Что делает заместитель директора
Обновлено: 04.07.2024
1.1. Заместитель управляющего директора предприятия относится к категории руководителей, назначается на должность и увольняется с нее приказом генерального директора предприятия.
1.2. На должность заместителя управляющего директора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
1.3.Заместитель управляющего директора непосредственно подчиняется управляющему директору.
1.4. В своей деятельности Заместитель управляющего директора руководствуется:
- законодательными и нормативными документами, регламентирующими производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия;
- методическими материалами, касающимися деятельности предприятия;
- уставом предприятия;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- настоящей должностной инструкцией;
- стандартами менеджмента качества (СМК).
1.5. Заместитель управляющего директора должен знать:
- законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия, постановления федеральных, региональных и местных органов государственной власти и управления;
- профиль, специализацию и особенности структуры предприятия;
- производственные мощности и кадровые ресурсы предприятия;
- технологию производства продукции предприятия;
- налоговое и экологическое законодательство;
- рыночные методы хозяйствования и управления предприятием;
- порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров;
- конъюнктуру рынка;
- научно-технические достижения и передовой опыт в соответствующей отрасли производства;
- управление экономикой и финансами предприятия, организацию производства и труда;
- порядок разработки и заключения, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений;
- трудовое законодательство;
- правила и нормы охраны труда.
1.6. Во время отсутствия заместителя управляющего директора его должностные обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый сотрудник, который несет полную ответственность за качественное, эффективное и своевременное их выполнение.
II. ФУНКЦИИ
На заместителя управляющего директора возлагаются следующие функции:
2.1. Общее руководство производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.
2.2.Организация взаимодействия всех структурных подразделений, цехов и производственных единиц.
2.3. Обеспечение выполнения всех принимаемых предприятием обязательств.
2.4. Создание условий для внедрения новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда.
2.5. Принятие мер по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на предприятии.
2.6. Контроль за соблюдением законов РФ в деятельности предприятия.
III. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Для выполнения возложенных на него функций, заместитель управляющего директора обязан:
3.1. Руководить в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, несет всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.
3.2. Организовывать работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и производственных единиц, направлять их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности производимой продукции, в соответствии с СМК.
3.3. Организовывать производственно-хозяйственную деятельность на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, научно-обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, экономической эффективности ее производства, рационального использования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов.
3.4. Принимать меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды.
3.5. Обеспечивать правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива.
3.6. Способствовать развитию трудовой мотивации, инициативы и активности рабочих и служащих предприятия.
3.7. Решать вопросы, касающиеся производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в пределах предоставленных ему законодательством прав, поручать ведение отдельных направлений деятельности другим должностным лицам, руководителям производственных единиц, а также функциональных и производственных подразделений.
3.8. Обеспечивать соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществлении его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений, обеспечения инвестиционной привлекательности предприятия в целях поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности.
IV. ПРАВА
Заместитель управляющего директора имеет право:
4.1. Представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти и управления.
4.2. Действовать от имени предприятия, с согласования руководства.
4.3. Распоряжаться средствами и имуществом предприятия с соблюдением требований соответствующих нормативных актов и выданной доверенности.
4.4. В установленных законодательством пределах определять объем и порядок защиты сведений, составляющих конфиденциальную информацию.
V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Заместитель управляющего директора несет ответственность:
5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей; за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения; за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За последствия принятых им решений, выходящих за пределы его полномочий, установленных законодательством, уставом предприятия, иными нормативными правовыми актами. Заместитель управляющего директора не освобождается от ответственности за влекущие ответственность действия, произведенные лицами, которым он делегировал свои права.
5.3. За недобросовестное использование имущества и средств предприятия в собственных интересах или противоречащих интересам руководства предприятия.
Заместитель директора встает на должность после подписания директором организации соответствующего приказа. Должность может занимать любое лицо с высшим профессиональным образованием по соответствующему профилю и опытом работы более пяти лет в качестве руководителя.
Чем должен руководствоваться заместитель директора на своей должности?
Чтобы качественно осуществлять свою деятельность, заместитель директора должен руководствоваться следующим:
- Нормативная документация;
- Правила, установленные действующими законодательными актами;
- Устав предприятия;
- Внутренний распорядок предприятия, обеспечивающий грамотное и правильное исполнение обязанностей заместителя директора;
- Приказы и распоряжения;
- Должностная инструкция.
Существуют различные системы оплаты труда, а какую именно выбрать? Повременная система оплаты труда: формула и основные виды зарплат поможет вам в этом разобраться.
Как внести изменения в должностную инструкцию?
Перечень знаний, необходимых заместителю директора
Чтобы во время работы не возникало дополнительных сложностей, заместитель директора обязан знать:
- Нормы существующего законодательства.
- Постановления и предписания к основным законодательным актам, на которых основывается деятельность компании.
- Будущие перспективы развития организации для конкретной отрасли.
- Особенности и требования разных органов государственной власти, регулирующих и контролирующих работу компании.
- Основные требования и порядок оформления документов, бизнес-планов в сфере деятельности организации.
- Особенности управления персоналом.
Что входит в должностные обязанности заместителя директора?
Заместитель директора должен осуществлять контроль деятельности компании в двух сферах: хозяйственной и финансовой.
Он обязан обеспечивать стабильную и качественную работу всех имеющихся отделов, чтобы добиться оптимального использования финансовых и материальных средств и увеличить прибыль предприятия.
Хотите понять платят ли вам черную зарплату? Статья Что такое черная зарплата? даст вам ответ.
В обязанности заместителя директора входит улучшение экономических показателей организации, укрепление и постепенное расширение деятельности компании.
При отсутствии директора на рабочем месте все его обязанности переходят к заместителю. Он должен осуществлять переговоры с партнерами, проводить мероприятия, способствующие расширению возможностей компании.
Что такое должностная инструкция?
Под должностной инструкцией понимают документ, в рамках которого регламентируется деятельность и обязанности сотрудника.
В ней указано, решение каких вопросов входит в рамки обязанностей заместителя директора, где ограничиваются его полномочия и на основании каких требований должна выполняться его работа.
Что такое должностная инструкция?
Необходим бизнес-план для открытия службы по доставке пиццы – подробная информация содержится в статье по этой ссылке.
В состав должностной инструкции входит четыре раздела:
- Общие положения;
- Обязанности;
- Права;
- Ответственность.
В том же разделе описаны требования к претенденту, кто приобретает его права если сотрудник не присутствует на месте. Знания и умения заместителя директора, которыми он должен руководствоваться в своей работе, также прописаны в должностной инструкции.
Обязанности и ответственность могут различаться в зависимости от отрасли, в которой работает организация. В качестве примера можно рассмотреть работу заместителя директора по общим вопросам, в обязанности которого входит хозяйственное обслуживание компании.
В рамках своей работы сотрудник подписывает договора в хозяйственной области и осуществляет контроль за их исполнением. Он должен следить за предоставлением работникам фирмы комфортных условий, за выполнением ими норм пожарной безопасности.
Что такое расходный кассовый ордер? Подробный ответ вы найдете тут.
В свою очередь заместитель директора по производственной работе должен следить за выпуском качественной продукции, внедрением новых технологий и использованием инновационного оборудования.
Заместитель директора по воспитательной работе обеспечивает организацию внеклассных мероприятий по воспитанию школьников.
Правила оформления должностной инструкции
Должностная инструкция – главный документ, в соответствии с которым осуществляется деятельность сотрудника. Для каждого сотрудника документ вводится в действие подписью руководителя.
Инструкция помогает избежать в будущем споров между работником и руководителем, потому как четко определяет права, рамки ответственности и обязанности.
Зачем нужна должностная инструкция?
Современным законодательством не предусмотрено обязательное введение инструкции для сотрудников, кроме фармацевтических и охранных фирм. Целесообразным считается составление должностной инструкции, если в трудовом договоре нет подробного описания охвата деятельности заместителя директора.
Составление инструкции происходит на предприятии или за помощью обращаются в специализированное агентство.
Какие обязанности у главного энергетика? Об этом вы узнаете здесь.
Должностная инструкция относится к категории распорядительно-организационных документов, поэтому ее форма унифицирована и должна соответствовать ГОСТ 6.30-2003. Согласно указанному нормативному акту документ обязательно должен иметь:
В теле документа обязательно должны быть указаны общие положения, требования к сотруднику, претендующему на должность, обязанности, права, ответственность. Последние три пункта расписываются в мельчайших подробностях.
Особенности должностной инструкции заместителя по общим вопросам
На крупных предприятиях руководители имеют не одного заместителя, а несколько, чтобы каждый успевал качественно выполнять собственные обязанности.
Должности заместителя директора по общим вопросам не предусмотрено в справочнике должностей, утвержденном еще в 1998 году, но это не означает, что ее нельзя определять на предприятии. На практике известно другое название этой профессии – завхоз.
Работник ведет себя по-хамски и вы не знаете, что с этим делать? Ответ на своей вопрос вы найдете в статье Как правильно составить докладную о некорректном и хамском поведении работника?
В должностной инструкции также должны содержаться основные пункты, предусмотренные ГОСТ, но обязанности и ответственность будут отличаться. Такой заместитель чаще не имеет право представлять интересы организации, а рамки его обязанностей ограничиваются только заключением договоров в области хозяйственной деятельности.
В некоторых случаях инструкцию прилагают к трудовому договору, но чаще всего она является отдельным документом. В любом случае, перед подписью заместитель должен ознакомиться с пунктами, прописанными в документе.
В случае, когда инструкция выступает как приложение к трудовому договору важно учитывать следующее:
- На руках у заместителя должна находиться копия инструкции;
- Любое изменение оформляется, как дополнительное соглашение к уже имеющемуся договору.
Посмотрите интервью с заместителем директора и вам станет понятнее, чем именно он занимается:
Одной из ключевых фигур в корпорации является заместитель генерального директора. Правая рука главного лица не может иметь размытые полномочия, поэтому необходима должностная инструкция с четко определенным перечнем функций, прав и ответственности. Содержание такого документа напрямую связано с направлением работы руководителя. Заместители по финансам, экономике, по безопасности или развитию будут иметь разные обязанности и функционал.
Должностная инструкция заместителя генерального директора: значение и порядок разработки
Инструкция разрабатывается сотрудником отдела кадров после подписания трудового договора как приложение к нему или отдельный документ. Она представляет собой важный правовой акт, отражающий положение сотрудника в организационной структуре, его права и обязанности.
Информационной базой для составления инструкции является Квалификационный справочник должностей. Инструкция, как правило, содержит:
- перечень требований к профессиональной подготовке (квалификационные требования);
- функции сотрудника, трудовые обязанности;
- знания и методы, на которые специалист будет опираться в работе.
Содержание инструкции
Должностная инструкция заместителя генерального директора включает в себя права и условия работы. В некоторых документах присутствуют разделы: "Должен знать", "Общие", "Заключительные положения" и другие.
Повсеместно принятыми являются следующие требования к квалификации руководителя: высшее образование, трудовой стаж, опыт работы на управленческой должности.
Первый раздел ("Общие положения") характеризует место специалиста в структуре компании. Заместитель напрямую подчиняется гендиректору, назначается и снимается им с должности по мере необходимости.
Трудовые обязанности
В обязанности заместителя генерального директора входит знание законов РФ и нормативных актов предприятия. Кроме того, знание гражданской, трудовой, финансовой, налоговой и других основ законодательства.
- законы, регулирующие деятельность фирмы в сфере финансов, экономики
- планирование и контроль деятельности предприятия в разных сферах
- род деятельности организации, ее организационную структуру, миссию, стратегию, показатели производственных мощностей и этапы производства
- управление ресурсоснабжением (обеспечение эффективного применения ресурсов в пределах норм)
- процесс планирования по всем направлениям деятельности: производство, финансы, экономика, кадры
- контроль над коллективным соблюдением дисциплины, выполнением правил техники безопасности
- требования, связанные с заключением договоров
- переговоры с физическими и юридическими лицами на период отсутствия высшего руководства
Роль заместителя как руководителя
Первый заместитель генерального директора становится связующим элементом между менеджером институционального звена и остальным трудовым коллективом, что накладывает отпечаток на всю его деятельность. Он обязан не только ставить работников в известность обо всех распоряжениях и приказах вышестоящего руководства, но и обеспечивать их выполнение. Для директора его заместитель является обратной связью с сотрудниками, информирует о проблемных ситуациях в работе фирмы и мерах, принятых для их решения.
Кроме обязательств должны быть предусмотрены права:
- выступать как лицо организации во время переговоров в рамках компетенции;
- сообщать гендиректору о нарушениях и предлагать способы для их нейтрализации;
- требовать от всего управленческого состава предприятия соблюдения правил организационного и технологического характера, запрашивать в отделах документацию и данные, требуемые для исполнения своих трудовых обязанностей;
- распоряжаться и отдавать указания подчиненным согласно своим полномочиям, определять их функции и служебные обязанности, участвовать в разработке приказов, инструкций, договоров и других документов.
Ответственность наступает при халатном отношении к своим функциям, нарушении приказов, утвержденных инструкций и правил.
Функционал заместителя по экономическим вопросам
Заместитель генерального директора по экономике является одной из ключевых фигур в корпорации. Главные его задачи – это планирование, организация и контроль экономической деятельности фирмы. Они зависят от стратегии и степени развития предприятия.
Масштабная организация с большим оборотом и перспективами не может обойтись без управленцев в такой сфере, как финансы. Как правило, заместитель координирует работу экономического отдела и бухгалтерии, в некоторых случаях - работу других отделов.
Качественная должностная инструкция способствует адекватному и детальному пониманию своих функций. Она помогает подобрать на эту ответственную должность действительно подходящего специалиста.
Содержание должностной инструкции заместителя по экономическим вопросам
- нормативной базы финансовой и экономической деятельности предприятия
- координацию деятельности отделов по разработке стратегических планов
- анализа финансового состояния
- планирование и контроль хозяйственных показателей
- специфики и этапов планирования, разработки нормативных документов
- анализ результатов и проведение мероприятий по улучшению финансовой деятельности предприятия, внедрение современных методов работы
- организации производства, перспектив развития фирмы и отрасли в целом
- участие в разработке штатного расписания, коллективного договора, тарификации
- совершенствование планирования экономических показателей отделов
- контроль рационального применения ресурсов
- совершенствование производства, антикризисное управление
Квалификационные требования для заместителя по экономике
Квалификационные требования для управленцев в крупных компаниях с мировым именем включают в себя знание международных стандартов финансовой отчетности, английского языка, наличие дополнительного образования, например степени MBA, сертификатов CFA, CPA.
Специалисты по экономике и финансам в разных фирмах никогда не решают одни и те же задачи. Их функции разнообразны: от рутинного управления финансовой сферой до привлечения инвестиций, выпуска ценных бумаг.
Для успешного выполнения служебных обязательств от замдиректора по экономике требуется наличие управленческих и лидерских качеств, коммуникабельности. Необходимо присутствие умения влиять и убеждать, успешно взаимодействовать с партнерами, принимать управленческие решения, работать в команде.
Заместитель директора по стратегическому развитию
Заместитель генерального директора по развитию занимается планированием деятельности корпорации на перспективу. Формулирование миссии предприятия, целей и задач, определение успешной политики является прерогативой стратегического менеджера. Все это обуславливает наличие определенных квалификационных требований: высшее образование (экономическое, юридическое) и управленческий опыт, желательно в качестве стратегического менеджера.
Специалист по развитию должен знать теорию управления, маркетинг, экономику, стратегический, финансовый и инновационный менеджмент.
Содержание должностной инструкции заместителя по стратегическому развитию
К его основным должностным функциям относят:
- планирование политики развития организации, мониторинг производственных процессов, анализ показателей;
- разработку и реализацию новых проектов развития (направлений бизнеса, выходов на новые рынки, модернизации), подготовку документации, связанной с реализацией новых программ;
- назначение ответственных по выполнению планов развития, организацию и контроль совместной работы отделов над проектами.
Разработка антикризисных мероприятий, корректировка планов в нестандартных ситуациях также является обязанностью заместителя по развитию. Менеджер по развитию имеет право использовать и запрашивать любую информацию о работе фирмы у руководителей отделов. Он формулирует предложения для оптимизации рабочих процессов, издает распоряжения, связанные с выполнением стратегических планов.
Наличие заместителя директора по стратегическому менеджменту и развитию, по экономике является прерогативой крупных развивающихся компаний, ставящих перед собой высокие цели и задачи.
Одну из ведущих и значимых должностей в организации занимает заместитель генерального директора. Инструкция призвана стать для него надежной опорой в работе, независимо от объема его функциональных обязанностей.
Должностная инструкция заместителя директора – документ, регламентирующий трудовые взаимоотношения сторон. От того, насколько грамотно и подробно составлена инструкция зависит, насколько качественной будет работа сотрудника. Именно поэтому подходить к составлению данного документа необходимо со всей ответственностью.
Как составить: общие положения
В первом разделе должностной инструкции замдиректора прописывается:
- к какой категории сотрудников заместитель принадлежит (к категории руководителей);
- кому он подчиняется (руководителю организации);
- как принимается на работу и увольняется с нее (приказом директора);
- каким образованием и опытом работы он должен обладать (высшим профильным образованием и стажем работы на аналогичных должностях);
- кому переходят его должностные обязанности, права и ответственность на время отсутствия на рабочем месте (уполномоченному должностному лицу, назначенному приказом руководителя предприятия).
В качестве отдельного списка следует прописать, какими документами в своей профессиональной деятельности заместитель директора должен руководствоваться, например:
- нормативной документацией, касающейся его работы;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- распоряжениями и приказами директора;
- действующей должностной инструкцией;
- Уставом предприятия.
Для успешной работы заместителю руководителя необходимо знание:
- нормативно-правовой документации, определяющей хозяйственную, производственную и финансово-экономическую деятельность организации;
- используемого оборудования, возможностей производственных мощностей и кадровых ресурсов;
- основ технологии производства выпускаемой продукции;
- налогового, гражданского, хозяйственного и трудового законодательства;
- порядка составления и согласования планов деятельности организации;
- рыночных методов хозяйствования и управления компании;
- порядка заключения и исполнения договоров;
- спроса и предложения сегмента рынка, в котором работает предприятие;
- норм делового общения и этикета;
- правил внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности.
Должностные обязанности: на что имеет право заместитель директора и его ответственность
Обязанности замдиректора в должностной инструкции и содержание других положений могут отличаться в зависимости от специализации руководителя.
Например, заместитель директора по общим вопросам:
- организует работу по обеспечению хозяйственного обслуживания предприятия;
- принимает участие в заключении договоров и контролирует их выполнение;
- обеспечивает создание комфортных и безопасных условий труда для подчиненных;
- контролирует соблюдение персоналом норм производственной санитарии и правил пожарной безопасности.
Заместитель руководителя по производству:
- обеспечивает своевременный выпуск качественной продукции;
- оказывает содействие внедрению новейших систем ведения производства.
В то же время основными задачами заместителя директора по воспитательной работе являются руководство воспитательным процессом и организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися, а замдиректора по учебной работе – обеспечение выполнения учебных планов и программ и ведение контроля за работой педагогического коллектива.
Работодатель вправе составлять текст должностной инструкции по собственному усмотрению, главное при этом — чтобы документ не противоречил действующему законодательству, а сотрудник был ознакомлен со всеми внесенными в инструкцию правками.
Права заместителя директора зачастую являются стандартными и включают в себя возможность:
- подписания установленной документации;
- действия по доверенности от имени предприятия;
- представления по доверенности и распоряжению руководителя интересов предприятия во взаимоотношениях с органами государственной власти, контрагентами и другими структурами управления;
- требования от подразделений предприятия представления сведений и материалов, необходимых для выполнения собственных должностных обязанностей;
- осуществления проверки деятельности подразделений предприятия, направленной на повышение эффективности;
- направление директору предложений о поощрении сотрудников подразделений за высокие показатели эффективности и о взыскании за нарушение требований в части экономики и организации производства;
- выдвижение рационализаторских предложений в отношении деятельности предприятия.
Отдельным разделом прописывается зона ответственности сотрудника. Как правило, замдиректора отвечает за:
Читайте также: