Как подразделяются правовые принципы института государственной регистрации прав

Обновлено: 05.07.2024

Необходимость проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как обязательное требование к операциям, совершаемым с недвижимостью, впервые была предусмотрена в ст. 131 ГК РФ. Введение такой системы преследует несколько целей: придать открытость (прозрачность) правам на недвижимое имущество, а также информации об этих правах; ввести государственный контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом (переходом прав на него) и тем самым максимально защитить права и законные интересы граждан и юридических лиц; внести единообразие в процедуру регистрации прав на недвижимое имущество на всей территории РФ.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним носит публичный характер. Наличие государственной

регистрации создает презумпцию законности прав на недвижимое имущество для правообладателя. В подавляющем большинстве случаев государственная регистрация имеет по отношению к регистрируемому праву правообразующее (правоустанавливающее) значение. Это означает, что именно с государственной регистрацией закон связывает возникновение, изменение и прекращение прав на недвижимость. Только в отдельных случаях возникновение вещного права на недвижимое имущество связывается не с моментом государственной регистрации, а с моментом, прямо указанным в законе.

Так, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня ^открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (ст.

Таким образом, государственная регистрация решает задачу укрепления, упрочения прав на недвижимое имущество.

Основные принципы[178] осуществления регистрационной деятельности

могут быть разделены на общие, характерные для деятельности всех

правоприменительных органов, и специальные, присущие только гои Т

Принцип двойной регистрации[179].

Рассмотрим подробно некоторые из указанных принципов.

Принцип законности является основой построения и деятельности Росреестра. В качестве основных элементов законности можно выделить: Наличие законов, регулирующих соответствующие общественные отношения. Законодательство о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Закона о регистрации, других федеральных законов и нормативных актов РФ. Обеспечение прав граждан и законных интересов юридических лиц. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Соблюдение закона всеми участниками общественных отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Порядок ведения ЕГРП регулируется не только Законом о государственной регистрации и Правилами ведения ЕГРП, но и целым рядом иных нормативно-правовых актов. Ведение ЕГРП — это законно установленная юридическая процедура, направленная на защиту интересов правообладателя.

быть оспорено только в судебном порядке (п. 1 ст. 2 Закона о регистрации). Запись в ЕГРП свидетельствует о наличии субъективного права, существование которого не требует дополнительных доказательств. Даже при утрате собственником правоустанавливающих документов на недвижимость нет необходимости в их восстановлении, получении дубликатов нотариально удостоверенных договоров. Право не прекращается и не требует дополнительного подтверждения, пока в ЕГРП существует соответствующая запись. Для отечественного оборота недвижимости привычно увязывание существования права с наличием подлинников правоустанавливающих документов у правообладателя. В настоящее время наличие права должно подтверждаться выпиской из ЕГРП, а не подлинником или дубликатами документов, после составления которых может пройти и несколько лет. При этом не следует отождествлять запись в реестре со свидетельством о государственной регистрации права, которое утрачивает свою актуальность по существу на следующий день после выдачи. Наличие свидетельства только подтверждает проведенную регистрацию в соответствии с указанной в ней датой. Ответ, является ли собственником лицо, предъявившее свидетельство, можно найти только в ЕГРП[180].

Принцип единства. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним производится в субъектах Российской Федерации единственным органом (территориальным органом Федеральной регистрационной службы) по единой системе записей в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. Функции правового

контроля за деятельностью территориальных органов Федеральной регистрационной службы, обеспечение соблюдения правил ведения и хранения ЕГРП, разработка методических материалов по вопросам практики государственной регистрации возложены на центральный орган — Федеральную регистрационную службу, находящуюся в ведении Минюста России. Для обеспечения принципа единства системы государственной регистрации ЕГРП во всех субъектах Российской Федерации ведется на русском языке (п. 10 Правил ведения ЕГРП).

Принцип преемственности. Государственная регистрация, осуществленная до вступления в силу Закона о регистрации, признается юридически действительной, регистрация ранее возникших прав по общему правилу не является обязательной и проводится по желанию правообладателей. То есть собственник недвижимого имущества, оформивший свои права в соответствии с порядком, действовавшим до вступления в силу Закона о регистрации, обладает всеми правомочиями, соответствующими содержанию права собственности (пользование, владение и распоряжение).

Однако, если с объектом недвижимости совершается сделка, требующая государственной регистрации, или ранее возникшие права ограничиваются иным образом, то государственная регистрация сделки, ограничения права возможна только после регистрации права в ЕГРП. Таким образом, правоотношения, возникшие в связи с распоряжением недвижимостью, приобретенной до введения в действие Закона о регистрации, подпадают под его правовое регулирование.

Принцип двойной регистрации. Этот принцип заложен не только в содержании Закона о регистрации, но и в его названии — «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с

соответствии с принципом двойной регистрации при совершении подлежащей государственной регистрации сделки, например при купле-продаже квартиры, регистрации подлежит и договор, и переход права собственности к покупателю. При заключении договора об ипотеке государственной регистрации подлежат и договор, и обременение ипотекой; аналогичная ситуация и при ре

гистрации договора аренды. Этот принцип не является общим для всех сделок. Он применяется лишь к тем сделкам, для которых в дополнение к требованию о надлежащей форме установлено требование об обязательной государственной регистрации. Проведенная регистрация договора удостоверяется штампом с регистрационной надписью на договоре. Регистрацию права удостоверяет свидетельство о регистрации права или выписка из ЕГРП.


Определению государственной регистрации прав на недвижимость посвящена ст. 2 Закона о регистрации. Она определяет государственную регистрацию как «юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Однако данное определение отражает лишь один из аспектов понятия государственной регистрации – регистрация, как акт государственного органа. Вместе с тем анализ научных исследований как по гражданскому, так и по административному праву, свидетельствует о том, что в определении сущности государственной регистрации прав на недвижимое имущество среди ученых нет единства.

Так, государственная регистрация прав на недвижимое имущество рассматривается как ненормативный акт государственного органа, юридический факт в фактическом составе, влекущем возникновение, изменение или прекращение прав на объект недвижимости, комплексное средство государственного регулирования предпринимательской деятельности на рынке недвижимости [24].

Государственную регистрацию можно рассматривать в двух аспектах: как специфическую деятельность государства и как результат этой деятельности. При этом государственная регистрация как деятельность не всегда заканчивается государственной регистрацией в виде результата, поскольку результатом этой деятельности может быть отказ в государственной регистрации [57].

Рассмотрим сначала государственную регистрацию как деятельность. Любая деятельность определяется, прежде всего, ее целями и содержанием. Применительно к определению деятельности имеют значение только непосредственные цели, на которые эта деятельность в каждом случае непосредственно направлена. При этом нужно отметить, что государственная регистрация как деятельность может рассматриваться в узком и широком смысле. В широком смысле государственная регистрация прав на недвижимость может быть определена как одна из функций государства, осуществляемая его специальными органами в целях защиты имущественных прав участников гражданского оборота. К государственной регистрации в этом смысле относится не только деятельность регистрирующего органа по рассмотрению конкретных документов, но и деятельность государства по организации системы регистрации, установлению принципов ведения реестра, автоматизации регистрационных процессов, методов отражения и защиты информации, а также деятельности по предоставлению информации о государственной регистрации прав на недвижимость [64].

Такое определение позволяет раскрыть понятие государственной регистрации прав на недвижимость как формы государственной деятельности. Оно необходимо, поскольку за конкретными актами государственного органа всегда нужно видеть общую направленность всех этих актов, общие цели функционирования этой системы, созданной для осуществления данной деятельности.

Вместе с тем приведенное определение не раскрывает содержательную сторону государственной регистрации, не указывает, в чем именно состоит эта деятельность государства. И здесь необходимо обратиться к понятию регистрации в узком смысле, то есть рассмотреть, что же представляет собой деятельность регистрирующего органа в каждом конкретном случае. В этом смысле государственная регистрация прав представляет собой процесс рассмотрения заявления (требования) заинтересованного лица, адресованного государственному органу о внесении сведений о его праве на объект недвижимого имущества в установленные законом формы (государственный реестр). Этот процесс состоит из приема представленных заявителем документов, их правового анализа с точки зрения установления оснований для регистрации либо отказа в регистрации, принятия соответствующего решения, отражения этого решения в формах, установленных законом, и выдачи документов заявителю с уведомлением о принятом решении. Если определение государственной регистрации как формы деятельности позволяет установить общую направленность работы и задачи всех регистрирующих органов, то определение государственной регистрации в узком смысле подводит к пониманию непосредственной цели регистрирующего органа при рассмотрении каждого обращения. В негативном же аспекте эта цель может быть сформулирована как установление наличия или отсутствия оснований для отказа в регистрации. Итак, регистрация прав на недвижимость в узком смысле – это деятельность государства в лице его специальных органов, представляющая собой процесс рассмотрения заявлений (требований) заинтересованных лиц о внесении сведений об их правах на объекты недвижимого имущества в государственный реестр прав на недвижимость. Основным содержанием этого процесса является установление регистрирующим органом оснований для внесения в реестр требуемых сведений.

Государственная регистрация прав на недвижимость, как деятельность государственного органа, выполняет целый ряд задач, направленных на укрепление гражданских прав и обязанностей, в том числе осуществление публичного контроля, обеспечивающего публичную достоверность сведений подлежащих государственной регистрации.

Государственная регистрация выступает в качестве одной из форм применения права. Она состоит в принятии акта применения права как документально оформленного действия государственного органа [17].

В юридической литературе формы реализации права классифицируются по различным основаниям:

– по характеру правовых связей между субъектами права – в общих и конкретных правовых отношениях;

– по субъектному составу – индивидуальная и коллективная формы;

– по внешнему проявлению – активная и пассивная формы;

– по методу воздействия – добровольное и принудительное осуществление права;

– по правовому положению субъектов – гражданско-правовая и административно-правовая формы и т.д.

Давая оценку регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с учетом положений указанной классификации, отметим, что она реализуется в конкретных правовых отношениях в индивидуальной активной форме, осуществляется добровольно в административно-правовой форме. Результатом правоприменительной деятельности органа по регистрации прав является принятие решения о наличии или отсутствии оснований для внесения в Единый государственный реестр сведений о правах на конкретное недвижимое имущество, которые имеют обязательную силу предписания, в том числе и для правообладателя.

Следует отметить, что широкое определение регистрации имеет значение, прежде всего, для теории государственного управления. Право вряд ли нуждается в таком определении. Для правовых определений необходима более высокая степень конкретности как в определении целей, так и содержания деятельности. В этом плане нам более подходит узкое определение государственной регистрации. Если для регистрирующего органа регистрации – это процесс, с точки зрения заявителя – это, прежде всего, цель как субъективное представление о результате этого процесса. Эта цель может быть достигнута или не достигнута. В связи с этим перейдем ко второму аспекту – к государственной регистрации как одному из возможных результатов взаимодействия регистрирующего органа и заявителя [11].

Большинство исследователей выделяют два подхода к характеристике правовой природы акта применения права:

– как ненормативного акта государственного органа;

– как юридического факта в фактическом составе, влекущем возникновение, изменение или прекращение прав на объект недвижимости [36].

Главная функция государственной регистрации состоит в правоустановлении, когда регистрация является одним из элементов основания возникновения прав и обязанностей [34]. Таким образом, если качество юридического факта за государственной регистрацией признается всеми, то признание государственной регистрацией ненормативным актом является спорным.

Государственная регистрация – это юридический факт, с которым закон связывает определенные юридические последствия. Для того чтобы определить правовую природу этого факта, обратимся к принятой в теории права классификации юридических фактов. Разумеется, данный юридический факт является юридическим действием, а не событием. Это действие государственного органа, а действие любого органа всегда представляет собой акт. Акты делятся на нормативные и индивидуальные (ненормативные). Вполне очевидным представляется то, что регистрация права на объект недвижимости является индивидуальным (ненормативным) актом государственного органа. Данный вид юридических актов в науке административного права именуется индивидуальными правоприменительными актами органов государственного управления [44].

Следует отметить, что дискуссия о правовой природе акта государственной регистрации была привязана, в основном, к вопросу о порядке рассмотрения в суде дел о признании недействительной государственной регистрации прав на недвижимость и отказа в такой регистрации. Признание государственной регистрации и отказа в регистрации ненормативными актами регистрирующих органов с необходимостью влекло отнесение соответствующих дел к категории вытекающих из административных правоотношений и иных публичных правоотношений (ст. 29 АПК РФ) [97].

В то же время такой подход вполне обоснованно вызывал сомнения, так как, фактически, в таких делах исследуются, прежде всего, гражданско-правовые отношения, послужившие основанием для регистрации или основанием отказа. Однако, как представляется, для решения задачи обоснования передачи соответствующих дел из одной коллегии арбитражного суда в другую вряд ли стоило строить такую сложную и противоречивую концепцию.

Итак, государственная регистрация как юридический факт представляет собой ненормативный акт государственного регистрирующего органа.

Следующим важным признаком, определяющим юридический факт, являются те последствия, которые он влечет. Как мы увидим далее, в зависимости от основания возникновения права факт государственной регистрации может иметь различное значение. Факт государственной регистрации может быть конечным элементом юридического состава, приводящим к самому возникновению права Н. Кюршунова, отмечала, что юридический (фактический) состав влечет связываемые с ним законом правовые последствия с момента накопления всех его элементов – юридических фактов. Факт регистрации может быть необходимым для реализации уже возникшего права. Но независимо от правового значения факта регистрации, в каждом конкретном случае его сущность состоит в признании этого права государством и предоставлении этому праву той защиты со стороны государства, которая обеспечивается системой регистрации прав на недвижимость. Специфика различных оснований возникновения права состоит лишь в определении момента возникновения права. Однако возможность реализации любого права на недвижимость в полном объеме (и прежде всего, в отношении распоряжения) независимо от основания его возникновения появляется лишь с момента государственной регистрации этого права. Государство не может защищать права, о которых оно не знает. Единственным держателем информации о правах на недвижимость является система регистрирующих органов. Поэтому ключевым в определении государственной регистрации как акта государственного органа и общим для всех таких актов является то, что это акт признания государством регистрируемого права, обеспечивающий возможность реализации этого права его обладателем [42].

Мы определили государственную регистрацию с точки зрения вида и правового значения данного юридического факта. В то же время любое действие может быть определено с точки зрения его содержания. Возникает следующий вопрос: в чем же собственно состоит государственная регистрация как акт государственного органа?

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 26 мая 2011 г. № 10-П, утверждается, что государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов, она не затрагивает самого содержания гражданского права и не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность сторон [109].

На практике возникает вопрос о соотношении записи в реестре и документа, удостоверяющего факт государственной регистрации, выданного заявителю. Особенно остро этот вопрос встает тогда, когда выданный документ не соответствует данным реестра.

Следует отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 131 ГК РФ выдача заявителю документа, удостоверяющего факт государственной регистрации, вообще не является обязательным элементом процесса регистрации. Согласно этой норме регистрирующий орган обязан выдать такой документ только по ходатайству правообладателя. При отсутствии же такого ходатайства, по логике закона, действия регистрирующего органа могут ограничиться внесением записи в реестр. Статья 14 Закона о регистрации говорит о том, что проведенная государственная регистрация договоров и сделок удостоверяется путем совершения специальной регистрационной надписи, на документе, выражающем содержание сделки.

Нами рассмотрены различные подходы к определению государственной регистрации прав на недвижимость. Все они, по нашему мнению, имеют право на существование, поскольку раскрывают различные стороны одного явления. Вряд ли имеют перспективу попытки сформулировать общее определение государственной регистрации, которое соединило бы все признаки приведенных позиций. Однако, если теория допускает, а в ряде случаев даже требует существования нескольких разноплановых определений понятия, то в законе это недопустимо. С учетом приведенных выше соображений законодательное определение регистрации могло бы быть усовершенствовано.

Мы определили государственную регистрацию прав на недвижимость как ненормативный акт государственного регистрирующего органа, с которым закон связывает определенные правовые последствия. Вопрос о том, каковы эти последствия, и есть вопрос о правовом значении государственной регистрации.

Необходимо различать правовое значение регистрации:

– для заключения сделки;

– для действительности сделки;

– для возникновения права на основании сделки. Будучи тесно взаимосвязаны между собой, эти аспекты требуют, тем не менее, индивидуального подхода. Вполне очевидным является тот факт, что незаключенная или недействительная сделка не может привести к возникновению права, однако в ряде случаев без государственной регистрации заключенная и действительная сделка также не приводит к этому результату [82].

Для уяснения смысла этой нормы нужно определиться по двум вопросам:

– каков перечень случаев, когда отчуждение подлежит государственной регистрации?

Решение первого вопроса является далеко не однозначным. Отчуждение можно было бы определить как действие или процесс, в результате которого происходит смена собственника имущества.

Однако есть одно обстоятельство, с которым, возможно, связана двусмысленность нормы о моменте возникновения права собственности на вновь созданное имущество. Если право собственности на новый объект недвижимости возникает в момент регистрации такого права, то, очевидно, существует определенный промежуток времени между фактическим созданием объекта и возникновением права на него [21].

И в этот период объект как бы не имеет собственника. Учитывая обстоятельство, что с момента фактического создания объекта до регистрации права на него может пройти весьма значительный промежуток времени, данная ситуация не выгодна прежде всего государству, которое за этот период не будет получать налоги с данного имущества, поскольку плательщиком налога является собственник. Но все же вряд ли данное обстоятельство может служить основанием для определения специального момента возникновения права на вновь созданное недвижимое имущество. Данную проблему, по-нашему мнению, следует решать путем совершенствования налогового законодательства и системы государственной регистрации прав на недвижимость.

Итак, право собственности на вновь создаваемый объект недвижимости возникает с момента государственной регистрации этого права. Именно таким образом, по нашему мнению, следовало бы изменить формулировку ст. 219 ГК РФ.

Такое толкование закона вопреки его действительному содержанию вызвано рядом причин.

Во-первых, эта позиция была абсолютно верной до 1995 г., поскольку действовавшее в тот период законодательство не связывало возникновение прав членов кооператива с регистрацией.

Во-вторых, в связи с изменением ситуации в области финансирования кооперативного строительства стала крайне редкой ситуация, когда на момент создания объекта член кооператива полностью не рассчитался за объект, т.е. такое положение, когда завершенный строительством объект находится какое-либо время в собственности кооператива.

В-третьих, установление правила о возникновении права члена кооператива только с момента регистрации, вызвало бы весьма серьезные проблемы в определении механизма наследования таких объектов, поскольку в таком случае при отсутствии государственной регистрации объект мог бы быть включен в наследственную массу умершего члена кооператива только на основании судебного решения.

Особым случаем возникновения права собственности на недвижимое имущество является создание юридического лица с внесением недвижимости в его уставный капитал. Вполне очевидно, что здесь, как и в предыдущем случае, невозможно поставить момент возникновения права вновь создаваемого юридического лица в зависимость от регистрации этого права. Произвести эту регистрацию до регистрации самого юридического лица невозможно, так как нет еще самого субъекта. Считать же, что право на передаваемое имущество после регистрации юридического лица, но до регистрации права, по-прежнему принадлежит учредителю, привело бы к тому, что ряд юридических лиц на момент их создания были бы лишены имущества, что противоречило бы п. 1 ст. 48 ГК РФ, где наличие имущества названо одним из основных признаков юридического лица. Право собственности на недвижимое имущество, вносимое в уставный капитал ранее созданного юридического лица, возникает у этого юридического лица с момента регистрации права.

Особое место среди оснований возникновения вещных прав на недвижимость занимают судебные решения.

В соответствии с п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 г. № 132, основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации.

Регистратор не может давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, иначе оценивать обстоятельства дела и доказательства, на которых основан судебный акт.

Судебное решение, вступившее в законную силу, является достаточным основанием для регистрации права (даже если регистрируемое право возникло до вступления в силу Закона о регистрации). Представлять какие-либо иные правоустанавливающие документы на недвижимость не требуется. Вместе с тем в регистрирующий орган должны быть представлены: заявление; удостоверение личности; кадастровый паспорт; документ об оплате госпошлины [103].

Итак, мы рассмотрели значение регистрации прав на недвижимость применительно к различным основаниям возникновения прав. Теперь вернемся вновь к историческому аспекту. С учетом предшествующего анализа можно сделать однозначный вывод о том, что до введения в действие Закона о регистрации не во всех случаях права на недвижимое имущество возникали независимо от регистрации. Поэтому, прежде всего, в каждом случае необходимо определить, имеем ли мы дело с возникшим правом, или это право таковым не является.

Правоустанавливающие документы на квартиру

Эффективность системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество обусловлена действием таких основополагающих принципов, как принцип внесения (публичности) и принцип публичной достоверности (бесповоротности). Содержание этих принципов в законодательствах разных стран различается в деталях, что обусловлено правовыми традициями и социально-экономическими возможностями. Рассмотрим особенности указанных принципов в РФ и выясним, какие изменения целесообразно внести в наше законодательство.

Согласно принципу внесения (публичности) всякое вещное право на недвижимость возникает лишь при условии его регистрации . Указанное правило зафиксировано в ст. 8, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК). Но спецификой российского законодательства является требование о регистрации не только прав, но и сделок, на основании которых права возникают (ст. 164 ГК). Это правило не имеет аналогов в мире и справедливо критикуется .

Здесь, во-первых, требуется уточнение в части объекта: правоподтверждающая модель должна действовать только в отношении рукотворных (возведенных) объектов. Причина заключается в том, что создаваемым является и такое недвижимое имущество, как земельный участок, участок недр, помещение .

Вместе с тем такого вакуума не возникает в отношении земельных участков или участков недр: до регистрации права частного лица на них они принадлежат государству (п. 2 ст. 214 ГК). Что касается помещений, то они технически являются частью строения и право собственности на них может возникнуть только после их юридического создания (которое происходит путем внесения объекта в кадастр) и регистрации прав на них. До указанного момента законные интересы в отношении помещений защищаются правообладателем через право на здание.
———————————
См.: Швабауэр А.В. Государственная регистрация прав на недвижимость и признаки недвижимости // Закон. 2010. N 8. С. 137 — 148.

Во-вторых, в ст. 219 ГК необходимо указать лицо, которое становится собственником возведенного объекта. Функционирование принципа единства судьбы земельного участка и построенных на нем объектов обеспечило бы правило о возникновении права собственности на возведенный объект у собственника участка. Но сейчас чаще всего земельные участки передаются под застройку на праве аренды. Поэтому в качестве паллиатива можно предусмотреть возникновение права собственности на построенный объект у обладателя любого права на участок, допускающего его застройку .
———————————
С введением дополнительных вещных прав предоставление участков для строительства на праве аренды, вероятно, должно быть исключено. Позиция арендатора не обладает достаточной прочностью, которую дают вещные права и которая актуальна в строительстве.

В-третьих, стоит учитывать, что для возникновения права собственности на объект при строительстве должны быть соблюдены правила, исключающие квалификацию объекта как самовольного, ибо в отношении последнего право собственности может возникнуть только на основании судебного решения (ст. 222 ГК).

Введение правила о возникновении права собственности на возведенный объект с момента постройки поставит под вопрос существование малопривлекательной юридической теории недвижимости , обеспечит полноценную возможность охраны и вещно-правовой защиты объекта недвижимости. Сейчас непонятно, какое именно лицо может обращаться в суд в случае, например, физического захвата строения до регистрации прав на объект.

Права собственности на недвижимость до регистрации нет (ст. 219 ГК), права собственности на вещи, из которых объект построен, уже нет, ибо в результате переработки они прекратили свое существование. А раз нет права собственности, то невозможна не только защита права, но и защита титульного владения (ст. 305 ГК), поскольку титульное владение можно получить только от собственника.

Возникновение права собственности с момента возведения объекта обеспечит правообладателю возможность результативной вещно-правовой защиты. В приведенном случае он сможет подать иск об освобождении здания захватчиками, который можно квалифицировать как виндикационный.
———————————
О возникновении объекта недвижимости с момента регистрации прав на него.

Высказывалось мнение о том, что момент возникновения права собственности на построенный объект необходимо связать с датой подписания акта сдачи объекта в эксплуатацию (Е.А. Грызыхина) . Это решение является половинчатым, ибо не снимает проблемы правового вакуума до момента сдачи объекта в эксплуатацию.
———————————
Грызыхина Е.А. Приобретение права собственности на вновь возведенный объект недвижимости по законодательству РФ: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2004. С. 7.

Перейдем к рассмотрению принципа публичной достоверности (бесповоротности). Распространено мнение о том, что указанный принцип в России вообще не проведен . Такая позиция представляется некорректной.
———————————
Петров Е.Ю. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в гражданском обороте недвижимости: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 18; Богатырев Ф.О. Публичная достоверность реестра прав на недвижимость и признание добросовестного приобретателя собственником // Законодательство. 2004. N 4.; Бевзенко Р.С. Принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество: опыт построения системы // Вестник ВАС. 2006. N 12.

Посмотрим, как указанный принцип проявляется в различных законодательствах, прежде чем дать некое обобщение сути принципа.

В современной Германии принцип публичной достоверности (бесповоротности) заключается в возникновении права собственности на вещь, приобретенную добросовестным приобретателем у неуправомоченного отчуждателя в случае, если отчуждатель обладает внешними признаками права собственности — видимостью права (владение — для движимой вещи, регистрация права в поземельной книге — для недвижимой) .

Недобросовестным считается приобретатель, которому известно о неправильном содержании поземельной книги, если речь идет о недвижимости (§ 892 ГГУ), либо приобретатель, который знал или вследствие грубой неосторожности не знал о неуправомоченности отчуждателя, если речь идет о движимых вещах (§ 932(2) ГГУ). Поэтому собственник может, например, добиться исправления неправильной записи в поземельной книге по иску против третьего лица (приобретателя), знавшего о ничтожности соглашения, на основании которого собственником была отчуждена вещь.

Для движимых вещей действие бесповоротности ограничено даже против добросовестных приобретателей случаями утраты собственником вещи помимо его воли (§ 935 ГГУ).
———————————
Baur J.F., Sturner R. Sachenrecht. 17. Aufl. Munchen: Beck C.H. 1999. S. 31 — 33; Schapp, Schur. Sachenrecht. 4. Aufl. Munchen, 2010. S. 7.

Заметим, что немецкий законодатель не исключает бесповоротности в случаях безвозмездного приобретения имущества. Правильно ли, например, из этого делать вывод о том, что публичная достоверность всегда имеет место только там, где бесповоротны безвозмездно приобретенные права? Вряд ли. Это лишь сегодняшний германский вариант принципа публичной достоверности, который и на своей родине (за распространение на безвозмездные сделки) периодически подвергается критике .

Кроме того, не стоит забывать, что достаточно долго в Германии (по Прусским ипотечным законам от 5 мая 1872 г.) бесповоротны были лишь добросовестно и возмездно приобретаемые права .
———————————
Самойлов Е.Ю. Указ. соч. С. 74.
Лыкошин А. Об отыскании недвижимых имений из чужого владения. СПб. С. 16.

Книжный собственник по Акту Торренса не просто презюмируется, а действительно является в силу записи в книгу истинным управомоченным. Эта абсолютная publica fides провозглашается Актом Торренса не только в защиту третьего приобретателя, но и в пользу первого непосредственного приобретателя прав на недвижимость, не допуская принципиально оспаривание приобретения с чьей-либо стороны и по каким-либо материальным основаниям (исключая случаи подлога) .

Таким образом, в Австралии защищаются определенные случаи приобретения недвижимости недобросовестным в немецком понимании лицом (знающим о нарушениях закона, допущенных при внесении в реестр записи о праве отчуждателя).
———————————
Ельяшевич В.Б. Очерк развития форм поземельного оборота на Западе. СПб., 1907. С. 44 и сл.
Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула: Автограф, 2001. С. 198.
Базанов И.А. Происхождение современной ипотеки. Новейшие течения в вотчинном праве в связи с современным строем народного хозяйства. М.: Статут, 2004. С. 548.

Значит ли это, что в Австралии не существует принципа публичной достоверности? По-видимому, нет. Изложенное просто показывает, что Австралия и Германия используют свои вариации одного и того же принципа.

Поэтому любые ограничения возможности возвращения вещи собственником от лица, которое, приобретая вещь, по допущению закона основывалось на внешних признаках права, следует расценивать как проявление принципа публичной достоверности.
———————————
Никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам.

Но это правило допускает установление различных ограничений, не отменяющих принципа в целом. В своих рассуждениях об идеальных правилах оборота недвижимости большинство российских современников ориентируются преимущественно на действующее германское законодательство, это как раз и является причиной утверждений об отсутствии в РФ принципа публичной достоверности. Полагаем, точнее было бы умозаключение о том, что в России принцип публичной достоверности существует, однако имеет свою специфику. Как, кстати, и принцип внесения.
———————————
Лыкошин А. Указ. соч. С. 13.

Верно отмечает А. Лыкошин: в своей крайней форме принцип бесповоротности может привести к нестабильности оборота, поэтому практически везде он имеет те или иные ограничения .
———————————
Лыкошин А. Указ. соч. С. 17.

Мы не считаем существенным для нашего анализа спор о том, в какой момент у добросовестного приобретателя возникает право собственности на вещь: в момент окончания приобретения (например, при регистрации права — для недвижимости) или по истечении срока приобретательной давности .

Главное, что при добросовестном возмездном приобретении любых вещей, выбывших из сферы господства собственника по его воле, существуют ограничения виндикации, т.е. невозможность возврата вещей собственником, и обусловлена она именно тем, что приобретатель при совершении сделки добросовестно положился на признаки видимости права.

Да, текст ст. 302 ГК требует соответствующего толкования применительно к недвижимости, но сам по себе не обозначает отсутствия в РФ публичной достоверности. Можно лишь условно говорить о том, что в Германии действует принцип абсолютной публичной достоверности реестра, а в России — относительной . Но даже в Германии по сравнению с Австралией публичная достоверность реестра имеет относительный характер.
———————————
ГК прямо говорит о моментальном возникновении права собственности у добросовестного приобретателя только недвижимости (п. 2 ст. 223 ГК) — с момента регистрации права. Впрочем, п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 стоит на позиции моментального возникновения права собственности и для движимых вещей.
В таком контексте публичная достоверность в отношении движимых вещей и в Германии имеет относительный характер.

Характерно, что именно в связи с возможностью абсолютной виндикации А. Лыкошин говорил об отсутствии бесповоротности в дореволюционной России .
———————————
Лыкошин А. Указ. соч. С. 48 и сл.

Итак, принцип публичной достоверности (бесповоротности) отражен в российском законодательстве, но его ограничения несколько отличаются от тех, что установлены в других странах.

Но предложенный подход фактически сохраняет те ограничения бесповоротности, которые уже установлены в действующем законодательстве (пусть они и требуют уточняющих формулировок).
———————————
Богатырев Ф.О. Указ. соч.

Интересно заметить, что возможность виндикации недвижимости (под которой в данном случае подразумевается восстановление правильных записей в ЕГРП) при безвозмездном приобретении нередко поддерживается российскими правоведами .

Соответственно критика исследователей касается распространения на виндикацию недвижимости правил о выбытии вещи помимо воли собственника.

Вопрос поэтому заключается в том, насколько актуально устранение этих ограничений бесповоротности. Рассматриваемая проблема имеет политико-правовой окрас. Например, Е.Ю. Петров ратует за полную публичную достоверность ЕГРП для возмездного собственника . Таким образом, он считает справедливым сохранение одного из существующих ограничений бесповоротности.

Сложно согласиться с мнением Е.Ю. Самойлова о том, что подавляющее большинство недостоверных записей в реестре появляется по причинам, не зависящим от воли собственника . Автор приводит лишь два примера такого выбытия: подделка документов и обращение взыскания на имущество в порядке исполнительного производства. При этом второй критерий является неточным, поскольку при реализации имущества уполномоченными органами они выступают продавцами имущества, их воля в силу закона заменяет волю собственника ; в случае правомерности реализации о выбытии помимо воли собственника говорить не следует. Все же случаи недостоверности записей в реестре часто возникают именно по воле собственника (при совершении недействительных сделок).
———————————
Петров Е.Ю. Указ. соч. С. 18; Лыкошин А. Указ. соч. С. 16.
Петров Е.Ю. К вопросу о публичной достоверности государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Статут, 2001. С. 231.
Самойлов Е.Ю. Указ. соч. С. 95.
Новоселова Л.А. Основания и последствия признания недействительными публичных торгов // Недействительность в гражданском праве: проблемы, тенденции, практика. Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2006. С. 330.

Действие принципа абсолютной бесповоротности в Германии обеспечивается комплексом мер. Договоры об отчуждении недвижимости подлежат нотариальному оформлению (§ 311b ГГУ); в такой же форме (либо в компетентном органе) по предъявлении обязательственного договора заключается вещное соглашение (§ 925, 925a ГГУ); имеется возможность внесения в поземельную книгу возражения против существующей записи, исключающего добросовестность приобретателя (§ 892 ГГУ), и т.п.

Компенсация касается жилых помещений и ограничена суммой в 1 млн. руб. (п. 2 ст. 31.1), т.е. является полумерой. Однако даже расширение действия указанной нормы за счет любой недвижимости и снятия предела возмещения не решит проблему, а возможно, и усугубит ее. Наличие некоего страхового фонда (подобного австралийскому) для пострадавших на рынке недвижимости никогда в истории не относилось к обязательным признакам публичной достоверности реестра.

Сформировать такой фонд лишь за счет взносов за регистрационные процедуры вряд ли возможно. К тому же понятно, что со стороны государства процедура выдачи компенсаций из фонда будет обставлена невероятным количеством сложностей (вне зависимости от буквы закона) .

Возложение на правообладателя обязанности регулярно отслеживать содержание ЕГРП будет для него необоснованной нагрузкой. К тому же очевидно, что даже за время получения выписки из ЕГРП в реестре могут произойти не обусловленные волей правообладателя изменения.
———————————
Baur J.F., Sturner R. Op. cit. S. 33.

Единственным способом восстановления утраченных помимо воли собственника прав на недвижимость является для него оспаривание записей в ЕГРП. Иное решение сейчас будет способствовать росту преступности в сфере оборота недвижимости.

Случаи изменения Реестра помимо воли собственника при введении мер, направленных на обеспечение точности реестра, станут исключениями, но от этого они, вероятно, и требуют исключительной защиты, ибо являются грубейшим нарушением прав собственника. Любые изменения закона должны отвечать потребностям жизни, иначе благие намерения могут привести к дестабилизации оборота.

Недвижимость стала полноценным объектом гражданского оборота сравнительно недавно.

Понятие государственной регистрации недвижимости

Раньше существовала целая индустрия недобросовестных действий, связанная с отъемом жилья. Даже после принятия ГК РФ, регистрацию осуществляло бюро технической инвентаризации. Однако проблемы лишь накапливались порядок необходимых действий не был единым. Такое положение дел не позволяло оставить регистрационные функции в бюро. Эти проблемы привели к необходимости создать специальный федеральный орган, осуществляющий процедуру регистрации недвижимости.

Благодаря этому, в сфере оборота такого имущества был наведен порядок и каждый объект встает на учет.

Легальное понятие государственной регистрации недвижимости содержит ст. 2 ФЗ. Под ней следует подразумевать юридический акт, заключающийся в признании и подтверждении государством возникновения, ограничения или обременения, перехода, а также прекращения прав на недвижимое имущество, в соответствии с ГК РФ, являющееся единственным доказательством, подтверждающим существование такого права.

Такое понятие позволяет установить основные особенности, которыми характеризуется этот процесс.

Особенности государственной регистрации недвижимости

Можно выделить следующие особенности:

  • государственная регистрация прав на недвижимость – это юридический акт. Его понятие содержится в теории гражданского права. Под ними подразумеваются действия, направленные на достижение результата. В данном случае, речь идет о результативном акте, поскольку вся деятельность, которую ведет федеральный орган, осуществляющий ее, направлена на фиксацию новых сведений в ЕГРП либо отказ в ней. Отмена возможна только в судебном порядке;
  • одним из результатов процесса становится признание права собственности либо обременения государством. Это означает, что все органы государственной власти РФ должны принимать и уважать права лица на тот или иной недвижимый объект или доли;
  • другим результатом выступает подтверждение факта наличия права на объект для 3-х лиц. Согласно этому положению, наличие подтверждения, которое дал федеральный орган, осуществляющий регистрацию, служит основанием для принятия и уважение прав лица на отдельно взятые объекты или доли;
  • понятие предусматривает эксклюзивность подтверждения прав на недвижимость со стороны государства. Юридическое значение имеет только такая процедура, которая обязательна для всех. Никто другой не вправе дублировать функции, которыми обладает федеральный орган, осуществляющий регистрацию прав и вносящий сведения в ЕГРП.

Принципы государственной регистрации прав на недвижимость

Основные правила, служащие базой для всей деятельности, связанной с регистрацией недвижимости, предусмотрены в главе 1 ФЗ и в ст. 131 ГК РФ. В них отсутствует конкретный перечень, содержащий наиболее важные требования.

Действующий порядок строится на следующем:

  • единство государственного реестра прав (ст. 2 ФЗ). Требования предусматривают создание одной базы данных. Это упрощает техническое сопровождение и учет. Кроме того, ответственная служба создает алгоритмы, необходимые для предотвращения дублирования записей. Это имеет большое значение, поскольку позволяет получить точные данные, вне зависимости от региона, в котором подается запрос;
  • обязательность регистрации (ст. 4 ФЗ). Все объекты, доли и права, связанные с недвижимостью, должны быть отражены в реестре. Исключение составляют лишь те случаи, когда права возникли до того, как стал действовать закон. Их могут подтверждать документы БТИ, а также нотариальные договоры купли-продажи;
  • сведения в ЕГРП носят открытый характер (ст. 7 ФЗ). Это означает, что доступны любому желающему. Лицо может получить сведения путем направления соответствующего запроса в федеральный орган власти, ответственный за процедуру.

Цели и задачи регистрации недвижимости

Выделяются следующие цели, которые преследует государственная регистрация сделок с недвижимостью:

  • защита прав обладателей недвижимости и лиц, за которыми закреплены обременения. Участники правоотношений получают услуги модератора, меняющего статус собственности на объекты, доли в правах и выполняющего другие действия на основании представленных документов. Если участники сделки нарушают их, то последует отказ в регистрации;
  • цели обеспечения прозрачного гражданского оборота. Доступность информации позволяет участникам сделок не опасаться неожиданных обстоятельств. Та или другая сторона, после изучения документов, самостоятельно сможет выявить обстоятельства, влекущие отказ в регистрации;
  • гласность и достоверность, которые составляют сведения о правах. Требования о предоставлении информации должны удовлетворяться;
  • фискальные цели, заключающиеся в возможности контроля за тем, какой доход извлекают участники сделок. У налогового органа не существует проблемы зафиксировать получение прибыли при продаже, поскольку за Росреестром закреплена обязанность направления такой информации;
  • цели предотвращения и профилактики действий, при которых нарушается закон;

Процедура, позволяющая осуществить учет и зарегистрировать права на недвижимость, имеет большое значение. С ее помощью удалось минимизировать проблемы недобросовестных участников этого рынка.

Она решает и другие задачи. При ее создании получилось преодолеть дополнительные проблемы. Одной из них были документы на незавершенное строительство. Долгие годы такие объекты пребывали в статусе правовой неопределенности. Действовавший закон не позволял считать их оборотоспособными. Теперь собственник может получить документы, подтверждающие права.

Какие права и сделки подлежат государственной регистрации

Основные виды прав, которые подлежат регистрации, перечисляет закон в ст. 4. Перечень включает в себя следующее:

  • право собственности, а также другие вещные права на недвижимость, сделки с ней. В перечень входят земельные участки, участки недр, здания и сооружения. Кроме того, в соответствии с этой нормой требуется регистрировать предприятие как имущественный комплекс, а также единый недвижимый комплекс, помещение, доли в правах собственности;
  • ограничения и обременения, связанные с объектами. В этот перечень включается ипотека, доверительное управление, безвозмездное пользование в отношении объектов исторического наследия и культуры, сервитут, а также аренда и найм. В последнем случае основания для регистрации касаются договоров, заключенных на год и более.

Приравненные к недвижимости транспортные средства подлежат постановке на учет, согласно отдельным актам.

Для того, чтобы зарегистрировать право на недвижимость или его переход, необходимо собрать документацию. Если собственник или другое заинтересованное лицо не обладает необходимым опытом, лучше использовать сопровождение юриста, оказывающего такие услуги и вовлеченного в особенности.

Желательно привлечь не знакомого специалиста, осуществляющего другую деятельность, а именно работающего в этой сфере. Услуги, предусматривающие сопровождение, окупятся, поскольку сэкономят значительное количество времени и ресурсов.

Если квартира находится в собственности давно, то высока вероятность ее постановки на кадастровый учет. Поэтому придется использовать услуги, предусматривающие такое сопровождение. Это также можно поручить юристу, поскольку он наверняка обладает связями и сможет получить необходимые бумаги быстрее. Итогом работы специалиста станет составление кадастрового паспорта, необходимого для совершения сделок.

Необходимые документы для регистрации прав на недвижимость

Для проведения нужных действий потребуются следующие документы:

  • паспорта сторон сделки;
  • договор купли-продажи или иное соглашение (в 3-х экземплярах);
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • кадастровый паспорт.
  • письменные доказательства, свидетельствующие о передаче платы.

Дополнительные требования зависят от особенности состава собственников и могут включать согласие органа опеки и попечительства, если доли или объект целиком принадлежат несовершеннолетним детям продавца, нотариальное согласие другого супруга, если речь идет о продаже общей совместной собственности. Также может понадобиться и согласие лиц, которым принадлежат другие доли в праве собственности, либо доказательства соблюдения необходимого порядка уведомления о продаже.

Заявление о проведении регистрации оформит Росреестр или центр.

Результаты процедуры регистрации прав на недвижимость

Сроки проведения государственной регистрации составляют 10 рабочих дней с момента подачи документов в Росреестр или через центр. Она производится регистатором.

Также не стоит требовать выдачи свидетельства, поскольку это не предусматривает действующий закон.

Если получен отказ, требуется изучить его мотивировку, основания должны соответствовать ст. 20 закона, предусматривающие перечень причин, если нарушены определенные требования. При этом, заявителю предоставлено право обжалования, которое предусматривают процессуальные особенности. Отказ может быть отменен судом.

Документы следует получать там же, где они были сданы (Росреестр или центр).

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

наследование квартиры и регистрация

Здравствуйте! В 2012 году после смерти матери получила право на наследство в виде 1/4 квартиры. В собственность долю не оформляла, так как в квартире проживает 85-летний отец. Существуют ли какие-то сроки и обязательства регистрировать право на собственность, если я живу за границей и в будущем хотела бы свою долю продать брату, который также является наследником 1/4 доли в квартире и который уже оформил право собственности на свою долю. Спасибо.

Нет, у свидетельства о праве на наследство нет срок действия. Но если собираетесь подарить его, то перед этим необходимо будет зарегистрировать право собственности н свою долю.

В какие сроки нужно зарегистрировать недвижимость после получения права на наследство?

Обращаться со своим сведетельством о праве на наследство в росреестр за регистрацией права собственности.

4. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия , а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Как узаконить дом после реконструкции

Подскажите какие нужно собрать документы на узаконение дома после реконструкции, без посредников если это не будет связано с судом как многие пугают.Сам владелец дома физически не может это сделать ,но есть доверенность на все действия во всех организациях. Какую пошлину нужно оплатить инвалиду2 группы ?

Закон дает четкое определение самовольной постройки в ст. 222 ГК РФ. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

ХХХ обратился в суд с иском к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании права собственности на дом. В обоснование заявленных требований представитель истца указал, что ХХХ Е.И. принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г.Красногорск, мкр.Опалиха, изъято. Также принадлежала часть жилого дома общей площадью 50,6 кв.м., расположенная на указанном земельном участке под номером 7 пом.2 (правая часть барака). В 2016г. в связи с неудовлетворительным состоянием старого жилого строения, истец произвел демонтаж, а именно строительство нового дома жилого назначения (лит.Б) с мансардой (лит.Б1), террасой (лит.б) общей площадью 142,6 кв.м.

Срок действия разрешения составляет не более 10 лет со дня получения разрешения (п. 19 ст. 51 ГрК РФ). Его можно продлить, обратившись в местные органы власти с соответствующим заявлением не позднее, чем за 60 дней до окончания срока. По истечении 10 лет, если реконструкция не была завершена хотя бы на 70%, нужно будет заново оформлять разрешение.

Вы обязательно должны были попытаться узаконить объект недвижимости в обычном порядке, важна сама попытка получения права собственности. Нельзя сразу подать иск о признании права собственности на самострой, не попытавшись поставить на учет в общем порядке. Пока нет отказа в регистрации, нет смысла даже пробовать подавать иск о признании права собственности.

  1. Заказать у кадастрового инженера технический план. Стоимость подготовки технического плана в среднем 10 000 рублей
  2. Оплатить госпошлину 350 рублей (оплатить можно в МФЦ через терминал оплаты).
  3. Подать заявление в МФЦ (заявление может подготовить работник МФЦ), приложив технический план.
  4. Очень важно четко понимать, что реконструкция частного дома, его перепланировка и капитальная реновация – это абсолютно разные процессы. Капитальный ремонт — это замена состарившихся стройматериалов, которые были использованы при строительстве, на современные новые. По большому счету это — комплекс работ, целью которых является улучшение технических характеристик и жилищных условий данного строения. Перепланировкой считается изменение конфигураций внутри дома. Самыми распространенными в этом случае являются работы по переносу стен, дверных проемов или окон и т. д.

Нужно помнить, что все перечисленные услуги — платные. Каждая из резолюций или печатей на документах может оформляться от двух до трех месяцев, поскольку везде присутствуют большие очереди.

Об оплате гос пошлины при регистрации недвижимости инвалидом 2 группы

Здравствуйте! Взимается ли гос пошлина при регистрации гаража с инвалида 2 группы в возрасте 79 лет и в какой сумме?

Федеральное законодательство устанавливает ряд льгот для физлиц при уплате ими госпошлины. Льготы можно классифицировать в зависимости от категории плательщика госпошлины и от вида юридически значимых действий, за которые взимается госпошлина. В индивидуальном порядке в связи с тяжелым финансовым положением может решаться вопрос о снижении размера госпошлины или об освобождении от ее уплаты.
Также может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате госпошлины (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23, ст. ст. 333.35 — 333.39, 333.41 НК РФ). 1. Освобождение от уплаты госпошлины отдельных категорий плательщиков На предоставление льготы по госпошлине влияет не только отнесение граждан к определенной категории, но и те действия, которые данные граждане совершают. Так, от уплаты госпошлины освобождаются (пп. 9, 11, 12, 14 — 16 п.
1, пп. 9, 29 — 31 п. 3 ст. 333.35, п. 16 ст.
Льгота по уплате данной пошлины для инвалида не предусмотрена.
Налоговый кодекс

Статья 333.33. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий

22) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 — 26, 28 — 31, 61 и 80.1 настоящего пункта:

для физических лиц — 2 000 рублей.

Здравствуйте! Я председатель ТСЖ. У меня в доме есть жилец, имеющий большую задолженность по ЖКУ, более 300 т.р. Сейчас он продает квартиру покупателю по ипотеке. Утверждает при этом, что перед сделкой долг погасить не может, потому что деньги получит только после сделки. У меня вопрос такой. Если он меня обманет и не оплатит долг сейчас, то будет ли наличие задолженности за ЖКУ по этой квартире препятствием для оформления прав на жилье новому собственнику?

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.В Вашем случае, лучше бы, чтобы продавец погасил имеющуюся задолженность, иначе с нового собственника Вы не имеете права в дальнейшем потребовать уплатить задолженность за старого. При этом наличие задолженности за ЖКУ у старого собственника не является препятствием для оформления прав на жилье новому собственнику. Однако имеющая задолженность у старого собственника никуда не денется и в случае неуплаты Вы имеете право взыскать с прошлого собственника задолженность через суд.

Все верно, в случае неуплаты задолженность старым собственником, обращайтесь в суд и взыскивайте с него задолженность по решению суда.

Как быть?

В результате наводнения 10 га сельскохозяйственных угодий оказались заболоченными. Местная администрация обязала их собственников провести мелиоративные мероприятия. Они отказались, сославшись на то, что участок не муниципальный, а частный. Правомерно ли решение администрации?

Может Налоговая инициировать регистрацию Права на квартиру, полученную по инвестиционному договору и акта приема передачи, если владелец не оформляет ее в собственность и не платит налоги

Недвижимость

Для чего нужна государственная регистрация объектов недвижимости? Как связаны между собой физические, экономические, социальные и правовые свойства недвижимости? Как ГКРФ определяет недвижимое имущество?

Читайте также: