Как отменить решение о смене директора

Обновлено: 04.07.2024

Выступить с инициативой о смене директора может как сам директор, так и иные лица (например, акционеры).

Обычно решение о смене директора принимается общим собранием акционеров. Но в публичных АО этот вопрос, как правило, относят к компетенции совета директоров.

На общем собрании акционеров (заседании совета директоров) принимаются решения о прекращении полномочий прежнего директора и об избрании нового.

Важно до этого проверить кандидата в реестре дисквалифицированных лиц. Дисквалифицированное лицо не может занимать руководящие должности в организациях.

После принятия решения следует составить заявление по форме N Р13014 и подать его в регистрирующий орган.

После регистрации изменений выдается лист записи ЕГРЮЛ.

Уведомлять внебюджетные фонды о смене директора не требуется, это сделают налоговые органы. Нужно проинформировать банк и при необходимости контрагентов.

  1. Кто вправе принимать решение по вопросу смены директора АО

Принятие решения по вопросу смены директора в зависимости от положений устава общества может быть в компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (п. 1 ст. 48, п. 3 ст. 69 Закона об АО).

Если вопрос смены директора согласно вашему уставу находится в компетенции совета директоров, то процедура зависит от того, как в уставе (ином внутреннем документе общества) урегулирован порядок созыва, проведения заседаний и принятия решений этим органом (п. 1 ст. 68 Закона об АО). Поэтому для смены директора АО советом директоров руководствуйтесь положениями устава общества (иного внутреннего документа, регулирующего деятельность совета директоров).

  1. Как созвать общее собрание акционеров по вопросу смены директора АО

Вопрос смены директора может решаться как на очередном, так и на внеочередном общем собрании акционеров. В большинстве случаев данный вопрос решается на внеочередном собрании акционеров, которое созывается по общим правилам, установленным ст. 55 Закона об АО.

Созывает собрание совет директоров, а если его нет, то директор общества. Для этого данный орган (п. 1 ст. 55, п. 1 ст. 52 Закона об АО):

  • принимает решение самостоятельно или на основании требования акционеров общества, имеющих в совокупности менее 10% голосов, или иных лиц;
  • направляет уведомление всем акционерам АО как минимум за 21 день до собрания.

Учтите, что акционер, требующий проведения собрания, не может при отказе или неполучении ответа на свое требование самостоятельно созвать собрание. Для созыва собрания в такой ситуации нужно обращаться в суд с требованием о понуждении общества провести внеочередное общее собрание акционеров (п. 8 ст. 55 Закона об АО).

Повестка дня общего собрания акционеров, созываемого при смене директора АО, первоначально формируется советом директоров (директором) самостоятельно или включает вопросы, предложенные лицом, требующим смены директора. При этом она обязательно должна содержать как минимум два вопроса:

1) о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа;

2) об избрании единоличного исполнительного органа.

При проведении годового общего собрания акционеры общества, владеющие не менее чем 2% голосов, могут предлагать кандидатов на должность директора путем направления соответствующих предложений. Такие предложения должны поступить в общество не позднее чем через 30 дней после окончания отчетного года, если уставом не установлен более поздний срок (п. 1 ст. 53 Закона об АО).

Кроме того, при отсутствии в АО совета директоров в повестку на практике включают вопрос о выборе лица, который будет подписывать трудовой договор с новым директором АО. При наличии совета директоров договор подписывает председатель или иное лицо, уполномоченное советом (п. 3 ст. 69 Закона об АО).

Пример формулировки повестки дня общего собрания акционеров

  1. О прекращении полномочий единоличного исполнительного органа в лице Иванова А.А.
  2. Об избрании единоличного исполнительного органа в лице Петрова Н.В.
  3. О выборе лица, полномочного подписывать трудовой договор с директором общества.
  4. Как проверить, не дисквалифицирован ли кандидат на должность директора АО

Также получить соответствующие сведения можно в виде выписки из реестра дисквалифицированных лиц на основании запроса заинтересованного лица (п. 3 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 31.12.2014 N НД-7-14/700@, п. 19 Регламента, утвержденного Приказом ФНС России от 10.12.2019 N ММВ-7-14/627@).

  1. Как принять на общем собрании акционеров решение о смене директора АО

На общем собрании акционеров АО принимаются решения в соответствии с повесткой дня:

1) Прекратить полномочия единоличного исполнительного органа в лице — Ф.И.О. директора.

2) Избрать единоличный исполнительный орган в лице — Ф.И.О. нового директора.

А если в АО один акционер, решения принимаются им единолично и оформляются письменно (п. 3 ст. 47 Закона об АО).

  1. Как составить заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ в связи со сменой директора

Заявление составляется по форме N Р13014 (утв. Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@).

В нем нужно заполнить титульный лист, лист Н, а также лист И. Последний заполняется и в отношении прежнего директора, и в отношении нового.

Подписывает заявление новый директор (см. Позицию АС округов). По общему правилу подлинность подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Если заявление подается в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, нотариальное свидетельствование подписи не требуется (п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

  1. Какие документы необходимо представить в налоговую при смене директора АО

Иные документы подавать в регистрирующий орган не нужно, несмотря на то что есть мнение о необходимости представления решения органа общества об избрании директора. Закон этого не требует.

Госпошлина за внесение изменений в ЕГРЮЛ в связи со сменой директора не уплачивается.

Способы подачи документов на регистрацию смены директора АО могут быть разными. Выберите один из вариантов (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП):

  • путем непосредственного обращения в инспекцию;
  • через МФЦ — о возможности обращения следует узнать в конкретном МФЦ;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения;
  • через Единый портал госуслуг, мобильное приложение или сервис на сайте ФНС России — при подаче документов в электронной форме. В этом случае документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (п. п. 4, 5 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 12.10.2020 N ЕД-7-14/743@);
  • через нотариуса только при личном обращении к нему заявителя за отдельную плату (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, ст. ст. 22, 86.3 Основ законодательства о нотариате).

При подаче документов заявителю или его представителю выдается (направляется по почте, электронной почте) расписка с указанием в том числе даты получения инспекцией документов (п. п. 72, 73 Административного регламента, утвержденного Приказом ФНС России от 13.01.2020 N ММВ-7-14/12@).

По результатам регистрации заявитель (его представитель) получает лист записи ЕГРЮЛ, подтверждающий, что в реестр внесены изменения (п. 3 ст. 11 Закона о регистрации юрлиц и ИП, п. 1 Приказа ФНС России от 06.11.2020 N ЕД-7-14/794@).

Регистрирующий орган должен зарегистрировать изменения в течение пяти рабочих дней со дня подачи документов (п. 1 ст. 8 Закона о регистрации юрлиц и ИП).

При смене директора АО необходимо уведомить банк, в котором у организации открыты счета и директор наделен правом подписи (п. 7.11 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И).

Срок уведомления законодательно не установлен, однако в интересах организации сделать это как можно быстрее. Поскольку до того момента, как в банк будет представлена новая карточка с образцами подписей и документы, подтверждающие полномочия нового директора, действует предыдущая карточка.

Перечень документов, подтверждающих полномочия директора, законодательством не регламентирован. Как правило, это протокол об избрании директора, выписка из ЕГРЮЛ, паспорт руководителя.

Если организация использует интернет-банкинг, необходимо также заменить электронный ключ.

Материал статьи взят из открытых источников

Остались вопросы к адвокату по данной тематике?


Внесение изменений в ЕГРЮЛ - смена директора предполагает эту процедуру - осуществляется с помощью подачи соответствующего заявления лично, в электронном виде или по почте. Первые два способа являются самыми надежными, и о них мы вам подробно расскажем.

Как внести изменения в ЕГРЮЛ при смене директора путем подачи заявления по форме Р13014 на бумаге

  • Оформление протокола (решения) учредителей о смене директора. С даты подписания отсчитывается 7 рабочих дней, в течение которых необходимо предоставить заявление об изменениях в ФНС.
  • Составление и подписание кадровых документов, в том числе и акта приема-передачи дел и материальных ценностей между руководителями.
  • Заполнение заявления по форме Р13014 в двух экземплярах и заверение его у нотариуса в присутствии нового директора. Будет необходим пакет стандартных учредительных документов, протоколы и приказы, касающиеся смены руководителя.
  • Подача заявления в налоговую инспекцию или МФЦ. Право на это есть только у нового гендиректора или его представителя с нотариально заверенной доверенностью. В госучреждении сверяют данные, указанные в заявлении, и могут попросить предъявить протокол (решение) участников для проверки соблюдения сроков его подачи.
  • Получение листа записи ЕГРЮЛ. Его можно получить через 5 дней по расписке, выданной сотрудником налоговой или МФЦ при сдаче заявления. По факту такой выдачи внесение изменений в ЕГРЮЛ считается выполненным.

Заполнив заявление по форме Р13014, юрлицопредставляет пакет документов в ФНС по месту регистрации.

Внимание! Срок представления заявления 7 рабочих дня с момента принятия решения об избрании единоличного исполнительного органа. В противном случае возможен административный штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. по ст. 14.25 КоАП.

Получив бумаги, специалист ФНС выдает расписку о получении со своей подписью и датой поступления документов.

В течение пяти рабочих дней налоговики проводят проверку и вносят сведения о госрегистрации изменений. Результаты проверки оформляются в форме:

  • листа записи ЕГРЮЛ, если сведения успешно внесены;
  • решения о приостановлении государственной регистрации, в случае возникновения вопросов;
  • решения об отказе в госрегистрации.

Решение об отказе в госрегистрации может быть выдано по нескольким основаниям. Рассмотрим их более подробно в следующем разделе.

Причины для отказа в регистрации изменений в ЕГРЮЛ

Перечень оснований для отказа в госрегистрации приводится в ст. 23 закона № 129-ФЗ:

  1. Непредставление полного пакета документов, необходимых для получения услуги.
  2. Представление бумаг в ФНС не по месту учета (регистрации).
  3. Представление документов в период, когда фирма находится в процессе ликвидации.
  4. Отсутствие нотариально заполненной формы.
  5. Подписание заявления по форме Р13014 неуполномоченным лицом.
  6. Несоответствие сведений о директоре в заявлении его паспортным данным.
  7. Поступление в ФНС возражений от физлица относительно внесения его данных в ЕГРЮЛ.
  8. Поступление в налоговую судебного акта, содержащего запрет на совершение регистрационных действий.
  9. Предоставление документов, содержащих недостоверные сведения и др.

Внесение изменений в ЕГРЮЛ в электронном виде

Личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС позволяет выполнить действия по смене директора без личного посещения нотариуса и налоговой. Это возможно благодаря тому, что доступ в кабинет осуществляется только при наличии усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписи (ЭЦП).

Итоги

Наиболее надежным на данный момент способом остается подача заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ в бумажном виде, а использование личного кабинета налогоплательщика, хоть и обязывает соблюдать массу технических требований к отправляемым документам, экономит больше времени.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

С ООО всегда сложно: приходится учитывать детали, делать всё строго по инструкции и каждый шаг сверять с юристом и законами. Даже в самых обычных ситуациях. Объясняем, как сменить директора ООО по его желанию и нигде не споткнуться.

Как правильно уволить директора ООО? Ситуация простая: директор — одновременно учредитель, сам хочет уйти и передать свои обязанности другому участнику компании. Какие могут возникнуть сложности с этой процедурой?

Ответ: процедуру можно оспорить, если есть нарушения

Бывает, что директор ООО хочет уволиться. Будет сложно, если не все учредители с этим согласны, но если согласны, тоже сложно. С ООО такая проблема: чуть ли не каждый шаг нужно подкреплять документами, иначе любой недовольный учредитель может пойти в суд и оспорить решение общества. Объясняем, как действовать в самом спокойном случае — когда директор готов уволиться, и все с этим согласны.

Созвать внеочередное собрание учредителей

Все главные решения в ООО участники принимают на общем собрании. Важна сама процедура: если участников собрали с нарушениями, любой учредитель сможет оспорить собрание. Что нужно сделать:

    Пригласить участников на собрание. На собрании должны быть все учредители. Если одного не будет, а остальные решат сменить директора, решение можно оспорить.

Еще один надежный способ — уведомление под расписку, если это прописано в уставе. Пишете уведомление, даете участнику, он расписывается. Всё, на собрание приглашен. Отказывается подписать — заказное письмо. От него никуда не деться.

Еще можно провести собрание срочно и не следовать правилам про уведомления и сроки. Для этого есть отдельная статья в законе об ООО. Например, вы решили провести собрание послезавтра и пишете об этом учредителям в фейсбуке. Если на собрание приходят все участники, оно законно.

Всё это выглядит ужасно занудно и даже смешно, если в компании все учредители давно знакомы и общаются. Но занудство в этом деле — самый надежный способ сменить директора без проволочек.

Подготовить протокол общего собрания

После собрания нужно составить протокол. Он отражает всё, что происходит на собрании: где оно проходило, кто на нем был, какие вопросы рассматривались и итоги голосования по этим вопросам.

Статья 181.2 ГК — о принятии решения собрания. В ней же указано, что обязательно должно быть в протоколе

Протокол общего собрания составляет директор. Если его нет на собрании, то председатель собрания. Протокол подписывает председатель собрания и секретарь.

У вас на повестке должно быть два вопроса:

  • прекращение полномочий прежнего директора;
  • избрание и назначение нового директора.


Вот так выглядит начало протокола: где и когда проводилось собрание, кто в нем участвовал, кто был председателем и секретарем, какие вопросы были на повестке дня

Еще нужно указать информацию о результатах голосования:

  • дату, время и место проведения;
  • паспортные данные об участниках собрания;
  • результаты голосования по каждому вопросу;
  • кто считал голоса;
  • кто проголосовал против решения собрания и потребовал записать это в протокол.


Вот так выглядит решение общества по вопросам повестки дня: что предложили, как проголосовали, что решили. Внизу протокола ставят подписи председатель, секретарь и все учредители. В вашем протоколе еще должен быть второй вопрос — про назначение нового директора.

Статья 67.1 ГК — в пункте 3 о том, как подтверждается решение собрания

Протокол собрания нужно заверить нотариально — этого требует гражданский кодекс. Но есть исключение: если вы раньше приняли решение, что протокол заверять у нотариуса не нужно, и это прописано в уставе — то достаточно подписей участников. Или другого способа, который есть в уставе.

Расторгнуть с директором трудовой договор

Увольнение директора — еще один квест с занудством:

Форма № Т-8 на сайте Консультанта

Предупредить о смене директора налоговую и банк

Теперь нужно внести изменения в ЕГРЮЛ и сказать банку, что директор сменился.

Чтобы оповестить налоговую, заполняете заявление по форме № Р14 001. Его нужно будет заверить у нотариуса. Сделать это должен новый директор — нотариус заверит его подпись на заявлении. Затем его нужно отнести в налоговую, ту, где регистрировали ООО.

Еще нотариус попросит оригинал устава, свидетельство о регистрации ООО, ИНН и протокол собрания.

Главное — сообщить налоговой в течение трех рабочих дней со смены директора, иначе — штраф 5000 рублей. Еще налоговая может попросить решение о смене директора и приказ о назначении нового, поэтому возьмите с собой на всякий случай.

Теперь разбираемся с банком. Сообщить банку нужно, когда налоговая впишет нового директора в ЕГРЮЛ. На это по закону есть пять дней. Когда сведения в ЕГРЮЛ обновились, налоговая выдает лист записи с обновлениями.

В банк нужно взять с собой:

  • решение о смене директора;
  • приказ о назначении нового директора;
  • ту самую запись из налоговой.

Банк может дополнительно попросить устав или еще какие-нибудь документы, поэтому лучше узнать об этом заранее в службе поддержки.

Алгоритм смены директора в 2020 году

Вероятно, к такому шагу их толкает неудовлетворительный результат финансовой деятельности компании, полученный по итогам составления годового бухгалтерского баланса.

Возможно, приурочивание важных решений к очередному годовому собранию связано с повышенной явкой участников (акционеров) на это собрание с формированием требуемого кворума для принятия подобных решений, чего трудно добиться при созыве внеочередного собрания. Но независимо от того, на каком именно собрании — очередном или внеочередном — принято решение о смене директора, это решение еще необходимо реализовать на практике. И работодателю предстоит выполнить три блока действий:

1) зарегистрировать изменения в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ);

2) оформить увольнение директора, с которым принято решение прекратить трудовые отношения;

3) оформить прием на работу вновь избранного директора.

РЕГИСТРИРУЕМ ИЗМЕНЕНИЯ В ЕГРЮЛ

На этом этапе необходимо одновременно внести изменения о прекращении полномочий старого директора и о начале действия полномочий нового директора.

Новый директор подает в ИФНС по месту нахождения организации заявление по форме № Р14001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (в ред. от 25.05.2016; далее — Приказ № ММВ-7-6/25@).

В форме Р14001 при смене директора заполняются:

Листы формы Р14001, сведения по которым не изменились, заполнять не нужно. Заполняем только те листы, в которых отражаются измененные данные.

Подписывает заявление в ИФНС новый директор

Отметим, что вопрос о том, кто же подписывает заявление в ИФНС (старый или новый директор), уже давно перестал быть спорным: еще в Определении ВАС РФ от 23.09.2013 № ВАС-12966/13 указано, что с момента принятия уполномоченным органом решения о смене директора его полномочия прекращаются и он уже не вправе подписывать заявление о смене руководителя.

Раздел VII Приложения № 20 к Приказу № ММВ-7-6/25@ подробно регулирует порядок заполнения формы Р14001.

совет при смене директора

ОФОРМЛЯЕМ УВОЛЬНЕНИЕ ДИРЕКТОРА

Увольнение директора оформляется так же, как и любого работника — по правилам, установленным ст. 84.1 ТК РФ: издается приказ, вносятся записи в трудовую книжку, личную карточку. Больше всего вопросов на данном этапе возникает о выборе правильного основания для увольнения. И не всегда это будет основание, предусмотренное п. 2 ст. 278 ТК РФ: в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Увольнение может также состояться по любому из приведенных оснований в зависимости от фактической причины смены директора. Сравнив все плюсы и минусы того или иного основания, работодатель сможет сделать продуманный выбор.

1. Пункт 2 ст. 278 ТК РФ

Если полномочия директора были прекращены досрочно по решению общего собрания, то используется п. 2 ст. 278 ТК РФ. Именно на этот пункт дается ссылка в приказе об увольнении и затем в трудовой книжке.

Плюсы

Кроме решения общего собрания (органа юридического лица, уполномоченного на избрание исполнительного органа), ничьего согласия на прекращение трудового договора с директором не нужно. В том числе самого директора.

Минусы

2. Пункт 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ

Если в соответствии с уставом общества и решением общего собрания срок трудового договора с директором был четко установлен и этот срок как раз истекает, то может применяться основание для увольнения, предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, — по истечении срока трудового договора.

Плюсы

Для предыдущего директора прекращение с ним трудового договора не будет неожиданностью. Еще на момент его избрания директором он уже был готов к временности своих полномочий и всегда допускал возможность своего непереизбрания на новый срок. Психологическая готовность к увольнению намного снижает риск возникновения споров, вытекающих из увольнения.

Такое увольнение не является увольнением по инициативе работодателя, а относится к общим основаниям увольнения. Соответственно, каких-либо ограничений, связанных с увольнением по инициативе работодателя, не возникает.

Минусы

Могут возникнуть споры относительно несоблюдения работодателем требования о заблаговременном уведомлении работника об истечении срока его трудового договора. Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 79 ТК РФ о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Однако судебная практика преимущественно склоняется к выводу, что невыполнение работодателем требований ч. 1 ст. 79 ТК РФ в части соблюдения сроков уведомления о предстоящем увольнении не влечет риска восстановления работников на работе. В ситуации увольнения директора по истечении срока трудового договора и непереизбрания его на новый срок предупреждение работника об увольнении непосредственно в день увольнения суды могут счесть правомерным[1].

3. Пункт 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ

Довольно часто применяется основание для увольнения, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, — по соглашению сторон.

Это основание довольно популярно в отношениях с топ-менеджерами. В большинстве случаев применения именно этого основания работодатель предполагает риск спора с работником и пытается таким образом его избежать.

Как правило, секрет кроется во внезапности и непонятности ситуации прекращения трудового договора с директором. Вроде бы и показатели деятельности хорошие, и претензий к работе в общем-то нет, и до окончания срока полномочий еще довольно далеко. И (или) не все участники (акционеры) поддерживают решение других поменять руководителя.

Плюсы

Этот вариант наиболее приемлем и удобен, если у Общества всего лишь один участник (акционер) и он держатель 100 % акций. Принять решение о заключении с руководителем предприятия соглашения о расторжении трудового договора — дело нетрудное.

Не составит труда оформить соглашение о расторжении трудового договора и в тех случаях, когда уставом Общества избрание отнесено к компетенции совета директоров.

В случае, если по уставу избранием директора занимается общее собрание участников (акционеров), это сделать будет сложнее, ведь для оформления решения о достигнутом соглашении сторон по расторжению трудового договора все равно необходимо собирать собрание. А при многочисленности участников (акционеров) во внеплановом порядке это сделать непросто.

Минусы

4. Пункт 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ

Наконец, самое распространенное основание увольнения любых работников — прекращение трудового договора по инициативе работника (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Конечно, с руководящей должности с хорошими условиями труда мало кто желает уволиться сам. Но тем не менее такое случается. В том числе исходя из предварительных бесед с участниками (учредителями, акционерами) предприятия, когда руководитель еще до проведения ежегодного собрания участников (акционеров) понимает, что будет поставлен вопрос о его смене.

В такой ситуации иногда бывает разумным заблаговременно, не дожидаясь собрания, подать заявление на увольнение по собственному желанию.

Последующие споры, вытекающие из увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, с бывшими руководителями практически не встречаются.

Плюсы

Минимальный риск последующего спора с уволенным руководителем.

Минусы

Работодателю придется в срочном порядке искать замену, а на такие позиции кандидата быстро не найдешь. Несмотря на удлиненный срок предупреждения об увольнении (1 месяц), установленный для руководителей организации ст. 280 ТК РФ, обычно и этого срока бывает недостаточно для подбора нужного кандидата.

Конечно же, мы перечислили далеко не все основания, по которым может быть оформлено увольнение руководителя организации, а только самые распространенные, прямо или косвенно связанные с проводимым ежегодным собранием участников ООО или акционеров АО.

Но независимо от того, какое из приведенных оснований выбрано, увольнение необходимо оформить приказом, произвести расчет, выдать все необходимые документы (трудовую книжку, справку 2-НДФЛ, справки о сумме заработка за два предшествующих года, справки о сведениях по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию).

ОФОРМЛЯЕМ ПРИЕМ ВНОВЬ ИЗБРАННОГО ДИРЕКТОРА

Совместительство

Руководитель организации может занимать эту должность как по основному месту работы, так и по совместительству. Однако при оформлении на работу по совместительству следует учесть ряд ограничений.

Согласно ст. 276 ТК РФ руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа). Кроме того, руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в организации.

Поэтому еще до момента заключения трудового договора необходимо выяснить вопрос о наличии или отсутствии у нового директора соответствующей работы.

Если кандидат на должность директора где-то еще продолжает работать по основному месту, но не в руководящей должности, то ничьего согласия на работу директором по совместительству не требуется.

А вот если уже работающий в организации по основному месту работы директор захочет где-то поработать и по совместительству (не важно, в руководящей должности или нет), то он должен будет получить на это согласие уполномоченного органа работодателя по основному месту работы (например, в АО это будет согласие совета директоров[2]).


Трудовой договор с директором

После избрания крайне важным является этап заключения трудового договора с директором. Основание для этого — закрепленное в протоколе общего собрания участников (для ООО) или акционеров (для АО) решение. Разумеется, требования ст. 67 ТК РФ к письменной форме заключения трудового договора распространяются и на директора. Первостепенным вопросом обычно является вопрос о подписанте договора со стороны работодателя. Для его решения необходимо обратиться к нормам соответствующих законов.

Таким образом, определить подписанта несложно. Полномочия данного лица следуют из устава организации и закона.

Отнеситесь к содержанию трудового договора внимательно!

Из-за специфического статуса должности директора текст заключаемого с ним трудового договора может содержать нетипичные для обычного работника условия, однако их нестандартность отнюдь не означает незаконность.

1. Увеличенный до шести месяцев срок испытания (ст. 70 ТК РФ).

2. Размер компенсации на случай расторжения трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ (в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора). Это понадобится, если организация частная и размер такой компенсации более трех среднемесячных заработков директора.

3. Могут быть предусмотрены дополнительные основания прекращения трудового договора — это возможно в силу п. 2 ч. 2 ст. 278 ТК РФ. Чаще всего эти основания связаны с неудовлетворительной финансовой деятельностью директора, подтвержденной соответствующими отчетами. Такие основания в основном изначально фиксируют требования работодателя и разъясняют, какие действия (бездействие) руководителя работодатель сочтет виновным поведением, освобождающим работодателя при увольнении директора от обязательств по уплате компенсации, предусмотренной ст. 278 ТК РФ в размере, установленном трудовым договором или законом.


Приказ о приеме на работу

Для оформления приема на работу нового директора потребуется не только решение собственников имущества организации, но и приказы по личному составу и по основной деятельности.

Дополнительно издается приказ о вступлении в должность (пример).


  • один приказ о вступлении в должность;
  • другой приказ о возложении обязанностей по ведению бухгалтерского учета.

Ознакомление с локальными актами и другими документами

Часть 3 ст. 68 ТК РФ требует, чтобы при приеме на работу до подписания трудового договора работодатель ознакомил работника под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными ЛНА, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Директор, хоть он и главное лицо компании, — не исключение. Как работник он должен ознакомиться с документами, а также с картой специальной оценки условий труда на своем рабочем месте, проставить подписи об ознакомлении.

Трудовая книжка, табель учета, график отпусков

Иные требования законодательства в части ведения трудовой книжки, табеля учета рабочего времени, графика отпусков ничем не отличаются от регулирования трудовых отношений с рядовыми работниками. Работать без трудовой книжки на основном месте работы или избегать требования заранее определяться с периодом предстоящего отпуска директору, несмотря на его статус, нельзя.

ПАМЯТКА ПО АЛГОРИТМУ СМЕНЫ ДИРЕКТОРА

Для того чтобы оформить смену директора четко и грамотно, предлагаем небольшую памятку.

1. Провести общее собрание участников (акционеров) с обязательным наличием требуемого кворума. Принять и оформить решение общего собрания протоколом, единственного участника — его решением.

3. Избрать правильное и удобное для обеих сторон основание для увольнения директора, с которым отношения прекращаются.

4. Оформить увольнение аналогично увольнению любого другого работника.

5. В зависимости от основания прекращения трудового договора увольняемому директору может потребоваться выплата компенсации.

6. Для принятия нового директора требуется наличие соответствующего решения общего собрания (решения единственного участника), трудовой договор, приказы по личному составу и по основной деятельности, подписываемые новым директором.

7. Проверить трудовую деятельность вновь избранного директора для учета ограничения на совместительство.

8. Все прочие требования Трудового кодекса к оформлению трудовой деятельности директора не имеют исключений.

[1] Определение Санкт-Петербургского городского суда от 09.11.2011 № 33-16665.

Процесс оформления нового директора зависит от количества учредителей в ООО. В организации с одним собственником надо составить решение единственного учредителя. В компании с двумя и более собственниками надо провести общее собрание, проголосовать и оформить протокол. Далее действия по регистрации изменений одинаковы для всех ООО.

1. Подготовьте решение или протокол о смене директора ООО

Решение единственного учредителя ООО о смене директора


Пример решения о смене директора в ООО с одним участником - Создать решение

Протокол общего собрания учредителей ООО о смене директора


Пример протокола о смене руководителя ООО - Создать протокол

Если вы являетесь единственным учредителем ООО, то для смены руководителя компании вам необходимо подготовить решение единственного учредителя. Данный документ составляется в свободной форме с обязательным содержанием таких реквизитов:

  • Название ООО и его регистрационная информация
  • Ваши паспортные данные, адрес прописки и контактная информация
  • Запись о дате и причине прекращения полномочий действующего руководителя
  • Сведения о назначении нового директора, сроке действия его трудового договора и дате вступления в должность
  • Место, дата составления документа
  • Ваша подпись

Если в организации несколько учредителей, то смена директора оформляется иначе. Собственники компании должны провести общее собрание с явкой участников, обладающих не менее 50% голосов, и проголосовать за увольнение старого директора и прием нового руководителя. Для назначения, новый директор должен получить большинство голосов. Итоги встречи отражаются в протоколе общего собрания. В протоколе нужно указать те же обязательные данные, как и в решении, а также следующую информацию:

  • Повестка дня: вопросы о прекращении полномочий прежнего руководителя и о назначении нового. Также могут быть рассмотрены иные вопросы, актуальные для компании
  • Информация о секретаре и председателе собрания, об ответственном за подсчет голосов
  • Результаты проведения голосования по каждому вопросу повестки дня
  • По требованию учредителей, несогласных с общим решением, можно дополнительно отразить их мнение
  • Сведения об ответственном за подачу заявления Р13014 в налоговую для регистрации принятых изменений
  • Информация о лице, ответственном за заключение трудового договора с новым директором

2. Увольте прежнего руководителя и примите нового

Даже если новым директором станет учредитель общества с ограниченной ответственностью, он считается наемным работником. Для оформления полномочий необходимо не только решение учредителей, но и правильно оформленный трудовой договор.

Проследите за датами увольнения и приема: они должны идти друг за другом, без пробелов и пересечений. Компания не должна оставаться без руководителя ни одного дня, а также не может быть оформлено одновременно два директора.

Если вы хотите уволить действующего директора до окончания действия его трудового договора, нужно расторгнуть контракт и оформить трудовые отношения с новым руководителем.

3. Заполните заявление Р13014 и заверьте нотариально

Образец заполненного заявления Р13014 при смене директора ООО


Пример заявления Р13014 при смене руководителя - Создать заявление

Для регистрации смены руководителя в налоговой надо заполнить заявление по форме Р13014 — это форма для внесения изменений в ЕГРЮЛ и в устав общества с ограниченной ответственностью.

В заявлении нужно заполнять не все страницы, а только следующие:

Заполнить заявления можете сами, предварительно скачав бланк и подробно изучив требования ФНС. Иначе одна ошибка станет причиной отказа.

Форма Р13014 подлежат нотариальному удостоверению, если только не подается в электронном виде с помощью ЭЦП заявителя.

Обратитесь за помощью к нашему бесплатному онлайн-сервису. Он заполнит заявление Р13014, а также все документы для регистрации изменений в ФНС, в соответствии с новыми требованиями закона и налоговой. Просто заполните анкету, следуя подсказкам системы. Вы сможете скачать и распечатать документы. Также мы приложим инструкцию по подаче.

4. Подайте документы в налоговую инспекцию

Подать заявление по форме Р13014 в налоговую необходимо в течении семи дней с даты составления протокола или решения о смене директора. При нарушении срока подачи вам грозит штраф за несвоевременное уведомление инспекции. В список обязательных документов при смене директора входит только заявление по форме Р13014, но иногда инспектор запрашивает дополнительно решение или протокол, а также приказ о назначении нового руководителя. Эти документы проверяют на соблюдение сроков.

Подать документы можно такими способами:

  • Непосредственно в ИФНС
  • Через МФЦ
  • Ценным письмом по почте или курьером
  • Через сайт ФНС, если есть ЭЦП
  • Через нотариуса

Вы можете доверить подачу формы Р13014 представителю с оформленной нотариально доверенностью. Фонды ПФР, ФСС, ФОМС уведомлять не нужно.

Госпошлину 800 руб. за внесение изменений в ЕГРЮЛ по форме № Р13014 платить нужно, только если вносятся изменения в устав.

5. Проверьте правильность внесения изменений в ЕГРЮЛ

6. Сообщите в банк о смене директора

О назначении нового директора обязательно сообщите в банк, где ведете расчетный счет. Предоставьте такие документы:

  • Актуальную выписку из ЕГРЮЛ и копию уведомления ФНС о внесении изменений
  • Протокол собрания или решение учредителя о смене руководителя ООО
  • Приказ о назначении нового директора

Дополнительно может потребоваться устав ООО, ИНН, ОГРН - уточните список документов заранее.

7. Уведомьте партнеров о смене руководителя

Вам поможет наш бесплатный онлайн-сервис! Он заполнит заявление Р13014, а также все документы для регистрации изменений в ФНС, в соответствии с новыми требованиями закона и налоговой. Просто заполните анкету, следуя подсказкам системы. Вы сможете скачать и распечатать документы с инструкцией по подаче.

Читайте также: