Как по мнению автора граждане могут влиять на власть укажите 2 способа влияния

Обновлено: 03.05.2024

Какова роль политики в жизни общества?

Политика играет важнейшую роль в жизни общества. Политика — это искусство управлять. Именно поэтому управленцем может стать не каждый. Важной чертой политики является то, что она нацелена на рациональное и прогрессивное развитие общества.

Гражданин – это человек, имеющий принадлежность (гражданство) к государству.

В чём заключаются права и обязанности гражданина России?
Гражданин в Российской Федерации несет права и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и в других законодательных актах.

За их несоблюдение законом предусмотрены санкции, закрепленные в нормативных актах. Например, в уголовном кодексе закреплены санкции за совершенные преступления, а в Кодексе об административных нарушениях закреплены санкции за совершение правонарушений.

Может ли рядовой гражданин влиять на политику?

Каждый гражданин может влиять на политику государства и участвовать в управлении делами государства. Предусмотрены специальные формы участия граждан в политической жизни общества. Это выборы (Например, голосование на выборах Президента), референдум (на нем была принята Конституция Российской Федерации) Каждый гражданин имеет право выбирать и быть избранным.

Зачем людям нужны политические свободы?

Политические свободы нужны как раз для того, чтобы влиять на политику и участвовать в управлении делами государства.
Кто может участвовать в управлении делами государства?
Каждому гражданину предоставляется право на доступ к государственной службе, оно является равным для всех.

В Конституции закреплены основные политические права граждан, которые не могут быть нарушены. Граждане могут писать обращения к органам власти, а также, создавать общественные объединения или политические партии, чтобы участвовать в политической борьбе.

Граждане имеют право участвовать в митингах и шествиях. Они должны проходить без оружия и мирным образом. Необходимо упомянуть, что граждане имеют право участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

Зачастую граждане не знают элементарных прав, их естественно нарушают, а способов защиты не знают и не могут знать из-за политической непросвещенности.
Чтобы я лично активно участвовал в политической жизни, мне необходимо стремление защищать свои нарушенные права, и права своих близких.

В Конституции РФ, в статье 31 закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Соответственно, уведомительный порядок будет полнее отвечать соблюдению прав граждан, ведь разрешительный порядок может нарушать право граждан на свободу собраний, митингов.
Если речь о разрешительном порядке, соответственно, граждане должны спрашивать разрешение на вышеперечисленные формы выражения мнения.

Я считаю, что данные показатели вполне оправданы.
Молодое поколение скептически относится к своей возможности влиять на власть. Они считают, что даже их голос на голосовании ничего не решает, ну или они просто не имеют право голосовать до достижения 18 лет.

Самые пожилые граждане проявляют малый интерес к политике потому, что в силу своего самочувствия и болезней им не хочется активно участвовать в подобных мероприятиях. Зачастую это уже разочарованные граждане.

Средние возрастные группы считают, что никто кроме них не сможет изменить жизнь в стране в лучшем направлении. Они активно голосуют, проводят собрания, пишут обращения, звонят на горячую линию Президента РФ и так далее.

1. Как гражданин может участвовать в управлении делами государства?

Каждый гражданин может влиять на политику государства и участвовать в управлении делами государства. Предусмотрены специальные формы участия граждан в политической жизни общества. Это выборы (Например, голосование на выборах Президента), референдум (на нем была принята Конституция Российской Федерации) Каждый гражданин имеет право выбирать и быть избранным.

Политические свободы нужны как раз для того, чтобы влиять на политику и участвовать в управлении делами государства.
Каждому гражданину предоставляется право на доступ к государственной службе, оно является равным для всех.

В Конституции закреплены основные политические права граждан, которые не могут быть нарушены. Граждане могут писать обращения к органам власти, а также, создавать общественные объединения или политические партии, чтобы участвовать в политической борьбе.

Граждане имеют право участвовать в митингах и шествиях. Они должны проходить без оружия и мирным образом. Необходимо упомянуть, что граждане имеют право участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

2. Какие возможности влиять на политику дают выборы и референдумы?

Выборы позволяют гражданам отдать свой голос за достойного по их мнению кандидата. Тем самым, если каждый гражданин выразит свою волю, то у власти будет именно тот, кого они хотели бы видеть.
Референдумы действуют по тому же принципу. На них решаются важнейшие вопросы. Например, на референдуме была принята Конституция Российской Федерации – основной закон.

3. Как можно воздействовать на власть, используя различные политические права и свободы?

Предусмотрены специальные формы участия граждан в политической жизни общества. Это выборы (Например, голосование на выборах Президента), референдум (на нем была принята Конституция Российской Федерации) Каждый гражданин имеет право выбирать и быть избранным.

Политические свободы нужны как раз для того, чтобы влиять на политику и участвовать в управлении делами государства.
Каждому гражданину предоставляется право на доступ к государственной службе, оно является равным для всех.

В Конституции закреплены основные политические права граждан, которые не могут быть нарушены.

Граждане могут писать обращения к органам власти, а также, создавать общественные объединения или политические партии, чтобы участвовать в политической борьбе. Граждане имеют право участвовать в митингах и шествиях. Они должны проходить без оружия и мирным образом. Необходимо упомянуть, что граждане имеют право участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

4. Чем определяются ограничения политических свобод?

Например, в статье 31 Конституции РФ 31 закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Законы каждой страны вводят некоторые ограничения свободы собраний. Например, запрещено собрание людей с оружием (даже самодельным), так как это создаёт угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц.

Угрозу могут представлять и митинги, на которых людей призывают к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Существуют и иные ограничения, связанные с необходимостью поддержания общественного порядка. Например, большие скопления людей могут помешать движению транспорта, нарушить покой живущих поблизости граждан.

5. При каких условиях человек может сознательно участвовать в политической жизни?

Для того чтобы участвовать в политической жизни, необходимо наличие двух критериев: это вменяемость и дееспособность.
Существует две категории: дееспособность и правоспособность.

Правоспособность – способность иметь права, а дееспособность — способность их использовать.

До достижения 18 лет человек считается не дееспособным в политической сфере, так как не сможет максимально верно оценить существующие политические явления.

Именно поэтому, участие в выборах допускается только с 18 лет. Что касается прямого участия в выборах (право быть избранным), то возможность стать кандидатом в депутаты возникнет только в 21 год, а кандидатом в Президенты РФ только с 35 лет.

6. Какие действия являются проявлениями политического экстремизма?

В Российской Федерации к проявлениям политического экстремизма относят:

  • 1. Подготовку и совершение действий, которые направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • 2. Подрыв безопасности Российской Федерации;
  • 3. Захват или присвоение властных полномочий.
  • 4. Создание незаконных вооружённых формирований и осуществление террористической деятельности.
  • 5. Возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
  • 6. Унижение национального достоинства;
  • 7. Осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти, а также по мотивам вражды в отношении какой-либо социальной группы.
  • 8. Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо сходных с нацистской атрибутикой или символикой.

В КЛАССЕ И ДОМА

В дискуссии высказаны две точки зрения: 1) политикой может заниматься каждый человек; 2) политикой может заниматься лишь тот человек, который обладает качествами политического деятеля. А какова твоя точка зрения? Аргументируй свой ответ.

Я считаю, что политикой может заниматься каждый, и каждый имеет право участвовать в политической жизни. Предусмотрены специальные формы участия граждан в политической жизни общества. Это выборы (Например, голосование на выборах Президента), референдум (на нем была принята Конституция Российской Федерации) Каждый гражданин имеет право выбирать и быть избранным.

Политические свободы нужны как раз для того, чтобы влиять на политику и участвовать в управлении делами государства.
Каждому гражданину предоставляется право на доступ к государственной службе, оно является равным для всех. В Конституции закреплены основные политические права граждан, которые не могут быть нарушены.

Граждане могут писать обращения к органам власти, а также, создавать общественные объединения или политические партии, чтобы участвовать в политической борьбе.

Граждане имеют право участвовать в митингах и шествиях. Они должны проходить без оружия и мирным образом.
Необходимо упомянуть, что граждане имеют право участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

Я считаю, что такое отношение к своей стране можно считать предательством. Нельзя не интересоваться политикой и не участвовать в государственных делах, ведь речь идет о нашей жизни, о жизни общества в целом, которую мы должны делать максимально комфортной и защищенной. Нельзя относиться с пренебрежением к своей возможности участвовать в политике.

3. В ряде стран и в нашей стране органы власти регламентируют время и место проведения митингов, например не разрешают митинги на центральных магистралях в рабочие дни недели и т. п. Выскажи своё мнение, не является ли такая регламентация нарушением свободы собраний.

Я считаю, что это обосновано. В статье 31 Конституции РФ 31 закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Законы каждой страны вводят некоторые ограничения свободы собраний. Например, запрещено собрание людей с оружием (даже самодельным), так как это создаёт угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц.

Угрозу могут представлять и митинги, на которых людей призывают к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Существуют и иные ограничения, связанные с необходимостью поддержания общественного порядка. Например, большие скопления людей могут помешать движению транспорта, нарушить покой живущих поблизости граждан.

4. На митинг, разрешённый органами власти, для охраны порядка были направлены наряды полиции. Во время митинга его возбуждённые участники затоптали газоны на площади, поломали ограждения. Кто, по-твоему мнению, должен возместить ущерб: организаторы митинга или полиция? Свой ответ аргументируй.

Я считаю, что ущерб, который был понесен во время митинга, должны возмещать организаторы. В Кодексе об административных правонарушениях, а именно КоАП РФ Статья 7.17. Уничтожение или повреждение чужого имущества.

Из нее следует, что умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, -влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Я считаю, что это верно. Из статьи 29 Конституции Российской Федерации следует, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. А также гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Можно сделать вывод о том, что мы живем в демократии.
Например, в советские времена была строгая цензура, все произведения искусства, картины, книги, стихотворения – все подлежало тщательной проверке.

6. Объясни, почему свобода слова, собраний, ассоциаций признаётся условием нормального развития человека и общества.

Это объясняется тем, что каждый человек имеет право выразить свою волю посредством разрешенных в Конституции РФ способов. В статье 31 Конституции РФ 31 закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. С помощью данных способов народ может в мирной форме высказать свое недовольство и свои требования.

7*. Подбери из газет и журналов (возможно, из Интернета) материалы, иллюстрирующие основные идеи данного параграфа.

В предстоящие годы в соответствии с парадигмой становления России как правового, демократического и социального государства с рыночной экономикой в крае необходимо проведение государственной политики, направленной на развитие гражданского общества и его активное вовлечение в социально-экономическую жизнь и реализацию Стратегии развития края.

Основной целью государственной политики в сфере развитии гражданского общества является создание правовых, информационных, организационных, инфраструктурных условий для поддержки и развития форм общественного участия и самоорганизации граждан.

В предстоящие годы проводимая государственная политика в сфере развития гражданского общества будет сосредоточена на следующих основных направлениях: 1. Совершенствование механизма исполнения социальных обязательств государства путем конкурсного перераспределения части исполнительных полномочий по предоставлению социальных услуг от государственных учреждений к общественным институтам.

Успешная работа требует согласованности действий всех ее участников. Это возможно только при условии единого руководства, подчинения всех работников единой воле. Однако такое единство не может возникнуть случайно: его необходимо организовать, активизировать и поддерживать деятельность отдельного работника и группы.

Руководитель должен знать те силы и средства, с помощью которых это можно сделать.

Каждый раз, когда руководитель дает указания исполнителю или группе исполнителей, то он предполагает, что его указание полностью отразится в сознании людей и сразу же последуют желаемые действия. Но в жизни так бывает не всегда. Даже при более или менее полном осознании человеком своих задач и функций может не последовать ожидаемых действий. Для этого нужны определенные усилия руководителя, которые способны повлиять на поведение людей.

1. Влияние

Влияние — это использование конкретных средств, с помощью которых одно лицо вносит изменение в поведение, отношение и т.д. другого лица. Средства могут быть самые разнообразные: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа; от высказывания идей до насилия.

Руководитель должен представлять эффект своего влияния на поведение будущего исполнителя. В результате руководитель и исполнитель усваивают схожую или несхожую манеру поведения на будущее.

Влияние зиждется на обращении к активным потребностям исполнителя.

Никто не может влиять на людей в любых ситуациях. Влияние зависит от конкретной ситуации, от способностей руководителя, а также от той личности, на которую оказывается влияние. Руководитель зависит от своего непосредственного начальника, от подчиненных и коллег. Без содействия этих людей, представляющих собой часть окружающей среды руководителя, он не может влиять и осуществлять свои функции.

Руководитель должен оказывать влияние на подчиненных таким способом, который побуждает их к действию, к фактическому труду, к подчинению, необходимому для достижения целей фирмы. Для того чтобы влияние было действенным, руководитель должен осознать интересы фирмы и свои ролевые возможности, проявить волю и использовать власть. Чтобы влиять, необходимо имеет основу влияния — власть.

2. Власть

Власть — это способность влиять на поведение других людей, возможность оказывать воздействие на их деятельность с помощью какого-либо средства: воли, принуждения, поощрения, внушения, интриги и т.д.

Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, потому что они зависят от него в таких вопросах, как содержание рабочего задания, повышение зарплаты, повышение в должности и т.д. Однако в некоторых случаях подчиненные имеют власть над руководителем, так как он зависит от них в таких вопросах, как сотрудничество, получение достоверной информации и т.д.

Успешный руководитель всегда будет соблюдать баланс власти над подчиненными и своей зависимости от них. Осуществляя власть, он будет заботиться о реализации групповых целей, о помощи группе в средствах их достижения.

3. Формы власти

Власть может принимать разнообразные формы. Основы власти можно представить в виде четырех главных форм:

  1. Власть, основанная на принуждении;
  2. Власть, основанная на вознаграждении;
  3. Должностная (традиционная) власть;
  4. Власть авторитета.

3.1. Власть, основанная на принуждении

Это влияние через страх. Исполнитель верит, что влияющий может наказать, лишив потребности, или вообще сделать какие-то неприятности. Поэтому через страх люди сознательно или бессознательно разрешают на себя влиять.

Обычно страх ассоциируется с насилием, с физической болью. Но это далеко не единственный механизм страха. Например, страх потерять интересную и хорошо оплачиваемую работу свойственен, кажется, всем.

В определенных обстоятельствах можно так легко и успешно использовать страх: намек на увольнение или понижение в должности обычно дает немедленные результаты.

Но для компетентного подчиненного такие грубые приемы не так страшны. Гораздо чаще страх, нагоняемый на такого подчиненного, направлен не на его материальные интересы, а на его самолюбие. Например, вскользь брошенное замечание, что другой уже давно справился бы с таким заданием, унижает и может вселить страх.

Влияние через страх действует только в том случае, если человек нарушает регламентированное поведение. Поэтому, чтобы использовать такой инструмент как страх, необходимо иметь систему контроля.

Исследования показывают, что трудовой коллектив, где используется власть, основанная на принуждении, скорее всего характеризуется менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции.

3.2. Власть, основанная на вознаграждении

Обещание вознаграждения — один из самых старых и часто самых действенных способов влияния на других людей. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление ожиданий подчиненного. Он не сопротивляться этому влиянию, и руководитель добивается от него желаемого поведения.

Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное, то есть оно должно быть адекватно согласию на влияние. Эта воображаемая адекватность является главным преимуществом власти, основанной на вознаграждении.

Руководитель должен правильно оценить то, что в глазах подчиненного является вознаграждением, и фактически предложить его ему. Однако на практике у руководителя есть масса ограничений в возможности выдавать вознаграждение. Фирма имеет ограниченное количество ресурсов на поощрение. Поэтому успешный руководитель должен научиться использовать и другие способы влияния.

3.3. Должностная власть

Должностная власть определяется существующей системой субординации (соподчинения) и совокупностью функций, прав и обязанностей в структуре управления. Она определяется предоставлением руководителю полномочий по принятию и реализации управленческих решений, изданию нормативных актов, по принуждению подчиненных к их исполнению.

Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментами, с помощью которых руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы.

Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг подчиняться им. Это влияние стало традицией, в результате которой подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя.

Бесперебойное функционирование фирмы прямо зависит от готовности подчиненных по традиции признавать законную власть руководителя. Но такое влияние возможно до тех пор, пока руководитель способен удовлетворить потребности подчиненного. Система, основанная на традициях, рухнет, если не даст своим лояльным сторонникам тепло и защищенность.

Традиция особенно важна для формальных трудовых коллективов. Возможность поощрять и наказывать укрепляет полномочия руководителя отдавать приказы. С помощью традиции повышается быстрота и предсказуемость влияния и значительно упрощается принятие многих решений.

Традиция обладает огромным преимуществом — безличностью. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность. Это повышает стабильность, так как функционирование фирмы не зависит от жизни или способностей какой-то одной личности.

3.4. Власть, основанная на авторитете

Одной из форм осуществления власти является авторитет — положительная оценка достоинств руководителя и убежденность подчиненных в правильности и точности принимаемых им решений.

Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Исполнитель верит, что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят ему удовлетворить потребность.

Авторитет основан на двух источниках:

  1. на вере в личностные особенности человека, его престиж;
  2. на вере в способности человека, его деловые качества.

Без авторитета нет достойного руководителя. Отсутствие или недостаток авторитета вызывает массу сложностей во взаимоотношениях руководителя с подчиненными.

Авторитет руководителя основан на доверии подчиненных:

  1. на убеждении доброжелательного отношения к подчиненным;
  2. на убеждении, что руководитель обладает широким кругозором;
  3. на уверенности в том, что руководитель принимает решения в некоторых случаях потому, что он лучше знает вопрос, чем подчиненные, а в других случаях привлекает для этого подчиненных.

Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. На уровне подсознания подчиненный отождествляет себя с руководителем. Это удовлетворяет его потребность в принадлежности и уважении.

Вот некоторые характеристики харизматических личностей:

  1. Обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих людей;
  2. Внушительная внешность. Лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится;
  3. Независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других;
  4. Хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению;
  5. Восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают восхищение ими, не впадая в надменность и себялюбие;
  6. Достойная, уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией.

Подчинение является сознательным и логичным, потому что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят удовлетворить им свои потребности. Влияние руководителя достигается благодаря его видимым достижениям. Разумная вера в руководителя заставляет повиноваться ввиду убеждения в правильности и точности его распоряжений.

Возрастающая сложность технологий ускорила и усилила использование разумной веры как механизма влияния на современных предприятиях. Некоторые исследования показали, что если группе людей только скажут, что один из них является специалистом (экспертом) в определенной сфере деятельности, то группа скорее будет следовать рекомендациям этого человека.

Принимая на веру мнения специалистов, линейный руководитель таким образом высвобождает свое время. Отказ принять совет специалистов на веру может означать, что линейный руководитель больше заботится о защищенности своей персоны, чем об удовлетворении более высоких потребностей своих подчиненных.

В некоторых случаях влияние разумной веры может изменить баланс власти руководителя и подчиненного, поскольку руководителю нужна информация и рекомендации подчиненного. По меньшей мере, временно у подчиненного может оказаться больше власти, чем в похожей ситуации у руководителя. Возможно, и сам руководитель на первых порах работы в этой должности окажется под сильным влиянием разумной веры авторитета специалистов и примет на веру многое из того, что скажут ему подчиненные.

4. Влияние путем сотрудничества

Все более высокий образовательный уровень исполнителей во многих случаях ликвидировал интеллектуальный разрыв между руководителем и подчиненными. С годами социальные и финансовые различия между людьми также уменьшились. Следовательно, становится все труднее основывать власть только на принуждении, вознаграждении, традиции или авторитете.

Две формы влияния, которые могут побудить подчиненного к активному сотрудничеству, — убеждение и участие. Современные руководители могут стать более успешными руководителями, если они будут совершенствовать свои навыки в этих двух формах влияния.

4.1. Влияние путем убеждения

Убеждение — это эффективная передача своей точки зрения другому. Руководитель заставляет подчиненного поверить в необходимость выполнения работы самостоятельно. Он признает квалификацию подчиненного, доверяет ему как специалисту и выражает уверенность, что все будет сделано в срок и качественно.

Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что подчиненный обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Другими словами, руководитель признает свою зависимость от подчиненного.

Убеждение влияет тем, что доводит до сознания подчиненного тот факт, что, выполнив желание руководителя, он удовлетворяет как специалист свою собственную потребность. Для убеждения руководитель использует логику и эмоции в зависимости от ситуации и расположенности подчиненного.

Некоторые методы влияния путем убеждения можно схематично представить следующим образом:

  • постарайтесь точно определить потребности подчиненного и апеллируйте к этим потребностям;
  • говорите, сообразуясь с интересами подчиненного, а не своими собственными;
  • при разговоре постарайтесь вызвать доверие и ощущение надежности.

4.2. Влияние через участие

Влияние через участие идет даже дальше, чем убеждение в признании власти и способностей подчиненного. Здесь руководитель просто направляет усилия на совместную работу. Это способствует обмену информацией и объединению усилий в единую позицию, в которую оба искренне будут верить.

Влияние через участие имеет успех потому, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, как правило, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.

Участие в принятии решений совершенно явно апеллирует к потребностям более высокого уровня — потребностям власти, компетенции, успеха, самовыражения.

Поэтому такой подход нужно использовать только в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами, и при условии, что можно положиться на то, что подчиненный будет работать на решение задачи, которую он сам выбрал.

К сожалению, исследования показали, что участие в управлении подходит не для всех ситуаций. Исполнители, которые не любят неясности, не очень склонны к индивидуализму и предпочитают четко регламентированные задания, лучше всего работают в более контролируемых условиях. Одной из причин, почему участие в управлении распространено не так широко, может быть и тот факт, что руководители не хотят отказываться от своих традиционных полномочий и прерогатив.

5. Практическое использование влияния

Чтобы побудить других к работе (особенно творческой и вдохновенной), руководителю бывает недостаточно только власти. Чтобы влияние через власть было достаточно сильным, необходимо наличие следующих условий:

  • подчиненный должен рассматривать влияние как источник удовлетворения (неудовлетворения) какой-то своей потребности;
  • подчиненный должен высоко ценить ту потребность, к которой апеллирует руководитель;
  • подчиненный должен считать достаточно высокой вероятность удовлетворения потребности в случае решения поставленной задачи;
  • подчиненный должен верить, что его усилие будет справедливо оценено руководителем.

АКЦИЯ ГОДА

В3.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(A) Ре­дак­ция из­вест­но­го жур­на­ла опро­си­ла чи­та­те­лей о том, как они оце­ни­ва­ют по­ли­ти­че­скую си­ту­а­цию в стра­не. (Б) К со­жа­ле­нию, мно­гие граж­да­не за­яви­ли о пол­ном от­сут­ствии ин­те­ре­са к по­ли­ти­ке. (B) Оче­вид­но, пра­ви­тель­ству и по­ли­ти­че­ским пар­ти­ям сле­ду­ет при­ло­жить уси­лия для по­вы­ше­ния по­ли­ти­че­ской ин­фор­ми­ро­ван­но­сти и ак­тив­но­сти граж­дан.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:

Прочитайте текс. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4, В5.

Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа от­ве­чав­ших) пред­став­ле­ны в диа­грам­ме.


В4.Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Каждый десятый опрошенный предпочитает в качестве формы участия в политической жизни страны встречи с политическими деятелями.

2) Четверть опрошенных не считает участие в выборах в качестве предпочтительной формы участия в политической жизни страны.

3) Направление обращений и писем в органы власти среди опрошенных более популярно, чем деятельность в политических партиях, движениях.

4) Опрошенные больше предпочитают участвовать в митингах, демонстрациях, чем приходить на встречи с политическими деятелями.

5) Направление обращений и писем в органы власти как форма участия в политической жизни страны получило среди опрошенных такую же поддержку, что и участие в митингах, демонстрациях и деятельность в политических партиях, движениях, вместе взятые.

В5. Ре­зуль­та­ты опро­са, от­ра­жен­ные в диа­грам­ме, были опуб­ли­ко­ва­ны и про­ком­мен­ти­ро­ва­ны в СМИ. Какие из при­ве­ден­ных ниже вы­во­дов не­по­сред­ствен­но сле­ду­ют из ре­зуль­та­тов опро­са?

За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Наиболее популярной формой участия населения региона в политической жизни страны является деятельность в политических партиях.

2) Жители региона используют различные формы участия в политической жизни страны.

3) Подавляющее большинство населения региона проявляет интерес к избранию должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемому при помощи голосования.

4) Демократизация политических отношений, по мнению опрошенных, позволяет усилить влияние человека на властные структуры.

5) Значительная часть жителей региона предпочитает форму участия в политической жизни страны, в которой отсутствует принцип непосредственности демократии

Часть III.

«Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой государственный строй, при котором никого не будут принуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет. (…)

В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

В силу первой власти государь или учреждение издаёт законы, временные или постоянные, и справляет или отменяет существующие законы, в силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти (которую можно назвать судебной. – Авт.) он карает преступников и разрешает столкновения частных

Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет издавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их.

Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.

Всё погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении составленном из сановников из простых дворян или простых людей были соединены это три ветви: власть создавать законы власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступников или тяжбы частных лиц.

В большинстве европейских государств установлен умеренный образ правления, потому что их государи, обладая двумя первыми властями, предоставляют своим подданным отправление третье. (…)

Если исполнительная власть не будет иметь права останавливать действия законодательного собрания, то последнее станет деспотическим, так как, имея возможность предоставить себе любую власть, какую оно только пожелает, оно уничтожит все прочие власти.

(Монтескьё Ш. О духе законов М.1999. С137, 1380139.)

С1.Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

С2.О каких видах власти существующих в каждом государстве, говорится в тексте? К каким последствиям может привести соединение видов власти в одном лице или в одном учреждении?

С3.Используя содержание текста, заполните таблицу.

Виды государственной власти Их содержание
1.
2.
3.

С4.Почему, по мнению автора должно существовать разделение властей? С опорой на текст и обществоведческие знания назовите три причины разделения властей.

С5.В одном телевизионном ток-шоу, посвящённой реформе политической системы, один из участников утверждал, что законодательная власть есть верховная, абсолютная, которая, следовательно, может брать на себя полномочия других ветвей власти. Привлекая текст и обществоведческие знания, сформулируйте два аргумента (обоснования), которые могли бы использовать критики данной точки зрения. Приведите фрагмент текста, который помог вам ответить на этот вопрос.

Табличка

На прошлой неделе в Госдуму внесли законопроект о местном самоуправлении. Если его примут, в России будут упразднены городские и сельские поселения, а губернаторы получат дополнительные рычаги для увольнения муниципальных глав. Русская служба Би-би-си разбиралась, что думают о законопроекте эксперты.

Законопроект "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" внесли на рассмотрение Госдумы 17 декабря. Его авторами стали председатель думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас. Ранее они же разработали законопроект о принципах организации публичной власти в регионах - его уже подписал Владимир Путин.

Что предлагается в законопроекте?

Законопроект о местном самоуправлении фактически упраздняет городские и сельские поселения. Вместо них документом вводятся муниципальные и городские округа. В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) остается также деление на внутригородские территории. Это означает, что в ближайшие годы Россию ждет масштабное укрупнение муниципальных образований. "Низовым" уровнем власти, по сути, станет районный вместо сегодняшнего поселенческого.

В отдельных регионах это укрупнение уже происходит. К примеру, в Московской области оно началось в 2014 году - вместо 378 муниципальных образований там появилось 64 городских округа с единой администрацией и депутатским корпусом.

Похожие процессы идут в Нижегородской, Саратовской и Калининградской областях, Пермском и Ставропольском крае и еще в нескольких регионах. Однако новый законопроект предполагает, что укрупнение запустится по всей стране. В документе для этого установлен переходный период до 1 января 2028 года.

В документе предусмотрено три вида преобразования муниципальных образований: объединение, разделение и изменение вида (например, городской округ при несоблюдении установленных для него требований должен быть преобразован в муниципальный округ).

Сегодня в России насчитывается около 20 тысяч муниципалитетов. По прогнозу "Центра прикладных исследований и программ", который приводят "Известия", после окончания реформы их число может сократиться до трех тысяч.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Чтобы получить согласие на укрупнение, не потребуется локальных референдумов - хватит решения местных советов депутатов. В новых округах могут быть созданы территориальные органы управления на местах взамен бывших поселенческих администраций. Как они будут выглядеть, в документе не описывается.

По мнению законодателей, переход к одноуровневой системе повысит эффективность местных органов власти и укрепит их финансовую основу. Они ссылаются на "высокую дотационность" муниципалитетов, а также на широко применяемую, по словам авторов законопроекта, практику перераспределения их полномочий на региональный уровень.

Законопроект расширяет возможности губернаторов влиять на выбор местных глав. В частности, в нем указано, что такой глава может избираться тремя способами - на прямых выборах гражданами, депутатами из собственного состава, либо по представлению губернатора. В третьем случае он предлагает депутатам как минимум две кандидатуры. И это новшество: сейчас губернаторы не могут напрямую рекомендовать кандидатов. Их отбором занимается конкурсная комиссия, де-юре на нее состав главы субъектов влияют лишь наполовину.

Каким способом избирать местную власть, решат регионы. При этом, как отмечал ранее "Коммерсант", прямых выборов в городах России почти не осталось - они сохранились лишь в семи крупных административных центрах. Чаще всего применяется конкурсная процедура.

Срок действия полномочий и глав, и депутатов установлен в проекте на пять лет. Также в нем увеличивается число оснований, по которым можно уволить местного главу. Например, губернатор вправе инициировать его отставку за "систематическое недостижение показателей эффективности деятельности".

Авторы считают, что эти нормы усилят ответственность муниципальных глав перед главами регионов.

Зачем это властям?

В пояснительной записке говорится, что законопроект подготовлен "в развитие положения Конституции РФ о единой системе публичной власти". Это понимается как согласованное действие ее различных уровней как "единого целого во благо граждан".

Автор фото, Vyacheslav Prokofyev/TASS

Укрупнению уже подверглось Подмосковье - например, в состав Балашихи вошел Железнодорожный

"Раньше в Конституции была норма, согласно которой местное самоуправление не входило в систему госвласти, - рассказал Би-би-си первый зампредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Даниил Бессарабов. - Это порождало проблемы. Глава администрации района или города мог сказать региональным руководителям - "вы мне не указ, мы самостоятельны". С другой стороны, то же самое ему говорил уже глава поселения. В такой большой стране, как Россия, подобная отделенность местного самоуправления от госвласти - это неправильно".

"Сейчас в законодательстве прописывается единство публичной власти - федеральной, региональной и муниципальной - и их согласованное функционирование. Во главе системы стоит президент, он координирует работу глав субъектов. А те, в свою очередь, могут координировать деятельность уже глав местного самоуправления", - говорит Бессарабов.

Авторы законопроекта обращают внимание на дублирование муниципальных полномочий в федеральном законодательстве. По их мнению, это приводит к путанице. Поэтому документ закрепляет полномочия именно органов местного самоуправления, отмечается в пояснительной записке. Об этом же в интервью "Известиям" говорил и Андрей Клишас.

Предложенный законопроект закрепляет практику, которая и так сложилась, объясняет председатель экспертного совета Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко. Он снова напоминает о слабости местных бюджетов. Из-за нее полномочия поселений часто передаются на вышестоящие уровни. "В этом смысле создание округов отражает реальную картину", - говорит Тимченко.

Увольнение муниципальных глав по запросу губернатора он считает логичным продолжением федеральных тенденций: "Если такие нормы существуют в отношении руководителей субъектов, то почему им не существовать в отношении местных глав?".

По мнению Андрея Максимова, возглавляющего экспертный совет "Союза российских городов", одной из главных целей законопроекта может быть "оптимизация госуправления" на низовом уровне.

"Действующая система многим кажется сложной и трудно контролируемой, - рассказал он Би-би-си. - Считается, что единообразие даст некий набор эффектов - от более быстрой реализации федеральных и региональных программ до улучшения борьбы с коррупцией. Соответственно, чем жестче выстроена вертикаль, тем якобы эффективнее расходуются бюджетные средства".

Решение об укрупнении муниципалитетов отчасти связано с кадровым голодом, предполагает научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН Роман Петухов. По его словам, в тех регионах России, где оно уже состоялось, именно нехватка специалистов стала одним из катализаторов.

"Скорее всего, речь идет об упрощении системы управления, - рассуждает социолог. - В рамках существующей кадровой политики невозможно закрыть подходящими кадрами городские и сельские поселения".

Конкретных "интересантов" предложенного законопроекта он не видит. "По факту, документ не привносит ничего нового, - говорит Роман Петухов. - В нем легализуются уже имеющиеся практики. Да, губернаторы будут напрямую предлагать глав. Но чем это сильно отличалось от конкурсных комиссий? Рычагов влияния на них хватало. То же самое с переходом на одноуровневую систему - он возможен и при действующем законодательстве".

По словам исследователя, "чисто аппаратный выигрыш" от реформы получат бывшие районные администрации. Они "разгрузятся", потому что раньше много ресурсов тратили на взаимодействие с поселениями. Общее же количество чиновников в округах вряд ли уменьшится, прогнозирует Петухов: "Это железное правило бюрократии - любое сокращение ведет к ее увеличению. Просто произойдет перераспределение".

Социолог предупреждает, что переходный период ляжет тяжким грузом на местных чиновников. Из-за этого муниципалитеты могут работать менее эффективно.

"Чтобы создать округ, нужно оформить решения во всех муниципальных образованиях, входящих в его состав. Со всеми договориться. А если кто-то из депутатов не согласится? Подготовить нормативную базу, опубликовать ее… Это сложный процесс и большие бюджетные траты", - предупреждает Петухов.

Русская служба Би-би-си направила свои вопросы Павлу Крашенинникову и Андрею Клишасу, однако получить от них оперативные комментарии не удалось.

Куда денутся местные депутаты?

Политолог Александр Кынев обращает внимание на то, что укрупнение муниципалитетов приведет к резкому сокращению числа депутатов, входивших в представительные органы низовых поселений. Возможно, это и есть истинная цель реформы, рассуждает он.

Автор фото, Kirill Kukhmar/TASS

"Аргументы про то, что нет денег и полномочий, понятны, - говорит Кынев. - Но в действительности низовой уровень муниципалитетов был для граждан самой реальной возможностью поучаствовать в управлении. Это небольшие округа, и поэтому львиная доля гражданских активистов как раз избиралась муниципальными депутатами. Да, речь идет о тысячах человек в масштабах страны, но такие возможности для оппозиции имелись".

Политолог напоминает о недавней попытке провести Земский съезд: в конце мая текущего года муниципальные депутаты из нескольких регионов России съехались в Великий Новгород, чтобы обсудить проблемы местного самоуправления. Съезд был закрыт полицией через час после начала работы якобы из-за коронавирусных ограничений.

"Думаю, власть просто пытается уничтожить площадку, в рамках которой, вопреки вертикали, происходила организация граждан, - продолжает Алесандр Кынев. - Когда у вас есть большинство в совете поселения, вы можете блокировать строительство какого-нибудь вредного комбината. В рамках большого района сделать это уже труднее".

В законопроекте приводится примерное количество депутатов, которые будут представлять интересы избирателей в укрупненных округах. Так, для территории численностью до 10 тысяч человек установлена планка минимум в 10 депутатов. Если численность составляет от 100 до 500 тысяч человек, то потребуется не меньше 25 человек.

Вячеслав Тимченко не видит проблемы в сокращении численности депутатов.

"Количество не всегда обеспечивает качество, - утверждает он. - Главное, чтобы местные вопросы решались в интересах населения. Можно делать это и меньшим количеством представителей".

Что будет, если законопроект примут?

Как сообщили Русской службе Би-би-си во "Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления" (ВАРМСУ, учреждена как национальная, в ее состав входят 85 организаций от всех субъектов РФ - Би-би-си), законопроект уже отправлен на экспертную оценку в региональные Советы муниципальных образований.

"Начат активный процесс консультаций с экспертами муниципального сообщества, - такой комментарий передал через своего пресс-секретаря председатель правления ВАРМСУ Иван Цецерский. - Оценки даются разные. Наверняка законотворческая деятельность Госдумы будет предусматривать его официальное общественное обсуждение, и наша ассоциация примет активное участие".

По словам профессора кафедры государственного и муниципального управления Академии социального управления Светланы Юрковой, идея "одноуровневой" системы власти вызвала в экспертном сообществе неоднозначную реакцию. Причина в том, что ликвидация поселенческого уровня может убить на местах любую активность, утверждает она.

"Местное самоуправление - это самая близкая к людям власть, поэтому границы муниципальных образований должны быть не укрупненными, а оптимальными. Люди должны понимать, как работает власть, и как они могут ее контролировать. На больших территория это делать сложно", - объясняет Юркова.

Укрупнение приводит к тому, что бывшие поселения лишаются своих бюджетов и муниципальной собственности. А значит, ресурсы будут аккумулироваться в крупных центрах, объясняет она. "У бывшего поселенческого уровня местного самоуправления останутся только сметы, а не бюджеты. С учетом того, что многие территории лишатся еще и близких им депутатов, ни о какой активности власти говорить уже не приходится".

Автор фото, Mikhail Tereshchenko/TASS

Юлия Галямина была муниципальным депутатом в Москве

Любое укрупнение должно происходить с подачи местных сообществ, иначе оно "идет во вред", соглашается политик, бывший муниципальный депутат Тимирязевского района Москвы Юлия Галямина. "Если вместо избранных глав поселений будет назначенные исполнители, это разрушает саму идею местного самоуправления. Ее суть в том, что именно местные сообщества управляют своей жизнью. "Назначенцы" не работают на развитие, они работают на отчеты перед начальством", - считает она.

Если переход к одноуровневой системе состоится, это будет "масштабнейшее событие", которое сделает российскую модель местного самоуправления "весьма специфичной", считает Андрей Максимов из "Союза российских городов". Он напоминает, что в большинстве европейских стран эта система состоит из двух уровней.

"Да, на части территории укрупнение имеет печальные обоснования в виде низкой населенности и нехватки ресурсов. Но наша страна очень многообразна. Вряд ли в тех же кубанских станицах или в центральной России не хватает ресурсов и требуется их концентрация, - говорит он. - Нам не приводится каких-либо экономических обоснований или соцопросов, показывающих эту необходимость. А разнообразие моделей местного самоуправления - это как раз то, чего не хочется терять".

По словам Максимова, попытка унифицировать структуру муниципалитетов неизбежно столкнется со сложностями. В тех же горных районах Кавказа, где вопросы локальной идентичности очень важны, и где есть "языковая специфика", укрупнение может вызвать конфликты, связанные с потерей депутатского представительства, считает он.

Там, где исчезнут полноценные поселковые администрации, доступность власти для людей снизится, добавляет Роман Петухов. "Вот в поселении был глава, а сейчас его нет. Кто следит за территорией? Кто вообще в таких условиях становится властью на расстоянии десятков километров от окружного центра? - задается вопросом он. - Да, система оптимизируется, но само управление в государстве становится хуже, в нем появляются "белые пятна".

Социолог признает, что в отдельных случаях укрупнение действительно идет на пользу. Но здесь все зависит от конкретной администрации.

"Когда к власти приходит интересующийся человек, с хорошей командой, то начинается развитие. Но должна быть вариативность. Россия слишком большая страна, чтобы всех стричь под одну гребенку", - отмечает Петухов.

Эту мысль поддерживает и Андрей Максимов. Он приводит в пример исследование, проведенное несколько лет назад экспертами Комитета гражданских инициатив.

В его рамках были рассмотрены примеры укрупнения муниципалитетов в шести регионах России. Рассматривались в том числе различные экономические показатели, состояние бюджетов, расходы на содержание аппарата. По словам Максимова, исследование не показало прямой зависимости между укрупнением муниципалитета и его управленческой эффективностью.

Читайте также: