Как подводятся итоги конкурса порядок выплаты вознаграждения

Обновлено: 02.07.2024

Для начала стоит выделить виды мероприятий, связанных с обещанием награды за выполнение участниками определенных действий:

  • публичное обещание награды;
  • публичный конкурс;
  • проведение игр и пари, лотерей, тотализаторов, иных игр государством или по его разрешению.

Эти типы различаются по механике проведения, правам и обязанностям сторон, юридическим последствиям и особенностям их рекламы. Например, организатором лотереи может быть только федеральный орган исполнительной власти, а рекламировать игру, основанную на риске, можно только в определенных местах или в определенное время.

При публичном обещании награды ее может получить любое лицо за совершение определенного действия, а при проведении публичного конкурса она уходит тому, кто лучше других выполнил задание или достиг других результатов в соответствии с условиями.

То есть от того, как именно ваше мероприятие описано в правилах проведения, зависит, какие юридические нормы его регулируют и какие последствия могут наступить. Я расскажу только о правилах проведения публичного конкурса в интернете — специальные нормы закреплены в главе 57 Гражданского кодекса РФ:

  • организатором конкурса может быть любое лицо;
  • для проведения конкурса не требуется его предварительной регистрации и разрешения государственного органа, как, например, в случае с лотереей.
  • самое важное — в открытом доступе опубликовать правила проведения конкурса и соблюсти их.

Характеристики публичного конкурса

Из статьи 1057 Гражданского кодекса следует, что конкурс — это публичное объявление о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов, которую должен получить тот, кто признан победителем конкурса в соответствии с условиями выполнения задания.

В практике встречаются, например, такие формулировки:

Всё это с формальной юридической точки зрения не дает квалифицировать такие конкурсы как недействительные.

Обязательная информация в правилах

Теперь рассмотрим, какие сведения должны содержать правила проведения конкурса, чтобы избежать признания его недействительным:

  • условия, предусматривающие существо задания;
  • критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений. Это делается для того, чтобы участники знали, каким требованиям должны соответствовать выполненные работы, и какова процедура подведения итогов конкурса, то есть где, когда, каким образом пройдет оценка результата работ;
  • место, срок и порядок их представления;
  • размер и форма награды, изменить которые можно лишь в течение первой половины срока, установленного для представления работ;
  • порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Хочу отдельно отметить особую важность качественного описания условий, перечисленных в первых двух пунктах данного списка. Нечеткое описание задания или критериев оценки результатов работ, а также их несоблюдение может привести к спорам с участниками.

Например, в фотоконкурсе, который проводили в Facebook представители компании Honda в России, один из проигравших участников в суде потребовал от организаторов возместить моральный ущерб и предоставить приз в связи с нарушением. По его мнению, организатор сделал победителем участника, фото которого формально не соответствовало требованиям к конкурсным работам, описанным в правилах.

Также рекомендуется предусмотреть следующие условия:

  • территория проведения конкурса и, в случае необходимости, возрастные ограничения для участников;
  • запрет на участие работников и представителей организатора, членов их семей и так далее;
  • согласие участников с условием о том, что в случае изменения или отмены конкурса организатором, последний не обязан возмещать расходы участникам конкурса, которые не закончили и не представили свою конкурсную работу, поскольку она заведомо не соответствует условиям. Такое условие поможет вам избежать установленной законом обязанности возместить расходы, понесенные участником, в связи с участием в конкурсе и его отменой;
  • если предметом конкурса является создание результата интеллектуальной деятельности, должны быть условия предоставления прав на него организатору, а также использования и выплаты вознаграждения автору;
  • право не возвращать участникам конкурса их работы. Иначе по закону их придется вернуть;
  • условие о праве организатора не выплачивать денежный эквивалент не денежной награды, а также не осуществлять ее замену. Это позволит избежать необоснованных требований финалистов заменить не денежный приз деньгами;
  • информация об организаторе;
  • согласие участников на обработку их персональных данных;

Авторские права

Очень важно уделять внимание соблюдению авторских прав на результаты конкурсных работ или объекты исключительных прав, которые используются при оформлении конкурса. Иски от авторов в связи с незаконным использованием их фотографий, иллюстраций или других объектов — одни из самых частых проблем при проведении конкурсов крупными брендами. И суды в таких делах часто становятся на сторону авторов.

Например, рекламное агентство, проводившее конкурс для одного из тройки мобильных операторов, использовало фото частного фотографа, чтобы оформить конкурс, не получив разрешение на использование. Юристы фотографа потребовали от агентства компенсацию в несколько десятков тысяч долларов, шантажируя компанию оглаской данного дела и испорченными отношениями с своим клиентом.

Дело дошло до суда, к которому привлекли не только виноватое агентство, но и оператора. Автор в итоге получил свою компенсацию, хотя и в существенно меньшем размере, чем требовал изначально, а сотрудникам агентства пришлось понервничать, объясняясь с клиентом. В итоге всё закончилось не так плохо, как могло бы, но времени и нервов, потраченных впустую, ушло не мало.

Мошенничество со стороны участников

Несмотря на все рекомендации, которые я отметил, всегда есть множество нюансов, поскольку каждый конкурс и его риски индивидуальны. Это зависит от субъектного состава, механики, призов, но самое важное я описал выше.

Реклама

Кроме указанного, при распространении информации о конкурсе организаторы должны обращать внимание на соблюдение требований рекламного законодательства.

В рекламе должны быть указаны:

  • сроки проведения конкурса;
  • источник информации об организаторе, о правилах проведения конкурса, включая сроки окончания приема заявок на участие, количество призов, сроки, место и порядок их получения. Если этой информации нет или если она неверна, организатор может понести гражданско-правовую и административную ответственность в виде штрафа до 500 тысяч рублей.

Налоги

Важно также знать и учитывать налоговые обязательства организатора и победителя конкурса.

  • Ставка налога в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в конкурсах, составляет 35%.
  • Налог уплачивается только в том случае, если стоимость выигрыша превышает 4 тысячи рублей.
  • Организатором конкурса должен удержать налог из выигрыша победителя в денежной форме и перечислить его в бюджет в порядке выполнения обязанностей налогового агента.
  • Если выигрыш получен не в денежной форме, и налоговый агент не может удержать налог, организатор конкурса обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли обязательства, письменно сообщить победителю и налоговому органу о сумме налога и невозможности его удержать. В этом случае победителю придется самостоятельно вычислить и уплатить сумму налога с дохода в виде стоимости полученного выигрыша. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме основных вышеперечисленных юридических требований есть правила у самих площадок, на которых проводятся конкурсы, с ними также следует ознакомиться. Вы же не хотите, чтобы ваш конкурс был неожиданно прерван, к примеру, владельцем социальной сети или магазина приложений.

1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

2. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

3. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

4. Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

5. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку статьями 447 - 449 настоящего Кодекса не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 1057 ГК РФ

Объявление публичного конкурса также является односторонней сделкой. Субъектами возникшего обязательства являются должник (лицо, публично объявившее о выплате награды по итогам конкурса) и кредиторы (лица, участвующие в конкурсе, и лицо, победившее в конкурсе). В отличие от публичного обещания награды рассматриваемое правоотношение характерно тем, что кредитором является не любой отозвавшийся, а победитель среди отозвавшихся - лучше других выполнивший задание организаторов.

По своей юридической природе конкурс представляет собой одностороннюю сделку, для которой характерно изъявление воли одной стороны. Объявление конкурса - односторонняя сделка, ибо для ее возникновения достаточно изъявления воли устроителя конкурса. Представление лицом выполненной согласно условиям конкурса работы - тоже односторонняя сделка, поскольку выражается желание лица участвовать в соревновании без предварительного согласования вопросов, относящихся к конкурсу.

Другой комментарий к Ст. 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Публичный конкурс - разновидность публичного обещания награды. При его объявлении лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение других результатов, должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с проведением конкурса признан лучшим исполнителем работы или достиг лучших результатов.

2. В отличие от публичного обещания награды публичный конкурс направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей и может быть обращен ко всем желающим (открытый конкурс) и к определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса (закрытый конкурс).

3. Объявление о конкурсе может иметь место в печати или иных средствах массовой информации. Это объявление, как и обещание награды, является односторонней сделкой или публичной офертой. В пользу последней говорит п. 4 ст. 1057 ГК, а именно то обстоятельство, что объявление о публичном конкурсе должно содержать условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы и иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, порядок и сроки выполнения результатов конкурса.

4. Поскольку конкурс - соревнование, которое определяет лучших из числа его участников, он предполагает наличие нескольких участников, которые принимают во внимание объявленные условия и представляют на конкурс работы - результаты авторского, исполнительского мастерства, спортивные достижения, научные труды и т.д.

5. Представление работ, достижений на конкурс является акцептом и моментом заключения договора (ст. 433 ГК РФ). Это условная сделка с отлагательным условием, поскольку обязанность выплаты награды наступает лишь для победителя.

Форма договора может быть любая. Чаще всего доказательством его заключения является письменное оформление представления результатов работы или иных достижений.

Существенное условие такого договора - его предмет: вышеназванные работы или достижения, критерии и порядок их оценки, размер и форма награды, порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Награда может быть выплачена не только в денежной форме. В качестве награды вручаются памятные знаки - золотые значки, скульптурки (театральные фестивали "Золотая маска", "Ника") и т.д.

Выдаче награды могут сопутствовать награждение различного рода грамотами, присуждение почетных званий лауреата или дипломанта конкурса. Однако это лишь меры морального поощрения, которые сами по себе конкурсной наградой не являются.

Субъектами договора могут быть любые физические и юридические лица. В качестве организатора конкурса могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления.

6. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, применяются положения о публичном конкурсе и соответственно статьи о заключении договора на торгах (ст. 447 - 449 ГК РФ).

Читайте также: