Как подвергались унижению некоторые граждане в средневековой европе

Обновлено: 07.07.2024

Известно, что про Средневековье сочинено множество мифов, не имеющих ничего общего с реальностью. Они не подтверждаются фактами, т.е. ни историки, ни археологи не могут найти им подтверждения, напротив, лишь опровержения — но это, к сожалению, не мешает им тиражироваться в СМИ с завидной регулярностью, не меняясь десятилетиями. И люди, не особо хорошо знакомые с исторической действительностью, принимают их за истину. Одним из таких мифов является “немытое средневековье”, когда наши европейские предки якобы намеренно брезговали гигиенических процедур и даже презирали их. Чтобы показать, что это не так, посмотрим на следующие факты.

Jul 15, 2018 · 10 min read

Изображения гигиенических процедур и реальность. Их в средневековом искусстве масса. Что человек видел — то и запечатлевал в художественных произведениях, в книжных миниатюрах и т.д. Давайте просто посмотрим.








Обратите внимание, что на этих изображениях не только общественные бани, но и процедура купания дома. При чем в банях купание происходит совместное — мужчины и женщины, не стесняясь, принимают ванны и даже пищу (но и не только). Это было нормой городской жизни довольно долго — Э.Фукс в своей “Истории нравов” пишет, что постановления, ограничивающие совместное разделение радостей гигиены стали появляться в XIV-м столетии — довольно поздно, почти на исходе Средневековья и переходе к эпохе Ренессанса. У Фукса мы также узнаем, что постановления о банях выходили с завидной регулярностью на протяжении последующих веков. А это говорит о чем? Правильно, о широком распространении этих учреждений. Он же пишет, что баня в общественном сознании мыслилась в первую очередь именно как полезная процедура для тела, а впоследствии стала важным общественным местом, где молодежь могла расслабиться и познакомиться (и речь не обязательно идет о каком-то разврате или оргиях, в банях могли уединиться и парочки). Впрочем, нельзя отрицать, что бани постепенно вырождались до уровня борделей — и по моему впечатлению, это начало происходить как-раз одновременно с распространением ограничений на них.

Что касается домашнего купания, то оно технологически мало отличалось от общественной бани — это был резервуар с горячей водой, человек пребывал в нем полусидя, а рядом стояли слуги и поливали, натирали и вытирали его тело. Учитывая довольно примитивную технологию, не требующую особых затрат, я не сомневаюсь, что в городах как минимум у знати и богатых горожан такие ванны были распространены повсеместно.

О популярности гигиенических процедур в банях и домашних ваннах говорит и представление о них, как полезных для здоровья, а также способных излечивать бесплодие (что для средневекового общества, консервативного в своем отношении к деторождению, было очень важно). Популярная в Средние века медицинская школа в Салерно в “Салернском кодексе здоровья” в качестве полезной и обязательной процедуры упоминает ванну:

Руки, проснувшись, омой
и глаза водою холодной,
В меру туда и сюда походи,
потянись, расправляя
Члены свои, причешись
и зубы почисти. Все это
Ум укрепляет и силу вливает
в прочие члены.
Ванну прими, а поев, походи
иль постой; охлажденья
Бойся. Источников гладь
и трава — глазам утешенье;
Утром на горы свой взор обрати,
а под вечер — на воды.

Вышеописанное может вызвать у читателя удивление, ведь обычно Средние века представляются временем очень строгих нравов. Но правда такова, что христианское европейское Средневековье было достаточно либерально в своем отношении к сексу и совместному времяпрепровождению женщин и мужчин. Разумеется, здесь не стоит смотреть на ситуацию с точки зрения нашего времени. В те далекие времена ценилась не только физическая сторона вопроса, но и сам процесс ухаживания, беседы и вообще времяпрепровождения.

Вы можете спросить — а как же большинство населения европейского средневековья — крестьяне? Ну, у крестьян все было куда проще — живя рядом с природой, крестьянин всегда мог быстро и бесплатно окунуться в реку или источник. Опять же, учитывая простоту процесса, я не думаю, что люди пренебрегали этой процедурой. Неприязнь к грязи на теле, полагаю, была тогда такой же, как и сегодня и обратное представление о наших предках может иметь, разве что, идейный атеист или социалист, для которого верность догме прогресса важнее исторических и биологических фактов.

Но самое интересное здесь то, что реалии Нового времени были перенесены на Средние века. Многие явления, которые произошли в Европе намного позже, приписываются Средним векам, которые так и хочется представить временем мракобесия и немытости. Как и в случае с гонениями на ведьм, которые осуществлялись в Новое время, так и в случае гигиены более широкое распространение антисанитарии с Нового времени перенесли на Средневековье. Ведь распространение бань стало меньшим именно тогда — но было вызвано не тягой к грязи, а ростом цен на дрова. Поскольку в Средние века бани были местом встречи всех классов, затем с распространением домашних ванн стали уделом только средних и низших классов — рост цен на топливо привел к меньшей их доступности людям с невысоким достатком. И я сейчас не фантазирую. Например Фернан Бродель тоже это отмечал в своей “Структуре повседневности” (точнее, я вслед за ним тоже это отмечаю):

В том, что касается мытья в бане и чистоплотности, Запад в XV-XVII вв. познал фантастических масштабов регресс. Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе — как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами,с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали “мыльнями” в полуподвалах; тут находились парильня и кадки — обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.

Впрочем деградацию банной культуры Бродель связывает с распространением сифилиса и деятельностью проповедников. Надо заметить, что последние показались весьма вовремя — действительно, распространение венерической заразы стало весьма широко, поэтому проповедники, разоблачая разврат в банях Нового времени, способствовали их уменьшению. Впрочем экономический аспект роста цен на топливо тоже нельзя сбрасывать со счетов.


Количество (распространение) бань. На самом деле, представить, сколько бань было в европейских городах, весьма сложно. В сети весьма распространены следующие цифры : в Париже 1300-го года 29 общественных бань (именно общественных, сюда не включены частные и домашние), в Нюрнберге в 1340-м году 9 бань, в Эрфурте 10 бань, в Вене 29, в Бреслау 12. Впрочем, это явно меньше, чем было на самом деле, так как не учитываются частные бани.

Куда интереснее здесь свидетельства современников. Например Вильгельма Тирского, который в “Истории деяний в заморских землях” подметил следующее:

«Во всех городах, состоящих под властью вышеупомянутого короля и его преемников, равно и их баронов, венециане имеют церковь, целую улицу, площадь или баню и пекарню в вечное и наследственное владение, свободное от податей и на праве королевской собственности. Но относительно площади в Иерусалиме они пользуются правом собственности настолько, насколько пользуется сам король. Если они пожелают в Акконе устроить пекарню, мельницу, баню, весы, четверики (modios) и ведра (buzas) для измерения вина, масла и меду в своем квартале (in vico suo), то да будет разрешено всем жителям города пользоваться тем свободно для печенья, молотья и мытья, как бы то было королевскою собственностью.

Как мы можем понять из этого свидетельства, баня была чем-то настолько естественным, что входила в обязательный “пакет” средневекового квартала. Разумеется, там была и церковь.

О широком распространении бань свидетельствуют и юридические документы. Так, Фуэро Сепульведы (Фуэро — буквально “права”, которыми наделен тот или иной город) упоминает бани несколько раз:

Т. 25. О владениях (De los heredamientos). Любая работа, которую всякий в своем земельном владении сделает, пусть будет прочна и постоянна, чтобы никто не мог ни помешать, ни запретить делать любую работу, ни [построить] печь для выпечки хлеба, ни дом, ни баню, ни мельницу, ни [посадить] огород, ни виноградник, ни что-либо подобное; и если случится, что кто-то вступит в тяжбу с хозяином владения и истец проиграет, пусть уплатит десять мараведи хозяину владения, и судье, и алькальдам, и истцу расходы вдвойне [после принесения] присяги своей и одного весино.

Т. [111]. О банях. Пусть мужчины идут сообща в баню во вторник, четверг и субботу. Женщины идут в понедельник и в среду. И евреи идут в пятницу и в воскресенье. Ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню. Слуги мужчин и женщин ничего не дают, а также дети [не дают]. Также, если мужчина войдет в баню или в одно из помещений бани в женский день, платит десять мараведи…

Аналогичный закон есть и в Фуэро Куэнки:

[21] О бане и ее штрафе. Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье…

Отдельно фуэро регламентирует ремесло банщика, видимо, ремесло весьма распространенное и важное (чтобы его отметить в правах отдельной статьей):

[24] О службе банщика. Владелец бани обеспечивает моющихся вещами, которые им будут необходимы, такими, как вода и другие вещи, которые связаны с баней; и если он не сделает это, пусть уплатит он пять солидов альмутасафу и заявителю; и тот, кто украдет тайно или открыто (furtare o robare) какую-либо из вещей, которые используются в бане, то отрезают ему уши; и если из вещей, которыми моются, что-либо украдет, то за вещь стоимостью в десять менкалей отрезают ему уши, и если свыше десяти менкалей, надлежит его сбросить.

Собственно, банщики даже был объединены в цеха, для чего, как вы понимаете, требовалась немалая их численность. Об этом читаем в “Регистре ремесел и торговли города Парижа”:

Каждый, кто хочет быть банщиком в городе Париже, может им быть свободно, лишь бы работал по обычаям и кутюмам цеха, установленным всем цехом, которые таковы: никто, мужчина или женщина , не выкрикивает и не заставляет выкрикивать свои бани до того, как наступит день, из-за бедствий, которые могут случиться с теми, кто поднимается при этом крике, чтобы идти в бани; …не должен устраивать из своих домов днем и ночью публичных домов и держать там ночью прокаженных мужчин или женщин, бродяг и других опасных людей; …не должны затапливать баню в воскресенье или в праздничные дни, когда весь город празднует.

Итак, видим, что бани были широко распространены — нам даже не нужно знать их численность, чтобы понять это. Бани и банщики встречаются в свидетельствах современников как распространенное явление, их деятельность, как и правила поведения в бане отражена в юридических документах. Более того, отдельно упоминается кража и убийство в банях (подробнее можете почитать эти статьи в приложенных ссылках, ибо боюсь перегрузить текст цитатами) — что тоже свидетельствует о широком их распространении.

Монахи и гигиена. Отдельно придется упомянуть в связи с средневековой гигиеной монахов. Долгое время пропаганда протестантов и атеистов представляла их средоточием зловония. Но настала пора покончить с этими заблуждениями (шучу). На самом деле, вряд ли я первый обратил ваше внимание на следующие факты, которые противоречат немытости монашества: монахи брились. В самом деле, монахи брили бороды, усы, даже голову. Для таких процедур контакт с водой требуется регулярный — каждый мужчина знает, что щетина отрастает очень быстро. И да, это была наверняка горячая вода, так как бритье холодной водой, мягко говоря, не совсем правильное решение.




Существует миф относительно гигиены эпохи Высокого и Позднего Средневековья. Стереотип укладывается в одну фразу: "Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси. " - далее следует пространное описание культуры русских бань.

Увы, это не более, чем миф.

Может быть у кого-то эти слова вызовут легкий разрыв шаблона, но среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого/французского феодала. А последние в большинстве не были грязнее. Возможно, для кого-то эти сведения являются откровением, но банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам описанным ниже, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV.

Давайте пройдется по общедоступным сведениям. Для начала - известные курортные зоны. Взглянем на герб Бадена (Baden bei Wien), дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году. Мужчина и женщина в купальной кадушке. Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден дает описание 30-ти роскошных бань. Для простолюдинов действовали два открытых бассейна


Даем слово Фернану Броделю ("Структуры повседневности: возможное и невозможное"):

- Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами,с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали "мыльнями" в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.

Вот типичная картинка XIV века - мы видим весьма роскошное заведение "для благородных":



Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте - 10, Вене - 29, Бреслау/Вроцлаве - 12. Рейнмар фон Беляу из "Башни Шутов" Сапковского вполне мог посещать одну из них.

Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы. Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно.



Но это, так сказать, "позднятина", а что же раньше? При самом что ни на есть "варварстве"? Вот Эйнгард, "Жизнеописание Карла Великого":

- Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек купались вместе.

Обычная частная ванна, 1356 год:

Про мыло. Существует две версии появления мыла в средневековой Европе. По одной, мыло производили с VIII века в Неаполе. По другой, его начали делать в Испании и на Ближнем Востоке из оливкового масла, щелока и ароматических масел арабские химики, (существует трактат Аль-Рази 981 г., где описывается способ получения мыла), и Европу с ним познакомили крестоносцы. Потом, как будто бы, около 1100 года появились производства мыла в Испании, Англии, Франции – из животного жира. Британская энциклопедия дает более поздние даты – около 1200 года. В 1371 некий Crescans Davin ( Sabonerius), завел производство мыла из оливкового масла в Марселе, и его часто упоминают, как первое европейское мыло. Оно то точно достигло большой известности и коммерческого успеха. В XVI веке в Европе торговали уже венецианским и кастильским мылом, да и многие стали заводить свое производство.

Выглядело мыло примерно так:


Картинка публичной бани во Франции от 1470 года:





А вот Ханс Бок, Общественные бани (Швейцария), 1597, холст, масло, Художественная галерея Базеля.



Вот современная реконструкция стандартной публичной "мыльни" XIV-XV веков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:



Отдельно заметим, что в "Имени Розы" Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни - отдельные ванны, разделенный занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.

Цитата из устава ордена Августинцев: "В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий."

А вот из "Валенсийского кодекса" XIII века: "Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани , пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить."

И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.

Паровая баня. XIV в. - Так что паровые сауны тоже были.



Прислужница в купальне - заметим, с веником. "Wenzelsbibel", ок.1400 г.



Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.

Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. "Малый ледниковый период" длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива - заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

Обратите внимание на резкий рост цен на дрова после 1550 года:


И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура была утрачена.

Вот такая история.




.
Культура европейцев в средние века


Разные эпохи ассоциируются с разными запахами. Средневековая европа, вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел.

Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья:«Улицы провоняли дерьмом, задние дворы воняли мочой, лестничные клетки воняли гниющим деревом и крысиным пометом, кухни – порченым углем и бараньим жиром; непроветриваемые комнаты воняли затхлой пылью, спальни – жирными простынями, сырыми пружинными матрасами и едким сладковатым запахом ночных горшков.

Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.


Европейские города утопали в нечистотах:


«Ночные горшки продолжали выливать в окна, как это было всегда – улицы представляли собой клоаки. Ванная комната была редчайшей роскошью. Блохи, вши и клопы кишели как в Лондоне, так и в Париже, как в жилищах богатых, так и в домах бедняков. (Ф. Бродель. Структуры повседневности. Т.1. – М., 1986. – С. 317 – 332.)


Антисанитария, болезни и голод – вот лицо средневековой Европы. Даже знать в Европе не всегда могла есть досыта, из десяти детей выживало хорошо если двое-трое, а при первых родах умирала треть женщин… Освещение – в лучшем случае восковые свечи, а обычно – масляные светильнички или лучина. Голодные, обезображенные оспой, проказой и, позже, сифилисом лица выглядывали из окон, затянутых бычьими пузырями…

Наиболее типичная европейская городская улица шириной в 7 – 8 метров (такова, например, ширина важной магистрали, которая ведет к собору Парижской Богоматери).


Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались исключительно ароматической пудрой.

Несколько раз упоминались просвещенные римляне, которые строили в варварской Европе акведуки и термы-бани. Куда же они подевались? Некоторые исследователи возводят вину на христианство. Ведь в одном лишь Риме насчитывалось более тысячи терм, но христиане, придя к власти, их все закрыли. Обычай мыться в бане пытались возродить крестоносцы, соприкоснувшиеся с этим обычаем на Востоке. Ветры Реформации развеяли эти попытки, как дым от костра тамплиеров.

Однако мылись и моются православные в бане, потому что не истребили в себе до конца язычества. В отличие от погрязшей в вони и нечистотах Европы, поспешившей сначала отринуть свои языческие корни, как Европа нынешняя, которая отрекается от истоков христианских. Во имя доведенной до абсурда косной Догмы (религиозной или политкорректной) легко сесть в лужу.

В низменностях и по течению рек были болота, простиравшиеся иногда на сотни миль и испускавшие свои ядовитые миазмы, которые распространяли лихорадки. В Париже и в Лондоне дома были деревянные, вымазанные глиной, крытые соломой или тростником. В них не было окон и, до изобретения лесопилен, в немногих домах существовали деревянные полы… Печных труб не было. В таких жилищах едва ли была какая защита от непогоды. О водосточных канавах не заботились: гниющие остатки и мусор просто выкидывались за дверь.

Опрятность была совершенно неизвестна: высокие сановники, как например, архиепископ Кентерберрийский, кишели насекомыми.

Пища состояла из грубых растительных продуктов, таких как горох или даже древесная кора. В некоторых местах поселяне не знали хлеба,

Гигиена европейцев в средние века

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века (то есть совсем недавно) вообще не существовало… Однако атмосферу отравляли не только экскременты. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары. Вонь распространялась на всю округу.

В позднем Средневековье люди научились перерабатывать мусор и экскременты. Мочу, например, собирали для обработки кожи и отбеливания ткани, а из костей животных делали муку. В старину художники ставили возле ферм бочки для мочи, на которой они замешивали краски То, что не подлежало переработке, оставалось валяться на улице.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.


.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли “Божьими жемчужинами” и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Позже для спасения от вони будет выход: люди начнут пользоваться духами. Взгляните на старинные гравюры: небольшие пристройки на внешних стенах замков и домов – это вовсе не сторожевые башенки для стрелков, а сортиры с отверстиями системы “очко”, только испражнения стекали не в отстойники или в выгребные ямы, а падали на зазевавшегося под стенами замка крестьянина. Подобные “ласточкины гнезда” можно увидеть в орденских замках в Прибалтике.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При “нужде” гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили “ночные вазы”, содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.Интересно, что и любовница Людовика ХIV, мадам де Монтеспан, тоже так делала?!


Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию – у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони – кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля.(До сих пор парки Версаля воняют мочой в теплый день.)

Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла …диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.



Средние века в Европе при поверхностном знакомстве производят впечатление максимально дикого и противоречивого времени. Кажется, тогда люди еще (или уже?) верили во всякую чушь и жили в грязи (причем недолго), над ними возвышались благороднейшие рыцари в сверкающих доспехах, а где-то севернее бесновались викинги в рогатых шлемах. Но стоит копнуть чуть глубже, чтобы понять — все это не более чем заблуждения, берущие начало из каких-нибудь сомнительных источников. Но если уж в наше врем фактчекинг далек от идеала, что говорить о том, что было раньше?

Люди в Средневековье не думали, что Земля плоская

Греческие астрономы еще в 6 веке до н. э. выдвинули теорию о шарообразности Земли. Этой теории следовали Платон и Аристотель; последний приводил неопровержимое доказательство: когда случается лунное затмение, тень от Земли круглая. В 240-м году до н. э. Эратосфен вычислил примерную окружность Земли.

В средневековой Европе шарообразность планеты не вызывала сомнений. Об этом упоминается даже в некоторых церковных текстах. Вычисления окружности Земли, составленные Эратосфеном, знал и использовал Колумб, правда, отверг их, посчитав, что Эратосфен преувеличивает. И удачно ошибся – если бы он был согласен с Эратосфеном, Колумб бы не решился на путешествие: слишком уж долго, по его мнению, было плыть.

Почему же многие до сих пор считают, что Колумбом, когда он отправился в 1492 году в свою экспедицию, руководило желание доказать, что Земля круглая?

Люди не умирали в 35-40 лет


Ещё один распространившийся в интернет-эпоху миф: средняя продолжительность жизни в Средние Века в Европе (да и в России) была около 35-40 лет. А дальше начинаются объяснения: дескать, медицина была такая плохая, а войн и болезней настолько много, что люди очень быстро старели и рано умирали. Классическая манипуляция статистикой: речь ведь идёт о средней продолжительности жизни. А на нее очень сильно влияет катастрофически высокая детская смертность. Сейчас, спустя сотни лет, мы можем говорить лишь о порядках чисел, но умирал примерно каждый второй или каждый третий ребенок (от 30% до 50%).

Поясов верности не было


Европейцы не были грязнулями


Почти везде вы встретите один и тот же набор фактов: об Изабелле Кастильской, которая мылась два раза за всю жизнь, гибели пап от дизентерии и чахотки, вечно вонючих рыцарях, и так далее. Выдернутые из разных контекстов и сведенные вместе, эти факты представляют апокалиптическую картину немытой и вонючей Европы.

Викинги не носили рогатых шлемов


Шлем из Гъермундбю. (Исторический музей Норвегии в Осло)

Кстати, викинги (и скандинавские народы в целом) были одними из самых чистоплотных в Средневековье — археологами обнаружены гребни для волос, зубочистки, инструменты для ухода за зубами, персональные умывальные приборы. А вот шлемов с рогами археологами не обнаружено — так откуда же они взялись на каждом втором современном изображении викингов?

Человек в шлеме с рогами, правда, изображен в узорах резьбы Осебергерской ладьи, найденной в 1904 году. Однако эта ладья была погребальной. Современные исследователи остановились на предположении, что рогатые шлемы использовались жрецами викингов в ритуальных целях. Но если они и существовали, то были очень редкими и до сих пор не обнаружены.

Орудие казни, представляющее собой полую фигуру женщины, якобы работало так: когда в ней закрывали осужденного, искусно установленные с внутренней стороны гвозди пронзали тело так, что жизненно важные органы оказывались невредимы, и казненный медленно и мучительно умирал от потери крови.

Рыцари не были образцами морали


Взятие Иерусалима крестоносцами

Читайте также: