Как получить банковскую гарантию для обеспечения контракта открытие

Обновлено: 18.05.2024

Из этой статьи вы узнаете:

  • Назначение услуги
  • Как выглядит банковская гарантия
  • Условия предоставления банковской гарантии
  • Порядок оформления
  • Требования к клиентам
  • Юридическое регулирование
  • Сумма банковской гарантии
  • Преимущества оформления
  • Заключение

Положения, закрепленные в рамках статьи 368 Гражданского кодекса, предусматривают возможность оформления письменного обязательства со стороны банка, выступающего гарантом по отношению к бенефициару. По сути, речь идет об эквиваленте денежных средств, которые, при наступлении определенных обстоятельств, а также подаче письменного требования, будут обязательно выплачены стороне кредитора. Согласно 44-ФЗ, подобная процедура рассматривается в качестве обеспечения обязательств субъектов, участвующих в госзакупках и получающих право на исполнение контракта на основании выигранного тендера. Как получить банковскую гарантию (БГ), какие требования существуют, и что еще нужно знать при подаче заявки? Давайте разбираться.

Назначение услуги

Гарантийные соглашения оформляются при заключении сделки между исполнителем, клиентом кредитной организации, и заказчиком, в роли которого обычно выступает государственное или муниципальное учреждение. Документ представляет собой подтверждение обязанности по выплате определенной суммы, исключающее риски бенефициара. В соответствии с действующими нормами, установленными законодательными положениями, банковская гарантия на исполнение обязательств по договору может быть выдана в следующих случаях:

Подтверждение коммерческой сделки с участием госструктур.

Оформление соглашения между предпринимателями.

Стоит подчеркнуть, что в данной ситуации речь идет о невозвратном инструменте, в тех случаях, когда условия были выполнены полностью и необходимости в перечислении заявленных средств в пользу заказчика не возникло, то есть возместить расходы по уже уплаченным процентам не получится. При этом нормы ГК предусматривают возможность прекращения действия гарантийного договора на основании соответствующего заявления, поступившего со стороны бенефициара. Снятие с баланса автоматически обнуляет лимит, что открывает возможность повторного использования рассматриваемой опции для будущих контрактов.

Как выглядит банковская гарантия

Закон не устанавливает единой формы для этой категории документов, однако, в соответствии с общепринятой практикой, стандартное содержание договора включает в себя:

сведения о назначении заключаемой сделки,

информацию о потенциальном получателе выплаты,

сумму и срок действия,

регистрационные данные и дату выдачи.

Обязательным аспектом выступает отражение оформленного соглашения (либо внесенных корректировок) в официальном реестре, на которое отводится не более двух рабочих дней.

получение банковской гарантии

Условия предоставления банковской гарантии

Специфика гарантийного обязательства обуславливается поручительством кредитной организации, подтверждающей, что в случае недобросовестного исполнения положений контракта бенефициар вправе обратиться к ней за получением денежного возмещения, компенсирующего возникшие убытки. Оплата может осуществляться как самим банком, так и дочерней финансовой структурой, и после ее проведения поставщик обязан вернуть израсходованную сумму в пользу гаранта. Фактически этот финансовый механизм можно рассматривать в качестве защитной меры, призванной предотвратить мошенничество со стороны третьих лиц, а также гарантировать соответствующее выполнение заключаемых соглашений.

Дополнительные критерии

Стоит отметить, что условия выдачи банком и получения исполнителем банковской гарантии предусматривают комиссионный сбор за обслуживание. Размер вознаграждения, как правило, зависит от суммы сделки, а также учитывает текущее финансовое состояние принципала. В соответствии с 44-ФЗ, величина комиссии определяется в качестве процента от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но при этом не может быть меньше размера авансовой выплаты. Средний показатель на сегодня варьируется в диапазоне 2-5%.

условия получения бг

Специфика госзакупок

К числу принципов, с учетом которых составлялся федеральный закон, регламентирующий закупочную деятельность государственных и муниципальных ведомств, в первую очередь относятся ответственность и эффективность. Это значит, что заказчики нуждаются в определенных гарантиях, подтверждающих подписание договора субъектом, выигравшим тендер на общих основаниях, а также исполнение им заявленных условий и критериев в полном объеме.

В данном случае рассматриваются две формы — обеспечение заявки и выполнения, для которых предприниматель или организация вправе воспользоваться одним из следующих методов:

Внесение в качестве залога собственных денег на специальный и расчетный счета, с заморозкой их до момента определения победителя торгов, либо до реализации контрактных обязательств.

Предоставление подтверждения состоятельности намерений от кредитного учреждения. Вне зависимости от того, кто и кому выдает банковскую гарантию, подписание сторонами документов исключает вероятность отказа в компенсации за срыв намеченных сроков или несоответствие качества выполненных работ.

Выбор между указанными обеспечительными формами зависит от пожеланий самого поставщика. Стоит отметить, что в большинстве случаев более выгодным вариантом, несмотря на наличие комиссии, является обращение в профильную финансовую организацию. Изъятие из оборота и временная блокировка значительной суммы собственных денежных средств в конечном счете обходятся для бизнеса дороже, чем выплата сбора за обслуживание. Кроме того, постоянные клиенты крупных учреждений всегда могут рассчитывать на лояльные условия.

МОРСКОЙ БАНК предлагает выгодные опции получения экспресс- и индивидуальных банковских гарантий , соответствующих требованиям 44-ФЗ.

выдача банковской гарантии

Порядок оформления

Стандартная практика предусматривает простой алгоритм действий:

Выбор сервиса по ключевым критериям.

Заполнение формы заявки на официальном сайте.

Уточнение нюансов в процессе общения с менеджером.

Подготовка и подача документации (в том числе онлайн).

Подписание соглашения (лично или с помощью электронной подписи).

Оригинальный экземпляр гарантийного документа выдается в отделении, либо отправляется почтой или курьерской службой. Цифровая версия высылается на email, указанный клиентом.

МОРСКОЙ БАНК предлагает открыть счет для бизнеса и получить до 6% на остаток.

Кто может выдавать БГ

Одним из обязательных условий в рамках процедуры получения банковской гарантии является присутствие кредитной организации в официальном реестре, утвержденном Министерством финансов. Не каждое действующее учреждение имеет право оказывать услуги обеспечения, поэтому следует заранее проверить соответствие указанному стандарту, а также обратить внимание на сопутствующие аспекты, такие как статус, оценка надежности и т.д.

Кроме того, важным фактором являются предлагаемые опции — срок действия, величина комиссии, устанавливаемые лимиты и требования к потенциальным клиентам.

В МОРСКОМ БАНКЕ можно подать экспресс-заявку на банковскую гарантию — это значит, что все необходимые мероприятия проводятся в течение одного дня, и позволяют рассчитывать на сумму до 9 миллионов рублей, с минимальной платой за годовое обслуживание в размере 2,99%.

условия предоставления бг

Какие документы понадобятся

Стандартный перечень включает в себя:

Заявление, соответствующее образцу, используемому выбранной организацией.

Комплект уставной и учредительной документации юридического лица.

Приказы, подтверждающие назначение руководящих субъектов.

Доверенность с указанием полномочий официального представителя, действующего в интересах компании.

Актуальную отчетность по бухгалтерским операциям и налоговым отчислениям.

Проект контракта, выступающего предметом обеспечительного соглашения.

Лицензию на осуществление деятельности, соответствующей типу заявляемых работ.

Уточнить, какие документы нужно предоставить для получения и подтверждения банковской гарантии, обычно можно на сайте, либо обратившись к менеджерам кредитного учреждения.

Порядок рассмотрения заявок

Алгоритм выдачи гарантийного подтверждения предусматривает следующую последовательность:

Обращение и проведение проверки на основании представленной первичной идентификационной анкеты или заявления, заполненных онлайн или в филиале банка.

Принятие решения по итогам анализа — в случае возникновения вопросов возможен запрос дополнительных сведений, позволяющих уточнить благонадежность заявителя.

Оформление соглашения. При положительном исходе проектные формы документов и реквизиты для оплаты комиссионного сбора направляются по электронной почте, либо через курьерскую службу.

Подход к ценообразованию у каждой организации разный, однако средний показатель редко превышает 6% в год. Согласование, подписание и оплата счета — основание для выпуска гарантии, размещаемой в официальном реестре.

Требования к клиентам

К числу критериев, используемых в рамках комплексной оценки, относятся:

Стабильность финансового положения компании или предпринимателя.

Соотношение оборотов с начальной минимальной ценой контракта.

Наличие возможности предоставления залога или привлечения поручителей.

Кроме того, важным фактором выступает отсутствие неурегулированных правовых споров, в том числе связанных с блокировками расчетных счетов по 115-ФЗ.

Как показывает практика, самый простой вариант — обращение к услугам организации, клиентом которой вы уже являетесь или планируете стать.

Подключение расчетно-кассового обслуживания или международной корпоративной карты Visa Business в МОРСКОМ БАНКЕ позволяет сократить перечень документов для получения, и упростить порядок выдачи банковской гарантии.

предоставление бг

Юридическое регулирование

Условия предоставления и действия гарантийного обеспечения определяются в рамках положений 44-ФЗ. Законодательная норма регламентирует всю специфику правоотношений, возникающих между участниками госзакупок, поскольку основывается на подробном анализе контрактных сделок, заключаемых между коммерческими предприятиями и государственными ведомствами.

В соответствии с законом, рассматриваемые обязательства должны носить безотзывный характер, и включать:

Сумму денежной компенсации, подлежащей выплате в пользу заказчика гарантом при наступлении оговоренных случаев.

Перечень обязанностей принципала, выступающих предметом обеспечительного соглашения.

Гарантию выплаты неустойки, равной 0,1% от суммы за каждый день просрочки перевода возмещения.

Условия, в соответствии с которыми реализацией гарантийного договора считается фактическое зачисление средств на счет заказчика.

Продолжительность действия обеспечения, охватывающая период выполнения контракта плюс один месяц, либо двухмесячный срок с момента завершения этапа подачи тендерных заявок. Дополнительные временные интервалы отводятся для проведения проверки соответствия качества выполненных работ или услуг заявленным критериям.

Перечень документов, предоставляемых стороной заказчика совместно с требованием исполнения, определен в рамках правительственного постановления №1005 в закрытой форме, и не может быть изменен ни одним из участников сделки.

Сумма банковской гарантии

Обязательства охватывают все аспекты, включая штрафные санкции и пени. Покрытие как номинала, так и дополнительных убытков, исключается только в тех случаях, когда иной порядок предусмотрен условиями закупочной документации. Размер обеспечительной компенсации указывается в проекте тендерного контракта в открытом доступе, без учета демпинга (то есть снижения стартовой стоимости более чем на четверть), при выявлении которого применяются меры противодействия, влияющие на итоговую величину обеспечения.

кто выдает бг

Преимущества оформления

К числу положительных аспектов, обуславливающих целесообразность использования рассматриваемого финансового инструмента, относят:

Возможность участия в крупных госконтрактах.

Отсутствие необходимости изъятия из оборота предприятия значительных сумм.

Минимальные временные затраты на подачу документов.

Лояльные комиссионные сборы за обслуживание.

Алгоритм получения гарантии во многом напоминает обычную кредитную заявку, что позволяет даже начинающим предпринимателям без труда разобраться в нюансах процедуры.

Почему могут отказать

Как уже было сказано ранее, соответствие гарантийного обязательства законодательным требованиям — фактор, значимый для всех участников планируемой сделки. Так, сторона заказчика вправе отклонить предоставляемое обеспечение в ситуациях, когда:

Сведения не были внесены в официальный реестр.

Содержание не соответствует правовым нормативам или проектной документации.

В ситуациях, когда отказ выносится на обеспечительной стадии (Обеспечение исполнения контракта (ОИК) по 44-ФЗ), поставщик может быть признан уклонившимся от заключения контракта, что автоматически приводит к включению в список недобросовестных контрагентов.

Даже в тех случаях, когда обе стороны последовательно приняли некорректную банковскую гарантию, возможность признания недействительности сохраняется. Регулятор сохраняет за заказчиками право на отклонение тендерных заявок в связи с неисполнением требований, предъявляемых к гарантийному обеспечению, подкрепляя свою позицию в рамках Информационного письма Министерства финансов №24-05-05/57198 от 2019 года.

предоставление гарантии

Еще один немаловажный фактор — отсутствие у субъектов гражданского оборота возможности компенсировать негативные последствия, связанные с признанием его в качестве уклонившегося, сопутствующим включением в РНП (реестр недобросовестных поставщиков), а также упущением выгоды, обусловленным отменой контракта ввиду несоответствия представленной гарантии. Анализ судебной практики показывает, что при разрешении подобных споров суды в первую очередь указывают на нормативные правила, определяющие, что обязанность по соответствующему оформлению возлагается непосредственно на участника тендера, тогда как банк не несет аналогичной ответственности. В связи с этим особую важность приобретают выбор надежных партнеров и тщательная проверка гарантийных соглашений на предмет соответствия не только положениям 44-ФЗ, но и требованиям, определенным в рамках закупочной документации.

Заключение

Грамотный подход к ведению бизнеса выражается в том числе в аккуратном и своевременном использовании существующих финансовых инструментов, позволяющих получить прибыль без лишних вложений. Понимание того, как предоставляется банковская гарантия на обеспечение исполнения договоров подряда или поставки, позволяет избежать ненужных расходов, и способствует достижению желаемого результата.

Банковская гарантия в обеспечение контракта: основы и тонкости

Банковская гарантия — один из двух возможных вариантов для поставщика обеспечить исполнение контракта. Второй вариант — обеспечение перечислением денежных средств — является менее предпочтительным, ведь их нужно изымать из оборота. Поэтому большинство поставщиков стремится заручиться гарантией банка. В статье вы найдете ответы на различные вопросы, возникающие по поводу получения и применения банковских гарантий.

Как работает гарантия банка

Банковская гарантия — это обещание банка исполнить финансовые обязательства поставщика перед заказчиком в том случае, если сам он по какой-то причине их не исполнит.

Всегда ли исполнение контракта должно обеспечиваться денежными средствами или гарантией банка? Узнайте об этом, прочитав нашу статью.

Гарантия, по сути, является страховкой для заказчика. После того как она выдана, ее судьба может сложиться в соответствии с одним из вариантов:

  1. Поставщик добросовестно исполнилсвои обязательства перед заказчиком. В этом случае гарантия не понадобится. Она просто прекратит свое существование после того, как закончится срок ее действия.
  2. Поставщик не исполнилконтракт либо исполнилс нарушением. В этом случае заказчик выставит ему штрафные санкции. Если поставщик согласится их выплатить либо уменьшить на их сумму оплату по контракту, то опять же гарантия не понадобится. В противном случае ситуация будет развиваться так:
    • заказчик обращается в банк с требованием оплатить начисленные санкции вместо поставщика;
    • банк оплачивает затребованные суммы и обращает их взыскание на поставщика;
    • поставщик рассчитывается с банком, а в случае, если не согласен с выставленными штрафами, решает этот вопрос с заказчиком.

Важные моменты оформления гарантии

Прежде чем обращаться в банк, необходимо определиться с некоторыми нюансами.

Сумма гарантии

Разброс может составлять от 5% до 30% НМЦК. Более конкретный размер определяет заказчик.

Если в ходе торгов цена снизится более чем на 25%, то обеспечение исполнения контракта должно быть предоставлено в полуторном размере либо поставщик должен подтвердить свою добросовестность.

Как определить размер обеспечения при падении НМЦК, наглядно понятно из следующей схемы.

Схема: изменение суммы обеспечения

Размер обеспечения исполнения контракта при падении цены на 25% и более

Срок действия гарантии

По общему правилу гарантия должна действовать в течение срока, превышающего на один месяц действие контракта.

Обратите внимание! Речь идет именно о сроке действия контракта, а не о сроке выполнения работ.

По своему усмотрению заказчик может установить конкретную дату окончания банковской гарантии либо увеличить срок ее действия. Например, прописать, что гарантия должна действовать не менее 3 месяцев после окончания действия контракта.

Параметры гарантии

По усмотрению заказчика к гарантии могут предъявляться определенные требования:

  1. Составление гарантии по типовой форме. Если заказчик приложит собственную форму, то поставщику придется утрясать этот вопрос с банком. Стоимость такой гарантии может быть повышена.
  2. Особые требования к тексту документа. Например, заказчик может потребовать, чтобы в гарантии присутствовало положение о рассмотрении споров по месту нахождения заказчика, чтобы были перечислены обязательства, которые покрывает гарантия, а также иные требования.
  3. Условие о бесспорном списании. Это означает, что в случае обращения в банк заказчик получит причитающиеся ему денежные средства без споров и разбирательств.
  4. Условие об авансировании. Подразумевается, что в перечень обязательств, которые покрывает гарантия, входит и возврат аванса.

Обратите внимание! Если заказчик выставил к гарантии собственные требования, важно убедиться, что они исполняются. Иначе заказчик может документ не принять.

Срок получения гарантии

Важно не пропустить крайний срок, когда нужно иметь гарантию. После подписания итогового протокола аукциона заказчик направляет победителю контракт в течение 5 дней. Он это может сделать как в последний день срока, так и непосредственно в день подписания протокола. У победителя также будет 5 дней на то, чтобы подписать контракт. Эти сроки нужно иметь в виду при обращении за банковской гарантией.

Проверка образца гарантии

Итак, банк одобрил предоставление гарантии поставщику и выдал ему для ознакомления образец вместе с договором и документами для оплаты. Но не стоит спешить! На этом этапе нужно тщательно проверить гарантию самостоятельно и показать ее заказчику. Особое внимание нужно уделять при проверке срокам, сумме, реквизитам, а также всем требованиям, которые предъявлял к гарантии заказчик. Это очень важно, поскольку если заказчик не примет гарантию, возникнет риск незаключения контракта.

Если все в порядке, можно оплачивать комиссию банка и отправляться за гарантией.

Помните! Большинство банков настаивает на том, чтобы получатель гарантии оплачивал комиссию за ее предоставление со своего расчетного счета. Однако бывает, что на момент обращения за гарантией счет организации заблокирован. В таком случае выход один — искать банк, принимающий оплату от третьих лиц.

Обращение за гарантией заблаговременно

Прежде чем участвовать в аукционе, следует заручиться согласием банка выдать гарантию. Целесообразно обращаться сразу в несколько банков — так шансы увеличатся. Такой способ хорош еще и тем, что даст возможность немного сэкономить на комиссионных. Принцип конкуренции работает и здесь — чем больше предложений получено, тем более выгодные условия можно выбрать.

Гарантия банка

Пример банковской гарантии

Чтобы запросить гарантию у максимального количества банков, иногда целесообразно обратиться к услугам агентов. Они в курсе всех тарифов и могут подобрать наиболее выгодные предложения. Минус в том, что агенту придется платить, к тому же есть шанс наткнуться на недобросовестное лицо. Как вариант, можно разбираться во всем самостоятельно, но на это может уйти немало времени.

Обратите внимание! Изучать тарифы на выдачу гарантии нужно очень внимательно. У некоторых банков есть минимальный лимит комиссии, поэтому при небольшой стоимости контракта обращаться к ним невыгодно. Также стоит учесть, что стоимость может зависеть от конкретных условий контракт.

Однако не стоит зацикливаться только на цене, ведь погнавшись за дешевизной, можно упустить другие важные параметры. А именно сроки, условия, форма гарантии и так далее. В итоге стоит остановиться на оптимальном соотношении цены банковской гарантии и ее качества.

Еще одна возможность сэкономить — попросить банк снизить комиссию из-за того, что срок банковской гарантии уменьшается. Дело в том, что при предварительном обращении за гарантией срок отсчитывается, как правило, от одной из даты:

  • даты проведения аукциона;
  • даты обращения за гарантией.

Если между обращением в банк и заключением контракта пройдет довольно много времени, то этот срок исключается из гарантии. Соответственно, комиссионные могут быть уменьшены.

Когда заказчик может не принять гарантию

Существует два основания отказать в приеме гарантии:

  1. Она не соответствует требованию заказчика, изложенному в документации.
  2. Она не предоставлена в срок, который установлен законом.

Как себя обезопасить от возникновения основания № 1? Необходимо все тщательно проверять. Имеет значение любая мелочь, вплоть до неправильного округления суммы гарантии (когда ее размер увеличивается в связи с падением цены контракта).

Что предпринять, чтобы не опоздать со сроком предоставления гарантии, если он на исходе? Единственный вариант — отсрочить подписание контракта. Это можно сделать, подав протокол разногласий. Он должен быть подан не позднее, чем на 13-й день после того, как опубликован итоговый протокол.

Предоставление банковской гарантии для участия в закупках — процедура, хорошо знакомая банкам и давно отработанная. Сейчас заявка на гарантию рассматривается, как правило, в течение одного рабочего дня. Если сумма превышает 10 млн рублей, то срок может быть увеличен до 3 дней.

Отказ в банковской гарантии

Получить гарантию банка может не любой поставщик. Для этого он должен иметь определенные финансовые показатели, а также быть положительным с точки зрения банков. Например, компаниям, которые недавно зарегистрировались или не имеют в своем активе ни одного исполненного контракта, гарантию с высокой долей вероятности не дадут. Кроме того, препятствием для этого может стать:

  • плохая кредитная история самой организации, ее руководителя или собственников;
  • наличие судебных разбирательств;
  • наличие исполнительных производств.

Что делать в таком случае? Специалисты рекомендуют не терять времени и вносить обеспечение исполнения контракта деньгами. Может быть, в следующий раз банк не откажет поставщику. Ведь не исключено, что его финансовые показатели улучшатся, а прочие негативные обстоятельства исчезнут. К тому же хотя бы пара исполненных контрактов существенно повысит шансы поставщика заполучить банковскую гарантию.

Банк Открытие

Оформить гарантию

Банковская гарантия в банке Открытие

Для чего нужна банковская гарантия

Поставщик может сделать это двумя способами: перевести свои средства с расчетного счета на счет заказчика или получить в банке банковскую гарантию.

Главная выгода гарантии заключается в том, что поставщик не изымает из оборота значительную денежную сумму (которая к тому же вернется без процентов и съеденная инфляцией), а за разовую комиссию удаленно оформляет гарантию.

Гарантия в банке Открытие

  • выпуск экспресс-гарантии без посещения банка;
  • ответ по заявке до одного миллиона занимает 60 секунд;
  • без необходимости внесения залога;
  • без необходимости открытия расчетного счета;
  • упрощенная процедура для ИП и ООО, связанных с 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ.

В качестве сопутствующих услуг Открытие оформляет специальные счета для госзакупок, а также выдает тендерные кредиты для 44 и 223 ФЗ.

Типы выдаваемых гарантий

Банк Открытие готов предоставить любую разновидность гарантии для комфортного участия в торгах:

  • на исполнение контракта;
  • на исполнение с авансом;
  • на участие в торгах;
  • на обеспечение гарантийных обязательств.

Предусмотрены гарантии и не связанные с тематикой государственных торгов: для обычных коммерческих договоров, налоговых и таможенных служб, Росалкогольрегулирования.

Оформление может быть выполнено двумя способами: в ускоренном режиме удаленно (экспресс-гарантия) либо непосредственно в офисе.

Стоимость и условия выдачи гарантии

Как правило, малый и средний бизнес прибегает к оформлению экспресс-гарантий. Финансовая корпорация Открытие предлагает по ним следующие условия:

  • От 3 месяцев — минимальный возраст для подачи заявки.
  • От 3 до 6 месяцев — лимит по сумме до 500 000 рублей.
  • От 6 до 9 месяцев — ограничение до 1 миллиона рублей.
  • От 9 месяцев — становятся доступны БГ свыше 1 миллиона.

Непосредственно в отделении банка Открытие выдается и так называемый классический вид гарантии. В целом это те же гарантии, только срок и трудозатраты при их получении, как правило, больше. Минимальная сумма комиссии при этом начинается уже от 10 000 рублей, вместо 2 000 при экспресс-гарантии.

Точную стоимость комиссии можно выяснить только после предоставления всех необходимых документов. Помимо суммы, вида и срока действия гарантии банк учитывает также и персональные параметры бизнеса поставщика.

Дистанционным способом

За взаимодействие с клиентами и выдачу экспресс-гарантий отвечает не само Открытие, а их многолетние партнеры — фирма Сантел, законно работающая от имени банка. Поэтому оформление осуществляется на сайте, отличающимся от официального сайта Открытия — bin.itfinance.io .

Оригинал гарантии в бумажной форме можно получить по запросу заказным письмом почтой России (бесплатно) либо курьерской службой (за отдельную плату).

Образец личного кабинета Открытия

Через отделение банка

Оформление гарантии через офис не только Открытия, но и других банков — далеко не быстрый процесс. Заявку на классическую гарантию в банке Открытие можно подать через сайт. Это немного ускорит процедуру.

Срок получения БГ

Для экспресс-гарантий рассмотрение заявки занимает в среднем 2-3 часа. Срок выдачи происходит за 1-2 дня, но зависит скорее от поставщика: будет ли он согласовывать проект с заказчиком и насколько быстро оплатит комиссию.

Получение через отделение может растянуться и продлиться от 2 до 15 дней.

Какие нужны документы для оформления гарантии

ИП и ООО требуется разный комплект бумаг.

Индивидуальным предпринимателям достаточно иметь:

  • документ удостоверяющий личность;
  • налоговую декларацию за предыдущий год;
  • карточку с реквизитами компании.

Юридическим лицам дополнительно нужны уставные документы:

  • паспорт руководителя;
  • решение/приказ о назначении директора;
  • устав общества;
  • карточка с реквизитами;
  • паспортные данные соучредителей (если есть).

После выпуска БГ банк подготовит акт и договор о предоставлении, которые нужно будет подписать ЭЦП.

Проверка банковской гарантии

С 2018 года доступ к реестру банковских гарантий закрыт для поставщиков. Проверить БГ по номеру реестровой записи нельзя и в 2021 году. Поэтому теперь, чтобы убедиться в том, что гарантия оформлена с учетом всех правил, необходимо заранее проверить нахождение банка, которым она выдается в списке разрешенных.

Какие госкомпании поддерживает банк Открытие

При выполнении заказа или работ для государственных корпораций иногда необходимо выбирать банк исходя из их требований. Связано это с тем, что нередко они имеют свой собственный перечень кредитных организаций, с которыми работают (естественно в рамках разрешенных Минфином).

Гарантии от банка Открытие подходят для:

Государственные корпорации, работающие с Открытием

Тендерный кредит в Открытии

Поставщикам, участвующим в госзакупках может пригодится тендерное кредитование. Условия кредита рассчитываются по каждому клиенту отдельно. До 12 месяцев, от 300 тысяч рублей, от 8,5% годовых. Также есть требование об оформлении в Открытии специального счета, куда и будут перечислены средства.

Специальный счет для госзакупок

Вместо оформления гарантии для участия в закупках, можно открыть спецсчет, имеющий тоже самое предназначение. Это позволит не получать гарантию для каждого тендера, а иметь универсальный инструмент.

Как и с банковскими гарантиями, спецсчетами позволено заниматься ограниченному числу банков. Подробнее про спецсчет в ФК Открытие.

Отзывы про гарантии в банке Открытие

Открытие — популярный банк. Проблемы отыскать отзывы по его услугам нет:

Получили БГ в Открытии. Оригинал отправили быстро. Комиссию по сравнению с другими банками считаю сделали невысокой. Вежливые сотрудники, которые сопровождали с самого начала подачи заявки, объяснили непонятные моменты. Тендер уже завершили, в чем есть заслуга и самих сотрудников банка.

ООО Кронштадт, Ростов-на-дону

Мне была нужна гарантия на обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ. Я человек старой закалки и не доверяю новым технологиям. Но времени не хватало, поэтому решил воспользоваться удаленным оформлением через интернет. Все вышло достаточно просто, если не считать возни со сканированием документов. Благо потребовалось их не много, так как числюсь я, как ИП. Буду работать с ними и в дальнейшем.

Геннадий Борисович, Красноярск

В соответствии с Законом о контрактной системе в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта, в качестве обеспечения гарантийных обязательств предусмотрено применение банковской гарантии.

Сфера применения банковской гарантии не ограничивается нормами 44-ФЗ. Банковская гарантия применяется в налоговом законодательстве, в таможенной сфере, а также в законах о туристической деятельности.

В 44 федеральном законе у банковской гарантии особая роль – она выступает в качестве обеспечительной меры. Акцент банковской гарантии, применяемой в сфере закупок, построен на интересах бенефициара, то есть на интересах заказчика.

В соответствии с законом о банках и банковской деятельности банковская гарантия относится к банковским операциям. ЦБ РФ устанавливает для этих целей специальные нормативные акты и законы, гражданское законодательство регулирует выдачу банковской гарантии как сделку.

В Законе о контрактной системе понятие банковской гарантии используется в значении, указанном в ГК РФ.

В банковской гарантии сам банк именуется гарантом, заказчик именуется бенефициаром, участник закупки — принципалом. Данные определения берутся из Гражданского кодекса.

Учитывая, что в 44-ФЗ есть упоминание о банковской гарантии и определение независимой гарантии в Гражданском кодексе, в разработанном пакете поправок предусматривается переход от определения банковской гарантии к независимой. В законопроекте предусмотрены гарантии, которые будут выдаваться:

Требования к банкам, выдающим банковские гарантии

Заказчики принимают гарантии банков, отвечающих требованиям Правительства РФ (требования к размеру собственных средств (капитала) банка уровню кредитного рейтинга). Перечень таких банков формирует и размещает на своем сайте регулятор — Минфин РФ на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации.

Для того чтобы банковская гарантия соответствовала требованиям закона, необходимо понимать, какие требования и чем они установлены. Эти знания нужны участнику закупки, чтобы та банковская гарантия, которую он получит от банка, в дальнейшем была принята заказчиком.

В законе о контрактной системе в ст.45 установлено, что участники закупки в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов могут принимать банковские гарантии, которые были выданы банками, включенными в предусмотренный статьей 45 Перечень банков, отвечающих требованиям Правительства РФ.

Алгоритм получения банковской гарантии

Для оформления банковской гарантии участнику нужно определить банк, который будет выступать гарантом исполнения контракта по банковской гарантии. При этом указанный банк должен входить в перечень банков, которые вправе выдавать, размещенный на официальном сайте Министерства финансов России (ч.1 и ч.1.1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ)

С перечнем банков, которые могут выдавать банковские гарантии, можно ознакомиться на официальном сайте Минфина. Обратите внимание — необходимо зайти в последний вариант этого перечня, так как в течение года в данный перечень вносятся изменения.

После выбора подходящего банка необходимо уточнить условия выдачи банковской гарантии и перечень документов, которые необходимы для ее оформления:

  1. правоустанавливающие документы,
  2. финансовая отчетность,
  3. документы о закупке, для которой нужна банковская гарантия.

У каждого из банков могут быть отличия в списке предоставляемых документов для оформления банковской гарантии.

Примерный перечень документов, необходимых для рассмотрения банком вопроса о выдаче банковской гарантии

  1. Заявление о предоставлении банковской гарантии (по форме банка);
  2. Информация о лице, которому предоставляется банковская гарантия (как правило, в форме анкеты);
  3. Копии учредительных документов названного лица, выписка из ЕГРЮЛ, выданная не ранее чем за 30 дней до момента подачи заявления на получении банковской гарантии;
  4. Копии документов, подтверждающих полномочия руководителя и иных лиц, уполномоченных на осуществление действий от имени организации;
  5. Бухгалтерская отчетность за последние отчетные периоды (как правило, за год) и расшифровки к ней;
  6. Проект заключаемого контракта, № закупки;
  7. Иные документы на усмотрение банка.

Оформление банковской гарантии происходит непосредственно при обращении в банк, либо банки активно предлагают услуги по выдаче банковских гарантий через различные электронные сервисы. Банковские гарантии через электронные сервисы выдаются на небольшие суммы. Чем больше сумма банковской гарантии, тем больше будет запрошено документов, тем серьезней будет происходить проверка со стороны банка.

Проверка условий получения банковской гарантии

  1. Условие о безотзывности (ч.2. ст.45 Закона № 44-ФЗ).
  2. Сведения о сумме гарантии (п.1 ч.2 ст.45 Закона № 44-ФЗ).
  3. Перечень обязательств, исполнение которых обеспечивается гарантией (п.2 ч.2 ст.45 Закона № 44-ФЗ).
  4. Указание на обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% от суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки (п.3 ч.2 ст.45 Закона № 44-ФЗ).
  5. Условие, согласно которому обязательства банка по гарантии считаются исполненными с момента поступления денежных сумм на счет заказчика (п.4 ч.2 ст.45 Закона № 44-ФЗ).
  6. Срок действия банковской гарантии.
  7. Установленный Правительством РФ перечень документов, предоставляемых заказчиком банку.

Что содержит банковская гарантия

Необходимо проверить банковскую гарантию на условия, которые запрещено в нее включать – это требования о предоставлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

Бывают ситуации, когда заказчик указывает в документации о закупке, что в банковской гарантии должно быть условие на бесспорное списание.

Что означает бесспорное списание для участника закупки

Как правило, банк, выдавая банковскую гарантию с таким условием, проводит тщательную проверку — может запросить больше документов на стадии оформления банковской гарантии. Для своей подстраховки он может включить дополнительные условия. Такие дополнения могут обернуться для участника закупки проблемой.

Требования к банковской гарантии

  1. Банковская гарантия (БГ) оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа с учетом требований, установленных законодательством РФ (требовать бумажный оригинал заказчик не вправе).
  2. В БГ обязательно должно быть закреплено в том числе право заказчика представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по БГ, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта или в качестве обеспечения заявки.
  3. В реестр включаются БГ, которые выданы банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством РФ в соответствии с частью 1 статьи 45 ЗАкона № 44-ФЗ.
  4. Реестр в открытой части ЕИС не размещается. Работа ведется через Личный кабинет ЕИС.

Работа с банковской гарантией осуществляется через реестр банковских гарантий.

Порядок формирования информации и документов для ведения реестра банковской гарантии

Ведение реестра и размещение его в ЕИС осуществляет Федеральное казначейство.

Порядок формирования информации и документов для ведения реестра банковских гарантий установлен Приказом Минфина России № 126-н от 18.12.2013.

Участник закупки никакой информации в данный реестр не вносит, наполняет этот реестр банк и заказчики.

Реестр банковских гарантий

Реестр, размещенный в ЕИС, содержит следующую информацию:

  1. Наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, ИНН или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика.
  2. Наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом, ИНН или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера.
  3. Денежная сумма, указанная в банковской гарантии и подлежащая уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований Закона о контрактной системе.
  4. Срок действия банковской гарантии.
  5. Копия банковской гарантии за исключением той, информация о которой подлежит включению в закрытый реестр банковских гарантий в соответствии с частью 8.1 статьи 45.
  6. Иная информация и документы, перечень которых установлен Правительством РФ.

Основания для отказа в принятии банковской гарантии

Заказчик рассматривает поступившую БГ в срок, не более 3 рабочих дней.

В Законе о контрактной системе установлены основания для отказа от принятия заказчиком банковской гарантии:

  • отсутствие в реестре банковских гарантий;
  • отсутствие необходимой информации в банковской гарантии;
  • несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении, документации и проекте контракта при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Этапы осуществление проверки заказчиком

  1. Наличие банка в соответствующем Перечне*.
  2. Наличие в Реестре БГ (проверить в Личном кабинете).
  3. Срок действия БГ ≥ сроку:
    • подачи заявок + 2 месяца;
    • действия обязательств по контракту + 1 месяц.
  4. Соответствие содержания БГ требованиям действующего законодательства и подзаконным актам.

Также осуществляется проверка соответствия документов статье 45 и требованию Постановления №1005 и тем требованиям, которые установлены в документации о закупке.

Помимо установленных оснований для отказа принятия банковской гарантии в статье 45 Закона о контрактной системе, в Постановлении №1005 установлены дополнительные требования банковской гарантии, которые могут являться основанием для отказа:

  • условия, указанные как недопустимые для включения в БГ (например, требование о предоставлении заказчиком гаранту отчета об исполнении контракта);
  • техническое требование к оформлению БГ (отсутствие нумерации на всех листах банковских гарантий, которые должны быть прошиты, подписаны и скреплены печатью гаранта, в случае ее оформления в письменной форме на бумажном носителе на нескольких листах).

В случае отказа в приеме БГ заказчик информирует лицо, предоставившее гарантию, в письменной форме или в форме электронного документа с указанием причин.

В Приказе №126Н указываются причины отказа в банковской гарантии, а также код причины отказа.

Вся информация, которая размещена в реестре, должна быть доступна для заказчика, чтобы ее можно было скачать и в полной мере ознакомиться.

Персональная ответственность за формирование информации и документов, за их полноту и достоверность несет уполномоченное от имени банка и/или заказчика лицо, чьей подписью подписаны соответствующие сведения.

Закрытый реестр банковских гарантий формируется на основании Приказа Минфина России от 22.06.2020 № 118Н «О порядке формирования и направления информации, подлежащей включению в закрытый реестр банковских гарантий, направления Федеральным казначейством выписок и протоколов, а также формах предоставления указанной информации в целях формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий.

Практические ситуации в отношении банковских гарантий предоставляемых услуг участникам закупки в качестве обеспечительных мер

Банковская гарантия предоставляется в единственном числе по отношению к контракту. Если говорить об обеспечении исполнения контракта, то предоставить участник закупки должен всего одну банковскую гарантию. Если закупка составляет 1 миллион, то предоставить две банковских гарантии по 500 тысяч от разных банков участник не вправе.

Также нельзя представить одну банковскую гарантию на несколько контрактов.

На практике у участника закупки возникают вопросы, может ли он при отказе заказчика оперативно обратиться в банк, внести соответствующие изменения и заново предоставить банковскую гарантию. Законом о контрактной системе данная ситуация не урегулирована и обязанности у заказчика дважды рассматривать представленные документы нет. Заказчик вправе, если исполнитель не вышел за пределы срока, установленного в законе о предоставлении обеспечительных мер, рассмотреть повторную исправленную банковскую гарантию.

Если закупка проводится в электронной форме без ограничений для СМП и СОНКО, можно продлить срок подписания контракта за счет оформления протокола разногласий. Но при этом необходимо помнить, что должны быть такие разногласия. Обратите внимание — указание в протоколе разногласий на необходимость дополнительного времени для получения банковской гарантии будет неправомерным (Определение ВС РФ от 20.01.2020 №307-ЭС19-25951).

Если победитель не успевает получить банковскую гарантию

Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней. После этого у поставщика (подрядчика, исполнителя) есть еще три рабочих дня на размещение в ЕИС подписанного со своей стороны контракта. И снова 3 рабочих дня дается заказчику на подписание контракта со своей стороны. Таким образом, есть шанс немного увеличить срок подписания контракта законным способом без какого-либо риска попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Внесение в качестве обеспечения денежных средств с последующей заменой на банковскую гарантию в ходе исполнения контракта (ч.7 ст.96 Закона о контрактной системе) применимо, только если нет ограничений по ч.7.3 статьи 96 (отсутствие неуплаченной неустойки и ограничений по ПП РФ).

Если закупка проводилась для СМП и СОНКО, то есть в такой закупке может участвовать субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, то есть еще возможность не предоставлять обеспечение исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств и применять антидемпинговые меры.

Частью 8 статьи 96 эти моменты предусмотрены. В ней указаны, какие условия должен соблюдать участник закупки, чтобы его освободили от обеспечительных мер. К таким условиям относятся:

  • предоставление информации о своей добросовестности без учета правопреемства;
  • исполнение трех контрактов без неустоек в течение трех лет до даты подачи заявки, при этом сумма цен этих контрактов должна составлять не меньше максимальной цены контракта, которая указаны в извещении.

При закупках по 223-ФЗ заказчик может использовать в своем Положении о закупке терминологию и требования к содержанию банковской гарантии из норм 44-ФЗ и подзаконных НПА.

При этом заказчик не должен использовать инструменты, предусмотренные Законом о контрактной системе, для проверки БГ:

  • наличие ее в Реестре банковских гарантий;
  • наличие банка в Перечне банков, имеющих право выдавать банковские гарантии.

Также заказчик не должен устанавливать требование о предоставлении банковской гарантии, выданной конкретным банком.

Эксперты Астрал.Тендер знают все о банковской гарантии в закупках. Вы можете доверить подготовку и участие в тендере нашим специалистам, или получить знания, воспользовавшись курсами подготовки к торгам.

Банковская гарантия (БГ) – это эффективный защитный инструмент, минимизирующий риски, связанные с недобросовестностью контрагентов. Выдачу документа осуществляют кредитно-финансовые организации, которые гарантируют бенефициару (заказчику) выполнение принципалом (поставщиком ТРУ) возложенных на себя обязательств. Применение гарантий широко распространено в госзакупках по 44-ФЗ.

Что такое банковская гарантия по 44-ФЗ

Банковская гарантия по 44-ФЗ представляет собой документ, выпускаемый на бумажном носителе либо в электронном виде. Документ свидетельствует, что при наступлении гарантийного случая, банковское учреждение произведет выплату бенефициару заранее оговоренной суммы. Это позволит госзаказчику, пострадавшему от недобросовестного контрагента, покрыть убытки.

Документ выдается банком по инициативе физического или юридического лица, которое обращается в банковское учреждение с соответствующей просьбой. Все расходы, связанные с оформлением БГ, несет принципал.

Виды банковских гарантий

БГ можно разделить на отзывные и неотзывные. При осуществлении госзакупок по 44-ФЗ использование отзывных гарантий запрещено.

В торгах, проводимых по 44-ФЗ, используются 3 вида гарантийных документов:

  • БГ обеспечения заявки;
  • БГ выполнения контрактных обязательств;
  • БГ выполнения гарантийных обязательств.

Оформление документов происходит на разных этапах госзакупок. Величина гарантийной суммы зависит от вида БГ.

Банковская гарантия на обеспечение заявки 44 ФЗ

При проведении госзакупок существует риск, что субъект предпринимательской деятельности, ставший победителем торгов, откажется от подписания договора.

Поэтому, условием допуска юридического или физического лица к участию в торгах является обязательное предоставление обеспечения заявки в виде банковской гарантии.

Если представитель бизнеса, признанный победителем торгов, уклонится от заключения договора, банк перечислит госзаказчику гарантийную сумму, тем самым компенсировав убытки.

Банковская гарантия на исполнение контракта 44 ФЗ

Чтобы минимизировать риск потерь из-за действий недобросовестных исполнителей, 44-ФЗ предусматривает предоставление поставщиком ТРУ БГ обеспечения исполнения контракта.

Данный вид гарантии позволит госзаказчику покрыть убытки в случае, если исполнитель не выполнит должным образом возложенные на себя обязательства. Банк, выступающий гарантом, при наступлении гарантийного случая осуществляет выплату госзаказчику заранее оговоренной суммы.

Банковская гарантия 44фз на обеспечение гарантийных обязательств

В отличие от банковских гарантий обеспечения заявки и исполнения контракта, использование которых при проведении торгов в обязательном порядке предписано 44-ФЗ, необходимость предоставления исполнителем БГ на обеспечение гарантийных обязательств определяется на усмотрение госзаказчика.

Чаще всего данный документ требуется при закупке ТРУ, которые подразумевают наличие гарантийного срока и осуществление гарантийного обслуживания.

Условия банковской гарантии по 44 ФЗ: размер, срок действия

Размер и срок банковской гарантии по 44 ФЗ, используемой при проведении госзакупок, определяется исходя из вида документа. Перечень требований к БГ, предоставляемых поставщиком ТРУ, госзаказчик указывает в закупочной документации.

Банковская гарантия обеспечения заявки предполагает выплату суммы в размере от 0,5% до 5% НМЦК. Период действия БГ должен заканчиваться не менее чем через 2 месяца с последнего дня приема заявок от участников торгов. Заключение договора с банком проводится перед подачей компанией или индивидуальным предпринимателем заявки на участие в госзакупке.

Банковская гарантия исполнения контракта предусматривает гарантийную сумму в размере от 0,5% до 30% НМЦК. Также гарантийная сумма может равняться сумме авансового платежа, размер которого не может превышать 50% НМЦК.

Период действия БГ должен заканчиваться не раньше, чем через 30 дней с даты исполнения представителем бизнеса контрактных обязательств перед госзаказчиком. Заключение договора с банком о предоставлении гарантии должно быть осуществлено в течение 5 дней (календарных) с момента публикации госзаказчиком договора на ЭТС.

Банковская гарантия исполнения гарантийных обязательств допускает гарантийную сумму в размере не более 10% НМЦК. Договор БГ оформляется в период между заключением контракта с госзаказчиком и подписанием акта о приемке. Период действия документа зависит от вида поставляемых ТРУ.

Содержание банковской гарантии по 44-ФЗ

В тексте документа необходимо отразить следующую информацию:

  • размер гарантийной суммы, выплачиваемой банком бенефициару при невыполнении принципалом контрактных обязательств;
  • обязательства поставщика ТРУ;
  • срок действия;
  • список документации, предоставляемой бенефициаром при наступлении гарантийного случая;
  • положение, что выполнением кредитно-финансовой организацией обязательств по БГ считается зачисление денег на счет бенефициара;
  • положение о выплате банком неустойки бенефициару в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки при задержке перечисления гарантийной суммы;
  • положение о бесспорном списании с банка средств в случае невыплаты в пятидневный срок гарантийной суммы.

Порядок и сроки оформления банковской гарантии

Для получения БГ участвующие в госзакупках представители бизнеса направляют в банковское учреждение заявления о предоставлении гарантии, а также подают документацию, которая предусмотрена выбранным банковским продуктом.

Подача документов на бумажных носителях производится лично при посещении отделения банка, документы в электронном формате направляют в режиме онлайн. В пакет предоставляемых документов может быть включен макет БГ, разработанный клиентом.

Банк проверяет и анализирует полученные документы, а затем принимает решение предоставить БГ или отказать в выдаче. Если решение принято в пользу клиента, между принципалом и банком заключается договор.

При выдаче гарантий в крупных размерах может потребоваться залог и заключение договора обременения имущества. Также банковский продукт может содержать условие о необходимости открытия принципалом расчетного счета.

После того, как клиент выполнит все требования и оплатит услуги банка, кредитно-финансовая организация приступает к выпуску гарантии. Процедура оформления предусматривает обязательную регистрацию документа в ЕРБГ.

Банковские гарантии по 44 ФЗ на бумажных носителях выдаются клиенту лично во время посещения банка или доставляются почтовой службой. Электронные БГ клиент получает посредствам электронного документооборота.

Выдача беззалоговой БГ занимает 3-5 дней, если оформление производится в стандартном режиме, или 1 день, если документ оформляется по ускоренной процедуре. Оформление БГ на крупные суммы, предполагающих обременение имущества, длится дольше.

Банковская гарантия по 44 ФЗ: требования к банковским учреждениям

В соответствии с требованиями 44-ФЗ, предоставлять БГ имеют право лишь банковские учреждения, внесенные в список, созданный на основании ст. 74.1 НК РФ. Данный список составляется Минфином РФ и регулярно обновляется.

Банки, включаемые в список, должны обладать:

В настоящий момент действует перечень, утвержденный Минфином РФ 16.06.2021 года, который включает 191 банк.

Какие документы запросит банк

Список документов, которые обязано предоставить юридическое или физическое лицо для оформления БГ определяется каждым банком в индивидуальном порядке. Некоторые банки, стремясь привлечь больше клиентов, сокращают перечень необходимой документации до минимума.

Однако, следует понимать, что в банковском деле существует правило – чем меньше клиент предоставит сведений о себе, тем выше риск и, соответственно, процентная выше ставка.

Традиционно перечень бумаг, предоставляемых для получения банковской гарантии, включает:

  • заявку в форме анкеты;
  • копии паспортов должностных лиц и учредителей юридического лица/копию паспорта индивидуального предпринимателя;
  • бухгалтерскую и налоговую отчетность за требуемый период;
  • копию уставных документов со всеми изменениями и дополнениями;
  • копию свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • свидетельство о государственной регистрации (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
  • копии документов, подтверждающих легитимность исполнительного органа юридического лица;
  • прочие документы по усмотрению банка.

В случае, когда банковская гарантия выдается под залог высоколиквидного имущества, клиент обязан предоставить бумаги, характеризующие актив, а также документы, подтверждающие право собственности на предмет залога.

Если клиент не предоставит документ, требуемый банком, кредитно-финансовая организация может отказать в предоставлении БГ.

Как банки рассматривают заявки

Процедура рассмотрения заявок на выдачу БГ разными банковскими учреждениями может несколько разниться. Чаще всего банки выдают беззалоговые электронные гарантии, которые оформляют без личного визита клиента в отделение.

Индивидуальный предприниматель или компания предоставляют пакет документов, необходимых для выдачи БГ, по электронной почте или через личный кабинет на портале банка. Однако, некоторые кредитно-финансовые учреждения не работают с электронной документацией и требуют, чтобы клиент лично посетил отделение банка.

После поступления документов в банк, ответственные сотрудники анализируют финансовые показатели юридического или физического лица. Для этого данные из налоговой и бухгалтерской отчетности, а также сведения, полученные из других источников, вносят в специальную программу, которая автоматически определяет соответствие показателей клиента установленным требованиям.

Помимо этого, проводится проверка репутации клиента и связанных с ним лиц, кредитной истории, наличия закрытых госконтрактов и выполняются другие процедуры, предписанные регламентом. Если клиент соответствует всем требованиям, а причины, являющиеся непреодолимыми препятствиями для выдачи БГ отсутствуют, принимается решение об оформлении документа.

Когда клиенту нужна гарантия 44 ФЗ на крупную сумму, БГ выдается под залог высоколиквидных активов. Субъект предпринимательства должен предоставить подтверждение его права собственности на имущество, которое станет обеспечением гарантии.

Банк выполняет оценку стоимости залогового имущества. Если представленный клиентом актив отвечает критериям банковского учреждения, а его стоимость сопоставима с размером гарантийной суммы, заключается договор залога.

На заключительном этапе сотрудник банка должен удостовериться, что клиент выполнил все требования для получения БГ, например, открыл в банке расчетный счет. Если все условия выполнены, клиент и банк подписывают договор предоставления БГ, на основании которого выполняется оформление документа с последующей его регистрацией в ЕРБГ.

Почему банки отказывают в выдаче гарантий

Выдача БГ осуществляется банками на основании внутренних положений, содержащих критерии оценки клиентов и перечень требований. Разработка положений осуществляется каждым банком самостоятельно. Если обратившийся в банк представитель бизнеса не соответствует нормативным показателям, в выдаче БГ будет отказано.

Наиболее частыми причинами отказа в оформлении документа являются:

Банки относят выдачу БГ к кредитным операциям, поэтому тщательно проверяют платежеспособность принципалов. В процессе анализа учитывается репутация не только клиента, но и связанных с ним лиц. Признание банкротом, наличие уголовного дела и плохой кредитной истории у связанного лица может послужить поводом для отказа.

Почему госзаказчик может отказаться принять БГ

Госзаказчик может не принять БГ, если документ не отвечает нормам, которые установлены 44-ФЗ, а также содержатся в закупочной документации. Причиной отказа могут являться:

  • невнесение документа в ЕРБГ;
  • ошибки и неточности в тексте;
  • документ выдан банком, у которого отсутствует право предоставлять БГ по 44-ФЗ;
  • не указана вся информация, отображение которой в БГ регламентировано 44-ФЗ;
  • гарантийная сумма не соответствует размеру гарантии, заявленному в закупочной документации.

Крупные госзаказчики часто устанавливают перечень банков, гарантии которых они готовы принять. Обычно это ведущие банковские учреждения страны, которые отличаются высокой финансовой устойчивостью и не подвержены риску банкротства.

Читайте также: