Как плебеи добились права избирать народных трибунов

Обновлено: 28.06.2024

Новые понятия: народные трибуны, вето, нобили, гражданское равноправие и рабовладельческое государство.

План изложения нового материала

1. Причины борьбы плебеев с патрициями.

2. Народные трибуны.

3. Продолжение борьбы плебеев с патрициями.

4. Победа плебеев. Историческое значение этой победы.

В начале рассказа учителем дается краткая характеристика положения плебеев. Особое внимание учащихся обращается на то, что основная масса плебеев, земледельцы и ремесленники, особенно страдала от безземелья и долгов, следствием которых была постоянная угроза долгового рабства. Иным было положение богатых плебеев: они стремились к приобретению тех же прав, какие имели патриции, чтобы использовать эти права для дальнейшего обогащения.

В этом месте рассказа целесообразно путем вопросов к учащимся проверить, поняли ли они различие в требованиях низов плебеев и их богатой верхушки. Учащиеся должны уяснить, что если для низов плебса главными вопросами в борьбе с патрициями были долговой и аграрный, то для богатой верхушки плебса главной целью борьбы являлось завоевание гражданского равноправия с патрициями.

В борьбе с патрициями плебеи поднимались на восстания и вынудили патрициев пойти на уступки. Так, они добились права служить в войске и участвовать в народном собрании. Это было началом завоевания гражданских прав. Позже, в первой половине V в. до н. э., выступая в момент серьезной внешней опасности для Рима, плебеи добились права избирать своих должностных лиц — народных трибунов, призванных защищать интересы плебеев.

В учебнике приведено достаточно материала о правах и обязанностях народных трибунов, и его можно лишь несколько иллюстрировать. Так, народные трибуны, не будучи членами сената, не имели права входить в зал его заседаний. Они скромно сидели у дверей и отсюда наблюдали за ходом прений и решениями сената.

В целях закрепления понятия народные трибуны можно поставить учащимся вопросы: кто такие народные трибуны?

В чем состояли их права и обязанности? Каких прав добились плебеи? Все ли желаемые права получили плебеи?

Обобщая ответы, следует сделать вывод о неизбежности продолжения борьбы. Но теперь, когда плебеи имели своих должностных лиц, способных хотя бы частично защищать их интересы и возглавлять их борьбу, она становится более организованной.

В середине IV в. до н. э. плебеи добились права наравне с патрициями пользоваться землей общественного поля. Одновременно было введено ограничение размеров участка общественной земли, который мог занимать богатый человек. Но так как размер этого участка оставался еще большим и все земли общественного поля были уже захвачены патрициями, это не могло разрешить аграрного вопроса. Поэтому плебеи были заинтересованы в захватнических войнах, так как в завоеванных Римом областях они могли бы получить участки земли.

В рассказе о завоевании плебеями прав на избрание должностных лиц и отмене долгового рабства не следует выходить за пределы учебника. Важно поставить перед учащимися вопрос, означала ли отмена в Риме долгового рабства ликвидацию в Риме рабовладения. Они уже знают об эксплуатации в Риме рабов-чужеземцев и ответят, что в Риме и после отмены долгового рабства сохраняется рабовладение.

Рассказ можно завершить указанием, что в III в. до н. э. постановления плебейских народных собраний стали обязательными для всего государства.

В ходе изложения материала о завоеваниях плебеев в борьбе с патрициями учитель может вести на доске запись, которая к концу изложения примет следующий вид:

Гражданские права, завоеванные плебеями (VI—III вв. до н. э.)

Право служить в войске и участвовать в народном собрании.

Право избирать народных трибунов.

Право пользоваться общественной землей.

Право быть избранным на должность консула, а позднее и на другие должности в государстве.

Отмена долгового рабства (326 г. до н. э.).

Право плебейских собраний выносить решения, обязательные для всего государства.

После изложения материала в ходе борьбы плебеев с патрициями учитель ставит вопросы: за что боролись плебеи? Чего добились плебеи к III в. до н. э.? Ответы учащихся позволят сделать вывод об установлении гражданского равноправия патрициев и плебеев. Это значит, что враждовавшие до сих пор две основные группы свободного населения древнего Рима слились в единый господствующий класс свободных римских граждан, эксплуатирующих труд рабов-чужеземцев. Члены этого класса отличались друг от друга не правами, а имущественным положением.

Это свидетельствует о том, что остатки родового строя были ликвидированы. Теперь вырисовываются два основных класса римского общества — рабы и рабовладельцы.

Следует подчеркнуть, что хотя плебеи завоевали себе гражданское равноправие с патрициями, однако на высшие государственные должности могли попадать только богатые плебеи, так как выборные должности в Древнем Риме не оплачивались. Власть в Риме находилась в руках богатых людей, независимо от того, были они плебеями или патрициями. Понятие нобилитета целесообразно дать в пределах учебника. Усвоение учащимися этого понятия можно проконтролировать вопросом: чем различались между собой патриции и нобили? Важно, чтобы учащиеся поняли, что если патриции — это родовая знать, то нобили — это знать по богатству и должностному положению в республике.

Рассмотрением вопроса о нобилитете заканчивается изучение раздела о борьбе плебеев и патрициев, и учитель переходит к оценке значения победы плебеев.

Между рабами и рабовладельцами, а также между богатыми и бедными из числа свободных развернулась острая классовая борьба. Эти изменения в Древнем Риме и говорили о том, что окончательно сложилось Римское рабовладельческое государство.

Плебский трибун , народный трибун или плебейский трибун ( латинское : tribunus plebis ) был первой должностью римского государства, которая была открыта для плебеев , и на протяжении всей истории республики была самой важной проверкой власти. от римского сената и магистратов . Эти трибуны имели право созывать Concilium Plebis (народное собрание) и председательствовать на нем ; созывать сенат; предлагать законы; и вмешиваться от имени плебеев в правовые вопросы; но наиболее важной властью было наложить вето на действия консулов и других магистратов, таким образом защищая интересы плебеев как класса. Плебские трибуны были неприкосновенны , а это означало, что любое нападение на них каралось смертью. В имперские времена полномочия трибунала были предоставлены императору как нечто само собой разумеющееся, а сама служба утратила свою независимость и большую часть своих функций. Было принято, что трибуны каждый день сидели на скамейках трибун на Forum Romanum .

СОДЕРЖАНИЕ

Учреждение трибунала


Спустя пятнадцать лет после изгнания королей и установления Римской республики плебеи были обременены огромными долгами. Серия столкновений между народом и правящими патрициями в 495 и 494 годах до н.э. поставила плебеев на грань восстания, и заговорили об убийстве консулов. Вместо этого, по совету Луция Сициния Веллута , плебеи массово отделились на Монс Сакер (Священная гора), холм за пределами Рима. Сенат направил посланником Агриппу Менения Ланата , бывшего консула, которого очень любили плебеи. Менений был хорошо принят, и он рассказал басню о животе и конечностях, сравнив людей с конечностями, которые предпочли не поддерживать живот и таким образом морили себя голодом; Так же, как живот и конечности, город, объяснил он, не мог выжить без совместной работы патрициев и плебеев.

Плебеи согласились вести переговоры об их возвращении в город; и их условием было то, что должны быть назначены специальные трибуны, которые будут представлять плебеев и защищать их от власти консулов. Ни один член сенаторского сословия не имел бы права на эту должность (на практике это означало, что только плебеи имели право на участие в трибунате), и трибуны должны были быть неприкосновенными; любой человек, который возьмется за один из трибун, будет объявлен вне закона, и все плебеи имеют право убить такого человека, не опасаясь наказания. Сенат согласился с этими условиями, люди вернулись в город.

Первыми плебисами трибуна были Луций Альбиний Патеркул и Гай Лициний , назначенные на 493 год до нашей эры. Вскоре после этого сами трибуны назначили Сициния и еще двоих своими коллегами.

Древние источники указывают на то, что изначально трибунов могло быть двое или пятеро. В первом случае коллегия трибунов была расширена до пяти в 470 г. до н.э. Как бы то ни было, в 457 г. до н.э. количество колледжей увеличилось до десяти и оставалось на этом уровне на протяжении всей истории Рима. Им помогали два эдил-плебис , или плебейских эдилов. Только плебеи имели право на эти должности, хотя было как минимум два исключения.

Полномочия трибун

Хотя их иногда называют плебейскими магистратами, народные трибуны, как и плебейские эдилы , которые были созданы одновременно, технически не были магистратами, поскольку они избирались только плебейским собранием . Однако они действовали во многом как магистраты римского государства. Они могли созвать concilium plebis , который имел право принимать закон, касающийся только плебеев ( плебисцита ), и начиная с 493 г. до н.э., чтобы избирать плебейских трибунов и эдилов. С момента учреждения трибуна любой из плебейских трибунов имел право председательствовать на этом собрании. Трибуны имели право предлагать законодательные акты перед собранием. К третьему веку до нашей эры трибуны также имели право призвать сенат к порядку и представить ему предложения.

Трибуны могли наложить вето на действия римского сената. Трибун Тиберий Семпроний Гракх наложил свое вето на все правительственные функции в 133 г. до н.э., когда сенат попытался заблокировать его аграрные реформы, наложив вето другого трибуна.

Ограничения

Хотя трибун мог наложить вето на любое действие магистрата, сената или других собраний, для этого он должен был физически присутствовать.

Поскольку святость трибунов зависела от клятвы плебеев защищать их, их полномочия были ограничены пределами города Рима. Путешествующий за границу трибун не мог полагаться на свою власть, чтобы вмешиваться в дела плебеев. По этой причине деятельность трибун обычно ограничивалась самим городом и радиусом в одну милю за его пределами.

История

Трибуны в конфликте приказов

В 471 г. до н.э. Lex Publilia перенес выборы трибунов из комиций куриатских в комициях трибутных , тем самым устраняя влияние патрициев на их выборах.

В 462 году трибун Гай Терентиллиус Арса утверждал, что консульское правительство стало еще более деспотичным, чем монархия, которую оно сменило. Он настаивал на принятии закона о назначении пяти уполномоченных для определения и ограничения полномочий консулов. Из-за угрозы войны и чумы вопрос откладывался на пять лет споров, и каждый год избиралась одна и та же коллегия трибунов. В 457 г., надеясь лишить сторонников закона их импульса, сенат согласился увеличить число трибунов до десяти при условии, что ни один из трибунов предыдущих лет не будет переизбран.

Однако новые трибуны продолжали настаивать на принятии закона Терентилла, пока в 454 году сенат не согласился назначить трех комиссаров для изучения греческих законов и институтов, а по их возвращении помочь разрешить раздоры между орденами. По возвращении послов сенат и трибуны договорились о назначении комитета из десяти человек, известных как децемвиры , или децемвиры, которые в течение одного года служили бы вместо ежегодных магистратов и кодифицировали римское право. Сам трибунат на это время был приостановлен. Но когда вторая коллегия децемвиров, назначенная на 450 год, незаконно продолжила свою должность и в следующем году, и злоупотребление их властью стало очевидным для народа, децемвират был упразднен, а трибунат восстановлен вместе с ежегодными магистратами.

Среди законов, кодифицированных децемвирами, был закон, запрещавший смешанные браки между патрициями и плебеями; в двенадцати таблицах римского права также кодифицированы , что само консульство было закрыто для плебеев. Что еще хуже, в 448 году два патриция были кооптированы для заполнения вакантных должностей в трибунате, хотя они, как оказалось, придерживались умеренных взглядов, и год их пребывания в должности был мирным. Чтобы предотвратить будущие попытки патрициев повлиять на выбор трибунов, Луций Требониус Аспер обнародовал закон, запрещающий трибунам кооптировать своих коллег и требующий продолжения их избрания до тех пор, пока все места не будут заполнены. Но отношения между орденами ухудшились, пока в 445 году трибуны во главе с Гаем Канулеем не смогли протолкнуть закон, разрешающий смешанные браки патрициев и плебеев и позволяющий одному из консулов ​​быть плебеем.

Вместо того, чтобы разрешить избрание плебейского консула, сенат принял решение об избрании военных трибунов с консульскими полномочиями , которые могли быть избраны от любого ордена. Первоначально этот компромисс удовлетворил плебеев, но на практике избирались только патриции. Регулярные выборы военных трибунов вместо консулов ​​не позволяли плебеям занимать высшие государственные должности до 400 года, когда четыре из шести военных трибунов были плебеями. Плебейские военные трибуны служили в 399, 396, 383 и 379 годах, но во все остальные годы между 444 и 376 годами до нашей эры каждый консул или военный трибун с консульскими полномочиями был патрицием.

Начиная с 376 г. плебейские трибуны Гай Лициний Кальв Столо и Луций Секстий Латеран использовали право вето для предотвращения избрания любых ежегодных магистратов. Продолжая выполнять свои обязанности каждый год, они расстраивали патрициев, которые, несмотря на избрание патрицианских военных трибунов с 371 по 367 год, в конце концов уступили консульство, согласившись на лицинийские разбойники . В соответствии с этим законом военные трибуны с консульской властью были упразднены, и один из ежегодно избираемых консулов ​​должен был быть плебеем. Хотя этот закон иногда нарушался избранием двух патрицианских консулов, сам Секстий был избран консулом на 366, а Лициний - на 364. Наконец плебейские трибуны нарушили патрицианскую монополию на высшие магистратуры государства.

После своей победы в 367 г. трибуны оставались важной проверкой власти сената и ежегодных магистратов. В 287 г. до н.э. сенат официально признал плебисцит законом, имеющим обязательную силу. В 149 г. до н.э. мужчины, избранные в трибунат, автоматически попадали в сенат.

Эрозия трибунской власти в конце республики

Однако в 81 г. до н.э. диктатор Сулла , считавший трибунат угрозой своей власти, лишил трибунов их полномочий законодательной инициативы и вето на действия сената. Он также запретил бывшим трибунам занимать какие-либо другие должности, эффективно предотвращая использование трибуната в качестве ступеньки к более высокой должности. Хотя трибуны сохранили право ходатайствовать от имени отдельных граждан, большая часть их власти была потеряна в результате реформ Суллы. Бывшие трибуны снова были допущены к ежегодным магистратурам, начиная с 75 г. до н.э., а власть трибунов была полностью восстановлена ​​консулами Гнеем Помпеем Магнусом и Марком Лицинием Крассом в 70 г.

Достоинство офиса дополнительно ухудшается , когда в 59 г. до н.э., патриций Публий Клодий Пульхр , которые стремились провести трибун власти, был сам принят плебейской молодостью, и отказался от своего патриция статуса для того, чтобы быть избранной трибуной для следующий год. Хотя в то время это считалось возмутительным, план Клодия был разрешен, и он приступил к осуществлению программы законодательства, направленной на то, чтобы объявить своих политических оппонентов вне закона и конфисковать их собственность, при этом осознавая значительную выгоду от своих действий.

В 48 г. до н.э. сенат передал tribunicia potestas (власть трибуна) диктатору Гаю Юлию Цезарю , который как патриций не имел права быть избранным одним из трибунов. Когда два избранных трибуна попытались воспрепятствовать его действиям, Цезарь объявил им импичмент и предстал перед сенатом, где они были лишены своих полномочий. Никогда больше Цезарь не сталкивался с противодействием трибунов; он держал власть трибунала до своей смерти в 44 г.

В 23 г. до н.э. сенат передал трибунскую власть племяннику Цезаря Октавиану , ныне именуемому Августом . С этого момента tribunicia potestas стало предпосылкой для императоров, большинство из которых получили его от сената после того, как претендовали на престол, хотя некоторые уже получили эту власть во время правления своих предшественников; предоставление этой власти было средством назначения избранного члена императорского двора предполагаемым преемником императора. Таким образом, власть трибуна получила Агриппа , Друз Младший , Тиберий , Тит , Траян и Марк Аврелий . С регулярным переходом к власти трибунов императорами и их наследниками, древний авторитет трибунов пошел на убыль.

Хотя должность трибуна сохранялась во все имперские времена , ее независимость и большинство практических функций были утрачены. Вместе с эдилетством это оставалось шагом в политической карьере многих плебеев, стремившихся заседать в сенате, по крайней мере, до III века. Есть свидетельства того, что трибунат продолжал существовать вплоть до пятого века нашей эры.

Римская традиция сообщает о пяти сецессиях плебеев в 494, 449, 445, 342 и 287 гг. до н. э. Историки сомневаются, что первые сецессии плебеев не легенда и ставят под вопрос правильность традиционных дат.

Таким же образом и плебеи пытались выйти из состава Римского государства. Для понимания происходившего нужно учитывать два обстоятельства.

Первое: в VI-V вв. до н. э. плебеи были почти что другим народом, чем патриции. Афинские неграждане — метэки ничем не отличались от граждан по языку, религии и культуре. Они поклонялись тем же богам в тех же храмах, и пели те же песни.

Сецессия плебеев. Рисунок 1849 года

Плебеи не праздновали основание Города, они поклонялись троице богов плодородия: Церере, Либеру и Либере. И эта троица, и почитавшаяся на Авентинском холме Диана, покровительница лесов и зверей, — типичные общеиталийские божества. Им поклонялись в виде деревянных статуй.

Будущая римская религия III-I веков до н. э. включила почитание человекоподобных божеств, но сохранила и возникшее при основании Рима, необычное для Древнего мира почитание невидимых бесплотных сил и духов, покровителей и абстрактных понятий. Только с этого времени можно говорить о едином римском народе.

Второе: плебеев было очень много. Противостояние граждан и свободных неграждан существовало во всех античных полисах. Но в Афинах на 30-40 тысяч граждан приходилось не больше 10 тысяч неграждан-метэков.

Метэки были лично свободны, но не могли ни говорить на народном собрании, ни занимать общественных должностей, ни вступать в законный брак с гражданками, ни владеть землей.

Метэки обязаны были выбрать себе из граждан покровителя, который и был посредником между метэками и органами управления. За отсутствие покровителя метэки наказывались лишением имущества.

Все как и у плебеев. Но, допустим, эти десять тысяч не захотели бы служить в афинской армии или захотели бы уйти и объявить о создании параллельного с Афинами государства.

Афинскому государству это было бы весьма неприятно, но такие поступки не были бы для него смертельным ударом.

А в Риме число плебеев и патрициев сначала было примерно одинаково, а потом плебеев стало даже больше. Их демонстративный уход означал раскол государства, его гибель. Патриции могли относиться к плебеям как им угодно, но договариваться с плебеями они были вынуждены. Тем более население Рима росло взрывообразно.

Патриции не пускали к себе плебеев? Тем хуже для них, потому что в результате число плебеев росло, их община становилась еще значительнее. К началу V века до н. э. плебеи составляли основную часть римской армии.

Плебеи требовали отмены долговой кабалы, права выбирать магистратов, получать землю с общественного поля. В 494 году до н. э. после очередного отказа сената удовлетворить их требования они ушли из Рима на Священную гору (Sacer mons) — одинокий крутой холм примерно в трех милях от Рима, на правом берегу речки Аньен при впадении ее в Тибр. По легенде, тут когда-то находилось этрусское святилище.

Теперь плебеи заявляли, что хотят здесь основать свой новый город.

Сенат вынужден был пойти на уступки: учредить новую магистратуру, народных трибунов. К 457 году до н. э. число народных трибунов возросло до десяти.

Луций Сикций Дентат в изображении Бартоломео Пинелли (1781-1835)

Законы 12 таблиц

Плебеи считали, что, несмотря на учреждение должности трибунов, терпят произвол в судебных делах. Ведь консулы и назначаемые ими судьи судили по устному праву обычаев (обычному праву). Трактовать устный закон по своему произволу совсем нетрудно, и плебеи требовали введения в Риме письменного закона.

Еще в 462 году до н. э. народный трибун Терентий Арса предложил в трибунских комициях выбрать комиссию из пяти человек для составления законов, ограничивающих власть магистратов, — своего рода конституции. Пусть патриции тоже выберут пять человек.

Проект добрых десять лет отвергался народным собранием, а трибуны каждый год снова его вносили. В конце концов, вместо пяти членов комиссии решено было выбрать десять — причем все они были патрициями.

В 453 году до н. э. сенат отправил в Афины и другие греческие города (в том числе в Южной Италии) трех послов, чтобы ознакомиться с местными греческими законами.

В 451 году консулы сложили с себя власть и вместо них были избраны экстраординарные магистраты — децемвиры с консульской властью для написания законов (decemviri consulari imperio legibus scribundis).

В течение года они составили десять таблиц с законами, которые принимали центуриатские комиции.

Патриции были довольны работой децемвиров, а плебеи — нет. Настолько недовольны, что опять угрожали уйти на Священную гору и провозгласить там свое, отдельное от патрициев,государство.

Тогда председатель в избирательных комициях Аппий Клавдий провел избрание новых децемвиров, чтобы добавить необходимые законы.

Опыт новых децемвиров оказался удачен — децемвиры создали удобные для всех законы, прибавили к прежним десяти еще две таблицы.

Одновременно этот опыт оказался очень опасным: ведь еще в первый год правления децемвиров важнейшие гарантии свободы — воззвание к народу и вмешательство трибунов — были на один год отменены.

Но децемвиры первого года вели себя прилично. Они правили по очереди: каждый из них — один день, а назавтра его сменял другой. Именно децемвир, который сегодня исполнял роль консула, являлся на форум с символами полной консульской власти (imperium consulare), то есть с 12 ликторами. Действия любого из децемвиров, исполнявших обязанности консула, можно было оспорить у других же цемвиров.

Децемвиры второго года в первый же день вступления в должность, в майские иды 450 до н. э., явились к народу все, окруженные 12-ю ликторами, и тут же все 12 правителей стали распоряжаться имуществом и жизнью граждан. На свои действия они не допускали апелляций!

При этом они обижали не патрициев, а именно плебеев: отнимали их имущество, а при сопротивлении — казнили.

Через год децемвиры не сложили с себя власти, а самовольно остались правителями. Правили они все более олигархически.

Доспехи героя украшали 25 медалей-фалер. Он физически не смог бы носить все свои награды — 83 ожерелья, 160 памятных браслетов, 18 почетных копий.

Занимать высокий чинов в войске плебей не мог, но трудно описать всю меру уважения к не очень молодому (54 года по одним данным, 64 — по другим) герою, особенно в среде плебеев. И вот теперь его предательски убили ударом в спину, во время разведывательной вылазки.

Тогда же глава децемвирата, занимавший один и тот же пост в третий раз, Аппий Клавдий Красс, изнасиловал плебейскую девушку.

И тогда плебеи опять удалились на Священную гору. Примирение между общинами состоялось на жестких условиях: отмена власти децемвиров и восстановления прежнего порядка.

Новые консулы, Луций Валерий и Марк Гораций предложили, а центуриантные комиции приняли законы, по которым правление, подобное децемвиральному, никогда не может быть учреждено. А кто учредит или предложит подобное правление, находится вне закона, и может быть убит безнаказанно кем угодно. Низложенных децемвиров предали суду. Двое из них, Аппий Клавдий Красс и Оппий, покончили с собой, остальные удалились в изгнание.

Но письменный закон появился!

Законы 12 таблиц (Leges duodecim tabularum) были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме. Законы были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов.

Знание их было обязательно для всякого римлянина. Законы 12 таблиц официально действовали до конца истории Западной Римской империи в конце V века от н. э. На Востоке они были отменены только законодательством византийского императора Юстиниана II в VI веке от н. э..

Лисий. Рим, Капитолийский музей

Важным завоеванием плебеев явилось ограничение ссудного процента до 1 унции на один фунт, или 8 и 1/3 процента в год.

Интересная деталь: законы таблиц не знали тюрьмы как формы наказания. В частные тюрьмы ergastula или carceres rustici запирали мятежных или непослушных рабов на ночь. А днем эти рабы в цепях исполняли обычные работы.

Государственная же тюрьма у древних римлян называлась карцер (carcer). Так называлась тюрьма в Риме, близ лестницы, поднимавшейся на Капитолий. По преданию, эту тюрьму рядом с храмом богини Согласия построил еще царь Анком Марций. Помещение состояло из ряда камер. Под высеченными в скале сводчатыми камерами без окон находились еще подземные камеры круглой формы со сводом — каменные мешки. С верхней комнатой они сообщались через проделанное в полу круглое отверстие.

В верхней камере содержали преступников до суда, но заключение в тюрьму не считалось способом наказания, и суды его не назначали.

Часть смертных казней совершалась публично — особенно в армии. Женщин и лиц высокого общественного положения казнили в тюрьме, не публично. Обычно их душили или спускали в нижнюю камеру и переставали кормить.

Но римское право знало заключение должника в доме заимодавца. Такого частного заключенного можно было морить голодом, сажать на цепь (catenae), надевать ножные (compedes, pedicae) и ручные кандалы (manicae), цепи для одновременного связывания шеи и ног (nervi), кожаные ремни (boiae), деревянные колоды (columbaria).

По законам 12 таблиц права заимодавцев обращать в рабство, сажать в частные тюрьмы, мучить должников ограничивались. Подробно описывалось, какой вес может быть у цепи, надевавшейся на шею должника, как именно можно его бить и так далее.

Законы 12 таблиц на века определили развитие римского права. Они очень помогали объединению римского общества и экономически, и политически. А плебеи добивались все новых и новых уступок.

В 449 году до н. э. те же консулы Валерий и Гораций, которые провели закон против децемвирата, провели в интересах плебеев еще три важных закона:

  • подтверждалась неприкосновенность личности народных трибунов;
  • право апелляции к народному собранию плебея, осужденного патрицианским магистратом на смерть или телесное наказание;
  • решения плебейских собраний получали силу закона, обязательного и для патрициев;

Через пять лет, в 445 или в 444 году, закон Канулея признал законность браков плебеев с патрициями. Это открыло доступ плебеям к высшей магистратуре и в сенат.

С 449 по 443 год консулов не выбирали. Вместо них правили военные трибуны с консульской властью, которых выбирали и патриции, и плебеи. В 443 году опять ввели выборы консулов, один из которых должен был быть плебеем. Но сенат тут же передал судебную власть преторам, а они избирались строго из патрициев. Тогда же, в 443 году до н. э. консулы лишились права распределять граждан по центуриям, это начали делать цензоры.

Казнь Марка Манилия Капитолийского. Рисунок XIX века

В 421 до н. э. плебеи получили право занимать должность квестора, хотя первый плебей-квестор появился лишь в 409 до н. э.

В междуусобной борьбе приняли участие и легендарные герои того времени. Цинциннат бешено сопротивлялся предложению трибуна Терентия Арсы уравнять в правах плебеев и патрициев письменными законами. Во второй раз Цинциннат стал диктатором в 439 году до н. э. именно затем, чтобы подавить восстание плебеев.

Имеет смысл рассказать о судьбе великого виртуоза судебной риторики Лисия. Он был современником этих событий в Риме, но жил в Афинах (443-380). Был он по происхождению метэком. После Пелопоннесской войны в Афинах пришла к власти олигархия. Убежденные сторонники демократии, Лисий и его брат, обречены на смерть. Брат погиб, а Лисий сумел бежать. Все свои деньги он отдал на покупку 200 щитов для ополчения и на оплату трех сотен наемников. Демократия побеждает, но Лисий до конца своих дней остается в Афинах метэком. И нищим — часть его состояния конфисковали в Афинах олигархи, а часть он сам отдал на борьбу с ними. И никто не помог. И никто не восстановил справедливость. Негражданин — что на него время терять. Лисий и стал писать судебные речи, чтобы хоть как-то прокормиться.

В Риме судьба Лисия была бы совершенно иной. Это в Афинах богатый метэк, пытавшийся играть роль в политике, выглядел нахальным выскочкой.

Галльское нашествие и проблема плебеев

В 390 году, сразу после разгрома галлов, некоторая часть плебеев решила переселиться из опустошенного Рима в опустевшие Вейи, — тоже сецессия своего рода. Сам знаменитый Камилл убеждал плебеев не уходить, а принять самое активное участие в восстановлении разрушенного Рима. Камилл все время убеждал обе общины идти на взаимные уступки. В 385 г до н. э. выступление плебеев-должников возглавил патриций Марк Манлий Капитолийский. Патриции обвинили его в попытке восстановления царской власти. Легендарный герой был осужден и сброшен с Тарпейской скалы.

По преданию, уже после его смерти, 10 лет спустя плебеи во главе с народными трибунами Секстием и Лицинием продолжали борьбу, и в 367 патриции были вынуждены уступить. По предложению Лициния и Секстия были приняты очень важные законы, которые удовлетворяли главные требования плебеев.

Малоземельных римских граждан стали активнее выводить в колонии: ведь земельный фонд сразу же стал больше. С 334 по 287 годы до н. э. римляне основали 18 колоний — больше, чем за всю предшествующую историю Рима. Чисто плебейских колоний не делали, но аграрное напряжение сделалось намного слабее.

  • Плебеи требовали полной отмены (кассации) долгов. Добиться этого не удалось, но задолженность значительно уменьшили: уплаченные проценты высчитали из основной суммы долга, а оставшаяся часть выплачивалась на льготных условиях в течение трех лет.

Многие освободись от долговой кабалы.

  • Третий закон окончательно упразднил должность военных трибунов с консульской властью. Вместо них стали избирать двух консулов, один из которых должен был быть обязательно плебеем.

В 337 до н. э. плебеям стала доступна и должность претора.

В 326 г. по закону трибуна Петелия римский гражданин отвечал за задолженность только своим имуществом. В рабов теперь можно было обращать преимущественно военнопленных, но не должников. И гарантии Законов 12 таблиц, что на должника не навесят цепь тяжелее установленного, теперь сделались не важны.

Аппий Клавдий Цек, консул в 307 и 296 гг., цензор 312 года до н. э., знаменит в основном постройкой Аппиевой дороги и началом строительства акведуков. Но он же покровительствовал плебеям, которые занимались ремеслом и торговлей и не имели земельной собственности. По его предложению римские граждане, не имеющие земельной собственности, могли голосовать не только в городских территориальных округах, но и в более престижных сельских. Политическое влияние верхушки плебеев сразу же возросло.

В 300 до н. э. по закону братьев Огульниев плебеи получили доступ в главные жреческие коллегии понтификов и авгуров.

Последняя сецессия плебеев приходится на 289 год. После нее в 287 году до н. э. диктатор Квинт Гортензий принял закон, по которому решения трибунатных комиций автоматически получают силу закона, не нуждаясь в одобрении сената. Тем самым диктатор фактически уравнял правомочия плебейских народных собраний и центуриатных.

С этого времени плебеи получили все политические права и были во всех отношениях равны с патрициями. Все магистратуры стали открыты для плебеев. Их борьба с патрициями завершилась в 287 до н. э.

Потомки плебеев гордились своим происхождением ничуть не меньше патрициев, ведь плебеи к III-I вв. до н. э. оказывались такого же древнего происхождения.

Прекращение борьбы плебеев и патрициев, слияние их в один слой вовсе не превратили историю Рима в идиллию. Они имели ряд непростых последствий.

Во-первых, были ликвидированы остатки родового строя. Начали стремительно развиваться общественные отношения на основе частной собственности — то есть общество начало быстро раскалываться по имущественному принципу.

Сословная борьба, раздиравшая и ослаблявшая изнутри Римское государство три века, затухает. Но на смену ей приходит новая сословная структура.

Как и в Афинах, и в древнейшем Риме, сохраняется главное: частное положение определяет общественное положение. Не знатность и не положение в правящей иерархии определяют богатство, а богатство и личные качества определяют положение человека в правящей элите.

Высшее сословие называется сенаторами, но это уже вовсе не члены собрания старейшин. Это люди, чье состояние превышает один миллион сестерциев. Сестерций, вошедший в обращение примерно в 269 г. до н. э., весил 1,136 грамма.

То есть сенатор — владелец состояния стоимостью более 11 тонн 360 кг серебра.

Второе сословие образовывали всадники, но они уже не имели ничего общего с владельцами лошадей, идущими в бой верхом. Это владельцы состояния стоимостью свыше 400 тысяч сестерциев, то есть более 4 тонн 400 кг серебра.

Монета с изображением Аппия Клавдия

Всадники традиционно были связаны не столько со средним землевладением, сколько с торговлей и коммерцией. Это были владельцы крупных мастерских, ростовщики, откупщики. Все прочие граждане Рима составляли плебс — это были свободные крестьяне, мелкие и средние ремесленники и торговцы. Все, чье имущество стоило меньше 4 тонн 400 кг серебра.

Аппий Клавдий исходил из того, что цензор должен комплектовать сенат лучшими людьми по куриям — то есть возводить в сенат лучших людей всех сословий. А эти потомки рабов были добродетельны, богобоязненны, почитали родителей и предков, готовы были служить Риму и воевать в легионах.

Справедливости ради, Аппия не раз обвиняли в том, что он хотел возвести вольноотпущенников в сенаторы далеко не бескорыстно — за деньги. В любом случае перед Римом замаячила перспектива: вместо собрания нобилитета, сенат мог превратиться в представительный орган всего римского народа, своего рода первобытный парламент. И тогда консулы 311 года Гай Юний Бубульк и Квинт Эмилий Барбула отказались признавать составленный им список сената. Они не допустят в сенат потомков рабов! Они созвали сенат в том составе, в каком он был до цензорства Аппия Клавдия.

Эти цензоры были очень авторитетны и уважаемы, покрыты воинской славой. Они отстояли прежний способ формирования сената, но противостояние новой и старой знати — налицо.

В 236 году до н. э. число римских граждан составило 127 тысяч человек — имелись в виду только взрослые мужчины.

Нобилитет не составлял и 30 тысяч человек, включая представителей древних, но обедневших родов.

В-третьих, отмена долговой кабалы усилила внешнюю агрессивность римского общества: оно стало больше нуждаться в рабах-иноплеменниках.

Без внутренней сословной вражды Рим сделался более сильным и монолитным, что и помогло ему завершить объединение Италии.

НАРО́ДНЫЕ ТРИБУ́НЫ (лат. tribuni plebis, букв. — трибуны плебса), в Древнем Риме должностные лица, ежегодно избиравшиеся (с 494 до н. э.) из плебеев (см. ПЛЕБЕИ) на собраниях по трибам (см. ТРИБА) . Сначала избирались два народных трибуна, а с 457 до н. э. — 10. Должность народных трибунов была введена для защиты плебеев от произвола патрицианских магистратов (см. МАГИСТРАТ) . По окончании борьбы патрициев (см. ПАТРИЦИИ) и плебеев (см. ПЛЕБЕИ) (с 3 в. до н. э.) народные трибуны рассматриваются как защитники прав и интересов всех рядовых граждан и сами становятся ординарными магистратами.
Трибуны имели право запрещать распоряжения или постановления любого магистрата (кроме диктатора и цензора (см. ЦЕНЗОРЫ) ) и сената (право вето (см. ВЕТО) ), арестовывать и приговаривать к штрафу магистратов (кроме диктатора) и рядовых граждан, созывать заседания трибутных комиций (см. КОМИЦИИ) и сената и председательствовать на них, издавать эдикты (см. ЭДИКТ) и предлагать законопроекты. Личность народного трибуна считалась священной и неприкосновенной. Народные трибуны были обязаны постоянно держать двери дома открытыми для граждан, нуждающихся в защите, и не покидать Рим более чем на сутки, их власть была ограничена городской чертой Рима.
В периоды обострения социальных противоречий в Риме народные трибуны, как правило, возглавляли демократическое движение, были инициаторами аграрных законов и демократических преобразований. Высший подъем римской демократии связан с деятельностью народных трибунов Тиберия (см. ТИБЕРИЙ) и Гая Гракхов. Вместе с тем нобилитет (см. НОБИЛИТЕТ) имел обычно своих ставленников среди народных трибунов, которые могли препятствовать деятельности своих коллег, пользуясь правом вето. В период империи (30 до н. э. — 476 н. э.) должность народных трибунов сохраняется (до 3 в. н. э.), но теряла свое реальное значение. С этого времени император, обладавший пожизненной властью народного трибуна, рассматривался как защитник прав и интересов всех рядовых граждан.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое "НАРОДНЫЕ ТРИБУНЫ" в других словарях:

Народные трибуны — Трибун (лат. tribunus) должностное лицо в Древнем Риме. Военный трибун (лат. tribunus militum) командная должность в римском легионе. В эпоху Республики в каждом римском легионе было несколько (обычно шесть) трибунов, которые должны были… … Википедия

Народные трибуны — см. Трибуны … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ТРИБУНЫ НАРОДНЫЕ (ТРИБУНЫ ПЛЕБЕЙСКИЕ) — (лат.) В Древнем Риме высшие выборные должностные лица из плебеев (с начала V в. до н.э.); обладали правом налагать запрет (вето) на постановления магистратов и сената. Избирались ежегодно на плебейских собраниях. Личность трибуна считалась… … Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

ТРИБУНЫ НАРОДНЫЕ (трибуны плебейские) — (лат. tribuni plebis) в Древнем Риме высшие выборные должностные лица из плебеев (с начала V в. до н.э.); обладали правом налагать запрет на постановления магистратов и сената. Избирались ежегодно на плебейских собраниях; сначала 2, 4, потом 10 Т … Юридический словарь

Трибунат народные трибуны — (Tribunatus, Тribuni plebis, plebei или рlebi) одно из важнейших и своеобразнейших римских учреждений. Словом трибун римляне называли первоначально главу трибы (см.), а также военных начальников (tribuni militum, tribuni celerum). С тех пор как… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Трибунат, народные трибуны — (Tribunatus, Tribuni plebis, plebei или plebi) одно из важнейших и своеобразнейших римских учреждений. Словом трибун римляне называли первоначально главу трибы (см.), а также военных начальников (tribuni militum, tribuni celerum). С тех пор как… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ТРИБУНЫ НАРОДНЫЕ — (трибуны плебейские) (лат. tribuni plebis) в Древнем Риме высшие выборные должностные лица из плебеев (с начала V в. до н.э.); обладали правом налагать запрет на постановления магистратов и сената. Избирались ежегодно на плебейских собраниях;… … Юридический словарь

ТРИБУНЫ НАРОДНЫЕ — (трибуны плебейские) (лат. tribuni plebis) в Др. Риме высшие выборные должностные лица из плебеев (с нач. 5 в. до н. э.); обладали правом налагать запрет на постановления магистратов и сената. Избирались ежегодно на плебейских собраниях сначала 2 … Большой Энциклопедический словарь

Трибуны народные — трибуны плебейские (лат. tribuni plebis), в Древнем Риме высшие выборные (начиная с 494 до н. э.) должностные лица из плебеев (См. Плебеи). Т. н. обладали правом вмешательства в действия патрицианских магистратов и сената и могли налагать … Большая советская энциклопедия

ТРИБУНЫ НАРОДНЫЕ — трибуны плебейские (лат. tribuni plebis), в Древнем Риме высшие выборные должностные лица из плебеев. Должность Т. н., согласно традиции, была учреждена в ходе борьбы плебеев с патрициями после 1 сецессии плебеев (по Ливию 494, по Диодору 471 до… … Советская историческая энциклопедия

Плебский трибун , народный трибун или плебейский трибун ( латинское : tribunus plebis ) был первой должностью римского государства, которая была открыта для плебеев , и на протяжении всей истории республики была самой важной проверкой власти. от римского сената и магистратов . Эти трибуны имели право созывать Concilium Plebis (народное собрание) и председательствовать на нем ; созывать сенат; предлагать законодательство; и вмешиваться от имени плебеев в правовые вопросы; но самым значительным правом было наложить ветодействия консулов и других магистратов, таким образом защищая интересы плебеев как класса. Плебские трибуны были неприкосновенны , а это означало, что любое нападение на них каралось смертью. В имперские времена полномочия трибунала были предоставлены императору как нечто само собой разумеющееся, а сама служба утратила свою независимость и большую часть своих функций. [1] В течение дня трибуны обычно сидели на скамьях трибун на Forum Romanum .


Спустя пятнадцать лет после изгнания королей и установления Римской республики плебеи были обременены тяжким бременем долгов. Серия столкновений между народом и правящими патрициями в 495 и 494 гг. До н.э. поставила плебеев на грань восстания, и заговорили об убийстве консулов. Вместо этого, по совету Луция Сициния Веллута , плебеи массово отделились на Монс Сакер (Священная гора), холм за пределами Рима. [2] Сенат направил в качестве посланника Агриппу Менения Ланата , бывшего консула, которого очень любили плебеи. Менений был хорошо принят, и он рассказал басню о животе и конечностях, сравнив людей с конечностями, которые предпочли не поддерживать живот и таким образом морили себя голодом; Так же, как живот и конечности, город, объяснил он, не мог выжить без совместной работы патрициев и плебеев. [3]

Плебеи согласились вести переговоры об их возвращении в город; и их условием было то, что должны быть назначены специальные трибуны, которые будут представлять плебеев и защищать их от власти консулов. Ни один член сенаторского сословия не имел бы права на эту должность (на практике это означало, что только плебеи имели право на участие в трибунате), и трибуны должны были быть неприкосновенными; любой человек, который возьмется за один из трибун, будет объявлен вне закона, и все плебеи имеют право убить такого человека, не опасаясь наказания. Сенат согласился с этими условиями, люди вернулись в город. [4]

Первыми плебисами трибуна были Луций Альбиний Патеркул и Гай Лициний , назначенные на 493 год до нашей эры. Вскоре после этого сами трибуны назначили Сициния и еще двоих своими коллегами. [4]

Древние источники указывают на то, что изначально трибунов могло быть двое или пятеро. В первом случае коллегия трибунов была расширена до пяти в 470 г. до н.э. Как бы то ни было, в 457 г. до н.э. количество колледжей увеличилось до десяти и оставалось таким на протяжении всей истории Рима. Им помогали два эдил-плебис , или плебейских эдилов. Только плебеи имели право на эти должности, хотя было как минимум два исключения. [5]

Хотя их иногда называют плебейскими магистратами, народные трибуны, как и плебейские эдилы , которые были созданы в то же время, технически не были магистратами, поскольку избирались только плебейским собранием . Однако они действовали во многом как магистраты римского государства. Они могли созвать concilium plebis , который имел право принимать закон, касающийся только плебеев ( плебисцита ), и начиная с 493 г. до н.э., чтобы избирать плебейских трибунов и эдилов. С момента учреждения трибуна любой из плебейских трибунов имел право председательствовать на этом собрании. Трибуны имели право предлагать законодательные акты перед собранием. К третьему веку до нашей эры трибуны также имели право призвать сенат к порядку и представить ему предложения. [1] [6]

Трибуны могли наложить вето на действия римского сената. Трибун Тиберий Семпроний Гракх наложил свое вето на все правительственные функции в 133 г. до н.э., когда сенат попытался заблокировать его аграрные реформы, наложив вето другого трибуна. [7]

Хотя трибун мог наложить вето на любое действие магистрата, сената или других собраний, для этого он должен был физически присутствовать.

Поскольку святость трибунов зависела от клятвы плебеев защищать их, их полномочия были ограничены пределами города Рима. Путешествующий за границу трибун не мог полагаться на свою власть, чтобы вмешиваться в дела плебеев. По этой причине деятельность трибун обычно ограничивалась самим городом и радиусом в одну милю за его пределами. [1]

Трибуны в конфликте приказов

В 471 г. до н.э. Lex Publilia перенес выборы трибунов из комиций куриатских в комициях трибутных , тем самым устраняя влияние патрициев на их выборах. [9]

В 462 году трибун Гай Терентиллиус Арса утверждал, что консульское правительство стало еще более деспотичным, чем монархия, которую оно сменило. Он настаивал на принятии закона о назначении пяти уполномоченных для определения и ограничения полномочий консулов. Из-за угрозы войны и чумы вопрос откладывался на пять лет споров, и каждый год избиралась одна и та же коллегия трибунов. В 457 г., надеясь лишить сторонников закона их импульса, сенат согласился увеличить число трибунов до десяти при условии, что ни один из трибунов предыдущих лет не будет переизбран. [10]

Однако новые трибуны продолжали настаивать на принятии закона Терентилла, пока в 454 году сенат не согласился назначить трех комиссаров для изучения греческих законов и институтов, а по их возвращении помочь разрешить раздоры между орденами. По возвращении послов сенат и трибуны договорились о назначении комитета из десяти человек, известных как децемвиры , или децемвиры, которые в течение одного года служили бы вместо ежегодных магистратов и кодифицировали римское право. Сам трибунат на это время был приостановлен. Но когда вторая коллегия децемвиров, назначенная на 450 год, незаконно продолжила свою должность и в следующем году, и злоупотребление их властью стало очевидным для народа, децемвират был упразднен, а трибунат восстановлен вместе с ежегодными магистратами. [11]

Среди законов, кодифицированных децемвирами, был закон, запрещавший смешанные браки между патрициями и плебеями; в двенадцати таблицах римского права также кодифицированы , что само консульство было закрыто для плебеев. Что еще хуже, в 448 году два патриция были кооптированы для заполнения вакантных должностей в трибунате, хотя они, как оказалось, придерживались умеренных взглядов, и год их пребывания в должности был мирным. Чтобы предотвратить будущие попытки патрициев повлиять на выбор трибунов, Луций Требониус Аспер обнародовал закон, запрещающий трибунам кооптировать своих коллег и требующий продолжения их избрания до тех пор, пока все места не будут заполнены. Но отношения между орденами ухудшились, пока в 445 году трибуны во главе с Гаем Канулеем не смогли протолкнуть закон, разрешающий смешанные браки патрициев и плебеев и позволяющий одному из консулов ​​быть плебеем. [12]

Вместо того, чтобы разрешить избрание плебейского консула, сенат принял решение об избрании военных трибунов с консульскими полномочиями , которые могли быть избраны от любого ордена. Первоначально этот компромисс удовлетворил плебеев, но на практике избирались только патриции. Регулярные выборы военных трибунов вместо консулов ​​не позволяли плебеям занимать высшие государственные должности до 400 года, когда четыре из шести военных трибунов были плебеями. Плебейские военные трибуны служили в 399, 396, 383 и 379 годах, но во все остальные годы между 444 и 376 годами до нашей эры каждый консул или военный трибун с консульскими полномочиями был патрицием. [13]

Начиная с 376 г. плебейские трибуны Гай Лициний Кальв Столо и Луций Секстий Латеран использовали право вето для предотвращения избрания любых ежегодных магистратов. Продолжая выполнять свои обязанности каждый год, они расстраивали патрициев, которые, несмотря на избрание патрицианских военных трибунов с 371 по 367 год, в конце концов уступили консульство, согласившись на Лицинийские Рогатии . В соответствии с этим законом военные трибуны с консульской властью были упразднены, и один из ежегодно избираемых консулов ​​должен был быть плебеем. Хотя этот закон иногда нарушался избранием двух патрицианских консулов, сам Секстий был избран консулом на 366, а Лициний - на 364. Наконец плебейские трибуны нарушили патрицианскую монополию на высшие магистратуры государства. [14] [15] [16]

После своей победы в 367 г. трибуны оставались важной проверкой власти сената и ежегодных магистратов. В 287 г. до н.э. сенат официально признал плебисцит законом, имеющим обязательную силу. [1] В 149 г. до н.э. мужчины, избранные в трибунат, автоматически попадали в сенат.

Эрозия трибунской власти в конце республики

Однако в 81 г. до н.э. диктатор Сулла , считавший трибунат угрозой своей власти, лишил трибунов их полномочий законодательной инициативы и вето на действия сената. Он также запретил бывшим трибунам занимать какие-либо другие должности, эффективно предотвращая использование трибуната в качестве ступеньки к более высокой должности. Хотя трибуны сохранили право ходатайствовать от имени отдельных граждан, большая часть их власти была потеряна в результате реформ Суллы. [17] Бывшие трибуны снова были допущены к ежегодным магистратурам, начиная с 75 г. до н.э., и власть трибунов была полностью восстановлена ​​консулами Гнеем Помпеем Магнусом и Марком Лицинием Крассом в 70 г. [1]

Достоинство офиса дополнительно ухудшается , когда в 59 г. до н.э., патриций Публий Клодий Пульхр , которые стремились провести трибун власти, был сам принят плебейской молодостью, и отказался от своего патриция статуса для того, чтобы быть избранной трибуной для следующий год. Хотя в то время это считалось возмутительным, план Клодия был разрешен, и он приступил к осуществлению программы законодательства, направленной на то, чтобы объявить своих политических оппонентов вне закона и конфисковать их собственность, при этом осознавая значительную выгоду от своих действий. [18] [19] [20]

В 48 г. до н.э. сенат передал tribunicia potestas (власть трибуна) диктатору Гаю Юлию Цезарю , который как патриций не имел права быть избранным одним из трибунов. Когда двое избранных трибунов попытались воспрепятствовать его действиям, Цезарь объявил им импичмент и предстал перед сенатом, где они были лишены своих полномочий. Никогда больше Цезарь не сталкивался с противодействием трибунов; он держал власть трибунала до своей смерти в 44 году [21].

В 23 г. до н.э. сенат передал трибунскую власть племяннику Цезаря Октавиану , ныне именуемому Августом . С этого момента tribunicia potestas стало предпосылкой для императоров, большинство из которых получили его от сената после того, как претендовали на престол, хотя некоторые уже получили эту власть во время правления своих предшественников; предоставление этой власти было средством назначения избранного члена императорского двора предполагаемым преемником императора. Таким образом, власть трибуна получила Агриппа , Друз Младший , Тиберий , Тит , Траян и Марк Аврелий . С регулярным переходом к власти трибунов императорами и их наследниками, древний авторитет трибунов пошел на убыль. [22]

Хотя должность трибуна сохранялась во все имперские времена , ее независимость и большинство практических функций были утрачены. Вместе с эдилетством это оставалось шагом в политической карьере многих плебеев, стремившихся заседать в сенате, по крайней мере, до III века. Есть свидетельства того, что трибунат продолжал существовать вплоть до пятого века нашей эры. [1]

Читайте также: