Как правильно показывать паспорт

Обновлено: 04.07.2024

Правильный УЦ

Есть одно простое правило. Чтобы данные вашей подписи не использовались без вашего ведома, обращайтесь за получением сертификата ЭП в официальные удостоверяющие центры. Надежный и работающий в соответствии с законом УЦ:

  • аккредитован Минкомсвязи РФ;
  • является доверенным центром ФНС, ПФР, Росстата;
  • имеет лицензию ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
  • имеет лицензию Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России;
  • аккредитован на всех электронных торговых площадках госзакупок;
  • работает на протяжении долгого времени;
  • имеет представителей в регионах России;
  • оказывает круглосуточную техподдержку.

Законодательство

Работу УЦ регламентируют два документа:

На основании этих документов каждый УЦ разрабатывает собственный регламент работы и придерживается его. В регламенте прописываются данные УЦ, услуги, которые он предоставляет, права и обязанности сторон, а также порядок и сроки выполнения обязанностей. Помимо этого в регламенте закреплен порядок идентификации личности заявителя.

Ответственность УЦ

Раньше удостоверяющие центры могли идентифицировать личность клиента дистанционно. В связи с этим участились случаи мошенничества: злоумышленники могли найти скан паспорта в любой базе данных и подменить фотографию.

В результате сертификат электронной подписи могли выпустить на имя любого человека, даже если он сам не обращался в УЦ. Чем это чревато?

  • Может прийти налоговое уведомление на квартиру или машину, которые вы не покупали.
  • Вашу квартиру продадут без вашего ведома.
  • На ваше имя зарегистрируют ИП или юрлицо.

Доказать, что вы не обращались за получением подписи, можно, но сложно. Поэтому были введены более строгие правила для удостоверяющих центров.

А что же будет за нарушения?

Ст. 13.33 КоАП РФ содержит перечень правонарушений при выдаче сертификатов электронной подписи и устанавливает размер штрафов.

  • За нарушение порядка выдачи квалифицированного сертификата электронной подписи предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей.
  • За выдачу квалифицированного сертификата с заведомо ложной информацией о владельце штраф составит от 200 000 до 250 000 рублей.

Согласно п.7 ст.16 63-ФЗ , УЦ, который не соблюдает требования закона, лишается лицензии.

Правила идентификации

Физические лица и индивидуальные предприниматели могут оформить ЭП только на себя. Руководитель юридического лица может сделать это на себя или на сотрудника — по доверенности.

Чтобы исключить возможность выдачи подписи мошенникам, заявитель или уполномоченное лицо обязаны лично прийти в УЦ на идентификацию и предоставить необходимые документы .

Фотография с паспортом

Некоторые УЦ наравне с документами требуют от заявителя фотографию с развернутым паспортом. С одной стороны, такое фото гарантирует, что подпись получает именно заявитель, а не мошенники по поддельным документам. С другой — эта мера призвана защитить УЦ от претензий контролирующих и следственных органов, если клиент утверждает, что не получал сертификат КЭП.

Важно : фото с паспортом необязательно для бюджетных организаций.

Заявителя сфотографируют, когда он придет на идентификацию. Если подпись оформляется по доверенности, к руководителю приедет курьер и сфотографирует его (если данная услуга есть у УЦ или его представителя).

Как сделать правильное фото с паспортом

  • Разверните паспорт на страницах с основной информацией (стр.2-3).
  • Держите развернутый паспорт рядом с собой на уровне лица или чуть ниже
  • Проследите, чтобы пальцы не перекрывали данные паспорта.
  • Не нужно делать фотографию в полный рост – достаточно изображения по грудь или по пояс.
  • Все паспортные данные должны быть видны и легко читаться с фотографии.
  • Фотография должны быть четкой и не смазанной.
  • Если на паспорте вы сфотографированы в очках, наденьте очки и для фотографии на ЭП.
  • Если на паспортной фотографии вы без очков, не надевайте их для фотографии на ЭП.

Нарушение даже одного из правил может стать причиной отказа в изготовлении электронной подписи.

Правильный УЦ

Есть одно простое правило. Чтобы данные вашей подписи не использовались без вашего ведома, обращайтесь за получением сертификата ЭП в официальные удостоверяющие центры. Надежный и работающий в соответствии с законом УЦ:

  • аккредитован Минкомсвязи РФ;
  • является доверенным центром ФНС, ПФР, Росстата;
  • имеет лицензию ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
  • имеет лицензию Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России;
  • аккредитован на всех электронных торговых площадках госзакупок;
  • работает на протяжении долгого времени;
  • имеет представителей в регионах России;
  • оказывает круглосуточную техподдержку.

Законодательство

Работу УЦ регламентируют два документа:

На основании этих документов каждый УЦ разрабатывает собственный регламент работы и придерживается его. В регламенте прописываются данные УЦ, услуги, которые он предоставляет, права и обязанности сторон, а также порядок и сроки выполнения обязанностей. Помимо этого в регламенте закреплен порядок идентификации личности заявителя.

Ответственность УЦ

Раньше удостоверяющие центры могли идентифицировать личность клиента дистанционно. В связи с этим участились случаи мошенничества: злоумышленники могли найти скан паспорта в любой базе данных и подменить фотографию.

В результате сертификат электронной подписи могли выпустить на имя любого человека, даже если он сам не обращался в УЦ. Чем это чревато?

  • Может прийти налоговое уведомление на квартиру или машину, которые вы не покупали.
  • Вашу квартиру продадут без вашего ведома.
  • На ваше имя зарегистрируют ИП или юрлицо.

Доказать, что вы не обращались за получением подписи, можно, но сложно. Поэтому были введены более строгие правила для удостоверяющих центров.

А что же будет за нарушения?

Ст. 13.33 КоАП РФ содержит перечень правонарушений при выдаче сертификатов электронной подписи и устанавливает размер штрафов.

  • За нарушение порядка выдачи квалифицированного сертификата электронной подписи предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей.
  • За выдачу квалифицированного сертификата с заведомо ложной информацией о владельце штраф составит от 200 000 до 250 000 рублей.

Согласно п.7 ст.16 63-ФЗ , УЦ, который не соблюдает требования закона, лишается лицензии.

Правила идентификации

Физические лица и индивидуальные предприниматели могут оформить ЭП только на себя. Руководитель юридического лица может сделать это на себя или на сотрудника — по доверенности.

Чтобы исключить возможность выдачи подписи мошенникам, заявитель или уполномоченное лицо обязаны лично прийти в УЦ на идентификацию и предоставить необходимые документы .

Фотография с паспортом

Некоторые УЦ наравне с документами требуют от заявителя фотографию с развернутым паспортом. С одной стороны, такое фото гарантирует, что подпись получает именно заявитель, а не мошенники по поддельным документам. С другой — эта мера призвана защитить УЦ от претензий контролирующих и следственных органов, если клиент утверждает, что не получал сертификат КЭП.

Важно : фото с паспортом необязательно для бюджетных организаций.

Заявителя сфотографируют, когда он придет на идентификацию. Если подпись оформляется по доверенности, к руководителю приедет курьер и сфотографирует его (если данная услуга есть у УЦ или его представителя).

Как сделать правильное фото с паспортом

  • Разверните паспорт на страницах с основной информацией (стр.2-3).
  • Держите развернутый паспорт рядом с собой на уровне лица или чуть ниже
  • Проследите, чтобы пальцы не перекрывали данные паспорта.
  • Не нужно делать фотографию в полный рост – достаточно изображения по грудь или по пояс.
  • Все паспортные данные должны быть видны и легко читаться с фотографии.
  • Фотография должны быть четкой и не смазанной.
  • Если на паспорте вы сфотографированы в очках, наденьте очки и для фотографии на ЭП.
  • Если на паспортной фотографии вы без очков, не надевайте их для фотографии на ЭП.

Нарушение даже одного из правил может стать причиной отказа в изготовлении электронной подписи.

Власти решили усовершенствовать основной регламент о паспорте гражданина Российской Федерации – Положение 1997 года № 828, особенно в части сроков действия и оформления этого удостоверения личности. В данном материале – обзор постановления Правительства РФ от 15.07.2021 № 1205 в части нового и изменений по паспортам РФ с 16 июля 2021 и 2022 года.

Новый срок действия паспорта РФ

Положение о паспорте гражданина РФ, образце бланка и его описании утверждено постановлением Правительства России от 08.07.1997 № 828. С 16 июля 2021 года оно действует в новой редакции благодаря указанному постановлению Правительства РФ от 15.07.2021 № 1205 с изменениями (далее – Постановление № 1205).

Теперь срок действия российских паспортов, подлежащих замене при достижении возраста 20 и 45 лет, продлён до 90 дней.

Отметим, что до 16.07.2021, когда гражданину исполнялось 20 или 45 лет, ему необходимо было сразу же поменять паспорт, так как этот документ автоматически становился недействительным.

Суть в том, что на период оформления нового паспорта, которое занимает от 10 до 30 дней, гражданину выдавали временное удостоверение личности. Однако с таким документом возможности очень ограничены. Например, невозможно оформить в банке кредит или зарегистрироваться на сайте Госуслуг.

Новые правила избавили людей от таких неудобств. Теперь общегражданский паспорт РФ лиц, которым исполнится 20 или 45 лет, будет оставаться действительными до дня оформления нового паспорта, но не более 90 дней после достижения этого возраста (кроме военных по призыву).

То есть, экстренно переоформлять документ сразу после дня рождения больше не нужно.

Новый срок на подачу документов на паспорт подростками

Ещё одна новация, которую ввело Постановление № 1205 с 16 июля 2021 года, – продление срока подачи документов для получения паспорта гражданам, достигшим 14 лет. Теперь это не 30, а 90 дней.

Новый порядок для отметок в паспорте РФ

С 16 июля 2021 года в паспорте РФ проставляют только по желанию гражданина следующие отметки:

  • о регистрации и расторжении брака;
  • о детях (гражданах РФ, не достигших 14 лет);
  • о загранпаспортах;
  • о ранее выданных общегражданских паспортах;
  • о группе крови и резус-факторе (как ранее);
  • об ИНН (как ранее).

Отметки о регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета, а также о воинской повинности остались обязательными.

Замена паспорта

Это теперь необходимо сделать в том числе в случае:

  • непригодности паспорта для дальнейшего использования из-за нарушения элементов защиты его бланка паспорта, в результате которого невозможно установить его подлинность и обеспечить защиту от изменения нанесенной на него информации;
  • повреждения, нарушающего целостность бланка паспорта (отсутствие страницы или ее части, предназначенной для внесения отметок/записей);
  • износа (повреждения), при котором невозможно однозначно визуально определить наличие или содержание указанных в паспорте сведений и реквизитов (Ф.И.О., дата и место рождения, пол, наименование органа, выдавшего документ, номер или серия, дата выдачи), машиночитаемой записи либо фотографии.

Заверение данных паспорта

Гражданин для подтверждения изложенных в паспорте сведений и идентификации его личности ставит личную подпись на второй странице бланка паспорта при его получении. Исключение – если от физически не может сделать это.

Новый срок оформления паспорта РФ

С 1 июля 2022 года срок оформления российского паспорта составляет не более 5 рабочих дней независимо от того, подано заявление по месту жительства или по месту пребывания.

До 01.07.2022 срок оформления паспорта РФ такой:

  • 10 дней – если документы поданы по месту жительства;
  • 30 дней – во всех остальных случаях.

Также с 01.07.2022 отменён 30-дневный срок для случаев обращения за выдачей или заменой паспорта РФ не по месту жительства, а также, когда утраченный (похищенный) паспорт выдало другое ОВД.

Кроме того, с 1 июля 2022 года МФЦ и организации социального обслуживания передают поданные гражданами для оформления паспорта РФ документы в ОВД в течение 1 дня (ранее – 3 дня).

В Госдуму внесен проект федерального закона "Об основных документах, удостоверяющих личность". Документ разработан депутатом нижней палаты парламента Сергеем Ивановым в целях определения правового статуса основных документов, удостоверяющих личность, и систематизации установленных различными нормативно-правовыми актами документов, удостоверяющих личность россиян в стране и за ее пределами, а также иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

Законопроект 1 закрепляет правовые основы документов, удостоверяющих личность, устанавливает требования к их оформлению, а также регулирует деятельность по изготовлению, выдаче, замене, сдаче, изъятию и уничтожению таких документов.

Остановимся на ключевых моментах инициативы.

Четкая терминология

Несмотря на то, что во многих правовых актах упоминается понятие "документ, удостоверяющий личность", его определение действующее законодательство не предусматривает. Часто под этим термином подразумевается не любой документ, содержащий идентифицирующие конкретное лицо сведения, а именно паспорт как основной документ каждого гражданина. Например, в таком значении этот термин рассматривается в отдельных нормах КоАП (ст. 19.15-19.18 КоАП РФ).

В ст. 1 проектируемого закона планируется закрепить понятие "документ, удостоверяющий личность". Под таковым будет пониматься материальный объект установленного образца с зафиксированной на нем информацией о персональных данных физического лица, позволяющей установить личность и правовой статус его владельца. Одновременно разъясняется, какие документы будут считаться основными (они выделены в законопроекте из общего перечня документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории России или за ее пределами и документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина и лица без гражданства на территории нашей страны). Также терминологический аппарат предусматривает расшифровку понятия "уполномоченные государственные органы" (к ним отнесены органы внутренних дел, органы юстиции, орган в области внешнеполитической деятельности, орган в области транспорта и коммуникаций, осуществляющие в пределах своей компетенции оформление, выдачу, замену, изъятие и уничтожение документов, удостоверяющих личность).

Принципы правового регулирования в сфере документов, удостоверяющих личность

Требования к оформлению, выдаче, замене, сдаче, изъятию и уничтожению документов, удостоверяющих личность, планируется привязать к принципам:

  • законности;
  • обязательности;
  • соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
  • равенства всех перед законом;
  • недопустимости дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам;
  • доступности.

Перечень основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ

В проекте сформирован перечень из девяти основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ. В их числе:

  • удостоверение личности гражданина РФ;
  • паспорт гражданина РФ;
  • заграничный паспорт гражданина РФ;
  • дипломатический паспорт РФ;
  • служебный паспорт РФ;
  • свидетельство на возвращение;
  • свидетельство о рождении;
  • временное удостоверение личности гражданина;
  • удостоверение личности военнослужащего РФ.

Оговорено, что иные предусмотренные законодательством документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, не являются основными. Хотя в некоторых случаях, прямо прописанных в федеральных законах, к удостоверяющим личность документам могут быть отнесены также водительское удостоверение, военный билет, справка об освобождении из мест лишения свободы и актовая запись о рождении.

В свою очередь, документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, считаются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. А для лиц без гражданства в РФ – удостоверение личности лица без гражданства, разрешение на временное проживание, вид на жительство и иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве таковых.

Причем возможность совершения гражданско-правовых сделок гражданами РФ связывается с наличием любого из трех документов – удостоверения личности гражданина РФ, паспорта гражданина РФ и свидетельства о рождении, а для иностранцев и лиц без гражданства – только одного (вида на жительство).

Требования к основным документам, удостоверяющим личность гражданина РФ

Проект закона содержит требования, касающиеся не только оформления основных документов, удостоверяющих личность (на русском языке в виде документа на бумажном или пластиковом носителе), но и содержащихся в них данных. Речь идет о минимальном наборе сведений – таких, как: имя полностью (Ф. И. О. и другие части имени при наличии); дата и место рождения; пол; национальная принадлежность (по желанию гражданина); гражданство; фотография; наименование органа, выдавшего документ; номер и серия документа при наличии; дата выдачи документа и дата истечения срока действия документа, если такой установлен; подпись гражданина; иные сведения в случаях, предусмотренных законодательством.

Некоторые новеллы законопроекта

Главной новеллой можно признать введение нового вида документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, – удостоверения личности гражданина РФ. Речь идет о документе (исключительно на пластиковом носителе), удостоверяющем личность и подтверждающем гражданство РФ. По замыслу парламентария, удостоверение личности россияне будут получать с 14-летнего возраста сроком на 10 лет. Причем граждане РФ, выезжающие на постоянное место жительство за пределы страны, должны будут сдать удостоверения личности в органы внутренних дел. Иные особенности использования удостоверения личности на пластиковом носителе должно будет установить Правительство РФ (например, пока в законопроекте не уточняется, нужно ли будет получать такое удостоверение на пластиковом носителе гражданам старше указанного возраста).

Кроме того, ряд поправок предусмотрен для паспорта гражданина РФ, так же выдаваемого по достижении 14 лет, но только в виде бумажного документа. Они касаются снятия ограничения на срок действия такого документа – указывается лишь на необходимость по достижении гражданином 20-летнего (за исключением призывников) и 45-летнего возраста представить в уполномоченный орган свой паспорт для обновления в нем фотографических данных путем вклеивания новой фотографии в соответствующем возрасте. Причем паспорт, в котором не актуализированы фотографические данные, будет признаваться недействительным.

Согласно законопроекту в паспортах граждан, уклоняющихся от уплаты алиментов, может появиться новая отметка – об обязанности платить алименты.

Особенности выдачи и ограничения на использование основных документов, удостоверяющих личность

Кроме рассмотренных нюансов, законопроектом конкретизирован порядок оформления, выдачи, замены, хранения, изъятия и сдачи основных документов, удостоверяющих личность. В частности, содержится список оснований выдачи документов, удостоверяющих личность – так, для выдачи документов, удостоверяющих личность, достаточно наличия одного из следующих документов: актовая запись о рождении; свидетельство о рождении; паспорт гражданина РФ; удостоверение личности гражданина РФ; временное удостоверение личности; свидетельство на возвращение; удостоверение лица без гражданства; заграничный паспорт; справка о приеме в гражданство РФ, выходе из гражданства и изменении гражданства. Прописаны и основания для временного отказа в выдаче документа, удостоверяющего личность, а также основания замены таких документов (последний расширен по сравнению с действующим перечнем).

Наконец, вводится ряд запретов – например, на принятие в залог документов, удостоверяющих личность, а также на идентификацию физического лица по копиям таких документов.

Отметим, намерение урегулировать статус основных документов, удостоверяющих личность, отдельным федеральным законом было высказано еще при принятии Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232. Так, преамбула документа гласит: "В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, постановляю". Таким законом может стать рассматриваемый законопроект в случае его одобрения Госдумой, Советом Федерации и подписания Президентом РФ. Если это произойдет, то новые нормы начнут действовать со дня их официального опубликования, за исключением положений об удостоверении личности – их планируется применять начиная с 1 января 2021 года (после утверждения Правительством РФ формы, порядка оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения такого документа).

1 С текстом законопроекта № 845287-7 "Об основных документах, удостоверяющих личность" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Читайте также: