Как отозвать депутата местного самоуправления

Обновлено: 07.07.2024

Кузько А.В., заведующий кафедрой Брянского филиала Московского психолого-социального института, доцент, кандидат юридических наук.

Отзыв - институт непосредственной демократии, являющийся формой ответственности депутата и выборного должностного лица перед населением, содержанием которой является возможность досрочного прекращения полномочий . В нем выражаются негативные последствия совершенного ранее правонарушения. В отличие от свободного мандата депутатов Государственной Думы РФ, депутаты представительных органов власти местного уровня обладают императивным мандатом. Инициатива отзыва принадлежит избирателям в порядке, предусмотренном для проведения местного референдума.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2006. С. 162.

Основания и процедура отзыва устанавливаются уставом муниципального образования. Основаниями отзыва могут быть только конкретные противоправные решения или действия (бездействия), подтвержденные в судебном порядке. Результаты исследований свидетельствуют, что по состоянию на начало 2007 г. в большинстве уставов сельских поселений и муниципальных районов основания отзыва не указаны. В ч. 3 ст. 45 Федерального закона предусмотрено лишь одно основание отзыва - это нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения. Согласно требованиям, предъявляемым к уставу муниципального образования, закрепленным в п. 7 и 8 ч. 1 ст. 44 Закона, уставом муниципального образования должны определяться основания и порядок прекращения полномочий депутатов и выборных должностных лиц, виды ответственности, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе относительно института отзыва. В юридической литературе неоднократно подчеркивалось, что данное требование Закона преимущественно находит отражение лишь в уставах крупных муниципальных образований, а абсолютное большинство муниципалитетов ограничивается фактическим дублированием в уставах текста Федерального закона, в котором упоминается лишь одно основание ответственности .

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Муниципальное право: Учебно-методический комплекс / Под ред. Н.М. Конина. М.: Норма, 2006.

С одной стороны, наличие любого судебного решения, подтверждающего фактическое совершение депутатом правонарушения, может быть поводом для возбуждения вопроса об отзыве. Инициатива проведения голосования по отзыву депутата может исходить от нескольких граждан (по смыслу Закона не менее двух), избирательных и иных общественных объединений (фактически любой общественной организации), но лишь в том случае, если их уставы предусматривают участие в выборах и референдумах (ч. 3 ст. 22 Закона), а также в результате совместной инициативы главы местной администрации и представительного органа.

Однако, например, Устав города Перми устанавливает минимальное количество граждан для создания инициативной группы по отзыву депутата не менее 50, а главы города - не менее 200 (ст. 84.3 Устава города Перми) . При этом инициаторы собрания должны известить депутата о времени и месте проведения собрания, обеспечить возможность депутату присутствовать и выступать на собрании. Очевидно, что реализация подобного положения на практике позволит депутату пригласить на собрание необходимое количество своих сторонников, чтобы либо сорвать его проведение, либо не допустить принятия решения по вопросу об отзыве необходимым большинством голосов.

Устав города Перми от 13 марта 1996 г. (с посл. изм. от 13 сентября 2005 г.).

Общественные организации и институты гражданского общества, не рассматривающие себя в качестве элементов муниципальной политической системы, например общественные палаты и общественные советы, создаваемые при главах муниципальных образований, по аналогии с Общественной палатой Российской Федерации правом инициативы по отзыву депутата не обладают. Таким правом не наделен и глава муниципального образования, если только он не является главой местной администрации и не получил согласие на это большинства депутатов представительного органа (п. 3 ч. 3 ст. 22 Закона).

Региональное законодательство в абсолютном большинстве случаев предусматривает основания отзыва депутатов представительного органа местного самоуправления. Однако характер этих оснований до такой степени абстрактен, что возможность вынесения судебного решения, констатирующего необходимый для отзыва юридический факт, практически невозможна. Например, в Законе Тверской области от 17 сентября 1997 г. предусмотрены следующие основания отзыва: 1) нарушения закона области о статусе депутата; 2) действия, недостойные высокого звания депутата. Аналогичный Закон Тамбовской области от 28 ноября 2000 г. перечисляет следующие основания отзыва: 1) невыполнение полномочий; 2) нарушение действующего законодательства; 3) утрата доверия; 4) совершение действий, порочащих звание выборного должностного лица .

Принятые ранее законы субъектов Федерации продолжают действовать и применяются в части, не противоречащей положениям Закона N 131-ФЗ.

Законодательно в местных законах не определен круг лиц, имеющих право предъявлять подобные иски. Вызывает сомнение способность суда реально определять характер невыполнения полномочий депутата представительного органа и выявлять допущенные им нарушения действующего законодательства, но более всего степень "порочности" тех или иных действий депутата.

В большинстве стран Европейского союза возможность отзыва депутата представительного органа вообще не предусмотрена, ибо его ответственность (кроме уголовной) носит в чистом виде политический характер. Она может проявляться в отказе избирателей проголосовать на следующих выборах за эту кандидатуру. Видимо, в таком же направлении движется и современное российское законодательство, отказавшись от института отзыва "за утрату доверия".

Между тем институт юридической ответственности является необходимым условием эффективности деятельности не только конкретного депутата, но и представительного органа власти. Однако реальную возможность влиять на депутатский корпус по действующему законодательству приобретает не население, что вполне логично в силу того, что оно формирует властный орган, а государство, обладающее, в отличие от института отзыва, реальным механизмом роспуска представительного органа. К сожалению, многие авторы ставят знак равенства между ответственностью перед населением и перед государством, полагая, что отзыв депутата населением возможен при условии определения его вины . В целом, к сожалению, многим исследователям позиция законодателя "представляется мудрой (?): отзыв выборных лиц формально остается в арсенале инструментов муниципальной демократии. При этом он, во всяком случае, не будет играть негативной роли в практике организации муниципальной власти" . Таким образом, фактически оправдывается гарантированная федеральным законодательством безответственность депутатов представительного органа в интересах политической стабильности на местном уровне и сомнительных дивидендов призрачного совершенствования института муниципальных выборов.

См.: Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность в РФ. М.: Юристъ, 2006. С. 269.
Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: Проблемы правового регулирования. М.: Велби; Проспект, 2006. С. 417.

Тем не менее представляется целесообразным установить конкретные основания для отзыва депутата как меры дисциплинарной ответственности, исключив положения, закрепленные в пп. 8 ч. 1 ст. 44 Закона N 131-ФЗ, предусматривающие определение ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в уставах муниципалитетов. Основания отзыва депутата и главы местного самоуправления, на наш взгляд, должны быть закреплены на федеральном уровне. Таковыми могут признаваться:

  • противоправные решения или действия (бездействие), в случае подтверждения в судебном порядке факта причинения вреда гражданам, юридическим лицам, интересам публично-правовых образований;
  • систематическое (более двух раз в течение года) нарушение регламента представительного органа местного самоуправления, подтвержденное актом этого органа;
  • систематическое (более двух раз в течение года) нарушение установленного порядка и срока письменного ответа на обращения граждан или нарушение установленного порядка приема граждан, подтвержденное в судебном порядке;
  • установленные в результате депутатского расследования и подтвержденные в судебном порядке факты грубого нарушения депутатской (должностной) этики, в том числе использования своего положения в личных интересах, в интересах близких родственников и лиц близкого круга (дальних родственников, родственников супруга(и) и лиц регулярного, длительного и неформального общения).

Депутат, глава муниципального образования считается отозванным, если: а) за отзыв проголосовало большинство граждан, принявших участие в голосовании, если инициатива отзыва исходила от населения; б) за отзыв проголосовало две трети от общего числа депутатов представительного органа муниципального образования, когда инициатива отзыва исходила от депутатов представительного органа.

Представляется также целесообразным дополнить главу 10 Закона статьей 71.1, изложив ее в следующей редакции.

"Статья 71.1. Дисциплинарная ответственность главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления

  1. Дисциплинарная ответственность депутата и главы местного самоуправления перед населением наступает в форме отзыва.
  2. Отзыв депутата проводится по инициативе населения или не менее чем половины депутатов представительного органа местного самоуправления, в установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
  3. Основаниями для отзыва депутата и главы местного самоуправления являются:
  • противоправные решения или действия (бездействие), в случае подтверждения в судебном порядке факта причинения вреда гражданам, юридическим лицам, интересам публично-правовых образований;
  • систематическое (более двух раз в течение года) умышленное нарушение регламента представительного органа местного самоуправления, подтвержденное актом этого органа;
  • систематическое (более двух раз в течение года) умышленное нарушение установленного порядка и срока письменного ответа на обращения граждан или нарушение установленного порядка приема граждан, подтвержденное в судебном порядке;
  • установленные в результате депутатского расследования и подтвержденные в судебном порядке факты грубого нарушения депутатской (должностной) этики, в том числе использование своего положения в личных интересах, а также в интересах близких родственников и лиц близкого круга (дальних родственников, родственников супруга и лиц регулярного, длительного и неформального общения).
  1. Процедура отзыва депутата и главы муниципального образования должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Депутат, глава муниципального образования считается отозванным, если за отзыв проголосовало большинство граждан, принявших участие в голосовании, если инициатива отзыва исходила от населения.

Депутат, глава муниципального образования считается отозванным, если за отзыв проголосовало две трети от общего числа депутатов представительного органа муниципального образования, если инициатива отзыва исходила от депутатов представительного органа".

Таким образом, учитывая соотношение публичных и частноправовых начал в служебно-должностных отношениях, целесообразно рассматривать ответственность депутатов перед населением как разновидность дисциплинарной ответственности. Население, оказывая доверие кандидату на выборную должность, заключает с ним договор на осуществление властно-распорядительных функций от имени определенного муниципального образования на соответствующей территории и таким образом приобретает право на "расторжение договора" в форме отзыва при наличии оснований для данного вида ответственности. Реализация подобного предложения будет способствовать своевременному отстранению от должности лиц, нарушающих дисциплину и злоупотребляющих своим служебным положением, что в период повышения ответственности должностных лиц более чем актуально.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:

1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление следующих последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 настоящего Федерального закона:

- если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;

- если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд;

5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.

В силу ч. 3 и 4 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно ч. 7 и 8 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Частями 10 – 12 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрены отдельные ситуации:

- в случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования.

- в случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава сельского поселения возглавляет исполнительно-распорядительный орган и исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования.

- в случае, если глава муниципального образования, входящий в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняющий полномочия его председателя, присутствует на заседании представительного органа муниципального образования, на котором рассматривается вопрос об удалении его в отставку, указанное заседание проходит под председательством депутата представительного органа муниципального образования, уполномоченного на это представительным органом муниципального образования.

В силу ч. 13 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ при рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.

Необходимо отметить, что решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования.

Деятельность может осуществляться и в иных формах, предусмотренных законами, а также Уставом, нормативными правовыми актами Думы.

Статья 7. Участие депутата в заседаниях Думы

Депутат Думы принимает личное участие в заседании Думы и пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Думой поселения, а также комиссией Думы, членом которой он является.

Депутат имеет право:

избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в Думе;

высказывать мнение по персональному составу создаваемых Думой органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой ;

предлагать вопросы для рассмотрения Думой;

вносить проекты правовых актов, а также поправок к ним для рассмотрения на заседании Думы;

вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов на заседании Думы;

вносить предложения о заслушивании на заседании Думы внеочередного отчета или информации органа или должностного лица местного самоуправления, подотчетного или подконтрольного Думе в соответствии с Уставом;

ставить вопрос о недоверии составу образованных или избранных Думой органов или избранным, назначенным или утвержденным ей должностным лицам в случаях, установленных Уставом;

вносить в Думу предложения о необходимости проведения проверки исполнения Устава и нормативных правовых актов Думы органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм, расположенных на территории муниципального образования;

участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседаниях Думы, требовать ответа, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;

оглашать на заседаниях Думы обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение;

обращаться с депутатским запросом;

передавать председательствующему текст выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений, для включения в протокол заседания Думы;

осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, Уставом, нормативными правовыми актами Думы.

При невозможности присутствовать на заседании Думы, на заседании её комиссии депутат заблаговременно информирует об этом соответственно председателя Думы, председателя комиссии.

Отсутствие депутата на заседании Думы без уважительной причины не допускается. Депутат может ознакомиться с материалами очередной Думы и дать письменное мнение по всем вопросам повестки заседания.

По решению Думы фамилии депутатов, отсутствующих на заседании, с указанием причин отсутствия могут доводиться до избирателей через средства массовой информации

Статья 8. Участие депутатов в заседаниях комиссий Думы

Депутат принимает участие в работе комиссий, членом которых он является, вносит предложения, участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений. Депутат может принимать участие в работе комиссий Думы, членом которых он не является, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.

В случае несогласия с решением комиссии по проекту нормативного правового акта, принимаемого Думой, депутат имеет право внести свое предложение в письменной форме в качестве самостоятельной поправки к проекту соответствующего нормативного правового акта. Внесенные им поправки подлежат обязательному рассмотрению Думой, и по ним проводится голосование.

Депутат по решению Думы может быть выведен из состава комиссии за систематическое неучастие в ее работе в порядке, установленном Регламентом Думы, иными нормативными правовыми актами Думы.

Депутат своевременно информируется о времени созыва, месте проведения заседания Думы, заседаний ее комиссий, вопросах, выносимых на их рассмотрение, а также получает все необходимые материалы по данным вопросам.

Статья 9. Выполнение депутатом поручений

Депутат выполняет поручения Думы. Решения о даче депутату поручения принимаются на заседаниях Думы или соответствующих комиссий и отражаются в протоколах.

Статья 10. Обращение депутата с нормотворческой инициативой

Депутат Думы имеет право нормотворческой инициативы, осуществляемой в форме внесения в представительный орган:

проектов нормативных правовых актов;

проектов актов о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты Думы;

поправок к проектам нормативных правовых актов Думы по вопросам, отнесенным к компетенции Думы.

Предложения депутата, внесенные в порядке нормотворческой инициативы, подлежат обязательному рассмотрению Думой. Порядок осуществления депутатом нормотворческой инициативы определяется Регламентом Думы.

Статья 11. Участие депутата в депутатских слушаниях

Депутат участвует в депутатских слушаниях, проводимых по решениям Думы, в том числе выступает на этих слушаниях в ходе обсуждения проектов нормативно-правовых актов поселения и (или) вопросов, имеющих важное общественное значение.

Статья 12. Депутатское обращение и депутатский запрос

Депутат или группа депутатов имеют право на обращение непосредственно к органам местного самоуправления, главе местного самоуправления, а также к руководителям расположенных на территории поселения государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, по вопросам, входящим в компетенцию Думы.

Депутатский запрос вносится на заседании Думы в письменной форме, оглашается, и по нему принимается соответствующее решение. Лицу, к которому обращен депутатский запрос, направляются заверенная копия решения о признании обращения депутата депутатским запросом и подлинник обращения депутата признанного депутатским запросом.

Если указанное обращение касается фактов нарушения государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами актов органов местного самоуправления, то Дума может признать его депутатским запросом и включить в повестку дня своего заседания.

Должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должно дать ответ на него в устной форме на заседании или в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной установленный Думой срок. Депутатский запрос и письменный ответ на него оглашаются председательствующим или должностным лицом, к которому обращен запрос, на заседании Думы или доводятся до сведения депутатов иным путем в порядке, установленном Регламентом Думы. Депутат вправе дать оценку ответа на запрос. По результатам рассмотрения запросов Думой поселения может быть принято решение. Запрос, ответ на него и решение Думы, затрагивающие права, свободы и интересы граждан, подлежат обязательному обнародованию в средствах массовой информации.

Статья 13. Осуществление депутатом контроля за соблюдением нормативно-правовых актов местного самоуправления

Депутат участвует в осуществлении контроля за соблюдением Устава, нормативных правовых актов Думы путем участия в проверках, подготовки предложений по результатам проверок.

Депутат вправе потребовать незамедлительного устранения нарушения закона, прав, свобод, законных интересов граждан, а в необходимых случаях обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с требованием о пресечении нарушения. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном по требованию депутата представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа.

Статья 14 .Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений депутата

По вопросам, связанным с депутатской деятельностью, на территории поселения депутат пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений. При обращении депутата в органы местного самоуправления, муниципальные предприятия и учреждения, находящиеся на территории муниципального образования, их должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют ему необходимую информацию и документы с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и коммерческой тайне. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов вышеуказанные руководители органов и должностные лица обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 15 дней со дня получения письменного обращения депутата.

Органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, находящиеся на территории муниципального образования, общественные объединения обязаны оказывать депутату содействие в осуществлении его полномочий. Вмешательство депутата в хозяйственную деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм, деятельность органов дознания, органов прокуратуры, следователей и судов не допускается.

Статья 15. Обращение депутата в средства массовой информации

Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации.

Депутат несет ответственность за достоверность материалов, представляемых им к публикации.

Статья 16. Работа с избирателями

Депутаты отчитываются перед избирателями во время встреч с ними, а также информируют их о своей деятельности через средства массовой информации не реже одного раза в год. По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет депутата. Под требованием о проведении отчета необходимо собрать не менее 1% подписей от числа избирателей данного избирательного округа.

Депутат в пределах предоставленных ему полномочий:

принимает меры по обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов своих избирателей;

рассматривает поступившие от избирателей предложения, заявления и жалобы, при необходимости направляет их в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляет контроль за их своевременным рассмотрением;

участвует в рассмотрении в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях независимо от организационно-правовых форм вопросов, затрагивающих интересы избирателей;

изучает общественное мнение, при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, учитывает их при разработке нормативных правовых актов Думы;

участвует в работе органов территориального общественного самоуправления, в собраниях избирателей, в том числе по месту их жительства, работы, службы, учебы; использует иные формы работы с избирателями и населением.

Избиратели могут давать наказы депутату. Порядок организации работы с наказами избирателей определяется Думой.

Статья 17. Обязанности депутата

соблюдать правила депутатской этики, установленные Думой. Ответственность за нарушение правил депутатской этики устанавливается Регламентом Думы;

отчитываться перед избирателями. Для обеспечения отчетов, встреч с избирателями, по просьбе депутата, администрация поселения, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения безвозмездно выделяют помещения, извещают граждан о времени и месте проведения отчетов, встреч, направляют для участия в них своих представителей, а также представляют необходимые справочные и информационные материалы, оказывают другую помощь;

- выполнять поручения Думы, поручения комиссии, членом которых он является.

На вопрос отвечает юрист и правозащитник Олег Мацкевич :

— Процедура отзыва депутата Палаты представителей (далее — ПП), депутата местного Совета депутатов прописана в Избирательном кодексе Республики Беларусь (далее – ИК), она является достаточно сложной и включает несколько основных этапов.

1. Инициирование вопроса об отзыве депутата

Для начала необходимо собрать подписи избирателей, проживающих на территории округа, от которого избран депутат, в количестве не менее 150 (по вопросу об отзыве депутата ПП), или 50 (по вопросу об отзыве депутата областного, Минского городского Совета депутатов), или 40 (по вопросу об отзыве депутата районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов), или 15 (по вопросу об отзыве депутата городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов) с целью проведения собрания.

Собрания избирателей могут проводиться как по месту их жительства, так и в организациях, расположенных в пределах округа.

Инициаторы обращаются к председателю местного Совета депутатов с письменным заявлением о созыве собрания по месту их жительства, а о созыве собрания избирателей в организации — к ее администрации.

В заявлении о проведении собрания избирателей должны быть указаны мотивы, послужившие основанием для возбуждения вопроса об отзыве депутата, а также фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства каждого инициатора проведения собрания избирателей.

Вопрос о созыве собрания избирателей рассматривает председатель или президиум местного Совета депутатов, администрация организации. В десятидневный срок принимается решение, о чем сообщается инициаторам созыва собрания. При принятии предложения инициаторов созыва собрания избирателей устанавливаются дата, время и место его проведения, о чем в течение трех дней сообщается избирателям.

В случае отклонения предложения о проведении собрания избирателей его инициаторам выдается копия мотивированного решения. Это решение может быть в трехдневный срок обжаловано инициаторами созыва собрания в районный, городской суд (жалоба должна быть подписана большинством инициаторов созыва собрания). Решение суда является окончательным.

2. Проведение собрания избирателей

Собрание избирателей по месту жительства при возбуждении вопроса об отзыве депутата правомочно, если в нем принимают участие проживающие на территории округа избиратели в количестве не менее:

300 избирателей — при возбуждении вопроса об отзыве депутата ПП;

150 избирателей — при возбуждении вопроса об отзыве депутата областного, Минского городского Совета депутатов;

75 избирателей — при возбуждении вопроса об отзыве депутата районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов;

20 избирателей — при возбуждении вопроса об отзыве депутата городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов.

Собрание избирателей в трудовом коллективе организации, являющейся юридическим лицом, насчитывающей не менее 300 человек, при возбуждении вопроса об отзыве депутата ПП правомочно, если в нем принимает участие более половины состава коллектива.

Инициаторы созыва собрания не позднее 10 дней до проведения собрания избирателей обязаны письменно уведомить депутата, в отношении которого они намерены возбудить вопрос об отзыве, а также сообщить соответственно в ПП или местный Совет депутатов, из состава которого предлагается отозвать депутата, о дате, месте проведения собрания избирателей и мотивах, послуживших основанием для возбуждения вопроса об отзыве депутата.

Перед началом собрания избирателей проводится регистрация его участников с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства. Каждый участник собрания собственноручно расписывается в списке избирателей, принимающих участие в собрании.

На собрании избирателей избирается президиум в составе председателя, секретаря и членов и при необходимости — счетная комиссия, рассматриваются предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата, о проведении сбора подписей избирателей округа в поддержку этого предложения и об образовании инициативной группы (далее — ИГ) по сбору подписей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата и проведении агитации. ИГ образуется в количестве не менее пяти человек. На собрании избирается руководитель ИГ. Решение собрания принимается большинством голосов.

Количество проведенных в округе собраний избирателей, на которых может быть возбужден вопрос об отзыве депутата и образованы ИГ, не ограничивается, но они должны проводиться в течение тридцатидневного срока со дня регистрации первой ИГ.

О проведении собрания избирателей составляется протокол. В протоколе указываются дата и место его проведения, число участников собрания, существо рассматриваемых вопросов, результаты голосования и принятые решения, состав образованной ИГ с указанием фамилии, имени, отчества и места жительства каждого из ее членов и руководителя ИГ.

Протокол подписывается председателем и секретарем собрания и с приложенными к нему списками участников собрания и состава ИГ не позднее чем в пятидневный срок представляется в:

Центральную комиссию (далее — ЦК) — при возбуждении вопроса об отзыве депутата ПП; областную, Минскую городскую, районную, городскую, поселковую, сельскую территориальную избирательную комиссию — при возбуждении вопроса об отзыве депутата соответствующего местного Совета депутатов.

ИГ, образованная на собрании избирателей при возбуждении вопроса об отзыве депутата ПП, регистрируется ЦК, а при возбуждении вопроса об отзыве депутата местного Совета депутатов — соответствующей территориальной избирательной комиссией.

Для регистрации ИГ в ЦК, соответствующую территориальную избирательную комиссию представляются протокол собрания избирателей, список участников собрания, список состава ИГ с указанием ее руководителя, копия письменного уведомления депутата о проведении собрания избирателей и документ, подтверждающий направление уведомления депутату.

ЦК, соответствующая территориальная избирательная комиссия в пятнадцатидневный срок после поступления необходимых документов регистрирует ИГ или может принять решение об отказе в ее регистрации, если при возбуждении вопроса об отзыве депутата не был соблюден порядок, установленный ИК.

Отказ в регистрации ИГ по отзыву депутата ПП может быть обжалован в трехдневный срок со дня принятия решения об отказе руководителем ИГ в Верховный Суд Республики Беларусь , а по отзыву депутата областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского Совета депутатов — в тот же срок соответственно в областной, Минский городской, районный, городской суд.

После регистрации ИГ ее представителю в трехдневный срок выдаются свидетельство о регистрации ИГ, удостоверения членов группы и подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата.

4. Сбор подписей избирателей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата

Предложение о возбуждении вопроса об отзыве депутата, принятое на собрании избирателей, должны поддержать не менее 20 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на территории соответствующего округа.

В случае, если в течение 45 дней не было собрано необходимое число подписей, дальнейший сбор подписей избирателей прекращается.

5. Представление подписных листов в местные Советы депутатов. Определение результатов сбора подписей избирателей

Заполненные подписные листы представляются:

председателю Минского городского Совета депутатов — при возбуждении вопроса об отзыве депутата ПП, депутата Минского городского Совета депутатов;

председателю соответствующего областного Совета депутатов — при возбуждении вопроса об отзыве депутата ПП, депутата областного Совета депутатов;

председателю районного, городского (города областного и районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов – при возбуждении вопроса об отзыве депутата районного, городского, поселкового, сельского Совета депутатов.

Председатель соответствующего местного Совета депутатов организует проверку достоверности подписей избирателей в подписных листах, в которой могут участвовать депутаты и другие привлеченные председателем местного Совета депутатов лица. Проверка проводится не позднее чем в месячный срок после представления подписных листов.

По окончании проверки подписных листов председателем соответствующего местного Совета депутатов составляется протокол о результатах сбора подписей, в котором указываются общее количество подписей в подписных листах, принятых от ИГ, количество подписей, достоверность которых проверялась, количество подписей, признанных достоверными, и количество подписей, признанных недостоверными. Протокол подписывается председателем местного Совета депутатов.

Протокол о результатах сбора подписей не позднее чем в трехдневный срок передается в:

ЦК — при возбуждении вопроса об отзыве депутата ПП;

соответствующую территориальную избирательную комиссию — при возбуждении вопроса об отзыве депутата местного Совета депутатов.

6. Принятие решения о назначении голосования об отзыве депутата

ЦК, соответствующая территориальная избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления необходимых документов вправе провести выборочную или полную проверку соблюдения требований ИК при возбуждении вопроса об отзыве депутата.

При установлении, что сбор необходимого количества подписей избирателей и другие мероприятия проведены в соответствии с требованиями ИК, ЦК принимает решение о назначении голосования об отзыве депутата ПП, а соответствующая территориальная избирательная комиссия — о назначении голосования об отзыве депутата местного Совета депутатов.

Голосование назначается не ранее одного месяца и не позднее двух месяцев со дня принятия решения о назначении голосования.

Если при возбуждении вопроса об отзыве депутата и сборе подписей избирателей имели место существенные нарушения требований ИК или не было собрано необходимого числа подписей избирателей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата, принимается решение об отказе в назначении голосования об отзыве депутата.

Решение ЦК об отказе в назначении голосования об отзыве депутата в трехдневный срок со дня принятия решения может быть обжаловано руководителем ИГ в Верховный Суд Республики Беларусь , а решение областной, Минской городской, районной, городской, поселковой, сельской территориальной избирательной комиссии в тот же срок — соответственно в областной, Минский городской, районный, городской суд.


В статье приводится статистика проведения процедуры отзыва депутатов и выборных должностных лиц органа местного самоуправления, инициированных населением, дается оценка существующим проблемам при реализации процедуры отзыва, а также вносится ряд предложений для усовершенствования института отзыва указанных лиц.

Ключевые слова: отзыв депутата, отзыв главы города, муниципально-правовая ответственность, устав муниципального образования

Отзыв выборных лиц органа местного самоуправления является важным правовым институтом, обеспечивающим защиту публичных интересов, однако данный вопрос неразрывно связан с проблемой привлечения указных лиц к ответственности и реализации самой процедуры отзыва.

В этой связи отдельные исследователи предлагают закрепить следующий перечень оснований отзыва депутата и главы местного самоуправления [3, с. 24]:

1) противоправные решения или действия (бездействие) в случае подтверждения в судебном порядке факта причинения вреда гражданам, юридическим лицам, интересам публично-правовых образований;

2) систематическое (более двух раз в течение года) нарушение регламента представительного органа местного самоуправления, подтвержденное актом этого органа;

3) систематическое (более двух раз в течение года) нарушение установленного порядка и срока письменного ответа на обращения граждан или нарушение установленного порядка приема граждан, подтвержденное в судебном порядке;

4) установленные в результате депутатского расследования и подтвержденные в судебном порядке факты грубого нарушения депутатской (должностной) этики, в том числе использования своего положения в личных интересах, в интересах близких родственников и лиц близкого круга [3, с. 26].

Считаем возможным дополнить список оснований для отзыва депутата и главы города следующими:

С 1996 года депутатом Магнитогорского городского Собрания депутатов является Черепанов Артем Эдуардович [4].

В 2017 году данный депутат был задержан следственными органами по подозрению в совершении преступлений, связанных с профессиональной деятельностью (получение взятки, превышение должностных полномочий и прочее), в настоящее время приговор в отношении него не вынесен в связи с тем, что он скрывается от правосудия [5]. При этом он более двух лет не осуществляет свою депутатскую деятельность.

Однако законных оснований для прекращения его полномочий Магнитогорским городским Собранием депутатов в настоящее время нет (статья 9 Устава города Магнитогорска [6]).

4) Аморальное поведение, нарушение депутатской этики при осуществлении депутатской деятельности. Ярким примером является депутат Николай Дубравин из города Слободского Кировской области, известный своими неординарными поступками [7]. В июле 2019 года на заседании Слободской городской Думы был поднят вопрос о принятии мер в отношении указанного депутата, однако, было отмечено, что в данном случае народные избранники не имеют полномочий для прекращения полномочий Дубравина Н., но и с предложением об отзыве данного депутата никто из избирателей не обращался [8]. Прекращение его полномочий Слободской городской Думой возможно будет в случае привлечения его к уголовной ответственности.

В этом случае голосование проводится по правилам, установленным для мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства. Для отзыва депутата устанавливается фактически порог явки избирателей, согласно которому выразить свою волю должны обязательно не менее половины всех избирателей. В то время как для избрания депутата на муниципальном уровне требуется относительное большинство голосов избирателей, т. е. для избрания депутата требуется значительно меньше голосов, чем для его отзыва. Значит, для отзыва местных депутатов устанавливаются более жесткие требования, чем для победы на выборах [10]. То есть на законодательном уровне закреплено явное неравенство между двумя формами непосредственной демократии: муниципальными выборами и голосованием по отзыву депутата.

Принимая во внимание, что процедура отзыва юридически и организационно сложна, условия инициирования отзыва завышены, основания его проведения туманны, отзыв выборных должностных лиц местного самоуправления так и не стал действенной формой народного контроля за муниципальной властью [9, с. 79].

Население всё меньше заинтересовано в осуществлении местного самоуправления в связи с постоянными попытками законодателей ограничить граждан в возможности своего волеизъявления по тем или иным вопросам, касающимся осуществления местного самоуправления.

Сегодня действительное участие граждан в жизни местного сообщества характеризуется низким уровнем инструментальной активности [11, с. 97].

Митрохина Я. А., исследуя проблемы реализации отзыва выборных лиц местного самоуправления, ссылается в своей работе [11, с. 97] на результаты социологического исследования, проведенного в мае 2016 года в городе Екатеринбурге, согласно которым 42 % респондентов никогда не принимали участие в местном самоуправлении ни в одной форме [12, с. 65].

Другой пример. В далёком 2005 году инициативная группа поселка Восточный (республика Бурятия) намеревалась инициировать процедуру отзыва депутата [14] Сергея Соколова [15]. Информация о реализации данной процедуры в открытых источниках отсутствует, однако согласно публикациям в СМИ, указанный депутат не только не был отозван с должности, но и до 2016 года успешно поднимался по карьерной лестнице [16].

В сентябре 2018 года инициативная группа, выступающая за досрочное прекращение полномочий главы Каменского района Сергея Белоусова, сдала в районный избирком подписи своих единомышленников [19]. Членам инициативной группы удалось собрать более 3 500 подписей при необходимом количестве 1 275, и избирательная комиссия в течение 10 дней должна была провести проверку правильности поданных документов. В случае принятия положительного решения избирательной комиссией документы должны были быть переданы в районную думу, которая должна была рассмотреть вопрос о проведении референдума по отзыву непопулярного у жителей главы района [19].

В 2009 году жителями города Владивосток несколькими общественными организациями бы инициирован сбор подписей за отставку мэра города Игоря Пушкарева, в связи с его полной некомпетентностью и профессиональной непригодностью как руководителя [23]. Однако в 2013 году он был переизбран на второй срок главы города Владивостока, и руководил городом фактически до 01 июня 2016 года (до момента задержания его следственными органами за злоупотребление должностными полномочиями и коммерческий подкуп) [24]. Таким образом, процедура отзыва мэра Владивостока также не была закончена.

В сентябре 2019 в СМИ появилась информация о том, что жители Казани в ближайшее время намерены инициировать процедуру отзыва нескольких депутатов города, в связи с тем, что они не защищают интересы жителей города [25] Однако на момент написания статьи результаты такой инициативы ещё не известны.

Фактическое отсутствие примеров законченной процедуры голосования по отзыву депутатов и выборных должностных лиц органов местного самоуправления, по его мнению, говорит о ничтожной доле вероятности практического применения института отзыва выборных должностных лиц населением на муниципальном уровне и отсутствии в настоящее время предпосылок для повышения эффективности его воплощения [26, с. 34].

На основании вышеприведенных примеров можно сделать следующие выводы:

1) процедура отзыва настолько сложна и непонятна гражданам, что является с их стороны невыполнимой;

Проблема инициирования процедуры отзыва и признания ее результатов правомерными в части привлечения выборного должностного лица к ответственности может стать возможностью для сведения счетов с неугодными лицами, манипулирования населением в корыстных и авторитарных интересах [27, с. 61]. Голосование может быть инициировано на основе ложной информации, умело распространенных слухов, что в конечном счете приводит к искажению волеизъявления населения [27, с. 61].

Нельзя не согласиться с мнением Н. В. Малявкиной [27, с. 62], которая поддерживает позицию О. И. Маминой в том, что вопрос о привлечении к ответственности выборного должностного лица вправе решать тот, кто его наделил данными полномочиями, то есть население муниципального образования [28, с. 8].

Необходимо обратить внимание на то, что согласно статье 24 Закона № 131-ФЗ противоправные действия выборного лица органа местного самоуправления должны быть подтверждены исключительно в судебном порядке. Эта норма воспроизведена в большинстве уставов муниципальных образований.

Но суд не делает никаких выводов относительно проведения отзыва выборного лица, принявшего противоправное решение или совершившего противоправные действия (бездействие), а осуществляет контроль за законностью.

Такой функцией наделены не только судебные органы, но и органы государственного контроля и надзора.

Поэтому следует дополнить абзац 2 части 2 статьи 24 Закона № 131-ФЗ указанием на то, что конкретные противоправные решения или действия (бездействие) как основания отзыва могут быть подтверждены не только в судебном порядке, но и соответствующими решениями органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в отношении выборных должностных лиц местного самоуправления [29, с. 56].

Однако часто процедура отзыва выборных должностных лиц заканчивается значительно раньше, чем лицо привлекается к ответственности населением муниципального образования. Это бывает в случаях, когда инициаторами отзыва аннулируются обращения в избирательные комиссии, или выборное лицо добровольно слагает свои полномочия в установленном порядке [27, с. 62].

Так, например, 8 сентября 2019 года в день выборов Губернатора Челябинской области и депутатов органов местного самоуправления должен был быть проведен массовый опрос населения относительно доверия мэру Златоуста Вячеславу Жилину. Процедура должна была носить характер анонимного анкетирования и пройти в избирательных участках Златоуста [30].

Инициатива проведения такого опроса была озвучена временно исполнявшим обязанности Губернатора Челябинской области А. Л. Текслером после встречи с жителями города Златоуста в августе 2019 года, высказавших большое количество претензий в адрес руководства города и требовавших его отставки [31].

Жители города должны были дать оценку работе мэра города. Однако, Вячеслав Жилин не стал дожидаться результатов голосования и в начале сентября 2019 года написал заявление об отставке [32].

Особого внимания заслуживает тот факт, что в настоящее время существенно ограничено право населения на реализацию процедуры отзыва главы города из-за его неудовлетворительной работы.

Это связано с тем, что в Закон № 131-ФЗ были внесены поправки, в соответствии с которыми установлен еще один способ избрания главы муниципального образования — депутатами законодательного органа муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. В этом случае избранный глава руководит местной администрацией [33].

На сегодняшний день подавляющее большинство субъектов Российской Федерации приняли законы, отменяющие прямые выборы мэров.

И. В. Бабичев отмечает, что повсеместное применение системы прямых выборов глав муниципальных районов и городских округов предусмотрено законами лишь трех республик — Бурятии, Саха — Якутии и Хакасии [34, с. 69] и приводит конкретные цифры:

1) в 2 269 муниципальных образованиях глава муниципального образования избирается на выборах, что составляет 10 % от общего их числа;

2) в 2 661 муниципальном образовании — избирается из состава депутатов (12 %, ранее этот показатель составлял 17 %);

3) в 1 833 муниципальных образованиях — избирается по конкурсу (8 %, ранее этот показатель составлял 11 %);

4) в 72 муниципальных образованиях — на сходе граждан (0,3 %, ранее — 0,6 %);

5) в 15 456 муниципальных образованиях порядок определяется уставом (69 %, ранее — 66 %) — это в основном сельские поселения, из них в 3 374 — прямые выборы, в 6 331 — из состава депутатов, в 5 751 — по результатам конкурса.

При этом в городских округах превалирует конкурсная система избрания глав муниципальных образований (примерно 64 % от общего количества городских округов). Уставы примерно 24 % городских округов предусматривают избрание глав из состава депутатов и примерно 12 % — прямые выборы [34, с. 69].

Не стала исключением и Челябинская область. В большинстве городов Челябинской области прямые выборы заменены на избрание и назначение главы города конкурсной комиссией по результатам конкурсного отбора.

С отменой прямых выборов население, по сути, было лишено права отзывать глав городов, так как теперь высшее должностное лицо органа местного самоуправления является не выборным, а назначаемым, а, значит, действие законодательства в указанной части на него не распространяется.

В связи с этим предлагаем внести в действующее законодательство поправки, добавив возможность проведения процедуры отзыва высшего должностного лица органа местного самоуправления по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Основанием для инициирования процедуры отзыва должны служить обращения жителей муниципального образования о неудовлетворительной работе главы города в различные органы государственной и муниципальной власти в течение полугода. При этом голосование по отзыву мэра не может быть проведено ранее чем через 6 месяцев со дня его избрания (считаем данную норму обязательной, в связи с тем, что такой срок является достаточным для получения результатов от деятельности высшего должностного лица органа местного самоуправления).

Внесение указанных поправок будет способствовать восстановлению нарушенного права населения на отзыв выборного должностного лица органа местного самоуправления, пусть и в немного интерпретированной форме.

Данная комиссия должна быть наделена следующими функциями:

− проверка и оценивание работы депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;

− установление либо опровержение фактов, являющихся основанием для отзыва;

− оформление надлежащим образом результатов проверки и передача их в суд для вынесения решения о неудовлетворительной работе.

Также необходимо закрепить в нормативно-правовых актах, что отзыв указанных лиц будет возможен в течение установленного срока (например, в течение одного месяца), после вступления в законную силу решения суда о признании работы обозначенных лиц неудовлетворительной, и каких-либо дополнительных процедур для этого не потребуется.

Муниципально-правовая ответственность чиновников в виде возможности их отзыва с должности выступает гарантией их качественной работы и добросовестного осуществления своих полномочий [36, с. 379].

Такая ответственность возложена на них не только с целью охраны основных прав и свобод граждан, но и для предупреждения посягательств на порядок осуществления публичной власти. Отсутствие до настоящего времени четкой регламентированной и обоснованной процедуры отзыва указанных лиц лишает народ права выразить недоверие чиновнику, который перестал защищать его права и интересы [2, с. 82].

Такой же точки зрения придерживается и С. Г. Соловьев [37, с. 62]. По его мнению, тенденции развития современной системы российского местного самоуправления свидетельствуют о ее трансформации в сторону ослабления правовых механизмов непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления. На практике это проявляется в том, что население последовательно отодвигается от осуществления муниципальной власти, ослабляются связи между муниципальными управленцами и населением. При этом в научной литературе все чаще звучат мысли о пассивности и инертности жителей муниципалитетов, о слабой мотивации к самоорганизации населения, привычке к патернализму и покровительству государства [37, с. 62].

Отзыв выборных лиц местного самоуправления будет востребован в обществе только при увеличении социальной и политической активности и самостоятельности народа. Однако для это требуются не только трансформация общественного и политического сознания граждан, но и реформы в сфере правового регулирования, позволяющие беспрепятственно и эффективно использовать право отзыва при наличии соответствующих оснований [11, с. 99].

Резюмирую вышесказанное, необходимо отметить, что право отзыва выборных должностных лиц призвано способствовать укреплению общественного контроля за деятельностью выборных органов местного самоуправления и реализации принципа народовластия. Оно может стать реальным рычагом такого контроля при достаточно высокой активности избирателей, надлежащем уровне политического и правового сознания граждан и хорошей проработанности правового регулирования этого института. При этом не должно создаваться препятствий для проявления инициативы граждан в данном вопросе, но и нельзя допускать, чтобы институт отзыва превратился в дестабилизирующий фактор для работы органов местного самоуправления и возможность сведения счетов с неугодными чиновниками.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, муниципальное образование, процедура отзыва, лицо, орган, выборное должностное лицо, отзыв, Российская Федерация, выборное лицо, Челябинская область.

Читайте также: