Как получить доступ к материалам уголовного дела

Обновлено: 28.06.2024

В целях обеспечения условий, необходимых для ознакомления с материалами прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел, хранящихся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, приказываем:

1. Утвердить согласованное с Генеральной прокуратурой Российской Федерации прилагаемое Положение о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел.

2. Руководителям государственных архивов и архивов государственных органов Российской Федерации обеспечить исполнение настоящего приказа.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти по курируемым направлениям деятельности.

Министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А. Соколов

Министр внутренних дел Российской Федерации Р. Нургалиев

Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации Н. Патрушев

Приложение

Положение о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации ("Российская газета", 1993, N 237; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 152, N 7, ст. 676; 2001, N 24, ст. 2421; 2003, N 30, ст. 3051; 2004, N 13, ст. 1110; 2005, N 42, ст. 4212), Частью III Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4552; 2004, N 49, ст. 4855; 2006, N 23, ст. 2380), Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г.

N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 44, ст. 1428; 1992, N 22,

ст. 1184; N 28, ст. 1624; 1993, N 1, ст. 21; "Российская газета", 1993, N 193; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст. 5086; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 22,

ст. 2168, N 45, ст. 4242; 1996, N 24,

ст. 2888; 2000, N 33, ст. 3348, 3429; 2001, N 1, часть I, ст. 2, N 53, часть I,

ст. 5030; 2002, N 52, часть I, ст. 5132; 2003, N 6, ст. 509, N 43, ст. 4108, N 52, часть I, ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 27, ст. 2717), Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г.

N 5485-1 "О государственной тайне" ("Российская газета", 1993, N 182; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 15, ст. 1768; 1997, N 41, ст. 4673; 2002, N 52, часть II,

ст. 5288; 2003, N 6, ст. 549, N 27, часть I, ст. 2700, N 46, часть II, ст. 4449; 2004,

N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607), Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 609; 2003, N 2, ст. 167), Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1997, N 29,

ст. 3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1, часть I, ст. 8; 2001,

N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167, N 27, часть I, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711,

N 35, ст. 3607; 2005, N 49, ст. 5128) и Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4169).

2. Действие настоящего Положения распространяется на материалы, хранящиеся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, в составе:

а) прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям и реабилитированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - реабилитированные лица), в том числе материалы кассационного, надзорного и реабилитационного производств, если таковые приложены к делам;

б) групповых уголовных дел в части, касающейся проходящих по ним реабилитированных лиц;

в) фильтрационно-проверочных дел на российских (советских) граждан, попавших в плен и окружение, оказавшихся на временно оккупированной территории, угнанных на принудительные работы в Германию, другие страны Европы и репатриированных в период Второй мировой войны, послевоенный период, а также реэмигрантов;

г) фильтрационно-проверочных дел иностранных граждан, лиц без гражданства, попавших в плен и окружение, оказавшихся на временно оккупированной территории, угнанных на принудительные работы в Германию, другие страны Европы и репатриированных в период Второй мировой войны, послевоенный период, а также реэмигрантов.

3. В настоящем Положении под административными делами понимают дела:

о направлении лиц в административном порядке в ссылку, высылку, на спецпоселение, о привлечении к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также об ограничении других прав и свобод личности;

личные, учетные, контрольно-наблюдательные дела спецпоселенцев, ссыльных и высланных.

4. Положение устанавливает порядок доступа реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, их родственников и наследников, лиц, представляющих их интересы, а также других пользователей к материалам, указанным в пункте 2 настоящего Положения.

5. Настоящее Положение не регулирует вопросы доступа к материалам уголовных и административных дел в отношении лиц, которым отказано в реабилитации, или к делам, которые еще не пересмотрены в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

На обращения граждан по доступу к материалам уголовных и административных дел с отрицательными заключениями о реабилитации проходящих по ним лиц, архивами выдаются справки о результатах пересмотра.

II. Порядок доступа к материалам прекращенных уголовных и административных дел, фильтрационно-проверочных дел и научно-справочному аппарату к ним

6. Право доступа к материалам соответствующих прекращенных уголовных и административных дел, а также фильтрационно-проверочных дел имеют:

а) реабилитированные лица и лица, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, - на основании соответствующего заявления и при предъявлении документов, удостоверяющих личность;

б) родственники реабилитированных лиц - на основании соответствующего заявления, письменного согласия реабилитированного лица на ознакомление с материалами дела либо документа, подтверждающего факт смерти реабилитированного лица, и при предъявлении документов, удостоверяющих личность и подтверждающих родство;

в) родственники лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, - на основании соответствующего заявления, доверенности, оформленной в установленном законом порядке, на ознакомление с материалами дела от лица, в отношении которого велось производство по фильтрационно-проверочному делу, или его наследников, и при предъявлении документов, удостоверяющих личность и подтверждающих родство;

г) наследники по закону реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, - на основании соответствующего заявления и при предъявлении документов, удостоверяющих личность и подтверждающих родство;

д) наследники по завещанию реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, - на основании соответствующего заявления и при предъявлении документов, удостоверяющих личность, а также документов, подтверждающих право наследования, с указанием на соответствующий доступ к материалам дел;

е) лица, представляющие интересы реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, их родственников или наследников, с учетом их права доступа к материалам дел, на основании соответствующего заявления и при предъявлении документов, удостоверяющих личность, а также доверенности, оформленной в установленном законом порядке, подтверждающей право представлять интересы доверителя и его право доступа к материалам дел;

ж) представители органов государственной власти - на основании мотивированных обращений заинтересованных органов государственной власти в пределах предоставленных им полномочий при предъявлении документов, удостоверяющих личность;

з) другие лица - в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Другие лица могут быть допущены к материалам дел до истечения 75 лет с момента создания документов с письменного согласия реабилитированных лиц или лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, а после их смерти - наследников, - на основании соответствующего заявления или ходатайства, при предъявлении документов, удостоверяющих личность, а также доверенности, оформленной в установленном законом порядке, от реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам или их наследников;

и) работники архивов - в пределах возложенных на них служебных обязанностей.

7. Право на доступ к материалам прекращенных уголовных и административных дел, а также фильтрационно-проверочных дел означает предоставление возможности пользователю, с учетом требований пункта 6 настоящего Положения, знакомиться с находящимися в делах документами, получать их копии и использовать полученную при ознакомлении информацию с учетом требований пункта 17 настоящего Положения.

В случае если производство по делу велось в отношении нескольких лиц, допуск пользователя производится к документам дела, касающимся только того лица, обращение в отношении которого рассматривается архивом.

Реабилитированным лицам и лицам, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, а также их наследникам предоставляется право получать сохранившиеся в делах подлинники рукописей, фотографии и другие личные документы.

При необходимости с изымаемых из дел документов изготавливаются копии, которые вместе с расписками о получении оригиналов, приобщаются к материалам уголовных, административных и фильтрационно-проверочных дел или к делам фондов.

8. Сотрудники архивов, осуществляющие хранение прекращенных уголовных и административных дел, фильтрационно-проверочных дел, обязаны:

а) исключить ознакомление пользователя с документами, содержащими сведения, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации.

Реабилитированным лицам и лицам, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, могут быть представлены без права копирования документы дел, содержащие информацию об их сотрудничестве на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими (осуществлявшими) разведывательную, контрразведывательную и оперативно-разыскную деятельность;

б) обеспечить в порядке, определенном в пункте 6 настоящего Положения, ознакомление пользователя с документами дел, содержащими сведения о личной и семейной тайне, фактах, событиях, обстоятельствах частной жизни реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, позволяющими идентифицировать их как личность (далее - персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных действующим законодательством Российской Федерации случаях.

9. Документы, содержащие информацию с персональными данными лиц, в отношении которых производство по делам не осуществлялось, но сведения в деле имеются, до истечения установленного законодательством Российской Федерации срока пользователю не предоставляются.

Данное ограничение может быть снято при соблюдении условия обезличивания в предоставляемых копиях документов персональных данных вышеуказанных лиц.

10. Реабилитированные лица и лица, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, с их согласия или в случае смерти этих лиц - их наследники могут, представив разрешение, оформленное в установленном законом порядке, снять установленное законодательством Российской Федерации ограничение на доступ к документам, содержащим информацию с персональными данными на реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам.

11. Реабилитированные лица и лица, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, с их согласия или в случае смерти этих лиц - их родственники или наследники, а также представляющие их интересы лица, вправе получать от сотрудников государственных архивов и архивов государственных органов Российской Федерации информацию о том, кто и в каких целях имел доступ к материалам уголовных и административных дел после вынесения решений о реабилитации проходящих по ним лиц, а также к материалам фильтрационно-проверочных дел после вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 1992 г. N 658 "О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 26, ст. 1510).

12. Доступ пользователя к научно-справочному аппарату (описям, журналам, каталогам, базам данных и так далее), содержащему информацию о наличии необходимых им сведений в прекращенных уголовных и административных делах, фильтрационно-проверочных делах, осуществляется в порядке, определенном государственными органами, подведомственные архивы которых осуществляют хранение названных категорий дел.

III. Условия ознакомления с материалами прекращенных уголовных и административных дел, фильтрационно-проверочных дел и использования полученной информации

13. Ознакомление пользователя с материалами прекращенных уголовных и административных дел, фильтрационно-проверочных дел производится в читальных залах или специально выделенных для этого помещениях архивов.

14. При выдаче пользователю прекращенных уголовных и административных дел, фильтрационно-проверочных дел документы, содержащие не предназначенную для ознакомления информацию, вкладываются в конверты, которые прошиваются и опечатываются бумажной печатью архива таким образом, чтобы была исключена возможность несанкционированного доступа к ним.

Возможность несанкционированного доступа к персональным данным лиц может быть также ограничена путем предоставления пользователю копий, в которых часть информации, содержащая персональные данные лиц, изъята.

15. Копирование документов, содержащихся в прекращенных уголовных и административных делах, фильтрационно-проверочных делах, по запросам реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, их родственников и наследников выполняется архивами бесплатно.

16. Информация об основных биографических данных реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, и о результате пересмотра уголовных и административных дел выдается архивами по запросам пользователей без согласования с реабилитированными лицами и лицами, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, их наследниками, родственниками и представителями.

17. Пользователь обязан соблюдать режим конфиденциальности в отношении ставшей ему известной информации, использование и распространение которой ограничивается согласно законодательству Российской Федерации.

Использование полученных сведений в ущерб правам и законным интересам реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, их родственников и наследников преследуется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В 2002 году преследовался по ст. 213 ч.2 п.а УК РФ. Дело было закрыто по амнистии на этапе следствия. Могу ли я ознакомиться с материалами этого дела? Если да, то подскажите, пожалуйста, как это сделать.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 365-О сторонам в уголовном деле должна быть предоставлена возможность лично, с помощью представляющих их интересы в суде адвокатов и иных допущенных к участию в деле лиц знакомиться с материалами дела, как в целях подготовки к судебному разбирательству, так и в целях обжалования судебных решений.

Т.е. если дело находилось в суде. Вам нужно подать заявление на имя председателя суда, с просьбой разрешить Вам ознакомиться с материалами дела.

Олег, здравствуйте. Кем было прекращено уголовное дело?

Ознакомиться в с ним уже не сможете, поскольку по истечении сроков хранения материал был уничтожен.

Предусматривает сроки хранения по делам средней тяжести 10 лет, небольшой тяжести — 5 лет.

Хранение уголовных дел в следственных органах осуществляется в течение сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

Какую именно информацию Вы хотели получить из данного дела?

12. Порядок выдачи судебных дел и документов
Информация об изменениях:
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18 марта 2013 г. N 61 в пункт 12.1 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

а) обвиняемыми, подсудимыми, осужденными, оправданными, лицами, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшими, сторонами по делу, третьими лицами, законными представителями по уголовным, гражданским, административным делам и делам об административных правонарушениях, заявителями и другими заинтересованными лицами по делам особого производства и административным делам, гражданскими истцами, ответчиками по уголовным делам — документа, удостоверяющего личность согласно приложению N 1, а их представителями, защитниками — также доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства;

б) адвокатами, выступающими по уголовным, гражданским, административным делам и делам по административным правонарушениям, — ордера соответствующего адвокатского образования и удостоверения личности и (или) удостоверения адвоката;

в) другими заинтересованными лицами, выступающими по уголовным, гражданским, административным делам, делам об административных правонарушениях, — документов, удостоверяющих личность и полномочия;

г) прокурорами — служебного удостоверения;

д) иными должностными лицами при наличии законного основания — мотивированного письменного запроса;

Информация об изменениях:
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 16 апреля 2014 г. N 90 в пункт 12.2 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 9 сентября 2014 г. N АКПИ14-806 пункт 12.2 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству в части получения разрешения судьи или председателя соответствующего суда на ознакомление с материалами дела на основании письменного заявления

12.2. Ознакомление лиц, указанных в пункте 12.1 настоящей Инструкции, с материалами судебного дела (иными материалами) производится на основании их письменного заявления (форма N 62), на котором судья, в производстве которого находится (или находилось) судебное дело, а при его отсутствии — председатель суда (или его заместитель) либо иное уполномоченное им лицо делает соответствующую отметку о поручении работнику аппарата суда ознакомить с материалами дела. Данное заявление подшивается в дело, а в случае предъявления доверенности к делу приобщается также ее копия.
Ознакомление с делами (иными материалами) должно проходить в специально оборудованном для этой цели помещении суда в присутствии уполномоченного на то работника аппарата суда в условиях, которые исключают изъятие, повреждение, уничтожение материалов дел, а также внесение в них исправлений и дописок, передачу их другому лицу.
Об ознакомлении с делом делается отметка в справочном листе.
После ознакомления с судебным делом (иными материалами) уполномоченный работник аппарата суда в присутствии лица, которое ознакомилось с судебным делом (иными материалами), проверяет состояние данного дела и наличие всех документов в деле, делает отметку в заявлении (форма N 62) о том, что дело возвращено. В случае если после возращения дела уполномоченным работником аппарата суда выявлено изъятие, повреждение материалов дел, а также внесение в них исправлений и дописок, об этом незамедлительно сообщается председателю суда либо его заместителю.
По письменным требованиям органов, которым законом предоставлено право истребования дела, и на основании распоряжения председателя суда или его заместителя судебные дела направляются им в трехдневный срок заказной почтой или с рассыльным.
Назначенный работник суда обязан контролировать возврат дел и не реже одного раза в месяц докладывать председателю суда.
До возвращения дела в суд требование о его высылке, копии сопроводительного письма, приговора или решения хранятся в контрольной папке.
В учетно-статистической карточке отмечается, когда, кому и по какому запросу дело направлено, когда оно возвращено в суд.

12.3. Учет выдачи и высылки дел, находящихся в архиве суда, производится в соответствии с действующими правилами по ведению архива.

Информация об изменениях:
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18 февраля 2016 г. N 33 в пункт 12.4 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

12.4. Подлинные документы из судебных дел (иных материалов) и их надлежащим образом заверенные копии, представленные участниками уголовного, гражданского, административного судопроизводства и участниками производства по делам об административных правонарушениях, а также письменные справки по делам выдаются уполномоченными работниками отдела делопроизводства (приемной) или архива суда на основании их письменного заявления; а судам общей юрисдикции, органам дознания и следствия — на основании мотивированного запроса и (или) иных необходимых документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. На заявлении или запросе о выдаче подлинных документов из судебного дела проставляется разрешающая резолюция судьи, председательствующего по делу, а при его отсутствии — председателя суда (или его заместителя).
Взамен выданного подлинника к делу приобщается его копия, заверенная судьей и гербовой печатью суда.
При выдаче подлинников документов из судебного дела на их заверенных копиях должны указываться фамилия, имя, отчество лица, получившего документ, его процессуальное положение по делу, данные документа, удостоверяющего личность. В получении документа это лицо должно расписаться и проставить дату получения, Лицо, выдавшее документ, должно указать свою фамилию, должность и поставить подпись. При предъявлении доверенности необходимо снять с нее копию и подшить в дело. Такие же сведения указываются в справочном листе.
Документы, на основании которых из судебного дела выданы подлинники, а также их заверенные копии, подшиваются в дело. В случае направления подлинного документа заказной почтой в дело также подшивается копия сопроводительного письма с исходящим номером и датой.
Письменные доказательства из дела с разрешения судьи, председательствующего по делу, а при его отсутствии — председателя суда (его заместителя) могут быть возвращены представившим их лицам и до вступления решения суда в законную силу (ст. 72 ГПК РФ).
Порядок и сроки выдачи подлинных документов, их заверенных копий, письменных справок устанавливается председателем суда.

Информация об изменениях:
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 9 апреля 2015 г. N 95 в пункт 12.5 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

Копии судебных актов, вступивших в законную силу, могут быть выданы (направлены) иным лицам, чьи интересы непосредственно затрагиваются судебным актом, с разрешения председательствующего судьи или председателя суда (в случае отсутствия — заместителя председателя суда) по письменному заявлению (форма N 63), в котором должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены этими судебными актами.

Информация об изменениях:
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18 февраля 2016 г. N 33 в пункт 12.6 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции

Информация об изменениях:
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18 марта 2013 г. N 61 пункт 12.7 изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции

12.7. Повторная выдача копий судебных актов (решений, определений, приговоров, постановлений, судебных приказов) лицам, указанным в пункте 12.1, а также другим лицам, чьи интересы непосредственно затрагиваются судебным актом, осуществляется по их письменному мотивированному заявлению в установленном председателем суда порядке. Иные, не установленные настоящей Инструкцией, правила ознакомления с материалами судебного дела, выдачи подлинных документов, заверенных копий материалов дела, письменных справок, копий судебных актов, вступивших в законную силу, определяются председателем суда.
Порядок выдачи судебных дел, находящихся в архиве суда, а также снятие с них копий регулируются Инструкцией о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования, утвержденной приказом Судебного департамента от 28.12.2005 N 157.

Квалифицированная и полноценная защита по любому уголовному делу невозможна без полного объема информации о собранных доказательствах, проведенных следственных действиях и иных фактах. Для этого адвокат должен получить материалы уголовного дела, чтобы использовать их для работы по защите клиента. В нашей статье расскажем, как, где и кто может получить материалы уголовного дела, которое было заведено по статье 228 УК РФ .

Право обвиняемого на копии материалов уголовного дела

Каждый гражданин вправе не только знать, в чем его обвиняют, но и использовать разрешенные способы защиты. Сделать это можно только при наличии всей информации о ходе уголовного дела и итогах отдельных процессуальных мероприятий. Для этого УПК РФ гарантирует каждому обвиняемому право на ознакомление с материалами дела, а также на получение копий процессуальных документов.

В комплект процессуальных документов, собранных следственными органами, входят:

  • бланки и формы, составленные по итогам проведенных процессуальных мероприятий - протоколы, акты и т.д.;
  • письменные доказательства стороны обвинения, а также постановления о приобщении к материалам дела улик;
  • письменные документы, представленные стороной защиты для всестороннего расследования преступления;
  • различные виды экспертных заключений;
  • документы, изъятые в качестве предмета или объекта преступления.

Может ли обвиняемый получить неограниченный доступ к материалам уголовного дела?

УПК РФ регламентирует следующие нюансы для реализации права на получение материалов дела:

  • на стадии дознания и предварительного следствия обвиняемый и его защитник вправе знакомиться с результатами всех процессуальных действий с их участием;
  • право на ознакомление и получение иных материалов дела возникает только после утверждения обвинительного заключения;
  • на стадии расследования должностные лица могут по собственному решению предоставить обвиняемому и его защитнику доступ к любым материалам дела.

Таким образом, пока не будет завершено предварительное расследование, адвокат и его подзащитный смогут получить полный объем материалов дела лишь с согласия следователя или дознавателя.

Как получить материалы по уголовному делу на стадии следствия по статье 228 УК РФ?

Для этого гражданин или его адвокат должны обратиться к следователю с ходатайством, указав перечень документов, необходимых для ознакомления. Если перечисленные бумаги связаны с процессуальными действиями в отношении обвиняемого, отказ в удовлетворении ходатайства исключается.

С момента вступления в дело, адвокату предоставлено только ограниченное право на ознакомление с материалами. Эти полномочия закреплены в ст. 53 УПК РФ и включают в себя следующий объем бланков и форм:

  • процессуальный протокол о задержании подзащитного;
  • постановление об избрании определенной меры пресечения, в том числе о заключении под стражу;
  • все процессуальные документы, составленные по итогам следственных действий с участием обвиняемого (протоколы обыска жилого помещения, допроса, очной ставки и т.д.);
  • материалы экспертиз, проведенных в отношении подзащитного;
  • иные документы, к которым разрешен доступ обвиняемого.

Их получение осуществляется путем снятия копий. Для этого адвокат и его подзащитный могут применять специальные технические средства, например, копировальный аппарат или средства фотофиксации. Также ст. 47 УПК РФ предусматривает, что изготовление копий осуществляется за счет собственных средств обвиняемого. Для их получения защитник или его доверитель должны подать ходатайство на имя следователя, которое может быть отклонено только по основаниям, предусмотренным в законе.

После завершения предварительного следствия составляется обвинительное заключение, которое подлежит утверждению прокурором. Этот документ содержит основания для привлечения человека к уголовной ответственности и ссылки на все документы, включенные в материалы дела.

После вынесения постановления о завершении предварительного расследования, адвокат и его подзащитный приобретают право в полном объеме знакомиться с материалами, а также снимать с них копии.

Процедура ознакомления с документами будет происходить следующим образом:

  • адвокату и его доверителю предоставлено неограниченное по времени право знакомиться со всеми бумагами, а также делать с них выписки и получать копии;
  • ограничение времени на ознакомление с делом допускается только в случае, если сторона защиты умышленно затягивает эту процедуру;
  • адвокат и его доверитель не вправе вносить какие-либо дополнения и исправления в документы, однако могут указать все свои замечания по итогам ознакомления с обвинительным заключением.

Получение письменных копий происходит аналогичным образом - с использованием различных технических средств за счет стороны защиты. Они не подлежат удостоверению должностными лицами следственных органов или прокуратуры.

Чтобы получить материалы уголовного дела по статье 228 УК РФ в ходе судебного следствия, сторона защиты должна обратиться с ходатайством в адрес суда. Сделать это можно заблаговременно или в ходе заседания, судья не вправе отказать в удовлетворении такой просьбы. Для этого объявляется перерыв в судебном заседании с указанием объективно необходимого времени.

Право потерпевшего на копии материалов уголовного дела

Потерпевший является полноценным участником процесса и вправе защищать свои права, вне зависимости от действий стороны обвинения и следственных органов. С участием потерпевшего проводиться множество ключевых процессуальных мероприятий - допрос, обыск, очная ставка и т.д. Все они сопровождаются оформлением различных документов.

Условия ознакомления с материалами дела для потерпевшего связано со следующими особенностями:

  • на стадии предварительного следствия потерпевшее лицо получает доступ лишь к материалам, связанных с его участием в процессуальных мероприятиях. Например, доступ к протоколу допроса обвиняемого может быть предоставлен только с прямого согласия следователя;
  • после утверждения обвинительного заключения потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами, делать с них выписки и копии для подготовки к судебному процессу;
  • аналогичное право предоставлено потерпевшему на стадии судебного процесса или после его завершения, когда возникает необходимость в обжаловании приговора.

Обратите внимание! Если потерпевший защищает свои права с помощью адвоката, представитель приобретает аналогичные права на получение доступа к материалам уголовного дела.

Чтобы получить копии документов, он должен обратиться с ходатайством на имя следователя, прокурора или суда. Рассмотрение и удовлетворение указанной просьбы будет осуществляться по общим правилам УПК РФ, а изготовление копий производится за счет потерпевшего.

Право иных лиц на копии материалов уголовного дела

Возможность ознакомления и получения документов из материалов уголовного дела предоставлена и иным участникам процесса - свидетелям, экспертам, специалистам и т.д. Перечень документов, к которым может быть предоставлен доступ указанных субъектов, ограничен их личным участием в определенных процессуальных действиях.

Например, свидетель сможет получить только документы, которые были составлены во время следственных действий с его участием – протокол допроса, протокол осмотра места происшествия, протокол опознания и т.д. Их содержание доводится до свидетеля непосредственно после оформления протокола, однако следователь не вправе отказывать в ходатайстве по указанным основаниям.

Если в рамках дела назначается экспертиза, ее проведение будет поручено квалифицированному эксперту или специалисту. Для получения объективного и всестороннего экспертного заключения, должностное лицо обязано предоставить специалисту полный доступ к материалам.

Обратите внимание! Одновременно с направлением постановления о назначении экспертизы, прикладывается базовый комплект документов из дела, а остальные письменные бланки эксперт сможет получить по дополнительному требованию.

Лица, не обладающие определенным процессуальным статусом в уголовном деле, не имею права на ознакомление с документами. В этом случае доступ к ним может быть предоставлен в ограниченном объеме только по запросу суда. Они должны иметь прямое отношение к другим судебным процессам.

Чтобы добиться реализации законного права на ознакомление с документами уголовного дела, воспользуйтесь консультацией наших опытных юристов. Для этого вы можете позвонить по бесплатному телефону горячей линии или оставить интересующие вас вопросы в онлайн-чате на нашем сайте. Мы поможем в любых сложных вопросах, связанных с ознакомлением и получением материалов дела по статье 228 УК РФ.

Гаспарян Нвер

Нами ранее неоднократно отмечалось, что этот процессуальный институт несет в себе целый железнодорожный состав законодательных дефектов и практических проблем.

Вот лишь некоторые из них:

К сожалению, предусмотренные ст. 144 УПК РФ сроки никак не препятствуют нередко встречающимся на практике фактам неоднократных отмен вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел с целью искусственного продления этих сроков.

В результате таких действий сроки проведения проверок могут длиться несколько месяцев.

При этом лица, в отношении которых эти проверки ведутся, находясь в состоянии правовой неопределенности: государство не предъявило им никаких претензий, они еще не являются подозреваемыми и не наделены необходимыми для защиты процессуальными правами, чаще всего не имеют адвоката, но в отношении них уже осуществляется весь комплекс репрессивных процессуальных мер.

Конституционный Суд в своих многочисленных решениях, связанных с рассмотрением жалоб на ст.144, 145 УПК РФ, отмечал, что уголовно-процессуальный закон не предполагает произвольную и многократную отмену по одному и тому же основанию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов для дополнительной проверки, предусматривает соблюдение установленных законом сроков для совершения процессуальных действий (Определения Конституционного Суда от 20 декабря 2005 г. № 477-О, от 17 октября 2006 г. № 425-О, от 16 мая 2007 г. № 374-О-О, от 11 мая 2012 г. № 667-О, от 24 декабря 2013 г. № 1936-О).

При этом добываемые на данной стадии документы принимаются судами именно в качестве доказательств виновности лица.

Было очень опрометчивым решением законодателя дозволять представителям обвинения получение доказательств еще до возбуждения уголовного дела (ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ была введена Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ), когда представляется затруднительным обеспечить реализацию принципа равноправия и состязательности сторон.

3. УПК РФ не позволяет защитнику на стадии доследственной проверки заявить ходатайство о совершении определенных процессуальных действий, представлять какие-либо доказательства невиновности.
Например, он не сможет привести к следователю очевидца совершенного преступления и попросить его опросить. По смыслу ст. 119 УПК РФ адвокат может заявить ходатайство только по уголовному делу, которое на интересующий нас момент еще не возбуждено.

Данная процессуальная норма, действующая на стадии предварительного расследования, представляется логичной и основательной, но как объяснить иной подход законодателя при продлении срока проведения проверки, скажем, до 30 суток? Совершенно очевидно, что заинтересованные лица обязаны знать о таком решении следователя (дознавателя), чтобы иметь возможность своевременно его обжаловать.

5. Неизвещение лица, в отношении которого проводится проверка, о вынесенном постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 145 УПК РФ о принятом решении об отказе в возбуждении уголовного дела извещается только заявитель, которому разъясняется право обжаловать данное постановление. Но ведь данное постановление не в меньшей степени затрагивает интересы лица, в отношении которого проводилась проверка!

6. Часть 1.1 ст. 144 УПК РФ не предусматривает право стороны защиты знакомиться с материалами доследственной проверки в случае вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Следователь, который вынес формальное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, намереваясь выиграть время и в будущем возбудить уголовное дело, не позволит ознакомиться с материалами проверки, имея в виду пресловутую тайну следствия.

К этому следовало бы добавить, что со стороны прокуроров и руководителей следственных подразделений за действиями следователей и дознавателей на данной стадии осуществляется слабый соответственно надзор и контроль, а судебный контроль напрочь отсутствует.

Таким образом, так называемая доследственная практика превратилась в полноценное, иногда в многомесячное, не контролируемое со стороны суда расследование, которое проводится еще до возбуждения уголовного дела, но в процессе которого следователь (дознаватель) беспрепятственно добывает доказательства виновности, а лицо, в отношении которого такая проверка ведется, ограничено в процессуальных правах и не имеет эффективной возможности себя защищать.

Такое положение с очевидностью нарушает провозглашенный в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ принцип равноправия и состязательности сторон.

В дальнейшем, уже после возбуждения уголовного дела, дублируются многие процессуальные действия, ранее совершенные в ходе доследственной проверки: опрошенные лица повторно допрашиваются, могут заново проводиться экспертизы и т.д.

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, обоснованно указывая на некоторые из отмеченных проблем, предложила вообще упразднить доследственные проверки.

Данное предложение следовало бы проанализировать с точки зрения его практических перспектив.

Если сегодня исключить из УПК РФ ст. 144 и 145, то завтра может произойти следующее.

Схожий порядок предусмотрен ст. 21 Кодекса профессиональной этики адвоката, согласно которой президент адвокатской палаты субъекта РФ при наличии надлежащего повода и формы обращения возбуждает дисциплинарное производство в отношении адвоката не позднее десяти дней со дня их получения и никакой предварительной проверки обращения не проводит. И в этом случае такой порядок кажется вполне приемлемым. Однако в отношении уголовного преследования граждан он может повлечь серьезные негативные последствия.

Очевидно, что секвестр только двух статей приведет к значительному увеличению количества возбужденных уголовных дел. После автоматического возбуждения уголовного дела без проведения предварительной проверки встанет вопрос о задержании подозреваемого лица и его дальнейшего помещения под стражу. Из практики нам хорошо известна приверженность представителей стороны обвинения и судов к избранию меры пресечения в виде заключения под стражу, которая оценивается статистикой как переваливавшая за 91% от числа всех заявленных ходатайств.

Может укорениться сложившаяся практика, при которой подозреваемый (обвиняемый) сначала окажется в следственном изоляторе, а лишь потом следователь начнет проверять его причастность к совершению преступления, достоверность и допустимость показаний потерпевшего и иных доказательств. Неизбежно с увеличением количества возбужденных дел увеличится количество арестованных лиц.

С учетом сложившихся следственных обычаев, когда следователь и его руководитель боятся прекратить возбужденное уголовное дело из-за возможных обвинений в коррупции и некомпетентности, могут возникать ситуации, при которых поспешно заведенные уголовные дела попросту не захотят прекращать. По традиции их со страху станут заталкивать в суды для рассмотрения по существу.

Зная практику вынесения оправдательных приговоров (около 0,2–0,3%) и еще более печальную практику отказов прокуроров от поддержания обвинения, мы столкнемся с массовыми фактами осуждения невиновных лиц.

Как видно, исключение из УПК РФ только двух статей (144 и 145) может привести к катастрофическим последствиям для интересов правосудия и правопорядка.

Может произойти так называемый эффект бабочки, когда незначительное влияние на систему создаст большие и непредсказуемые последствия где-нибудь в другом месте и в другое время.

Следует признать, что существование доследственной проверки позволяет отказывать в возбуждении многих тысяч уголовных дел за отсутствием состава или события преступления. Удаление важного процессуального фильтра облегчит процедуру возбуждения и сделает граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, более уязвимыми. Кроме того, от таких новаций вряд ли будут в восторге и сами следователи (дознаватели), ведь они будут вынуждены без какой-либо проверки возбуждать уголовные дела, а потом нести персональную ответственность за неизбежно допущенные ошибки.

Этого допустить никак нельзя.

Как повествуют античные писатели Курций Руф и Плутарх, в 334 г. до н.э. Александр Македонский, столкнувшись со сложным узлом и потеряв терпение, не стал его распутывать, а просто рассек одним ударом меча. Полагаю, что сложный гордиев узел доследственной проверки не стоит иссекать таким прямолинейным способом.

Нам следовало бы настойчиво и выдержано найти и распутать все концы этого сложного узла.

Во-первых, распутать наиболее завороченный конец, связанный со сроками проведения проверок в порядке ст. 144–145 УПК РФ, можно, сократив их до 10 суток, как это было и ранее в УПК РСФСР, ограничив соответствующих должностных лиц возможностью однократной отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Во-вторых, освободить еще один тяжелый конец узла, позволяющий следователю (дознавателю) проводить полноценное расследование и собирать доказательства до возбуждения уголовного дела. В этом нет никакой необходимости, потому что доказательства должны добываться только после возбуждения уголовного дела.

В-третьих, найти и вытянуть еще один закрученный конец, который ограничивает процессуальные возможности лица, в отношении которого ведется проверка и его адвоката.

Если все же ставить вопрос об упразднении проверки до возбуждения уголовного дела, то следует предусмотреть фундаментальные изменения самой идеологии УПК, где вместе с проверкой на процессуальную свалку должна уходить и действующая у нас стадия предварительного следствия. Но это совершенно иная тема.

Читайте также: