Как правило две последние процедуры приводят к ликвидации организации должника

Обновлено: 19.05.2024

Ликвидация или реорганизация должника не всегда означает намеренный уход от выплаты банку долгов, но иногда это так. Какие признаки говорят о возможных намеренных действиях должника, что можно предпринять банку для взыскания долгов — давайте разберемся.

1. Признаки недобросовестных действий должника

Обязательства должны выполняться в соответствии с их условиями и требованиями законодательства (ст. 290 ГК). Однако иногда должник игнорирует выполнение требований договора, заключенного с банком, и уклоняется от выплаты долга.

О возможных недобросовестных действиях должника по уходу от погашения задолженности перед банком может свидетельствовать, в частности:

— периодический уход в самоликвидацию и выход из нее;

— реорганизация с созданием новых юридических лиц, которым передаются активы должника;

— сделки с избранными кредиторами в виде зачета, перевода долга и др., в результате которых должник выводит активы из своего оборота;

— продолжение хозяйственной деятельности ликвидатором, когда должник находится в самоликвидации;

— начало самоликвидации, когда есть признаки банкротства.

2. Должник уходит в добровольную ликвидацию

Решение о добровольной ликвидации принимает собственник имущества организации (участник, учредитель), в хозобществе — общее собрание акционеров (п. 1 ст. 57, ч. 1 п. 1 ст. 91, ст. 104 ГК).

Последствие ликвидации организации — прекращение ее деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 57 ГК). С ликвидацией обязательства должника перед банком прекращаются (ст. 389 ГК). Ликвидированной организация является с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении их из этого регистра (п. 22 Положения о ликвидации).

Иногда уход в добровольную ликвидацию обусловлен тем, что собственник видит признаки устойчивой неплатежеспособности и стремится избежать длительной процедуры банкротства. В отличие от процедуры банкротства, когда кредиторам доступны баланс и другие документы должника, в процедуре добровольной ликвидации такой доступ для кредиторов не предусмотрен.

Единого алгоритма действий кредитора для взыскания долга в случае добровольной ликвидации должника нет. Рекомендуем:

— контактировать с ликвидатором. Ликвидатором при наличии кредиторской задолженности могут назначить любое лицо, которое не является собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этой организации и соответствует требованиям, установленным в постановлении N 314 (п. 2 ст. 58 ГК). Ликвидатор обязан письменно уведомлять кредиторов о ликвидации организации (ч. 3 п. 1 ст. 59 ГК).

Справочно
Такую информацию можно самостоятельно отслеживать на сайте журнала Юстиция Беларуси;

— заявить требование кредитора в срок, указанный в сведениях о ликвидации, размещенных в сети Интернет. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с даты размещения сведений о самоликвидации организации в сети Интернет (ч. 2 п. 1 ст. 59 ГК);

— проанализировать вопрос целесообразности предъявления заявления кредитора о банкротстве должника. После утверждения промежуточного ликвидационного баланса банк-кредитор имеет право подать заявление о банкротстве должника в соответствии с ч. 1 ст. 233 Закона N 415-З (ч. 4 ст. 233 Закона N 415-З).

Примечание
Банк-кредитор имеет право подать заявление о банкротстве должника, который начал процедуру добровольной ликвидации, по окончании 3 месяцев с даты получения уведомления должника о нахождении в процессе ликвидации при условии отсутствия уменьшения задолженности перед банком в этот период (ч. 5 ст. 233 Закона N 415-З).

3. Должник реорганизуется

Реорганизация должника — признак того, что у него есть активы, которые передаются новому юридическому лицу. О реорганизации должник обязан письменно уведомить кредиторов (п. 1 ст. 56 ГК). В частности, хозобщество уведомляет кредиторов о реорганизации в течение 30 дней с даты принятия решения о ее проведении (ч. 2 ст. 23 Закона о хозобществах). Воспрепятствовать реорганизации должника банк-кредитор не может. Что еще не может сделать банк-кредитор при реорганизации должника:

— оспорить в судебном порядке реорганизацию. В настоящее время иск об оспаривании реорганизации могут подавать в суд, в частности, госорганы (ч. 4 п. 26 Положения о госрегистрации);

— оспорить факт реорганизации как недействительную сделку, т.к. реорганизация не является сделкой.

Что может сделать банк-кредитор при реорганизации должника:

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Надлежащее осуществление расчетов с кредиторами является необходимым условием ликвидации организации. В настоящей статье будет рассказано о правах и обязанностях ликвидационной комиссии и кредиторов ликвидируемой организации, о порядке погашения текущих и очередных требований кредиторов, о том, в каком случае добровольно ликвидируемая организация признается банкротом, а также о новациях законодательства по данным вопросам.

Выявление кредиторов и порядок расчета с ними

С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим (п. 4 ст. 61 ГК РФ).

Для соблюдения обязанности выявления кредиторов, установленной п. 1 ст. 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия обязана:

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Все требования кредиторов в процессе ликвидации условно можно разделить на четыре группы:

  1. предъявленные в установленный срок кредиторами требования, включенные ликвидационной комиссией в промежуточный ликвидационный баланс;
  2. предъявленные в установленный срок кредиторами требования, не включенные ликвидационной комиссией в промежуточный ликвидационный баланс;
  3. требования кредиторов, предъявленные после истечения установленного срока;
  4. не предъявленные до окончания ликвидации требования кредиторов.

Рассмотрим, как решается судьба указанных групп требований кредиторов в рамках действующего гражданского законодательства.

Предъявленные в установленный срок кредиторами требования включаются в ликвидационный баланс и затем удовлетворяются в очередности в соответствии с ГК РФ. Несмотря на то что окончательное суждение о включении кредиторской задолженности в промежуточный баланс выносит ликвидационная комиссия, пользоваться этим правом ликвидационной комиссии следует с особой осмотрительностью. Согласно правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 13.10.2011 № 7075/11, установленный ст. 61 – 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было доподлинно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим уплаты долга. Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, рассматривается как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица [2] .

Если нарушение прав кредиторов было выявлено после государственной регистрации ликвидации, на основании абз. 2 п. 6 ст. 51 ГК РФ регистрация ликвидации может быть оспорена в суде и быть признана недействительной. Кредитор вправе не оспаривать регистрацию ликвидации должника, а предъявить ликвидационной комиссии к возмещению убытки, вызванные неправомерными действиями ликвидационной комиссии, в порядке, установленном введенными Законом № 99-ФЗ нормами п. 2 ст. 64.1 и ст. 53.1 ГК РФ. Впрочем, и раньше суды не отказывали кредиторам в возмещении убытков (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 № 17044/12 по делу № А76-9442/2011).

Следующая группа требований – это требования, заявленные кредиторами в установленный срок, но не включенные или частично включенные в промежуточный ликвидационный баланс по решению ликвидационной комиссии. Для таких случаев ГК РФ предусмотрена специальная процедура. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица (п. 4 ст. 64 ГК РФ). Данной формулировкой устанавливается обязательный досудебный порядок разрешения спора в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации. Это означает, что кредитор в силу закона обязан предварительно обратиться с соответствующим требованием к ликвидационной комиссии и только отказ удовлетворить заявленные требования либо уклонение от их рассмотрения влечет за собой право на иск к ликвидационной комиссии (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 по делу № А46-15241/2011).

Если на момент составления промежуточного ликвидационного баланса в отношении задолженности имеется не разрешенный судом спор, то в баланс включается та сумма, которая признается ликвидационной комиссией. Такую правовую позицию сформулировал Президиум ВАС в Постановлении от 08.04.2014 № 18558/13: в промежуточный ликвидационный баланс подлежат включению требования, не оспариваемые сторонами как по праву, так и по размеру, иное влечет предоставление в регистрирующий орган ликвидационных балансов, содержащих недостоверные сведения.

На что могут рассчитывать пропустившие установленный срок кредиторы, которых мы условно зачислили в третью группу? Парадоксально, но факт: Законом № 99-ФЗ исключен п. 5 ст. 64 ГК РФ, а именно эта норма разъясняла порядок удовлетворения требований подобных кредиторов. Согласно утратившему силу п. 5 ст. 64 ГК РФ, если кредитор заявил свои требования после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, то они удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. По мнению автора, причиной исключения п. 5 ст. 64 ГК РФ стала техническая ошибка. [3] Считать, что это было сделано сознательно, оснований мало, тем более что смысл п. 5 ст. 64 ГК РФ был ранее разъяснен судебными инстанциями (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 по делу № А46-15241/2011).

И наконец, последняя группа кредиторов, не заявивших своих требований. Если кредитор был надлежащим образом уведомлен о ликвидации должника, но не заявил своих требований, он утрачивает это право с момента исключения организации-должника из ЕГРЮЛ (подобный случай исследовался в Определении ВАС РФ от 01.11.2008 № 14707/08). Таким образом, не предъявленные до окончания ликвидации требования кредиторов никак не влияют на процедуру ликвидации и препятствовать ликвидации должника не могут.

Очередность погашения требований кредиторов при добровольной ликвидации

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия приступает к погашению долгов. При этом ликвидируемая организация продолжает осуществлять какой-то минимум операций, в ходе которых у нее вновь возникают обязательства по заработной плате, налогам, коммунальным платежам, услугам, связанным с процедурой ликвидации. Что делать с такими платежами, было неясно (буквально до настоящего времени). Хотя при добровольной ликвидации предполагается, что средств должно хватить на всех кредиторов, законодательство предусматривает, что в случае выявленной нехватки имущества в отношении организации, ликвидируемой первоначально в добровольном порядке, применяется упрощенная процедура банкротства. Наконец-то данная проблема нашла решение: Закон № 99-ФЗ изменил редакцию абз. 1 ст. 64 ГК РФ и уточнил, что очередные требования удовлетворяются после погашения текущих расходов.

Итак, согласно п. 1 ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди (п. 2 ст. 64 ГК РФ).

На основании п. 5.1 ст. 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица:

  1. требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных ст. 65 ГК РФ, не может быть признано несостоятельным (банкротом) [4] ;
  2. требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
  3. требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано.

Некоторые кредиторы, а именно банки и налоговые органы, пользуясь своим привилегированным положением, пытаются списать средства в свою пользу, минуя установленную ГК РФ очередность. На недопустимость подобной практики не раз указывали суды (Определение ВАС РФ от 09.06.2014 № ВАС-6279/14, постановления ФАС ВСО от 26.09.2013 № А19-1757/2013, ФАС УО от 16.10.2012 № Ф09-9497/12).

Порядок перехода из добровольной ликвидации в процедуру банкротства

В новой редакции ст. 63 ГК РФ более понятно описан порядок перехода из добровольной ликвидации в банкротство.

В соответствии с п. 3 ст. 63 ГК РФ в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом) (абз. 2 п. 4 ст. 63 ГК РФ). Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего (п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве).

Ранее суды (постановления Президиума ВАС РФ от 23.12.2003 № 12026/03 и от 20.04.2004 № 1560/04) также признавали, что нахождение организации в процессе добровольной ликвидации не лишает заявителя-кредитора права ставить вопрос о признании в судебном порядке должника банкротом.

То есть если с заявлением о признании банкротом ликвидируемой организации обращается ликвидационная комиссия, то она обязана доказать, что стоимость имущества должника – юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов. Если же с таким заявлением обращается кредитор, то он доказывать упомянутое обстоятельство не обязан, при этом если уже создана ликвидационная комиссия, то дело о банкротстве такого должника рассматривается по правилам о банкротстве ликвидируемого должника (Определение ВАС РФ от 22.04.2014 № ВАС-4387/14).

Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом (п. 2 ст. 225 Закона о банкротстве). Установление размера требований кредиторов регулируется ст. 71 Закона о банкротстве.

Очередность расчетов с кредиторами при банкротстве

Все требования кредиторов ликвидируемого путем банкротства должника разделяются на две категории: текущие и очередные, –
при этом текущие платежи имеют приоритет. Как отмечалось ранее, с 01.09.2014 для добровольной ликвидации также введено понятие текущих платежей.

Под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве). Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (п. 2 ст. 5 Закона о банкротстве).

Согласно ст. 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь – требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с Законом о банкротстве является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
  • во вторую очередь – требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве;
  • в третью очередь – требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;
  • в четвертую очередь – требования по иным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации морального вреда, а также расчеты по иным установленным Законом о банкротстве требованиям;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.

После расчетов с кредиторами третьей очереди производятся расчеты с кредиторами по удовлетворению требований по сделке, признанной недействительной на основании п. 2 ст. 61.2 и п. 3 ст. 61.3 Закона о банкротстве.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога в порядке, установленном ст. 138 Закона о банкротстве.

Вместо заключения

В целом действующая с 01.09.2014 редакция ГК РФ точнее и логичнее определяет порядок добровольной ликвидации юридических лиц. Пожалуй, единственный минус – это появившаяся в связи с отменой п. 5 ст. 64 ГК РФ неясность в отношении требований, по которым пропущены установленные для обращения кредиторов сроки. Не хочется верить, что права таких кредиторов законодатель хотел как-то ущемить. Ведь остается п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, согласно которому требования с пропущенным сроком обращения удовлетворяются за счет оставшегося имущества. Действуя по аналогии закона согласно п. 1 ст. 6 ГК РФ, можно распространить нормы ст. 142 Закона о банкротстве и на добровольную ликвидацию. Но в любом случае прояснит ситуацию только дальнейшая правоприменительная практика.

[3] Возможно, исключению подлежал п. 4, а не п. 5 ст. 64 ГК РФ, так как в настоящей редакции ГК РФ соседствуют практически одинаковые нормы (п. 4 ст. 64 и п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

[4] Справедливо для юридических лиц, которые не могут быть признаны банкротами. В отношении рассматриваемых нами коммерческих организаций погашение требований кредиторов по причине нехватки имущества возможно только через банкротство ликвидируемой организации.

О. Е. Орлова
эксперт журнала
Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения

1. Решение о добровольной ликвидации предприятия-должника и об официальном объявлении им о своей несостоятельности (банкротстве) принимается руководителем предприятия-должника совместно с кредиторами на основе анализа экономического состояния предприятия, в результате которого установлено, что предприятие не может платить по своим обязательствам и нет возможности восстановить его платежеспособность.

Указанное решение утверждается собственником (собственниками) предприятия-должника.

Несогласие с решением о добровольной ликвидации предприятия-должника собственника (собственников), а также кого-либо из кредиторов данного предприятия с решением о его добровольной ликвидации влечет за собой возбуждение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия в арбитражном суде в порядке, установленном в разделе II настоящего Закона.

Предприятие-должник считается находящимся в процессе ликвидации с момента утверждения собственником (собственниками) данного предприятия решения о его добровольной ликвидации. Официальное объявление о добровольной ликвидации предприятия-должника публикуется в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации".

2. Руководитель предприятия-должника вносит предложение о кандидатуре (кандидатурах) конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий назначается собственником (собственниками) предприятия-должника.

Кредиторы имеют право назначить нового конкурсного управляющего вместо назначенного собственником (собственниками) предприятия-должника.

Конкурсный управляющий принимает в свое распоряжение имущество должника и управляет им с момента его назначения. При этом руководитель предприятия-должника отстраняется от выполнения обязанностей по управлению предприятием-должником.

В обязанности конкурсного управляющего входит созыв собраний кредиторов и регулярное представление им на этих собраниях отчета о ходе ликвидации предприятия-должника.

Конкурсный управляющий выполняет и другие функции, предусмотренные в статье 21 настоящего Закона.

3. После назначения конкурсного управляющего должник не вправе удовлетворять требования кредиторов за счет своего имущества, за исключением требований кредиторов, права которых обеспечены залогом, и привилегированных кредиторов.

Должник обязан в течение семи дней после назначения конкурсного управляющего представить ему бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы.

ГАРАНТ:

О перечне сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, и порядке их представления в ЦБР см. Указание ЦБР от 21 января 2003 г. N 1241-У

4. Конкурсный управляющий созывает собрание кредиторов в течение 15 дней после принятия решения о добровольной ликвидации предприятия-должника.

Собранию кредиторов представляется бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские документы предприятия-должника, а также список кредиторов с указанием сумм их требований.

Функции собрания кредиторов определены в пункте 2 статьи 23 настоящего Закона.

5. Порядок продажи имущества должника и удовлетворения требований кредиторов определяется в соответствии со статьями 32-35 настоящего Закона.

Не подлежат продаже объекты, принятые на баланс соответствующими органами местного самоуправления и органами государственной власти в соответствии с пунктом 1 статьи 26 настоящего Закона.

6. После реализации имущества должника и распределения денежных средств между кредиторами конкурсный управляющий созывает заключительное собрание кредиторов, на которое приглашается собственник (собственники) предприятия-должника, и отчитывается о своей работе. Собрание принимает решение об утверждении ликвидационного баланса, отчета об использовании средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, и о ликвидации предприятия.

Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра на основании представления.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Действующим законодательством предусмотрено три способа ликвидации юридического лица: принудительная, добровольная и в случае несостоятельности (банкротства) акционерного общества. Наш эксперт Оксана Устяк подготовила обзор по трём способам ликвидации акционерных обществ с кратким алгоритмом действий.

В последнее время внесены некоторые изменения в порядок ликвидации.

Например, сведения о способе прекращения юридического лица путём ликвидации регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ в момент, когда в реестр вносятся и сведения о его прекращении.

Утверждён порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов в электронной форме.

Установлен фактический запрет на ликвидацию юридического лица в период проведения камеральной таможенной проверки.

Скорректирован порядок осуществления выплат работникам, уволенным в связи ликвидацией юридического лица.

Введены дополнительные требования к заявлению о государственной регистрации ликвидации.

В данной статье мы подготовили обзор по трём способам ликвидации акционерных обществ с кратким алгоритмом действий.


Добровольная ликвидация акционерного общества

ШАГ 1. Примите решение о ликвидации.

Решение о ликвидации принимает общее собрание акционеров. Если в АО один акционер, то он просто письменно оформляет такое решение ( п. 3 ст. 47 , пп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

Для принятия решения о ликвидации:

  1. созовите общее собрание акционеров (очередное или внеочередное) в соответствии с требованиями законодательства и устава общества;
  2. проведите собрание и примите решение по вопросу ликвидации. Включите в решение о ликвидации вопросы: о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) и определении порядка и сроков ликвидации ( п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО).
  3. оформите решение в виде протокола.
  4. определитесь, необходим ликвидатор или ликвидационная комиссия.

Акционеры на общем собрании сами решают, кто будет заниматься ликвидацией АО — ликвидатор или ликвидационная комиссия ( п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО). Если акционером является государство или муниципальное образование, то можно назначить только ликвидационную комиссию.

Кроме того, рекомендуем назначать ликвидационную комиссию при ликвидации АО со значительным объёмом имущества, дебиторской и кредиторской задолженности, а также большим штатом сотрудников.

ШАГ 2. Уведомьте регистрирующий орган и кредиторов АО о принятии решения о ликвидации и внесите сведения в ЕФРСФДЮЛ.

Что нужно сделать:

ШАГ 3. Составьте промежуточный ликвидационный баланс.

Утверждённой формы промежуточного ликвидационного баланса нет, вместе с тем можно руководствоваться рекомендуемыми ФНС России форматами и машиночитаемыми формами ( Письмо от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@).

Обязательные сведения, указываемые в промежуточном ликвидационном балансе ( п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • о перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
  • о перечне требований, удовлетворённых вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

После составления промежуточного ликвидационного баланса необходимо убедиться, что денежных средств и иного имущества общества достаточно для удовлетворения требований кредиторов. При недостаточности имущества подавайте в суд заявление о признании должника банкротом ( п. 4 ст. 63 ГК РФ).


Если денег и иного имущества достаточно:

1. утвердите промежуточный ликвидационный баланс на общем собрании акционеров большинством (в 3/4 голосов) акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров ( п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Протокол общего собрания акционеров АО об утверждении промежуточного ликвидационного баланса составляется в обычном порядке;

2. подайте заявление (уведомление) о составлении промежуточного баланса в регистрирующий орган по форме № Р15016 ( п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Срок подачи заявления (уведомления) о составлении промежуточного ликвидационного баланса — не ранее ( п. 4 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП):

  • истечения срока, установленного для предъявления требований кредиторами;
  • вступления в законную силу судебного акта по делу о рассмотрении требования, предъявленного к АО, находящемуся в процессе ликвидации;
  • окончания выездной налоговой проверки, оформления её результатов (в том числе рассмотрения её материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в случае проведения в отношении юрлица, находящегося в процессе ликвидации, такой проверки;
  • завершения таможенной проверки в отношении юрлица, находящегося в процессе ликвидации, составления акта такой проверки и принятия по её результатам решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами РФ и правом ЕАЭС и (или) законодательством РФ о таможенном регулировании);

3. рассчитайтесь с кредиторами общества. Расчёты с кредиторами осуществляются денежными средствами. Если их не хватает, то продайте имущество на торгах, за исключением имущества стоимостью до 100 000 рублей. Такое имущество продаётся без проведения торгов ( п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Правила очерёдности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица установлены в ст. 64 ГК РФ.

По общему правилу требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди ( п. 2 ст. 64 ГК РФ).

После удовлетворения требований кредиторов указанных очередей удовлетворяются требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пеней), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей ( п. 1 ст. 64 ГК РФ);

4. распределите оставшееся имущество между акционерами ликвидируемого АО в порядке, установленном ст. 23 Закона об АО.

Учтите, имущество распределяется после расчётов с кредиторами, но законодатель не устанавливает, в какой момент это можно делать — до составления ликвидационного баланса или после его составления.

Рекомендуем делать это до составления ликвидационного баланса. Это позволит снизить риски споров с регистрирующим органом, который может отказать в регистрации ликвидации, признав недостоверным ликвидационный баланс, содержащий сведения об оборотных активах и нераспределённой прибыли. Есть примеры судебных решений, когда такой отказ регистрирующего органа признаётся ошибочным;

Сведения в ПФР нужно подать в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ( п. 2 ст. 9 , п. п. 1 , 3 ст. 11 Закона о персонифицированном учёте).

Учтите, что расчёт по страховым взносам представляется в налоговый орган до составления промежуточного ликвидационного баланса за период с начала расчётного периода по день представления указанного расчёта включительно ( п. п. 1 , 2.3 ст. 11 Закона о персонифицированном учёте, п. 15 ст. 431 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.02.2020 № 03-15-05/14267).

Ранее мы рассказывали о правилах проведения общего собрания ООО. О том, какие вопросы относятся к компетенции общего собрания, как его провести и как оформить решение, вы узнаете из статьи нашего эксперта.

ШАГ 4. Составьте окончательный ликвидационный баланс акционерного общества.

Ликвидационный баланс составляется после расчётов с кредиторами ( п. 6 ст. 63 ГК РФ).

Окончательный ликвидационный баланс АО утверждается на общем собрании большинством (в 3/4 голосов) акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров ( п. 6 ст. 63 ГК РФ, п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Протокол общего собрания акционеров АО об утверждении окончательного ликвидационного баланса нужно составить в обычном порядке.

Форма такого баланса законодательно не утверждена, вместе с тем можно руководствоваться рекомендуемыми ФНС России форматами и машиночитаемыми формами ( Письмо от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@).

ШАГ 5. Зарегистрируйте ликвидацию акционерного общества.

Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения общества ( п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Заявителем является ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) ( п. п. 1 , 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц).

Документы, которые необходимо представить для регистрации ликвидации ( п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ):

Данный документ не является обязательным , но рекомендуем его приложить к пакету документов;

Способ подачи документов может быть одним из следующих:

  • непосредственное обращение в инспекцию;
  • через МФЦ — возможность оказания услуги по регистрации юрлиц следует уточнить в конкретном МФЦ;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения;
  • через единый портал госуслуг, интернет-сервис ФНС России или мобильное приложение — при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае удостоверять подпись заявителя у нотариуса не требуется ( п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, п. п. 4 , 5 Порядка, утверждённого Приказом ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-14/743@);
  • через нотариуса только при личном обращении к нему заявителя за отдельную плату ( п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, ст. ст. 22 , 3 Основ законодательства РФ о нотариате).


2. Принудительная ликвидация акционерного общества

Порядок принудительной ликвидации акционерных обществ в целом не отличается от общего порядка принудительной ликвидации обществ.

Основания для принудительной ликвидации акционерного общества

В п. 3 ст. 61 ГК РФ установлен перечень оснований для принудительной ликвидации общества.

Общество может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа (органа местного самоуправления). Перечисленные органы вправе предъявить требование о ликвидации юридического лица в следующих случаях:

  • государственная регистрация юридического лица признана недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, которые носят неустранимый характер;
  • юридическое лицо осуществляет деятельность без разрешения (лицензии) или свидетельства о допуске к определённому виду работ, выданного саморегулируемой организацией, либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации;
  • юридическое лицо осуществляет деятельность, запрещённую законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Общество не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены ( п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84).

В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ общество также может быть ликвидировано по иску учредителя (участника) юридического лица, если невозможно достичь целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Указанный перечень является открытым ( пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Специальным случаем для акционерных обществ является факт неисполнения обществом обязанностей, предусмотренных п. п. 6 , 7 и 11 ст. 35 Закона об АО ( п. 12 ст. 35 Закона об АО, пп. 5.3.1 Положения). В этом случае ФНС России может подать иск о принудительной ликвидации АО.

Ликвидация в случае несостоятельности (банкротства) акционерного общества

Ликвидация в таком порядке применяется при недостаточности имущества для погашения требований кредиторов.

Юридическое лицо ликвидируется в рамках банкротства в случае принятия арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства ( п. 3 ст. 149 Закона о банкротстве).


Тезисные моменты, заслуживающие внимания

1. Определение ответственности учредителей (акционеров) акционерного общества.

Учредитель (акционер) АО может быть привлечён к субсидиарной ответственности только при банкротстве общества, по тем же основаниям, что и участник ООО, а именно:

  • своими действиями (бездействием) довёл общество до банкротства;
  • для решения вопроса об обращении в суд с заявлением о банкротстве не созвал собрание акционеров общества;
  • нарушил требования Закона о несостоятельности (банкротстве).

2. Увольнение работников в связи с ликвидацией акционерного общества.

  • Работодатель взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка. Если ему уже был выплачен средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения, единовременную компенсацию выплачивают с зачётом данной суммы (ч. 5 ст. 178 ТК РФ).
  • При ликвидации организации средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация в любом случае должны быть выплачены до завершения её ликвидации (ч. 6 ст. 178 ТК РФ). Федеральный закон от 13.07.2020 № 210-ФЗ.

Введены дополнительные требования к заявлению о госрегистрации ликвидации юридического лица.

В таком заявлении должно быть указано, что юридическое лицо произвело все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством РФ для работников, увольняемых в связи с ликвидацией.

3. Если стоимость чистых активов ниже размера его уставного капитала по окончании 2020 года, то данная стоимость не учитывается для целей принятия решения о его ликвидации.

Если по окончании 2020 года стоимость чистых активов АО ниже размера его уставного капитала, это не учитывается, в частности, в целях принятия решения о ликвидации общества (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 07.04.2020 № 115-ФЗ).

4. О ликвидации юридического лица дополнительно нужно уведомлять через ЕФРСФДЮЛ.

5. Прокурор вправе требовать ликвидации юридического лица, нарушающего исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.

Ранее мы рассказывали, как сдавать налоговую отчётность при реорганизации в форме присоединения.

Мы рассмотрели основные моменты принудительной и добровольной ликвидации акционерных обществ.

С добровольной ликвидацией всё прозрачно и понятно: если принято решение, действуем по алгоритму и ликвидируем организацию.

С принудительной ликвидацией сложнее. Нужно контролировать финансовое состояние общества и выполнять требования законов во избежание принудительной ликвидации и наступления негативных последствий.

Небольшие рекомендации:

  • контролируйте актуальность сведений в ЕГРЮЛ в отношении своей организации;
  • надлежащим образом оформляйте общие собрания акционеров, следите за сроками;
  • контролируйте стоимость чистых активов общества.

Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.

Вопрос

Как часто акционерное общество должно публиковать на ЕФРСБ информацию о стоимости чистых активов – раз в квартал либо раз в год?

Ответ

Непредставление или представление недостоверных сведений о стоимости чистых активов акционерного общества в ЕФРСФДЮЛ влечёт административную ответственность.

Читайте также: