договора, тарификации
  • совершенствование планирования экономических показателей отделов
  • контроль рационального применения ресурсов
  • совершенствование производства, антикризисное управление

Квалификационные требования для заместителя по экономике

Квалификационные требования для управленцев в крупных компаниях с мировым именем включают в себя знание международных стандартов финансовой отчетности, английского языка, наличие дополнительного образования, например степени MBA, сертификатов CFA, CPA.

Специалисты по экономике и финансам в разных фирмах никогда не решают одни и те же задачи. Их функции разнообразны: от рутинного управления финансовой сферой до привлечения инвестиций, выпуска ценных бумаг.

Для успешного выполнения служебных обязательств от замдиректора по экономике требуется наличие управленческих и лидерских качеств, коммуникабельности. Необходимо присутствие умения влиять и убеждать, успешно взаимодействовать с партнерами, принимать управленческие решения, работать в команде.

Заместитель директора по стратегическому развитию

Заместитель генерального директора по развитию занимается планированием деятельности корпорации на перспективу. Формулирование миссии предприятия, целей и задач, определение успешной политики является прерогативой стратегического менеджера. Все это обуславливает наличие определенных квалификационных требований: высшее образование (экономическое, юридическое) и управленческий опыт, желательно в качестве стратегического менеджера.

заместитель генерального директора по развитию

Специалист по развитию должен знать теорию управления, маркетинг, экономику, стратегический, финансовый и инновационный менеджмент.

Содержание должностной инструкции заместителя по стратегическому развитию

К его основным должностным функциям относят:

  • планирование политики развития организации, мониторинг производственных процессов, анализ показателей;
  • разработку и реализацию новых проектов развития (направлений бизнеса, выходов на новые рынки, модернизации), подготовку документации, связанной с реализацией новых программ;
  • назначение ответственных по выполнению планов развития, организацию и контроль совместной работы отделов над проектами.

Разработка антикризисных мероприятий, корректировка планов в нестандартных ситуациях также является обязанностью заместителя по развитию. Менеджер по развитию имеет право использовать и запрашивать любую информацию о работе фирмы у руководителей отделов. Он формулирует предложения для оптимизации рабочих процессов, издает распоряжения, связанные с выполнением стратегических планов.

заместитель генерального директора

Наличие заместителя директора по стратегическому менеджменту и развитию, по экономике является прерогативой крупных развивающихся компаний, ставящих перед собой высокие цели и задачи.

Одну из ведущих и значимых должностей в организации занимает заместитель генерального директора. Инструкция призвана стать для него надежной опорой в работе, независимо от объема его функциональных обязанностей.

Должностная инструкция заместителя директора – документ, регламентирующий трудовые взаимоотношения сторон. От того, насколько грамотно и подробно составлена инструкция зависит, насколько качественной будет работа сотрудника. Именно поэтому подходить к составлению данного документа необходимо со всей ответственностью.

Должностная инструкция заместителя директора

Как составить: общие положения

В первом разделе должностной инструкции замдиректора прописывается:

  • к какой категории сотрудников заместитель принадлежит (к категории руководителей);
  • кому он подчиняется (руководителю организации);
  • как принимается на работу и увольняется с нее (приказом директора);
  • каким образованием и опытом работы он должен обладать (высшим профильным образованием и стажем работы на аналогичных должностях);
  • кому переходят его должностные обязанности, права и ответственность на время отсутствия на рабочем месте (уполномоченному должностному лицу, назначенному приказом руководителя предприятия).

В качестве отдельного списка следует прописать, какими документами в своей профессиональной деятельности заместитель директора должен руководствоваться, например:

  • нормативной документацией, касающейся его работы;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • распоряжениями и приказами директора;
  • действующей должностной инструкцией;
  • Уставом предприятия.

Для успешной работы заместителю руководителя необходимо знание:

  • нормативно-правовой документации, определяющей хозяйственную, производственную и финансово-экономическую деятельность организации;
  • используемого оборудования, возможностей производственных мощностей и кадровых ресурсов;
  • основ технологии производства выпускаемой продукции;
  • налогового, гражданского, хозяйственного и трудового законодательства;
  • порядка составления и согласования планов деятельности организации;
  • рыночных методов хозяйствования и управления компании;
  • порядка заключения и исполнения договоров;
  • спроса и предложения сегмента рынка, в котором работает предприятие;
  • норм делового общения и этикета;
  • правил внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности.

Должностные обязанности: на что имеет право заместитель директора и его ответственность

Обязанности замдиректора в должностной инструкции и содержание других положений могут отличаться в зависимости от специализации руководителя.

Например, заместитель директора по общим вопросам:

  • организует работу по обеспечению хозяйственного обслуживания предприятия;
  • принимает участие в заключении договоров и контролирует их выполнение;
  • обеспечивает создание комфортных и безопасных условий труда для подчиненных;
  • контролирует соблюдение персоналом норм производственной санитарии и правил пожарной безопасности.

Заместитель руководителя по производству:

  • обеспечивает своевременный выпуск качественной продукции;
  • оказывает содействие внедрению новейших систем ведения производства.

В то же время основными задачами заместителя директора по воспитательной работе являются руководство воспитательным процессом и организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися, а замдиректора по учебной работе – обеспечение выполнения учебных планов и программ и ведение контроля за работой педагогического коллектива.

Работодатель вправе составлять текст должностной инструкции по собственному усмотрению, главное при этом — чтобы документ не противоречил действующему законодательству, а сотрудник был ознакомлен со всеми внесенными в инструкцию правками.

Права заместителя директора зачастую являются стандартными и включают в себя возможность:

  • подписания установленной документации;
  • действия по доверенности от имени предприятия;
  • представления по доверенности и распоряжению руководителя интересов предприятия во взаимоотношениях с органами государственной власти, контрагентами и другими структурами управления;
  • требования от подразделений предприятия представления сведений и материалов, необходимых для выполнения собственных должностных обязанностей;
  • осуществления проверки деятельности подразделений предприятия, направленной на повышение эффективности;
  • направление директору предложений о поощрении сотрудников подразделений за высокие показатели эффективности и о взыскании за нарушение требований в части экономики и организации производства;
  • выдвижение рационализаторских предложений в отношении деятельности предприятия.

Отдельным разделом прописывается зона ответственности сотрудника. Как правило, замдиректора отвечает за:

Читайте также: