Кто мог выступать в древнем риме с законодательной инициативой

Обновлено: 02.07.2024

Принципат — политический режим в Римской империи, сформировавшийся в период с 27 г. до н. э. по 284 г. н. э. и совмещавший монархические и республиканские черты. Формально власть принадлежала народу и сенату, однако последнее слово всегда оставалось за императорским бюрократическим аппаратом. Главным архитектором системы принципата в Древнем Риме считается Октавиан Август — один из выдающихся государственных деятелей прошлого.

Принципат в древнем риме это

Предпосылки возникновения

Череда триумфальных побед над принципиальными врагами значительно расширила территориальные владения Римской республики. Улицы крупнейших поселений стали кишеть рабами. Наблюдался небывалый экономический рост, процветали культура и искусство. Несмотря на стремительное преобразование общества, старые классы, интересы которых отражал Рим в поздний республиканский период, начали постепенно деградировать.

Принципат в древнем риме

В связи с этим остро встал вопрос о необходимости пересмотра имеющихся политических порядков. Многие древнеримские правители, в том числе Цезарь и Помпей, ломали голову над разработкой спасительных для государства преобразований, однако их реформы не способствовали качественному рывку в развитии республики.

Октавиан Август, проанализировав теоретические проекты изменений своих предшественников, сумел претворить в реальность систему государственного устройства, получившую название принципат. Своей главной задачей он видел восстановление с помощью сильного центра политической и социальной стабильности без ущерба для республиканских традиций.

Начало формирования

Воспользовавшись неограниченными триумвирскими полномочиями, Август сконцентрировал в своих руках высшую гражданскую и военную власть, которая, однако, представляла собой совокупность ряда республиканских магистратур и прав, полученных только после одобрения сената и народного собрания, и не передавалась по наследству. По большому счету в стране так и осталась республиканская форма государственного устройства, но с той лишь разницей, что верховный правитель стал именоваться принцепсом, то есть первым из списка сенаторов.

Прежние властные структуры сохранились, утратив большую часть своих функций. Если раньше они были марионетками правящего сословия рабовладельческого класса из патрициев и богатых плебеев, то теперь стали подконтрольны принцепсу и его ближайшему окружению.

Принципат

Полномочия правителя

В обязанности принцепса входило назначение членов коллегии. Ни одно ее решение не принималось без его ведома. Народное собрание существовало исключительно для рассмотрения общественных вопросов столицы. Сенат был реорганизован в совещательный орган при дворе. После того как Август сложил с себя полномочия триумвира, из сферы его контроля исчезли провинции, однако после длительных уговоров он сохранил проконсульский империй, распространявшийся на Сирию, Испанию и Галлию.

Принципат это

Установление принципата стало возможным благодаря наделению императора широким кругом полномочий. Он мог беспрекословно совершать следующие действия:

  • созывать сенат и председатель­ствовать в нем;
  • создавать чиновничий пул;
  • формировать собственную казну;
  • командовать войсками;
  • объявлять войну и заключать международные договоры;
  • вершить уголовное, гражданское и жреческое правосудие.

Вопреки сложившимся римским традициям и действующему законодательству принцепс мог быть назначен одновременно на несколько важных постов. Более подробную информацию, касающуюся роли императоров, правивших на заре и закате принципата, можно узнать, заглянув в таблицы справочников по истории Древнего Рима.

Специфика бюрократической системы

Для принципата как общественно-политического строя было характерно если не полное отсутствие, то минимальное количество разного ранга чиновников. От республики Римская империя унаследовала уникальную для античной эпохи систему назначения на административные должности простолюдинов, принадлежавших той или иной знатной персоне, занимающей руководящий пост. Чем выше было положение господина во властной иерархии, тем больше невольников он мог привлечь для выполнения своих государственных обязанностей.

Принципат в древнем риме это

В провинциях сохранялась система местного самоуправления, установленная еще в полисные времена в виде совета декурионов, считавших свою работу почетным долгом и не получавших жалованья из имперской казны, которая, к слову, наполнялась за счет внушительных налогов с периферии. Срок службы высших администраторов был минимален, а сами они зачастую не обладали ни нужными знаниями, ни достаточной компетенцией. Они редко вмешивались в деятельность органов городского самоуправления, ограничиваясь общим контролем.

Законодательная инициатива по-прежнему принадлежала магистратам. Сенат имел право проводить судебные разбирательства, хотя это не означало, что он главенствует в этой сфере. Император сам решал, как поступить с тем или иным гражданином, нарушившим закон.

Армия, которая раньше по определению не могла быть частной, становится профессиональной, чему способствовали добровольная основа, продолжительность срока служба и достойное жалованье.

Реформы основоположника принципата позволили Риму за короткий срок превратиться в мегаполис с миллионным населением. Экономический подъем и улучшение качества жизни подданных стали возможны благодаря:

Принципат это что

  • прекращению войны;
  • упорядочению управления;
  • отмене откупной системы;
  • делению городов на районы;
  • повсеместному строительству дорог.

На смену во многом изжившему себя принципату пришел так называемый доминат. В нем более отчетливо прослеживались черты абсолютизма, в небытие ушли старые республиканские институты.

Самые ранние известные современным людям выборы прошли в Древней Греции, в районе Аттики, примерно в XI-IX веках до нашей эры. Выборы были неотъемлемой процедурой в древнегреческом полисе, в них принимали участие все свободные мужчины, однако исход в большей степени зависел от мнения аристократии, чем от результата выборов. Силу закона результаты выборов приобрели при Перикле, во время золотого века Афин. Римская республика переняла принцип проведения выборов у греков и усовершенствовала его, в дальнейшем эта процедура использовалась в период Римской империи и позднее в Восточной Римской империи при выборах на низкие должности.


"Юлий Цезарь" Пеладжо Паладжо


Монета с изображением голосующего гражданина

В ходе тайного голосования первоначально свои голоса избиратели отдавали при помощи своеобразного лабиринта, или как его называли римляне saepta – сети деревянных перегородок, поставленных таким образом, чтобы голосующий не мог выйти самостоятельно. Такое строение исключало возможность повторных голосов. Позже, при Юлии Цезаре, на месте обветшавшего деревянного лабиринта были возведены мраморные колонны. У лабиринта имелось множество входов, где голосующие ждали своей очереди. Голосование начиналось после сигнала, в нём принимали участие все центурии, кроме centuria praerogativa. Точный порядок голосования неизвестен, однако есть предположение, что перед входом в ограждение голосующие получали дощечку, на которую писали сами, или просили доверенное лицо написать имена двух своих кандидатов, затем дощечки бросали в урну, и избиратели оставались внутри лабиринта до конца голосования. Выборы проводились не только в самом Риме, но и во всех городах империи. Как правило, в римских провинциальных городах управление составляли дуумвиры – высшие должностные лица, и декурионы – члены местного сената. Избиравшиеся раз в пять лет квинквенналы составляли списки граждан с указанием имущественного ценза и формировали состав сената. Повседневные городские обязанности (благоустройство, снабжение хлебом, уборка улиц и т.д.) были возложены на младших магистратов – эдилов. Выборы в органы местного самоуправления проходили посредством деления каждого города на несколько курий – избирательных участков.

Избираться на обычные должности могли все совершеннолетние и свободные граждане, требования же к кандидатам на более высокие провинциальные магистерские должности были выше: помимо совершеннолетия и гражданства требовались незапятнанная репутация, обладание определённым имуществом и последовательное продвижение по должностной лестнице. Кандидатами в дуумвиры могли стать только бывшие эдилы. Имена кандидатов объявлялись заранее дуумвиром или квинквенналом, проводившим выборы. В случае недостаточного количества кандидатов им позволялось выбрать себе заместителей, те в свою очередь, могли выбрать себе помощников, в итоге в избирательные списки попадали все эти лица. Также как на выборах в столице, в провинциях избиратели писали имя своего кандидата на дощечке и бросали её в урну. В выборах могли принимать участие не только отдельные кандидаты, но городские общества, такие как молодежные союзы, сельские союзы или городские объединения. В предвыборной агитации участвовали и женщины. Процедура выборов происходила в марте. Исход выборов в провинциях решался отличным от столичного способом. Сначала подводили итоги голосования в каждой курии отдельно, затем результаты со всех курий сравнивались, и побеждал тот кандидат, за которого высказалось большинство курий. Новоизбранные лица вступали в должность с первого июля и служили на ней в течение года.


Агитационные миски. Их наполняли едой и раздавали на улице перед выборами бедным. Надписи внутри мисок содержали призывы проголосовать за того или иного кандидата. Слева — миска, призывающая голосовать за Катона Младшего на выборах народных трибунов (63 год до н. э.); справа — за Катилину на выборах консулов (66 год до н. э.)

Схожие темы

Литература

Бирд М. SPQR: История Древнего Рима/ Мэри Бирд; Пер. с англ. – 2е изд.- М.: Альпина нон-фикшн,2018.-696с.

Веденеев Ю.А. И.В. Зайцев, В.Е. Кораблин, В.В. Луговой, В.В. Тылкин. — Калуга: Калужский областной фонд возрождения историко-культурных и духовных традиций "Символ", 2002. — 692 с.: ил.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян/ СПб, "Алетейя", 1995.-582с.

Кузищин В.И. История Древней Греции.// Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1996.-377с.

Самые ранние известные современным людям выборы прошли в Древней Греции, в районе Аттики, примерно в XI-IX веках до нашей эры. Выборы были неотъемлемой процедурой в древнегреческом полисе, в них принимали участие все свободные мужчины, однако исход в большей степени зависел от мнения аристократии, чем от результата выборов. Силу закона результаты выборов приобрели при Перикле, во время золотого века Афин. Римская республика переняла принцип проведения выборов у греков и усовершенствовала его, в дальнейшем эта процедура использовалась в период Римской империи и позднее в Восточной Римской империи при выборах на низкие должности.


"Юлий Цезарь" Пеладжо Паладжо


Монета с изображением голосующего гражданина

В ходе тайного голосования первоначально свои голоса избиратели отдавали при помощи своеобразного лабиринта, или как его называли римляне saepta – сети деревянных перегородок, поставленных таким образом, чтобы голосующий не мог выйти самостоятельно. Такое строение исключало возможность повторных голосов. Позже, при Юлии Цезаре, на месте обветшавшего деревянного лабиринта были возведены мраморные колонны. У лабиринта имелось множество входов, где голосующие ждали своей очереди. Голосование начиналось после сигнала, в нём принимали участие все центурии, кроме centuria praerogativa. Точный порядок голосования неизвестен, однако есть предположение, что перед входом в ограждение голосующие получали дощечку, на которую писали сами, или просили доверенное лицо написать имена двух своих кандидатов, затем дощечки бросали в урну, и избиратели оставались внутри лабиринта до конца голосования. Выборы проводились не только в самом Риме, но и во всех городах империи. Как правило, в римских провинциальных городах управление составляли дуумвиры – высшие должностные лица, и декурионы – члены местного сената. Избиравшиеся раз в пять лет квинквенналы составляли списки граждан с указанием имущественного ценза и формировали состав сената. Повседневные городские обязанности (благоустройство, снабжение хлебом, уборка улиц и т.д.) были возложены на младших магистратов – эдилов. Выборы в органы местного самоуправления проходили посредством деления каждого города на несколько курий – избирательных участков.

Избираться на обычные должности могли все совершеннолетние и свободные граждане, требования же к кандидатам на более высокие провинциальные магистерские должности были выше: помимо совершеннолетия и гражданства требовались незапятнанная репутация, обладание определённым имуществом и последовательное продвижение по должностной лестнице. Кандидатами в дуумвиры могли стать только бывшие эдилы. Имена кандидатов объявлялись заранее дуумвиром или квинквенналом, проводившим выборы. В случае недостаточного количества кандидатов им позволялось выбрать себе заместителей, те в свою очередь, могли выбрать себе помощников, в итоге в избирательные списки попадали все эти лица. Также как на выборах в столице, в провинциях избиратели писали имя своего кандидата на дощечке и бросали её в урну. В выборах могли принимать участие не только отдельные кандидаты, но городские общества, такие как молодежные союзы, сельские союзы или городские объединения. В предвыборной агитации участвовали и женщины. Процедура выборов происходила в марте. Исход выборов в провинциях решался отличным от столичного способом. Сначала подводили итоги голосования в каждой курии отдельно, затем результаты со всех курий сравнивались, и побеждал тот кандидат, за которого высказалось большинство курий. Новоизбранные лица вступали в должность с первого июля и служили на ней в течение года.


Агитационные миски. Их наполняли едой и раздавали на улице перед выборами бедным. Надписи внутри мисок содержали призывы проголосовать за того или иного кандидата. Слева — миска, призывающая голосовать за Катона Младшего на выборах народных трибунов (63 год до н. э.); справа — за Катилину на выборах консулов (66 год до н. э.)

Схожие темы

Литература

Бирд М. SPQR: История Древнего Рима/ Мэри Бирд; Пер. с англ. – 2е изд.- М.: Альпина нон-фикшн,2018.-696с.

Веденеев Ю.А. И.В. Зайцев, В.Е. Кораблин, В.В. Луговой, В.В. Тылкин. — Калуга: Калужский областной фонд возрождения историко-культурных и духовных традиций "Символ", 2002. — 692 с.: ил.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян/ СПб, "Алетейя", 1995.-582с.

Кузищин В.И. История Древней Греции.// Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1996.-377с.


Народные собрания были важным институтом власти в Древнем Риме. По ходу развития его государственности они принимали разные формы. Их называли комициями. Такие собрания принимали первостепенные государственные решения, касавшиеся внутренней и внешней политики. Кроме того, комиции были местом, где кипели страсти между разными боровшимися друг с другом сословиями.

Понятие комиций

Согласно лексическому значению слова, комиции в Древнем Риме - это народные собрания. Государственные законы гласили, что так назывались те мероприятия, которые получали легальный статус. То есть они противопоставлялись стихийным сходкам населения.

Комиции в Древнем Риме - это собрания, которые организовывались магистратом, чтобы поставить на голосование какой-нибудь общественно важный вопрос. В этом смысле данное античное явление очень похоже на славянское вече. Впрочем, такое определение охватывает далеко не все виды комиций (всего их было три). Власти могли организовать народное собрание еще и для того, чтобы просто объявить о том или ином своем решении.

комиции в древнем риме это

Появление комиций

центуриатные комиции

Первые народные собрание

Комиции, на которые приглашались члены курий, мог созвать только правитель Древнего Рима. В случае если он отсутствовал в столице, а власти было необходимо узнать мнение патрициев, эта функция переходила к префекту. Помимо представителей знатных родов, в тогдашнем Риме существовало другое важное сословие. Это были клиенты – свободные граждане, которые добровольно переходили под покровительство своего патрона, таким образом, оказываясь в зависимости от него. Эти жители города не имели права голоса на комициях, но они могли посещать их в качестве зрителей.

Народные собрания царского периода обладали важной функцией избрания нового правителя. Когда монарх умирал, избирался интеррекс – чрезвычайная магистратура. Делалось это с помощью жребия среди самых знатных граждан. Интеррекс, в свою очередь, созывал комиции в Древнем Риме. Это делегирование полномочий должно было произойти не позже, чем через пять дней после смерти царя. Наконец, народное собрание определяло, кому суждено было стать следующим правителем.

центуриатные комиции это

Куриатные выборы

Самые первые комиции в Риме собирали голоса только от курий, а не персонально от граждан. Каждый род должен был определиться со своим выбором после внутренней дискуссии. У курии был один голос (всего в Риме было 30 курий). Новость о созыве комиций разносилась по городу глашатаями или ликторами – государственными чиновниками, исполняющими важные распоряжения магистрата. Так как не существовало никакого регламента, который мог бы хоть как-то определить ход всеобщего голосования, использовался классический жребий. С помощью него согласовывалась очередь, по которой высказывались курии.

Важно подчеркнуть, что тогдашние комиции не имели права предложить какую-либо собственную инициативу. Они могли только принимать или отклонять предложения власти. В ведении народа, согласно такой системе, было решение об избрании царей и магистратов, принятии новых законов, объявлении мира или войны, а также смертной казни для граждан Рима. В случае с определением нового правителя кандидатуры подбирались интеррексом. Курии таким же образом выбирали жрецов (фламинов). То есть комиции - это еще и инструмент регулирования религиозной жизни римского общества.

комиции в риме

Голосование центурий

Царь Сервий Туллий решил избавиться от прежних законодательных порядков. Он отказался от куриатных и создал новые – центуриатные – комиции, главной единицей в которых стали центурии – военные подразделения в римской армии. Впервые право голоса получили плебеи – обычные граждане того античного общества. Они были уравнены с патрициями. Для того чтобы проголосовать, мужчина должен был соответствовать двум требованиям. Во-первых, выборщиком мог стать только тот, кто умел обращаться с оружием. Во-вторых, выходцы из плебса должны были по своему благосостоянию соответствовать рамкам, заданным специальным имущественным цензом.

трибутные комиции

Функции центуриатных комиций

Так как центуриатные комиции - это в первую очередь собрания по военному признаку, их созывали в специальном районе, где проводились армейские учения и упражнения по гимнастике. Это было знаменитое Марсово поле. Знаком о созыве собрания служило развевающееся на Капитолии боевое красное знамя. Центуриатные комиции были крайне важным органом. Именно они принимали большинство римских законов. Это народное собрание согласовывало, объявлять ли мир и войну своим соседям. Кроме того, на нем рассматривались судебные дела граждан, обвиненных в государственной измене.

До 287 года до н. э. большую часть решений в Риме принимали именно центуриатные комиции. Полномочия этого института были урезаны после закона Квинта Гортензия. Этот диктатор решил притеснить права плебеев, которых, кроме всего прочего, еще и выселили на отдельный римский холм Яникул. Тогда же были учреждены новые трибутные комиции.

куриатные комиции

Новые комиции

С 287 года до н. э. важнейшую роль в жизни Древнего Рима играли трибутные комиции, которые созывались по территориальному признаку. Уже упомянутый Сервий Туллий разделил свою столицу на тридцать округов. Они получили название трибов, а позже также стали называться соответствующие комиции.

На протяжении своего существования этот институт народной власти пережил несколько своих реинкарнаций. Поначалу к компетенции трибутных комиций относилось только вопросы местного характера (сбор налогов и призыв в армию). Постепенно, вместе с усилением влияния все возрастающего плебса, они получали новые полномочия. В конце концов, центуриатные комиции остались только в качестве органа, необходимого для дипломатического взаимодействия с соседними странами. Трибутные же собрания получили в свое ведение внутреннюю повестку дня.

центуриатные комиции полномочия

Полномочия трибутных комиций

Новое народное собрание получило функцию выборов низших магистратов. Эти органы, в свою очередь, должны были защищать плебс согласно всем существовавшим тогда римским законам. Собрания назначали многочисленных госслужащих – квесторов, эдилов и военных трибунов. Эти права были отобраны у консулов, которым пришлось поделиться своей властью с плебсом.

Когда в I веке до н. э. римское гражданство стало распространяться на всех свободных жителей Италии, институт народного собрания стал отмирать. Он окончательно исчез при императоре Августе.

Читайте также: