Как понять замещение муниципальной должности

Обновлено: 30.06.2024

Должность можно определить как установленную (конституированную) социальную роль, выполняемую человеком в государственных, общественных, частных организациях, предприятиях и учреждениях. В должности выражена только формальная, предписанная социальная роль, которая образуется в результате разделения труда в организационной структуре.

В Федеральном законе “О муниципальной службе в Российской Федерации” дано общее определение должности муниципальной службы (ст. 6).

Должность муниципальной службы - это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которая образуется в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

В этом определении акцент сделан, во-первых, на ее принадлежности к органу местного самоуправления, во-вторых, на субъекте ее учреждения (орган местного самоуправления), в-третьих, на общих атрибутах должности (установленные полномочия органа местного самоуправления).

В Федеральном законе “О муниципальной службе в Российской Федерации” новым в определении должности муниципальной службы является то, что она может быть установлена также в аппарате избирательной комиссии муниципального образования в том случае, когда комиссии действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований).

В определении должности муниципальной службы существует особенность: она может быть предназначена для обеспечения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. В законе не дано определение понятию “муниципальная должность”, но из содержания закона следует, что к муниципальным должностям отнесены должности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований с правом решающего голоса. Указанные лица (лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими, а их деятельность не регулируется Федеральным законом “О муниципальной службе в Российской Федерации”.

Федеральный закон “О муниципальной службе в Российской Федерации”.

Федеральный закон “О муниципальной службе в Российской Федерации” не предусматривает классификацию должностей муниципальной службы на категории.

В федеральном законе “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации”, указывалось, что существуют:

• выборные муниципальные должности (выборные должностные лица, депутаты и т.д.);
• иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора - муниципальные должности муниципальной службы.

При этом к муниципальной службе относилась только та профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

При вступлении в силу нового Федерального закона “О муниципальной службе в Российской Федерации” до приведения федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о муниципальной службе в соответствие с названным Федеральным законом федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ о муниципальной службе применяются постольку, поскольку они не противоречат закону.

В соответствии с Федеральным законом “О муниципальной службе в Российской Федерации” (ст. 10) муниципальным служащим признается гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. интересное на портале

Тест "На сколько вы активны"
Тест "Подходит ли Вам ваше место работы"
Тест "На сколько важны деньги в Вашей жизни"
Тест "Есть ли у вас задатки лидера"
Тест "Способны ли Вы решать проблемы"
Тест "Для начинающего миллионера"
Тест который вас удивит
Семейный тест "Какие вы родители"
Тест "Определяем свой творческий потенциал"
Психологический тест "Вы терпеливый человек?"

Статус муниципальных служащих не имеют лица, не замещающие должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

Реестр представляет собой перечень (список) наименований должностей, распределенных по группам должностей в органах местного самоуправления и предназначен для установления порядка учреждения должностей муниципальной службы органами местного самоуправления. Правовой статус должности муниципальной службы возникает не с момента ее учреждения, а с даты включения в реестр.

В реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

В структуре органов власти муниципального образования в принципе не может быть должностей муниципальной службы, не включенных в реестр, который утверждается законом субъекта РФ.

Общая предметная область деятельности муниципальных служащих - вопросы местного значения. Спектр требований к замещению должности муниципальной службы может быть самым разнообразным.

Особое место среди них занимают квалификационные требования, которые предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Именно квалификационные требования предопределяют разницу, существующую между различными группами должностей муниципальной службы.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

Необходимость разработки на уровне субъекта РФ типовых квалификационных требований обусловлена как основными принципами муниципальной службы (в частности, принципом единства основных требований к муниципальной службе (ст. 4), так и необходимостью определения взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ (единство основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы (ст. 5).

В случае если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту (должность муниципальной службы), уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта РФ, могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

• высшие должности муниципальной службы;
• главные должности муниципальной службы;
• ведущие должности муниципальной службы;
• старшие должности муниципальной службы;
• младшие должности муниципальной службы.

Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта РФ устанавливается законом субъекта РФ.

Для главных муниципальных должностей муниципальной службы должны быть характерны:

• знания, навыки, опыт;
• наличие высшего образования по специализации муниципальной должности муниципальной службы и стажа работы по специальности не менее 3 лет.

Характер выполняемой работы:

• наличие властно-распорядительных полномочий;
• наличие нескольких групп функций, возможность непредсказуемого их изменения в связи с изменением законодательства;
• наличие полномочий на решение задач в условиях неопределенности, но при согласовании с вышестоящим руководством;
• определение (разработка) политики по направлению деятельности, способов (процедур) и методов работы; самостоятельное определение качества выполнения должностных обязанностей подчиненных;
• логические рассуждения на основе прецедентов и опыта, творческий подход в поиске и нахождении информации;
• подготовка и контроль над исполнением управленческих решений по направлению деятельности;
• наличие полномочий на проведение совещаний, заседаний, семинаров, публичных выступлений;
• непосредственное взаимодействие (работа) с населением от имени органа местного самоуправления;
• наличие внешних и внутренних контактов, часто требующих трудных переговоров, высокой степени такта, способности взаимодействовать, рассудительности; видение стратегии (разработка и внедрение политики в заданном направлении);
• влияние на принятие того или иного решения должностными лицами любого служебного положения; взаимодействие с должностными лицами существенно более высокого ранга по вопросам, требующим пояснений, обсуждений или принятия решений.

• персональная ответственность за эффективность и результативность работы всего структурного подразделения;
• принятие стратегических решений на уровне разработки политики имеет серьезные социально-экономические и финансовые последствия (результаты станут ощутимыми только через определенный промежуток времени);
• принятие единственно верного решения при множестве альтернатив; отрицательный эффект, связанный с ошибками, обычно не выявляется сразу.

Из существующих видов замещения должностей - выборы, конкурс, назначение, зачисление - в муниципальной службе используются:

• назначение, основанием которого становится решение лица, замещающего муниципальную должность, если должность муниципальной службы предназначена для непосредственного обеспечения исполнения указанных лиц;
• назначение, основанием которого может быть решение представителя нанимателя (работодателя) без конкурсной процедуры;
• конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы.

В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы органы местного самоуправления устанавливают нормативными правовыми актами должности муниципальной службы соответствующего муниципального образования и круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления.

Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ используется при определении размера государственной пенсии муниципального служащего (п. 2 ст. 24), а также при переходе с муниципальной службы на государственную службу и с государственной службы на муниципальную.

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Как сдвинуть с места бетонную плиту размером 50 метров в высоту, 100 метров в длину и весом 202 тонны, не применяя никаких механизмов и приспособлений?

Бесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83
ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!

Каждая компания рано или поздно сталкивается с проблемой увольнения сотрудников. Вследствие этого в штатном расписании образуются вакансии, из-за которых нарушается нормальная жизнедеятельность предприятия, ибо в технологическом процессе возникают пробелы.

Во избежание подобных ситуаций в компании предпринимаются меры по замещению вакантной должности. Предлагаем рассмотреть, как это происходит на практике и какие варианты решения подобной проблемы возможны.

Что такое замещение

Понятие замещения вакантной должности

Вакансия – это свободная должность в штатном расписании, на которую предусмотрено финансирование. Вакансии могут возникать вследствие добровольного увольнения сотрудников, увольнения по инициативе администрации, временной нетрудоспособности труженика, либо после расширения производства.

Здесь важно учитывать некоторые нюансы, что будут влиять на подбор нового персонала (таблица 1).

Таблица 1. В каких случаях требуется замещение вакантной должности

СлучайКомментарий
Добровольное увольнениеОбычно такой шаг сотрудника оказывается неожиданностью для его нанимателя. Но, с целью поддержки беспрерывности технологического процесса, законодатель предусмотрел, что работник обязан уведомить своего работодателя не раньше, чем за 2 недели до увольнения, либо согласовать с ним дату увольнения. Это позволяет подобрать замену на освободившуюся должность.
Увольнение по инициативе компанииТут может присутствовать несколько вариантов. Воровство, пьянство, прогулы, другие нарушения со стороны работника, либо окончание контракта, срочного трудового договора. В первом случае ситуация непрогнозируемая, и может в будущем сопровождаться некоторыми сложностями. Второй случай, вполне контролируемый заблаговременно.
Временное отсутствие сотрудникаДлительная болезнь, нахождение в декрете, длительная командировка основного сотрудника может вызвать необходимость найма на время его отсутствия замены. Как правило, у администрации заблаговременно есть информация, что позволяет провести соответствующую работу.
Расширение производстваОбразование новых филиалов, цехов, подразделений, отделов сопровождается необходимостью их комплектации. Сложность этого процесса заключается в отсутствии наставников, которые смогут быстро ввести новых сотрудников в курс дела. Даже если вакансии будут заполнены своевременно.

Помните, заполнение вакансии – это целая процедура, которую желательно начинать заблаговременно. Ведь не всегда сразу можно подобрать подходящего для определенной должности сотрудника.

Законодательство о замещении

Здесь следует сразу разделить государственный и частный сектор. Подбор новых сотрудников на вакантные должности государственной службы регулируется законом от 27 июля 2004 № 79-ФЗ. Тут описываются все процедурные моменты, что должны быть соблюдены от момента образования вакансии до ее полного заполнения.

Отступление от этих норм любой из сторон заканчивается отменой решений о назначении на должность, а в некоторых случаях может потянуть за собой и юридическое преследование нарушителей.

Касательно частных компаний, то здесь трудовые отношения строятся на требованиях ТК РФ, который не предусматривает ограничений в процессе найма новых сотрудников. Поэтому частные компании для подбора персонала обычно используют такие приемы:

  • размещают информацию о свободных вакансиях у себя на сайтах;
  • передают данные об свободных должностях на специализированные сайты вакансий, в газеты, учебные заведения;
  • направляют запросы на смежные компании, которые сворачивают производство и собираются высвобождать персонал;
  • сотрудничают со специализированными агентствами по трудоустройству.

Каждая подобная процедура заканчивается собеседованием с потенциальным соискателем должности, а также дальнейшим его официальным трудоустройством по требованию ТК РФ.

Помните, какие бы шаги не предпринимала компания на этапе поиска персонала, оформление труженика должно осуществляться официально и исключительно по правилам ТК РФ.

Порядок оформления

Чтобы начать процедуру поиска нового сотрудника, наниматель должен предоставить информацию об образовавшейся вакансии. Основные данные, которые желательно указывать в таком объявлении, следующие:

Оформление замещения вакантной должности

  • наименование должности, размер должностного оклада;
  • место и условия работы;
  • основные должностные обязанности, что необходимо выполнять;
  • базовые требования к сотруднику, состоянию его здоровья (если производство вредное), уровню квалификации, образования;
  • предлагаемый компанией социальный пакет.

В дальнейшем претенденты на занятие вакантной должности должны пройти собеседование, в период которого подтвердить, что их навыки, квалификация, образование, состояние здоровья, позволят наилучшим образом выполнить возложенные на их обязательства. Если претендентов несколько, компания имеет возможность выбрать лучших кандидатов.

На этапе собеседования между компанией и гражданином не возникает каких-либо юридических обязательств по трудоустройству. Каждая из сторон вправе отказаться от предложений трудоустройства без объяснения причин, особенно если изложенные в описании вакансии требования не соблюдаются.

Если же стороны в процессе собеседования достигают определённого согласия, то начинается процедура официального трудоустройства.

Помните, пока гражданин не достиг согласия о трудоустройстве с потенциальным нанимателем сторон отсутствуют какие-либо обязательства, если иное не предусмотрено законом.

Временный перевод

Иногда, для поддержки беспрерывности производственного процесса, заполнять вакансию требуется немедленно, не ожидая пока кадровое подразделение выберет и оформит нового сотрудника. Для решения подобной проблемы можно временно перевести работника из другого подразделения. В этом случае следует учитывать такие моменты:

  • работник прекращает выполнять свои трудовые функции на прежнем месте и начинает временно трудиться по вакантной должности;
  • подобный перевод всегда носит временный характер и его продолжительность должна оговариваться в приказе на перемещение;
  • если работа, которую предстоит выполнять, не отличается от основного места деятельности сотрудника, а рабочее место находится в той же местности (либо одном здании), не требуется согласия работника на временный перевод;
  • в обязательном порядке временный перевод оформляется приказом уполномоченного лица;
  • заработная плата продолжает выплачиваться по основном месте работы, при этом ее размер не может быть ниже среднедневного заработка, вне зависимости какой оклад предусмотрен по вакантной должности;
  • после найма нового сотрудника приказ о временном переводе отменяется, либо издается новый, восстанавливающий прежний статус вещей.

Помните, временный перевод – это решение проблемы отсутствия сотрудника до момента подбора ему замены. Обычно практикуется при внезапном разрыве трудовых отношений (например, по инициативе администрации).

Совмещение

По некоторым типам вакансий, где отсутствует большая нагрузка, ответственность, сложность выполнения обязанностей, решить проблему вакантной должности можно путем совмещения. Здесь на одного из действующих сотрудников вместе с основной работой возлагаются дополнительные обязанности по вакантной должности.

Совмещение или замещение вакантной должности

В этом случае возникают такие нюансы:

  • необходимо получить согласие работника на выполнение дополнительной работы в рабочее время;
  • официально оформить совмещение должностей приказом (распоряжением) по предприятию;
  • согласовать с работником размер доплаты, которую он будет получать за выполнение, вместе со своей основной работой, дополнительных обязанностей;
  • определить период действия условий совмещения должностей.

Помните, совмещение должностей должно оформляться на сотрудника, имеющего аналогичный опыт, образование, квалификацию, как предусмотрено должностной инструкцией для вакансии. Оптимально, если это сотрудник из этого же отдела (подразделения).

Совместительство

В отличие от совмещения, совместительство предусматривает выполнение работы за пределами основного рабочего времени. Это может быть неполный день (до 50% рабочего времени), если по основному месту труда такой же распорядок для, либо полное время работы (например, если сотрудник работает сменами).

Тут нужно выделить такие моменты:

  • фактически это еще одно трудоустройство (совместитель может быть внутренним и внешним);
  • может быть на постоянной основе (тогда отпадает необходимость поиска сотрудника на вакансию);
  • пользуется всеми льготами и привилегиями, что и обычные штатные сотрудники, имеет дополнительные привилегии при оформлении отпуска (в тот же период, что и по основной работе);
  • работник обязан полноценно выполнять трудовые функции по основном и дополнительном месте работы.

Помните, совместительство – это фактически полноценное замещение вакантной должности. Увеличение трудовой нагрузки на совмещающего две должности работника – это сугубо его решение, не оправдывающее возможное невыполнение трудовых функций из-за повышенной нагрузки.

Замещение должности в госорганах

Законодательное регулирование процедуры трудоустройства на государственные должности предусматривает четкую последовательность действий со стороны нанимателя, а также потенциального соискателя, предусматривающие:

Замещение вакантной должности в госорганы

  • заблаговременное информирование о вакансии;
  • перечень требуемых документов, которые необходимо подготовить для рассмотрения кандидата на трудоустройство;
  • четкий перечень обязанностей, что необходимо будет выполнять, а также требование к опыту, знаниям, квалификации того, кто претендует на эту должность;
  • этапы прохождения конкурса, наличие тестирования, собеседования, гласность результатов;
  • комиссионное принятие решения по итогам завершения конкурса и выбора окончательного кандидата, с которым будут оформляться трудовые отношения. Предусмотрена возможность привлечения независимых экспертов для участия в комиссии;
  • возможность обжалования результатов конкурсного отбора.

Таким образом законом гарантируется равные возможности гражданам для участия в конкурсном отборе.

Помните, главное для участия в конкурсном отборе на занятие вакансии на государственной службе четкое соответствие всем заявленным требованиям (образование, стаж, опыт, уровень квалификации, отсутствие ограничений).

Замещение на время болезни, отпуска

В подобных случаях необходимо учитывать, что фактически должность не оказывается вакантной, болеющий, либо отсутствующий сотрудник продолжает находиться в штате компании. Но физически труженик отсутствует на рабочем месте и не выполняет возложенные на него функции в этот период.

Поэтому, для решения этой проблемы целесообразно оформить временный перевод сотрудника из другого подразделения, либо возложить обязанности отсутствующего сотрудника на другого работника из его подразделения. Как вариант, в должностных инструкциях сотрудников сразу прописывается замещение на период временного отсутствия. Так вы сможете избежать постоянного оформления приказов на временный перевод.

Помните, нанимать нового работника, даже на непродолжительный период, можно только на вакантную должность. Поэтому при болезни, либо отпуске этот вариант не подойдет.

Как проходит конкурсная процедура отбора кандидатов на государственную гражданскую службу:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Каждая компания рано или поздно сталкивается с проблемой увольнения сотрудников. Вследствие этого в штатном расписании образуются вакансии, из-за которых нарушается нормальная жизнедеятельность предприятия, ибо в технологическом процессе возникают пробелы.

Во избежание подобных ситуаций в компании предпринимаются меры по замещению вакантной должности. Предлагаем рассмотреть, как это происходит на практике и какие варианты решения подобной проблемы возможны.

Что такое замещение

Понятие замещения вакантной должности

Вакансия – это свободная должность в штатном расписании, на которую предусмотрено финансирование. Вакансии могут возникать вследствие добровольного увольнения сотрудников, увольнения по инициативе администрации, временной нетрудоспособности труженика, либо после расширения производства.

Здесь важно учитывать некоторые нюансы, что будут влиять на подбор нового персонала (таблица 1).

Таблица 1. В каких случаях требуется замещение вакантной должности

СлучайКомментарий
Добровольное увольнениеОбычно такой шаг сотрудника оказывается неожиданностью для его нанимателя. Но, с целью поддержки беспрерывности технологического процесса, законодатель предусмотрел, что работник обязан уведомить своего работодателя не раньше, чем за 2 недели до увольнения, либо согласовать с ним дату увольнения. Это позволяет подобрать замену на освободившуюся должность.
Увольнение по инициативе компанииТут может присутствовать несколько вариантов. Воровство, пьянство, прогулы, другие нарушения со стороны работника, либо окончание контракта, срочного трудового договора. В первом случае ситуация непрогнозируемая, и может в будущем сопровождаться некоторыми сложностями. Второй случай, вполне контролируемый заблаговременно.
Временное отсутствие сотрудникаДлительная болезнь, нахождение в декрете, длительная командировка основного сотрудника может вызвать необходимость найма на время его отсутствия замены. Как правило, у администрации заблаговременно есть информация, что позволяет провести соответствующую работу.
Расширение производстваОбразование новых филиалов, цехов, подразделений, отделов сопровождается необходимостью их комплектации. Сложность этого процесса заключается в отсутствии наставников, которые смогут быстро ввести новых сотрудников в курс дела. Даже если вакансии будут заполнены своевременно.

Помните, заполнение вакансии – это целая процедура, которую желательно начинать заблаговременно. Ведь не всегда сразу можно подобрать подходящего для определенной должности сотрудника.

Законодательство о замещении

Здесь следует сразу разделить государственный и частный сектор. Подбор новых сотрудников на вакантные должности государственной службы регулируется законом от 27 июля 2004 № 79-ФЗ. Тут описываются все процедурные моменты, что должны быть соблюдены от момента образования вакансии до ее полного заполнения.

Отступление от этих норм любой из сторон заканчивается отменой решений о назначении на должность, а в некоторых случаях может потянуть за собой и юридическое преследование нарушителей.

Касательно частных компаний, то здесь трудовые отношения строятся на требованиях ТК РФ, который не предусматривает ограничений в процессе найма новых сотрудников. Поэтому частные компании для подбора персонала обычно используют такие приемы:

  • размещают информацию о свободных вакансиях у себя на сайтах;
  • передают данные об свободных должностях на специализированные сайты вакансий, в газеты, учебные заведения;
  • направляют запросы на смежные компании, которые сворачивают производство и собираются высвобождать персонал;
  • сотрудничают со специализированными агентствами по трудоустройству.

Каждая подобная процедура заканчивается собеседованием с потенциальным соискателем должности, а также дальнейшим его официальным трудоустройством по требованию ТК РФ.

Помните, какие бы шаги не предпринимала компания на этапе поиска персонала, оформление труженика должно осуществляться официально и исключительно по правилам ТК РФ.

Порядок оформления

Чтобы начать процедуру поиска нового сотрудника, наниматель должен предоставить информацию об образовавшейся вакансии. Основные данные, которые желательно указывать в таком объявлении, следующие:

Оформление замещения вакантной должности

  • наименование должности, размер должностного оклада;
  • место и условия работы;
  • основные должностные обязанности, что необходимо выполнять;
  • базовые требования к сотруднику, состоянию его здоровья (если производство вредное), уровню квалификации, образования;
  • предлагаемый компанией социальный пакет.

В дальнейшем претенденты на занятие вакантной должности должны пройти собеседование, в период которого подтвердить, что их навыки, квалификация, образование, состояние здоровья, позволят наилучшим образом выполнить возложенные на их обязательства. Если претендентов несколько, компания имеет возможность выбрать лучших кандидатов.

На этапе собеседования между компанией и гражданином не возникает каких-либо юридических обязательств по трудоустройству. Каждая из сторон вправе отказаться от предложений трудоустройства без объяснения причин, особенно если изложенные в описании вакансии требования не соблюдаются.

Если же стороны в процессе собеседования достигают определённого согласия, то начинается процедура официального трудоустройства.

Помните, пока гражданин не достиг согласия о трудоустройстве с потенциальным нанимателем сторон отсутствуют какие-либо обязательства, если иное не предусмотрено законом.

Временный перевод

Иногда, для поддержки беспрерывности производственного процесса, заполнять вакансию требуется немедленно, не ожидая пока кадровое подразделение выберет и оформит нового сотрудника. Для решения подобной проблемы можно временно перевести работника из другого подразделения. В этом случае следует учитывать такие моменты:

  • работник прекращает выполнять свои трудовые функции на прежнем месте и начинает временно трудиться по вакантной должности;
  • подобный перевод всегда носит временный характер и его продолжительность должна оговариваться в приказе на перемещение;
  • если работа, которую предстоит выполнять, не отличается от основного места деятельности сотрудника, а рабочее место находится в той же местности (либо одном здании), не требуется согласия работника на временный перевод;
  • в обязательном порядке временный перевод оформляется приказом уполномоченного лица;
  • заработная плата продолжает выплачиваться по основном месте работы, при этом ее размер не может быть ниже среднедневного заработка, вне зависимости какой оклад предусмотрен по вакантной должности;
  • после найма нового сотрудника приказ о временном переводе отменяется, либо издается новый, восстанавливающий прежний статус вещей.

Помните, временный перевод – это решение проблемы отсутствия сотрудника до момента подбора ему замены. Обычно практикуется при внезапном разрыве трудовых отношений (например, по инициативе администрации).

Совмещение

По некоторым типам вакансий, где отсутствует большая нагрузка, ответственность, сложность выполнения обязанностей, решить проблему вакантной должности можно путем совмещения. Здесь на одного из действующих сотрудников вместе с основной работой возлагаются дополнительные обязанности по вакантной должности.

Совмещение или замещение вакантной должности

В этом случае возникают такие нюансы:

  • необходимо получить согласие работника на выполнение дополнительной работы в рабочее время;
  • официально оформить совмещение должностей приказом (распоряжением) по предприятию;
  • согласовать с работником размер доплаты, которую он будет получать за выполнение, вместе со своей основной работой, дополнительных обязанностей;
  • определить период действия условий совмещения должностей.

Помните, совмещение должностей должно оформляться на сотрудника, имеющего аналогичный опыт, образование, квалификацию, как предусмотрено должностной инструкцией для вакансии. Оптимально, если это сотрудник из этого же отдела (подразделения).

Совместительство

В отличие от совмещения, совместительство предусматривает выполнение работы за пределами основного рабочего времени. Это может быть неполный день (до 50% рабочего времени), если по основному месту труда такой же распорядок для, либо полное время работы (например, если сотрудник работает сменами).

Тут нужно выделить такие моменты:

  • фактически это еще одно трудоустройство (совместитель может быть внутренним и внешним);
  • может быть на постоянной основе (тогда отпадает необходимость поиска сотрудника на вакансию);
  • пользуется всеми льготами и привилегиями, что и обычные штатные сотрудники, имеет дополнительные привилегии при оформлении отпуска (в тот же период, что и по основной работе);
  • работник обязан полноценно выполнять трудовые функции по основном и дополнительном месте работы.

Помните, совместительство – это фактически полноценное замещение вакантной должности. Увеличение трудовой нагрузки на совмещающего две должности работника – это сугубо его решение, не оправдывающее возможное невыполнение трудовых функций из-за повышенной нагрузки.

Замещение должности в госорганах

Законодательное регулирование процедуры трудоустройства на государственные должности предусматривает четкую последовательность действий со стороны нанимателя, а также потенциального соискателя, предусматривающие:

Замещение вакантной должности в госорганы

  • заблаговременное информирование о вакансии;
  • перечень требуемых документов, которые необходимо подготовить для рассмотрения кандидата на трудоустройство;
  • четкий перечень обязанностей, что необходимо будет выполнять, а также требование к опыту, знаниям, квалификации того, кто претендует на эту должность;
  • этапы прохождения конкурса, наличие тестирования, собеседования, гласность результатов;
  • комиссионное принятие решения по итогам завершения конкурса и выбора окончательного кандидата, с которым будут оформляться трудовые отношения. Предусмотрена возможность привлечения независимых экспертов для участия в комиссии;
  • возможность обжалования результатов конкурсного отбора.

Таким образом законом гарантируется равные возможности гражданам для участия в конкурсном отборе.

Помните, главное для участия в конкурсном отборе на занятие вакансии на государственной службе четкое соответствие всем заявленным требованиям (образование, стаж, опыт, уровень квалификации, отсутствие ограничений).

Замещение на время болезни, отпуска

В подобных случаях необходимо учитывать, что фактически должность не оказывается вакантной, болеющий, либо отсутствующий сотрудник продолжает находиться в штате компании. Но физически труженик отсутствует на рабочем месте и не выполняет возложенные на него функции в этот период.

Поэтому, для решения этой проблемы целесообразно оформить временный перевод сотрудника из другого подразделения, либо возложить обязанности отсутствующего сотрудника на другого работника из его подразделения. Как вариант, в должностных инструкциях сотрудников сразу прописывается замещение на период временного отсутствия. Так вы сможете избежать постоянного оформления приказов на временный перевод.

Помните, нанимать нового работника, даже на непродолжительный период, можно только на вакантную должность. Поэтому при болезни, либо отпуске этот вариант не подойдет.

Как проходит конкурсная процедура отбора кандидатов на государственную гражданскую службу:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.


В летнее время сотрудники массово уходят в отпуска. Чтобы не прерывать рабочий процесс работодателю важно заблаговременно найти замену временно отсутствующим работникам. Есть несколько способов замещения персонала. Расскажем бухгалтеру, как оплачивать труд заместителей.

Способы замещения персонала

Заменить отпускника можно следующими способами:

  • дополнительная работа для другого сотрудника (ст. 60.2 ТК РФ);
  • внутреннее или внешнее совместительство (ст. 60.1 ТК РФ);
  • временный перевод на пустующее место одного из сотрудников (72.2 ТК РФ);
  • наем нового работника по срочному договору (59 ТК РФ).

Рассмотрим каждый способ подробнее.

Дополнительная работа

При этом способе один из сотрудников предприятия принимает на себя дополнительные обязанности. То есть выполняет свою трудовую функцию и функцию отпускника. Причем обе функции работник выполняет в рамках установленного рабочего дня.

Поручаемая сотруднику дополнительная работа может осуществляться путем:

1. Совмещения должностей.

Когда сотрудник берет на себя функции отпускника с другой должностью.

Например: бухгалтер принимает на себя функции кассира, который ушел в отпуск.

2. Расширения зоны обслуживания или увеличения объема работ.

Когда работник принимает на себя функции отпускника той же профессии.

Например: один из сотрудников кадрового отдела ушел в отпуск, а второй на время его отсутствия выполняет обязанности за двоих.

Поручить сотруднику выполнение дополнительной работы можно только с его согласия. Работодатель и работник должны зафиксировать в дополнительном соглашении срок выполнения работы, ее содержание, объем и порядок оплаты.

Работник вправе отказаться от выполнения дополнительной работы досрочно. Но в таком случае, он обязан предупредить об этом работодателя за три рабочих дня в письменной форме.

Доплату заместителю можно установить пропорционально отработанному времени или за выполненный объем работ. Минимальный или максимальный размер доплаты трудовым законодательством не установлен.

Пример: кадровик организации с окладом 33 000 рублей уходит в отпуск в июле на 28 календарных дней (будет отсутствовать 20 рабочих дней). Функции отпускника берет на себя бухгалтер. Доплату за совмещение должностей бухгалтер получит пропорционально отработанному времени. Посчитаем размер доплаты.

В июле 22 рабочих дня, значит размер доплаты за один день составит:

33 000 руб. / 22 дн. = 1 500 руб.

Доплата бухгалтеру за весь период замещения:

1 500 руб. * 20 дн. = 30 000 руб.

Сумма доплаты облагается НДФЛ и страховыми взносами в общем порядке.

Совместительство

При совместительстве работник выполняет обязанности отпускника в свободное от своей основной работы время. Он может замещать отсутствующего:

  • по основному месту работы — внутреннее совместительство;
  • у другого работодателя — внешнее совместительство.

Работать по совместительству нельзя больше 4 часов в день. Работать полный день совместитель может только в те дни, когда он полностью свободен на основной работе. А в течение месяца продолжительность рабочего времени совместителя не должна превышать 50% месячной нормы рабочего времени (284 ТК РФ). Причем следить за тем, чтобы норма не была превышена, обязан работодатель.

Немного изменим условия нашего примера.

Бухгалтер будет выполнять работу отсутствующего кадровика по внутреннему совместительству 4 часа в день. Доплату он получит пропорционально отработанному времени.

Размер доплаты за один день составит:

33 000 руб. * 0,5 / 22 дн. = 750 руб.

Доплата бухгалтеру за весь период замещения составит:

750 руб. * 20 дн. = 15 000 руб.

С суммы доплаты необходимо начислить взносы и удержать НДФЛ.

Подробнее о том, кто может быть совместителем, порядке заключения трудового договора и графике работы, читайте в этой статье .

Временный перевод

По соглашению сторон работодатель может временно перевести другого работника на место отпускника. Срок перевода соответствует периоду отпуска отсутствующего сотрудника.

Оплата труда заместителя будет соответствовать новой должности. При этом оклад по новой должности может быть выше или ниже оклада по старой. В данном случае работодатель вправе не сохранять за работником средний заработок по прежней должности.

Наем по срочному договору

Иногда в отпуск уходит узкий специалист, заменить которого другим сотрудником невозможно. Тогда оптимальный вариант — принять нового работника соответствующей квалификации по срочному трудовому договору.

В таком случае сумму оплаты, срок работы и ее условия стороны фиксируют в срочном трудовом договоре.

Подробно о срочном договоре и правилах его заключения мы рассказывали в этой статье .

Читайте также: