Как отразить субсидию в отчете о финансовых результатах

Обновлено: 02.07.2024

В условиях пандемии коронавирусной инфекции организации, чтобы не допустить распространения болезни, несут дополнительные затраты. Непросто приходится и государству, которое предоставляет различные меры поддержки. При этом важно еще и правильно отразить в бухгалтерской отчетности затраты на борьбу с COVID-19 и полученную государственную поддержку.

При этом бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (п. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Закон № 402-ФЗ обязывает организации составлять только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Промежуточная отчетность составляется организацией только в случаях, прямо названных в пункте 4 статьи 13 Закона № 402-ФЗ (Письмо Минфина России от 09.11.2015 № 07-01-06/64249).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее – ФСБУ) Закон № 402-ФЗ определяет как основные документы в области регулирования бухгалтерского учета, подлежащие обязательному применению. Их утверждение входит в компетенцию Минфина России, а разработкой для организаций, отличных от организаций бюджетной сферы, может заниматься любой негосударственный регулятор бухгалтерского учета.

В отсутствие ФСБУ организации применяют правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Минфином России до вступления в силу Закона № 402-ФЗ (п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ).

Более того, с 19.07.2017 действующие положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 по 01.01.2013, выступают у организаций коммерческого сектора в роли ФСБУ (п. 1.1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ).

В составе расходов по обычным видам деятельности организации учитывают следующие расходы на обеспечение защитных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции:

оплата услуг по:

  • проведению тестирования работников на наличие коронавирусной инфекции и иммунитет к ней;
  • дезинфекции рабочих помещений;
  • обеспечению связи с работниками, осуществляющими работу удаленно;
  • доставке работников, осуществляющих работу на своих рабочих местах, до места работы и обратно в период действия режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

При этом не имеет значения, оказывают ли эти услуги сторонние лица или данные защитные меры организация осуществляет самостоятельно (собственными силами).

приобретение имущества и программного обеспечения:

Согласно пункту 2 Информации № ПЗ-14/2020 в составе прочих расходов учитываются следующие расходы, произведенные в связи с распространением COVID-19:

  • заработная плата работникам за время нерабочих дней, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации, и соответствующие отчисления на социальные нужды;
  • оплата вынужденного простоя из-за приостановления деятельности организации в связи с коронавирусной инфекцией;
  • штрафы и выплаты по искам за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации;
  • расходы по несостоявшимся служебным командировкам работников организации (невозмещенная оплата проезда к месту командировки и обратно, бронирования гостиницы, услуг, др.);
  • расходы, связанные с осуществлением мероприятий благотворительного характера, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (перечисление денежных средств лицам, пострадавшим в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; приобретение для медицинских учреждений специализированного оборудования и иного имущества для выявления и лечения новой коронавирусной инфекции; обеспечение бесплатным питанием граждан старше 65 лет, др.).

В Информации № ПЗ-14/2020 чиновники разъяснили, как организации должны отражать в учете меры государственной поддержки в виде полученных субсидий и предоставленных бюджетных кредитов.

Напомним, что одной из мер государственной поддержки в условиях пандемии стало предоставление субсидий из федерального бюджета, выделяемых на основании:

Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576, на основании которого субсидию из федерального бюджета могли получить субъекты малого и среднего предпринимательства, ведущие деятельность в отраслях, наиболее пострадавших от COVID-19. Получатель такой субсидии мог использовать бюджетные деньги на текущие нужды, включая выдачу заработной платы персонала и иные цели;

Постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 « 976, на основании которого получить субсидию на проведение мероприятий по профилактике COVID-19 могли субъекты малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированные некоммерческие организации (далее – НКО).

Отражать в учете суммы бюджетных субсидий нужно по мере получения денег или при соблюдении следующих условий:

  • имеется уверенность в том, что условия предоставления субсидии организация выполнит;
  • имеется уверенность в том, что субсидия будет выделена государством.

При первом варианте учета в бухгалтерском учете делается одна запись: Дебет 51 Кредит 86. Во втором случае принятие на учет бюджетных средств отражается двумя записями: Дебет 76 Кредит 86, Дебет 51 Кредит 76.

Если полученная субсидия выделена организации на финансирование текущих расходов, то списание бюджетных денег производится в момент признания расходов, на которые она предоставлена.

Если бюджетные средства выделены на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, то сумма полученной субсидии относится на увеличение финансового результата организации.

Информацию о мерах полученной государственной поддержки в виде бюджетных средств и бюджетных кредитов коммерческая организация раскрывает в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, а НКО – в отчете о целевом использовании средств.

В части отражения в учете полученных бюджетных кредитов нужно исходить из того, придется возвращать предоставленный государством кредит или нет. В случае если при выполнении условий, установленных государством, бюджетный кредит можно не возвращать и свои шансы на выполнение этих условий организация оценивает высоко, то сумма предоставленного кредита отражается в учете в соответствии с ПБУ 13/2000 (как обычная субсидия).

При возвратности бюджетный кредит отражается в учете организации в соответствии с общими правилами учета заемных средств.

Понятно, что эти правила учета предполагают, что организация применяет ПБУ 18/02. В случае если организация не применяет ПБУ 18/02, то, по мнению автора, в учете просто делаются соответствующие сторнировочные записи по начислению налогов и страховых взносов.

В письме приведен перечень типовых корреспонденций для отражения бюджетным (автономным) учреждением целевой субсидии текущего характера в соответствии с СГС "Доходы", утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.

Получение субсидии

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (далее – целевые субсидии). Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий из бюджетов устанавливаются в зависимости от уровня бюджета:

  • Правительством РФ;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
  • местной администрацией;
  • уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Такие субсидии предоставляются на различные цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий устанавливаются (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ):

  • из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов – Правительством РФ или уполномоченными органами государственной власти (государственными органами);
  • из бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченными органами государственной власти (государственными органами);
  • из местных бюджетов – местной администрацией или уполномоченными органами местного самоуправления.

Основанием для предоставления субсидии служит соглашение между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением. Этот документ определяет права, обязанности и ответственность сторон (в т.ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, порядок и сроки возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм).

Целевая субсидия может быть текущего или капитального характера. Если она в полном объеме предназначена для увеличения стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, то субсидия носит капитальный характер (п. 7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н). Если за счет субсидии предусмотрены расходы как капитального, так и некапитального характера, то субсидия носит текущий характер.

Доходы учреждения в виде целевой субсидии текущего характера отражаются по статье 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 152 КОСГУ. Это установлено п. 12.1.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н), п. 9.5.2 Порядка № 209н.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется в соответствии с инструкцией, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), в автономных учреждениях – по инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н). Операции с целевыми субсидиями текущего характера учитываются по коду финансового обеспечения 5.

Доходы от безвозмездных поступлений (включая субсидии и гранты), предоставленных на условиях при передаче актива, признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов (п. 40 федерального стандарта "Доходы", утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н, далее – СГС "Доходы"). Целевые субсидии, как правило, предоставляются с условием. Основанием для начисления доходов будущих периодов служит соглашение (п. 93 инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н).

Исключение – целевая субсидия на возмещение затрат. В порядке возмещения затрат предоставляются целевые субсидии автономным учреждениям, которым открыты расчетные счета в банках (ч. 3, 3.7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, далее – Закон № 174-ФЗ). Сначала учреждение тратит свои собственные средства для достижения целей, на которые будет предоставлена субсидия. Учредитель перечисляет субсидию после проверки представленных на возмещение расходов документов. Никаких дополнительных условий учреждению в будущем выполнять не надо. Поэтому на основании соглашения начисление субсидии на возмещение затрат можно сразу отразить по кредиту счета 5 401 10 152.

Признание доходов текущего года, корректировка показателей

Доходы будущих периодов признаются доходами текущего года по мере реализации условий предоставления субсидии в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) (п. 40 СГС "Доходы", п. 158 Инструкции № 174н, п. 186 Инструкции № 183н).

Если отчет представляется в срок, который не позволяет отразить показатели доходов (расходов) текущего финансового года, незавершенных расчетов по субсидии в качестве событий после отчетной даты, результаты использования субсидий учитываются на основании извещения (ф. 0504805). Его составляет учреждение – получатель субсидии (не менее двух экземпляров) и направляет учредителю в сроки, обеспечивающие сопоставимость показателей в бухгалтерской отчетности учреждения и бюджетной отчетности учредителя, допускается представлять извещения (ф. 0504805) в виде скан-копий по электронной почте. Сведения в копии должны соответствовать оригиналу документа.

Шаблон извещения (ф. 0504805), порядок отражения расчетов по субсидиям с заполненными примерами извещения (ф. 0504805) размещены на сайте Минфина России в разделе "Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора", подразделе "Методический кабинет".

Если учредитель решил формировать расчеты по субсидиям по итогам отчетного года на основании извещения (ф. 0504805), бухгалтерская служба учредителя подтверждает отражение в бюджетном учете соответствующих корреспонденций и направляет второй экземпляр извещения (ф. 0504805) (его скан-копию) учреждению.

Формирование извещения (ф. 0504805) не отменяет обязанность представления отчета о достижении целевых показателей, в т.ч. после представления годовой отчетности. В результате рассмотрения отчета о достижении целевых показателей показатели, сформированные ранее на основании извещения (ф. 0504805), могут корректироваться. Учредитель направляет учреждению извещение (ф. 0504805) с корректирующими бухгалтерскими записями. Такие записи не считаются исправлением ошибки и отражаются в том году, в котором принято решение о корректировке расчетов по субсидии.

Возврат субсидии

Остаток целевой субсидии, который не был использован в текущем финансовом году, бюджетные и автономные учреждения должны перечислить в бюджет (ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, ч. 3.17 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). По решению учредителя этот остаток средств учреждение может использовать в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении средств на те же цели.

После представления отчетности учреждению может быть предъявлено требование о возврате субсидии (вследствие рассмотрения отчета о выполнении условий предоставления субсидии, выявления нецелевого использования субсидии, невыполнения условий предоставления субсидии). Бухгалтерские записи по начислению требования возврата субсидии не являются исправлением ошибки и отражаются в финансовом году их предъявления в качестве новых расчетов.

Возврат целевой субсидии прошлых лет в бюджет отражается по статье 610 аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в увязке со статьей 610 КОСГУ (п. 62.5.1 Порядка № 85н, п. 14.1 Порядок № 209н).

Типовые корреспонденции по учету целевых субсидий текущего характера

Структура номера счета для отражения операций в бухгалтерском учете определена п. 21.2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), п. 2.1 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н.

Номера счетов 205 52, 401 10, 401 40, 504 00, 507 00, 508 00 формируются так:

  • в разрядах 1 – 4 – раздел, подраздел классификации расходов бюджетов;
  • в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не установлено учетной политикой субъекта учета (коды ЦСР должны здесь отражаться, в частности, при отражении операций по субсидиям на реализацию национальных проектов (программ));
  • в разрядах 15 – 17 – код видов доходов 150.

Номер счета 303 05 формируется так:

  • в разрядах 1 – 4 – раздел, подраздел классификации расходов бюджетов;
  • в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не установлено учетной политикой учреждения;
  • в разрядах 15 – 17 – КИФ 610 (если на счете отражается задолженность перед бюджетом по возврату субсидии прошлых лет), код видов доходов 150 (если планируется подтверждение потребности в средствах без возврата в бюджет).

По счетам аналитического учета счета 201 00 "Денежные средства учреждения" в разрядах 1 – 17 номера счета ставятся нули.

Читайте также: