Как победить коррупцию алгоритмами

Обновлено: 02.07.2024

Недавно я встретил знакомого предпринимателя, и мы заговорили о коррупции в российском бизнесе. Человек, сделавший состояние в 1990-е годы, в том числе за счет активного использования неформальных связей, специальных отношений и креативных схем с участием государственных чиновников, рассказывал о противостоянии коррупции в его компании и своем активном участии в этой работе.

Мифы и реалии российской бизнес-коррупции

Коррупция относится к тем областям нашей жизни, о которых не принято говорить вслух. Предполагается, что все всё понимают, и нет необходимости озвучивать общеизвестные, но малоприятные истины. Такое положение приводит к рождению и распространению мифов, удобных определенным социальным группам, но имеющих мало общего с реальностью. К сожалению, деликатность темы весьма затрудняет проведение серьезных исследований, что способствует дальнейшему укреплению мифов.

Чтобы пролить свет на темное царство бизнес-коррупции в России, профессор Лондонского университета (UCL) Алена Леденева и автор этих строк провели в 2011 году исследование, в котором приняли участие более сотни первых руководителей российских и зарубежных компаний, работающих в нашей стране. В ходе исследования мы хотели выяснить, с какими конкретными проявлениями коррупции сталкиваются компании, кто является инициаторами и бенефициарами этих практик, кто несет издержки, как бизнесы противостоят коррупции. Исследование показало, что коррупция действительно является масштабным явлением в российском бизнесе, коррупционные практики разнообразны и постоянно эволюционируют, в среднем, организации гораздо эффективнее в выявлении коррупционных действий, чем в предотвращении их. В ходе исследования нам удалось выявить несколько популярных мифов и сравнить их с реальным положением дел.

Миф 1. Коррумпированные чиновники являются главной движущей силой коррупции в российском бизнесе, в то время как руководители компаний – жертвы в этом неравном противостоянии честного бизнеса и бесчестного государства.

Реальность не просто сложнее, она – другая. На основании анализа с учетом частоты использования 27 конкретных форм коррупции, называемых в дальнейшем коррупционными практиками, получилась следующая картина:


ИнициаторБенефициар
Чиновники4 практики 18,5%7 практик 31,4%
Менеджеры21 практика 76%12 практик 37,6%
Сотрудники1 практика 0,6%n/a
Акционерыn/a6 практик 20,6%
Поставщики1 практика 4,7%2 практики 10,2%
Клиентыn/an/a
Обществоn/an/a
Конкурентыn/an/a

Как видно из таблицы, менеджеры являются не только инициаторами подавляющего большинства коррупционных действий, но и получают персональную выгоду от значительного числа таких действий. Основные убытки от коррупции в бизнесе терпят, как и следовало ожидать, акционеры.

Миф 2. Коррупционные стратегии обеспечивают в условиях России долгосрочные конкурентные преимущества.

Миф 3. В условиях коррупционного беспредела России отдельно взятая компания бессильна противостоять коррупции.

Наше исследование показало, что сегодня действующие в России компании в наибольшей степени страдают от следующих коррупционных практик (10 наиболее распространенных в порядке убывания частоты).

При этом для крупных компаний наиболее болезненными являются практики, связанные с коррупционными действиями менеджеров и сотрудников, для мелких – с давлением сотрудников силовых организаций низового уровня, для иностранных – с действиями регуляторов и органов исполнительной власти на всех уровнях, а также отношениями с поставщиками.

Превращение противостояния коррупции в бизнес-задачу. Эффективно противостоящие коррупции компании рассматривают эту деятельность как важную составляющую создания и сохранения стоимости бизнеса, такую же, как управление логистикой, производством, продажами или маркетингом. В их работе преобладает деловой, а не моралистский подход, они пользуются инструментами управления бизнесом: создают метрики, устанавливают цели, разрабатывают стратегии, выделяют бюджеты, вознаграждают и наказывают сотрудников за их действия или бездействия.

Во-вторых, лидеры создают мощную поддержку тем, кто противостоит коррупции на нижних уровнях организации. Их авторитет, а иногда и прямое участие через иерархические уровни, усиливает позиции борцов с коррупционными практиками.

Требуется лидерство

Что может способствовать пробуждению лидерства? На мой взгляд, три основных момента. Первое, логика экономического и социального развития, влияние глобализации делают коррупционные бизнес-модели все более непривлекательными не только для акционеров, но и для наемных высших руководителей. Второе – появление и успех руководителей нового типа с глобальным мировоззрением и ценностями. И третье – то, что поменяло моего знакомого, – здоровая амбиция сделать что-то еще, причем такое, о чем можно с гордостью рассказывать в любой аудитории.

Читайте также: