Как педагог осуществляет изучение семей учащихся

Обновлено: 01.06.2024

Изучение семейной среды крайне важно для социального педагога, ведь именно в ней ребенок получает первый социальный опыт, приобщается к тому или иному стилю поведения, усваивает нравственные нормы и ценности. От степени успешности воспитания в семье зависит уровень сформированности у ребенка социально приемлемых качеств.

Если семья не выполняет свои функции по воспитанию ребенка, то членам семьи, и в частности, ребенку необходима социально-педагогическая помощь. Оказывая социально-педагогическую помощь учащимся, родителям и лицам, их заменяющим, социальный педагог ориентирует свою работу с семьей не только на решение семейных проблем, но и на укрепление, развитие, восстановление ее внутреннего потенциала.

Сейчас между исследователями часто ведутся дискуссии о проблеме воспитания ребенка в неполной семье. Одни ученые крайне негативно относятся к неполноте семей, и высказывают мнение, что это крайне негативно сказывается на развитии психики ребенка. Другие исследователи в области семейной педагогики и психологии не считают, что неполные семьи не могут в полной мере дать надлежащее воспитание ребенку.

Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.



2 Неполные семьи

Рисунок 5 – Частота возникновения конфликтов в полных и неполных семьях (%)

Частота возникновения конфликтов

При исследовании уровня конфликтности в семьях, было выявлено, что в большей части полных (53%) и неполных (60%) семей конфликты возникают периодически. Семьи с достаточно частой повторяемостью конфликтов составляют – 21%. В неполных семьях атмосфера была более благоприятной для развития ребенка. 26% составили семьи, где конфликты возникают редко, и разрешаются конструктивным способом, в неполных семьях этот показатель выше – 40%. Результаты анкетирования подтверждают мнение, что в неполных семьях при высоком воспитательном потенциале семьи, процесс воспитания можно организовать на довольно высоком уровне. Семейная среда в неполных семьях по показателю конфликтности находится в лучшем положении, но, конечно, это не всегда может говорить о том, что в данной категории семей избран приемлемый стиль воспитания.

Основные причины конфликтов в семьях учащихся 9-х и 11' классов ГУО "Терешковичска СОШ" отражены на рисунке 6. Главной причиной является непонимание между членами семьи. Непонимание или нежелание понять друг друга, неприятие чужой точки зрения, излишняя авторитарность, безразличие или неумение высказаться очень мешают построению взаимоотношений. Самой распространенной причиной непонимания является то, что членам семьи трудно учесть психологические особенности близкого человека.

Второй основной причиной появления конфликтов в семьях является—отказ участвовать в семейных делах, заботах. Члены семьи не всегда идут друг другу на компромисс и сотрудничество, перекладывают ответственность на других членов семьи.

В 16% семей причиной конфликта является нарушение этики взаимоотношений (грубость, неуважение и др.). Это говорит о недостатке у родителей и учащихся педагогической и психологической культуры, а также невнимании и отсутствия отзывчивости по отношению к своим родным и близким.

Почти в каждой десятой семье имеются разногласия в вопросах воспитания детей. 11 % семей страдают от злоупотребления алкоголем одного из родителей, чаще отца.


Рисунок 6 – Причины возникновения конфликтов в семьях учащихся 9 – х и 11' классов (%)

Причины возникновения конфликтов

2 – нарушение этики взаимоотношений

3—отказ участвовать в семейных делах, заботах

4 – разногласия в вопросах воспитания детей

5 – злоупотребление алкоголем

6 – невнимание со стороны взрослых

5% учащихся не получают достаточного внимания со стороны родителей. Родители заняты карьерой, решают свои личные проблемы, не принимая должного участия в жизни своих детей.

Работа социального педагога заключается в предотвращении конфликтной ситуации в семьях, повышении педагогической и психологической культуры учащихся и их родителей, оказании психолого-педагогической помощи семьям учащихся.

Очень важно, чтобы между детьми и их родителями были установлены доверительные отношения. Родитель должен быть тем человеком, с кем ребенок может поделиться своими проблемами, получить поддержку, посоветоваться, как лучше вести себя в той или иной ситуации.

По результатам исследования 53% юношей и 39% девушек считают, что отношения между ими и их родителями доверительные и искренние, и учащиеся всегда могут высказать своим родителям, что у них на душе. 21% юношей и 39% девушек не уверены в том, что родители – это именно те люди, которые способны их понять. К сожалению, 32% юношей и 22% девушек не имеют открытых и доверительных отношений со своими родителями, не находят взаимопонимания с ними.

Большинство родителей обладают недостаточной педагогической и психологической культурой, чтобы создать наиболее благоприятные условия для создания семейной здоровьесберегающей среды. Социальный педагог должен осуществлять педагогическое просвещение педагогов, родителей и учащихся. Наиболее распространенные формы работы по педагогическому просвещению в условиях учреждения образования – родительские собрания, лектории в форме родительского университета, социально-педагогический практикум.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 94637
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 6

Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.

Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Педагогу важно соблюдать следующие правила:

Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения

Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и система­тическим.

Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспита­ния.

Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, при­меняться в комплексе.

При изучении семьи школьника педагога прежде всего интересуют следующие данные:

1. Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, подсобное хозяйство, материальная обеспеченность. Интересы к делам школы.

2. Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспи­танности.

3. Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные тради­ции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, ослож­ненная, неблагоприятная).

КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ?

Дифференцированный подход строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравст­венного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.

В связи с этим семьи делятся на 5 типов:

1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоро­вая моральная атмосфера, дети получают возможность для разви­тия своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с осо­бенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

3-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микро­климат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездухов­ность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоцио­нальная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хо­рошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно труд­на.

5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоян­ного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей..

КАКОВЫ СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ?

Содержание работы педагога с родителями включает 3 основных блока: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управ­лении школой. Каждый блок можно представить как систему форм и ви­дов деятельности.

Повышение психолого- педагогических знаний

вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитатель­ный процесс

участие родителей и общественности в правлении школой:

университет педагогических знаний

лекции, семинары, практикумы

открытые уроки и классные мероприятия

индивидуальные тематические консульта­ции

творческие группы, группы по интересам

организация кружков, секций, клубов, совместные творческие дела

помощь в укреплении материально- тех­нической базы

индивидуальное шефство над неблагопо­лучными семьями, трудными подростками

комитет общественного контроля

классные советы, классные родительские комитеты

совет содействия семье и школе

В практике школы используются массовые, групповые и индиви­дуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимо­действия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.

Комплекс методов и форм совместной роботы с ро­дителями, наиболее часто используемых в опыте школ.

Методы изучения семьи:

анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвеще­нию . Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Это обуславливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Лекция - это форма психолого-педагогического просвеще­ния, раскрывающая сущность той или иной про­блемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции - научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разго­вор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусмат­ривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практи­ческими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конферен­ции матерей, конференции отцов. Конференции проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовятся выставки работ учащихся, книг для родите­лей, концерты художественной самодеятельности.

Практикум . В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться в семье во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или ре­ально возникшей ситуации.

На практикуме можно предложить родителям следующий тест:

1. Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок-музыки. Что вы делаете?

а) выполняете просьбу и смотрите рок-шоу вместе с ней?

б) отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм?

в) обещаете купить для нее портативный телевизор?

г) записываете фильм на видео, а дочери позволяете смотреть рок-шоу?

2. Вы видите в своих детях:

а) людей, равных себе?

б) тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость?

в) маленьких взрослых?

г) тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?

3. Вы родитель средних лет и гордитесь своей шевелюрой. Какую при­ческу вы носите?

а) которая больше всего вам подходит?

б) которая отвечает последней моде?

в) которая копирует прическу любимой звезды?

г) которая копирует стиль сына (дочери)?

4. Поговорим о вашем возрасте:

а) знают ли дети, сколько вам лет?

б) вы предпочитаете не признавать и не подчеркивать разницу в возрасте между вами и детьми?

в) скрываете ли вы свой возраст от детей?

г) настаиваете ли вы на том, что знаете больше, потому что старше?

5. Как вы одеваетесь?

а) подражаете стилю рок-звезды, любимой сыном (дочерью)?

б) стараетесь следовать стилю сына (дочери), полагая, что это по­может установить более тесную связь между вами?

в) выбираете ту одежду, которая лучше всего вам подходит?

г) следуете молодежной моде, потому что так вы чувствуете себя моложе?

6.Как вы поступите, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу.

а) посчитаете, что это его личное дело?

б) станете подшучивать над его женственностью?

в) скажете, что это модно, не желая, чтобы он счел вас старомодны­ми?

г) купите такую же серьгу и нацепите ее, чтобы составить сыну ком­панию?

7. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а вы:

а) затыкаете уши ватой и делаете свои дела?

б) уменьшаете громкость?

в) миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется?

г) говорите, что это потрясающе, хотя на самом деле музыка бук­вально бьет вас по голове?

8. При споре с детьми вы:

а) редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не ста­ли отвергать вас вовсе?

б) соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен?

в) позволяете им иметь последнее слово, потому что жизнь ведь так коротка?

г) признаете, что они правы, если они действительно правы? р. Дети пригласили в гости сверстников, а вы:

а) предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят?

б) составляете им компанию, стремясь держаться на равных?

в) спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей такими же веселыми, как вы?

г) ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что вы всегда рядом на случай, если что-то произойдет?

10. Дети собираются на дискотеку, но вас не берут, а вы:

а) не удивляетесь, потому что они знают, как вам трудно выдержать эти новые танцы?

б) печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними?

в) обижаетесь, потому что они не хотят разделить с вами свое весе­лье?

г) расстраиваетесь, потому что готовились к такому случаю пощего­лять в облегающих джинсах и металлических побрякушках?

11. Когда вы пытаетесь вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему вы так делаете?

а) чтобы быть с детьми в хороших отношениях?

б) потому что это позволяет сократить разницу в возрасте?

в) потому что это может дольше удержать семью вместе?

г) потому что это для вас естественно?

12. В отношениях со своими детьми вы:

а) обращаетесь с ними как со взрослыми?

б) обращаетесь с ними как с маленькими?

в) стремитесь быть их приятелем?

г) ведете себя так, как должно родителям?

36—25 очков: вы, наверное, думаете, что весело проводите время с детьми, стараясь быть с ними на равных во всем. Но это сейчас. Позд­нее вы можете поплатиться. Вы слишком переигрываете, взяв на себя роль приятеля собственных детей, ставя их на одну доску с вами. Ведь большинство детей прекрасно это пони­мают, а в результате, как считают эксперты, подспудно воз­растает их нервозность. Быть просто приятелем недостаточно. Дети нуждаются в руководстве. Вам надо понять, что с разни­цей в возрасте ничего поделать нельзя; и важно осознать, что именно вы призваны обеспечить своим детям чувство пер­спективы и преемственности, знание общественных корней и выбор места в жизни.

24-14 очков: ваши дети, похоже, так и не знают в точности, как же им с вами правильно держаться. Вы явно стараетесь им потакать, а затем, когда вам это нужно, пытаетесь войти в роль родителя. Рано или поздно вы захотите настоять на своем в чем-то важ­ном, и это вызовет в детях гнев, растерянность и неповинове­ние. Но вы зашли еще не так далеко и можете перестать иг­рать в приятеля, чтобы явить детям образец зрелого и ответ­ственного поведения. И пусть вас не беспокоит опасение, что дети перестанут любить вас, если вы станете утверждать себя в родительской роли.

13-0 очков: так держать, мистер (или миссис) средний родитель! Вы отча­янно пытаетесь понять и оценить вечно меняющиеся настрое­ния и нужды своих детей, иногда поддаетесь соблазну усту­пить им. В этом нет ничего плохого, потому что, судя по все­му, вы достаточно разумны и знаете, как строить отношения с детьми на ваших, а не на их условиях. Ссоры неизбежны, од­нако дети вас любят, уважают и - главное - видят в вас лю­бящего и надежного родителя. При удаче вас ожидает такое семейное счастье, какое позволяет нам выдержать современ­ную жизнь с ее стрессами и разочарованиями.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Однако необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям при­сутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих кон­фликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей слож­ности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Педагогическая дискуссия - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность (диспут) диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных про­блем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой.

Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое оп­ределяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце дис­пута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - ува­жение к позиции и мнению любого участника.

1. Взрослые мы или дети? С какого возраста человек становится само­стоятельным?

2. Кто отвечает за нас: мы сами, школа, родители?

3. Имеем ли право поступать самостоятельно, не считаясь с мнением родителей?

4. Что значит любить отца и мать? Должны ли мы помогать родителям, если они нашей помощи не требуют?

5. Есть ли у нас долг перед родителями? В чем он заключается?

6. Должны ли мы быть откровенными с родителями? Во всем ли ?

7. Как быть, если родители возражают против избранного мной жиз­ненного пути?

8. Как быть, если родители запрещают дружбу с девушкой (юношей)?

9. Следует ли прощать родителям обиду? Как избежать отчуждения, конфликта, возникающего в подобном случае?

10. Можно ли стыдиться своих родителей?

11. Правильно ли ты поступишь, если попросить родителей уйти из до­ма, если к тебе пришла компания друзей?

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах

их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.Переписка с - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения. Родительское - форма анализа, осмысления на основе данных собрание педагогической науки опыта воспитания.

Школьные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о шко­ле, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы. Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наибо­лее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводятся итоги успеваемости, но и рассматриваются актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной педагоги­ческой проблеме. Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний составляется классным руководителем, обсуждается на родительском комитете. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями.

При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд важных положений:

1. Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ре­бенка.

2. Интонация собрания: советуем, размышляем вместе.

3. Профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отно­шениях в детском коллективе).

4. Добрые, доверительные отношения (доброжелательность сердеч­ность, взаимопонимание, взаимопомощь).

5. Главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения по­ставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.


Семья является первичным и важнейшим звеном в цепи социальных организаций, где ребенок, прежде всего, познает окружающий мир, усваивает нравственные нормы, правильное отношение к людям, т.е. все то, что определяет затем его моральный облик.

Огромное влияние, которое семья оказывает на нравственное воспитание ребенка, определяется тем, что, во-первых, это влияние носит глубоко эмоциональный, т.к. основывается на родственной привязанности и любви, что особенно важно для детей дошкольного возраста; во-вторых, воспитательные воздействия, оказываемые на ребенка в семье, характеризуются постоянством и длительностью, проявлением в различных жизненных ситуациях; в-третьих, в семье имеются огромные объективные возможности для систематического включения детей в бытовую, хозяйственную деятельность, что является важным условием нравственного развития личности. Однако далеко не в каждой семье полностью и в нужном направлении реализуются её воспитательные возможности. Трудности семейного воспитания можно объяснить различными причинами: негативным отношением к ребенку вследствие семейных неурядиц; чрезмерной занятостью родителей в сфере внесемейной деятельности; отсутствием единых требований к ребенку как у самих родителей, так и родителей старшего поколения; низкой педагогической культурой.

Все основные недостатки семейного воспитания можно в некоторой степени сгладить повышением педагогической культуры, разъяснением тех последствий, к которым могут привести недоработки родителей в этот период, поэтому проблема педагогического руководства семейным воспитанием требует особого внимания со стороны педагогов дошкольного учреждения.

Чтобы создать в каждой семье благоприятные условия для воспитания детей, необходимо вооружить родителей определенными психолого-педагогическими знаниями, практическими умениями и навыками.

Необходимо хорошо изучить каждую конкретную семью, возраст родителей, их образование, общий культурный уровень, взгляды на воспитание детей и многое другое, для того, чтобы оказать ей действенную помощь в преодолении ошибок в воспитании, поддержать уверенность в своих силах.

Поэтому дифференцированный подход к семье является важнейшим условием повышения педагогической культуры родителей, совершенствования процесса воспитания.

Как показывает практика, в педагогической помощи нуждаются все без исключения родители. Разумеется, помощь эта должна быть квалифицированной и действенной. В связи с этим необходимо отметить, что индивидуальный подход к родителям предполагает соблюдение следующих педагогических принципов:

1. создание взаимного доверия в отношениях с родителями

2. учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания

3. сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями

4. взаимосвязь разных форм работы с родителями

5. одновременное влияние на родителей и детей

6. обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

При составлении характеристики семьи необходимо четко представлять, какие факторы оказывают наиболее действенное влияние на нравственное воспитание в семье детей. Поэтому в самом начале даётся общий план изучения семьи. Затем предлагаются блоки вопросов, направленных на изучение различных параметров семьи, причем каждый из блоков можно использовать как анкету, план беседы с родителями, план наблюдения за характером семейного воспитания. Проводя анкетирование, следует учитывать, что не всегда родители откровенно и объективно будут отвечать на ваши вопросы, однако и в этом случае опрос может оказать определенную педагогическую пользу, т.к. сами вопросы могут заставить родителей задуматься о правильности используемых ими методов воспитания, о проблемах развития их ребенка. Кроме того, полученные путем опроса данные можно и нужно проверить другими способами (хорошо продуманными беседами, наблюдениями).

Рекомендуем все полученные данные заносить в специальную тетрадь по изучению семей воспитанников, где для каждой из них отводится несколько страниц. Это позволит учитывать достижения, анализировать неудачи, лучше понять каждую семью.

Технология домашнего визита

Прежде чем посетить семью необходимо провести предварительную работу:Посещение воспитанников на дому проходит с целью изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, а так же раннего выявления признаков семейного неблагополучия.

· понаблюдать за ребёнком, изучить все материалы, имеющиеся об этом ребёнке: (рисунки семьи, детские рисунки, поделки);

· изучить стиль взаимоотношения родителей с ребёнком

· побеседовать при необходимости с другими специалистами (медсестрой, педагогом-психологом)

В результате Вы будете знать сильные и слабые стороны ребёнка, иметь представления о семье.

Так же необходимо продумать содержание домашнего визита, составить план:

· о чём спросить, какие вопросы уточнить у родителей;

· на что обратить особое внимание (используя карту оценки семейного неблагополучия, чтобы сопоставить ранее полученные факты с только что полученными);

· предложить родителям охарактеризовать своего ребёнка, с тем, чтобы узнать, как они понимают и воспринимают его; каковы его интересы;

· по какому вопросу поговорить целенаправленно, дать советы, небольшую консультацию, чётко подготовившись к ней заранее;

· по необходимости обучить родителей каким-либо конкретным умениям, например, как играть с детьми или как провести краткую беседу с ребёнком о прочитанном, о просмотренной детской передаче и т.д.;

· определение отношения семьи к дошкольному учреждению:

· включённость в жизнь дошкольного учреждения, посильная помощь учреждению, группе, информированность о жизни ребёнка в группе;

· обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания и обучения дошкольника, участие в родительских собраниях, групповых консультациях, семинарах для родителей и т.д.;

· проявление родителей интереса к жизни ребёнка в группе;

Домашний визит, даже при самых добрых отношениях не должен длиться более 30 минут. Проводится он тактично, корректно.

При повторных домашних визитах следует обратить внимание на выполнение ранее предложенных рекомендаций; сообщить информацию об успехах в развитии и воспитании ребёнка, если необходимо – обозначить проблемы, провести, привлекая специалистов, коррекционную работу.

Примерный план изучения семьи

1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.

2. Жилищные и материальные условия

3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.

4. Культурный уровень родителей:

- наличие библиотеки в семье;

- какие книги читают;

- следят ли за периодической печатью;

- посещают ли кино;

- посещают ли театры и концерты;

- посещают ли выставки.

5. Общая семейная атмосфера:

6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?

7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? ( Послушание, творческую активность, самостоятельность).

В настоящее время обществу нужны нравственные, образованные, предприимчивые люди, которые умеют строить достойную жизнь, базирующуюся на истине, добре, красоте. В план работы классного руководителя входит воспитание полноценного гражданина страны, готового учиться, работать на ее благо, защищать ее в случае необходимости. Важно сочетать разные формы работы, чтобы добиться оптимального результата.

план работы классного руководителя

Важные аспекты

Вам будет интересно: Как называется сплав меди с никелем?

Современная семья формируется и существует в условиях новой общественной ситуации. В качестве фундамента нравственных идеалов подростков и детей гарантом их индивидуальной и социальной защищенности выступает учебно-воспитательное учреждение. Семья и окружающая среда воздействует на морально-нравственное формирование личности ребенка. Именно старшее поколение является важным звеном передачи младшему поколению исторического и социального опыта, деловых и эмоциональных взаимоотношений.

Вам будет интересно: Брянский государственный аграрный университет: профессии, поступление

рабочее место школьника

Формы работы

План работы классного руководителя предполагает использование различных вариантов работы с родителями, направленных на укрепление взаимодействия семьи и школы. Важно вовлекать их в досуговую внеурочную деятельность, организовывать сотрудничество между педагогами и детьми. Для достижения максимального результата классный руководитель должен проводить работу в системе, то есть в совокупности и взаимной связи различных воспитательных мероприятий. Выделим следующие направления его деятельности:

  • изучение классного коллектива и его членов для получения медицинских, демографических, психологических, педагогических сведений (семья, бытовые условия учащегося, материальные возможности родителей, уровень развития, состояние здоровья, обученности и воспитанности, индивидуальные особенности);
  • планирование воспитательной деятельности (продумывание плана для взаимодействия с родителями, школьниками, коллегами с целями и задачами);
  • продумывание, организация, изменение разных видов деятельности согласно поставленным задачам и планам (организация классных часов, творческих дел, походов, экскурсий, родительских собраний);
  • информирование родителей школьников об успеваемости, поведении их детей (педагогическое просвещение);
  • анализ и оценка итогов воспитания (диагностика совместной деятельности школы и семьи).

Вам будет интересно: Леушинский монастырь: создание, гибель, возрождение

особенности работы с мамами

Варианты контактов с родителями

Работа с семьями учащихся является важным элементом в работе классного руководителя. Существует множество форм взаимодействия родителей и педагогов: творческие отчеты по предметам, общественные смотры знаний, турниры знатоков, праздники творчества и знаний, открытые уроки. Во всех этих ситуациях осуществляется связь между педагогом, родителями, детьми.

Формы трудовой деятельности: сбор макулатуры, оформление кабинета, посадка цветов.

Варианты досуга: концерты, праздники, соревнования, спектакли, КВН, конкурсы, родительские школы по интересам.

лист посещения семьи

Родительские собрания

Это основной вариант работы классного руководителя с родителями своих воспитанников. На таких встречах обсуждаются разные вопросы, касающиеся учебной и внеурочной деятельности, ставятся определенные проблемы, намечаются действия по их решению, приглашаются специалисты: психологи, медицинские работники.

Иные варианты взаимодействия

Вам будет интересно: Аул - это. Значение слова

Родительский лекторий призван знакомить мам и пап с вопросами воспитания, повышать их педагогическую культуру, помогать в разрешении конкретных проблем.

Отличным вариантом взаимодействия классного руководителя с родителями своих подопечных являются ролевые игры. Эта форма творческой коллективной деятельности позволяет выявлять уровень педагогических умений и навыков. В частности, тематика ролевых игр может быть следующей:

Методика проведения предполагает выявление темы, количества участников, разделение ролей, обсуждение разнообразных вариантов и позиций. Должны быть рассмотрены и положительные, и отрицательные варианты разрешения ситуации, затем выбран оптимальный способ действий.

Диспут — это размышление о проблематике воспитания, которое способствует повышению педагогической культуры родителей. Он проводится в непринужденной обстановке, дает возможность всем участникам включаться в обсуждение выбранной проблемы.

отчет классного руководителя

Поквартирный обход

Цель посещения семьи классным руководителем может быть различной. Эту форму работы психологи считают самой эффективной, так как происходит личностное общение педагога с мамой (папой) своего подопечного.

Классный руководитель изучает рабочее место школьника, анализирует условия его жизни. Он беседует с родителями о его характере, склонностях, интересах, дает полезные советы по выполнению домашнего задания.

Цель посещения семьи классным руководителем может быть и не очень приятной. К примеру, ребенок длительное время отсутствует в школе, причем ни он, ни его представители не отвечают на звонки педагога. В таком случае составляется акт посещения семьи классным руководителем, который родители должны подписать. На его основании выносится решение о последующих действиях. В частности, классный руководитель может инициировать вызов в семью органов опеки и попечительства.

о посещении семей учащихся

Что нужно учитывать

Лист посещения семьи классным руководителем отдается директору школы. Тот, в свою очередь, принимает решение о дальнейших действиях, не нарушая конституционные права семьи. В последнее время многие родители негативно относятся к тому, что к ним приходят педагоги. Они считают, что цель посещения семьи классным руководителем заключается в признании ее неблагополучной, изъятии из дома ребенка. Именно поэтому многие мамы и папы просто не пускают учителей на порог своего дома, мотивируя подобные действия конституционными правами на неприкосновенность личной жизни.

Визиты для установления связей

Безусловно, далеко не каждый школьник из многодетной семьи является слабо успевающим учеником, злостным нарушителем дисциплины. Есть и такие семьи, в которых по 4-5 детей, которые поддерживают доброжелательные отношения с учителями. В таком случае цель посещения семьи классным руководителем заключается в обсуждении каких-то конкретных вопросов, к примеру, касающихся организации школьного мероприятия, экскурсии. Также учитель может заглянуть, чтобы проведать больного школьника, объяснить ему домашнее задание по своему предмету.

По правилам ФГОС раз в четверть или в полугодие (в зависимости от плана работы образовательного учреждения) подается администрации школы отчет классного руководителя о посещении семей учащихся, он влияет на целевые показатели работы педагога (влияет на размер заработной платы).

Переписка с родителями

Переписка возможна и по более приятным случаям, к примеру, классный руководитель отправляет родителям приглашение на мероприятие, поздравление с праздником, благодарность за воспитание ребенка. В таком случае используется доброжелательный тон, демонстрируется уважительное отношение к семье.

проблемы неполных семей

Встречи с администрацией

Подобная форма работы особенно актуальна для выпускных классов. К примеру, после введения новой формы итоговой аттестации для обучающихся девятых классов темой одной из таких встреч может стать знакомство заместителем директора по учебно-воспитательной работе мам и пап выпускников с особенностями ОГЭ. К собранию готовится презентация, в которой отмечаются все нормативно-правовые акты, связанные с временными рамками экзаменационной сессии, а также с выбором предметов для сдачи в форме ОГЭ. Отдельное внимание завуч уделяет критериям оценивания, так как они отличаются в разных предметных областях.

Классный руководитель готовит список класса, чтобы родители расписались в бланке, подтвердив свою информированность по вопросам организации итоговой аттестации.

Аналогичная встреча, целью которой является ознакомление родителей с процедурой проведения выпускных экзаменов в форме ЕГЭ, организуется и для 11 классов.

Совместные мероприятия

Подведем итоги

В рамках модернизации отечественного образования актуальность приобретают вопросы, касающиеся взаимодействия школы и семьи. Детские психологи отмечают, что полноценное развитие ребенка возможно только в том случае, когда все его начинания поддерживают родители.

Именно поэтому в рамках ФГОС обязательным считается проведение различных проектов, участниками которых являются не только дети, но и их папы и мамы. В начальной школе максимальную эффективность имеют формы, позволяющие активно вовлекать родителей в классные и школьные мероприятия, праздники, походы. Классный руководитель, работающий в средних классах, старается организовывать для пап и мам своих воспитанников лектории, мастер-классы, направленные на рассмотрение важных вопросов воспитания подростков.

Наставники старшеклассников большую часть встреч с родителями посвящают профориентации, а также психологическим вопросам, связанным с подготовкой к выпускным экзаменам.

Читайте также: