Какие права чаще всего нарушаются в интернете

Обновлено: 05.05.2024

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Права потребителей при оказании интернет-услуг

Проблема защиты прав потребителей в отношениях, возникающих по поводу предоставления сетевых услуг возникла в наше время и затрагивает широкие слои населения.

Правоотношения между гражданами-абонентами услуг связи и операторами связи по поводу предоставления услуг доступа к информационным системам информационно- телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, регулируются Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 № 575 (далее – Правила оказания телематических услуг связи).

Для того чтобы стать пользователем, в первую очередь, необходимо заключить договор, на оказание услуг связи. После заключения договора между Вами и оператором связи возникают правоотношения, в результате которых Вы и оператор наделяетесь правами и обязанностями по отношению друг к другу.

Оператор связи (Интернет-провайдер) обязан доводить до потребителя необходимую для заключения и исполнения договора информацию, включающую в себя:

фирменное наименование оператора связи, перечень его филиалов, места их нахождения и режим работы;

реквизиты выданной провайдеру лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия) и лицензионные условия;

состав интернет-услуг, условия и порядок их оказания, в том числе используемые абонентские интерфейсы;

диапазон значений показателей качества обслуживания, обеспечиваемых сетью передачи данных, в пределах которого абонент вправе установить в договоре необходимые ему значения;

перечень и описание преимуществ и ограничений в оказании интернет -услуг;

тарифы на интернет -услуги;

порядок, форма и тарифные планы для оплаты интернет -услуг;

номера телефонов системы информационно-справочного обслуживания и унифицированный указатель информационной системы провайдера;

перечень услуг, технологически неразрывно связанных с Интернет услугами и направленных на повышение их потребительской ценности;

перечень мест, где абонент и пользователь могут в полном объеме ознакомиться с Правилами оказания телематических услуг связи.

перечень принимаемых на добровольной основе дополнительных обязательств провайдера перед абонентом и пользователем.

Потребитель вправе потребовать предоставления любой иной интересующей его дополнительной информации об оказываемых провайдером интернет -услугах.

Стоит отметить, что в законодательстве имеется перечень информационно-справочных услуг, которые предоставляются пользователям бесплатно и круглосуточно. Это информация об услугах, тарифах, зоне обслуживания, о состоянии лицевого счета абонента. Заявки о технических неисправностях со стороны пользователей должны также приниматься провайдером круглосуточно.

Если информация предоставлена ненадлежащим образом, потребитель вправе: если договор не заключен - потребовать ее надлежащего предоставления; если договор заключен - расторгнуть его и потребовать возмещения всех своих затрат, связанных с предоставлением неправильной информации.

Пользователи Интернет услугами иногда сталкиваются с такой проблемой: некоторые провайдеры самостоятельно устанавливают ограничения на посещение определенных сайтов, просмотр картинок или видеозаписей. При этом пользователей перед заключением договора об этом никто не предупредил. Достоверная информация об услуге должна быть сообщена потребителю до заключения договора, в том числе информация о существующих ограничениях. Если провайдер о них не предупредил, то несет соответствующую ответственность.

Провайдер должен обеспечить соответствие услуг обязательным нормам законодательства, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям. В договоре с абонентом должны быть указаны технические показатели, которые характеризуют качество интернет -услуг (например, его скорость), а также определен срок и порядок устранения неисправностей провайдером.

Оплата оказанных интернет- услуг может осуществляться по абонентской, повременной или комбинированной системе оплаты, по объему принятой, переданной, отправленной, и обработанной, хранимой информации либо по факту оказания единичной услуги.

С Вас не имеют право взять плату за услуги:

- которые должны оказываться бесплатно (о них говорилось выше);

- о платности которых Вас не предупредили;

- которые фактически не были оказаны.

Следует также помнить о том, что абонент и пользователь интернет -услугами имеют право обратиться к провайдеру с требованием возврата средств, внесенных ими в качестве авансового платежа, в том числе с использованием карты оплаты.

Провайдер в свою очередь обязан вернуть абоненту и пользователю неиспользованный остаток средств.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении провайдером обязательств по оказанию интернет- услуг абонент до обращения в суд предъявляет провайдеру претензию. К претензии прилагаются копия договора (в случае заключения договора в письменной форме), а также иные необходимые для рассмотрения претензии документы, в которых должны быть представлены доказательства неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - сведения о размере причиненного ущерба. О результатах рассмотрения претензии провайдер в письменной форме должен сообщить лицу, предъявившему претензию.

Читайте также: