Как получить свидетельство о рождении деда

Обновлено: 02.07.2024

2. Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается:

лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;

родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;

родителям (лицам, их заменяющим) или представителю органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия;

иному лицу в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния;

на основании внесения исправлений и изменений в запись акта гражданского состояния, установлении отцовства, усыновлении, решения суда.

документ удостоверяющий личность (паспорт);

свидетельство о заключении брака или перемене имени (если заявитель изменил фамилию, имя, отчество);

свидетельство о смерти (если получается документ на умершего);

доверенность органов опеки и попечительства (если получается документ в отношении ребенка, находящегося на попечении государства);

доверенность (если получается документ иным лицом);

в случае предъявления заявителями документов, выданных компетентными органами иностранных государств, они должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и переведены на русский язык. Верность перевода должна быть нотариально удостоверена;

документ, удостоверяющий личность заявителя (родителей либо одного из родителей), выданный компетентным органом иностранного государства, должен быть переведен на русский язык. Верность перевода должна быть нотариально удостоверена;

4. Государственная пошлина за выдачу повторного свидетельства о рождении, установлении отцовства, усыновлении составляет 350 (триста пятьдесят) рублей. В квитанции должны быть указаны фамилия и адрес по прописке получателя услуги!

5. Государственная пошлина за выдачу повторного свидетельства в связи с внесением изменений (по заявлению совершеннолетнего ребенка, по решению суда, по распоряжению глав муниципальных образований, по установлению отцовства, по заявлению матери) составляет 650 (шестьсот пятьдесят) рублей. В квитанции должны быть указаны фамилия и адрес по прописке получателя услуги!

6. Выдаваемые документы: повторное свидетельство. Документы выдаются в день обращения.

Государственная пошлина не оплачивается органами опеки и попечительства (документ предоставляется без оплаты по ходатайству организации), родителями в отношении совершеннолетних детей (свидетельство о рождении детей не выдается, по просьбе родителей им выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка), родителями, лишенными родительских прав (свидетельство о рождении детей не выдается, по просьбе родителей им выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка).

Оплату государственной пошлины рекомендуем производить после консультации с сотрудником отдела ЗАГС.

Выдача повторного свидетельства о государственной регистрации заключения брака

Повторное свидетельство о государственной регистрации заключения брака выдается в случае утраты, порчи, в других случаях отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в том числе ветхости бланка свидетельства, нечитаемости текста и (или) печати органа ЗАГС, ламинирования.

Место выдачи: орган ЗАГС, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния.

  • лицо, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;
  • родственники умершего или другое заинтересованное лицо в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;
  • иное лицо в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Для получения услуги необходимо представить:

заявление о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

документ, удостоверяющий личность заявителя.

документы, подтверждающие право заявителя на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

квитанцию об уплате государственной пошлины или документ, являющийся основанием для предоставления налоговых льгот физическим лицам.

Заявление о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния может быть направлено в орган, предоставляющий государственную услугу, посредством почтовой связи или через единый портал государственных и муниципальных услуг.

Результат услуги: выдача заявителю повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния либо извещения об отсутствии записи акта гражданского состояния.

Срок оказания услуги:

  • случае личного обращения заявителя в орган ЗАГС, по месту хранения соответствующей записи акта гражданского состояния, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в день обращения заявителя при условии представления всех необходимых документов;
  • письменное обращение (в том числе поступившее в электронной форме) рассматривается в течение 30 календарных дней со дня его регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Выдача повторного свидетельства о государственной регистрации перемены имени

Повторное свидетельство о государственной регистрации перемены имени выдается в случае утраты, порчи, в других случаях отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в том числе ветхости бланка свидетельства, нечитаемости текста и (или) печати органа ЗАГС, ламинирования.

Место выдачи: орган ЗАГС, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния.

  • лицо, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;
  • родственники умершего или другое заинтересованное лицо в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;
  • иное лицо в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Для получения услуги необходимо представить:

Заявление о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Документ, удостоверяющий личность заявителя.

Документы, подтверждающие право заявителя на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Квитанцию об уплате государственной пошлины о государственной регистрации перемены имени или документ, являющийся основанием для предоставления налоговых льгот физическим лицам.

Заявление о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния может быть направлено в орган, предоставляющий государственную услугу, посредством почтовой связи или через единый портал государственных и муниципальных услуг.
Результат услуги: выдача заявителю повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния либо извещения об отсутствии записи акта гражданского состояния.

Срок оказания услуги:

  • в случае личного обращения заявителя в орган ЗАГС, по месту хранения соответствующей записи акта гражданского состояния, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в день обращения заявителя при условии представления всех необходимых документов;
  • письменное обращение (в том числе поступившее в электронной форме) рассматривается в течение 30 календарных дней со дня его регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Выдача повторных свидетельств о расторжении брака

Органами ЗАГС выдаются повторные свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния и иные документы, подтверждающие наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния. Все формы справок и свидетельств утверждены постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. № 1274.

Для получения повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных, подтверждающих факт государственной регистрации акта гражданского состояния документов, заявитель представляет:

1) документ, удостоверяющего личность заявителя;

2) документы, подтверждающие изменение (перемену) фамилии, имени и отчества заявителя и (или) лица, в отношении которого истребуется документ о государственной регистрации акта гражданского состояния:

свидетельства (справки) о заключении брака либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;

свидетельства (справки) о расторжении брака либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;

свидетельства (справки) о перемене имени либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;

свидетельства (справки) об установлении отцовства либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;

3) документы, подтверждающих родственные отношения с умершим :

свидетельство(а) (справки) о рождении либо их нотариально удостоверенные копии;

копия вступившего в законную силу решения суда об установлении факта родственных отношений с умершим;

документы, подтверждающие изменение (перемену) фамилии, имени и отчества заявителя и (или) лица, в отношении которого истребуется документ о государственной регистрации акта гражданского состояния;

свидетельство (справка) об установлении отцовства либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;

4) документы, подтверждающие заинтересованность лица в получении документов о государственной регистрации актов гражданского состояния в отношении умершего:

свидетельство (справка) о рождении либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;

свидетельство (справка) о заключении брака либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;

завещание, удостоверенное в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо его дубликат, выданный в установленном порядке;

справка об открытии наследственного дела, выданная нотариусом;

гражданско-правовые договоры, в том числе договоры ренты и пожизненного содержания с иждивением, трудовые договоры;

документы, выданные компетентными органами и организациями о регистрации заинтересованного лица с умершим лицом по одному адресу;

запрос (ходатайство) органа государственной власти и органа местного самоуправления о выдаче повторного свидетельства о смерти в случае признания имущества умершего выморочным;

запрос (ходатайство) органа государственной власти и органа местного самоуправления о выдаче повторного свидетельства о смерти в случае, если умерший являлся нанимателем жилья, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

документ, подтверждающий полномочия заявителя;

5. документы, подтверждающие право на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния в отношении лица, признанного судом недееспособным:

запрос (ходатайство) организации, в которой находится лицо, признанное недееспособным, о выдаче документа о государственной регистрации актов гражданского состояния;

копия вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным;

решение органа опеки и попечительства об установлении опеки над гражданином, признанным судом недееспособным;

документ, подтверждающий полномочия заявителя;

6. нотариально удостоверенная доверенность от лица, имеющего право на получение повторного свидетельства или иного документа (справки), подтверждающего(щей) факт государственной регистрации акта гражданского состояния;

7. документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств, при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Государственная пошлина за выдачу повторного свидетельства о расторжении брака составляет 350 (триста пятьдесят) рублей. В квитанции должны быть указаны фамилия и адрес по прописке получателя услуги!

Оплату государственной пошлины рекомендуем производить после консультации с сотрудником отдела ЗАГС.

Выдача повторных свидетельств о смерти и справок по всем видам записей актов гражданского состояния

2. Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается:

  • лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;

родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;

родителям (лицам, их заменяющим) или представителю органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия;

иному лицу в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.

документа, удостоверяющего личность заявителя;

документов, подтверждающих изменение (перемену) фамилии, имени и отчества заявителя и (или) лица, в отношении которого истребуется документ о государственной регистрации акта гражданского состояния:

- свидетельства (справки) о заключении брака либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;
- свидетельства (справки) о расторжении брака либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;
- свидетельства (справки) о перемене имени либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;
- свидетельства (справки) об установлении отцовства либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;

свидетельства (справки) о смерти лица, в отношении которого истребуется документ о государственной регистрации акта гражданского состояния, либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;

документов, подтверждающих родственные отношения с умершим:

- свидетельство(а) (справки) о рождении либо их нотариально удостоверенные копии;
- копия вступившего в законную силу решения суда об установлении факта родственных отношений с умершим;
- документы, подтверждающие изменение (перемену) фамилии, имени и отчества заявителя и (или) лица, в отношении которого истребуется документ о государственной регистрации акта гражданского состояния;
- свидетельство (справка) об установлении отцовства либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;
- свидетельство (справка) об усыновлении (удочерении) либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;

  • документы, подтверждающие заинтересованность лица в получении документов о государственной регистрации актов гражданского состояния в отношении умершего:

- свидетельство (справка) о рождении либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;
- свидетельство (справка) о заключении брака либо его (ее) нотариально удостоверенные копии;
- завещание, удостоверенное в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо его дубликат, выданный в установленном порядке;
- справка об открытии наследственного дела, выданная нотариусом;
- гражданско-правовые договоры, в том числе договоры ренты и пожизненного содержания с иждивением, трудовые договоры;
- документы, выданные компетентными органами и организациями о регистрации заинтересованного лица с умершим лицом по одному адресу;
- запрос (ходатайство) органа государственной власти и органа местного самоуправления о выдаче повторного свидетельства о смерти в случае признания имущества умершего выморочным;
- запрос (ходатайство) органа государственной власти и органа местного самоуправления о выдаче повторного свидетельства о смерти в случае, если умерший являлся нанимателем жилья, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- документ, подтверждающий полномочия заявителя;

  • документы, подтверждающие право на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния в отношении несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей:

- запрос (ходатайство) органа опеки и попечительства или организации, в которой находится ребенок, о выдаче документа о государственной регистрации акта гражданского состояния;
- решение органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства);
- договор о приемной семье;
- документ, подтверждающий полномочия заявителя;

  • документы, подтверждающие право на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния в отношении лица, признанного судом недееспособным:

- запрос (ходатайство) организации, в которой находится лицо, признанное недееспособным, о выдаче документа о государственной регистрации актов гражданского состояния;
- копия вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным;
- решение органа опеки и попечительства об установлении опеки над гражданином, признанным судом недееспособным;
- документ, подтверждающий полномочия заявителя;

нотариально удостоверенная доверенность от лица, имеющего право на получение повторного свидетельства или иного документа (справки), подтверждающего(щей) факт государственной регистрации акта гражданского состояния;

документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств, при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

4. Государственная пошлина за выдачу повторного свидетельства о смерти составляет 350 (триста пятьдесят) рублей. В квитанции должны быть указаны ФИО и адрес по прописке получателя услуги!

5. Государственная пошлина за выдачу архивной справки

Перед оплатой государственной пошлины необходимо получить консультацию специалиста отдела ЗАГС. Чек-ордер с указанием неверно введенных данных повлечет за собой отказ в приеме платежного документа.

При оплате госпошлины посредством Интернет (через мобильный кабинет) плательщику необходимо обратиться в банк, осуществляющий ведение счета, для проставления штампа и подписи сотрудника банка.


Повторное свидетельство о рождении можно получить, если вы потеряли, испортили или заламинировали свидетельство о рождении, а также если бланк изветшал, текст и (или) печать органа ЗАГС на нем стали нечитаемыми (п. 1 ст. 9 Закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ).
Чтобы получить повторное свидетельство о рождении (далее также — дубликат свидетельства), рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определите, относитесь ли вы к лицам, имеющим право на получение дубликата свидетельства
За получением повторного свидетельства о рождении могут обратиться, в частности, следующие лица (п. 2 ст. 9 Закона N 143-ФЗ):
1)лицо, в отношении которого была составлена запись о рождении;
2)родственник (иное заинтересованное лицо) — в случае смерти лица, в отношении которого была составлена запись о рождении;
3)родители (лица, их заменяющие) — в случае получения дубликата свидетельства о рождении ребенка, не достигшего ко дню выдачи повторного свидетельства 18 лет (если ребенок достиг совершеннолетия, его родителям (одному из них) выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка);
4)опекуны лиц, признанных недееспособными;
5)иные лица — при предоставлении нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего право на получение дубликата свидетельства.
Повторное свидетельство о рождении не выдается родителям (одному из них) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. По их просьбе им выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка (п. 3 ст. 9 Закона N 143-ФЗ; п. 46 Административного регламента, утв. Приказом Минюста России от 28.12.2018 N 307).

Шаг 2. Подготовьте заявление и необходимые документы
В зависимости от конкретной ситуации вместе с заявлением о выдаче повторного свидетельства может потребоваться представить, в частности, следующие документы (п. 7 ст. 9 Закона N 143-ФЗ; ч. 6 ст. 7 Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ; п. п. 35, 39 Административного регламента N 307; Перечень, утв. Приказом Минюста России от 19.08.2016 N 194; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828; п. 64 Приложения N 2 к Приказу Минюста России от 01.10.2018 N 201):
1)документ, удостоверяющий личность заявителя (например, паспорт гражданина РФ);
2)документы, подтверждающие родственные отношения с умершим (например, вступившее в законную силу решение суда об установлении факта родственных отношений с умершим);
3)документы, подтверждающие заинтересованность лица в получении повторного свидетельства (например, завещание, справка нотариуса об открытии наследственного дела, договор ренты и пожизненного содержания с иждивением);
4)документы, подтверждающие право на получение повторного свидетельства в отношении несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей (например, договор о приемной семье, документ, подтверждающий полномочия заявителя);
5)документы, подтверждающие право на получение повторного свидетельства в отношении лица, признанного судом недееспособным (в частности, копия вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным, документ, подтверждающий полномочия заявителя);
6)нотариально удостоверенная доверенность от лица, имеющего право на получение повторного свидетельства;
7)документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение записи о рождении, совершенной за пределами территории РФ, при наличии их легализации (если иное не установлено международным договором РФ).

Шаг 3. Обратитесь с документами в орган ЗАГС и получите дубликат свидетельства
За получением дубликата свидетельства вам необходимо обратиться в орган ЗАГС по месту вашего жительства или пребывания. Если вы обращаетесь в орган ЗАГС по месту хранения записи акта гражданского состояния на бумажном носителе лично, дубликат свидетельства выдается в день обращения (п. п. 1, 4 ст. 9 Закона N 143-ФЗ).
Подать заявление в орган ЗАГС можно лично, по почте, а в некоторых субъектах РФ — через МФЦ либо в форме электронного документа через Интернет (включая Единый портал госуслуг) (п. п. 4, 5 ст. 9 Закона N 143-ФЗ).
Следует учесть, что при направлении заявления по почте, через МФЦ или Интернет получение дубликата свидетельства займет большее время по сравнению с личным обращением в орган ЗАГС.
За выдачу дубликата потребуется уплатить госпошлину (ст. 10 Закона N 143-ФЗ; пп. 6 п. 1 ст. 333.26 НК РФ; п. 51 Административного регламента N 307).

Справка. Размер госпошлины
За выдачу повторного свидетельства уплачивается госпошлина в размере 350 руб. Право на освобождение от уплаты госпошлины имеют, в частности, Герои РФ (ст. 10 Закона N 143-ФЗ; пп. 11 п. 1 ст. 333.25, пп. 6 п. 1 ст. 333.26 НК РФ).

При получении повторного свидетельства вы должны предъявить документ, удостоверяющий личность, и указанные выше документы, подтверждающие ваше право на получение повторного свидетельства (п. 7 ст. 9 Закона N 143-ФЗ).
На бланке повторного свидетельства будет сделана отметка, что свидетельство повторное (п. 21 Приложения N 2 к Приказу Минюста России от 13.08.2018 N 167).
Если вас известили об отсутствии записи акта о рождении (например, в связи с утратой архивного фонда органа ЗАГС вследствие пожара), вы вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта госрегистрации рождения. Решение суда, которым будет установлен данный факт, является основанием для восстановления записи и выдачи свидетельства о рождении (п. 3 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ; п. п. 2 — 4 ст. 74 Закона N 143-ФЗ; пп. 2 п. 10, пп. 3 п. 80 Административного регламента N 307; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 16).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

В случае, если документ содержит в себе информацию о семейной, частной жизни человека или данные, которые могут угрожать его безопасности, то архив имеет право ограничить доступ к документам: не выдать дело или же разрешить ознакомиться с ним лишь частично.

Ограничение накладывается по следующей схеме: если со дня создания архивного дела еще не прошло 75 лет, то ознакомиться с ним может только сам человек, на которого заведены документы или же, в случае его смерти, его родственники. Однако на слово семье не поверят, необходимы документы, подтверждающие родство. Как правило, это целая цепочка документов, ведущих к родственнику, о котором разыскивается информация.


В.И.Говорько с семьей. Село Старица Парабельского района. Фото: Виртуальный музей ГУЛАГа

Какие документы могут подтвердить родство?

Подтвердить родство может цепочка свидетельств о рождении, браке и смерти. Какие документы нужны, чтобы ее выстроить?

  • ваше свидетельство о рождении (подтверждение родства с родителями)
  • свидетельство о браке ваших родителей в случае поиска информации по материнской линии (например, про деда вашей матери); важно помнить, что женщины в большинстве случаев меняли фамилии при замужестве, и свидетельство о браке подтверждает факт смены фамилии; в случае развода, нужно будет предоставить свидетельство о разводе или специальную справку из ЗАГСа
  • свидетельство о рождении отца или матери, в зависимости от направления поиска
  • свидетельство о рождении бабушки/дедушки, потом прабабушки/прадедушки, опять же в зависимости от поиска
  • свидетельство о смерти человека, про которого вы ищете информацию; в случае если такого документа нет (человек расстрелян или погиб во время Второй мировой войны), сотрудники архива или ведомства могут пойти вам навстречу при объяснении ситуации

При отсутствии документов их можно восстановить. Как это сделать?

Дореволюционный период

Для подтверждения родства с человеком, который родился задолго до революции 1917 года, вам понадобится архивная справка из метрической книги. Органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС) появляются в стране в 1918 году после революции. До этого факт рождения, брака и смерти фиксировался в специальных церковных книгах – метрических книгах.

Метрические книги начинают вести с начала XVIII века. С учетом религиозной специфики, в церковных книгах имеются записи не только о рождении, браке, смерти, но и о крещении, венчании и отпевании. Метрические книги велись при церквях/синагогах/мечетях по годам и состояли из трех выше названных разделов: о рождении, о бракосочетании, о смерти. Для доказательства родства нам нужен первый раздел.

Для работы с метрической книгой вам необходимо узнать, какую именно церковь посещали ваши предки.

Как это сделать?

1. Определить административно-территориальную принадлежность населенного пункта, где родился ваш родственник до революции.

До реформ 1920-х гг. Российская империя делилась на губернии, которые можно сравнить с современными областями. Губернии, в свою очередь, делились на уезды – их можно сравнить с современными районами. Вам необходимо знать губернию и уезд, к которым относился населенный пункт.

2. Узнать подробнее про данный населенный пункт.

В городах наличие церкви было обязательным. Информацию о количестве храмов в городе вы можете узнать из тех же справочников.

3. Определить церковь, которую посещали ваши предки.

Иногда в архивах, где хранятся метрические книги, составляют специальные методички, в которых указана информация о приходе церкви: жители каких населенных пунктов посещают данный храм. Подобные списки сильно упрощают задачу, однако далеко не во всех архивах есть такие сборники.

Если ваши предки проживали в деревне, то найти нужное нам село с церковью можно, основываясь на географическом факторе: какая церковь ближе, в ту и ходили. Это не всегда так, поэтому берите в расчет несколько ближайших храмов.

С городскими жителями работать сложнее. В городе могло быть несколько церквей. При работе с городом желательно знать в какой его части жили ваши предки. Если информации об этом нет, то нужно искать записи в метрических книгах всех церквей города (это возможно только в небольших городах, где было 2-5 храмов). Крупные города, например, Москва – самые сложные для поиска.

4. Уточнить место хранения интересующих вас метрических книг.

Метрические книги хранятся в областных, районных архивах, а иногда и в архивах ЗАГС.

В первую очередь обратите внимание на географический фактор – метрические книги Пензенской губернии в 99% случаев будут лежать в Государственном архиве Пензенской области. По этой причине важно знать административно-территориальную принадлежность: современные области не всегда повторяют границы дореволюционных губерний, и документы могут лежать в разных архивах.

Как общаться с архивами?

Запрос в архив можно оформить в свободной форме на имя директора или заполнить специальный бланк, который архив вывешивает на своем сайте. В запросе нужно указать: ФИО родившегося человека, дату и место рождения, вероисповедание. Если у вас нет данных о дате рождения, укажите период, в который человек мог родиться, например, 1901–1903 гг. Не указывайте длительный период, архивисты могут отказаться выполнять ваш запрос из-за его чрезмерной сложности.

Перед написанием запроса изучите специфику работы архива, так как в нем могут действовать ограничения по выполнению подобных запросов.


Семья ссыльных Поповых. Фото: Виртуальный музей ГУЛАГа

Советский период

Что нужно знать при восстановлении свидетельств:

1. Фамилия и имя человека.

Не всегда известно полное имя человека, на которого вы хотите получить свидетельство (например, нет информации об отчестве). Самое главное для запроса, это знать фамилию и имя.

2. Где была сделана запись о рождении/браке/смерти.

Если мы говорим про сельскую местность, то, обычно, актовые книги хранятся в районных отделах ЗАГС. С городами ситуация сложнее. Допустим, у вас кто-то из родственников родился в большом городе, например, в Москве. В данном случае нужно знать не только населенный пункт, но и район города (а лучше конкретный ЗАГС), в котором была сделана запись.

В любом случае, сначала можно позвонить в отдел ЗАГС и уточнить, хранятся ли у них актовые книги по интересующему вас населенному пункту или району.

3. Когда была сделана запись.

К сожалению, семье не всегда известна точная дата рождения/брака/смерти родственника. Архивы ЗАГС не будут искать запись, если вы совсем не знаете дату, но этот вопрос можно решить. Сотрудники ЗАГС принимают запросы на поиск записи за 2-3 года. Например, вы знаете, что ваш родственник родился в период с 1950 по 1959 год. Если вы в запросе укажете такой большой промежуток, то запрос не примут. Начать стоит с первых двух лет, например 1950-1952 года. В случае отрицательного ответа, продолжаете поиск по данной системе.

4. Форма запроса.

Существуют специальные формы запросов для получения повторных свидетельств. В запросе нужно указать, куда вам следует выслать свидетельство (в случае если архив ЗАГСа находится в другом городе или стране). Здесь можно указать ближайший к вам отдел ЗАГСа (на почту документ вам не пришлют).

Подводные камни:

1. ЗАГС не выдаст вам повторного свидетельства без подтверждения родства. Поэтому начинать восстановление документов необходимо с последнего имеющегося звена цепи. Например, у вас есть только свидетельство о смерти бабушки. Вы сначала восстанавливаете ее свидетельство о браке (факт перемены фамилии), а уже потом свидетельство о ее рождении (ведь фамилии в записи о рождении и смерти будут разными).

2. Повторное свидетельство о рождении/браке человека вам не выдадут, если он жив. Свидетельство отдадут на руки только ему или вам по специальной доверенности от этого человека.

Обращение в ЗАГС:

Если вы можете сами придти в интересующий вас отдел ЗАГС, то нужно взять с собой все имеющиеся документы о родстве. Запрос можно заполнить там на месте. Повторное свидетельство вам должны выдать в тот же день после оплаты госпошлины.

В случае удаленного запроса (почтой, электронной почтой) вы можете сразу не отправлять с ним все копии документов. После получения запроса архив ЗАГСа в течение 30 дней обрабатывает его и отправляет повторное свидетельство в тот отдел ЗАГС, который вы указали в бланке. Документы нужно будет взять с собой при получении повторного свидетельства.

Часто возникает вопрос: а нужно ли заверять копии у нотариуса? Однозначного ответа здесь нет, все зависит от сотрудника, который будет принимать ваш запрос. По большей части этого не требуют, подходят и обычные копии документов. Однако иногда у вас могут попросить именно заверенные копии, в особенности это касается сотрудников архивов ЗАГСа. Заверить копии не займет много времени: вы приходите с оригиналами документов к нотариусу, он снимает с них копии и ставит печать, что они верны.

Марина Чумакова

ПОИСК ПРЕДКОВ. ЭТАП 9 - ДЕЛАЕМ ЗАПРОС В ЗАГС.
Я обещала переписать ШАГ 9 в ЭТАПАХ ПОИСКОВ ПРЕДКОВ.
Заодно вспомним и закрепим основные моменты.

Давайте разберем поподробнее, как правильно сделать запрос в ЗАГС. Тем более, что именно с этого многим из вас придется начинать свою поисковую деятельность, хотя бы для того, чтобы восстановить нужные для дальнейшего поиска документы.

Отделе записи актов гражданского состояния можно получить документы ( а в нашем случае их копии) о рождении,о браке, и его расторжении, об усыновлении, установлении отцовства, изменении имени.
В Отделе ЗАГС можно заказать:
копию свидетельства о событии,
справку о событии,
справку с иными сведениями о событии
Что заказывать лучше? ЭТо выбирать вам.
Между Свидетельством и справкой нет никакой разницы с точки зрения генеалогии. Они оба подходят для подтверждения родства.
Только Свидетельство красивенькое, а справка обычная.
Госпошлина за свидетельство 350 рублей, за справку - 200 рублей.
Особый интерес для генеалога представляет справка с иными сведениями. Из нее можно узнать дополнительные сведения. Но об этом можно почитать в постах на стене группы и в теме ЗАГСы

ВАЖНЫЕ МОМЕНТ 1.
1. В Отделе ЗАГС вы можете заказать копии документов или справку :
- на себя ( предъявив паспорт);
- на живущего родственника при наличии от него доверенности;
- на умершего прямого родственника при подтверждении родства с ним и при предоставлении Свидетельства о смерти этого родственника.
- вариант получить документы на не прямого родственника тоже есть, но идут такие варианты туже, с подтверждением родства проблем больше.
- само собой, если вы запрашиваете Свидетельство о смерти, то факт смерти ЗАГСу известен, и подтверждать его не надо.

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ 2.
Куда подавать запрос?
С 01 января 2021 года заработал ЕГР ЗАГС, который содержит в электронном виде базы данных ЗАГСов всех субъектов Российской Федерации с 1926 года.
Для того, чтобы получить документ из этой базы надо прийти в ближайший к вам ЗАГС, по месту вашего проживания или регистрации, с уплаченной госпошлиной, с паспортом и документами подтверждающими родство
Копию документа вам выдадут в день обращения, если это свидетельство или справка.

Получение справок с ИНЫМИ СВЕДЕНИЯМИ пока не очень отлажено, поэтому в каждом отдельном случае лучше уточнять условия в ЗАГСе.
Теме получения справок с иными сведениями посвящены несколько постов ниже.

С недавнего времени, получить документы из ЗАГСа можно через МФЦ, иногда это даже проще, чем в самом ЗАГСе.

Раньше, можно было подать такой запрос, через гос.услуги. Сегодня пыталась это сделать, у меня не получилось. Там можно подать запрос только на себя или своего ребенка. То есть скажем, восстановить мое свидетельство о рождении. На другого человека у меня не получилось.
Если вы хотите получить документ из ЗАГСа другого государства, то вам тоже надо пойти в свой ЗАГС со всеми документами. Они сделают запрос в другую страну, через Минюст. Госпошлина та же - 350 руб.
Если вы живете в другом государстве и хотите сделать запрос в ЗАГС России, вот тут вы должны точно пойти в свой ЗАГС и они должны сделать международный запрос.

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ 3.
Вы можете делать неограниченное количество запросов в ЗАГС , главное, платить госпошлину. Если вы оплатили госпошлину, а справку вам не выдали, госпошлину можно вернуть.

ВАЖНО. Вы должны понимать, что отрицательный ответ из ЗАГСа это еще не конец истории. Если отрицательный ответ связан с неполным комплектом ваших документов, дособирите их.
Причины того, что записи отсутствуют в ЕГР ЗАГС разобраны в статье ниже.

Марина Чумакова

Дальше.
По прежнему, и это не изменно, для получения таких документов вы должны подтвердить родство, предоставив все документы в подлинниках и свой паспорт. Если каких то документов нет, их надо так же восстановить.
По-прежнему, надо оплачивать гос.пошлину. За свидетельство надо оплатить 350 рублей, за справку 200.
Справку, говорят, можно запросить с иными сведениями, но как это работает пока не знаю. Потому что сначала говорили, что справку с иными сведениями можно будет заказать по месту хранения актовой записи, как и прежде. А потом говорили, что справку с иными сведениями можно заказать в своем ЗАГСе, а они сами запросят ее в нужном ЗАГСе. Еще раз повторю, что пока не пробовала. Но скоро попробую обязательно и тогда напишу.
Так вот про пошлину. Ее надо оплатить заранее. Цена указана за один документ. Каждый документ оплачивается отдельно. То есть на каждый у вас должна быть отдельная квитанция.

Еще один момент связанный с документами ЗАГСа произошел в стране. В связи с созданием ЕГР ЗАГС, документы до 1926 года должны быть преданы в Архивы. И на самом деле во многих городах активно передаются. Тула например, сразу поставила такие документы на оцифровку и собирается выложить их в онлайн доступ. Лично я за последние три месяца сделала несколько запросов в Исторический архив Омской области о рождении моих непрямых родственников в 20-х годах 20 века и получаю оттуда интересные ответы. Подтверждения родства не требуется.
Но вот звонок в один из Архивов Оренбургской области меня слегка озадачил. Я хотела найти свидетельство о рождении моего деда в 1923 году, и думала, что его уже передали в Архив, хотела уточнить в какой. Так в местном ЗАГСе мне сказали, что ни о чем таком знать не знают.

Марина Чумакова

(продолжение)
Дела они передают по истечении 100 лет. То есть в 2021 году, передают дела за 1920. И записи актовой по моему деду они не нашли. По- прежнему все индивидуально. А в этот ЗАГС, я хочу сделать официальный письменный запрос, пусть официально мне подтвердят отсутствие актовой.
Так вот. Не все архивы легко взаимодействуют с переданными делами и иногда их проще достать из ЗАГСа.
Со мной вышла такая история. Мне очень нужно было свидетельство о рождении и смерти другого моего деда. Он 1921 года рождения, то есть попадает под передачу в архив. Я позвонила в Архив, в который переданы дела по Волгограду и там выяснилось, что да, дело передано в архив, но в 1938 году дед получал повторное свидетельство о рождении и это свидетельство есть в ЕГР ЗАГС. Я пошла со всеми документами в ближайший от себя ЗАГС и получила это свидетельство 1938 года. Точнее его дубликат.

Кстати говоря, пойти в ближайший ЗАГС вы можете не только по месту регистрации, но и по месту нахождения. Например, находясь на отдыхе в Сочи, вы можете пойти и получить свидетельство из Твери. Проверено лично. Но некоторые ЗАГСы могут сопротивляться.

Что делать, если вам надо получить документ о рождении, смерти, браке из другой страны. Тут в принципе ничего не изменилось, вы идете в ближайший ЗАГС с оплаченной пошлиной ( стоимость таже) и они сами направляют ваш запрос через Минюст. Ждать ответа приходится долго, но ответы приходят. И с Украины тоже.

Читайте также: