Как похвалить компанию работодателя

Обновлено: 25.06.2024


Почти все организации и рабочие команды, с которыми мы имели удовольствие общаться, тщательно избегали открытых конфликтов. Обычное дело, не правда ли? В самом деле, трудно и страшно напрямую высказать коллеге (или услышать от него), что один из вас недоволен другим, обижен на него или вовсе не хочет иметь с ним дела. (По правде говоря, продуктивное и способствующее росту выражение конфликта — это высокое искусство, которое крайне редко встречается.) Но нас удивило, а именно: почти все организации и рабочие команды, с которыми мы имели дело, из рук вон плохо умели выражать искренние позитивные чувства, восхищение и признание.

Это действительно странно. Это катастрофически обедняет рабочую обстановку. [Как мы уже говорили], благоприятная для преобразующего обучения обстановка должна обеспечить редкое сочетание вызова и поддержки.

Ценность быть ценимым

Мы все лучше справляемся с работой, если постоянно чувствуем, что наша работа осмысленна и ценна, а наше присутствие важно для окружающих. В глубине души каждый, вероятно, знает, что делает нужное дело, но добрые слова коллег всегда очень ободряют. Мы же не в вакууме живем. Если мы верим, что наша работа что-то меняет в мире, то мы с большим тщанием будем выполнять ее.

Обычный режим: косвенное, неконкретизированное право придавать ценность другому человеку

Мы не так уж часто высказываем вслух оценку поведения, решения или намерений другого человека (особенно если речь не идет о рутинной оценке, выдаваемой начальником подчиненным). Когда подобное происходит, обычно мы говорим примерно следующее:

И я бы хотел особо отметить вклад Жаклин в общую нашу работу. Она сделала намного больше, чем предусматривают ее прямые обязанности, и заслуживает наших аплодисментов.

Вы отлично проявили себя вчера на встрече с клиентом, Энгюс. Даже не представляю, что бы мы без вас делали.

Спасибо, вы отлично поработали над этим проектом. Вы проявили массу терпения, гибкости и ума.

Тем не менее каждый из этих трех образцов обнаруживает один из трех основных способов лишать похвалу действенной силы. Лидерам, которые всерьез хотели бы использовать возможность быть лидерами также в сфере языка и увеличивать выбор доступных на работе языков, имеет смысл присмотреться, каким образом можно не только увеличить количество языков похвалы, но и развить мощный язык признания.

От косвенного, неспецифического, приписывающего атрибуты языка — к языку постоянного признания

Регулярное выражение искреннего признания ценности того, что делают сотрудники и коллеги, мы называем языком постоянного уважения. Постоянное признание имеет две составляющие: выражение признательности и выражение уважения. Присмотритесь к различиям в качестве и ритме этих двух мощных позитивных чувств. Выражая признательность другому человеку, мы даем ему понять: мы знаем цену тому, что от него получили. Мы чувствуем: нам было дано что-то такое (необязательно материальное), что мы рады иметь или видим пользу в обладании этим. Выражая восхищенное уважение, мы говорим уже не столько о полученной пользе, сколько о том, что мы временно вошли в сферу жизни другого человека. Мысленно мы переселились в его мир и получили там наставление, вдохновение или еще каким- то образом были восхищены действиями или решениями этого человека. Три характеристики способствуют более сильному воздействию языка постоянного признания.

Прямота

Первый элемент, придающий силу такого рода коммуникациям, — прямота. Выражение признательности или уважения направляется непосредственно тому человеку, который их заслуживает, а не возникает в разговоре о нем с другими.

Зачастую о человеке, которого хвалят, отзываются в третьем лице, как в приведенных выше примерах, и это ослабляет похвалу.

И вот что интересно: по причинам, которые мы вскоре обсудим, такая коммуникация окажет более сильное воздействие и на всех присутствующих. […]

Конкретность

И наоборот, если обычно в отмечают те качества, которые сам он считает врожденными или не зависящими от его контроля, и тут наконец он узнает, что начальник заметил силу его ума, эмоциональную чуткость или лидерские способности, такая коммуникация становится для него намного более ценной и оказывает куда большее влияние. Нужны точное указание, что именно оценило в нем начальство, чем вызвано восхищение босса.

В обоих случаях конкретизация помогает Ли-Бену понять, чем именно он значим в глазах говорящего. Другой вопрос, как он сам оценит такие причины для похвалы — это уже зависит от его личных ценностей.

Например, один гендиректор, с которым мы работали, обнаружил, что основную часть похвал он направляет на новые инициативы своих менеджеров. Это его удивило, он начал внимательнее исследовать свои коммуникации этого вида и убедился, что его редко впечатляет поддержание и развитие уже внедренных инициатив. Между тем умом он оценивал это как не менее значимый вклад. Однако его волновали и приводили в восторг только новые идеи. Увидев, насколько неравномерно он распределяет похвалу, этот руководитель был искренне огорчен.

© gradyreese / istockphoto.com

Неатрибутивность

Третий и последний элемент, придающий силу выражению признательности и уважения, состоит в том, что они направлены не на характеристику атрибутов и свойств получателя похвалы, а на передачу переживаний самого хвалящего: одним словом, речь о неатрибутивности.

Вот в чем мы тут видим проблему: слушатель, что вполне естественно, неизбежно сопоставляет ваши слова с тем, что он сам думает о себе. Вы хвалите Карлоса за щедрость, но он знает пределы своей щедрости, вы воздаете Элис хвалу за терпение, а знает, сколько ее терпения уходит лично на вас.

Когда мы выдаем людям характеристики, даже самые положительные, мы, пусть и ненамеренно, присваиваем себе право судить, каков наш собеседник и что он собой представляет.

Но те же причины, по которым рекомендуется избегать форм второго лица в критических высказываниях, побуждают воздержаться от таких форм и при передаче позитивного опыта. Любая характеристика, даже самая положительная, вызывает некую реакцию (не обязательно желание спорить и обороняться): на нас как-то воздействуют, и мы реагируем в ответ. А когда человек говорит о своем опыте и своих переживаниях, негативных или позитивных, собеседник получает информацию, но не чувствует давления. Помните, что основная цель преобразующего языка постоянного признания заключается именно в повышении качества передачи самой важной информации: собеседнику дают понять, как много зависит от его поступков.

Практикуя такую форму коммуникации — без характеристик и атрибутов, — мы неизбежно приходим к более искренней, реальной и не подражательной речи. Пока наши оценки и восхищение остаются атрибутивными, мы черпаем слова из списка позитивных эпитетов. Длительная практика такого рода позволяет набить руку, и похвала становится слишком умелой, слишком автоматической. Вспомните, в какой сфере процветает бойкий и не всегда искренний язык оценки-похвалы: это письменный язык рекомендаций. Мы беремся утверждать, что рекомендуемый таков и таков, у нас наготове целый словарь прилагательных и существительных, из которых мы строим зачастую преувеличенно-похвальные характеристики.

Язык постоянного признания совсем иной. Постоянное признание — это не похвала, не поглаживание, не позитивное определение человека с глазу на глаз или публично. Повторим еще раз: цель состоит в том, чтобы повысить качество передачи весьма важной информации: о том, как мы воспринимаем человека.

Алексей Тихонов изучил письма лидеров компаний.

Мировые лидеры не стесняются писать много и по разным поводам. Упомянутый Илон Маск с разной долей успеха дирижирует настроем сотрудников с помощью электронной почты и открытых обращений на сайтах своих компаний. А бывший генеральный директор PepsiСo Индра Нуйи отправляла более 400 писем в год родителям своих менеджеров.


Мария Зубарева, коммерческий директор Upmarket:

"Мотивация — одна из немногих функций, которую руководитель не может делегировать подчиненным. Часто слышу, что эйчаров просят или заставляют писать письма сотрудникам от лица руководителя. Этого делать нельзя. Если менеджер работает со своими сотрудниками, он делает это сам. Иначе к письму не будет никакого доверия."

С чего начать подготовку письма

Правильно составленные мотивирующие письма поднимают моральный дух. Но сам по себе текст плохо передает эмоции и энергетику. Чтобы письмо отозвалось в сердцах сотрудников, нужно подготовиться и узнать команду получше.

Определиться с целью

Мотивирующие письма пишутся только с конкретной целью. Например, объяснить, как изменится курс компании или кадровая политика, сплотить команду во время трудностей или замотивировать на особо важный проект. Цель поможет определиться и со структурой текста, и со смысловым наполнением.

Узнать целевую аудиторию

Сотрудники, стоящие противоположных сторонах карьерной лестницы, по-разному смотрят на свой вклад в общее дело. Так, отсылка к убыткам фаундера вряд ли замотивирует курьера, доход которого зависит от числа доставленных заказов. Ориентируйтесь на потребности аудитории. А если невозможно, используйте хитрости. Например, миллиардер Уоррен Баффет, составляя ежегодное послание для инвесторов, представляет, что пишет своим сестрам Дорис и Берти. Это помогает сделать текст простым и понятным для всех.

Спрогнозировать ожидаемое действие

Приемы, которые помогут сделать письмо мотивирующим

Сторителлинг

Человеческий мозг лучше всего хранит информацию в формате историй. Используйте сторителлинг, чтобы расположить к себе читателей.

Я проходил это в 2000 году, справились тогда — справимся и сейчас.

✔ У нас была такая же ситуация в 2000 году. Через полгода после открытия ушел первый клиент — он приносил почти половину дохода. Мой партнер не верил, что выплывем. Жена уговаривала закрыть компанию и работать по найму.

Я вижу, что кое-кто из вас расслабился и думает, что я не выгоню бездельников на мороз.

✔ Мы загнали себя в непростую ситуацию из-за нерешительности и устаревших убеждений. Пришло время измениться, и мы сделаем это вместе.

Искренность и эмоции

✔ Мы стали лучшей компанией в Электростали. Это просто невероятно! У меня до сих пор дрожат руки и разрывается телефон от поздравлений. Спасибо всем за эту новость, я очень горд за нашу команду!

Вместо имен — отделы

Обращение к отдельным людям неприятно выделит часть коллектива. Похвала может вызвать зависть других членов команды, публичная критика — ударить по мотивации адресата. Если требуется отразить личный вклад, пишите о подразделениях.

Валентин, я знаю, что ты это читаешь, — прими меры, или их приму я.

✔ Сейчас мы разбираемся в ситуации и проводим аудит наших процессов. Результаты доведу до руководителей подразделений на планерке.

Нет штампам и канцеляризму

Мотивационное письмо — такой же текст, как статья или книга. Канцелярит и сложные выражения делают его непонятным, и читать такое письмо — пытка.

В целях улучшения финансово-экономической ситуации компании и недопущения применения санкций прошу сотрудников увеличить производительность по текущим проектам.

Меньше аббревиатур и цифр

Они отвлекают внимание от слов и могут быть непонятны большинству сотрудников.

Результаты предыдущего месяца: П-У упал до −1,428 476 млн руб. Churn повысился до 10,79%. Как итог, ВП1 составил 45,141 млн руб.

Ольга Волобуева, руководитель корпоративного обучения Kokoc Group:

"В письме не должно быть много цифр: они усложняют чтение и делают текст непонятным для простых сотрудников. Числа всегда нужно упрощать, разбавлять примерами и фактами. Еще одна особенность статистики — ее всегда нужно проверять. В большой компании обязательно найдется человек, который обнаружит неточность и расскажет об этом, чем подорвет доверие ко всем последующим письмам."

Чего избегать в письме

Не стоит злоупотреблять повторяющейся риторикой — и кнут и пряник в больших количествах приедаются.

Еще одна грань, которую нельзя переходить, — провокационные или болезненные темы, вроде религии, политики, неравенства. Убеждения людей сильнее корпоративной солидарности, никому не понравится попытка навязать ценности. А если письмо окажется в сети, PR-менеджера ждет несколько бессонных ночей.


В корпоративном письме компания McKinsey призывала сотрудников не участвовать в протестах и не делиться политическими взглядами в соцсетях. Текст сразу попал в сеть и вызвал бурное обсуждение в СМИ.

Как измерять эффективность письма

Разговоры с амбассадорами и лидерами мнений. Если письма и контент вызвали недоумение, как правило, сотрудники обсудят это в курилках.

Мария Зубарева, коммерческий директор Upmarket:

"Самый классный эффект от письма — когда твои сотрудники сами подходят и говорят, что оно их вдохновило. Если между руководителем и менеджером открытые отношения, это не лесть, а объективная обратная связь. И такие слова драйвят самого менеджера, он понимает, что сделал что-то правильное и особенное."


Нас окружает интереснейший мир. Мы движемся в постоянном потоке общения: работа, близкие, друзья, отдых… Можно ли руководить происходящим вокруг? Как научиться влиять на людей и способствовать правильному, непринужденному общению, при котором о вас сложиться нужное мнение.

Во время продуктивного общения мы можем пробуждать в человеке определенные чувства интересы, менять его установки, намерения, представления и оценки.

С помощью предлагаемых техник можно формировать в людях положительные качества, положительные привычки, менять его образ жизни, помогать достигать результатов. Вы тоже в накладе не останетесь – Вы получите желаемое.

Все мы умеем делать комплименты. Я же расскажу, как их усилить и сделать наиболее эффективными. И как их использовать.

Прежде чем перейти к методам, которые повышают эффективность комплимента, надо отметить факторы, снижающие ее:

1) Использование слов (наверное, возможно и др.) передают сомнения в истинности сказанного, либо накладывают ограничения (сегодня или достаточно и т.п.).

2) Использование стандартных фраз или комплимент качеству, который все говорят данному

3) Вы сами не верите в то, что говорите!

Методы, усиливающие эффективность комплимента:


Прежде чем произнести комплимент нужно понять, КАК вы это будете делать, с какой интонацией, мимикой. Искренность – необходимое условие. Оттого, КАК произнесено, будет зависеть 70% успеха и 30% принесет правильная речевая конструкция.

1) Такой метод как детализация поможет построить нестандартный комплимент.

Достоверность и правдивость – важнейшие критерии любого комплимента. Большинство людей склонны новую информацию подвергать сомнению, поэтому похвала должна иметь доказательства.

2) Поможет повысить эффективность сравнение с авторитетным образом, представляющим в нашем социуме некий эталон на который нужно ровняться.

Всем приятно соответствовать эталону.

3) Очень хороший способ — обратить внимание на сильные качества собеседника, о которых не каждый ему говорит, и на его достижения. Например:

Судя по-вашему оптимизму, вам по плечу эта трудная задачей.

Ваша положительная энергия заряжает весь коллектив.

Ваша доброта располагает к доверию.

— Ты обзвонил 30 клиентов? Удивительная работоспособность для новичка, завтра это количество точно увеличится!

— Милый, я как девочка всегда радуюсь твоему умению делать подарки!

Пример: Ранимому человеку, в редкий момент демонстрации уверенности, важно услышать:

— Вас раздражает неаккуратность мужа, разбросанные вещи. Как можно корректировать ситуацию? Нужно заметить, в какой жизненной области это качество развито наиболее сильно. Возможно в сфере планирования и систематизации дел, в нарезании овощей или идеальном бритье. Задача заключается в том, чтобы акцентировать на нем внимание в его положительном проявлении, подкрепив похвалой. Чем чаще человек слышит о своей аккуратности, тем сильнее вероятность, что он будет переносить это свойство в другие области.

5) Важно подмечать качества, при помощи которых сделано достижение.

— Эту фирму смог создать именно такой идейный и харизматичный лидер, как ты.

6) Комплимент может строиться на снятие негативных эмоциональных состояний. Если вам известен комплекс человека, можно устранить его, умело используя следующие техники.

— Если человек стремится к признанию, например сотрудница на работе, руководитель всегда может мотивировать ее работоспособность фразами: ты нужна, — ты необходима, — куда я без тебя

7) Негативные качества всегда имеют обратную положительную сторону. Если вы хотите поменять полярность качества, необходимо акцентировать на нем внимание с помощью восхищения или похвалы. Но делать это в той ситуации, когда оно выступает не как минус, а как плюс.

— в нашей компании только Вы владеете такими новейшими технологиями управления персоналом.

Гипнотические фразы в Комплименте

Я знаю, ты волшебник!

— Я знаю, Вы у нас мудрец!

Сразу чувствуется, что вы обладаете, особым терпением!

Сразу чувствуется, что вы разбираетесь в экономической терминологии!

10) Использование своих чувств является очень сильной техникой. Такие фразы, как:

Мне приятно иметь дело с человеком, который наделен таким чувством юмора!

Очень интересно услышать Ваше авторитетное мнение!

Я завидую тому, как вы умело обращаетесь с сотрудниками.

Я завидую вашему вкусу.

Я всегда у вас учусь, вашей системности.

— Смотрю и завидую вашему стилю! Варианты: — умению хорошо готовить, — умело строить фразы.

Я завидую вашему умению говорить коротко и по сути.

Я впервые ощутил такую положительную энергию.

Я впервые сталкиваюсь с таким интересным и любознательным человеком.

— Я завидую вашему ребенку, что у него такая мать!

— Только у такой заботливой женщины могут быть такие развитые дети!

— Такому мужчине полагается подобный бриллиант;

— у вас прекрасный вкус на женщин.

— Судя по облику и успешности вашего мужа, сразу видно, что рядом с ним мудрая женщина!

— Ваша уверенная поза на фото характеризует вас как человека с явными лидерскими способностями.

— да, только настоящие спортсмены выбирают марки мячей такого класса.

— Вы – обладатель хорошего вкуса.

— ты настоящий гурман.

Выигрышные методы использования комплиментов в обыденных ситуациях.


1) Следующий метод радует тем, что эффективен в момент своего промаха. Он хорош для снятия ощущения собственной вины. От этого непродуктивного качества необходимо избавляться. Как? С помощью переключения внимания со своего проступка, на положительные свойства в обиженном человеке.

Пример: Мужчина проявил неосторожность, разглядывая другую женщину в присутствии своей супруги и на взгляд, полный претензий, тут же заметил:

Милая, твоя фигурка гораздо лучше.

— Какая ты у меня эффектная, я сравниваю и горжусь, что иду именно с тобой.

— Я знаю, ты у меня очень мудрая и знаешь, что я никуда от тебя не денусь.

2) Быстрое переключение внимания собеседника с одной темы на другую.

Пример: Женщина, в состоянии сильного эмоционального накала не владеет собой, выплескивая различные ругательства. В этот момент есть возможность прервать ее комплиментом, сбив с мысли и заставив реагировать на новую информацию.

Батюшки, как сияют твои глаза, когда ты злишься

Подобный способ можно применить и в споре с мужчиной, правильно направляя комплимент.

Мужчина может скептически отреагировать на комплимент о внешности, а если сделать попытку остановить спор, указав на его интеллектуальные особенности – примирение произойдет быстрее.

Ты, даже в состоянии гнева, можешь ясно систематизировать свои мысли, я завидую таким способностям.

Методы использования комплиментов в деловых ситуациях.

Переговоры. У всех участников есть продуманный сценарий, отходить от которого собеседник не намерен. При помощи комплимента можно переключить собеседника на другую волну, запустив положительные эмоции.

Читайте также: