Имеет ли право производить сборку аварийных схем на электропоезда помощник машиниста

Обновлено: 30.06.2024

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность помощника машиниста электропоезда [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).

1.2. Помощник машиниста электропоезда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Помощник машиниста электропоезда относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность помощника машиниста электропоезда назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование, профессиональную подготовку, свидетельство помощника машиниста электропоезда и стаж работы не менее 1 года.

1.5. В практической деятельности помощник машиниста электропоезда должен руководствоваться:

  • законами РФ в области гражданского и трудового права;
  • правилами внутреннего распорядка организации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
  • Уставом организации;
  • приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании.

1.6. Помощник машиниста электропоезда должен знать:

  • устройство и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования электропоезда;
  • технические характеристики электропоезда;
  • порядок содержания и ухода за электропоездом в эксплуатации;
  • устройство тормозов и технологию управления ими;
  • профиль железнодорожного пути;
  • путевые знаки;
  • максимально допустимую скорость движения, установленную на обслуживаемом участке железнодорожного пути;
  • основные положения правил проведения текущего ремонта и технического обслуживания электропоезда;
  • инструкцию по техническому обслуживанию электропоезда в эксплуатации;
  • способы выявления и устранения неисправностей в работе механического, электрического, тормозного и вспомогательного оборудования;
  • правила сцепки и расцепки подвижного состава;
  • правила пользования тормозными башмаками;
  • правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
  • инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;
  • инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и другие нормативные акты, относящиеся к кругу выполняемых работ;
  • техническо-распорядительные акты обслуживаемых железнодорожных станций, участков;
  • график движения поездов;
  • основы электротехники.

1.7. В период временного отсутствия помощника машиниста электропоезда его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Помощник машиниста электропоезда осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Техническое обслуживание механического, электрического, тормозного и вспомогательного оборудования в соответствии с перечнем работ, установленным нормативным актом для помощника машиниста электропоезда.

2.2. Участие в приемке и сдаче электропоезда.

2.3. Экипировка, смазка узлов и деталей, подготовка электропоезда к работе.

2.4. Проверка надежности сцепления автосцепок, межвагонных соединений.

2.5. Выполнение поручений машиниста электропоезда по уходу за электропоездом и контролю за состоянием его узлов и агрегатов в пути следования.

2.6. Закрепление электропоезда для предотвращения самопроизвольного движения в соответствии с перечнем работ, установленным соответствующим нормативным актом.

2.7. Наблюдение за свободностью железнодорожного пути, состоянием контактной сети, встречных поездов, правильностью приготовления поездного маршрута, показаниями сигналов светофоров, сигнальных знаков, указателей в процессе движения электропоезда, сигналов, подаваемых работниками железнодорожного транспорта, повторение их с машинистом электропоезда и выполнение их.

2.8. Подача установленных сигналов, выполнение оперативных распоряжений лиц, ответственных за организацию движения поездов, согласно нормативным актам.

2.9. Объявление остановочных пунктов и другой установленной информации для пассажиров электропоезда.

2.10. Наблюдение за посадкой и высадкой пассажиров.

2.11. Закрепление электропоезда тормозными башмаками при вынужденной остановке в соответствии с перечнем работ, установленным нормативными актами.

2.12. Участие в устранении неисправностей на электропоезде, возникших в пути следования, в объеме, установленном регламентом работы локомотивной бригады.

В случае служебной необходимости помощник машиниста электропоезда может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Помощник машиниста электропоезда имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Помощник машиниста электропоезда несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы помощника машиниста электропоезда осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы помощника машиниста электропоезда является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы помощника машиниста электропоезда определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью помощник машиниста электропоезда обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

Старший вице-президент ОАО "РЖД"
В.А.Гапанович

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 09.12.2013 г. N 2694р

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД СКОРОСТНОГО И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ДВИЖЕНИЯ ОАО "РЖД"
(В ТОМ ЧИСЛЕ БЕЗ ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА)

ИОТ РЖД-4100612-ДОСС-11-2013

(В ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 16.01.2014 N 50р)

1. Общие требования охраны труда

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы локомотивная бригада обязана:
пройти в установленном порядке предрейсовый медицинский осмотр, сообщить медицинскому работнику подробные сведения обо всех изменениях состояния своего здоровья, а также обстоятельствах, влияющих на трудоспособность и готовность к рейсу;
пройти предрейсовый инструктаж по безопасности движения и охране труда;
получить у работника, на которого возложена обязанность допуска локомотивной бригады к работе комплект ключей управления.
Запрещается иметь и применять неинвентарные ключи управления, а также пользоваться заменяющими их приспособлениями.
2.2. Перед приемкой локомотивная бригада должна убедиться в надежном закреплении электропоезда от ухода и ознакомиться с замечаниями сдающей локомотивной бригады по журналу формы ТУ-152.
2.3. При приемке электропоезда в депо (пункте оборота) локомотивная бригада должна проверить:
устранение замечаний согласно записи в журнале формы ТУ-152;
работу устройств безопасности, поездной радиосвязи, трансляции и межкабинной связи, звуковых сигналов, прожектора, буферных фонарей, освещения и стеклоочистителей;
состояние механического и внутривагонного оборудования ;
исправное состояние кресел в кабинах управления;
наличие и укомплектовонность аптечек для оказания первой помощи пострадавшим;
наличие средств пожаротушения, сигнальных принадлежностей, инвентарного оборудования, средств защиты ;
экипировку электропоезда водой, песком;
готовность электропоезда к отправлению.
При наличии пломбы на дверце шкафа (ящика) хранения средств защиты и инвентарного оборудования необходимо проверить ее целостность.

--------------------------------
1 2 На электропоезде "Сапсан", "Ласточка" выполняется бортинженером, в его отсутствии - локомотивной бригадой, на электропоезде "Аллегро" выполняется кондуктором, в его отсутствии - локомотивной бригадой

2.4. На средствах защиты от поражения электрическим током, кроме диэлектрических ковров и инструмента с изолированными рукоятками, должна быть проверена дата их следующего испытания, а также их соответствие напряжению электрооборудования электропоезда. Запрещается пользоваться средствами защиты с истекшим сроком испытания. Они должны быть изъяты из эксплуатации и подвергнуты испытаниям. Запись о необходимости их замены (испытания) должна быть сделана локомотивной бригадой в журнале формы ТУ-152.
Диэлектрические перчатки не должны иметь механических повреждений и не должны быть влажными. Отсутствие проколов или разрывов диэлектрических перчаток следует проверять путем скручивания их в сторону пальцев. Наличие воздуха в скрученной перчатке будет свидетельствовать о ее целостности.
Ковры диэлектрические проверяются на отсутствие проколов, надрывов, трещин и т.п. При обнаружении дефектов ковер следует заменить.
2.5. Помощник машиниста, принимающий участие в проверке состояния электропоезда, должен докладывать машинисту обо всех выявленных недостатках и неисправностях, угрожающих безопасной работе.
2.6. При приемке на станционных путях принимающая локомотивная бригада должна получить у сдающей локомотивной бригады информацию о готовности электропоезда к поездке, проведении соответствующих видов технического обслуживания и ремонта, исправности устройств безопасности, устранения неисправностей, возникших за предыдущую поездку.
Сдающая локомотивная бригада должна докладывать принимающей локомотивной бригаде обо всех замеченных отклонениях от нормальной работы узлов и систем электропоезда.
В случае отсутствия сдающей локомотивной бригады принимающая локомотивная бригада должна произвести приемку электропоезда в соответствии с требованиями п. 2.3 настоящей Инструкции.
2.7. Итоги приемки электропоезда локомотивная бригада должна оформить в журнале формы ТУ-152. При выявлении неисправности, которая не может быть устранена во время приемки электропоезда, машинист должен поставить в известность дежурного по депо (пункту оборота) и действовать по его указанию.

3. Требования охраны труда во время работы

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Требования охраны труда при возникновении аварийных ситуаций
4.1.1. При эксплуатации электропоезда могут возникнуть следующие аварийные ситуации:
сход электропоезда с рельс;
возгорание, приводящее к пожару;
обрыв контактного провода;
повреждение оборудования при коротких замыканиях в электрических цепях.
4.1.2. Каждый работник должен знать свои обязанности при ликвидации аварии, способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, места хранения первичных средств пожаротушения и аптечки первой помощи, уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты.
4.1.3. При возникновении в пути следования аварийной ситуации, угрожающей безопасности людей, машинист должен принять меры к экстренной остановке электропоезда, сообщить о случившемся по радиосвязи поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон и определить с ними порядок дальнейших действий.
4.1.4. Если произошел несчастный случай, необходимо оценить окружающую обстановку, определить травмирующие факторы, принять соответствующие меры к устранению воздействия на пострадавшего травмирующего фактора с соблюдением мер личной безопасности и сообщить об этом руководителю подразделения Дирекции.
4.1.5. В случае неминуемого столкновения электропоезда с внезапно возникшим на пути препятствием (выезд трактора, большегрузного автомобиля на путь, переезд и т.п.) машинист должен применить экстренное торможение, а помощник машиниста уйти в салон вагона, оставив двери открытыми для последующего ухода машиниста из кабины управления.
4.1.6. В случае, если оборванные провода или другие элементы контактной сети и ВЛ выходят из габарита приближения строений к пути и могут быть задеты при проходе поезда, необходимо сообщить о случившемся поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, энергодиспетчеру.
4.1.7. В случае вынужденной остановки в результате аварийной ситуации с обрывом и падением контактного провода, провода воздушной линии электропередачи на электропоезд или рядом с ним локомотивная бригада должна сообщить о случившемся поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, энергодиспетчеру и оставаться в кабине управления.
4.1.8. О ситуациях, связанных с возникновением угрозы террористического акта, нарушением общественного порядка, а также при получении информации от поездной бригады об обнаружении подозрительных предметов, локомотивная бригада должна немедленно сообщить поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, руководителю подразделения Дирекции и в правоохранительные органы.
Запрещается осуществлять какие-либо действия с обнаруженными подозрительными предметами. При этом необходимо изолировать доступ к ним людей.
4.1.9. В случае срабатывания взрывного устройства необходимо сообщить поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, руководителю подразделения Дирекции и принять меры к спасению пострадавших и оказанию первой помощи.

4.3. Освобождение пострадавших от действия электрического тока
4.3.1. При поражении электрическим током необходимо как можно быстрее освободить пострадавшего от действия электрического тока.
При отделении пострадавшего от токоведущих частей, к которым он прикасается, оказывающий помощь не должен прикасаться к пострадавшему без применения надлежащих мер предосторожности, так как это опасно для жизни. Он должен следить за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью или под напряжением шага, находясь в зоне растекания тока замыкания на землю.
4.3.2. При напряжении до 1000В, в случае, если невозможно быстро отключить электрический ток, для отделения пострадавшего от токоведущих частей или провода следует воспользоваться палкой, доской или каким-либо другим сухим предметом, не проводящим электрический ток.
Можно оттащить пострадавшего от токоведущих частей за одежду (если она сухая и отстает от тела), например за полы пиджака или пальто, за воротник, избегая при этом прикосновения к окружающим металлическим предметам и частям тела пострадавшего, не прикрытым одеждой.
Для изоляции рук оказывающий помощь, особенно если ему необходимо коснуться тела пострадавшего, не прикрытого одеждой, должен надеть диэлектрические перчатки или обмотать руку шарфом, натянуть на руку рукав пиджака или пальто, накинуть на пострадавшего резиновый ковер, прорезиненную материю (плащ) или просто сухую материю. Можно также изолировать себя, встав на резиновый ковер, сухую доску или какую-либо не проводящую электрический ток подстилку, сверток сухой одежды и т.п.
При отделении пострадавшего от токоведущих частей следует действовать одной рукой.
4.3.3. При напряжении выше 1000В для отделения пострадавшего от токоведущих частей необходимо использовать средства защиты (диэлектрические перчатки и диэлектрические боты) и действовать изолирующей штангой или изолирующими клещами, рассчитанными на соответствующее напряжение. При отсутствии средств защиты отделять пострадавшего от токоведущих частей выше 1000В можно только после снятия напряжения.
4.3.4. Если пострадавший от действия электрического тока находится на высоте, то до прекращения действия электрического тока следует принять меры по предотвращению падения пострадавшего и получения дополнительной травмы.

5. Требования охраны труда по окончании работы.

5.1. По окончании работы локомотивная бригада обязана:
привести электропоезд в нерабочее состояние;
закрепить электропоезд от самопроизвольного ухода установленным порядком;
отметить в журнале формы ТУ-152 обнаруженные неисправности электрооборудования, приборов безопасности и другие замечания;
сдать установленным порядком ключи управления электропоездом.
5.2. Спецодежду, спецобувь и СИЗ после работы необходимо убрать в специально предназначенные места.
Загрязненную и неисправную спецодежду, при необходимости, следует сдать в стирку, химчистку или ремонт.
5.3. Загрязненные участки кожных покровов необходимо вымыть теплой водой с применением смывающих средств.
5.4. Для поддержания кожного покрова в здоровом состоянии следует использовать регенерирующие кремы и мази, наносить которые необходимо на чистую, вымытую кожу.
5.5. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы и о принятых мерах по их устранению, необходимо сообщить своему непосредственному руководителю.

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность помощника машиниста электропоезда [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).

1.2. Помощник машиниста электропоезда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Помощник машиниста электропоезда относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность помощника машиниста электропоезда назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование, профессиональную подготовку, свидетельство помощника машиниста электропоезда и стаж работы не менее 1 года.

1.5. В практической деятельности помощник машиниста электропоезда должен руководствоваться:

  • законами РФ в области гражданского и трудового права;
  • правилами внутреннего распорядка организации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
  • Уставом организации;
  • приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании.

1.6. Помощник машиниста электропоезда должен знать:

  • устройство и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования электропоезда;
  • технические характеристики электропоезда;
  • порядок содержания и ухода за электропоездом в эксплуатации;
  • устройство тормозов и технологию управления ими;
  • профиль железнодорожного пути;
  • путевые знаки;
  • максимально допустимую скорость движения, установленную на обслуживаемом участке железнодорожного пути;
  • основные положения правил проведения текущего ремонта и технического обслуживания электропоезда;
  • инструкцию по техническому обслуживанию электропоезда в эксплуатации;
  • способы выявления и устранения неисправностей в работе механического, электрического, тормозного и вспомогательного оборудования;
  • правила сцепки и расцепки подвижного состава;
  • правила пользования тормозными башмаками;
  • правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
  • инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;
  • инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и другие нормативные акты, относящиеся к кругу выполняемых работ;
  • техническо-распорядительные акты обслуживаемых железнодорожных станций, участков;
  • график движения поездов;
  • основы электротехники.

1.7. В период временного отсутствия помощника машиниста электропоезда его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Помощник машиниста электропоезда осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Техническое обслуживание механического, электрического, тормозного и вспомогательного оборудования в соответствии с перечнем работ, установленным нормативным актом для помощника машиниста электропоезда.

2.2. Участие в приемке и сдаче электропоезда.

2.3. Экипировка, смазка узлов и деталей, подготовка электропоезда к работе.

2.4. Проверка надежности сцепления автосцепок, межвагонных соединений.

2.5. Выполнение поручений машиниста электропоезда по уходу за электропоездом и контролю за состоянием его узлов и агрегатов в пути следования.

2.6. Закрепление электропоезда для предотвращения самопроизвольного движения в соответствии с перечнем работ, установленным соответствующим нормативным актом.

2.7. Наблюдение за свободностью железнодорожного пути, состоянием контактной сети, встречных поездов, правильностью приготовления поездного маршрута, показаниями сигналов светофоров, сигнальных знаков, указателей в процессе движения электропоезда, сигналов, подаваемых работниками железнодорожного транспорта, повторение их с машинистом электропоезда и выполнение их.

2.8. Подача установленных сигналов, выполнение оперативных распоряжений лиц, ответственных за организацию движения поездов, согласно нормативным актам.

2.9. Объявление остановочных пунктов и другой установленной информации для пассажиров электропоезда.

2.10. Наблюдение за посадкой и высадкой пассажиров.

2.11. Закрепление электропоезда тормозными башмаками при вынужденной остановке в соответствии с перечнем работ, установленным нормативными актами.

2.12. Участие в устранении неисправностей на электропоезде, возникших в пути следования, в объеме, установленном регламентом работы локомотивной бригады.

В случае служебной необходимости помощник машиниста электропоезда может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Помощник машиниста электропоезда имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Помощник машиниста электропоезда несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы помощника машиниста электропоезда осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы помощника машиниста электропоезда является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы помощника машиниста электропоезда определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью помощник машиниста электропоезда обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

Локомотивная бригада обязана посмотреть журнал технического состояния принимаемого МВПС. При наличии в нем записи о неисправностях, проверить их устранение. Если неисправности не устранены, машинист не должен принимать МВПС в эксплуатацию.

При приемке МВПС, после технического обслуживания ТО-3 и всех видов текущего ремонта следует удостовериться в наличии в журнале ТУ-152 записи о полном комплектовании и исправности средств пожаротушения и пожарной сигнализации. Если такая запись отсутствует, машинист обязан потребовать ее внесения, и не должен принимать МВПС, пока такая запись не будет сделана.

Необходимо убедиться в том, что принимаемый МВПС соответствует требованиям правил пожарной безопасности. Произвести осмотр и проверку, предусмотренные руководствами по эксплуатации и обслуживанию, утвержденными для данного типа МВПС, и другими нормативно-техническими документами. Особое внимание обратить на места, агрегаты и узлы конструкций, представляющие повышенную пожарную опасность.

Принимая МВПС, бригада должна внешним осмотром пожароопасных узлов убедиться в их технически исправном состоянии. Обнаруженные неисправности должны быть устранены. Особое внимание следует обратить на чистоту пожароопасных мест, наличие посторонних предметов, неубранных тряпок, ветоши и т.п.

Локомотивная бригада должна проверить наличие средств пожаротушения и исправное их состояние. У огнетушителей проверяется наличие пломбы и дата освидетельствования. Огнетушитель, не опломбированный или не прошедший очередное освидетельствование в установленные сроки, считается неисправным иподлежит замене.

При сдаче МВПС машинист, делая запись о необходимом ремонте в журнале ТУ-152, обязан, кроме того, записать:

1. Случаи ложного срабатывания автоматической пожарной сигнализации, если таковые имели место;

2. Случаи загорания, указав, где и когда они произошли, какими средствами пожаротушения были ликвидированы;

3. О приведении в действие установки пожаротушения, при каких обстоятельствах она включалась, продолжительность действия и другие данные, необходимые для оценки ее результативности и технического состояния после пользования.

Обязанности в пути следования:

Во время следования помощник машиниста при "зеленом огне" АЛСН, отсутствии ограничения скорости, после проверки тормозов в пути следования, а также по указанию машиниста обязан, проходя по поезду, осматривать помещение секций электропоезда, обращая особое внимание на состояние пожароопасных узлов и о результатах осмотра доложить машинисту.

Сборка аварийной электрической схемы (при необходимости) должна собираться непосредственно машинистом или под его руководством электрическими проводами сечением, соответствующим данной цепи с применением зажимов. Отключать аппараты защиты при введении аварийной схемы, если они сами не явились причиной ее сборки, не допускается. Обо всех случаях сборки аварийной электрической схемы машинист обязан сделать запись в журнале ТУ-152, с указанием причины и места подключения.

Плавкие вставки разборных предохранителей и неразборные предохранители должны заменяться типовыми или калиброванными, соответствующими требованиям: электрической схемы.

При срабатывании сигналов автоматической пожарной сигнализации локомотивная бригада должна немедленно проверить правильность сигнала о возникновении пожара и приступить к его тушению.

Если сигнал оказался ложным из-за неправильного срабатывания пожарного извещателя, принимаются меры для установления системы автоматической пожарной сигнализации и приведения ее в исходное положение.

Действие локомотивной бригады при пожаре в поезде:

Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, эвакуацию пассажиров, спасение подвижного состава до прибытия подразделения пожарной охраны возлагается на машиниста.

При обнаружении пожара на МВПС машинист обязан принять меры к остановке поезда, соблюдая следующие требования и условия:

1. Категорически запрещается останавливать поезда с горящими вагонами: на железнодорожных мостах, путепроводах, виадуках, эстакадах, под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, сгораемых строений или других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня или препятствующих организации тушении пожара и эвакуации пассажиров.

2. Остановка поезда на электрифицированных линиях железных дорог должна производиться с таким расчетом, чтобы горящие вагоны не располагались под жесткими или гибкими поперечинами, секционными изоляторами, воздушными стрелками, а также на сопряжениях анкерных участков.

Одновременно с принятием мер по остановке поезда, машинист должен подать сигнал пожарной тревоги и использовать поездную радиосвязь или другой вид связи, сообщить о пожаре поездному диспетчеру или дежурному по ближайшей станции для вызова пожарных подразделений.

В случае пожара в поезде на электрифицированном участке должны соблюдаться следующие требования:

1. Если пожар возник на крыше МВПС, когда имеется опасность поражения током во время действий по тушению пожара, машинист обязан сообщить об этом поездному диспетчеру или дежурному по станции и одновременно с вызовом пожарного подразделения потребовать снятия напряжения в контактной сети на участке, где остановился поезд.

2. При тушении пожара запрещается до снятия напряжения приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2-х метров, а к оборванным проводам контактной сети и воздушных линий на расстоянии менее 10 метров.

3. Применение для тушения пожаров воды или пенных средств допускается только после снятия напряжения в контактной сети и воздушных линий и их заземления в установленном порядке.

4. Контактная сеть и воздушные линии без заземления рассматриваются, как находящиеся под напряжением, даже если напряжение снято.

5. Напряжение считается снятым только в том случае, когда получено письменное разрешение электромонтера района контактной сети на тушение пожара с указанием в нем номера приказа энергодиспетчера, с каких устройств снято напряжение и времени снятия напряжения.

6. В тех случаях, когда прибытие электромонтера и получение письменного разрешения требует времени, за которое может произойти значительное развитие пожара с опасными последствиями, допускается принятие разрешения по радиостанции. В разрешении должен быть указан номер регистрированного приказа энергодиспетчера, с каких устройств снято напряжение и время снятия напряжения. Получив разрешение, машинист электропоезда должен по киловольтметру убедиться в отсутствии напряжения в контактной сети, заземлить ее установленным порядком и доложить об этом руководителю тушения пожара. В случаях, когда убедиться в отсутствии напряжения в контактной сети не представляется возможным, а также нельзя надежно ее заземлить, письменное разрешение электромонтера обязательно.

7. На электрифицированных путях станций постоянного тока, оборудованных стационарными разъединителями контактной сети с заземляющим ножом, установка переносных заземляющих штанг не требуется. По регистрируемому приказу энергодиспетчера работником, имеющим на это право, производится отключение разъединителя и одновременное заземление контактной сети заземляющим ножом этого разъединителя.

9. Тушение горящих частей МВПС, вагонов расположенных на расстоянии менее 2-х метров от проводов и конструкций контактной сети и воздушных линий, находящихся под напряжением, разрешается производить только углекислотными и порошковыми огнетушителями, при этом не приближаясь к проводам контактной сети и другим токоведущим частям на расстояние ближе 2-х метров.

10. Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии 7 м и более от контактной сети и воздушных линий, находящихся под напряжением, а также очагов пожара внутри вагонов МВПС, на электрифицированных участках допускается без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пена не приближалась к контактной сети и другим предметам, находящимся под напряжением, на расстояние ближе 2-х метров.

11.По окончании тушения пожара машинист, если он является руководителем работ, обязан убедиться в том, что люди удалены от частей контактной сети на расстояние не менее 2-х метров, после чего отметить время окончания работ на копии письменного разрешения, находящегося у электромонтера района контактной сети.

При возникновении пожара на электропоезде машинист обязан:

1. Перевести в нулевое положение рукоятку контроллера, отключить выключатель управления, опустить все токоприемники, остановить поезд и принять меры к его удержанию на месте;

2. Подать сигнал пожарной тревоги;

3. Убедиться в том, что все токоприемники опущены, и что контактный провод, который может быть пережжен, не касается вагонов;

4. При необходимости оповестить пассажиров о случившемся по поездной радиосвязи;

5. Высадить пассажиров из горящего вагона;

6. Запереть кабину, из которой производилось управление электропоездом, и приступить вместе с помощником к тушению пожара, используя имеющиеся огнетушители и песок;

7. Если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами, принять меры к расцепке поезда и отводу горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны или находящиеся вблизи здания и сооружения, но не менее чем на 50 метров.

Первая медицинская помощь

Вводная часть

Первая помощь – комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего, осуществляемых не медицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь). Одним из важнейших положений оказания первой помощи является ее срочность: чем быстрее она оказана, тем больше надежды не благоприятный исход. Такую помощь своевременно может и должен оказать тот, кто находится рядом с пострадавшим.

5.2. При электротравме

При поражении электрическим током, прежде всего, необходимо прекратить действие тока (отключить напряжение, перерубить провод), соблюдая при этом меры безопасности и не прикасаясь к пострадавшему голыми руками, пока он находится под действием тока.

Для отделения пострадавшего от токоведущих частей или провода напряжением до 1000 В следует воспользоваться канатом, палкой, доской или каким-либо другим сухим предметом, не проводящим электрический ток. Можно также оттянуть за одежду (если она сухая и отстает от тела), избегая при этом прикосновения к окружающим металлическим предметам и открытым частям тела пострадавшего.

Оттаскивая пострадавшего за ноги, не следует касаться его обуви или одежды без хорошей изоляции рук, так как обувь и одежда могут быть сырыми. Для изоляции рук, особенно если необходимо коснуться тела пострадавшего, не прикрытого одеждой, надо надеть диэлектрические перчатки или обмотать руку шарфом, надеть на нее суконную фуражку, натянуть на руку рукав пиджака или пальто, накинуть на пострадавшего резиновый коврик, прорезиненную материю или просто сухую материю. Можно встать на резиновый коврик, сухую доску или какую-либо, не проводящую электрический ток, подстилку, сверток одежды и т.п.

При отделении пострадавшего от токоведущих частей рекомендуется действовать одной рукой, держа вторую в кармане или за спиной.

Если электрический ток проходит в землю через пострадавшего и он сжимает в руке провод, необходимо отделить его от земли (подсунуть под него сухую доску, оттянуть за ноги от земли веревкой, оттащить за одежу), соблюдая при этом меры предосторожности. Можно также перерубить пофазно провода топором с сухой деревянной рукояткой или перекусить их инструментом с изолированными рукоятками (кусачками, пассатижами и т.п.).

Для отделения пострадавшего от токоведущих частей, находящихся под напряжением свыше 1000 В, следует надеть диэлектрические перчатки и боты и действовать штангой или изолирующими клещами, рассчитанными на соответствующее напряжение.

На линиях электропередачи для освобождения пострадавшего следует произвести короткое замыкание проводов, набросив на них неизолированный провод, при этом необходимо соблюдать меры предосторожности.

После освобождения пострадавшего от действия электрического тока необходимо оценить его состояние: сознание, цвет кожных покровов, дыхание, пульс, зрачки.

Если у пострадавшего отсутствуют сознание, дыхание, пульс, кожный покров синюшный, зрачки широкие, можно считать, что он находится в состоянии клинической смерти, и следует немедленно приступать к оживлению организма с помощью искусственного дыхания и наружного массажа сердца.

Если пострадавший дышит очень редко и судорожно, но у него прощупывается пульс, необходимо сразу же начать делать искусственное дыхание.

Если пострадавший в сознании, но до этого был в обмороке или находился в бессознательном состоянии, но с сохранившимся устойчивым дыханием и пульсом, его следует уложить на подстилку; расстегнуть одежду, стесняющую дыхание, создать приток свежего воздуха; согреть тело, если холодно; обеспечить прохладу, если жарко; создать полный покой, непрерывно наблюдая за пульсом и дыханием; удалить лишних людей.

Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, необходимо наблюдать за его дыханием и в случае нарушения дыхания из-за западания языка выдвинуть нижнюю челюсть вперед, взявшись пальцами за ее углы, и поддерживать ее в таком положении, пока не прекратиться западание языка.

При возникновении у пострадавшего рвоты необходимо повернуть его голову и плечи набок для удаления рвотных масс.

Ни в коем случае нельзя позволять пострадавшему двигаться, а тем более продолжать работу, т.к. отсутствие видимых тяжелых повреждений от электрического тока не исключает возможности последующего ухудшения его состояния.

Переносить пострадавшего в другое место следует только в том случае, когда ему или лицу, оказывающему помощь, продолжает угрожать опасность или когда оказание помощи на месте невозможно.

Ни в коем случае нельзя зарывать пострадавшего в землю.

В случае невозможности вызова врача на место происшествия необходимо обеспечить транспортировку пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. Перевозить пострадавшего можно только при удовлетворительном дыхании и устойчивом пульсе.

При ранении

При оказании помощи при ранении необходимо соблюдать следующие правила:

- нельзя промывать рану водой или каким-либо лекарственным веществом, засыпать порошком и смазывать мазями;

- нельзя убирать из раны песок, землю, камешки и т.п. Нужно осторожно снять грязь вокруг раны, очищая кожу от ее краев наружу; очищенный участок вокруг раны нужно смазать настойкой йода перед наложением повязки;

- нельзя удалять из раны сгустки крови, инородные тела, т.к. это может вызвать сильное кровотечение;

- накладывать вату непосредственно на рану нельзя;

- на рану наложить чистую повязку.

При кровотечении

Для остановки кровотечения необходимо: поднять раненую конечность;

закрыть кровоточащую рану перевязочным материалом, сложенным в комок, и придавить сверху, не касаясь пальцами самой раны; в таком положении, не отпуская пальцев, держать 4-5 мин. Если кровотечение остановится, то забинтовать раненое место с небольшим нажимом.

При сильном кровотечении, если его невозможно остановить давящей повязкой, следует сдавить кровеносные сосуды, питающие раненую область,

пальцами. Придавливать пальцами кровоточащий сосуд следует к подлежащей кости и достаточно сильно.

Кровотечение из конечности может быть остановлено сгибанием ее в суставах. У пострадавшего следует быстро засучить рукав или брюки и, сделав комок из любой материи, вложить его в ямку, образующуюся при сгибании сустава, расположенного выше места ранения, затем сильно, до отказа, согнуть сустав над этим комом. В таком положении сгиба нога или рука фиксируется к туловищу.

Когда сгибание в суставе невозможно (перелом кости) накладываем жгут. В качестве жгута лучше использовать какую-либо упругую растягивающуюся ткань, резиновую трубку, подтяжки и т.п. Место, на которое накладывают жгут, должно быть обернуто чем-нибудь мягким, можно накладывать жгут поверх рукава или брюк. Перед наложением жгут растягивают и туго забинтовывают им конечность, не оставляя между оборотами жгута не покрытых им участков кожи. Натягивать жгут нужно только до прекращения кровотечения.

Правильность наложения жгута определяют по пульсу. Если его биение прощупывается, то жгут наложен неправильно, его нужно снять и наложить снова.

Держать наложенный жгут больше 1,5-2 часов не допускается. Через час его следует обязательно снять на 10-15 мин. распускать жгут следует постепенно и медленно.

При отсутствии жгута перетянуть конечность можно закруткой, сделанной из нерастягивающегося материала: галстука, пояса, скрученного платка или полотенца, веревки, ремня и т.п. Материал, из которого делается закрутка, обводится вокруг поднятой конечности, покрытой чем-нибудь мягким, и связывается узлом по наружной стороне конечности. В этот узел или под него продевается предмет в виде палочки, который закручивается до прекращения кровотечения. Закрутив, палочку закрепляют так, чтобы она не смогла самопроизвольно раскрутиться.

После наложения жгута (закрутки) необходимо указать точное время его наложения.

При кровотечении из носа пострадавшего следует усадить, наклонить голову вперед, расстегнуть ворот, на переносицу положить холодную примочку, ввести в нос кусочек ваты или марли, смоченной 3 % раствором перекиси водорода (сжать пальцами крылья носа на 4-5 мин.)

Читайте также: