Как получить должность руководителя

Обновлено: 07.07.2024

Правильный образ действий нужно выбрать с самого начала. Совершив несколько ошибок на старте, менеджер может обречь себя на тяжелую борьбу в течение всего оставшегося срока на новом месте. Самая тяжелая задача, с которой сталкиваются лидеры в первое время, – оставаться сфокусированным на действительно важных вопросах. Руководитель пытается освоиться и понять, как себя вести, а его уже засыпают новой информацией со всех сторон. Часто новички сразу же берут на себя слишком много и теряют драгоценное время. В таком случае полезно иметь список вопросов, которые помогут только что назначенным руководителям двигаться в правильном направлении. Их стоит задать себе не только при вступлении в новую должность – к ним нужно возвращаться снова и снова в течение всей карьеры.

Как я могу создавать ценность для компании?

Это ключевой вопрос. Почему именно вас назначили на эту должность? Каких достижений ожидают от вас все заинтересованные лица – и в какие сроки? Как ваши результаты будут оцениваться? Пытаясь ответить на вопрос о своей ценности для компании, имейте в виду, что правильный ответ не обязательно совпадет с тем, что вам говорили на собеседовании или в первые дни на работе. Более того, ответ может меняться с появлением новых условий или по мере вашего собственного развития. Также стоит помнить, что вам придется соответствовать требованиям не только непосредственного начальника, но и всех заинтересованных сторон, каждая из которых по-своему понимает, в чем должен заключаться успех. Важно составить для себя полную картину ожиданий разных людей, чтобы найти баланс и оправдать их по максимуму.

Какого поведения от меня ожидают?

Если вас не наняли специально для того, чтобы трансформировать организационную культуру фирмы, стоит попытаться понять наиболее важные нормы поведения и постараться соответствовать им. Воспринимайте культуру как иммунную систему организации. Ее задача – оградить социальный организм, которым является любая компания, от негативного влияния неправильного мышления или поведения. Нарушая ключевые нормы поведения, вы делаете это на свой страх и риск. И если вам не удастся вписаться в коллектив на ранней стадии, это может привести к изоляции и в конечном счете – к краху вашей карьеры. Стремясь понять ключевые нормы, имейте в виду, что на разных уровнях организации они могут отличаться. Поэтому успех будет во многом зависеть от вашего умения проявлять себя с разных сторон.

Почему начальнику противопоказан перфекционизм

Чьей поддержкой стоит заручиться в первую очередь?

Ваш успех будет зависеть от людей, на которых не распространяется ваше непосредственное влияние, поэтому необходимо искать союзников. Отправной точкой для этого может стать изучение политического ландшафта вашей новой организации и умение ориентироваться в нем. В чьих руках сосредоточены влияние и власть? Чья поддержка наиболее важна? Почему? Как только вы вычислите нужных людей, подумайте о том, как заручиться их поддержкой. Просто построить хорошие отношения обычно недостаточно. Вы должны понять, чего эти люди пытаются достичь и как вы можете им в этом помочь: взаимная выгода – все еще самая прочная основа для создания союзов.

Как добиться успеха уже на ранних стадиях?

Новоиспеченные лидеры часто заряжают людей энергией, добиваясь успехов вскоре после вступления в должность с помощью быстрых, но ощутимых улучшений работы организации. В случае успеха нововведений вы быстро подтвердите свой авторитет и заслужите право выступать с более радикальными изменениями организационной структуры. Определите наиболее перспективные направления для быстрых и действенных нововведений и постарайтесь воплотить их в жизнь с максимальной эффективностью.

Какие навыки нужно развить, чтобы преуспеть в новой роли?

Как сказал известный коуч руководителей Маршал Голдсмит, качества, которые помогли вам получить нынешнюю должность, не помогут забраться выше. Навыков и способностей, благодаря которым вас взяли на новую должность, часто недостаточно для того, чтобы в ней отличиться; более того, слишком велика опасность остаться в своей зоне комфорта. Иначе говоря, чтобы добиться максимальной эффективности в новой должности, вам придется заняться личным развитием. Это не исключает возможности быстрого и успешного старта, но чем скорее вы поймете, какие новые навыки необходимо развить, чтобы преуспеть на новом месте, тем лучше. Неспособность понять важность личного развития снижает потенциал вашего дальнейшего продвижения по карьерной лестнице.

Вступая в новую должность, задайте себе эти пять вопросов – и продолжайте задавать их регулярно. Выделите для этого 30 минут в конце каждой рабочей недели и обдумайте, не изменились ли ответы. Это поможет вам оставаться на правильном пути на переходных этапах и в течение всей карьеры.

Об авторе: Mайкл Уоткинс – профессор Международного института управленческого развития (IMD), сооснователь компании Genesis Advisers

Как стать эффективным руководителем и добиться уважения сотрудников?

Успешность и прибыльность бизнеса зависит от эффективности управления. Что мешает руководителю поддерживать хорошую атмосферу в коллективе и настраивать сотрудников на продуктивную работу? Распространенные ошибки, о которых мы решили поговорить в этой статье и предложить пути решения. Последовательно исправляйте одну за другой, чтобы добиваться амбициозных целей.

  • Ошибка 1. Делегирование? Нет уж, я быстрее сам все сделаю!
  • Ошибка 2. Работайте до 18 часов! Уйти пораньше нельзя
  • Ошибка 3. Я поставлю задачи, а они пусть сами планируют выполнение
  • Ошибка 4. Не буду ругаться лишний раз, зачем пугать сотрудников
  • Ошибка 5. Пусть сами разбираются со своими конфликтами, главное — чтобы ко мне хорошо относились
  • Ошибка 6. Зачем мне интересоваться, чего хотят достичь сотрудники?
  • Ошибка 7. Я даю задачи, приоритеты и сроки пусть сами определяют
  • Ошибка 8. Вот этот сотрудник мне нравится больше, а этот как-то не очень
  • Ошибка 9. Он снова ошибся? Надо дать еще один шанс. И еще один..
  • Ошибка 10. Не буду разбираться в нюансах сферы деятельности, это обязанность сотрудников

Ошибка 1. Делегирование? Нет уж, я быстрее сам все сделаю!

Распространенная ошибка многих руководителей — чрезмерная самостоятельность. Они отказываются от делегирования из-за мысли, что самостоятельно сделают лучше и потом не придется тратить время на исправления, не нужно будет волноваться о неправильно выполненной задаче и т.п.

Свободного времени больше не становится, как кажется на первый взгляд, а, наоборот, оно сокращается быстрыми темпами. Это приводит к профессиональному выгоранию и постоянным стрессам, а как итог — напряженные отношения с коллегами, постоянные конфликты и отсутствие взаимопонимания.

Ошибка 2. Работайте до 18 часов! Уйти пораньше нельзя

Постепенно фиксированный рабочий день переходит на второй план, важнее становится соблюдение дедлайнов.

Установка жестких рамок приводит к ухудшению атмосферы в коллективе, появляются недовольства и разногласия. В сумме это выливается в срыв сроков.

  • Идите навстречу персоналу. Почему бы один раз не отпустить сотрудника пораньше, если у него возникли неотложные дела? Многие руководители боятся, что персонал начнет злоупотреблять такой возможностью. На самом деле все быстро устаканивается и просьбы отпустить пораньше возникают только при реальной необходимости.
  • Не забывайте про дисциплину. Если специалист отпрашивается пораньше, напоминайте ему о сроках выполнения задач. Успевает все сделать в офисе за 4 часа? Здорово, пусть получит в награду свободное время за высокую продуктивность. Не успевает? Тоже не беда, пусть доделывает дома (если такая возможность есть). Свобода действий хорошо настраивает на продуктивную работу.
  • Разработайте понятную систему депремирования. Пряник — это здорово, но должен быть и кнут. Сотрудники должны знать ответственность за срыв сроков, если куда-то отпросились.

Ошибка 3. Я поставлю задачи, а они пусть сами планируют выполнение

Планирование — залог успешной работы любой команды. Это актуально как при выполнении повседневных (постоянных) задач, так и при реализации крупных проектов.

Неэффективный руководители зациклен на результате и не концентрирует внимание на процессе. В результате реализовать проект в срок не удается, а виноваты сотрудники. Такая позиция — верный путь к неудаче и плохой атмосфере внутри коллектива.

На самом деле виноват руководитель, который нормально не планировал выполнение задач, не распределял их между членами командами и не контролировал процесс. Прежде чем браться за выполнение чего-либо, надо четко планировать каждый этап.

  • Делите все проекты (обязанности) на мелкие итерации. Чем больше задача, тем дольше специалисты откладывают начало работы над ней. Но если ее разделить на 10 мелких подпунктов, тогда каждый уже не такой и большой, и вообще ≥≤легко выполняется за пару часов.
  • Для итераций устанавливайте четкие сроки. Это делается исходя из сроков реализации проекта (большой задачи) в целом. Например, его нужно сделать за 3 месяца. Отталкивайтесь от этого и для итераций устанавливайте индивидуальные сроки (в зависимости от сложности и значимости). Тогда сотрудники будут следовать четкому плану и успеют реализовать проект за отведенное время.
  • Не забывайте вносить в план правки. Ежедневно появляются разные обстоятельства, так или иначе влияющие на работу. Если что-то ускоряет или замедляет ее выполнение, не забывайте отражать это в установленном плане.

Ошибка 4. Не буду ругаться лишний раз, зачем пугать сотрудников

Руководитель должен уметь не только поощрять, но и наказывать. Не бойтесь давать негативную обратную связь, если работа выполнена неудовлетворительно, сорваны сроки и т.п. Это одна из обязанностей. Но негативная мотивация должна быть оправданной.

Ошибка 5. Пусть сами разбираются со своими конфликтами, главное — чтобы ко мне хорошо относились

Конфликты между сотрудниками занимают так много времени, что выполнение обязанностей отходит на второй план. Иногда доходит до такой степени, что весь персонал делится на 2-3 лагеря со своими интересами и начинается противостояние. Грамотный руководитель не должен оставлять это без внимания.

  • Всегда интересуйтесь у сотрудников положением дел внутри коллектива. Часто конфликтуют скрытно, чтобы это не дошло до руководителя. Постоянно общайтесь с подчиненными и будете в курсе всех событий.
  • Принимайте непосредственное участие в разрешении конфликта. Определите стороны, усадите за стол переговоров. Во-первых, объясните, что противостояние интересов мешает общему делу. Во-вторых, дайте обеим сторонам высказать недовольства и претензии.
  • Помогите найти компромисс. Людям свойственно не видеть альтернатив, когда они уверены в своей правоте. Ваша задача, как грамотного руководителя, — спланировать конкретные действия для разрешения конфликта. Если одна из сторон позицию не поменяет, проведите персональный разговор. Не помогает и это? Расставайтесь, чтобы не подвергать угрозе общее дело.

Ошибка 6. Зачем мне интересоваться, чего хотят достичь сотрудники?

Задача грамотного руководителя — не только управление рабочим процессом, но и способствование развитию сотрудников. Поэтому интересуйтесь личными целями подчиненных и помогайте достигать их. Когда человек развивается, это положительно сказывается на всех жизненных аспектах, включая работу.

Если сотрудник хочет повысить квалификацию и научиться чему-то новому, почему бы не помочь ему в этом? Если есть возможность, оплатите обучение, ведь вы заинтересованы в профессиональном росте сотрудников? Всегда ищите возможности, чтобы они достигали личных целей.

  • Обсудите с персоналом их личные цели. Поговорите с каждым и узнайте, чего он хочет достичь в профессиональном плане. Дайте понять собеседнику, что вы нацелены помочь в реализации поставленных целей.
  • Интересуйтесь прогрессом достижения. Спустя какое-то время после первого разговора, проведите еще одну беседу: узнайте, как обстоят дела с достижением личных целей, требуется ли какая-то помощь: возможно, возникли трудности и человек не в состоянии решить их самостоятельно.

Сотрудники без личных целей — плохие кадры. Настоящий профессионал никогда не стоит на месте, всегда старается узнавать что-то новое и совершенствовать навыки. Если вы столкнулись с такой проблемой, мотивируйте на поиск личных целей и их достижение.

Ошибка 7. Я даю задачи, приоритеты и сроки пусть сами определяют

Постановка задач без сроков и приоритетов — прямой путь к низкой продуктивности. Сотрудник не знает, за что хвататься в первую очередь: подготовить отчет за сегодняшний день или разобраться в документации.

Если не говорить о сроках и приоритетах, задачи воспринимаются как срочные и важные или которые подождут. Например, разобраться в документации надо в течение нескольких часов (руководитель об этом знает, но не сказал). А сотрудник решил, что сделает постепенно в течение недели, выделяя немного времени каждый день. В результате рождается конфликт: директор недоволен, что поставленная задача выполняется слишком долго. Но на самом деле в этом виноват он сам.

  • Устанавливайте сроки выполнения. Если задача срочная, то так и скажите: надо сделать в течение нескольких часов. А если нет, тогда спросите у сотрудника, сколько времени потребуется на выполнение. Предложенные сроки не устраивают? Найдите с подчиненным компромисс и скорректируйте необходимое для выполнения время.
  • Устанавливайте приоритеты. Сейчас у сотрудника в работе могут быть задачи с высоким приоритетом, которые надо выполнить в кратчайшие сроки. Прежде поинтересуйтесь, потребуется ли откладывать другие важные дела для выполнения текущего. Так вы определите, сроки каких задач можно перенести ради выполнения.

Ошибка 8. Вот этот сотрудник мне нравится больше, а этот как-то не очень

Команды управленцев, которые выделяют любимчиков и изгоев, никогда не работают эффективно и вовремя не достигают плановых показателей. Выделение фаворитов рано или поздно приводит к расколу в команде. И иногда ситуация обостряется настолько, что начинаются подсиживания и подставы. Любимчиков никто не любит, с ними не станут выполнять рабочие обязательства в паре, не помогут в трудный момент и т.п.

Если что-то можно, то всем. Если нельзя — нельзя никому.

Послабления допускаются по отношению к новичкам. Ошибки в работе, неправильная трактовка задач и т.п. Редко новый сотрудник слету понимает, как и что работает внутри компании, и показывает идеальную работу. Но к дисциплине приучайте сразу. Опоздал? Вышел на лишний перекур? Сначала — выговор, затем — штраф. Как и другим сотрудникам.

Выделение любимчиков и изгоев приводит к расколу коллектива на несколько частей. Атмосфера в коллективе упадет до нуля, рабочие обязанности отойдут на второй план: люди начнут выяснять отношения и отстаивать свои интересы, а не компании.

Ошибка 9. Он снова ошибся? Надо дать еще один шанс. И еще один..

Даже если он старательный и исполнительный, но постоянно срывает сроки выполнения задач из-за длительного включения в работу. И это не значит, что он — низко квалифицированный кадр. Возможно, просто не способен работать в ритме вашей организации.

Иногда помогают кадровые перестановки — перевод сотрудника на другую должность. Например, есть какая-то нудная операционная деятельность, с которой он справится на отлично.

Из-за постоянных шансов для одного человека атмосфера начнет ухудшаться. Люди не поймут, почему они должны делать столько-то и с первого раза, а другой выполняет в два раза меньше за более длительный срок и ему ничего не делают. Появятся недовольства, конфликты и т.п.

  • Определитесь, сколько шансов готовы дать? Мы не идеальны, каждый имеет право на ошибку. Новым кадрам или текущим сотрудникам для привыкания к новым обязанностям требуется время. Как правило, привычка вырабатывается на 3-4 раз. Но если ошибки становится систематическими и у человека нет стремления к их исправлению, тогда прощайтесь. Давайте сотрудникам 3-4 шанса, но не больше. Придерживайтесь этого плана и тогда продуктивность обеспечена.

Ошибка 10. Не буду разбираться в нюансах сферы деятельности, это обязанность сотрудников

Каждый день приходят сотрудники, задают вопросы, просят уточнений и рекомендаций. Если не знать, как все устроено, половина (а то и больше) рабочего дня уйдет на совещание с коллегами, поиск информации в интернете и т.п. Это все равно, что бухгалтер, не знающий проводок.

Руководитель должен детально разбираться, как работает компания, поэтому:

Проанализируйте свою деятельность (объективно). Подумайте, какие ошибки допускаете в управлении коллективом и займитесь исправлением. Хороший результат не заставит ждать: уже через пару месяцев ваша команда выйдет на абсолютно новый уровень эффективности.

Директор, заместитель, заведующий, президент компании, руководитель группы, начальник отдела, мастер участка, управляющий подразделением — подали резюме на одну из этих вакансий? Что ж, в таком случае будьте готовы к самым непредвиденным ситуациям. Ведь собеседование на руководящую должность обычно отличается не только более сложными вопросами и длительностью, но и достаточно жёстким стилем, чтобы проверить кандидатов на стрессоустойчивость. И это нужно иметь в виду, отправляясь на встречу с работодателем.

Что нужно работодателю


— Так, у меня времени — не больше 5 минут! В двух словах о себе и зовите другого претендента!

— Почему у вас в резюме не указана причина увольнения? Почему рекомендация от бывшего работодателя такая короткая и неинформативная?

Большинство кандидатов в таких ситуациях теряются, смущаются и впадают в ступор. Всё потому, что, согласно шаблонам собеседований, их ожидания были одни (с ними поздороваются, предложат присесть, начнут задавать вопросы в штатном режиме — по крайней мере, вежливо), а реальность оказывается другой. На самом деле в последнее время всё больше работодателей практикуют такое жёсткое начало стресс-интервью для того, чтобы увидеть соискателя в проблемной ситуации.

Что в идеале нужно работодателю от кандидатов на руководящую должность? На чём будет акцентировано внимание на собеседовании?

  • высшее образование — специальность, связанная с той сферой, в которой будет работать руководитель;
  • опыт работы на руководящей должности — хотя бы год;
  • хорошие рекомендации с прошлого места работы;
  • наличие сертификатов о прохождении всевозможных тренингов для управленцев / руководителей / менеджеров;
  • навыки ведения переговоров на разных уровнях;
  • владение необходимыми компьютерными программами для составления отчётной документации;
  • адекватная причина увольнения с прошлого места работы.

Для подтверждения профессионализма достаточно имеющихся документов, которые обязательно следует взять на собеседование: диплом об образовании, рекомендации с прошлого места работы, резюме, сертификаты о прохождении тренингов и мастер-классов.

  • коммуникабельность, умение наладить контакт практически с любым человеком, установить нормальные межличностные отношения со всеми членами команды;
  • способность к самообразованию, самоанализу;
  • быстрая адаптация к новым условиям труда;
  • высокий уровень стрессоустойчивости: адекватные поведенческие реакции на критику, конфликты и прочие проблемные ситуации; : умение вызывать уважение у подчинённых, быть авторитетом;
  • пунктуальность, ответственность, дисциплинированность;
  • целеустремлённость;
  • широкий кругозор и высокий интеллектуальный уровень, креативность мышления;
  • инициативность, самостоятельность при принятии решений.

О личных качествах кандидатов работодатель будет судить по нескольким источникам. Во-первых, по итогам собеседования (как вы реагируете и отвечаете на поставленные вопросы). Во-вторых, полагаясь на личную интуицию. В-третьих, по результатам психологических тестирований. Их может быть несколько. Чаще всего даются опросники на стрессоустойчивость, наличие лидерских качеств и уровень IQ.

Если вы удовлетворяете всем этим требованиям, вряд ли у работодателя будут веские причины не взять вас на работу на руководящую должность по итогам собеседования.

Подготовка


Качественная, тщательная подготовка — 50% успеха. Наверняка на вакансию будет большой конкурс и у вас будут достойные конкуренты. Поэтому создайте себе платформу для уверенности в своих силах ещё до встречи с работодателем, независимо от того, сколько времени у вас осталось — 1 день или 1 неделя. Начинайте настраиваться и собираться прямо сейчас:

  1. Подготовьте всю необходимую документацию в двух экземплярах — оригинал и копию (что именно нужно — см. выше).
  2. Пройдите психологические тестирования на стрессоустойчивость, айкью и наличие лидерских качеств. Так вы будете знать примерные вопросы и какие ответы могут поднять ваш рейтинг.
  3. Не игнорируйте аутотренинги. Самое время заняться аффирмациями. Найдите в себе наиболее уязвимое место (например, вспыльчивость) и работайте над ним.
  4. Будьте уверены в своих силах. Сомнения и самокопание снижают шансы на успех.
  5. Максимально успокойтесь. Нельзя идти на соискательство руководящей должности с расшатанными нервами.
  6. Просмотрите возможные вопросы, которые может задать работодатель. Запомните примерные ответы, которые продемонстрируют ваши управленческие и организаторские способности.
  7. Подготовьтесь к максимальному натиску: жёсткому стилю собеседования, стресс-интервью, проблемным ситуациям.

Отдельно стоит поработать со своим внешним видом. Будущий руководитель не может явиться на собеседование в джинсах и кроссовках, какими бы дорогими они не были. Деловой костюм — обязателен. Ухоженные волосы и ногти. Вычищенная до блеска обувь. Лёгкий шлейф брендового парфюма. Мужчинам можно порекомендовать галстук и наручные часы. Женщинам — сдержанный макияж, каблук и минимальный набор украшений (серьги, цепочка, пара колец без массивных камней). Вы должны выглядеть так, чтобы окружающим сразу стало понятно — это руководитель.

Теперь вы знаете, как подготовиться к собеседованию на пост руководителя. Помните — это ваша подушка безопасности, которая обеспечит вам немалую долю процента успеха в предстоящем мероприятии.

Виды собеседований

При подготовке к собеседованию на руководящую должность просмотрите, в каком стиле оно может проводиться. Если вы по первым вопросам угадаете, какое именно интервью вас ждёт, это позволит выбрать максимально правильную стратегию поведения.

Биографическое

Обычно проводится как I этап общего собеседования. Но может быть и отдельным в исключительных случаях: если кандидатов, кроме вас, больше нет; или если работодатель по резюме решил, что вы его устраиваете. Задаются шаблонные вопросы об образовании, опыте работы, привычках, семейном положении, образе жизни, хобби. Как себя вести: отвечать чётко и искренне, быть самим собой.

Поведенческое

Чаще всего это II этап собеседования. Проводится как отдельная форма, если все необходимые биографические сведения работодатель почерпнул уже из предоставленных документов. Задаются вопросы о предыдущем месте работы, отношениях с подчинёнными и руководством, стилях и методах взаимодействия с командой, профессиональных неудачах, случавшихся конфликтах. Как себя вести: представить себя в выгодном свете, об ошибках говорить не обязательно, акцентировать внимание на достижениях и успехах.

Ситуационное (кейс-интервью)

Может проводиться как очередной этап общего собеседования или отдельной формой. Часто организуется как групповое. Создаётся проблемная ситуация, связанная с руководящей должностью, которую надо быстро и оперативно решить с минимальными потерями.


Панельное (карусель)

Похоже на кейс-интервью, но более масштабное. Проводится в группе. Причём в неё могут входить как соискатели на руководящую должность, так и работники самой компании. В последнем случае на собеседование приглашается несколько начальников отдела и подчинённых. Кандидату предлагается выполнить какое-то конкретное задание. Например, оптимизировать производительность на своём участке. Нужно составить план, согласовать его с другими сотрудниками, грамотно распределить обязанности и при этом отвечать на шквал вопросов со стороны всех присутствующих. Как себя вести: использовать опыт работы руководителем, принимать быстрые решения. На таком собеседовании не страшно допустить ошибки при составлении плана, а вот неумение работать в команде и налаживать межличностные контакты помешают получить должность.

Стрессовое (стресс-интервью)

Как себя вести

Несколько советов, как пройти собеседование на руководящую должность успешно:

  1. Уверенность в себе и спокойствие должны отражаться на вашем лице. Это тот случай, когда постоянно улыбаться не нужно. Покажите, что вы строгий и серьёзный, но при этом доброжелательный руководитель.
  2. Даже если нервничаете, не показывайте этого.
  3. Отвечайте на вопросы по существу, чётко и уверенно проговаривая каждое слово.
  4. Не упускайте возможность и самому задавать вопросы.
  5. Защищайте своё достоинство. Какими бы стрессовыми ни были вопросы, никто не имеет права вас унижать. Тем более, что руководящая должность априори предполагает уважение.
  6. Не удивляйтесь стресс-вопросам и специально созданным проблемным ситуациям.
  7. Ко всему, что происходит на собеседовании, подходите с позиции именно руководителя, как будто вы уже получили эту должность.
  8. Отстаивайте свои убеждения, если считаете это уместным. Можете даже высказывать несогласие по некоторым вопросам, но без апломба.
  9. По окончании собеседования обязательно уточните сроки и форму ответа.

Многие спрашивают, как пройти собеседование на руководящую должность, если опыта работы отсутствует? Действительно, сделать это без соответствующих документов непросто. Однако, если работодатель увидит вас лидерские качества, умение работать в команде, огонь в глазах и честолюбие — он может отдать предпочтение новичку, чтобы обучить его всему с нуля и подстроить под свои требования.

Вопросы и ответы


К некоторым вопросам лучше подготовиться заранее. Зная, что говорить, вы будете чувствовать себя увереннее. Следите за тем, чтобы в разговоре нечаянно не вырвались слова-паразиты, сленг, фразы неуверенности, фривольности.

Какие вопросы могут задать и как правильно на них ответить?

В: У вас в команде есть проблемный сотрудник. Как вы будете действовать?
О: Выявить, в чём именно его проблема и решить её. Недовольство условиями труда — поговорить и отыскать компромисс. Неуживчивый характер — найти подход можно к любому человеку.

В: Почему вы идёте на такую стрессовую должность?
О: Стресс создаёт проблемную ситуацию, которая оттачивает ум, закаляет характер и заставляет двигаться вперёд.

В: Как вы снимаете стресс, накопленный на работе?
О: Я хожу в тренажёрный зал / Провожу выходные с детьми на природе / Занимаюсь саморазвитием.

В: Почему вы уволились с предыдущего места работы?
О: Не вижу там дальнейшего карьерного роста / Нет никаких перспектив / Понял, что топчусь на месте (главное — никого не обвинять в своём увольнении, в том числе и себя — о допущенных ошибках и возникших проблемах можно умолчать).

В: Какую именно зарплату вы хотите получать?
О: Заслуженную / Ту, что заложена в вашем бюджете, — наверняка для должности руководителя она будет не маленькой (главное — не называть конкретную сумму).

Если опыт работы в руководящей должности уже есть и вы успешно справлялись с возложенными на вас обязанностями, собеседование должно пройти в штатном режиме, без неприятных сюрпризов. Однако каждый работодатель обладает своим набором требований к кандидатам и может отходить от шаблонов интервью. Так что лучше заранее приготовить себя к различным проблемным ситуациям. Сохранение здравого рассудка и хладнокровия, а также профессиональный подход к любому вопросу — залог благополучного исхода этого ответственного мероприятия.

Директор, заместитель, заведующий, президент компании, руководитель группы, начальник отдела, мастер участка, управляющий подразделением — подали резюме на одну из этих вакансий? Что ж, в таком случае будьте готовы к самым непредвиденным ситуациям. Ведь собеседование на руководящую должность обычно отличается не только более сложными вопросами и длительностью, но и достаточно жёстким стилем, чтобы проверить кандидатов на стрессоустойчивость. И это нужно иметь в виду, отправляясь на встречу с работодателем.

Что нужно работодателю


— Так, у меня времени — не больше 5 минут! В двух словах о себе и зовите другого претендента!

— Почему у вас в резюме не указана причина увольнения? Почему рекомендация от бывшего работодателя такая короткая и неинформативная?

Большинство кандидатов в таких ситуациях теряются, смущаются и впадают в ступор. Всё потому, что, согласно шаблонам собеседований, их ожидания были одни (с ними поздороваются, предложат присесть, начнут задавать вопросы в штатном режиме — по крайней мере, вежливо), а реальность оказывается другой. На самом деле в последнее время всё больше работодателей практикуют такое жёсткое начало стресс-интервью для того, чтобы увидеть соискателя в проблемной ситуации.

Что в идеале нужно работодателю от кандидатов на руководящую должность? На чём будет акцентировано внимание на собеседовании?

  • высшее образование — специальность, связанная с той сферой, в которой будет работать руководитель;
  • опыт работы на руководящей должности — хотя бы год;
  • хорошие рекомендации с прошлого места работы;
  • наличие сертификатов о прохождении всевозможных тренингов для управленцев / руководителей / менеджеров;
  • навыки ведения переговоров на разных уровнях;
  • владение необходимыми компьютерными программами для составления отчётной документации;
  • адекватная причина увольнения с прошлого места работы.

Для подтверждения профессионализма достаточно имеющихся документов, которые обязательно следует взять на собеседование: диплом об образовании, рекомендации с прошлого места работы, резюме, сертификаты о прохождении тренингов и мастер-классов.

  • коммуникабельность, умение наладить контакт практически с любым человеком, установить нормальные межличностные отношения со всеми членами команды;
  • способность к самообразованию, самоанализу;
  • быстрая адаптация к новым условиям труда;
  • высокий уровень стрессоустойчивости: адекватные поведенческие реакции на критику, конфликты и прочие проблемные ситуации; : умение вызывать уважение у подчинённых, быть авторитетом;
  • пунктуальность, ответственность, дисциплинированность;
  • целеустремлённость;
  • широкий кругозор и высокий интеллектуальный уровень, креативность мышления;
  • инициативность, самостоятельность при принятии решений.

О личных качествах кандидатов работодатель будет судить по нескольким источникам. Во-первых, по итогам собеседования (как вы реагируете и отвечаете на поставленные вопросы). Во-вторых, полагаясь на личную интуицию. В-третьих, по результатам психологических тестирований. Их может быть несколько. Чаще всего даются опросники на стрессоустойчивость, наличие лидерских качеств и уровень IQ.

Если вы удовлетворяете всем этим требованиям, вряд ли у работодателя будут веские причины не взять вас на работу на руководящую должность по итогам собеседования.

Подготовка


Качественная, тщательная подготовка — 50% успеха. Наверняка на вакансию будет большой конкурс и у вас будут достойные конкуренты. Поэтому создайте себе платформу для уверенности в своих силах ещё до встречи с работодателем, независимо от того, сколько времени у вас осталось — 1 день или 1 неделя. Начинайте настраиваться и собираться прямо сейчас:

  1. Подготовьте всю необходимую документацию в двух экземплярах — оригинал и копию (что именно нужно — см. выше).
  2. Пройдите психологические тестирования на стрессоустойчивость, айкью и наличие лидерских качеств. Так вы будете знать примерные вопросы и какие ответы могут поднять ваш рейтинг.
  3. Не игнорируйте аутотренинги. Самое время заняться аффирмациями. Найдите в себе наиболее уязвимое место (например, вспыльчивость) и работайте над ним.
  4. Будьте уверены в своих силах. Сомнения и самокопание снижают шансы на успех.
  5. Максимально успокойтесь. Нельзя идти на соискательство руководящей должности с расшатанными нервами.
  6. Просмотрите возможные вопросы, которые может задать работодатель. Запомните примерные ответы, которые продемонстрируют ваши управленческие и организаторские способности.
  7. Подготовьтесь к максимальному натиску: жёсткому стилю собеседования, стресс-интервью, проблемным ситуациям.

Отдельно стоит поработать со своим внешним видом. Будущий руководитель не может явиться на собеседование в джинсах и кроссовках, какими бы дорогими они не были. Деловой костюм — обязателен. Ухоженные волосы и ногти. Вычищенная до блеска обувь. Лёгкий шлейф брендового парфюма. Мужчинам можно порекомендовать галстук и наручные часы. Женщинам — сдержанный макияж, каблук и минимальный набор украшений (серьги, цепочка, пара колец без массивных камней). Вы должны выглядеть так, чтобы окружающим сразу стало понятно — это руководитель.

Теперь вы знаете, как подготовиться к собеседованию на пост руководителя. Помните — это ваша подушка безопасности, которая обеспечит вам немалую долю процента успеха в предстоящем мероприятии.

Виды собеседований

При подготовке к собеседованию на руководящую должность просмотрите, в каком стиле оно может проводиться. Если вы по первым вопросам угадаете, какое именно интервью вас ждёт, это позволит выбрать максимально правильную стратегию поведения.

Биографическое

Обычно проводится как I этап общего собеседования. Но может быть и отдельным в исключительных случаях: если кандидатов, кроме вас, больше нет; или если работодатель по резюме решил, что вы его устраиваете. Задаются шаблонные вопросы об образовании, опыте работы, привычках, семейном положении, образе жизни, хобби. Как себя вести: отвечать чётко и искренне, быть самим собой.

Поведенческое

Чаще всего это II этап собеседования. Проводится как отдельная форма, если все необходимые биографические сведения работодатель почерпнул уже из предоставленных документов. Задаются вопросы о предыдущем месте работы, отношениях с подчинёнными и руководством, стилях и методах взаимодействия с командой, профессиональных неудачах, случавшихся конфликтах. Как себя вести: представить себя в выгодном свете, об ошибках говорить не обязательно, акцентировать внимание на достижениях и успехах.

Ситуационное (кейс-интервью)

Может проводиться как очередной этап общего собеседования или отдельной формой. Часто организуется как групповое. Создаётся проблемная ситуация, связанная с руководящей должностью, которую надо быстро и оперативно решить с минимальными потерями.


Панельное (карусель)

Похоже на кейс-интервью, но более масштабное. Проводится в группе. Причём в неё могут входить как соискатели на руководящую должность, так и работники самой компании. В последнем случае на собеседование приглашается несколько начальников отдела и подчинённых. Кандидату предлагается выполнить какое-то конкретное задание. Например, оптимизировать производительность на своём участке. Нужно составить план, согласовать его с другими сотрудниками, грамотно распределить обязанности и при этом отвечать на шквал вопросов со стороны всех присутствующих. Как себя вести: использовать опыт работы руководителем, принимать быстрые решения. На таком собеседовании не страшно допустить ошибки при составлении плана, а вот неумение работать в команде и налаживать межличностные контакты помешают получить должность.

Стрессовое (стресс-интервью)

Как себя вести

Несколько советов, как пройти собеседование на руководящую должность успешно:

  1. Уверенность в себе и спокойствие должны отражаться на вашем лице. Это тот случай, когда постоянно улыбаться не нужно. Покажите, что вы строгий и серьёзный, но при этом доброжелательный руководитель.
  2. Даже если нервничаете, не показывайте этого.
  3. Отвечайте на вопросы по существу, чётко и уверенно проговаривая каждое слово.
  4. Не упускайте возможность и самому задавать вопросы.
  5. Защищайте своё достоинство. Какими бы стрессовыми ни были вопросы, никто не имеет права вас унижать. Тем более, что руководящая должность априори предполагает уважение.
  6. Не удивляйтесь стресс-вопросам и специально созданным проблемным ситуациям.
  7. Ко всему, что происходит на собеседовании, подходите с позиции именно руководителя, как будто вы уже получили эту должность.
  8. Отстаивайте свои убеждения, если считаете это уместным. Можете даже высказывать несогласие по некоторым вопросам, но без апломба.
  9. По окончании собеседования обязательно уточните сроки и форму ответа.

Многие спрашивают, как пройти собеседование на руководящую должность, если опыта работы отсутствует? Действительно, сделать это без соответствующих документов непросто. Однако, если работодатель увидит вас лидерские качества, умение работать в команде, огонь в глазах и честолюбие — он может отдать предпочтение новичку, чтобы обучить его всему с нуля и подстроить под свои требования.

Вопросы и ответы


К некоторым вопросам лучше подготовиться заранее. Зная, что говорить, вы будете чувствовать себя увереннее. Следите за тем, чтобы в разговоре нечаянно не вырвались слова-паразиты, сленг, фразы неуверенности, фривольности.

Какие вопросы могут задать и как правильно на них ответить?

В: У вас в команде есть проблемный сотрудник. Как вы будете действовать?
О: Выявить, в чём именно его проблема и решить её. Недовольство условиями труда — поговорить и отыскать компромисс. Неуживчивый характер — найти подход можно к любому человеку.

В: Почему вы идёте на такую стрессовую должность?
О: Стресс создаёт проблемную ситуацию, которая оттачивает ум, закаляет характер и заставляет двигаться вперёд.

В: Как вы снимаете стресс, накопленный на работе?
О: Я хожу в тренажёрный зал / Провожу выходные с детьми на природе / Занимаюсь саморазвитием.

В: Почему вы уволились с предыдущего места работы?
О: Не вижу там дальнейшего карьерного роста / Нет никаких перспектив / Понял, что топчусь на месте (главное — никого не обвинять в своём увольнении, в том числе и себя — о допущенных ошибках и возникших проблемах можно умолчать).

В: Какую именно зарплату вы хотите получать?
О: Заслуженную / Ту, что заложена в вашем бюджете, — наверняка для должности руководителя она будет не маленькой (главное — не называть конкретную сумму).

Если опыт работы в руководящей должности уже есть и вы успешно справлялись с возложенными на вас обязанностями, собеседование должно пройти в штатном режиме, без неприятных сюрпризов. Однако каждый работодатель обладает своим набором требований к кандидатам и может отходить от шаблонов интервью. Так что лучше заранее приготовить себя к различным проблемным ситуациям. Сохранение здравого рассудка и хладнокровия, а также профессиональный подход к любому вопросу — залог благополучного исхода этого ответственного мероприятия.

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Одной из главных карьерных амбиций множества сотрудников является руководящая должность. На протяжении многих лет они подчиняются корпоративной иерархии, чтобы в один день забраться на ее верх и начать всем рулить. Однако далеко не всем суждено быть хорошими начальниками (особенно тем, кто хочет власти ради власти).

Любимый и уважаемый подчиненными руководитель осознает свою ответственность, работает на благо общего дела и заботится о благополучии своих сотрудников, а не деспотично эксплуатирует их.

Сейчас мы расскажем, как стать начальником на работе и завоевать расположение своей команды. Здесь действительно очень много подводных камней, поэтому действовать надо грамотно и последовательно.

Как стать руководителем организации: цели и способы

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

В корпоративной среде система продвижения сотрудников по карьерной лестнице существенно отличается от той, что мы привыкли наблюдать в школе или институте. Здесь недостаточно просто хорошо работать, чтобы получить кресло руководителя.

Дело в том, что далеко не все начальники заинтересованы в карьерном росте своих сотрудников. Многим из них важно сохранять сложившееся положение вещей в иерархии, где они занимают высокий пост.

Именно поэтому работникам, стремящимся к продвижению и повышению, необходимо быть гибкими и как можно реже полагаться на остальных.

1 Помни, что твой карьерный рост нужен только тебе

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Это самое главное правило, которое нужно уяснить с первых дней работы. Не стоит делегировать свое продвижение другим людям, потому что в таких случаях возможность провала становится очень вероятной.

Зачастую начальству удобно сохранять сотрудника на его позиции, чтобы он выполнял одну и ту же работу все лучше и лучше. Исполнители нужны абсолютно на всех уровнях, а перестановки только усиливают дисбаланс на местах.

2 Постарайся выявить все карьерные закономерности с самого начала

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Как мы уже говорили, в бизнесе играют по своим правилам, причем во всех организациях они разные. Чтобы хорошо себя чувствовать на том или ином месте, необходимо хорошо знать конкретные правила и законы, которые приведут тебя к успеху. Не зная этих правил, очень тяжело добиться желаемого.

Любопытно, что обычно их никто не озвучивает, и обо всем нужно узнавать самому. В таком случае советуем наладить диалог с начальством и задать ему все интересующие тебя вопросы. Например, сколько тебе еще ждать повышения, от каких обстоятельств оно зависит, что тебе надо для этого сделать и так далее. Все эти вопросы лежат на поверхности, достаточно сформулировать их для себя, а затем сказать руководству.

Таким образом полученные ответы дадут тебе понять, какие перспективы есть у той или иной должности, и на что ты можешь рассчитывать.

Если хочешь добиться руководящей позиции, не стоит стесняться задавать все эти вопросы. Даже если тебе не отвечают на них с первого раза. Однако если начальство вообще не может ответить тебе конструктивно по поводу карьерного продвижения — это повод задуматься. Возможно, оно само не понимает, какое будущее ждет компанию и куда надо двигаться.

3 Умей выстраивать отношения с коллегами и руководством

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Умение выстраивать доверительные отношения с коллегами и руководством является одним из самых полезных в карьерной среде. Ведь именно хороший человек, к которому прислушиваются и уважают, способен направлять коллектив и продвигать свои инициативы.

Чтобы стать таким человеком, можешь присмотреться к тем, кто уже на хорошем счету в компании — будь то рядовой сотрудник или руководитель. Посмотри, какими методами он завоевывает расположение и постарайся спроецировать их на себя.

Так у тебя будут все шансы стать любимчиком и ценным игроком в команде.

4 Не забывай, что ты находишься в конкурентной среде

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Какие бы теплые отношения ни были у тебя со своими коллегами, помни, что когда освобождается руководящая позиция в большом коллективе, вы все вступаете в борьбу за первое место.

Именно поэтому тебе надо оказаться компетентнее и целеустремленнее своих коллег без поблажек и фор.

Руководству надо выбрать наиболее подходящего кандидата, и, поверь, оно будет смотреть на все аспекты твоей профессиональной деятельности — от умения вести деловую переписку и вписываться в дедлайны до способности держаться в стрессовых ситуациях и налаживать связи с людьми. Все будет иметь значение, и во всем ты должен будешь преуспеть. Таков алгоритм.

5 Твои достижения должны быть на виду

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

После того как ты разберешься со всеми правилами продвижения в организации, выстроишь доверительные отношения с коллективом и подтянешь свою компетенцию, пора показать результаты своей работы.

Пусть тебе это не будет казаться чем-то вроде хвастовства или наглости. Пойми, что удачная самопрезентация — это одно из ключевых составляющих успеха. Руководители могут даже не узнать о твоих успехах, если о них никто не будет говорить.

При этом не обязательно собирать большую аудиторию и показывать ей слайдшоу своих достижений. Достаточно просто информировать начальство о своих действиях и инициативах, а также вовлекать другие отделы в рабочий процесс. Тогда все узнают о твоей работе и будут это ценить.

Даже если твои старания не приведут к желаемому результату, все увидят, как ты пытался и какие усилия для этого прикладывал.

Основные ошибки начинающих руководителей

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Представим, что ты добился желаемой должности и собираешься начать управлять дружной командой энтузиастов, которые ждут от тебя компетентных решений и подобающего отношения.

Давай разберем несколько ошибок, которые можно совершить в самом начале пути и разрушить свою репутацию.

1 Ты думаешь, что проще сделать самому, чем объяснить

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Однако одна из главных обязанностей начальника — показать сотрудникам, как разобраться с возникшей проблемой, и на это порой тратится очень много усилий.

Как бы то ни было, теперь твоя роль руководящая, и ты не должен позволять себе выполнять задачи исполнителей. Отныне твоя главная компетенция — организовать работу команды, а не добиваться результата самому.

2 Ты больше не хочешь лезть в рабочий процесс

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Это противоположная крайность, к которой прибегают многие начинающие руководители. Становясь начальниками, они отстраняются от работы коллектива и начинают заниматься абстрактными стратегиями компании или корпоративной культурой.

Однако компетентный начальник нередко сам участвует в производственном процессе и заряжает своим примером. Он должен разбираться в тонкостях и детальных аспектах ведения бизнеса, чтобы активно влиять на процесс и показывать свою компетенцию.

Таким образом, хороший руководитель должен знать, как устроена работа его подчиненных, но при этом не выполнять ее за них. Вот к такому балансу необходимо постараться прийти.

Читайте также: