Как передать дебиторскую задолженность учредителю при ликвидации

Обновлено: 30.06.2024

По истечении срока для предъявления требований кредиторами юрлица ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс.

Под промежуточным ликвидационным балансом ликвидируемого юрлица понимается баланс, который составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) для расчетов с кредиторами.

В промежуточном ликвидационном балансе должны содержаться следующие сведения:

— состав имущества ликвидируемого юрлица;

— перечень предъявленных кредиторами требований;

— результаты рассмотрения предъявленных кредиторами требований.

Промежуточный ликвидационный баланс подписывается членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и подлежит утверждению уполномоченным органом или лицом (лицами), принявшим решение о ликвидации юрлица (п. 2 ст. 59 ГК и ст. 25 Закона о хозобществах).

2. Реализация имущества с публичных торгов (при необходимости)

В случае недостаточности денежных средств ликвидируемого юрлица для удовлетворения требований всех кредиторов его имущество должно быть реализовано с публичных торгов в порядке, установленном законодательством (п. 3 ст. 59 ГК и ч. 2 ст. 26 Закона о хозобществах).

В случае, если денежных средств ликвидируемого юрлица и после продажи его имущества недостаточно для расчетов с кредиторами этого юрлица, согласно данным промежуточного ликвидационного баланса, ликвидация в рассматриваемом порядке прекращается и ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна обратиться в суд для возбуждения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), если речь идет о ликвидации коммерческой организации, потребительского кооператива.

3. Удовлетворение требований кредиторов

На основе промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) ликвидируемого юрлица в соответствии с очередностью, установленной законодательными актами (ст. 60 ГК и п. 11 Положения о ликвидации), производит расчеты с кредиторами такого ликвидируемого юрлица (п. 4 ст. 59 ГК).

Система преференций (очередность расчета с кредиторами ликвидируемого юрлица), установленная законодательными актами Республики Беларусь, предусматривает, что:

требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди;

при этом, если при ликвидации юрлица оставшегося имущества недостаточно для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов одной очереди, требования удовлетворяются за счет имеющегося имущества пропорционально размерам требований этих кредиторов.

4. Расчеты с участниками юрлица

Имущество ликвидируемого АО, оставшееся после завершения в соответствии с законодательными актами расчетов с кредиторами, распределяется ликвидационной комиссией (ликвидатором) между акционерами в очередности, указанной в ст. 90 Закона о хозобществах.

В связи с указанным отмечаем, что во время существования АО у акционера отсутствует право на получение его имущества в натуре, у него также отсутствует право требовать раздела этого имущества. Данное право акционер приобретает лишь после прекращения существования собственника имущества — АО.

Имущество, переданное акционерами во владение и пользование АО на определенный срок в качестве вклада в уставный фонд, при ликвидации АО возвращается ликвидационной комиссией (ликвидатором) этим акционерам в натуральной форме с учетом естественного износа.

5. Составление и утверждение ликвидационного баланса (окончательного)

После завершения расчетов с кредиторами и участниками ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет и представляет на утверждение уполномоченному органу или лицу (лицам), принявшему решение о ликвидации юрлица, окончательный ликвидационный баланс.

Ликвидационный баланс (окончательный) должен быть подписан членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержден уполномоченным органом или лицом (лицами), принявшим решение о ликвидации. На указанное утверждение ликвидационный баланс (окончательный) представляется вместе с письменным отчетом о работе ликвидационной комиссии (ликвидатора).

К ликвидационному балансу прилагаются:

перечень невзысканной или частично взысканной дебиторской задолженности и иного имущества ликвидируемого юрлица, списанных на убытки;

протокол ликвидационной комиссии (решение ликвидатора) о подписании ликвидационного баланса и отчета.

Отчет о работе ликвидационной комиссии (ликвидатора) в том числе должен включать сведения и об использовании сметы расходов ликвидационной комиссии (ликвидатора) в период ее деятельности.

За достоверность ликвидационного баланса несет ответственность ликвидационная комиссия (ликвидатор).

6. Право кредиторов ликвидированного юрлица обратиться в суд с требованием о взыскании имущества, принадлежавшего юрлицу, после его ликвидации либо с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам ликвидированного юрлица собственника имущества (учредителей, участников), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) ликвидированного юрлица (при необходимости)

Законодательство Республики Беларусь предоставляет возможность удовлетворить неудовлетворенные требования кредиторов к уже ликвидированному юрлицу после его ликвидации следующими двумя путями.

Первый путь — предъявление требования в суд кредитором, не получившим полного удовлетворения своих требований в рамках ликвидационного производства, в виде обращения взыскания на имущество ликвидированного юрлица (в непогашенной части долга).

Второй путь — предъявление требования в суд, рассматривающий экономические дела, кредитором, и (или) КГК, и (или) прокуратурой, и (или) органом внутренних дел, и (или) органом государственной безопасности, и (или) налоговым органом, и (или) иным уполномоченным органом (в пределах своей компетенции) о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам ликвидированного юрлица собственника его имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в случае, если указанные лица допустили нарушение (нарушения) требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юрлица, в результате которых юрлицо было исключено из ЕГР без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства).

Указанное требование (иск, иски) может быть предъявлено в течение трех лет со дня исключения юрлица из ЕГР.

Собственник имущества (учредители, участники) ликвидированного юрлица, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юрлица в размере неудовлетворенных требований кредиторов (п. 25 Положения о ликвидации).


Распределение имущества при ликвидации ООО — один из заключительных этапов прекращения деятельности компании — осуществляется перед регистрацией изменений в ЕГРЮЛ. О том, как провести данную процедуру, расскажет предлагаемая нами статья.

Как передать учредителю оставшееся после ликвидации имущество

После завершения расчетов с кредиторами при добровольной ликвидации у ООО часто остается нераспределенное имущество, которое его участники вправе разделить между собой. В том случае, если в обществе лишь 1 участник, оставшееся после ликвидации имущество переходит в его единоличную собственность, т. е. как таковой раздел не требуется.

Важно помнить, что имущество, внесенное в уставный капитал общества его участниками в натуре, передается участникам, имеющим в отношении него вещные права, согласно части 8 статьи 63 ГК РФ. В случае возникновения спора по поводу принадлежности или фактической стоимости такого имущества оно подлежит реализации с торгов, а вырученные в итоге средства — разделу в общем порядке.

  • Анатолию - 800 тыс. руб. (2 млн. руб * 40%);
  • Виктору - 1 млн. 200тыс. руб. (2 млн. руб. * 60%).

Автомобиль был переоформлен в общую собственность с теми же долями.

Получение оставшегося имущества в собственность и его налогообложение

Передача распределенного между участниками ООО имущества оформляется путем составления обычного передаточного акта. Каких-либо специальных требований к его составлению или определенной (унифицированной) формы законом не предусмотрено. К обычным реквизитам данного документа относятся:

  • дата и место составления;
  • инициалы и паспортные данные ликвидатора и участника, принимающего имущество;
  • обозначение переданного имущества, его размер и стоимость;
  • подписи ликвидатора и принявшего имущество участника.

На практике распространены случаи, когда передача всего распределенного имущества осуществляется на основании единого передаточного акта с указанием размера и стоимости доли каждого из участников. Подписывается данный документ, соответственно, ликвидатором и всеми участниками ООО. Подобная практика является наиболее юридически грамотной, поскольку позволяет в будущем избежать разногласий по поводу судьбы той или иной части распределенного состояния.

Что касается уплаты налогов с полученного имущества, то его часть в размере стоимости уставного капитала налогом не облагается, согласно статье 43 НК РФ. Что же касается распределяемой прибыли, то в ее отношении уже действуют общие правила налогообложения, то есть, к примеру, гражданам-участникам необходимо будет уплатить налог в размере 13 - 15 процентов своей доли прибыли, согласно пункту 3 статьи 224 НК РФ.

Какую ставку налога выбрать в каждом конкретном случае, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Ликвидация ООО — последовательность и этапы проведения

Говоря о распределении оставшегося после ликвидации ООО имущества, следует подчеркнуть, что данная процедура является финальным этапом проведения собственно ликвидации организации. При этом размер оставшегося имущества будет напрямую зависеть от оперативности и грамотности проведения именно ликвидации ООО. Условно, согласно статье 63 ГК РФ, весь процесс ликвидации ООО можно разделить на 4 этапа:

  • Принятие решения о ликвидации ООО.
  • Работа ликвидационной комиссии, направленная на выявление всех обязательств ООО (необходима для составления промежуточного баланса).
  • Проведение расчетов с кредиторами, итогом которых становится составление ликвидационного баланса.
  • Распределение на основе ликвидационного баланса оставшегося имущества между участниками общества.

Приведенная схема наглядно показывает, что участникам, прежде чем приступать к распределению имущества, необходимо выполнить значительный объем работы.

Пошаговую инструкцию с образцами всех необходимых для ликвидации ООО документов см. в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

При этом юридически значимым признаком банкротства, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 данного ФЗ, служит невозможность ООО выплатить заработную плату своим сотрудникам, рассчитаться по платежам в соответствующие бюджеты (фонды), а также обслуживать свою кредиторскую задолженность в течение 3 месяцев. При наличии таких признаков статья 7 отмеченного ФЗ № 127 наделяет правом заинтересованных лиц (работников, налоговые органы или кредиторов) обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании общества несостоятельным (банкротом).

На практике также распространены ситуации, когда участникам общества очевидно, что созданное ими предприятие фактически уже является банкротом либо неумолимо движется к несостоятельности. При этом формальный признак банкротства в виде трехмесячной задолженности отсутствует. В указанном случае статья 8 ФЗ № 127 наделяет участников правом самим обратиться в суд с заявлением о банкротстве. При этом начало реализации процедуры, как правило, означает невозможность получения участниками какого-либо имущества ООО, поскольку все оно будет реализовано для расчета по долгам общества.

Решение о ликвидации

Принятие учредителями решения о ликвидации ООО, согласно требованиям части 1 статьи 62 ГК РФ, является отправной точкой для начала данной процедуры. Одновременно с решением о ликвидации учредителям требуется также назначить уполномоченных лиц (ликвидатора или ликвидационную комиссию), которые в дальнейшем будут проводить данную процедуру. Круг лиц, которые могут выполнять обязанности ликвидаторов, законодательство не ограничивает, поэтому в состав комиссии (либо единственным ликвидатором) может быть назначен учредитель ООО, его работник или любое иное лицо. После назначения только ликвидатор или комиссия вправе осуществлять управление ООО и представлять его интересы в суде без выдачи доверенности.

О начале ликвидации учредителям необходимо уведомить налоговый орган для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Также важно помнить, что после начала процедуры ликвидации, согласно части 4 статьи 61 ГК РФ, срок исполнения по всем обязательствам ООО считается наступившим. Таким образом, с указанного момента ООО фактически утрачивает возможность ведения хозяйственной деятельности, найма работников и т. д.

Промежуточный баланс

Основная цель подготовки промежуточного баланса ООО — определение размеров имущества и кредиторской задолженности. Также при этом происходит определение степени достаточности активов общества для покрытия всех долгов.

Для составления баланса ликвидатору необходимо:

Результаты перечисленных действий фиксируются в промежуточном балансе, для подготовки которого используются также данные бухгалтерии. После составления баланса его необходимо утвердить участникам общества. Согласно части 2 статьи 63 ГК РФ, 1 экземпляр баланса должен быть направлен в налоговый орган для согласования.

Ликвидационный баланс

Утвержденный и согласованный в налоговом органе промежуточный баланс, согласно части 5 статьи 63 ГК РФ, является основой для проведения расчетов с кредиторами, которые выполняются в порядке, определенном статьей 64 ГК РФ.

Первые 3 категории кредиторов выглядят следующим образом:

  • Работники ООО и третьи лица, перед которыми у общества имеются задолженности вследствие причинения им вреда.
  • Работники, имеющие право на получение выходных пособий и иных выплат, задолженность по которым не погашена.
  • Налоговые органы и внебюджетные фонды, перед которыми имеется задолженность по налогам и страховым взносам.

После расчетов с перечисленными субъектами ликвидатор вправе приступить к расчетам с другими кредиторами на общих основаниях без установления какой-либо очередности.

После удовлетворения всех требований кредиторов ликвидатору необходимо приступить к составлению ликвидационного баланса, цель которого — подведение итога всей обязательной части процедуры. Ликвидационный баланс утверждается участниками ООО и направляется, согласно части 6 статьи 63 ГК РФ, в налоговый орган для согласования.

В случае принятия перечисленных документов у налогового органа, согласно статье 8 упомянутого ФЗ № 129, имеется 5 дней на их проверку и внесение записи в реестр в ЕГРЮЛ. После внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ общество, согласно части 9 статьи 63 ГК РФ, считается прекратившим свою деятельность.

ИТОГИ

Как видите, величина полученного в итоге участниками ООО имущества во многом зависит от успешности деятельности общества. При этом немалое значение при расчете имеют также оперативность и компетентность проведения самой процедуры ликвидации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Согласно действующему законодательству, если организация находится в стадии ликвидации, это становится основанием для завершения судопроизводства.

Ликвидация юрлица выступает абсолютно легальной методикой завершения деятельности организации, но опасностью являются незаконные меры со стороны ликвидаторов или учредителей. Зачастую эти лица хотят провести все процедуры тихо и быстро, избегая претензий кредиторов и желая выплатить как можно меньше задолженностей. Идеальные для таких ситуаций условия предполагают, что юридическое лицо ликвидируется всего за несколько месяцев.

Как ведется исполнительное производство в таких ситуациях

Согласно действующему законодательству, если организация находится в стадии ликвидации, это становится основанием для завершения судопроизводства. На протяжении трех суток с момента завершения рассмотрения дела суд передает исполнительный лист комиссии по ликвидации, вместе с полномочиями на рассмотрение задолженностей.

Эта ситуация сулит неприятности для взыскателей. Так, завершение судопроизводства предполагает снятие всех принудительных мер, установленных судом, а взаимодействие с ликвидатором происходит с большими сложностями. Каждая процедура суда имеет полноценное урегулирование, и при каждой ошибке можно составлять жалобу. Что касается ликвидаторов, они могут просто не обращать внимания на требования заинтересованных лиц, избегая выполнения собственных обязательств.

В период ликвидации суд осуществляет ведение определенного судопроизводства, касающегося:

  • Установления права собственности.
  • Требования активов от прочих незаконных владений.
  • Использования результатов недействительности произведенных процедур.
  • Требования выплаты долга по определенным обязательствам.

Процесс взыскания дебиторской задолженности с помощью приставов все же возможен:

  • Можно запросить у судебной инстанции проверку заполнения исполнительной документации, отправленной ликвидирующей организации.
  • Обращение к начальнику отдела приставов путем бумаги, где выносятся требования по отмене решения, касающегося завершения судопроизводства. При этом можно ссылаться на 47 статью федерального закона. Также потребуется разъяснить, почему ликвидируемый должник должен быть подвергнут дополнительным или повторным исполнительным действиям.

Что делать если должник ликвидируется и уже исключается из ЕГРЮЛ? Часто в такой ситуации сложно будет что-либо взыскать, ведь законодательство предполагает отмену любого судопроизводства. При этом повторно предъявлять исполнительный лист уже бессмысленно.

Как предъявить кредиторские требования к ликвидируемому юрлицу

Действия кредитора должны предполагать оперативное заявление собственных требований. Основываясь на законодательстве РФ, комиссия по ликвидации обязана установить кредиторов, уведомить их о процессе ликвидации, но, как уже отмечалось, добросовестность данных структур находится под вопросом.

Грамотный порядок списания дебиторской задолженности при ликвидации должника будет таким:

Как взыскать долг? Если вы заметили запись в ЕГРЮЛ о том, что должник намеревается обосновать налоговикам собственный промежуточный баланс, однако данных о вашем присутствии в списке взыскателей нет, как и возмещения долга, важно не медлить с действиями.

Что делать, если ликвидатор игнорирует или отказывается признавать требования

Для списания задолженности при ликвидации дебитора потребуется:

Основываясь на госзаконах, в качестве оснований для отказа в устранении могут выступать невыполнение организацией обязательства уведомить своих кредиторов о старте процедуры ликвидации. Также отказ может случиться в результате несоблюдения процедуры устранения юрлица.

Дополнительные возможные ситуации

Если задолжавшее лицо прошло процесс устранения и было исключено из реестра компаний, у кредитора еще имеется призрачный шанс на возврат своих денег. Взыскатель, не получивший решения по собственной исполнительной бумаге, по закону может подать в судебную инстанцию заявление, чтобы требовать разделения имеющихся активов должника.

Естественно, подобный процесс возможен только в ситуации, при которой ликвидированное юрлицо еще является владельцем определенных активов. Подача подобного заявления возможно на протяжении пятилетнего срока после удаления компании из реестра. Важно понимать, что распределение активов – обязанность арбитражного управляющего, и для этого процесса необходимы финансовые вливания.

Еще одна популярная ситуация – брошенное устраняемое юридическое лицо. Выше мы описывали случаи, при которых кредитные проблемы вынуждали учредителей бросать свои компании, а также ликвидацию на середине пути. Предприятие не удаляется из реестра, но по факту она уже никем не эксплуатируется.

Если основатели компании не производят необходимые действия для ликвидации или выполняют их не по установленному порядку, кредиторы способны требовать устранения фирмы посредством судебной инстанции. В этой ситуации ликвидатором выступит арбитражный управленец. Если у компании обнаружится нехватка активов, учредителям придется выполнять все ликвидационные процедуры за свой счет. Вполне вероятно, что им будет выгоднее удовлетворить кредитные требования и раздать долги.


При ликвидации компании нужно соблюсти много различных нюансов. И очень часто не соблюдают один из самых важных — бухгалтерскую составляющую. Вместе с тем, обязанность по сдаче отчетности, ведению бухгалтерии и выплате заработной платы работников для компании никто не отменял. Даже в том случае, когда она находится в процессе ликвидации.

Для удобства, снова распишем процедуру ликвидации компании по этапам, и на каждом этапе отдельно остановимся о том, что же должен сделать бухгалтер. Не всегда это обусловлено тем, что это входит в обязанности бухгалтера, просто иногда его этим может озаботить руководство, а иногда — просто логичнее всего поручить эту обязанность именно ему.

Ликвидация часто сопряжена с такой операцией, как вывод активов. Эту часть стоит доверять только специалистам, так как самостоятельные попытки могут закончится большими штрафами и уголовными делами.

Рассматривать будем на примере ООО, как самой частой организационно-правовой формы коммерческой организации.

Этап первый. Начало процедуры

Вероятно, многие сейчас подумают, что уж в самом-то начале процедуры бухгалтеру точно делать нечего. Решение о начале ликвидации и назначении ликвидатора принимают участники, руководителем становится ликвидатор (которым часто назначают директора), уведомлять налоговую должен опять-таки ликвидатор. Что тут бухгалтеру-то делать?

Никто не отменяет текущую деятельность бухгалтера — сдачу отчетности в налоговую и фонды, начисление и выплата заработной платы.

О заработной плате нужно отдельно отметить. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, работников, увольняемых в связи с ликвидацией компании, нужно уведомить за два месяца до увольнения. Поскольку до принятия решения о ликвидации их уведомлять нелогично, это нужно сделать сразу же после его принятия.

Алгоритм получается такой:

  • Участники принимают решение о ликвидации и назначении ликвидатора.
  • Ликвидатор уведомляет работников о предстоящей ликвидации и их увольнении в связи с этим.
  • Через два месяца ликвидатор расторгает трудовые договоры с работниками.
  • Эти два месяца работникам должна начисляться и выплачиваться заработная плата.

Далее, если у компании есть деньги на расчеты с работниками, им выплачиваются все положенные при увольнении выплаты.

Если же денег нет, работники становятся кредиторами ликвидируемой компании. Возможно, задолженность перед ними им компенсируют после реализации имущества. Если же денег не будет хватать и в этом случае, компания обязана перейти в процедуру упрощенного банкротства.

Кстати говоря, если бухгалтер еще и кадровик, то уведомление работников, скорее всего, повесят на него. Хотя должен это делать ликвидатор.

Представленная информация должна соответствовать формату и перечню сведений о занятости, утверждаемых соответственно Рострудом и Минтрудом России.

Эти требования временные, они действуют на период с 13.04.2020 по 31.12.2020 (п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.04.2020 N 486, п. п. 2 — 5 Временных правил представления информации о высвобождении).

Тут обязанности бухгалтера могут быть как раз в уведомлении кредиторов и контрагентов, поскольку чаще всего с ними общается именно он — требует акты, договоры, другие закрывающие документы.

На этом же этапе ликвидатор, совместно с бухгалтером, должен провести инвентаризацию, оценку, возможно розыск имущества. Нужно взыскать, списать, или уступить по цессии дебиторскую задолженность, сформировать реестр кредиторов.

Вообще, реестр кредиторов при ликвидации законодательно не обязателен (к примеру, см. Постановление ФАС Уральского округа от 20.11.2006 № Ф09-10590/06-С4 по делу № А76-2795/06). Однако в промежуточном ликвидационном балансе обязательно должен быть полный перечень заявленных требований кредиторов. Не всех, а только заявленных, те, кто не заявили — их требования считаются прощенными (по идее, это обязывает компанию уплатить налог на прибыль).

Еще один момент — обязанность платить текущие платежи. Аренда, коммуналка, банковское обслуживание, налоги, зарплата. Согласно ст. 64 ГК, ликвидационная комиссия (ликвидатор) приступает к погашению выявленных требований кредиторов после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации.

Следовательно, сначала погашаются текущие платежи, после — заявленные требования кредиторов. Если денег не хватает — идем в банкротство.

Инвентаризацию в ликвидируемой компании обязывает провести абзац 7 пункта 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. А как еще понять, что есть, чего нет, и хватит ли средств со всеми рассчитаться?

Ведение бухгалтерии под ключ позволит быстро проанализировать финансовое состояние компании и подготовиться к ликвидации.

Этап 3. Составление промежуточного ликвидационного баланса

Тем не менее, обычно это делает бухгалтер. За основу берется обычный бухгалтерский баланс, отражается все заявленные требования кредиторов, в том числе и те, в удовлетворении которых было отказано.

Что еще должен содержать ПЛБ:

  • сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • перечень требований, предъявленных кредиторами с результатами их рассмотрения;
  • перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией;
  • отметку об утверждении баланса участниками общества.

Уведомление о составлении ПЛБ нужно подать в регистрирующий орган. Это делает ликвидатор.

Этап 4. Расчеты с кредиторами

Статьей 64 ГК определены четыре очереди удовлетворения требований кредиторов:

  • требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
  • выходные пособия и оплата труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды; требования других кредиторов.

Еще существует, по сути, пятая очередь — требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), которые удовлетворяются только после требований четвертой очереди.

Если не хватает денег на удовлетворение всех требований, ликвидатор организует торги по реализации имущества компании. Собственно, оценка для этого и производилась, чтобы понять, хватит ли денег, имущества, дебиторки на удовлетворение всех требований. А вот если после торгов денег все равно не хватает — это уже будут вопросы к ликвидатору, почему он так оценил имущество, и так дешево его продал.

Собственно, все расчеты скорее всего опять-таки будет производить бухгалтер. Хотя обязан ликвидатор.

Этап 5. Окончательный ликвидационный баланс

Окончательный ликвидационный баланс не должен быть совсем нулевым, как считают многие ликвидаторы. Как минимум, там нужно отразить уставный капитал. Да и редко бывает, что обязательства компании составили ровно стоимость ее имущества, прямо вот до копейки.

Самое главное для налоговиков — чтобы в балансе не отражались неурегулированные долги. Все остальное имущество, деньги, оставшиеся после удовлетворения заявленных требований кредиторов — их там не интересуют. Не нужно отображать в ЛБ и сведения о списанных долгах.

Важно: есть практика по подаче ликвидационных балансов (промежуточного и окончательного в территориальную ИФНС). Минфин в Письме от 17.12.2014 № 03-02-07/1/65223 объясняет, что делать этого не нужно.

На ликвидационном балансе должна стоять отметка о его утверждении собранием участников (решением единственного участника). При ее отсутствии есть шанс пойти доказывать то, что он ликвидационный в суде, что затянет процедуру ликвидации примерно на полгода.

Этап 6. Расчеты с участниками

Оставшиеся после расчетов с кредиторами имущество и средства необходимо распределить между участниками пропорционально их долям в уставном капитале.

Если участники не смогли договориться о совместной собственности, к примеру, на недвижимость, придется ее реализовывать и распределять вырученные от продажи деньги между ними (п. 8 ст. 63 ГК). Или не смогли решить, кто заберет стол, кто тумбочку, а кто кулер для воды.

Как уже все догадались, производить расчеты с участниками будет бухгалтер.

Этап 7. Завершение ликвидации

На этом этапе, после получения из регистрирующего органа Листа записи об исключении компании из ЕГРЮЛ, юридическое лицо прекращает свое существование.

Но до этого нужно сдать отчетность и заплатить все налоги.

Для ликвидируемых компаний налоговый период заканчивается датой ликвидации. Отчетный год также длится с 1 января и до дня внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации.

Важно: Никаких норм закона, отменяющих обязанность сдачи налоговой декларации и бухгалтерской отчетности по последним налоговому и отчетному периоду, для ликвидируемых компаний не предусмотрено.

Все это нужно сделать до подачи в регистрирующий орган заявления по форме Р16001.

Также не стоит забывать про сдачу отчетности в ПФР. В Пенсионном фонде должны быть закрыты все периоды — в том числе текущий, даже если отчетный период по нему ещё не наступил. Отчетность подается после утверждения ПЛБ.

ФСС требует подачи отчетности только за кварталы, отчетный период по которым уже наступил. Отчет за текущий квартал они не примут.

А вот теперь — самое главное

Бухгалтер в организации является наемным работником, в отличие от ликвидатора, деятельность которого обусловлена законом. Поэтому, бухгалтера ликвидатор обязан уволить еще на первом этапе, по истечении двухмесячного срока после уведомления сотрудников.

ПОРЯДКИ ИСКЛЮЧЕНИЯ. КАК СПИСАТЬ ДОЛГ КОМПАНИИ, ВЫЧЕРКНУТОЙ ИЗ ЕГРЮЛ

Списать безнадежный долг компания может лишь в том случае, когда исключение должника из ЕГРЮЛ приравнивается к его ликвидации. Между тем в последние годы налоговые органы проводят регулярные проверки достоверности юридических адресов организаций, что может вести к исключению тех из ЕГРЮЛ, создавая проблемы их контрагентам.

Когда долг контрагента может быть списан

Обязательство прекращается ликвидацией юридического лица, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (ст. 419 ГК РФ). На основании ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет за собой его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование после того, как запись об этом внесена в ЕГРЮЛ (ст. 63 ГК РФ).

Исключение недействующей организации из ЕГРЮЛ приравнивается к ликвидации, причем как для целей гражданского оборота, так и для целей налогообложения. Другими словами, поступать с долгами недействующих компаний, исключенных из ЕГРЮЛ, можно так же, как и с долгами ликвидированных, их можно списать во внереализационные расходы. Документальным подтверждением ликвидации организации-должника может служить выписка из ЕГРЮЛ (ст. 6 Закона N 129-ФЗ, ст. 252 НК РФ).

Аналогично в этот же момент долги компании перед исключенным из ЕГРЮЛ кредитором должны быть списаны на внереализационные доходы (п. 18 ч. 2 ст. 250, п. 1 ст. 271 НК РФ). Правда, есть некоторые исключения учета доходов. Например, перед учредителем и др.

Однако не все причины исключения контрагента из ЕГРЮЛ приводят к учету долга в доходах или расходах в целях исчисления налога на прибыль. Рассмотрим вопрос детальнее.

Когда исключение из ЕГРЮЛ приравнивается к ликвидации

Фирмы, которые фактически прекратили свою деятельность, могут быть ликвидированы в упрощенном (внесудебном) порядке по решению регистрирующего органа. Это предусмотрено ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ.

В соответствии со ст. 64.2 ГК РФ юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев не представляло документы с отчетностью, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо), считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В п. 2 ст. 64.2 ГК РФ четко написано, что исключение недействующей организации из ЕГРЮЛ влечет те же правовые последствия, что и ликвидация. Но это правило было введено с 1 сентября 2014 г. (Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ). До этого момента исключение из реестра по решению инспекции формально не приравнивалось к ликвидации. И именно из-за этой формальности позиция Минфина была противоположна сегодняшней.

Долги юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, могут быть признаны безнадежными в порядке, установленном ст. 266 НК РФ, с даты исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ (Письма Минфина России от 21 мая 2019 года N 03-03-06/2/36730, от 24 июля 2015 года N 03-01-10/42792, Постановление АС Московского округа от 7 ноября 2017 года по делу N А40-106253/2016).

Соответственно, на эту же дату при наличии кредиторской задолженности перед данным контрагентом нужно признать соответствующий доход (Письмо Минфина России от 7 февраля 2020 года N 03-03-06/2/7955).

Когда отсутствие в ЕГРЮЛ - не повод для списания

Списать безнадежный долг компания может только в том случае, если исключение должника из ЕГРЮЛ приравнивается к его ликвидации. А это не всегда так.

В частности, предусмотренный ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях (п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ):

- невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

- наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи.

При этом исключение действующей организации из ЕГРЮЛ по основаниям п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ (когда в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности) не является ликвидацией (Письма Минфина России от 7 февраля 2020 года N 03-03-06/2/7955, от 16 августа 2019 года N 03-03-06/1/62253, от 24 октября 2019 года N 03-03-06/1/81781, от 21 мая 2019 года N 03-03-06/2/36730). Это связано с тем, что такое исключение не приравнивается законом к ликвидации, а значит, задолженность не может быть признана невозвратной.

Однако Минфин отмечает, что ничего не мешает сделать это на других основаниях, изложенных в п. 2 ст. 266 НК РФ: истечение срока исковой давности; невозможность исполнения обязательств на основании ликвидации организации или акта госоргана (имеются в виду законы, указы, постановления, распоряжения и иные нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Недостоверные сведения об адресе

К наличию в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи, относится запись о недостоверности юридического адреса юридического лица. Поскольку данные записи вносятся налоговыми органами достаточно активно, рассмотрим ситуацию подробно.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Структура адреса включает в себя последовательность адресообразующих элементов, в том числе тип и номер помещения, расположенного в здании или сооружении (п. 44 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221). Таким образом, в ЕГРЮЛ должен быть указан полный адрес юридического лица, включая номер помещения или офиса.

С 1 января 2016 года значительно расширены пределы проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ. Это проверка не только новых сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, но также и таких, которые уже там содержатся (п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Специальная процедура (уведомление о недостоверности и представление дополнительных сведений и документов) предусмотрена для ряда сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе. При наличии предусмотренных законодательством о государственной регистрации оснований регистрирующий орган проводит проверку достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ независимо от даты их включения (Письмо ФНС России от 06.03.2017 N ГД-4-14/3980@). Она проводится налоговым органом в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности имеющихся в реестре сведений.

В Письме Минфина России от 11.03.2019 N 03-12-13/15455 отмечается, что в ст. 51 ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым:

- данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления;

- лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам;

- регистрирующий орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ.

Порядок проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, утвержден Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 года N ММВ-7-14/72@.

Основаниями для признания сведений об адресе недостоверными являются следующие (п. 2 Приложения N 1 к Приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица"):

- указанный адрес является "массовым";

- находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен или не существует; является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

- заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.).

Кроме того, об этом может свидетельствовать заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

Источником информации о недостоверности адреса может выступать обращение заинтересованного лица; иная имеющаяся у территориальных органов информация (п. 4 Приложения N 1 к Приказу ФНС России от 11 февраля 2016 года N ММВ-7-14/72@).

Реально ФНС делает перекрестную проверку сведений о собственниках помещений с базой адресов. Затем от собственников недвижимости запрашиваются сведения об арендаторах помещений с детальным указанием сведений о заключенных договорах. Обе базы произведены в автоматическом режиме с данных адресов в ЕГРЮЛ. Фирмы, не прошедшие проверку, получают "черную" метку.

Инспекторы вправе проводить осмотр объекта недвижимости, для его проведения даже не требуется присутствие представителей проверяемого лица: достаточно привлечь двух понятых или записать осмотр на видео. Понятые расписываются в протоколе осмотра, а если велась видеозапись, то в акте осмотра производится соответствующая отметка (подп. "г" п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Если по окончании проверочных мероприятий ИФНС пришла к выводу, что сведения в ЕГРЮЛ об адресе были недостоверны, то в адрес юридического лица, а также его руководителей и участников должно быть направлено уведомление с предложением внести в ЕГРЮЛ достоверные сведения или представить документы, свидетельствующие, что налоговый орган ошибся (п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, п. 18 Приложения N 1 к Приказу ФНС России N ММВ-7-14/72@). На эту процедуру налогоплательщику отводится 30 календарных дней. Если компания не убедила инспекторов в правильности указания адреса, то в реестре ставится отметка "Недостоверность сведений в ЕГРЮЛ об адресе".

Наличие отметки о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи является достаточным основанием для исключения компании из ЕГРЮЛ налоговым органом без соответствующего судебного решения (подп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, Письмо Минфина России от 28 ноября 2017 года N 03-12-13/78712).

Кроме того, наличие указанной записи в ЕГРЮЛ в течение 3 лет со дня ее внесения является основанием для отказа в государственной регистрации фактов, связанных с включением в ЕГРЮЛ новых сведений об учредителях или участниках этой организации (подп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ).

Внесение записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ об адресе контрагента вызывает ряд неблагоприятных последствий для лиц, связанных с ней. Отсутствие связи с юридическим лицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, является одним из признаков того, что компания недействующая.

Компания, имеющая запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, является налогоплательщиком с высоким уровнем налогового риска. У ее контрагентов возможны проблемы с признанием расходов, получением вычетов по НДС по соответствующим сделкам из-за непроявления должной осмотрительности при выборе делового партнера. Так, с 1 октября 2017 года в счете-фактуре должен быть указан полный юридический адрес продавца и покупателя, который указан в выписке из ЕГРЮЛ. Нередко причиной отказа в вычете НДС у покупателя является заявление налогового органа о том, что контрагент отсутствует по адресу, указанному в счете-фактуре, или, например, не представляет отчетность в фискальные органы, или его нет в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП, или, скажем, налог не перечислен поставщиком в бюджет.

Читайте также: