Как подготовиться к зачету по уголовному процессу

Обновлено: 07.07.2024

Уголовный, процесс — это установленная уголовно-процессуальным законом и основанная на демократических принципах совокупность правовых норм, регулирующих деятельность по расследованию и разбирательству уголов­ных дел, и отношения, возникающие в ходе этой деятель­ности между участниками уголовного судопроизводства по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел судом

Задачи уголовного процесса:

1) обеспечение строгого соблюдения установленного по­рядка производства по уголовным делам и процессу­альных норм, гарантирующих защиту личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства от пре­ступления;

2) быстрое и полное раскрытие преступлений;

3) изобличение виновных;

4) обеспечение справедливого судебного разбирательства и правильного применения уголовного закона;

5) назначение справедливого наказания виновному или освобождение его от наказания в случаях, предусмотренных законом.

Значение уголовного процесса состо­ит в том, что оно содержит исходные, фундаментальные идеи, которые определяют систему уголовного судопроиз­водства, правовую природу его стадий, основы доказательственного права.

Необходимо проанализировать соотношение таких по­нятий, как уголовное судопроизводство, уголовный про­цесс и правосудие; уголовно-процессуальное право и уголовно- процессуальная наука.

1) область практической деятельности;

2) часть юридической науки;

3) учебная дисциплина.

2-3)Уголовно-процессуальные функции, их виды и уголовно-процессуальная форма

Уголовно-процессуальные функции и уголовно-процессуальная форма

Уголовно-процессуальные функции определяют как направления уголовно-процессуальной деятельности. Под основными функциями понимают обвинение, защиту и разрешение дела.

Функция защиты представляет собой направление деятельности по защите прав и законных интересов лица, в отношении которого решается вопрос о привлечении его к уголовной ответственности. Ее выполняют подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и их защитник.

Функция обвинения большинством процессуалистов определяется как направление уголовно-процессуальной деятельности по изобличению лица, виновного в совершении преступления, а также поддержание предъявленного ему обвинения в суде. В основном данную функцию исполняет прокурор, но при рассмотрении уголовного дела мировым судьей, функцию обвинения выполняет частный обвинитель, одновременно являющийся потерпевшим.

Функция уголовного преследования представляет собой направление уголовно-процессуальной деятельности субъектов уголовного судопроизводства (органа дознания, следователя, прокурора) по расследованию уголовного дела. В свою очередь уголовное преследование делится на виды: публичное, частно-публичное и частное (ч. 1 ст. 20 УПК РФ).

Уголовные дела частного обвинения возбуждаются только по заявлению потерпевшего (частного обвинителя) и могут быть прекращены в связи его примирения с обвиняемым.

Дела частно-публичного обвинения возбуждаются также только по заявлению потерпевшего, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением случаев, когда обвиняемый не только примирился с потерпевшим, но и полностью загладил причиненный ему вред (ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ).

Дела публичного обвинения возбуждаются от имени государства прокурором (органом дознания, следователем с согласия прокурора) и прекращению в связи с примирением сторон не подлежат (к данной категории относится большинство уголовных дел).

Вышеуказанные три вида уголовных дел делятся в зависимости от тех начал или принципов, которые действуют при их возбуждении и дальнейшем производстве, т.е. публичные начала (государственные органы, осуществляющие уголовное преследование, обязаны, независимо от воли потерпевшего, возбудить уголовное дело и привлечь к уголовной ответственности виновное лицо, вплоть до назначения ему уголовного наказания) либо начала диспозитивные,[1] ставящие возбуждение уголовного дела и его дальнейшую судьбу в зависимость от волеизъявления потерпевшего.

Таким образом, уголовно-процессуальные функции - основные направления деятельности участников уголовного процесса, осуществляемые ими в связи с возникающими правоотношениями в сфере уголовного судопроизводства.

Из вышесказанного следует, что к функциям относятся:

- расследование (органы дознания и предварительного следствия)

- защита (обвиняемый или подсудимый и его защитник)

- разбирательство дела в суде (суд)


Уголовно – процессуальное право устанавливает порядок производства по уголовным делам: последовательность стадий и условий перехода дела из одной стадии в другую, условия, характеризующие производство в конкретной стадии, основания, условия и порядок производства следственных и судебных действий, содержание и форму решений, которые могут быть вынесены. Этот порядок производства по делу в целом или отдельных процессуальных действий принято называть процессуальной формой (схема 6).

Процессуальная форма (порядок) совершения отдельных процессуальных действий регламентирована законом (например, порядок производства выемки и обыска – ст. 182, 183 УПК РФ, порядок очной ставки – ст. 192 УПК РФ, порядок допроса обвиняемого – ст. 173 УПК РФ). Регламентация процессуальной формы включает указание на цель действия, его участников, их права и обязанности, последовательность действий, закрепление производственного действия в соответствующем документе и его реквизите.


Нельзя недооценивать важность процессуальной формы, т.к. ее несоблюдение влечет за собой определенные правовые последствия, в том числе признание доказательства недопустимым (например – проведение обыска без понятых), что может привести к вынесению оправдательного приговора, основанного не на установленной невиновности подсудимого, а на недоказанности его вины вследствие исключения признанных недопустимыми доказательств обвинения из списка доказательств по рассматриваемому уголовному делу.

Таким образом, значение процессуальной формы, ее социальная ценность состоят в том, что она обеспечивает режим законности в процессе, создает условия для достоверных выводов по делу, содержит гарантии защиты прав и законных интересов участвующих в деле лиц, способствует воспитательному воздействию процесса (схема 7).

4) Стадии уголовного процесса

Уголов­но-процессуальная деятельность осуществляется в определен­ном порядке, поэтапно. Такие этапы (части) процессуальной деятельности называют стадиями уголовного процесса. Они сменяют одна другую в строгой последовательности и тесно связаны общими задачами и принципами судопроизводства. Вместе с тем для каждой стадии свойственны и свои непосред­ственные задачи, свой круг субъектов, определенная форма процессуальной деятельности, специфический характер уго­ловно-процессуальных правоотношений и, наконец, итоговое процессуальное решение, завершающее деятельность на дан­ной стадии и знаменующее переход дела на следующую сту­пень, стадию процесса. Каждая предыдущая стадия является предпосылкой для последующей, а каждая последующая - содержит контрольные механизмы для проверки деятельности на предыдущей стадии. В совокупности стадии образуют сис­тему уголовного процесса. Стадийное построение уголовного судопроизводства обес­печивает глубокое исследование обстоятельств уголовного дела и установление истины по нему. Выделяют следующие стадии российского уголовного про­цесса: 1) возбуждение уголовного дела; 2) предварительное расследование; 3) подготовительные действия судьи к судеб­ному заседанию; 4) судебное разбирательство; 5) пересмотр судебных решений, не вступивших в законную силу в апелля­ционном и кассационном порядке; 6) исполнение приговора. Кроме этих шести основных существуют две исключитель­ные стадии уголовного процесса. Их исключительность объяс­няется тем, что они могут осуществляться после вступления приговора в силу и его исполнения. Это производство в над­зорном порядке и возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

5) Уголовно-процессуальное право в системе Российского права.

Понятие уголовного процесса тесно связано с понятием уголовно-процессуального права. Чаще всего под ним уже давно многие подразумевают совокупность норм, правил поведения, санкционированных государством и предназначенных для регламентации производства по уголовным делам. Но существует и иной, пока что не получивший достаточно убедительного объяснения и широкого признания, взгляд - уголовно-процессуальным правом иногда называют ту часть юридической науки, объектом которой является уголовный процесс. А кое-кто склонен так называть соответствующую учебную дисциплину, преподаваемую тем, кто изучает юриспруденцию. Предугадать будущее подобного нововведения совсем нетрудно. По сути своей оно отражает стремление заменить слова "уголовный процесс" словами "уголовно-процессуальное право". А это вполне можно расценить как попытку приделать новый ярлык к вещи, которая давно находится в употреблении. Уголовно-процессуальное право как совокупность правил (норм) поведения является одной из многочисленных отраслей, из которых состоит право в целом, и в силу этого оно находится в проявляющихся по-разному связях с ними. Наиболее близко уголовно-процессуальное право связано с уголовным правом. Последнее, как известно, образует санкционированная государством совокупность норм, предусматривающих основания и принципы уголовной ответственности, определяющих, какие опасные для личности, общества и государства деяния признаются преступлениями, и устанавливающих виды наказаний или иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений. Что касается уголовно-процессуального права, то образующая его совокупность норм регламентирует приемлемый, с точки зрения обеспечения прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, порядок реализации установленных уголовным законом правил. Многие юристы, пишущие о проблемах соотношения уголовного и уголовно-процессуального права, с известной долей упрощения часто утверждают: уголовное право дает ответ на вопрос "что?" (что считается преступлением, что следует применять к тем, кто совершил преступление, и т.д.), а уголовно-процессуальное - на вопрос "как?" (как выявить и раскрыть преступление, как изобличить привлекаемое к ответственности лицо, как обеспечить его права и законные интересы, как оградить от ошибок и злоупотреблений должностных лиц, ведущих производство по уголовным делам, и т.д.). Однако можно встретить и иное отношение к данной проблеме. В последние годы на страницах российских юридических изданий начинает распространяться модное среди некоторой части юристов из западных государств - внешне эффектное, но явно искажающее действительное положение дел - утверждение, что уголовное право это-де "меч, разящий правонарушителей", а уголовный процесс - "щит, оберегающий личность от государственной репрессии". Несостоятельность этого или подобных утверждений очевидна. Они основаны на противопоставлении уголовного права и уголовного судопроизводства, на приписывании им антагонистических функций. Между тем именно им должна отводиться роль одновременно и "меча", и "щита". Уголовное право, устанавливая четкие и жесткие условия признания человека виновным в совершении преступления и применения к нему мер наказания, ограждает его от незаконных репрессий, т.е. выполняет в определенной мере функцию "щита". Равным образом уголовное судопроизводство может быть не только "щитом", но и "мечом" - уголовное наказание "разит" преступника только после того, как выносится в соответствии с установленной процедурой обвинительный приговор, он вступает в законную силу и обращается судом к исполнению. Содержание многих норм уголовно-процессуального права взаимосвязано с уголовно-правовыми предписаниями (понятия преступления и его состава предопределяют подход к уголовно-процессуальной формулировке предмета доказывания по уголовным делам; концепция вменяемости или невменяемости лица, привлекаемого к уголовной ответственности, существенно воздействует на порядок назначения или изменения принудительных мер медицинского характера; предписания об основаниях освобождения от уголовной ответственности в значительной мере положены в основу правил прекращения уголовных дел и т.д.). Юристы уже много лет ведут дискуссию о том, какому праву принадлежит приоритет - уголовному или уголовно-процессуальному. До сравнительно недавнего времени в течение нескольких десятилетий почти господствующим было мнение о первичности уголовного права и вторичности уголовно-процессуального. В последние годы назойливо навязывается иное мнение, в силу которого приоритет отдается уголовному судопроизводству. Сторонники этих точек зрения, естественно, находят какие-то объяснения в обоснование своих взглядов. Но дискуссия по данному поводу, если смотреть на нее с точки зрения реальной значимости для определения содержания уголовного или уголовно-процессуального законодательства и для практики его применения, вполне может быть отнесена к числу схоластических, представляющих интерес только для "кабинетных мыслителей", оторванных от правотворческой и правоприменительной практики. Поиски так называемой приоритетности рассматриваемых отраслей права по отношению друг к другу, естественно, сопровождаются обоснованием степени важности каждой из них, а это в конечном счете ведет к их противопоставлению. Разумнее было бы не противопоставлять или "подчинять" друг другу уголовное и уголовно-процессуальное право, а, признав их тесную связь, исходить из того, что каждая из этих отраслей права имеет свой предмет и ориентируется на применение своих методов. Уголовно-процессуальные нормы по своему содержанию и задачам (целям) имеют связь с нормами и других отраслей права - уголовно-исполнительного, гражданского процессуального, административного, гражданского, международного и проч. Она проявляется во многом. К примеру, вопросы возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, следствия, прокуратуры и суда (т.е. вопросы реабилитации), должны решаться в тесной увязке с правилами, содержащимися в гражданском законодательстве; с этим же законодательством подлежит согласованию взыскание в пользу потерпевших от преступлений денежных компенсаций за моральный вред; нормы административного права призваны содействовать преодолению некоторых негативных явлений, связанных с производством по уголовным делам (скажем, непредставление информации по требованию должностных лиц, ведущих производство по уголовным делам, воспрепятствование выполнению гражданами функций присяжных заседателей); вопросы выдачи преступников по требованию иностранных государств, оказания правовой помощи по просьбам зарубежных правоохранительных органов и ряд подобных им решаются с соблюдением норм международного права. Связь уголовно процессуального права с другими отраслями права можно проследить и по ряду иных направлений.

Наука уголовного процесса и ее значение на современном этапе. Процессуальные вопросы применения достижений науки и техники в уголовном судопроизводстве.

Уголовный процесс" - термин, который принято использовать для обозначения науки, призванной обеспечивать всесторонний анализ и обобщение соответствующих законов и иных правовых актов, практики их применения, отечественного исторического опыта, опыта международного сотрудничества и опыта других государств в данной области. На основе такого изучения вырабатываются рекомендации по совершенствованию уголовного судопроизводства и преподавания соответствующих учебных дисциплин;

Уголовно-процессуальный закон

Источники, уголовно-процессуального права — это те нормативные акты, которые регулируют уголовно-процессуальные отношения. Источниками уголовно-процессуального права являет­ся Конституция и федеральный закон.

Действующий в Российской Федерации УПК — это сис­тематизированный свод правовых норм, которые в сово­купности регулируют весь процесс уголовного судопроиз­водства в целом и отдельных его частей, этапов, стадий, институтов.

Уголовно-процессуальный закон — это нормативный акт высшего органа государственной власти, регулирующий порядок расследования, разбирательства и разрешения уголовных дел, компетенцию государственных органов и должностных лиц, их осуществляющих, правовое поло­жение участвующих в деле лиц.

Детально порядок производства по уголовным делам устанавливается УПК РФ, включающим 5 частей, 18 раз­делов, 55 глав. Первая часть содержит общие положения, вторая регулирует досудебное производство, третья часть — судебное производство, часть четвертая регла­ментирует особый порядок уголовного судопроизводства - производство по уголовным делам в отношении несовер­шеннолетних, производство по применению принудитель­ных мер медицинского характера и особенности производ­ства по уголовным делам в отношении отдельных катего­рий лиц, часть пятая определяет порядок между­народного сотрудничества в сфере уголовного судопроиз­водства.

Составной частью законодательства, регулирующего уголовное судопроизводство, являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Руководящие разъяснения Вер­ховного Суда РФ источниками уголовного права не явля­ются, так как они не создают новых норм, а обеспечивают правильное понимание и применение законов.

Действие уголовно-процессуального закона в про­странстве. Производство по уголовному делу на террито­рии Российской Федерации независимо от места соверше­ния преступления ведется в соответствии с УПК РФ, если международным договором Российской Федерации не ус­тановлено иное.

Действие уголовно-процессуального закона в отно­шении иностранных граждан и лиц без гражданства. Производство по уголовным делам о преступлениях, со­вершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведет­ся в соответствии с правилами УПК РФ. Процессуальные действия, в отношении лиц, обладающих правом дипло­матической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испра­шивается через Министерство иностранных дел Россий­ской Федерации.

Действие уголовно-процессуального закона во вре­мени. При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если не имеется других изъятий из УПК РФ.

2. Понятие уголовно-процессуального права, его предмет, метод и система.

3. Источники уголовно-процессуального права. Действие уголовно-процессуального закона.

4. Уголовное преследование и защита.

5. Понятие и система стадий уголовного процесса.

6. Развитие положений уголовно-процессуальной науки о типах, видах и формах уголовного процесса.

7. Основные подходы к типологии уголовного судопроизводства.

8. Обвинительный, розыскной, состязательный и смешанный уголовные процессы: понятие виды, характеристика.

9. Тип российского уголовного процесса.

10. Понятие и классификация принципов уголовного процесса. Принципы розыскного и состязательного процесса.

11. Понятие и содержание принципов законности и публичности.

12. Понятие и содержание принципов презумпции невиновности и права на защиту.

13. Понятие и содержание принципов непосредственности, свободы оценки доказательств и гласности.

14. Процессуальная природа и значение состязательности.

15. Понятие субъектов и участников уголовного процесса, их классификация. Виды субъектов и участников производства по делу в различных типах уголовного процесса.

16. Суд в уголовном процессе: понятие, полномочия, формы построения. Судебные инстанции. Судебный контроль.

17. Прокурор в уголовном процессе, его компетенция. Понятие и задачи прокурорского надзора. Его особенности в различных стадиях уголовного судопроизводства.

18. Следователь и его правовой статус. Начальник следственного отдела, его функции и полномочия.

19. Орган дознания. Система органов дознания. Начальник органа дознания и дознаватель. Соотношение их полномочий.

20. Понятие государственного обвинителя, потерпевшего, частного обвинителя. Их правовое положение.

21. Подозреваемый и обвиняемый в уголовном процессе. Их процессуальный статус.

22. Защитник. Процессуальное положение защитника. Допуск защитника к участию в деле: момент и способы. Обязательное участие защит­ника в производстве по делу. Отказ от защитника.

23. Гражданский истец и ответчик. Их процессуальное положение.

24. Представительство в уголовном процессе.

25. Свидетель и понятой в уголовном процессе.

26. Соотношение процессуального положения эксперта и специалиста.

27. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве. Отводы.

28. Уголовно-процессуальное доказывание. Собирание, проверка, оценка и использование доказательств.

29. Предмет и пределы доказывания по уголовному делу. Структура предмета доказывания, его виды.

30. Понятие, значение и свойства доказательств в уголовном процессе. Относимость доказательств.

31. Допустимость доказательств: понятие, элементы, значение.

32. Классификации доказательств и их значение.

33. Показания различных лиц как источник доказательств: понятие, предмет, особенности оценки. Свидетельский иммунитет. Признание вины.

34. Заключение эксперта и особенности его оценки.

35. Вещественные доказательства: понятие, значение, процессуальное оформление и особенности их оценки. Хранение и определение судьбы вещественных доказательств при разрешении уголовного дела.

36. Протоколы следственных и судебных действий и иные документы как источники доказательств: понятие, содержание, значение, особенности оценки.

37. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной, административной и частно-детективной деятельности.

38. Понятие, виды мер процессуального принуждения. Условия их применения.

39. Задержание подозреваемого: понятие, цели, ос­нования, мотивы, сроки, процессуальный порядок. Основания освобождения задержанного.

40. Понятие и виды мер пресечения, их отличие от иных принудительных мер в уголовном процессе.

41. Основания, условия и порядок применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения.

43. Наблюдение командования воинской части и присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым: понятие, основания, условия и порядок избрания и применения.

44. Избрание и применение залога и домашнего ареста как меры пресечения: понятие, основания и порядок.

45. Основания, условия и порядок применения в качестве меры пресечения заключения под стражу. Сроки заключения под стражу и порядок их продления.

46. Наложение ареста на имущество: понятие, основания, цели, условия.

47. Понятие, классификация и основания процессуальных решений. Их законность, обоснованность и мотивированность. Процессуальные документы: виды, содержание и форма.

48. Ходатайства и жалобы. Заявление ходатайств, срок рассмотрения, порядок разрешения. Обжалование действий и решений органов, ведущих процесс.

49. Процессуальные сроки: понятие, виды, значение и порядок исчисления.

50. Понятие и виды процессуальных издержек. Порядок их возмещения и взыскания.

1. Понятие уголовного процесса. Его цели и задачи.

2. Понятие уголовно-процессуального права, его предмет, метод и система.

3. Источники уголовно-процессуального права. Действие уголовно-процессуального закона.

4. Уголовное преследование и защита.

5. Понятие и система стадий уголовного процесса.

6. Развитие положений уголовно-процессуальной науки о типах, видах и формах уголовного процесса.

7. Основные подходы к типологии уголовного судопроизводства.

8. Обвинительный, розыскной, состязательный и смешанный уголовные процессы: понятие виды, характеристика.

9. Тип российского уголовного процесса.

10. Понятие и классификация принципов уголовного процесса. Принципы розыскного и состязательного процесса.

11. Понятие и содержание принципов законности и публичности.

12. Понятие и содержание принципов презумпции невиновности и права на защиту.

13. Понятие и содержание принципов непосредственности, свободы оценки доказательств и гласности.

14. Процессуальная природа и значение состязательности.

15. Понятие субъектов и участников уголовного процесса, их классификация. Виды субъектов и участников производства по делу в различных типах уголовного процесса.

16. Суд в уголовном процессе: понятие, полномочия, формы построения. Судебные инстанции. Судебный контроль.

17. Прокурор в уголовном процессе, его компетенция. Понятие и задачи прокурорского надзора. Его особенности в различных стадиях уголовного судопроизводства.

18. Следователь и его правовой статус. Начальник следственного отдела, его функции и полномочия.

19. Орган дознания. Система органов дознания. Начальник органа дознания и дознаватель. Соотношение их полномочий.

20. Понятие государственного обвинителя, потерпевшего, частного обвинителя. Их правовое положение.

21. Подозреваемый и обвиняемый в уголовном процессе. Их процессуальный статус.

22. Защитник. Процессуальное положение защитника. Допуск защитника к участию в деле: момент и способы. Обязательное участие защит­ника в производстве по делу. Отказ от защитника.

23. Гражданский истец и ответчик. Их процессуальное положение.

24. Представительство в уголовном процессе.

25. Свидетель и понятой в уголовном процессе.

26. Соотношение процессуального положения эксперта и специалиста.

27. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве. Отводы.

28. Уголовно-процессуальное доказывание. Собирание, проверка, оценка и использование доказательств.

29. Предмет и пределы доказывания по уголовному делу. Структура предмета доказывания, его виды.

30. Понятие, значение и свойства доказательств в уголовном процессе. Относимость доказательств.

31. Допустимость доказательств: понятие, элементы, значение.

32. Классификации доказательств и их значение.

33. Показания различных лиц как источник доказательств: понятие, предмет, особенности оценки. Свидетельский иммунитет. Признание вины.

34. Заключение эксперта и особенности его оценки.

35. Вещественные доказательства: понятие, значение, процессуальное оформление и особенности их оценки. Хранение и определение судьбы вещественных доказательств при разрешении уголовного дела.

36. Протоколы следственных и судебных действий и иные документы как источники доказательств: понятие, содержание, значение, особенности оценки.

37. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной, административной и частно-детективной деятельности.

38. Задержание подозреваемого: понятие, цели, ос­нования, мотивы, сроки, процессуальный порядок. Основания освобождения задержанного.

39. Понятие и виды мер пресечения, их отличие от иных принудительных мер в уголовном процессе.

40. Основания, условия и порядок применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения.

42. Наблюдение командования воинской части и присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым: понятие, основания, условия и порядок избрания и применения.

43. Избрание и применение залога и домашнего ареста как меры пресечения: понятие, основания и порядок.

44. Основания, условия и порядок применения в качестве меры пресечения заключения под стражу. Сроки заключения под стражу и порядок их продления.

45. Наложение ареста на имущество: понятие, основания, цели, условия.

46. Понятие, классификация и основания процессуальных решений. Их законность, обоснованность и мотивированность. Процессуальные документы: виды, содержание и форма.

47. Ходатайства и жалобы. Заявление ходатайств, срок рассмотрения, порядок разрешения. Обжалование действий и решений органов, ведущих процесс.

48. Процессуальные сроки: понятие, виды, значение и порядок исчисления.

49. Понятие и виды процессуальных издержек. Порядок их возмещения и взыскания.

53. Процессуальный порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела. Согласие прокурора на возбуждение дела.

54. Основания отказа в возбуждении уголовного дела и отказа в возбуждении уголовного преследования. Дополнительная проверка материалов в связи с отказом прокурора дать согласие на возбуждение дела.

55. Обжалование решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Отмена постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по жалобе и по представлению начальника следственного отдела.

56. Понятие, задачи, система и значение стадии предварительного расследования.

57. Соотношение форм предварительного расследования.

58. Дознание. Производство неотложных следственных действий органом дознания по делам, подследственным следователю.

59. Понятие и виды общих условий предварительного расследования. Их соотношение с принципами уголовного процесса.

60. Подследственность. Самостоятельность следователя. Следственная группа. Взаимодействие следователя с органами дознания.

61. Срок следствия. Соединение и выделение уголовных дел, выделение материалов. Исчисление сроков следствия при соединении и выделении. Тайна следствия.

62. Следственные действия: понятие, система, основания, условия и общие правила производства.

63. Осмотр и освидетельствование: понятия, виды, основания, процессуальное оформление.

64. Следственный эксперимент и проверка показаний на месте: понятие, виды порядок производства и фиксации.

65. Обыск и выемка: понятия, виды, цели, основания, порядок производства и фиксации.

66. Наложение и отмена ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, ее осмотр и выемка. Контроль и запись переговоров: понятие, основания, условия, сроки и порядок производства.

67. Понятие и виды допроса. Очная ставка. Основания, порядок производства, особенности оформления.

68. Предъявление для опознания: цели, основания, условия, порядок производства. Условия допустимости результатов опознания.

69. Производство судебной экспертизы. Получение образцов для сравнительного исследования.

70. Понятие и основания привлечения лица в качестве обвиняемого.

71. Процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого. Изменение ранее предъявленного обвинения.

72. Приостановление предварительного следствия: понятие, основания, условия и порядок.

73. Основания и процессуальный порядок возобновления производства предварительного следствия. Порядок исчисления и продления сроков расследования после возобновления производства по делу.

74. Прекращение уголовного дела: понятие, основания, условия и порядок.

75. Прекращение уголовного преследования: понятие, основания, условия и порядок.

76. Основания и процессуальный порядок окончания предварительного расследования составлением обвинительного заключения. Ознакомление обвиняемого со всеми материалами дела.

77. Понятие и значение обвинительного заключения. Его форма и содержание. Приложения к обвинительному заключению. Деятельность прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением.

78. Понятие и особенности производства дознания по УПК РФ.

79. Понятие и виды подсудности уголовных дел. Передача дела по подсудности.

80. Понятие, задачи и формы стадии подготовки судебного заседания (предания суду). Основания и процессуальный порядок на­значения судебного заседания.

81. Порядок и основания принятия решений на предварительном слушании дела об исключении доказательств, возвращении дела прокурору, приостановлении и прекращении дела и уголовного преследования.

82. Понятие, задачи и значение стадии судебного разбирательства в суде первой инстанции. Понятие, виды и значение общих условий судебного разбирательст­ва.

83. Роль и процессуальное положение участников судебного разбирательства.

84. Непосредственность, устность, гласность, неизменность состава суда, регламент как общие условия судебного разбирательства.

85. Пределы судебного разбирательства. Изменение обвинения, отложение заседания, приостановление, прекращение дела в судебном разбирательстве.

86. Понятие, задачи, содержание и значение подготовительной части судебного разбирательства.

87. Судебное следствие. Система судебных действий.

88. Судебные прения и последнее слово подсудимого.

89. Приговор: понятие и значение. Его соотношение с другими процессуальными решениями. Свойства приговора и порядок его постановления.

90. Виды приговоров и основания их постановления. Содержание и форма приговора. Провозглашение приговора.

91. Особый порядок судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением: понятие, основания, условия, порядок и процессуальные последствия.

92. Особенности производства у мирового судьи: подсудность, сроки, возбуждение и рассмотрение дел частного и частно-публичного обвинения.

93. Суд присяжных и его соотношение с другими формами построения суда.

94. Особенности производства в суде присяжных.

95. Апелляция в российском уголовном процессе: понятие, порядок и пределы обжалования и рассмотрения дела.

96. Кассация в российском уголовном процессе: понятие, порядок и пределы обжалования и рассмотрения дела.

97. Основания к отмене или изменению приговора в суде второй инстанции: понятие, классификация и содержание.

98. Стадия исполнения приговора: понятие и содержание.

99. Понятие, порядок и пределы производства в надзорной инстанции.

100. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств: понятие, порядок, основания, сроки.

101. Особенности производства по делам несовершеннолетних.

102. Основания и особенности производства по применению принудительных мер медицинского характера.

103. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

104. Производство по возмещению ущерба, причиненного преступлением. Предъявление, обеспечение, доказывание и рассмотрение гражданского иска.

105. Реабилитация после необоснованного уголовного преследования или незаконного применения мер процессуального принуждения

106. Понятие, виды международной правовой помощи по уголовным делам. Порядок ее оказания.

107. Понятие и классификация национальных типов (форм) уголовного процесса. Соотношение понятий национального и исторического, национального и идеального типов процесса.


Оглавление

  • 1. Понятие уголовного процесса. Стадии уголовного процесса
  • 2. Источники уголовно-процессуального права
  • 3. Принципы уголовного процесса
  • 4. Нормы уголовно-процессуального права. Структура и виды уголовно-процессуальных норм
  • 5. Уголовно-процессуальные правоотношения и функции
  • 6. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • 7. Участники уголовного судопроизводства

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уголовно-процессуальное право. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Понятие уголовного процесса. Стадии уголовного процесса

Уголовный процесс — это основанная на законе деятельность органов дознания, следствия, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ), определенными для них средствами и способами.

Уголовный процесс как отрасль права — совокупность норм права, которые регулируют деятельность, направленную на предупреждение готовящихся, раскрытие и расследование совершенных преступлений, разрешение дела по существу и обеспечение неотвратимости ответственности виновных.

Уголовный процесс как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний об основных институтах уголовного процесса.

Уголовный процесс как наука изучает закономерности возникновения, развития и прекращения уголовно-процессуальных правоотношений.

1. Понятие уголовного процесса тождественно понятию уголовного судопроизводства. В соответствии с п. 56 ст. 5 УПК РФ уголовное судопроизводство — это судебное и досудебное производство по уголовному делу.

2. Уголовное судопроизводство как особый вид деятельности преследует следующие цели:

• защиту прав и законных интересов граждан и организаций, потерпевших от преступлений (а также, безусловно, интересов государства и общества в целом);

• защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод;

• уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания;

• отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитацию каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

3. Уголовное судопроизводство осуществляется по определенным стадиями, в установленном законом порядке.

Стадии уголовного процесса — это связанные между собой общей целью уголовного судопроизводства и единством принципов уголовного процесса, но самостоятельные этапы уголовного процесса, имеющие собственные задачи, которые отделены друг от друга итоговым процессуальным решением, а также кругом уполномоченных государственных органов и лиц, принимающих участие в производстве по делу.

4. Совокупность связанных между собой общими задачами и принципами судопроизводства стадий уголовного процесса образует систему уголовного процесса. Стадиями уголовного процесса являются:

возбуждение уголовного дела — это первая, обязательная и самостоятельная стадия уголовного процесса, состоящая в подготовке определенных действий по проверке наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела органами предварительного следствия (или прокурором);

предварительное расследование (следствие и дознание) является второй стадией уголовного процесса. Предварительное расследование проводится следователем или дознавателем. В ходе предварительного расследования устанавливаются обстоятельства совершенного преступления, определяются размер причиненного ущерба, предмет и субъект преступления, т. е. личность обвиняемого, степень его вины и мотив преступления. Предъявлением обвинения и передачей дела в суд либо прекращением уголовного дела завершается стадия предварительного расследования;

подготовка материалов уголовного дела к судебному разбирательству. По отношению к предшествующим стадиям процесса эта стадия носит проверочный характер. В результате такой проверки принимается решение о дальнейшем направлении уголовного дела. В ходе подготовки уголовного дела к судебному заседанию судья единолично в установленном законом порядке (путем предварительного слушания дела или без его проведения) разрешает вопрос о наличии или об отсутствии нарушений уголовно-процессуального законодательства при производстве по делу и иных обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела по существу в ходе судебного разбирательства. Завершается данная стадия принятием решения о назначении судебного заседания либо о направлении по подсудности, возвращении дела прокурору, приостановлении производства или о прекращении уголовного дела;

производство в суде первой инстанции — это стадия уголовного процесса, в которой дело разрешается по существу. При рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции судья единолично либо суд коллегиально разрешают вопросы о виновности или о невиновности подсудимого, а также о назначении наказания или освобождении его от наказания. Данная стадия завершается вынесением постановления о прекращении уголовного дела либо обвинительного или оправдательного приговора;

производство в суде второй инстанции является стадией факультативной, так как для ее возникновения требуются несогласие лица с решением суда первой инстанции и подача жалобы с требованием о пересмотре решения в срок до вступления решения в законную силу. Пересмотр судебных решений, не вступивших в законную силу, возможен в апелляционной и кассационной инстанциях;

исполнение приговора — заключительная стадия уголовного процесса. Именно на этой стадии происходит реализация вступившего в силу приговора суда по уголовному делу.

5. Исключительные стадии связаны с пересмотром судебных решений, вступивших в законную силу. К этим стадиям относятся:

В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине "Уголовный процесс".

Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.

Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину "Уголовный процесс".

Коллектив авторов
Уголовный процесс: Шпаргалка

1. Уголовный процесс: понятие, сущность, назначение

Уголовный процесс – специально организованная правоохранительная деятельность, осуществляемая органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также другими участниками. Понятие уголовного процесса тождественно понятию уголовного судопроизводства, которое включает в себя досудебное и судебное производство по уголовному делу (п. 56 ст. 5 УПК).

Уголовный процесс представляет собой одно из направлений правоохранительной деятельности государства, иначе говоря, уголовно-процессуальную функцию в правоохранительной деятельности государства. Эта деятельность направлена на предупреждение готовящихся, раскрытие и расследование совершенных преступлений, разрешение дела по существу и обеспечение неотвратимости ответственности виновных. Поскольку она возникает и протекает в связи с применением уголовного закона, ее принято именовать уголовным процессом.

В уголовный процесс, который осуществляют государственные органы, вовлекаются иные участники уголовного процесса, имеющие процессуальный интерес по делу или способствующие достижению цели уголовного судопроизводства. К первым относятся: потерпевший, гражданский истец, их представители, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, защитник, гражданский ответчик. Ко вторым – заявитель, свидетель, эксперт, специалисты, понятые и т. д. Кроме того, уголовный процесс можно определить как отрасль права, как учебную дисциплину и как науку. Уголовный процесс как отрасль права – совокупность норм права, регулирующих деятельность, направленную на предупреждение готовящихся, раскрытие и расследование совершенных преступлений, разрешение дела по существу и обеспечение неотвратимости ответственности виновных . Уголовный процесс как учебная дисциплина – совокупность знаний об основных институтах уголовного процесса. Уголовный процесс как наука изучает закономерности возникновения, развития и прекращения уголовно-процессуальных правоотношений.

Цели уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК):

1) защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

2) защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод;

3) уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания;

4) отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

2. Правовые источники уголовного судопроизводства

Источники уголовно-процессуального права: Конституция РФ; УПК; федеральные конституционные законы РФ и федеральные законы РФ; международные договоры, заключенные РФ с другими странами.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В ней содержатся наиболее общие положения, определяющие построение уголовного процесса, относящиеся к правам и свободам человека и гражданина в области уголовного судопроизводства (гл. 1 и 2) и к осуществлению судебной власти в уголовном процессе (гл. 5).

Основным кодифицированным источником, непосредственно регулирующим уголовно-процессуальную деятельность, является УПК, который состоит из 6 частей, 19 разделов, 56 глав. Законы, регулирующие уголовно-процессуальную деятельность, и все иные нормы, которые также направлены на регулирование указанной деятельности, должны соответствовать не только Конституции РФ, но и УПК.

К числу источников уголовно-процессуального права также относятся отдельные уголовно-процессуальные нормы, содержащиеся в законах, которые носят комплексный характер. Например, Закон РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в РФ" содержит положение о самостоятельности, независимости и неподочетности судебной власти, о гарантиях независимости судей и др. ФЗ от 17 января 1992 г. "О прокуратуре РФ" определяет функции прокуратуры в уголовном процессе, содержит положения о надзоре прокуратуры за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и об участии прокурора при рассмотрении уголовного дела в суде и др. В ФЗ от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" важное значение имеют положения и условия, при которых результаты ОРД могут служить поводом и основанием к возбуждению уголовного дела и быть использованы в доказыванию по уголовному делу. К числу источников уголовно-процессуального права относятся общеправовые принципы и нормы международного права и международные договоры РФ о правовой помощи по уголовным делам. Если международные договоры РФ устанавливают иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международных договоров (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 1 Декларации прав человека и гражданина (1991)).

3. Уголовно-процессуальное право и его место в системе других отраслей права

Уголовный процесс не существует вне правового регулирования. Невозможно существование уголовно-процессуальных отношений, не урегулированных нормами уголовно-процессуального права. С учетом специфики регулируемых общественных отношений мы можем определить уголовно-процессуальное право как социально обусловленную и урегулированную законом систему общественных отношений в деятельности органов расследования, прокуратуры и суда по поводу возбуждения, расследования и разрешения уголовных дел. Понятия уголовного процесса и уголовно-процессуального права неидентичны. Если уголовный процесс есть деятельность участвующих в нем органов и лиц, вступающих между собой в процессуальные отношения, то уголовно-процессуальное право – это совокупность правовых норм, регламентирующих эту деятельность, а также правовые отношения, возникающие в уголовном судопроизводстве.

Уголовно-процессуальное право упорядочивает уголовно-процессуальную деятельность, вносит в нее строгую определенность и ставит под контроль и защиту государства. Осуществляется это путем создания общеобязательных норм (образцов) поведения, которым необходимо следовать при наличии определенных обстоятельств, и установления мер принуждения на случай, если те или иные участники уголовного процесса не будут придерживаться установленных требований. Уголовно-процессуальное право наиболее близко примыкает к уголовному праву, поскольку оно определяет порядок реализации мер воздействия, устанавливаемых за совершение преступлений. Содержание уголовно-процессуального права частично предопределяется содержанием норм уголовного права (нормы УК РФ о составе преступления предопределяют предмет доказывания при производстве по уголовным делам и т. д.). Уголовно-процессуальные нормы по своему содержанию и назначению имеют связь с нормами других отраслей права – гражданско-процессуального, административного, гражданского, международного и др. Так, например, гражданское право дает понятия "коммерческой организации", "законного представителя несовершеннолетнего" и др. Кроме того, вопросы возмещения ущерба, причиненного потерпевшему от преступления, которые не были разрешены в рамках уголовного процесса, разрешаются в гражданском производстве. Административное право, например, частично определяет критерии разграничения уголовного преступления и административного правонарушения. Связь уголовного процесса с международным правом проявляется при оказании правовой помощи другим государствам по уголовным делам, а также при решении вопросов экстрадиции. Следует также еще раз напомнить, что международно-правовые нормы являются источником уголовного процесса.

4. Соотношение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности

Уголовный процесс находится в тесной связи с оперативно-розыскной деятельностью, а точнее – с результатами ОРД. Результаты оперативно-розыскной деятельности – сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (п. 36.1 ст. 5 УПК РФ). И уголовно-процессуальная, и оперативно-розыскная деятельность – это разновидности правоохранительной деятельности государства, направленные на борьбу с преступностью. Однако перед оперативным работником стоит задача познать (что, где, кто, как, когда и т. д.). Перед следователем стоит задача не только познать, но и удостоверить познанное доказательствами.

Следователь осуществляет свою деятельность средствами и методами, предусмотренными уголовно-процессуальным законом, т. е. носящими процессуальный характер. Перед следователем и оперативным работником стоят различные задачи. Соответственно приемы и способы, с помощью которых эти задачи решаются для достижения поставленной цели, весьма различаются. Оперативный работник и следователь (лицо, производящее дознание) работают в тесном взаимодействии, но в различных правовых режимах, что обусловливает характер их деятельности.

Как подготовиться к зачету за 1 день

Зачёт — это форма проверки знаний учащихся по предмету и допуск к экзаменационной сессии. Зачёт может проходить устно либо письменно — всё зависит от предмета и преподавателя.

Считается, что сдать зачёт проще, чем пройти подготовку к дифференцированному зачёту или экзамену. Но не всё так однозначно. Например, зачёт по высшей математике на филфаке — то ещё удовольствие, и даже мысль, что экзамен по этому предмету проходит сложнее, не спасает.

Чтобы не впасть в отчаяние, а заодно в бесконечный круг пересдач, зачёты лучше закрывать во время семестра, посещая пары и проявляя активность. Но если автомата не случилось, а учёбу вы, как стрекоза из басни Крылова, прогуляли, тогда это статья для вас. В ней вы узнаете о различных способах подготовки и даже сможете найти ответ на вопрос: как подготовиться к зачёту за 1-2 дня!

А чтобы первыми получать самые свежие статьи из мира образования, подписывайтесь на наш информационный канал в Telegram. И не забывайте заглядывать на ресурс, где много горячих акций и скидок.

Почему возникают сложности с подготовкой к зачёту

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Спринтеры — это молодые люди, которые предпочитают встречаться с друзьями и заниматься своими увлечениями вместо того, чтобы тратить время на учёбу и подготовку к зачётам и экзаменам. Зато среди них много уникумов, которые несмотря на несерьёзное отношение к учёбе во время семестра, умудряются подготовить и сдать даже дифзачёты на высокий балл.


На спринтеров хорошо действуют дедлайны, превращая их из ленивых котов в героев учёбы Психологи объясняют такую работоспособность высоким выбросом адреналина. Зачёты и экзамены — это сильный стресс для нашего организма, во время которого в кровь выбрасывается большое количество этого гормона. Он заставляет все системы работать в авральном режиме, усиливает концентрацию и позволяет быстро выучивать сложный и объёмный материал.

Как хорошо подготовиться к зачёту

Если вы не относитесь к тем редким счастливчикам, которые посвящают всё время учёбе и легко сдают все зачёты и экзамены, тогда устраивайтесь поудобнее для знакомства с эффективными методами, которые помогут легко подготовиться к зачёту в самые короткие сроки.

Рациональный метод

Как успешно подготовиться к зачёту за неделю? С такой задачей легко справится рациональный метод. Что это значит? Даже если вы не самый организованный человек, пожить в режиме строгого распорядка дня и тайм-менеджмента неделю сможет каждый.

  1. Первое, что нужно сделать, это оценить объём материала, который необходимо выучить.
  2. Второе — распределить его по дням и выбрать подходящую схему обучения. Например, 30 минут учим — 10 отдыхаем. 6-7 таких подходов, после — большой отдых.
  3. Третье — правильно организовываем пространство. Для этого выключаем все уведомления, создаём тишину и ставим на часах будильник, который поможет соблюдать баланс работы и отдыха.

Если вы подойдёте к подготовке к зачёту таким рациональным способом, вы получите глубокие знания по предмету, которые не только принесут хорошую оценку, но и останутся с вами на долгие годы.

Творческий метод

Неделя на подготовку к зачёту — невиданная роскошь. Чаще вопрос звучит так: как подготовиться к зачёту за один день? В таких случаях хорошо работают творческие способы. Среди них:

  • учить материал перед зеркалом;
  • пропеть самые важные места, которые необходимо запомнить;
  • делать выделения цветом;
  • помечать схемы и рисунки на полях.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Ассоциативный метод

Как и творческий, ассоциативный метод отвечает на вопрос, как быстро подготовиться к зачёту. Но только в нём вы используете мнемотехники для создания устойчивых образов.

  1. При изучении темы, выделить основные понятия, которые надо запомнить.
  2. При запоминании мысленно расставлять их в определённой последовательности в своей комнате.

Всё, что вам останется сделать, когда вытяните билет — это закрыть глаза и вспомнить маршрут, по которому вы двигались в своей воображаемой комнате. Такой способ особенно хорош, если надо подготовиться к устному зачёту.

Для быстрого запоминания информации помимо ассоциативных способов также хорошо подойдут другие методики самообразования.

Командный метод

Как подготовиться к зачёту за 1 день? Позвать одногруппников — ведь вместе веселее и продуктивнее. Конечно, нужно предварительно договориться о правилах и дать указания каждому, иначе подготовка может плавно перейти в вечеринку.

Итак, чтобы всё получилось, разделите все темы к зачёту между участниками. Задача каждого: подготовить два-три вопроса, а потом рассказать остальным. Это позволит не только сократить время на изучение, но и отработать своё выступление перед преподавателем.


Вместе даже к зачёту эффективнее готовиться

Зачётный минимум

  • основные формулы в математике или физике;
  • ключевые даты в истории;
  • главные направления в литературе или психологии и знаковые представители каждого.

Запомните только самую важную информацию. Если вы сдаёте гуманитарные предметы, этого порой достаточно, чтобы развить тему и получить зачёт, просто пользуясь логикой. Ведь часто преподаватели не хотят ставить допуск, если видят, что студент даже не пытался готовиться и абсолютно равнодушен к предмету.

Повысить концентрацию внимания во время обучения можно с помощью естественных стимуляторов: это кофе, чай, цитрусовые соки. Прогнать сонливость помогут не только напитки, но и ароматы. Пару капель апельсинового или лимонного масла в аромалампе творят чудеса.

Тактический метод. Использовать в исключительных случаях!

  1. Накануне сделайте закладки в книгах по всем темам зачёта.
  2. Ложитесь спать пораньше, чтобы утром ваша головы была лёгкой.
  3. Приходите на зачёт первым, чтобы отслеживать, какие билеты вытягивают.
  4. Убирайте закладки с каждым вытянутым билетом.
  5. Когда останется всего пять последних человек, распределите между собой невытянутые темы билетов и напишите шпаргалки. 20 минут вполне достаточно, чтобы впятером подготовить пять, а то и десять тем.

Такой метод поможет сдать зачёт, если преподаватель не догадается о тактической хитрости, но, увы, не позволит получить глубокие знания по предмету.

В университетах многих стран, в том числе европейских и японских нельзя пользоваться шпаргалками и списывать у других. За это можно не просто лишиться всех заслуженных за годы обучения оценок, но и вылететь из учебного заведения.

Спать или не спать, вот в чём вопрос

Многие психологи говорят, что перед зачётом и экзаменами лучше пораньше лечь спать, а не сидеть ночь напролёт. И вообще сон должен быть в приоритете у каждого студента. Ведь он значительно влияет на память, креативные способности и скорость реакции.

Но несмотря на все предостережения, есть некоторые студенты, которые считают, что как раз таки за ночь проще всего подготовиться к зачёту. Они учатся до утра, могут лечь спать на два-три часа или сразу пойти в университет без сна. Если вы решили попробовать такой способ, то отвечать лучше в первой пятёрке, пока знания свежи, а организм не отключается от вынужденной бессонницы.

Несмотря на высокие результаты, часто практиковать такую подготовку к зачётам и экзаменам всё же не стоит. Информация не задержится надолго, а здоровье можно подорвать.

Советы для успешной подготовки к зачёту

Мы разобрали несколько реально работающих методик, которые помогут быстро подготовиться к зачётам и даже станут отличным дополнением к копилке способов для сдачи экзаменов без зубрёжки (часть 1 и часть 2). Но помимо этого мы хотим поделиться полезными советами, которые позволят усилить любой из вышеописанных методов:

  1. Старайтесь не заучить, а понять суть. Механическое запоминание — неблагодарный труд: информация останется в голове ненадолго, а любой сторонний вопрос, может выбить почву из-под ног.
  2. Учитесь интервалами в 20-45 минут. Наша память работает по своим законам: мы лучше запоминаем информацию, которую прочитали в начале и в конце. Поэтому обучение без перерывов непродуктивно.
  3. Не забывайте отдыхать. А чтобы перерыв был максимально полезным, сделайте дыхательную гимнастику, короткую медитацию, займитесь растяжкой или перекусите орехами, мёдом или фруктами, богатыми клетчаткой.
  4. Готовясь к зачёту, распределите темы от простого к сложному, отмечая по мере изучения те, которые вы освоили. Так вы будете визуально отслеживать прогресс и чётко понимать объём, который остался.
  5. Не стоит учить только часть вопросов, надеясь, что именно они вам и попадутся. Лучше знать хоть чуть-чуть, но из каждой темы, чем играть в русскую рулетку на зачёте.
  6. Сделайте шпаргалки по каждому вопросу, состоящие из самых важных тезисов. Даже если не удастся ими воспользоваться, вы точно лучше запомните написанное от руки.

Теперь у вас есть целый список советов и методов, которые позволят легко и быстро готовиться к любому зачёту в университете. А если нужна помощь в подготовке шпаргалок или написании работ, обращайтесь в наш студенческий сервис.

Читайте также: