Как отстаивают свои права бортпроводники и пилоты авиакомпании россия

Обновлено: 30.06.2024

К чему готовиться мечтательному новичку, желающему сменить профессию?

Летают пилоты, а бортпроводники – работают

Сотрудница другой крупной российской авиакомпании Мария, которая сейчас трудится по контракту в Африке, любит профессию именно за то, что она даёт возможность общаться с огромным количеством людей и быть постоянно в движении, открывая для себя новые города и страны. Но эти плюсы она считает и минусами. По её словам, самый главный недостаток – плохое отношение пассажиров.

Вот типичная история из жизни, которой с редакцией поделился бортпроводник Д., обслуживавший один из дальневосточных рейсов.

И это – ещё цветочки. Хуже, когда попадается дебошир, усмирить которого в самолёте – огромная проблема.

Мария, сотрудница одной из чартерных авиакомпаний:

Кроме того, не стоит забывать, что бортпроводник – вредная профессия. На ногах приходится проводить по 10 часов в сутки, надо двигать тяжести, не спать ночами и при этом – находить в себе силы не срываться на людях.

После увольнения Алёна бросила вести блог, занимается репетиторством и, по её словам, абсолютно счастлива.

Девочки в форме и солнце в любую погоду

Заработок бортпроводников – это ещё одна постоянная тема для споров. Дело в том, что сумма, которую стюард или стюардесса получают на руки, очень сильно зависит от того, сколько времени человек проводит в воздухе. На выходе можно иметь и 25, и 120 тысяч в месяц. Средний показатель для российских авиакомпаний – это 40–50 тысяч рублей при налёте не менее 80 часов в месяц.

При этом в зачёт идёт только полётное время, когда включены двигатели. Простой и вынужденные задержки оплачиваются исходя из минимального оклада.

Кроме того, зарплата зависит от авиакомпании и стажа работы. Ещё недавно перспективным местом считались чартерные перевозчики, но после того, как два года назад в туризме начался спад, упали и зарплаты. Сейчас бортпроводники хорошо отзываются о работе в иностранных авиакомпаниях или в бизнес-авиации, но туда и попасть сложнее. Для ориентира – рядовой бортпроводник в Emirates зарабатывает порядка 2 000 € в месяц при налёте 80 часов. Плюс командировочные и оплаченные апартаменты в Дубае. В российских реалиях всё гораздо скромнее.

К числу плюсов его работы можно отнести большой оплачиваемый отпуск – 84 календарных дня с учетом налёта и северной надбавки. Но сам Антон на первое место ставит другое.

В общем, работают в этой сфере не ради денег.

Как попасть в профессию

Для тех, кто ещё не передумал идти в бортпроводники, есть плохая новость. Заключается она в том, что попасть на работу в любую авиакомпанию непросто. Сфера авиаперевозок у нас в стране сейчас находится в плохом состоянии – объёмы падают, поэтому все компании усиленно сокращают издержки, в том числе путём оптимизации персонала. За последние год-два набор бортпроводников стал редкостью, и даже если на сайте той или иной авиакомпании есть объявление, то, скорее всего, претендовать на работу могут только опытные бортпроводники.

Кроме того, действуют разные гласные и негласные ограничения. Новичков в возрасте старше 25–26 лет на работу берут редко. Исключения если и бывают, то касаются в основном мужчин, так как их в этой профессии не хватает. Сходу отказывают также тем, у кого есть татуировки или шрамы на открытых участках кожи.

Тем, кто молод и горит желанием работать, надо найти объявление о наборе бортпроводников непосредственно на сайте авиакомпании, заполнить анкету и дождаться приглашения на собеседование. Там обязательно спросят, осознаёт ли человек специфику этой профессии, и зададут пару-тройку вопросов на английском, так как без знания языка хотя бы на базовом уровне устроиться невозможно. Если всё ОК, соискателя направят на медкомиссию. Если нет хронических болезней (гипертония, диабет и т. д.) или сильной близорукости (свыше –5), далее предстоит самый ответственный этап – обучение. Оно длится 2–3 месяца и проводится за счёт компании. Успешно справившихся с теорией ждёт практика под присмотром опытных коллег на рейсах с пассажирами, аттестация и выдача свидетельства, подтверждающего владение профессией.

Как стать бортпроводником Emirates. Опыт Марии Солдатовой

Теоретически есть ещё один путь – воспользоваться услугами специализированных учебных центров, предлагающих платное обучение. Курс длится два месяца и обходится в 40–50 тысяч рублей, но не даёт гарантии трудоустройства, что автоматически делает такой способ менее привлекательным для новичков. Впрочем, попасть на деньги можно и в случае, если трудоустройство проходило через авиакомпанию. Если новичок по каким-то причинам решит уволиться ранее срока, предусмотренного контрактом (это год работы, а то и три), ему придётся компенсировать перевозчику стоимость обучения. Как показывает пример Алёны, такие случаи бывают – работа бортпроводника подходит далеко не всем.

Стюардесса о пилотах



Вот, краткий очерк про закулисье гражданской авиации. Не густо, да?

Опущу восторги полунищей аэрофлотовской золушки, оказавшейся на частном самолете. Пилотов на борту еще не было. Когда менеджер узнал от инженера, что летит Дэнис, он захохотал: О-о-о!…видимо, у наших боссов совсем безвыходная ситуация.


но нам надо было вылетать в Ханой…для Денишки, не для нас, сделали исключение. Платья были готовы за сутки. На следующий день, в Ханое, в фантастическом приотельном парке Марриота, мы фотографировались в наших прекрасных аозаях.

Чувствую, буквы уже сливаются в вязкий сироп…порой, мне тоже кажется, что это просто хорошо запомнившийся сон, но слава богу, все на месте: фотографии в альбоме, аозаи в шкафу.



Вы заметили, что я ни разу не упомянула русского напарника Денишки? После прилета он попросил купить ему вьетнамские треугольные панамы на сувениры и больше мы его ни разу не видели. Пять дней Вова проспал в номере. Он недавно вернулся из Америки, где сдавал экзамены на Гольфстрим. За всю карьеру я видела всего троих русских пилотов, не считая тех, то летал на переделанных под бизнес джеты, Тушках и Яках.

Вторая категория – молодые летчики. Вторые пилоты. Все, как с рекламных картинок сайтов знакомств.


ну разве не красавцы?


Рано или поздно им предстоит стать первыми – pilot in command, но не уверена, что при этом они унаследуют шарм и аристократизм уходящей когорты джентльменов. Самое интересное, что ни внешняя привлекательность, ни европейская интеллигентность молодых коллег не производит никакого впечатления на русских стюардесс. Во-первых, многие из них женаты или в долгосрочных отношениях со своими герл-френдами и не склонны к флирту. Во-вторых, где-то на подкорке у них значится, что смешивать профессиональное и личное это неправильно. В-третьих, ментальное отчуждение и незаинтересованность. Даже в бизнес авиации стюардессы не любят пилотов – я не знаю, почему. Они хорошие. Правда, мое сердце ни разу не дрогнуло. Стыдно вспоминать, сколько слез было выплакано, доказывая своему молодому человеку обратное.

И теперь мы переходим к третьей категории пилотов. Пилотессы.

В европейской авиации никого не удивишь женщинами-пилотами, но вы бы видели глаза наших пассажиров, понимающих, что вот этот ангелочек сейчас поднимет их в небо, дай бог, не прямой дорогой в рай…


Каждому из нас предначертана своя судьба, но ни одному астрологу не дано ее прочесть. В двадцать девять лет у Аллы родилась дочка. Нет ничего глупее, чем искать ответы на свои вопросы в натальной карте, лучше уж на карте мира. Слава богу, мы вольны сами решать, где и как жить, чем заниматься и кем работать.

В последнее время популярно искать корни своих неудач в отношении с родителями: взрослые люди вспоминают, как сорок лет назад им не поменяли вовремя подгузник и жизнь пошла наперекосяк.

Когда я вижу сто первую передачу про перипетии некогда популярной телеведущей: про наркотики, тайские рехабы, публичные разборки с мамой, бросившим её папой и т.д., вспоминаю про стюардессу из Аэрофлота. Это было очень давно. Она только вышла из третьего декретного отпуска и, вся такая довольная и счастливая, кокетливо хвасталась напарницам, что муж, после двух сыновей совершенно обезоружен младшей дочкой и даже на радостях разрешил немного полетать, ведь кому как не ему знать, что небо затягивает. Сам пилот, командир воздушного судна…Это две дочери одних родителей.

Вот такие, они пилоты…ничем не лучше и не хуже остальных мужчин. Вот такие они – романы на работе. Никогда не угадаешь финал.

Как строится работа

Экипаж приходит на рейс за 2 часа до вылета. Нам рассказывают о направлении, загрузке, распределяют обязанности и напоминают об аварийных процедурах. Возможно, я вас удивлю, но у меня иногда бывает такое, что я забываю, куда и на чем лечу. Особенно если это разворотный рейс, когда приземлились и сразу же полетели обратно.

Распределение обязанностей - это всегда волнительный момент. Например, мало кто из девушек любит отвечать за загрузку багажа. Холодно, темно, ветрено, мокро. И обидно: пришла на работу с укладкой и макияжем — и вся эта красота за 5 минут улетучивается, пока ты стоишь и считаешь багаж под бортом. Дальше мы проходим медицинский контроль, поднимаемся на борт и принимаем свои зоны в ответственность.

График работы стюардесс

Конечно, мы отправляем свои пожелания до 15 числа каждого месяца, пока не сформирован план полетов. В 90 % случаев наши пожелания учитываются. А потом я проснулась.
Нет, нет и нет. Мы не заказываем себе рейсы и полагаемся на волю планирования.

Не мы решаем, куда, на сколько, с кем полетим. Будет это рейс туда-обратно или будет возможность отдохнуть несколько дней. Поскольку я работаю в чартерной авиакомпании, все рейсы международные и командировки достаточно частые. В топе любимых направлений у бортпроводников нашей авиакомпании — это Доминикана.

Стюардессы совмещают работу и отдых

Как правило, продолжительность командировки зависит от расписания рейсов. Бывает, обратный рейс через 5 дней, и это значит, что мы остановимся в стране прибытия в отеле и спокойно отдохнем положенное время. А бывает, что самолет летит обратно уже через сутки. Тогда мы чуть погрустим и идем скорее отсыпаться в номер.

Нештатные ситуации никто не отменял

Рейс с Кипра в Питер. Незадолго до снижения из кабины пилотов звучит информация, повергшая всех в шок. В том числе экипаж. Оказывается, аэропорт Пулково не принимает по причине экономического форума. Сколько — неизвестно. Видимо, долго, раз было принято решение совершить посадку в Таллине. Нам угрожали судом и расправой. Видимо, за то, что мы организовали этот форум. Пассажиры хотели выйти в здание аэропорта, но в эстонском аэропорту их не ждали.

Под крики в салоне и невыносимую духоту мы разносили воду, которая стремительно заканчивалась. Баки с водой тоже опустошались с той же скоростью, с которой наполнялись баки с отходами. Пассажиры разделились на два лагеря: одни кричали на нас под плач своих детей, другие встали на нашу защиту. Вся эта история закончилась благополучно, никто не пострадал, через пару часов мы улетели-таки в Питер. Позже командир, с которым мы выполняли тот рейс, рассказывал, что в авиакомпанию приходили жалобы, в которых нас называли фашистами.

7 мифов о летной работе

  • Миф № 1: Чтобы стать стюардессой, нужно окончить авиационный вуз. Правда: достаточно полного или среднеспециального и прохождения первоначального обучения на бортпроводника.
  • Миф № 2: Красота — единственный критерий отбора. Правда: внешность — важный, но далеко не главный критерий. Да, требования к росту есть: он должен быть не ниже 160 см, но никто не будет требовать, чтобы параметры вашей фигуры были 90—60—90.
  • Миф № 3: У стюардессы несложная работа. Правда: мы не просто так каждые полгода проходим медкомиссию и раз в год садимся за парту.
  • Миф № 4: Стюардесса — это официантка на борту. Правда: в первую очередь обеспечивает безопасность пассажиров.
  • Миф № 5: Карьерных перспектив в этой профессии нет. Правда: продвижение по карьерной лестнице примерно такое: сначала ты идешь в экипаж экономкласса, затем тебя переводят в бизнес-класс, потом ты можешь работать в первом классе. Дальше можно стать старшим бортпроводником, а потом дорасти до инструктора, после чего стать старшим бортпроводником-инструктором.
  • Миф № 6: Стюардессы много зарабатывают. Правда: как правило, наша зарплата выше средней зарплаты на земле. Но она напрямую зависит от налета. Нет налета — нет большой зарплаты.
  • Миф № 7: Летная работа наполнена романтикой. Правда: ну, да, конечно, особенно когда ты собираешь использованную посуду после обслуживания или когда видишь гору памперсов в туалете, и это в лучшем случае в туалете.

Многие романтизируют профессию: красивая форма, полеты в облаках и космические зарплаты. Но эта работа — тяжелый труд, как моральный, так и физический.

Практически каждый полет — новый коллектив

Мы всегда летаем в составе разных экипажей. Видишь человека в первый раз — и бывает, что больше его и не увидишь. Как правило, сработаться всегда легко. Но бывают исключения из правил: не всегда, не каждый и не со всеми может найти общий язык. В этом случае можно письменно попросить не планировать рейсы с этим человеком. Конечно, придется обосновать свою просьбу.

Также в некоторых авиакомпаниях можно закрепиться с коллегой, то есть, наоборот, попросить ставить тебя в рейсы с ним. Например, с мужем или женой. Но вот пойдут ли навстречу, зависит от политики авиакомпании.

Экипаж обожает разыгрывать новеньких

Самое сложное в работе — неблагодарность и хамство пассажиров

Уборка в самолетах

После того, как граница дает добро, приходят сотрудники клининговой службы и проводят уборку. Слышала, что в некоторых авиакомпаниях, чтобы минимизировать издержки, бортпроводников обязывают проводить уборку. К счастью, в авиакомпании, где я работаю, нас эта участь обошла.

Интервью с бортпроводником одной из крупнейших отечественных пассажирских авиакомпаний о специфике его работы и о том, как стать стюардессой или стюардом в России.

Как стать бортпроводником: стюард рассказывает о нюансах своей профессии

Здесь и далее фото @dmitry_borovenskiy

Хотя у нас и нет крыльев, это вовсе не значит, что мы не можем летать. И если в небе ты чувствуешь себя счастливее, чем на земле, то почему бы не начать проводить в облаках больше времени, попутно зарабатывая на этом?

Итак, как становятся стюардессами и бортпроводниками, какие требования предъявляются к представителям этой профессии, и что нужно сделать, чтобы присоединиться к экипажу воздушного судна?

1 Какие существуют возрастные ограничения для желающих стать бортпроводниками?

Как стать бортпроводником: стюард рассказывает о нюансах своей профессии

Минимальный возраст для того, чтобы стать бортпроводником, как мужчине, так и женщине — 18 лет. Летать можно до того момента, пока нет никаких ограничений по здоровью и, соответственно, прохождению врачебно-летной комиссии.

2 Какие требования к образованию у соискателей? Обязательно ли иметь высшее образование?

Минимальные требования — это, как я уже сказал, возраст 18 лет и наличие среднего образования.

3 Какие имеются медицинские ограничения для будущих бортпроводников?

Этот документ находится в открытом доступе в интернете и при желании с его содержанием может ознакомиться любой желающий.

4 Есть ли какие-то стандарты внешности и телосложения (рост, вест и т.д.) для бортпроводников-мужчин?

Как стать бортпроводником: стюард рассказывает о нюансах своей профессии

Требования ко всем одинаковые: гармоничные физические данные, отсутствие татуировок на видимых частях тела, грамотная речь и хорошая дикция.

Для парней требуется лишь наличие военного билета без ограничений.

5 Отличается ли чем-то работа стюарда и стюардессы?

В период пандемии авиакомпания выполняла грузовые рейсы, и в основном сопровождением грузов занимались юноши. Девушки же сопровождали грузы только по Европе, там, где не требовалась физическая сила.

6 Что нужно, чтобы стать стюардессой или бортпроводником? Какими навыками должен обладать соискатель?

Самое главное, пожалуй, природное обаяние, коммуникабельность, умение слышать и выделять суть. Мы, конечно, обучаем новобранцев всем этим навыкам, но людям, которые обладают ими изначально, будет проще.

Бортпроводник должен вселять в пассажиров уверенность в безопасности их полета, грамотно изъясняться. Важно понимать, что в наше время, когда в основном продажи билетов происходят онлайн, бортпроводник — это первое лицо авиакомпании, которое видит пассажир.

7 Насколько хорошо стюард должен знать английский и другие языки?

Как стать бортпроводником: стюард рассказывает о нюансах своей профессии

Желательно знание английского уровня intermediate. В учебно-тренировочном центре есть специализированные курсы для бортпроводников.

8 Как проходит отбор на должность бортпроводника, и у кого выше шансы получить работу — у женщин или мужчин?

Кандидат приходит на комиссию, где проходит отбор по внутреннему регламенту. Все подробности я раскрывать не могу, но подскажу, что важно придерживаться делового стиля в одежде.

После прохождения этого этапа бортпроводник отправляется на медицинское освидетельствование. И уже врачебно-летная комиссия определяет, будет ли человек работать бортпроводником или нет.

Хочется сказать, что шансы равные, но мужчин всегда не хватает.

9 Какое обучение необходимо пройти соискателю, прежде чем начать работать?

Обучение проходит в учебно-тренировочном центре. Далее 30-часовая практика на воздушном судне на земле или на тренажерном устройстве (макете пассажирского салона воздушного судна) для того, чтобы развить навыки по действиям: в нормальных условиях, в нештатных ситуациях, в аварийной обстановке.

10 Как выглядит рабочий день бортпроводника?

Как стать бортпроводником: стюард рассказывает о нюансах своей профессии

Зато у нас есть расписание и программы дистанционного ознакомления с планом наряда. И если вам кажется, что мы просто пришли на самолет к моменту вылета, то должен вас разубедить — это не так.

Бортпроводник приходит на работу за два часа до времени вылета самолета, и начинается кропотливая подготовка: медицинский осмотр самого работника, получение текущей информации по выполнению полетов, подготовка документации.

Примерно за 1:15 до вылета мы уже находимся на борту воздушного судна и работаем с наземными службами, обеспечивающими нас буфетно-кухонным оборудованием, съемным экипировочным имуществом для обслуживания пассажиров, получаем груз, почту — в общем, готовим самолет для выполнения полета.

Немаловажный фактор нашей работы — выполнение требований авиационной безопасности, то есть мы еще проводим осмотр воздушного судна. Максимальная полетная смена составляет 16 часов.

11 Есть ли у стюардов льготы на обучение профессии пилота? Можете рассказать поподробнее?

Многие молодые люди для начала идут работать бортпроводниками, чтобы понять, что такое гражданская авиация изнутри. И некоторые из них, действительно, влюбляются в авиацию и поступают в летные училища.

Летные училища — это государственные учебные заведения. Там могут быть только государственные льготы, с полным перечнем можно ознакомиться в приемной комиссии вузов.

12 Какие льготы авиакомпании предоставляют своим сотрудникам-стюардам?

Как стать бортпроводником: стюард рассказывает о нюансах своей профессии

Нам предоставляется право перелета на регулярных рейсах авиакомпании по специальным служебным тарифам (в зависимости от стажа работы). Такое же право предоставляется членам семьи: супруге/супругу и детям до 18 лет.

А еще возможна организация санаторно-курортного лечения, оздоровление детей сотрудников, отдых работников и их семей, новогодние подарки и культурно-массовые мероприятия.

Нам предоставляется дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск на свадьбу, оказывается материальная помощь на рождение ребенка и далее компенсируется содержание детей в детских дошкольных учреждениях. Работники летной службы обеспечиваются форменной одеждой.

Всем бортпроводникам предоставляется оплачиваемый отпуск: за особый характер работы это 70 календарных дней.

13 В чем нюансы устройства на работу стюардом в России, по сравнению с другими странами?

Насколько мне известно, медицинские требования за рубежом гораздо ниже, чем в России, и там бортпроводники могут летать до 65 лет. Но в России, если тебя списали по состоянию здоровья, можно перейти в наземные службы для дальнейшей работы, в других странах такая практика не принята.

С 16 августа авиакомпания отстранила от работы шестерых пилотов из-за отсутствия у них прививки. Сами сотрудники не против вакцины, но хотят гарантий, что они не останутся без работы и страховки.


Коллаж © LIFE. Фото © Getty Images / Nicolas Economou / SOPA Images / LightRocket, © Shutterstock

"Аэрофлот" продолжают сотрясать скандалы. На фоне вызванного снижением зарплат оттока квалифицированных лётчиков перевозчик начал отстранять от полётов не привившихся от коронавируса. Оставшиеся без рейсов пилоты оказались в вынужденном отпуске без сохранения зарплаты. Сейчас они через Шереметьевский профсоюз лётного состава намерены добиться компенсации за свой простой и возвращения к работе.

В профсоюзе уверены, что речь может идти о дискриминации некоторых категорий сотрудников. Уже подготовлены материалы для обращения в инспекцию по труду и прокуратуру, но они пока не поданы — профсоюз надеется на то, что "Аэрофлот" сможет решить дело в рабочем порядке.

Ситуация с добровольной вакцинацией в российском авиагиганте действительно выглядит необычно: пилотов, которые, по идее, меньше остальных взаимодействуют с пассажирами, отстраняют от полётов, в то время как, например, бортпроводники под санкции компании не попадают. Лайф направил запрос в пресс-службу "Аэрофлота", однако на момент выхода статьи ответ в редакцию не поступил.

Фото © ТАСС / Виталий Невар

Фото © ТАСС / Виталий Невар

В июне 2021 года главный санитарный врач Москвы выпустил постановление по проведению прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям, согласно которому компании ряда отраслей должны были вакцинировать 60% своего персонала. Эта мера позволит продолжить работу в штатном режиме и не допустить очередного локдауна.

"Аэрофлот" сумел значительно перевыполнить этот показатель.

— Полный курс вакцинации на сегодняшний день прошло 75% сотрудников "Аэрофлота", это более 13 000 человек. Каждому работнику, который прошёл полную вакцинацию от коронавируса, компания предоставляет дополнительный оплачиваемый день отпуска, — говорится в пресс-релизе авиакомпании.

До сих пор, кроме пилотов, никто из оставшихся 25% сотрудников других департаментов санкциям не подвергался. В профсоюзе утверждают, что помимо "Аэрофлота" подобные меры воздействия не применялись ни одной авиакомпанией. Не исключено, что таким образом менеджмент собирается расправляться с неугодными сотрудниками. По словам президента Шереметьевского профсоюза лётного состава Игоря Дельдюжова, подобного рода практика перевозчиком уже применялась.

У пилотов "Аэрофлота" есть более весомые опасения, связанные с вакцинацией. Дело в том, что, согласно ежегодному договору коллективного страхования, работодатель страхует лётчиков от списания/потери лётной лицензии. А это их хлеб. В договоре есть оговорка: страховка не распространяется на тех пилотов, которые без направления врачей употребляли какие-либо лекарственные препараты или проходили медицинские процедуры. Таким образом, в случае списания пилота по состоянию здоровья, например при осложнениях после вакцинации, никакого возмещения он не получит.

— Мы не против, дайте нам направление, чтобы проводилось штатное обследование и была гарантия врача, — рассказал в беседе с Лайфом Игорь Дельдюжов. — Такого направления никто не даёт. Вот подписывай сам согласие, бери всю ответственность на себя и делай эту прививку.

Игорь Дельдюжов. Фото © МРПС

По словам адвоката Андрея Алёшкина, в статье 76 Трудового кодекса, на которую ссылается менеджмент "Аэрофлота", нет такого основания для отстранения от полётов, как прививка. Поэтому оставшиеся без рейсов лётчики могут оказаться перед угрозой увольнения, если всё время после отстранения не ходили на работу.

Из пилотов в таксисты: Как "Аэрофлот" манипулирует выплатами сотрудникам

— В случае, если такой приказ был (об отстранении. — Прим. Лайфа), он должен был быть на руках у сотрудников. Он подлежит судебной отмене, его нужно обжаловать, — говорит Алёшкин. — В случае, если документа не было, значит, люди должны были ходить на работу. Поэтому если они находились дома и у них на руках не оказалось этого документа, есть риск, что их могут уволить за прогулы.

Разлетаются кто куда

В августе этого года "Аэрофлот" столкнулся с возможным дефицитом пилотов. Многие сотрудники собрались уходить из авиакомпании из-за снижения их зарплат. Как рассказали Лайфу сами пилоты, в январе нынешнего года их под угрозой увольнения заставили подписать новые трудовые договоры. Они фактически аннулировали премии, а оплата за налёт теперь начисляется не с 33-го часа, а с первого, но сократилась в два раза — с четырёх до двух тысяч рублей.

По словам сотрудников компании, их вынуждают продлевать рабочее время на 20 часов в месяц сверх разрешённой нормы (санитарная норма — 80 часов в месяц). В итоге зарплата сократилась в два раза, а нагрузка значительно выросла.

Фото © ТАСС / Александр Щербак

Фото © ТАСС / Александр Щербак

В поисках дополнительного заработка хранящие верность "Аэрофлоту" лётчики между рейсами всё чаще ищут подработку в такси и службах доставки.

При этом в компании не хватает не только их, но и техников, бортпроводников и прочих работников. В создавшейся ситуации авиакомпания вынуждена искать сотрудников даже в "Фейсбуке".

Интересно, что в то же самое время в кулуарах Восточного экономического форума глава авиакомпании Михаил Полубояринов признал проблему снижения зарплат сотрудников и потерю квалифицированных кадров и пообещал коллективу рост доходов.

Михаил Полубояринов. Фото © ТАСС / Артём Геодакян

Михаил Полубояринов. Фото © ТАСС / Артём Геодакян

— Мы планируем встречу с коллективом. Мы должны договориться, что это будет честная и весомая цифра. Условно говоря, если рынок российский следующим летом будет так же себя вести, как в этом, а международный восстановится хотя бы на 70%, то, наверное, можно будет говорить о восстановлении "доковидного" объёма зарплат лётчиков, — сказал Полубояринов.

Читайте также: