Как относятся к войне 1805 года и как ведут себя ее участники офицеры и солдаты

Обновлено: 30.06.2024

Учитель объявляет тему урока, определяет целевую направленность урока, ориентирует на различные формы работы на уроке (беседу, работу в группах, обращение к литературоведческим понятиям, необходимым для анализа, интерпретации прочитанного произведения, умение вести диалог, умение аргументировать свою точку зрения)

Учитель

Наше сегодняшнее занятие мы начнем с просмотра фрагмента фильма

Комментарий, актуализация темы урока.

Й этап. Подготовка к вхождению в текст.

- Прочитайте историческую справку об Аустерлицком сражении, подготовленную дома.

Учитель

Именно в этой сцене сходятся многие идейные, сюжетные и композиционные линии повествования, соединяющие в единую книгу исторический роман и семейные хроники.

Текстовой структурный элемент урока

Й этап. Вхождение в текст.

- Сколько времени занимает этот эпизод в романе?

- От лица каких героев изображены события этих 3 дней (18 - 20 ноября 1805 года)?

- Почему автор избирает именно князя Андрея и молодого юнкера Ростова для рассказа об этом событии?

- Для нас с вами важно понять, как описывает автор события, предшествовавшие сражению, и сам бой под Аустерлицем; с помощью каких средств языка нарисованы они. Только так мы сумеем разгадать идеи писателя: ведь в литературе всегда важнее не что описано, а как это сделано.

Й этап. Практикум.

- Для этого сейчас мы разделимся на 3 группы, и каждая из них в течение 7-10 минут проведёт собственное небольшое исследование по предложенным вопросам и внесёт их результаты в тетради.

После этого обсудим, что у вас получилось, и попытаемся оценить эпизод в целом.

ГРУППА 1

НАКАНУНЕ БОЯ

Задания.

1. По главам XI-XIII проследить, как готовится к сражению русско-австрийская армия, какие настроения преобладают у солдат, офицеров, военачальников.

2. Что думает о предстоящем бое Николай Ростов? Отметить, какимисредствами языка передает его чувства автор.

3. Военный совет в ночь с 19 на 20 ноября 1805 г. Почему был принят план Вейротера?

4. Какведёт себя на совете М.И. Кутузов? Какого мнения он об исходе сражения? Какие художественно-изобразительные средства использует Толстой для описания внутреннего мира русского полководца?

5. Прочитайтерассуждения автора о причинах поражения русской армии (гл. XI).

Комментарий.

Позднее, когда начнётся паника, русские солдаты станут проклинать австрийцев, считая их трусами и изменниками, но это будет несправедливо. Вейротер не трус и не изменник; он ждал своего часа, как князь Андрей своего Тулона. Он не думает ни о чем. кроме боя, верит в победу, убежден в своей правоте и не жалеет сил: чтобы доказать её. На совете каждый убежден в своей правоте. Все озабочены самоутверждением. На совете происходит столкновение не мнений, а самолюбий. Уступить эти люди друг другу не могут. Казалось бы, естественная человеческая слабость, но принесет она большую беду, потому что никто не хочет видеть и слышать правду.

4. Именно поэтому бессмысленна попытка князя Андрея выразить своё мнение. Поэтому же Кутузов действительно спал на военном совете, лишь в конце заметив, что менять что-либо уже поздно.

Разве молодой, полный сил, талантливый человек должен рисковать своей жизнью только потому, что генерал союзной армии составил неудачный план или потому, что русский царь молод, самолюбив и плохо понимает военную науку? Может, стоит поберечь себя, не идти в бой, обреченность которого уже ясна?

Но князь Андрей не смог бы жить, если бы перестал уважать себя, уронил достоинство. Кроме того, он тщеславен, в нем еще живут честолюбивые юношеские мечты.

Это одна из неизменных родовых черт Болконских. Когда-то, четверть века назад статный красавец князь Николай Андреевич под Чесмой или Измаилом мечтал о том, как наступает решительный час, Потёмкин сменяется, назначается он.

ноября 1805 г. Сражение под Аустерлицем. (Главы XIV - XVIII)

Здания.

1. По главе XIV. Как описано утро 20 ноября? Как меняется настроение солдат, офицеров, военачальников?Какую роль имеет описание тумана, скрывающего поле боя?

2. Что общего вы нашли в описании императоров трёх армий? (Конец XIV главы, глава XV).

3. Как ведёт себя М.И. Кутузов в сцене с Александром I (гл. XV)? За что не любит государь полководца? Какие художественно-изобразительные средства использует Толстой для описания внутреннего мира русского полководца и царя?

4. Разделитена 3 сюжетообразующие части гл. XVI. Дайте краткий анализ языковых средств, позволяющих передать чувства героев и отношение автора к войне. Внесите в таблицу ваши наблюдения.

5. Что изменилось во внутреннем мире Николая Ростова после Шенграбенского сражения?

Комментарий.

1. Бестолковщина военного совета передалась офицерам, от них солдатам. ТУМАН.

2-3. Император Александр - тот самый человек, который нужен, необходим сейчас почти всем офицерам, чтобы НЕ ВИДЕТЬ того, что видит Кутузов, чтобы ВОПРЕКИ ПРАВДЕ надеяться на победу, верить в неё.

2-4. Толстой не издевается над царём; он старается понять - и нас заставляет понять: царь всего только виновен в том же, в чем многие его офицеры; он занят собой, любуется собой, погружён в себя и не хочет видеть правды. Но и царь расплатится за свою слабость. Многие его офицеры заплатят жизнью за свои ошибки перед Аустерлицем, царь заплатит тяжёлым стыдом. История не прощает людям, когда они поддаются чувству всеобщего обожания, обожествления и под влиянием окружающих сами начинают видеть в себе полубогов.

Это - война, какой видит её Толстой, с кровью, грязью, с болью и страданиями: война без прикрас; и самого возвышенного, благородного человека она грубо бьёт палкой, он падает на спину и ничего уже видит, кроме неба.

Не знает князь Андрей, лежащий под высоким небом, что хвастливый юнкер, раздражавший его своими рассказами, пришел к тем же мыслям, что заставили его выйти вперед со знаменем.

- Тит, а Тит!- сказал берейтор.

- Чего? - рассеянно отвечал старик.

- Тит! Ступай молотить.

- Э, дурак, тьфу! - сердито сплюнув, сказал старик.

Перед боем та же шутка. Зачем? Чтобы показать, как далека эта война от простых солдат, на которой они гибнут, не понимая смысла? Или потому, что пока люди живы, они сохраняют способность шутить? Не знаю, но такой грустью веет от этой тупой шутки.

И дальше - короткий рассказ об окончании боя.

Так кончилась битва при Аустерлице.

Беседа с классом.

- Так кто же виноват в поражении? Вспомните различные точки зрения историков.

- А как думаете вы?

Царь, взявшийся руководить боем, не умея различить парад и войну? Да, он виноват больше и прежде всех. Но легче всего свалить вину за все ошибки и неудачи на государственных деятелей. На самом деле за всё, что происходит, ответственны мы все - люди, - и ответственность не уменьшается оттого, что царь или полководец виноваты больше нашего.

Сражение проиграно, страшный для русской армии день уже позади, но Толстой ещё не сказал чего-то самого важного, без чего нет смысла продолжать роман. Этим главным, что свяжет всё дальнейшее повествование, и станет глава XIX.

Вечер 20 ноября 1805 г.

На Праценской горе. (Глава XIX)

Задания.

1. Почему, на ваш взгляд, Толстой ведёт повествование в этой главе именно от лица князя Андрея?

2. Какимон видитНаполеона, своего героя, в этой сцене?

3. Какое значение имеет описание неба для понимания изменения, произошедшего во внутреннем мире князя Андрея? Прочитайте эти описания выразительно.

4. К открытию какой новой истины приходит герой Толстого? Понял ли он, в чём заблуждался?

5. Дайте краткий анализ языковых средств, позволяющих передать чувства героев и отношение автора к войне. Внесите в таблицу ваши наблюдения.

Комментарий.

Что же понял князь Андрей на поле Аустерлица? Нет, он не пришел к богу, как мечтала сестра Мария, надевая образок, ОТНЯТЫЙ вначале, а позже ВОЗВРАЩЁННЫЙ французским солдатом. Вера княжны Марьи кажется Андрею слишком простой, ясной, а на деле всё намного сложнее. Но одно он понял под высоким и ДОБРЫМ небом: прежние стремления к славе, к любви людской суетны и потому ничтожны, как ничтожно счастье, построенное на несчастье других. Что-то другое должен искать в жизни человек, но что?

Посттекстовой структурный элемент урока.

5-й этап. Реализация обратной связи: выводы и заключения.

- Какая же сила управляет всем: частной жизнью отдельного человека; жизнями сотен тысяч людей; целых народов: всем ходом мировой истории?

- Прочитайте, что думает автор о жизненном пути человека.

(Они записаны на доске)

6-й этап. Домашнее задание:

Й этап. Рефлексия.

Слушаются высказывания о том, насколько предметно и конкретно реализовались цели урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выявить идейно-художественные особенности изображения войны.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

План рассмотрения проблем (2-3 ч.)

1. Историческая конкретность в изображении Толстым войны.

2. Многогранность изображения войны.

3. Показ Толстым ненужности и неподготовленности этой войны. Отношение к ней Кутузова и солдат (сцена смотра в Браунау ч. 2, гл. 2). Сочетание массовых сцен и крупного плана в романе.

5. Почему сложно построение фразы у Толстого (ч. 2, гл. 9)?

6. Как должен вести себя в описываемых условиях опытный стратег (ч. 2, гл. 2, 14)?

7. Описание Шенграбенского сражения:

а) изображение Толстым трусости Жерков и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина (ч. 2, гл. 20-21);

8. Описание Аустерлицкого сражения (ч. 3):

б) как природа влияет на ход сражения (гл. 14);

в) Кугузов и император Александр; бегство русских (гл. 15-16);

При обсуждении каждая сцена должна раскрывать новую грань в изображении войны и новую сторону метода Толстого.

Изображение войны 1805-1807 гг. (т. I)

Цель: выявить идейно-художественные особенности изображения войны.

Оборудование: индивидуальные карточки, фрагменты видео фильма.

I. Вступительное слово учителя

План рассмотрения проблем (2-3 ч.)

1. Историческая конкретность в изображении Толстым войны.

2. Многогранность изображения войны.

3. Показ Толстым ненужности и неподготовленности этой войны. Отношение к ней Кутузова и солдат (сцена смотра в Браунау ч. 2, гл. 2). Сочетание массовых сцен и крупного плана в романе.

5. Почему сложно построение фразы у Толстого (ч. 2, гл. 9)?

6. Как должен вести себя в описываемых условиях опытный стратег (ч. 2, гл. 2, 14)?

7. Описание Шенграбенского сражения:

а) изображение Толстым трусости Жерков и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина (ч. 2, гл. 20-21);

8. Описание Аустерлицкого сражения (ч. 3):

б) как природа влияет на ход сражения (гл. 14);

в) Кугузов и император Александр; бегство русских (гл. 15-16);

При обсуждении каждая сцена должна раскрывать новую грань в изображении войны и новую сторону метода Толстого.

Каждая из частей романа начинается обозначением точных дат. Какую роль они играют?

Оттолкнувшись от предвоенной обстановки и атмосферы назревания конфликта, Толстой в ч. 2 пришел к описанию столкновения России с Западом. Как в связи с этим расширяется место действия и какие новые герои входят в роман?

(Повествование переносится на поля сражений в Австрию, появляется много новых героев: Александр I, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион, Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры. и основная масса — солдаты: русские, австрийские, французские, гусары Денисова, пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина,), гвардия. Такая многогранность является одной из особенностей стиля Толстого.)

Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее не посредственные участники?

(Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой удачно выбрал для начальных глав о войне сцену смотра в Браунау. Идет смотр людям и снаряжению. Что же он покажет? Готова ли русская армия к войне? Считают ли солдаты цели войны справедливыми, понимают ли они их? Зачитать гл. 2: А, что, Федешоу. — . ты слушай большей. Выясняется полнейшее непонимание цели войны и взаимоотношений с союзниками и противником. «Со всех сторон переговаривались солдатские голоса (гл. 2), — пишет Толстой. Это массовая сцена передает общность настроения солдат. Крупным планом выделяется образ Кутузова. Назначая смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель — удержать армию от боя.)

Сцена смотра в Браунау позволяет судить о качествах Кутузова как полководца и человека. Что можно о нем сказать?

Итак, непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи — вот что дает сцена смотра в Браунау.

Как относится к войне сам автор? Проследим это по сюжетной линии Николая Ростова. (гл. 4, 8, 15, 19).

Подчеркивая жестокость войны, Толстой отрицает не всякую войну. Тема войны 1812 г., где автор, описывая кровавость войны, утверждает ее необходимость. Если на тебя напал враг и посягает на твое отечество, — бери первую попавшую в руки дубину и бей врага, потому что он преступник.)

Почему Толстой целый ряд различных действий передает одним предложением? Чем объясняется такое сложное по строение фразы?

(Тем самым Толстой передает взаимосвязь и одновременность действий (особенность стиля). Автор воспринимает события во всей их сложной связи, и структура периода лучше всего передает эту связь. Сложная синтаксическая структура передает сложность жизненных обстоятельств, в которые попала русская армия в войне 1805 г.)

Какой же выход может быть найден для русской армии?

(Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение своими частями, шедшими из России. История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова — полководца. Отношение его к войне в этот период, как и при смотре войск в Браунау, осталось прежним: Кутузов считал войну ненужной; но здесь речь шла о спасении армии, и автор показывает как действует полководец в этом случае.)

Кратко перескажите план Кутузова.

Толстой еще раз подчеркивает опытность и мудрость Кутузова, его умение найти выход в сложной исторической обстановке.

Шенграбенское сражение. Поведение война в бою. Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг — эти моральные качества понятны всем. Проследим контраст между поведением Долохова и штабных, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами — с другой. (гл. 20-21).

Перечитайте первую часть гл. 20 и ответьте на вопрос: в чем разница между поведением Долохова и Тимохина с его солдатами?

Вместе со всеми был и Долохов, который первый взял в плен французского офицера, но что отличает его от Тимохина и других?

(После боя один Долохов похвалился своими заслугами и ранением. Храбрость его показная, ему свойственна самоуверенность и выпячивание себя на первый план. Настоящий же героизм совершается без расчета и без выпячивания своих подвигов.)

Расскажите о поведении офицера Жеркова в бою (гл. 19).

Батарея Тушина. Их участие в бою (гл. 20-21).

(На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха. Рассказать о батарее и ее капитане. В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.)

С проблемой настоящего героизма соотнесено и поведение князя Андрея. Вспомните, с какими мыслями он шел на войну?

Аустерлицкое сражение (ч. 3, гл. 11-19). Это композиционный центр, к нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны.

Чем объясняет автор проигрыш Аустерлицкого сражения, если солдаты и офицеры могли проявлять чудеса героизма?

Замысел сражения и настроение его участников, отношение автора к тщательно продуманному плану Генерала Вейротера;

Сражение; какие случайности вмешались в диспозицию?

Рассказать о поведении в Аустерлицком сражении Н. Ростова и А. Болконского (гл. 13, 17, 18; гл. 11-12, 16, 19).

Всеобщий Аустерлиц — таков итог I тома. Страшная, как и всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов она была непонятна и не нужна народу и потому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шенграбене. Работа по схеме-плану содержания I тома романа.


Индивидуальные карточки-рассуждения для письменного выполнения.

Почему раненому князю Андрею Наполеон кажется маленьким, ничтожным человечком? (ч. 3, гл. 16, 19)?

Определите значение повторяющегося описания утреннего тумана в главах, посвященных Аустерлицу ( ч. 3, гл. 14-16).

Как раскрыто душевное состояние Кутузова? Как ведет себя Кутузов в решительные минуты боя, почему (ч. 3, гл. 14-16)?

Можно ли назвать поведение князя Андрея подвигом (ч. 3, гл. 16)?

Что открыл вам эпизод Шенграбенского сражения? Захватил ли он вас? Чем? (ч. 2, гл. 20-21)

Почему под Аустерлицем русская армия потерпела поражение? Как на этот вопрос отвечает Л. Н. Толстой?

Как Толстой изобразил подвиг А. Болконского? Почему этот подвиг не поэтизируется в романе?

Как в сцеплении сцен, рисующих участие в Шенграбенском сражении Тушина, Ростова, Долохова, А. Болконского, раскрывается толстовское понимание героизма?

В чем, по Толстому, заключается внутренняя сущность любого поступка человека, в том числе и героического?

Что открыл для себя князь Андрей, глядя на это высокое небо?

Домашнее задание.

Индивидуальное задание: подготовить тест из 12 вопросов по т. 2 для проверки знания текста.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ НА СТРАНИЦАХ РОМАНА

ЦЕЛЬ УРОКА: идейно-художественные особенности изображения войны; проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю.

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Вступительное слово учителя.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1805-1807 ГГ.

Повествование переносится на поля сражения в Австрию, появляется много новых героев: Александр I, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион, Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры…и основная масса – солдаты: русские, французские, австрийские, гусары Денисова, пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина), гвардия. Такая многогранность является одной из особенностей стиля Толстого.

- Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?

Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой удачно выбрал для начальных глав войне сцену смотра в Бранау. Идет смотр людям и снаряжению.

- Что он покажет? Готова ли русская армия к войне? Считают ли солдаты цели войны справедливыми, понимают ли они их? (Зачитать гл.2)

Эта массовая сцена передает общность настроения солдат. Крупным планом выделяется образ Кутузова. Начиная смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.

- Какой же выход может быть найден для русской армии?

Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России. История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова – полководца. Отношение его к войне, как при смотре войск в Бранау, осталось прежним: Кутузов считает войну ненужной; но здесь речь шла о спасении армии, и автор показывает, как действует полководец в этом случае.

ШЕНГРАБЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

- Кратко охарактеризуйте план Кутузова.

Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг – эти моральные качества понятны всем. Проследим контраст между поведением Долохова и штабных, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами – с другой.(гл.20-21).

Рота Тимохина

Поведение Долохова

После боя один Долохов похвалился своими заслугами и ранением. Храбрость его показная, ему свойственна самоуверенность и выпячивание себя на первый план. Настоящий же героизм совершается без расчета и выпячивание своих подвигов.

Батарея Тушина.

На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха. Рассказать о батарее и Тушине. В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ (ч.3, гл.11-19)

Это композиционный центр, к нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны.

Аустерлиц стал эпохой позора разочарований не только всей России, но и отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Н. Ростов. Даже встреча на поле боя с государем, которого Ростов обожал, не принесла ему радости. С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на Праценской горе и князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком. Ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарования.

ВЫВОД: Всеобщий Аустерлиц – таков итог 1 тома. Страшная, как всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов она была непонятна и не нужна народу и поэтому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шангребене.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

Во французской армии есть единство – и среди солдат, и между ними и императором. НО единство это было корыстным, единством захватчиков. Но это единство непрочное. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должное( гибель уланов при переправе! Они гордились, что умирают на глазах своего императора! Но тот даже не смотрел на них!).

2. Оставление русскими своих земель. Смоленск(часть2, гл. 4), Богучарово(часть 2 гл. 8), Москва(часть 1 гл. 23)

Единство же русских людей основано на другом – на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущей на ней.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ ( том 3, часть 2, гл. 19-39)

1. Настроение французского лагеря (гл.26-29)

2. Батарея Раевского (гл. 31-32)

3. Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл. 33-35)

4. Ранение князя Андрея, его мужество (гл. 36-37)

Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого о нравственной победе русских (гл. 39).

5. Ответить на вопросы:

1. Война 1805-1807гг. Дать характеристику.

2. Готова ли русская армия к войне?

3. Почему была одержана победа в Шенграбенском сражении?

4. Почему русская армия потерпела поражение под Аустерлицем?

6. Отечественная война 1812 года. Дать характеристику.

7. Понятны ли русским солдатам ее цели?

8. Почему, по мнению Толстого, под Бородином русской армией была одержана нравственная победа?

9. Охарактеризуйте партизанскую войну? Какую роль она сыграла в победе русской армии над французскими захватчиками?

10. Какую роль сыграла Отечественная война 1812 года в судьбе героев романа?

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы:

Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?

Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона?

Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?

4. Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?

Историческая основа описания

Александр Первый и Франц Второй были воодушевлены победами союзной армии. Императоры были уверены в сокрушительной победе над Наполеоном по нескольким причинам:

Битве при Аустерлице

  1. Битве при Аустерлице предшествовало сражение при Шёнграбене, где русско-австрийские войска разгромили неприятеля.
  2. Полководцы были уверены в численном превосходстве союзной армии.
  3. Австрийские генералы невысоко оценивали военные таланты Наполеона.

Военную операцию разрабатывал генерал Вейротер. Он предполагал, что в расположении врага находится не более 40 тысяч солдат.

Русско-австрийская армия насчитывала около 80 тыс. человек. Большинство военачальников поддержало план генерала. Но среди участников совета были и те, кто открыто выступал против сражения.

Николай Ростов, состоящий в эскадре гусар, слышал крики тысячи французов. Во время разведки он не разглядел французского поста, по юноше открыли огонь. После того как Ростов доложил эту информацию командованию, планы наступления не были изменены.

И всё же никто из этих героев не отказался участвовать в сражении. Это противоречило их воспитанию, ведь честь и долг перед Отечеством были превыше всего.

Ход сражения

Решающий бой произошёл 20 ноября 1805 года возле города Аустерлиц. Эта дата вошла в историю как одно из самых крупных поражений Российской империи в XIX веке.

Начало битвы

Реальное соотношение сил было совсем не такое, как предполагал генерал Вейротер. Наполеон располагал армией численностью в 73, 5 тыс. человек. К тому же французский полководец намеренно инициировал отступление и скрывал часть подразделений.

  • пехота;
  • кавалерия;
  • артиллерия.

Начало битвы при Аустерлице

Колоннам дан приказ спускаться с горы навстречу противнику. Командование рассчитывало вытеснить врага на Богемские горы. Из-за густого тумана солдаты не видели ничего на расстоянии 10 шагов от себя. Этим и воспользовались французы, открыв огонь по рядам союзных войск. Ситуация усугублялась тем, что командование, находившееся в замешательстве, не отдавало никаких приказов.

Наполеон с основной частью армии располагался намного ближе, чем предполагал Вейротер. Он дождался рассвета и отдал приказ о наступлении на Праценские высоты. На этой стратегической точке располагались Кутузов, Болконский и часть дивизий. Русский полководец с недовольством наблюдал за ходом битвы и отдавал приказы, которые противоречили содержанию наступательного плана Вейротера.

Войско Кутузова напоролось на наступающих французов. Главнокомандующий получил ранение в лицо, а русско-австрийская армия обратилась в бегство.

Ранение Андрея Болконского

Даже получив ранение, Кутузов не переставал командовать войсками. На спуске с горы он заметил батарею, вступившую в бой с французами. Солдат русской армии, державший знамя, был убит. Чтобы поддержать боевой дух участников сражения, Андрей Болконский решает заменить знаменосца.

Молодой дворянин мечтал совершить боевой подвиг и прославиться. Его главным кумиром был Наполеон. Столичная молодёжь восхищалась храбростью и умом Бонапарта, не задумываясь, какой ценой ему даются победы. Андрей Болконский без колебаний повёл русскую батарею в бой.

Ранение Андрея Болконского

После сражения раненый Андрей Болконский видит Наполеона. Бонапарт уже не кажется ему великим, он видит в нём ничтожного человека, погубившего тысячи жизней. Именно во время Аустерлицкого сражения меняются взгляды героя на жизнь.

Поражение русского войска

Толстой противопоставляет поведение французов и русских на поле боя. Он описывает уверенно наступающих врагов и находящихся в смятении солдат союзной армии. Подразделения князя Багратиона смогли отразить все атаки неприятеля, но это никак не повлияло на итог битвы. Уже в 5 часов вечера сражение было проиграно по всем фронтам. Россия и Австрия потеряли пол-армии.

Николай Ростов был отправлен к Кутузову

Николай Ростов был отправлен к Кутузову для получения дальнейших распоряжений. Юный гусар, как и Андрей Болконский, мечтал совершить подвиг и увидеть императора. Но, в отличие от главного героя, Николаю Ростову недостаёт отваги и силы духа. Он боится умереть, поэтому не рвётся вступать в открытый бой.

  1. Наблюдалось недоверие между союзниками.
  2. Действия армии были плохо скоординированы.
  3. Отсутствие мотивации у простых солдат.

Николай Ростов, как и множество других участников сражения, был недостаточно храбрым. Андрей Болконский полностью переоценил свои взгляды на жизнь и пришёл к полному отрицанию войны. Александр Первый стал больше прислушиваться к мнению Кутузова. Именно этому военачальнику он доверит командование во время Отечественной войны 1812 года. Аустерлицкая битва изменила жизнь многих героев романа.

2. Вступление

• 1. Ради чего ведётся война 1805 года?
• 2. Каково отношение к ней героев романа?
• 3. Как ещё до начала
военных действий
Толстой позволяет
читателю представить
причины этой
войны?
4. Рассмотрите схему и
ответьте, что думают о
войне герои романа?

5. Что думают о войне 1805 герои романа?

Князь Болконский
Салон А. П. Шерер
Николай Ростов
Пьер
Война 1805 года
Николай Андреевич
Болконский
Светские женщины
Марья
Болконская

7. Что думает о войне Пьер?

9. Как встретили известие о войне в салоне А. П. Шерер?

10. Изображение войны 1805 года.

• Прочитаем страницы , рассказывающие о
войне 1805 г., и попробуем разобраться, как
изображает военные события
автор, изменилось ли
отношение героев романа
к войне 1805 г. после
непосредственного
участия в ней?

11. ПЕРВАЯ КАРТИНА ВОЙНЫ

Смотр в Браунау
Какую цель ставил перед собой Кутузов в кампании 1805
года?
Какова была цель смотра под Браунау?
Как ведут себя герои этого эпизода?
( Кутузов? командир полка? Тимохин? Долохов?)
Что показал и чем закончился смотр?
Какое слово часто встречается на страницах,
посвящённых
описанию
войны 1805 г., и что
оно может
символизировать?

12. Итоги смотра

• Смотр в Браунау обнаруживает и
бедственность положения русской армии, и
терпеливую выносливость русских солдат, и
тщетность попыток представить эту войну
как обдуманно и нормально
совершающийся поход. Бедственность
положения солдат усилена тем, что они не
понимают, зачем, ради чего ведётся эта
война, не представляют, кто враг и кто
союзник

13. Как ведут себя во время смотра его участники?

15. Разговор солдат

17. Размышляем.

18. Князь Андрей.

19. Князь Андрей

20. Вывод.

• Князь Андрей испытывает сложное,
мучительное чувство раздвоенности, его
отношение к войне вообще и к своей роли в
ней изменилось. Как?

21. Шенграбенское сражение

• Расскажите о плане Кутузова и о том, какую роль
в этом плане он отвёл отряду Багратиона?
• В сражении с обеих сторон участвует 154 тысячи
человек. Какие фигуры нарисованы крупным
планом?
• Каким впервые предстаёт перед нами Тушин и
какое впечатление он произвёл на князя Андрея?
• Как Толстой рисует будущего героя? Испытывает
ли страх за свою жизнь? Отчего Тушин иногда
вздрагивал?

КАК ВЕДУТ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ СРАЖЕНИЯ его участники?
Зачитайте нужный фрагмент, сделайте вывод.
Багратион
Николай
Ростов
Князь
Андрей
Шенграбенское
сражение
Тимохин
Долохов
Жерков
Тушин

23. Обратимся к тексту.

24. О ком подумал Николай, испугавшись смерти, к кому обратился за помощью?

25. Николай Ростов

26. Порассуждаем.

27. Обобщим!

28. Тушин

29. Тушин

30. На батарее Тушина

31. Выводы


В азарте боя в Тушине раскрываются именно те
свойства, которые приметны были в нём раньше: ум,
человечность, внутренняя убеждённость, зрелая
осознанность поступков. В бою он руководствуется
собственным видением и пониманием сражения.
Маленький Тушин с его
слабым голосом становится
почти богом в глазах солдат.
В этом единстве,
по мнению автора,
одна из причин победы.

32. Багратион

33. Сравните.

35. Выводы.

36. Подведем итог.

37. Ответьте на вопросы.

• В чём, по мысли автора,
причины победы при
Шенграбене?
• 2. Как изменились герои
романа после войны 1805
года?

Читайте также: