Как поставить национальность в военном билете

Обновлено: 13.06.2024

Ведение воинского учета — неотъемлемая часть работы в организации. Предлагаем пройти тест и проверить свои знания по данной теме.

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Вы набрали 0 из 0 баллов ( 0 )

Рубрики

Перед приемом на работу мужчины нужно выяснить, состоит ли он на учете в военкомате или нет. Как это сделать?

  • Взять информацию из трудовой книжки (из раздела "Сведения о воинской обязанности").
  • Проверить данную информацию в Едином реестре призывников и военнообязанных лиц.
  • Изучить военный билет (удостоверение призывника) и выяснить, есть ли там соответствующая отметка.
  • Сделать запрос в военкомат по месту жительства принимаемого работника.

На военнообязанного работника заводится личная карточка. Выберите вариант, где указаны только фиксируемые в ней сведения.

  • Дата рождения, образование, группа крови, присвоение квалификационной категории (разряда).
  • Дата рождения, образование, мобильный номер телефона, Ф.И.О. и даты рождения жены и детей.
  • Дата рождения, образование, место жительства, наличие водительского удостоверения, периоды трудовых отпусков.
  • Дата рождения, образование, место рождения и место жительства, привлечение к административной (уголовной) ответственности.

При приеме или увольнении военнообязанных лиц (призывников) нанимателю нужно уведомить военкомат. В какой срок он должен это сделать?

  • В течение недели.
  • В течение месяца.
  • До конца квартала, в котором был принят или уволен работник.
  • До 5 января года, следующего за годом, в котором был принят работник.

О приеме или увольнении военнообязанных лиц (призывников) необходимо известить военкомат в месячный срок (абз. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о воинской обязанности).

О приеме или увольнении военнообязанных лиц (призывников) необходимо известить военкомат в месячный срок (абз. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о воинской обязанности).

О чем еще наниматель должен сообщать в военкомат помимо информации о приеме и увольнении военнообязанного лица (призывника)?

  • О рождении ребенка.
  • О смене места жительства.
  • О регистрации брака.
  • О переводе на другую должность.
  • О получении высшего образования.
  • О всех вышеперечисленных изменениях.

Наниматель должен письменно уведомить военкомат об изменениях, касающихся Ф.И.О., семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, занимаемой должности (специальности, профессии), состояния здоровья, места жительства военнообязанного лица (призывника). Помимо этого, нужно скорректировать данные в его личной карточке (абз. 9 п. 76 Положения о воинском учете).

Наниматель должен письменно уведомить военкомат об изменениях, касающихся Ф.И.О., семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, занимаемой должности (специальности, профессии), состояния здоровья, места жительства военнообязанного лица (призывника). Помимо этого, нужно скорректировать данные в его личной карточке (абз. 9 п. 76 Положения о воинском учете).

У военнообязанного работника родился ребенок. Как обозначили ранее — уведомить военкомат придется. А в какой срок?

  • В течение недели с даты рождения ребенка.
  • В месячный срок.
  • До 5 января следующего года.
  • До 10-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором родился ребенок.

Об изменениях, установленных законодательством (в т.ч. об изменении состава семьи — рождении ребенка), необходимо в месячный срок письменно сообщать в военкомат (абз. 9 п. 76 Положения о воинском учете).

Об изменениях, установленных законодательством (в т.ч. об изменении состава семьи — рождении ребенка), необходимо в месячный срок письменно сообщать в военкомат (абз. 9 п. 76 Положения о воинском учете).

Как часто нужно сверять данные личных карточек военнообязанных (призывников) с военными билетами (удостоверениями призывников)?

  • Еженедельно.
  • Ежемесячно.
  • Ежеквартально.
  • Ежегодно.

Личные карточки военнообязанных и призывников нужно сверять с записями в военных билетах (удостоверениях призывников) ежегодно (абз. 10 п. 76 Положения о воинском учете).

Личные карточки военнообязанных и призывников нужно сверять с записями в военных билетах (удостоверениях призывников) ежегодно (абз. 10 п. 76 Положения о воинском учете).

Военнообязанный увольняется. Что делаем с личной карточкой?

  • Отдаем работнику - пусть ее ведет следующий наниматель.
  • Высылаем в военкомат.
  • Храним еще 3 года.
  • Храним подольше - 75 лет.

После увольнения работника личная карточка хранится 3 года, а затем подлежит уничтожению (п. 662 перечня со сроками хранения, п. 205 Инструкции по делопроизводству).

После увольнения работника личная карточка хранится 3 года, а затем подлежит уничтожению (п. 662 перечня со сроками хранения, п. 205 Инструкции по делопроизводству).

В организации работает 15-летний подросток. Естественно, в силу молодого возраста он не приписан к призывному участку (это нужно сделать в год достижения 16-летия). Что по данному работнику обязано сделать лицо, ведущее воинский учет в организации?

Лицо, ведущее воинский учет в организации, должно ежегодно до 1 декабря представлять в военкомат района (города) списки граждан мужского пола, подлежащих приписке к призывным участкам в следующем календарном году (абз. 12 п. 29 Положения о воинском учете).

Лицо, ведущее воинский учет в организации, должно ежегодно до 1 декабря представлять в военкомат района (города) списки граждан мужского пола, подлежащих приписке к призывным участкам в следующем календарном году (абз. 12 п. 29 Положения о воинском учете).

Работник достиг 50 лет и исключен с воинского учета. При этом продолжает работать в организации. Что нужно сделать лицу, ведущему воинский учет?

  • Переместить личную карточку в самый конец картотеки.
  • Изъять личную карточку из картотеки и хранить отдельно до очередной сверки с военкоматом, затем уничтожить.
  • Изъять личную карточку из картотеки и выслать в военкомат.
  • Изъять личную карточку из картотеки и по желанию работника передать ему либо уничтожить.

В данном случае работник достиг предельного возраста состояния в запасе (ч. 1, 2 ст. 69 Закона о воинской обязанности). Личную карточку следует изъять из картотеки и хранить ее отдельно до очередной сверки с учетными данными военкомата, а затем уничтожить в установленном порядке (п. 77 Положения о воинском учете).

В данном случае работник достиг предельного возраста состояния в запасе (ч. 1, 2 ст. 69 Закона о воинской обязанности). Личную карточку следует изъять из картотеки и хранить ее отдельно до очередной сверки с учетными данными военкомата, а затем уничтожить в установленном порядке (п. 77 Положения о воинском учете).

При поступлении на государственную гражданскую службу РФ каждый человек в соответствии с требованиями ст. 26 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон №79-ФЗ) представляет в кадровую службу государственного органа собственноручно заполненную в печатном виде и подписанную анкету, форма которой утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20.11.2019 N 2745-р. Ниже поясняется в каком порядке она должна быть заполнена.

Анкета должна быть заполнена в печатном виде гражданином, поступающим на государственную службу. Не допускается в анкете ставить прочерки, ответы "да" или "нет", необходимо на все вопросы дать развернутые ответы. Все сведения, указанные в анкете, заверяются подписью лица, заполнившего анкету. К анкете прилагается фотография гражданина.

Работник отдела государственной службы и кадров проверяет данные анкеты по документам, удостоверяющим личность гражданина, его трудовую деятельность, образование, отношение к воинской службе. В случае отсутствия замечаний - заверяет данные в анкете своей подписью и печатью государственного органа. Впоследствии анкета приобщается к личному делу гражданского служащего (пп. "б" п. 16 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утвержденного Указом Президента РФ от 30.05.2005 N 609).

Для проверки анкеты отделу государственной службы и кадров необходимы следующие документы:

1. Паспорт гражданина РФ.

2. Заграничный паспорт.

3. Свидетельство о перемене имени (если изменялись фамилия, имя, отчество).

4. Документ воинского учета.

5. Трудовая книжка.

6. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

7. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ.

8. Документы об образовании.

Рассмотрим порядок проверки анкеты.

Пункт 1. Фамилия, имя, отчество

Они записываются полностью (без сокращений и замены имени и отчества инициалами) на основании документа, удостоверяющего личность гражданина РФ.

Основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории России, является паспорт гражданина РФ

Правильная запись пункта 1: "Приходько Марина Викторовна"

Неправильная запись: "Приходько М.В."

Пункт 2. Если изменяли фамилию, имя или отчество, то укажите их, а также когда, где и по какой причине изменяли

Если фамилия, имя и отчество не изменялись, пишете: "Фамилию, имя и отчество не изменял(а)". Если фамилия изменена, следует указать прежнюю фамилию, настоящую фамилию и причину ее изменения. Например: "Фамилия Конева изменена на Жеребцова 08.09.1984 отделом загса г. Энска в связи с регистрацией брака. Имя и отчество не изменяла".

В случае, когда фамилия изменяется несколько раз, указываются все фамилии. Например: "Фамилия Дмитриева изменена на Павлову 10.01.2000 отделом загса г. Энска в связи с регистрацией брака. Фамилия Павлова изменена на Дмитриеву 05.10.2003 отделом загса г. Энска в связи с расторжением брака. Фамилия Дмитриева изменена на Иванову 03.12.2009 отделом загса г. Энска в связи с регистрацией брака. Имя и отчество не изменяла".

Аналогично следует поступать при изменении имени (отчества). Сначала указывается прежнее имя (отчество), затем - настоящее и причина, в связи с которой проведены данные изменения. Например: "Отчество Славикович изменено 25.08.2000 отделом загса г. Энска на отчество Вячеславович в связи с неправильной записью имени отца" или "Имя Искра изменено 15.03.1998 отделом загса г. Энска на имя Людмила в связи с неблагозвучностью". Документом, подтверждающим факт перемены фамилии, имени, отчества, может быть свидетельство о регистрации (расторжении) брака или о перемене имени.

Пункт 3. Число, месяц, год и место рождения (село, деревня, город, район, область, край, республика, страна)

Дата рождения указывается на основании паспорта или свидетельства о рождении цифровым способом (день и месяц указываются двухзначным числом, год - четырехзначным числом) или буквенно-цифровым способом.

Правильная запись: "01.05.1957" или "5 мая 1957 года".

Место рождения указывается полностью, без сокращения, с указанием наименования республики, края, области, города, населенного пункта (город, поселок, село, деревня) в соответствии с наименованиями, действовавшими на момент рождения, на основании паспортных данных.

Правильная запись: "Село Саврасово Лукояновского района Нижегородской области".

Неправильная запись: "Село Саврасово Нижегородской области".

Пункт 4. Гражданство (если изменяли, то укажите, когда и по какой причине, если имеете гражданство другого государства - укажите)

В этой графе указывается: "Гражданин Российской Федерации". Лица двойного гражданства, без гражданства или иностранные граждане на государственную гражданскую службу РФ не принимаются (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (п. 1 ст. 21).

В случае изменения гражданства делается запись: "В 2000 году гражданство Республики Беларусь изменил на гражданство Российской Федерации в связи с переездом на жительство в Россию".

Пункт 5. Образование (когда и какие учебные заведения окончили, номера дипломов)

Образование заполняется в соответствии с документами работника о профессиональном образовании (свидетельство, диплом, справка).

Если работник имеет незаконченное образование, необходимо указать, сколько курсов он окончил или на каком курсе в настоящее время обучается. Например: "В 2000 году окончил два курса Энского государственного технического университета", "В текущем 2009 году обучается на 3-м курсе Энского государственного технического университета".

Наименование учебного заведения повторяет запись в документе об образовании. Если работник имеет два или более образований, то указываются все в хронологической последовательности, например: "1) 1980 год, Московский авиационный институт, диплом серии ЖК N 345678; 2) 2000 год, Российская академия государственной службы и управления, диплом серии ВА N 123456".

В настоящее время учебные заведения выпускают бакалавров, специалистов и магистров.

Для квалификаций "бакалавр" и "магистр" в графе "Направление или специальность" указывается направление, а для квалификации "специалист" - специальность. Например: "Специальность - "Авиационное электрооборудование", квалификация по диплому - "Инженер".

Пункт 6. Послевузовское профессиональное образование: аспирантура, адъюнктура, докторантура (наименование образовательного или научного учреждения, год окончания)

Правильная запись: "Окончила аспирантуру в 2009 году в Энском государственном университете".

Ученая степень - доктор наук, кандидат наук, ученые звания - академик, доцент, профессор, старший научный сотрудник. Если у работника есть ученая степень или ученое звание, то данный пункт заполняется на основании диплома кандидата наук или доктора наук. Если звания нет, пишется: "Ученой степени и ученого звания не имею".

Пункт 7. Какими иностранными языками и языками народов РФ владеете и в какой степени (читаете и переводите со словарем, читаете и можете объясняться, владеете свободно)

Правильная запись: "Владею немецким языком: читаю и могу объясняться. Свободно владею татарским языком" или "Иностранными языками не владею. Языками народов Российской Федерации не владею".

Неправильная запись: "Нем. яз., перевожу со словарем".

Раздел 5 ОКИН предусматривает три степени знания иностранных языков: читает и переводит со словарем; читает и может объясняться; владеет свободно.

Пункт 8. Классный чин федеральной гражданской службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, классный чин правоохранительной службы, классный чин гражданской службы субъекта РФ, квалификационный разряд государственной службы (кем и когда присвоены)

Классный чин федеральной гражданской службы, дипломатический ранг, классный чин гражданской службы субъекта РФ, квалификационный разряд государственной службы указываются согласно записи в трудовой книжке.

Виды классных чинов государственной гражданской службы указаны в ст. 11 Закона N 79-ФЗ:

- действительный государственный советник РФ 1-го, 2-го или 3-го класса;

- государственный советник РФ 1-го, 2-го или 3-го класса;

- советник государственной гражданской службы РФ 1-го, 2-го или 3-го класса;

- референт государственной гражданской службы РФ 1-го, 2-го или 3-го класса;

- секретарь государственной гражданской службы РФ 1-го, 2-го или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ, классные чины присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ.

Правильная запись: "Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса, присвоен Приказом Минтруда России от 01.09.2005 N 218" или "Классного чина федеральной гражданской службы, дипломатического ранга, воинского звания, классного чина правоохранительной службы, классного чина гражданской службы субъекта Российской Федерации, квалификационного разряда государственной службы не имею".

Неправильная запись: "Референт государственной гражданской службы РФ 1-го класса".

Пункт 9. Были ли Вы судимы (когда и за что)

При отсутствии судимости необходимо написать: "Судим(а) не был(а)".

Подтверждением отсутствия судимости является справка, выданная гражданину в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости, утвержденной Приказом МВД России от 01.11.2001 N 965.

Пункт 10. Допуск к государственной тайне, оформленный за период работы, службы, учебы, его форма, номер и дата (если имеется)

В случае отсутствия допуска указывается: "Допуска к государственной тайне не имею". Если ранее допуск был оформлен, то пишется: "Имел(а) допуск к государственной тайне, оформленный в период работы в научно-исследовательском институте приборостроения, формы N 2-0307 с 01.09.1982".

Пункт 11. Выполняемая работа с начала трудовой деятельности (включая учебу в высших и средних специальных учебных заведениях, военную службу, работу по совместительству, предпринимательскую деятельность и т.п.).

Данный пункт заполняется в хронологической последовательности. В него включается не только трудовая деятельность, но и время учебы в высших и средних учебных заведениях (в том числе школы), а также военная служба. Сведения о военной службе следует записывать с указанием должности и номера воинской части.

Наименования должности и организации указываются так, как они назывались в свое время, полностью, без сокращений, согласно записям в трудовой книжке. В случае переименований или преобразований организации необходимо отразить этот факт в анкете.

При наличии перерывов в работе указывается причина перерывов с предъявлением соответствующих документов (например, справки из службы занятости).

Правильно: "Ученица Средней образовательной школы № 112", "Студентка Московского авиационного института", "Инженер-технолог федерального государственного унитарного предприятия "Гидравлика".

Неправильно: "Студентка МАИ", "Инженер-технолог ФГУП "Гидравлика", "ФГУП "Гидравлика", "инженер-технолог".

Пункт 12. Государственные награды, иные награды и знаки отличия

В случае отсутствия наград записывается: "Государственных наград, иных наград и знаков отличия не имею". Если гражданин имеет государственные награды, то наименование каждой из них указывается полностью, без сокращений, в соответствии с наименованиями, установленными законами РФ, указами Президента РФ, при наличии степени государственной награды указывается степень.

Правильная запись: "Медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, почетное звание "Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации". Неправильная запись: "Орден "За заслуги перед Отечеством" II степени, Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации".

Пункт 13. Ваши близкие родственники (отец, мать, братья, сестры и дети), а также муж (жена), в том числе бывшие

Если родственники изменяли фамилию, имя, отчество, необходимо также указать их прежние фамилию, имя, отчество.

При заполнении п. 13 необходимо указывать не только ныне живущих родственников, но и умерших. В этом случае указываются степень родства, фамилия, имя, отчество, год, число и месяц рождения, дата смерти и место захоронения.

Степень родства Фамилия, имя, отчество Год, число, месяц и место рождения Место работы (наименование и адрес организации), должность Домашний адрес (адрес регистрации, фактического проживания)
Отец Конев Виктор Максимович 09.05.1939, г. Минск Республики Беларусь Умер в 1999 г., похоронен в г. Минске Республики Беларусь

При изменении фамилии, имени, отчества необходимо записать как настоящие, так и прежние данные.

г. Уфа, ул. Ленина, д. 162, кв. 18

Если имеются бывшие супруг или супруга, информация о них также отражается в анкете. В случае отсутствия сведений о супругах делается запись: "Сведений о бывшем (бывшей) супруге не имею. Связи с ним (ней) не поддерживаю".

А также отражается информация о супругах братьев и сестер, братьев и сестер супругов.

Бывший супруг Соколов Иван Андреевич 01.01.1955, г. Воронеж Брак расторгнут в 1982 г. Сведений о бывшем муже не имею. Связи с ним не поддерживаю.

Пункт 14. Ваши близкие родственники (отец, мать, братья, сестры и дети), а также супруг (супруга), в том числе бывшие, постоянно проживающие за границей и (или) оформляющие документы для выезда на постоянное место жительства в другое государство

Этот пункт перекликается с п. 13, в котором уже отражается домашний адрес (адрес регистрации, фактического проживания) всех родственников. Тем не менее, законодатель выделил в отдельный пункт информацию о пребывании родственников за границей.

Если родственников, постоянно проживающих за границей, нет, правильной записью считается: "Близких родственников, постоянно проживающих за границей, не имею". Неправильно ставить в графе прочерк, писать "нет" или "не имею".

Пункт 15. Пребывание за границей (когда, где, с какой целью)

В этом пункте отражаются сведения о поездках за границу, например по туристической путевке, на летние языковые курсы, в рамках студенческого обмена или служебной командировки.

Пункт 16. Отношение к воинской обязанности и воинское звание

Этот пункт заполняется на основании:

- военного билета или временного удостоверения, выданного взамен военного билета на граждан, пребывающих в запасе;

- удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу для призывников.

Пункт 17. Домашний адрес (адрес регистрации, фактического проживания), номер телефона (либо иной вид связи)

В данном пункте пишут адрес места жительства в соответствии с данными регистрации по паспорту с указанием индекса и адрес фактического проживания. Если адреса совпадают, то делается запись: "Фактически проживаю по тому же адресу". В графе "Номер телефона" указывается домашний и сотовый телефон работника. В качестве иного вида связи можно предоставить адрес электронной почты.

Пункт 18. Паспорт или документ, его заменяющий

Указываются данные паспорта гражданина РФ. В случае отсутствия паспорта кадровику необходимо выяснить причину.

Правильная запись: "Паспорт гражданина Российской Федерации, серия 8402, номер 555200, выдан отделом УФМС России в Октябрьском районе г. Энска 12.12.2007 (код подразделения 020-006)".

Пункт 19. Наличие заграничного паспорта (серия, номер, кем и когда выдан)

Данные заграничного паспорта указываются в соответствии с заграничным паспортом: "Заграничный паспорт 62 N 2545513 МВД 400 27.12.2005".

Пункт 20. Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС)

Страховой номер индивидуального лицевого счета (которое при приеме на гражданин должен представить в отдел государственной службы и кадров) указывается в соответствии со страховым свидетельством обязательного пенсионного страхования.

В случае, когда страховое свидетельство государственного пенсионного страхования утрачено, работник должен получить дубликат.

Пункт 21. ИНН (если имеется)

Идентификационный номер налогоплательщика содержит 12 знаков и заполняется в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ.

Свидетельство применяется во всех предусмотренных законодательством случаях и предъявляется вместе с документом, удостоверяющим личность физического лица и место его жительства на территории РФ.

Свидетельство подлежит замене в случае переезда физического лица на новое место жительства на территорию, подведомственную другой государственной налоговой инспекции, изменения приведенных в нем сведений, а также в случае порчи или утери.

Пункт 22. Дополнительные сведения (участие в выборных представительных органах, другая информация, которую желаете сообщить о себе)

Вся информация, представленная в этом пункте, должна подтверждаться документально, например соответствующими удостоверениями. В случае отсутствия дополнительных сведений делается запись: "Дополнительных сведений не имею".

Пункт 23. Мне известно, что заведомо ложные сведения, сообщенные о себе в анкете, и мое несоответствие квалификационным требованиям могут повлечь отказ в участии в конкурсе и приеме на должность. На проведение в отношении меня проверочных мероприятий согласен (согласна)

В соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 44 Закона N 79-ФЗ отдел государственной службы и кадров проводит проверку достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу. Выявление недостоверности представленной информации (например, наличие судимости или подложного диплома об образовании) может послужить основанием для расторжения служебного контракта по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (за представление подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора).

Время создания/изменения документа: 20 июля 2011 05:55 / 19 мая 2021 18:28

Конюхова Е. В.

Все организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет. Долгое время штрафы за нарушения в этой области были небольшие — 300 руб. С мая 2020 года штрафы выросли в 10 раз. Расскажем, как вести общий воинский учет в 2021 году

Какие законы регулируют воинский учет

Воинский учет граждан ведут по месту их работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

Какие бывают виды воинского учета

  1. Специальный — на таком учете состоят военнообязанные, кто пребывает в запасе на периоды мобилизации и военного положения, а также те, кто служат в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.
  2. Общий — на таком учете состоят остальные военнообязанные.

Дальше в статье речь пойдет об общем воинском учете и о том, что нужно знать работодателям.

С чего и как начать воинский учет

Поставьте организацию на воинский учет в территориальном военном комиссариате или органе местного самоуправления:

  1. Подготовьте приказ об организации ведения воинского учета, в котором пропишите ответственное лицо.
  2. Согласуйте ответственного в военном комиссариате. Для этого лично придите в районный военный комиссариат вместе с приказом и планом работы по ведению воинского учета на год. Форма плана работ — это приложение № 17 к методическим рекомендациям генерального штаба.
  • Совет: заполняйте сразу две или три карточки по форме 18. Требования в регионах разные, поэтому где-то карточка будет предоставляться только в районную комиссию, а где-то еще и в военный комиссариат.
  • Обратите внимание: организации присваивают регистрационный номер. Его проставляют в правом верхнем углу карточки по форме 18. Если вы увидите в номере индекс Б, то это означает, что в организации надо вести еще и специальный воинский учет. Всю информацию о нем можно получить только в военном комиссариате.

Теперь подробно рассмотрим каждый этап.

Шаг 1. Выбираем ответственных за ведение воинского учета

Количество ответственных работников определяем, опираясь на нормы численности военнообязанных работников в организации:

  • менее 500 — один ответственный;
    Вариант 1. Оформляем совмещение. Работник выполняет обязанности в течение установленной продолжительности рабочего времени и оформлен по правилам ст. 60.2 ТК РФ — с письменного согласия работника и с доплатой за совмещение.
    Вариант 2. Оформляем совместительство. Принимаем на работу по трудовому договору по совместительству. Работник выполняет обязанности в свободное от основной работы время;
  • от 500 до 2 000 — один освобожденный работник;
  • от 2 000 до 4 000 — два освобожденных работника;
  • свыше 4 000 — на каждые последующие 3 000 граждан — один освобожденный работник.

Освобожденный работник — тот, для которого ведение воинского учета по должностной инструкции — это основная обязанность. Если в организациях воинский учет осуществляют два и более работников, то их объединяют в отдельное подразделение — военно-учетный стол (п. 12 Положения о воинском учете)

Шаг 2. Издаем приказ об организации ведения воинского учета в компании

Приказ издает руководитель организации. В нем нужно определить, кто будет ответственным за ведение воинского учета и кто будет его исполнять, если нет ответственного (п. 22 методических рекомендаций).

Проект приказа нужно согласовать:

  • с военным комиссаром муниципального образования территории, на которой расположена организация или ее структурное подразделение;
  • с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет, если вы работаете в местности, где нет военных комиссаров.

Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.

Для работников, ответственных за воинский учет, руководитель обязан выделить специально оборудованные помещения и железные шкафы (п. 21 методических рекомендаций).

  • Совет 1: последующие перемещения и увольнение ответственных лиц проводите по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования. Исключение — организации, имеющие мобилизационные органы. Вопрос согласования обязательно поднимается при проверке военными комиссариатами организаций.
  • Важно: при временном убытии ответственного за воинский учет в организации работника руководитель должен издать приказ о назначении на этот участок работы другого работника. Такой сотрудник обязан принять по акту документы для работы по воинскому учету и бронированию граждан.
  • Совет 2: утвердите форму акта приема-передачи дел по вопросам организации и ведения воинского учета.

Кто подлежит воинскому учету

Один из самых важных вопросов — как определить, кто из работников подлежит постановке на воинский учет. Работодателю нужно знать, что существует две категории:

  1. Призывники — граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
  2. Граждане, пребывающие в запасе, — военнообязанные:
  • граждане мужского пола;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
  • успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
  • успешно завершившие обучение в военной образовательной организации высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  • не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
  • не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • граждане женского пола с военно-учетной специальностью (приложение к Положению о воинском учете).

В конце статьи есть шпаргалка

Не подлежат воинскому учету граждане:

Документы для ведения воинского учета

Воспользуйтесь чек-листом, чтобы убедиться, правильно ли организован воинский учет в компании:

  1. Проверьте наличие документов воинского учета у работников. Сведения в них и в личной карточке Т-2 должны совпадать.
  2. Для этих целей подготовьте проект приказа, которым руководитель установит обязанность для работников, подлежащих воинскому учету, приносить ответственному лицу документы для проведения сверок. Обратите внимание: желательно не забирать у работников документы воинского учета, а проводить сверки в их присутствии. Если вы все же берете на время документы — заполняйте расписки и ведите журнал учета приема таких расписок. Это рекомендуют сами военкоматы.
  3. Запросите документы:
    • у призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
    • военнообязанных — военный билет или справку взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета.
  • Справка взамен военного билета. Выдается по заключению призывной комиссии после достижения 27 лет гражданам, которые без законных оснований уклонились от военной службы. Документ указывает на то, что такой гражданин все же находится в запасе.
  • Временное удостоверение. Выдается для установления личности военнообязанных, у которых нет необходимых документов для оформления и выдачи им военных билетов. А также для проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, для запроса и получения военных билетов, которые были сданы на хранение в военный комиссариат муниципального образования по прежнему месту их жительства. На удостоверении должна быть подпись военного комиссара и гербовая печать.
  • Обратите внимание: отказать в приеме на работу в связи с отсутствием документов воинского учета нельзя.

Организация отдельного делопроизводства

Работодатель обязан организовать служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (п. 39 Методических рекомендаций).

Для этих целей создаются папки. Как правило, их четыре, иногда пять. Ответственный за ведение воинского учета работник на этапе постановки организации на учет в районном военном комиссариате может уточнить названия и количество таких папок для целей отдельного делопроизводства.

Например, это могут быть:

Вся переписка с военными комиссариатами регистрируется отдельно и хранится в отдельной папке. В каждой папке рекомендуется хранить опись вложенных документов.

Ведение общего воинского учета

Работу в рамках общего воинского учета можно разделить на три этапа:

  1. Учетная работа при приеме документов.
  2. Ведение личных карточек Т-2.
  3. Отчетность.

1. Учетная работа при приеме документов

Принимая на работу граждан, ответственный за ведение воинского учета должен:

  • определить тех, кто подлежит постановке на воинский учет по месту работы, учебы или по месту жительства, месту пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства или месту пребывания;
  • принять необходимые меры к постановке их на воинский учет;
  • проверить наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них;
  • проверить наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении);
  • проверить наличие персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче);
  • проверить наличие отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении).

Что делать, если выявлены нарушения:

  • Ситуация 1: в документах обнаружены неоговоренные исправления, неточности и подделки, неполное количество листов, а также обнаружены случаи неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Обратите внимание: форма направления для вручения работникам, уклоняющимся от воинского учета, не утверждена. Минобороны РФ в Письме от 01.03.2019 № 315/4/1023 рекомендовало использовать форму, утвержденную приложением № 3 Приказа Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ № 197 от 10.09.2007.

  • Ситуация 3: на работу устраивается гражданин, который подлежит воинскому учету и у которого нет регистрации по месту жительства и месту пребывания, или гражданин, прибывший на место пребывания на срок более 3 месяцев и у которого нет регистрации по месту пребывания.

2. Ведение личных карточек Т-2

Организации и их должностные лица обязаны собирать, вести, обрабатывать и хранить сведения из учетных документов граждан, поставленных на воинский учет. Порядок определен Министерством обороны РФ. Пока такая учетная форма — личная карточка работника (форма Т-2) или личная карточка государственного (муниципального) служащего (Унифицированная форма № Т-2ГС(МС).

Как вести воинский учет: в личной карточке Т-2 для кадрового делопроизводства или карточке формы ВУР

В конце статьи есть шпаргалка

3. Отчетность

У организации должен быть план, чтобы с его помощью согласовывать отчетность и сроки ее представления по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе (приложение № 17 Методических рекомендаций).

План необходимо ежегодно согласовывать с военным комиссариатом не позднее даты, которую устанавливает военный комиссариат (в 2019 году план предоставляли на согласование не позднее 15 ноября). Также ежегодно не позднее 31 декабря текущего года предоставляется карточка на организацию по форме 18.

К сведению: в воинском учете многое происходит не по нормативным актам, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Учитывайте это в работе.
Например, раньше план на согласование всегда сдавали в декабре. В 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.

Дату, до которой нужно согласовать план на 2021 год, рекомендуем самостоятельно обсудить со своим военным комиссариатом.

Виды и сроки отчетов (п. 32 Постановления Правительства РФ № 719)

2 недели (Приложение № 9)

Впервые граждан мужского пола ставят на воинский учет в год достижения ими 17 лет.

Ответственность. Новые штрафы за нарушения ведения воинского учета

Изменения законодательства: в десять раз увеличены размеры административного штрафа за нарушения ведения воинского учета. Срок исковой давности за нарушения увеличен с двух месяцев до трех лет (Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ, ст. 4.5 КоАП РФ).

С 5 мая 2020 года для руководителей или других должностных лиц организации или органа местного самоуправления, ответственных за военно-учетную работу, действуют штрафы:

  • Не представили в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет: от 1000 до 3000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).
  • Не оповестили граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, и не обеспечили им возможность своевременной явки по вызову: от 1000 до 3000 руб . (ст. 21.2 КоАП РФ)
  • Не сообщили в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведения о принятых на работу, учебу либо об уволенных с работы, отчисленных из образовательных организаций гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете: от 1000 до 5000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).


Подведем итоги

В статье мы рассмотрели, как организовать в компании ведение общего воинского учета, что нужно знать об отчетности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учету.

Рекомендую внимательно изучить в Методических рекомендациях Генштаба правила проведения сверок сведений, содержащихся в личных карточках Т-2, с документами воинского учета работника, а также обратить внимание на перечень основных вопросов, по которым проверяется работа по ведению воинского учета. Работайте без нарушений!

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Как вести воинский учет в организации. Самое полезное из статьи. Методичка‑шпаргалка 785.4 КБ


Наш мир настолько сложен и многогранен, что человек, даже прилежно обучаясь всю свою жизнь, просто не в состоянии познать все. Именно поэтому мы выбираем для себя сферу, которая нам больше по душе, и совершенствуемся в ней, набираясь знаний, опыта и практических навыков. Таким образом, каждый из нас с течением времени может приносить все больше пользы обществу, помогая решать те либо иные проблемы на профессиональном уровне.

После изучения, присланных Юрием документом, выяснилось, что лишь в свидетельстве о рождении нашего клиента стояла отметка о том, что его мать является немкой по национальности. В остальных же документах (военный билет, свидетельство о браке, свидетельство о рождении детей и пр.) Юрий был записан как русский. Наш клиент не придавал этому факту значения, так как считал, что раз в свидетельстве о его рождении стоит отметка, что его мать немка, то он автоматически подпадает под категорию этнических немцев и имеет право на получение статуса позднего переселенца.

Однако наш адвокат, имеющий многолетнюю практику в вопросах поздних переселенцев и широкий опыт общения с сотрудниками федерального административного ведомства (Bundesverwaltungsamt – BVA), сразу же предупредил Юрия, что подавать такие документы на рассмотрение в компетентное ведомство было бы ошибкой. Дело в том, что даже согласно законодательству РСФСР, Юрий по достижении 16 лет имел право выбора национальности. Во многих случаях, опасаясь гонений со стороны государственной власти, этнические немцы выбирали национальность второго родителя, например, русского, как сделал Юрий. Однако в настоящее время гражданам Российской Федерации предоставлена возможность свободного выбора либо восстановления своей национальности. В связи с этим немецкие государственные структуры относятся достаточно скептически к тем, кто, будучи этническим немцем и чувствуя свою принадлежность к данной национальности, не воспользовался своим правом восстановить ее согласно законодательно установленной процедуре.

Юрий согласился, с предложенным планом действий, в связи с чем, нашим адвокатом были собраны все необходимые документы (свидетельство о рождении, паспорта, архивные справки, подтверждающие национальность матери, дедушки и бабушки Юрия и пр.), доказывающие право нашего клиента на внесение изменений в акты гражданского состояния и в иные документы, а также было составлено соответствующее исковое заявление, которое вместе с перечнем подготовленных адвокатом документов было направлено в соответствующий российский суд.

В указанном исковом заявлении наш адвокат ссылался на нормы действующего законодательства России, в частности, было указано, что согласно ст. 26 Конституции Российской Федерации каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. При этом, адвокат подчеркнул, что мать Юрия, его бабушка и дедушка были немцами, что подтверждается соответствующими документам, в связи с чем, Юрий с раннего детства владел немецким языком, в их семье чтились немецкие традиции и отмечались немецкие праздники, но опасаясь преследования со стороны советской власти, Юрий был вынужден указать в документах русскую национальность. Однако адвокат сделал акцент на том, что в настоящее время наш клиент хотел бы восстановить и сохранить свое этническое немецкое происхождение, руководствуясь нормами российского законодательства, предоставляющими ему указанную возможность. Кроме того, в исковом заявлении указывалась также причина, по которой Юрию требовалось получение новых документов с внесенными в них изменениями: наш адвокат указал, что на основании полученных документов наш клиент сможет также реализовать права, предусмотренные законодательством ФРГ для лиц немецкого происхождения.

Исковое заявление было принято к рассмотрению соответствующим российским судом, который после изучения материалов дела и предоставленной нашим адвокатом аргументации пришел к выводу, что требования Юрия являются законными и обоснованными, в связи с чем, исковое заявление подлежит удовлетворению.

Однако получение решения суда было лишь первым этапом согласно разработанному адвокатом плану. Теперь Юрию предстояло непосредственно получить в органах ЗАГС новые свидетельства о рождении его детей, а также свидетельство о браке. Согласно установленной процедуре основанием для начала предоставления государственной услуги по внесению изменений в записи актов гражданского состояния является обращение заинтересованного лица в орган ЗАГС по месту его жительства или по месту хранения указанной записи и подача соответствующего заявления о внесении изменений. Адвокат составил для Юрия необходимое заявление, после чего наш клиент предоставил его вместе с полученным решением суда соответствующему отделению ЗАГС. Заявление было принято, и через некоторое время наш клиент получил новые свидетельства о рождении его детей и свидетельство о браке, в которых было указано, что Юрий является по национальности немцем.

Не ожидавший настолько быстрого и эффективного решения вопроса на территории Российской Федерации Юрий тут же отправил нашему адвокату все необходимые документы согласно предоставленному ему ранее нашей адвокатской канцелярией перечню. Кроме того, по рекомендации адвоката Юрий и его супруга заблаговременно получили необходимые языковые сертификаты, в связи с чем, наш адвокат получил уже полный пакет документов.

Составив необходимое заявление и заполнив соответствующие формуляры, адвокат обратился от имени и по поручению нашего клиента в Федеральное административное ведомство Германии с просьбой присвоить Юрию и его семье статус поздних переселенцев. Приблизительно через месяц с момента отправки документов адвокатом было получено письмо о присвоении делу регистрационного номера, а еще через два месяца, не затребовав ни единого дополнительного документа, компетентное ведомство выдало Юрию и всем членам его семьи разрешение на въезд в Германию с целью получения статуса позднего переселенца.

Таким образом, указанный пример из практики нашей адвокатской канцелярии наглядно демонстрирует, что под руководством опытного адвоката, который продумает все действия на несколько шагов вперед, Вы сможете добиться желаемого результата легко, быстро и без лишних волнений.

Все права защищены. При копировании и републикации статьи ссылка на первоисточник обязательна.

Тригнин Владимир

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Верховный Суд указал, что лицо не может быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Читайте также: