Как отменить классность у водителей

Обновлено: 07.07.2024

Главные темы месяца

На предприятии работает водитель 2-го класса, доплата за классность 10%. После прохождения медкомиссии ему закрывают все категории кроме А и В (согласно медицинской справки), но в водительском удостоверении категории остаются открытыми.
Вопрос: Должно ли предприятие платить водителю доплату за классность? И почему?
Заранее благодарен

Цитата
StEniy пишет:
После прохождения медкомиссии ему закрывают все категории кроме А и В
(согласно медицинской справки), но в водительском удостоверении категории
остаются открытыми.

Поясните несколько моментов?
1. Дело происходит в каком регионе? Ибо есть Постановление о доплатах за работу в некоторых городах РФ, если вы государственная организация (за время работы в г.г. Москве и Санкт - Петербурге - на 10%.)
2. Водителю разве не необходимо идти и менять права, на основании мед. заключения? На каком основании у него открыты права нескольких категорий, если есть противопоказания?
3. Есть ли у вас Положение о материальном стимулировании работников (оно может называться по-другому)?, там должны быть прописаны все имеющиеся на предприятии доплаты и за что

1. Крым, муниципальное учреждение
2. Водитель получил права давно, раз в два года проходил водительскую медицинскую комиссию. В этот раз прошел вот с таким результатом.
3. В кол.договоре прописаны доплаты и надбавки в том числе и классность: 1 класс - 25% за фактически отработанное время водителем, 2 класс - 10%. Получается что по правам у водителя открыты категории А, В, С, Е, а по медицинской справке А и В. То есть на основании медицины водителя можно посадить только на легковушку, а ездил он на грузовой.

Цитата
StEniy пишет:
То есть на основании медицины водителя можно посадить только на легковушку, а
ездил он на грузовой.

StEniy, видите ли в РФ сейчас нет классности водителей, как и любителей и профессионалов. Имеется справка в которой указывается "с правом работы по найму" или без, а так же разрешённые категории.
Следовательно классность может быть установлена только Вашей локалкой. Вот на основании её и оформляем доплаты или убираем.

Да нет никаких оснований отправлять в ГИБДД до истечения срока годности прав. А вот перевести по мед. показаниям на должность водителя разрешённых транспортных средств просто обязаны. Применяем


Статья 73. Перевод работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением.

Работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья.Если работник, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить работника от работы с сохранением места работы (должности). В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.Если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.Трудовой договор с руководителями организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), их заместителями и главными бухгалтерами, нуждающимися в соответствии с медицинским заключением во временном или в постоянном переводе на другую работу, при отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы прекращается в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 настоящего Кодекса. Работодатель имеет право с письменного согласия указанных работников не прекращать с ними трудовой договор, а отстранить их от работы на срок, определяемый соглашением сторон. В период отстранения от работы заработная плата указанным работникам не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Поскольку это в интересах работника, то пусть пройдёт через пару месяцев ещё, т.к. всё в нашей жизни бывает. Тут ещё важно это он сам проходил "шофёрскую" медкомиссию или Вы направляли на переодический медосмотр. Поскольку если сам, то та справка по своей сути для получения прав или обмена их. Вам же нужно заключение именно заключение данного мед. учреждения и вот на основании него мы уже производим кадровые действия.

Видео

Как оплачивается классность водителям в России

Присвоение водительского класса позволяет получать различные надбавки к заработной плате. Соглашение прописывает следующие надбавки:

  • За 1 класс – 25% от оклада либо другой тарифной единицы;
  • За 2 класс – 10% от оклада или тарифной единицы;
  • За 3 класс доплата не предусматривается.

Соответственно, доплата за классность водителям, должна быть равна или больше той, что установлена в Соглашении.

Также, вышеуказанный документ устанавливает, что работодатели, которые решились доплатить своим водителям за классность, должны разработать следующие документы:

  • Положение о присвоении классности;
  • Положение о доплате за классность.

Начисление такой добавки водителям устанавливается приказом по организации.

×òî äàåò âîäèòåëÿì êëàññíîñòü?

Ïðèñâîåíèå êëàññíîñòè âîäèòåëÿì ïîçâîëÿåò óñòàíàâëèâàòü ðàçëè÷íûå äîïëàòû ñòèìóëèðóþùåãî õàðàêòåðà ê çàðàáîòíîé ïëàòå. Ïî íîðìàì ñò. 135 ÒÊ ÐÔ ñèñòåìû îïëàòû òðóäà, âêëþ÷àÿ ðàçìåðû òàðèôíûõ ñòàâîê, äîëæíîñòíûõ îêëàäîâ, äîïëàò è íàäáàâîê êîìïåíñàöèîííîãî è ñòèìóëèðóþùåãî õàðàêòåðà, ïðåìèé, óñòàíàâëèâàþòñÿ êîëëåêòèâíûìè äîãîâîðàìè, ñîãëàøåíèÿìè, ëîêàëüíûìè íîðìàòèâíûìè àêòàìè â ñîîòâåòñòâèè ñ òðóäîâûì çàêîíîäàòåëüñòâîì è èíûìè íîðìàòèâíûìè ïðàâîâûìè àêòàìè, ñîäåðæàùèìè íîðìû òðóäîâîãî ïðàâà. Ïðè÷åì ëîêàëüíûå íîðìàòèâíûå àêòû, óñòàíàâëèâàþùèå ñèñòåìû îïëàòû òðóäà, ïðèíèìàþòñÿ ðàáîòîäàòåëåì ñ ó÷åòîì ìíåíèÿ ïðåäñòàâèòåëüíîãî îðãàíà ðàáîòíèêîâ.

  • âîäèòåëÿì 1-ãî êëàññà — â ðàçìåðå 25%;
  • âîäèòåëÿì 2-ãî êëàññà — 10% óñòàíîâëåííîé òàðèôíîé ñòàâêè çà îòðàáîòàííîå â êà÷åñòâå âîäèòåëÿ âðåìÿ.

Òàêîé æå ïðîöåíò äîïëàòû óñòàíîâëåí Îòðàñëåâûì òàðèôíûì ñîãëàøåíèåì ïî îðãàíèçàöèÿì íàçåìíîãî ãîðîäñêîãî ýëåêòðè÷åñêîãî òðàíñïîðòà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè íà 2009 — 2011 ãîäû (îò 28.11.2008 N 106/09-11) è íåêîòîðûìè äðóãèìè ñîãëàøåíèÿìè.

Ðàçðàáîòàí òàêæå ðÿä îòðàñëåâûõ íîðìàòèâíûõ àêòîâ, ðåãëàìåíòèðóþùèõ ðàçìåð äàííîé íàäáàâêè:

  • Ïðèêàç Ì×Ñ Ðîññèè îò 22.09.2009 N 545 "Î íîâîé ñèñòåìå îïëàòû òðóäà ðàáîòíèêîâ áþäæåòíûõ ó÷ðåæäåíèé Ì×Ñ Ðîññèè è ãðàæäàíñêîãî ïåðñîíàëà âîèíñêèõ ÷àñòåé âîéñê ãðàæäàíñêîé îáîðîíû";
  • Ôåäåðàëüíîå îòðàñëåâîå ñîãëàøåíèå ïî ôèíàíñèðóåìûì èç ôåäåðàëüíîãî áþäæåòà ïîäâåäîìñòâåííûì Ðîñìîððå÷ôëîòó ó÷ðåæäåíèÿì â ñôåðàõ âíóòðåííåãî âîäíîãî òðàíñïîðòà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è îáðàçîâàíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè íà 2009 — 2012 ãîäû;
  • Ïðèêàç ÔÌÑ Ðîññèè îò 27.11.2008 N 389 "Î âíåñåíèè èçìåíåíèé â Ïðèêàç ÔÌÑ Ðîññèè îò 15 îêòÿáðÿ 2008 ã. N 249 "Î ìåðàõ ïî ðåàëèçàöèè Ïîñòàíîâëåíèÿ Ïðàâèòåëüñòâà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îò 5 àâãóñòà 2008 ã. N 583".

Åñëè ðàáîòîäàòåëü ïðèìåò ðåøåíèå î ââåäåíèè íàäáàâêè çà êëàññíîñòü, ðàçìåð ìåíüøèé, ÷åì óêàçàí â îòðàñëåâîì Ñîãëàøåíèè, îí óñòàíîâèòü íå ñìîæåò.

Ïîðÿäîê óñòàíîâëåíèÿ êëàññíîñòè

Ïîðÿäîê ïðèñâîåíèÿ êëàññíîñòè âîäèòåëÿì îáû÷íî ïðîïèñûâàåòñÿ â ëîêàëüíîì íîðìàòèâíîì àêòå. Äëÿ ðåøåíèÿ âîïðîñîâ î ïðèñâîåíèè (ñíèæåíèè) óðîâíÿ êâàëèôèêàöèè (êëàññíîñòè) íà ïðåäïðèÿòèè ñîçäàåòñÿ êâàëèôèêàöèîííàÿ êîìèññèÿ ïîä ïðåäñåäàòåëüñòâîì ðóêîâîäèòåëÿ îðãàíèçàöèè èëè èíîãî ëèöà, íàçíà÷åííîãî ñîîòâåòñòâóþùèì ïðèêàçîì.  ñîñòàâ òàêîé êîìèññèè ðåêîìåíäóåòñÿ âêëþ÷àòü:

  • ïðåäñòàâèòåëÿ ïðîôñîþçíîé îðãàíèçàöèè;
  • íà÷àëüíèêà îòäåëà êàäðîâ;
  • èíæåíåðà ïî îõðàíå òðóäà.

Ñîñòàâ è ïîëíîìî÷èÿ êîìèññèè ìîãóò áûòü óòâåðæäåíû ïðèêàçîì èëè ðàñïîðÿæåíèåì ðóêîâîäèòåëÿ îðãàíèçàöèè. Ïðèâåäåì ïðèìåð.

Порядок присвоения классности водителям на предприятии

У работодателя классность водительскому составу повышается спецкомиссией, которая утверждается приказом руководства. В своей работе комиссия использует Справочник и внутренний документы, к примеру, Положение о классности, которые определяют, от чего зависит классность водителя.

Соответственно повышение происходит:

Водитель 3 класса может его повысить при условии непрерывной трехлетней работы в этой должности.

Водитель 2 класса получает право на повышение при продолжительности работы не менее 2 лет. Соответственно, отработав этот срок на одном месте, он получит статус водитель 1 класса. Какие категории открыты у него в правах уже не будет иметь значения.

Нужно ли начислять надбавку за классность за периоды выплаты среднего заработка?

В определенных трудовым законодательством случаях вознаграждение за труд выплачивается работнику в виде среднего заработка, например:

за время нахождения в служебной командировке (СЃС‚. 167 ТК РФ);

при переводе работника на другую нижеоплачиваемую работу (СЃС‚. 182 ТК РФ).

Нужно ли за эти периоды выплачивать водителям надбавку за классность? По нашему мнению, нет. Поясним почему. Как уже было отмечено, при расчете средней заработной платы надбавка за классность водителям уже учтена. Следовательно, выплата такой надбавки за период сохранения за работниками среднего заработка приведет к удвоению суммы доплаты. Отсюда делаем вывод: дополнительно к среднему заработку выплачивать надбавку за классность за время сохранения за работником среднего заработка не нужно.

Повышение и понижение квалификационной категории

В течение трудовой деятельности квалификационная категория водителя может быть как повышена, так и понижена.

Повышение категории

Обычно квалификационная категория повышается по решению квалификационной комиссии в двух случаях:

1) если работник открыл новую (новые) категорию (категории);

2) если работник выработал необходимый стаж работы.

Понижение категории

Если водитель автомобиля 2-го или 1-го класса не выполняет требования, предусмотренные соответствующей квалификационной характеристикой, а также систематически нарушает правила дорожного движения и правила технической эксплуатации подвижного состава и допускает брак в работе, администрация учреждения по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза и по представлению квалификационной комиссии может понизить ему класс квалификации.

Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя учреждения с занесением в трудовую книжку.

Водителям, которым понижен класс квалификации, а также водителям, которые в соответствии с действующим законодательством были лишены права на управление транспортными средствами сроком от одного года и выше, класс квалификации может быть присвоен вновь на общих основаниях.

Порядок присвоения классности водителям на предприятии

У работодателя классность водительскому составу повышается спецкомиссией, которая утверждается приказом руководства. В своей работе комиссия использует Справочник и внутренний документы, к примеру, Положение о классности, которые определяют, от чего зависит классность водителя.

Соответственно повышение происходит:

Водитель 3 класса может его повысить при условии непрерывной трехлетней работы в этой должности.

Водитель 2 класса получает право на повышение при продолжительности работы не менее 2 лет. Соответственно, отработав этот срок на одном месте, он получит статус водитель 1 класса. Какие категории открыты у него в правах уже не будет иметь значения.

Доплата за разъездную работу

Многие сотрудники интересуются, полагается ли доплата за подобный характер деятельности. При таких условиях работникам должны выплачиваться деньги, предусмотренные системой трудовой оплаты, внутренней документацией организаций и соглашениями, заключенными с ними. Какие-либо особенности в части по выплате по тарифным ставкам при разъездной работе законодательством не предусматриваются. Единственное исключение составляет статья № 168 Трудового кодекса, которая обязывает работодателя все траты сотрудника, которые связаны с разъездной работой (гостиницы, топливо, питание и так далее), компенсировать.


Условия для получения

Каждый водительский класс присваивается при выполнении определенных условий:


Классность водителей по категориям в 2021 году характеризуется их классификацией по открытым категориям в водительском удостоверении и стажем работы.

Классы водителей прописаны в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (от 1984г). Действие справочника актуально на территории Российской Федерации и сегодня, утверждено постановлением Министерства труда России 12.05.1992г.

Классность водителей по категориям в зависимости от выполняемых работ

Водитель 3 класса.

Водитель 2 класса.

Водитель 1 класса.






Таблица классность водителей по категориям 2016-2017

Основания для присвоения классности водителям.

Классность водителя по категориям автомобилей на предприятии присваивается в зависимости от опыта и стажа водителя. За высокую классность полагается доплата на предприятии.

Доплата за классность водителей.

Нормативными документами РФ обязательные выплаты в качестве доплаты за классность водителей не предусмотрен. В СССР действовало постановление ЦК КПСС от 17.09.1986, согласно которому водителям 2-го класса добавлялось 10%, а водителям 1-го класса – 25% установленной на предприятии тарифной ставки за отработанное водителем время.

Доплаты водителям 1-го и 2-го класса могут осуществляться только в случае принятия локальных нормативных документов на конкретном предприятии.

Классность водителей по ОСАГО

Получить первый класс по вождению для страховых компаний легко. Оформление полиса ОСАГО будет намного дешевле, если не попадать в ДТП в течение последнего страхового года. Страховщики назначают водителям водительские классы для того, чтобы опледелять уровень мастерства автовладельца. Чем меньше аварий было оформлено через страховую компанию за конкретный промежуток времени, тем выше категория класса водителя и тем меньше он заплатит за покупку полиса ОСАГО. Страховая система включает в перечень назначения классности водителей не только безаварийное вождение, но и другие факторы, такие как возраст водителя, его стаж вождения автомобилей, даты присвоения категорий по водительскому удостоверению, и т.д.

Таблица расчета классности водителя по ОСАГО КБМ

КлассКБМПодорожание

Скидка
Количество страховых случаев (выплат), произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО
01234
Класс, который будет присвоен
M2,45145%0MMMM
02,3130%1MMMM
11,5555%2MMMM
21,440%31MMM
31нет41MMM
40,955%521MM
50,910%631MM
60,8515%742MM
70,820%842MM
80,7525%952MM
90,730%10521M
100,6535%11631M
110,640%12631M
120,5545%13631M
130,550%13731M

Стоимость полиса ОСАГО в зависимости от класса, КБМ

Стоимость полиса ОСАГО напрямую зависит от класса КБМ по приведенной выше таблице.

Представленная таблица разделяет водителей на несколько классов по категориям. В первом столбце указан класс водителя на момент оформления страхования автомобиля. Водителю, который впервые обращается к представителю компании для оформления полиса ОСАГО, автоматически присваивается 3 класс. Через 1 год и каждый год, у водителя будет меняться классность в зависимости от страховых случаев и отсутствию аварий.

Во второй строке таблицы указана действующая скидка, далее коэффициент бонуса-малуса в процентах.

В последнем столбце указано наличие или отсутствие страховых случаев в течение последнего страхового периода.


Далеко не все работодатели или даже водители знают, как именно производится доплата за классность в 2019 году, какие положения законодательства ее регулируют и в каких случаях могут быть нарушены права сторон взаимоотношений. В этом аспекте трудовой деятельности есть множество особенностей и нюансов.

Работа водителем автобуса подразумевает особенную специфику, которая связана с различными трудностями: вероятные нарушения здоровья, опасность при движении, ненормированный трудовой график.

Стоит отметить, что зарплата напрямую зависит от его тарификационного разряда и количества отработанных по специальности лет. Стаж отражается на классности, которую присваивают сотрудникам.

Но этот показатель отличается нестабильностью. Разряд легко можно утратить, а также потерять, если сменить место трудоустройства.

работа водителем автобуса

Обязательность доплат

Разряд водителям присуждают на рабочем месте, после того, как они проходят аттестацию. Навык вождения работника оценивает квалифицированная комиссия. Если по итогам экзамена служащему присвоили разряд, то отметку об этом делают в его трудовой книжке.

Нередко возникает вопрос о том, обязано ли руководство организации начислять водителям материальную компенсацию за полученную классность.

В соответствии со статьей 135 ТК РФ наличие различных доплат и надбавок за классность водителю может предусматриваться трудовым контрактом, заключаемым между сотрудником и его работодателем. Подобное условие может содержаться и в коллективных договорах. Но если контракт подобное условие не предусматривает, то наниматель не обязан начислять своему работнику дополнительные выплаты. То есть водителю рекомендовано заранее оговаривать с руководством наличие и размер доплат за разряд.

Положения трудового кодекса

В соответствии с трудовым законодательством, помимо зарплаты, водителю начисляются доплаты за класс, размер которых работодатель формирует сам. На дополнительные деньги могут рассчитывать специалисты 1 и 2 класса.

зарплата водителя

Во многих случаях размер финансовой выплаты определяется следующим образом:

  1. Доплата в размере 25 % от зафиксированной ставки за каждый рейс положена водителю 1 класса.
  2. Прибавка в размере 10 % положена водителю 3 класса.

За 3 разряд доплата не предусматривается, однако может быть установлена по желанию работодателя. Кроме того, для водителей 1 и 2 класса размер доплат тоже может отличаться и изменяться по усмотрению руководства организации.

Доплаты за 1 и 2 класс водителям могут быть зафиксированы в трудовом соглашении. Причем сотрудник на момент трудоустройства может не иметь никакого разряда. Но у него есть возможность его получения в ходе своей трудовой деятельности.

Необходимо учитывать, что классность, полученная на одном месте трудоустройства, не сохраняется, если водитель увольняется и переходит в другую организацию.

Приказ о начислении

Если водителю на месте трудоустройства присваивается класс, то информацию об этом заносят в местные нормативные акты. Чтобы произвести оценку квалификации работника транспортного средства и вследствие этого присвоить ему определенный класс, на предприятии созывают особую комиссию, во главе которой стоит руководитель организации. Кроме него, в ее состав входят:

  1. Председательствующим составом выступают главный инженер предприятия и его заместитель.
  2. Заместителем председателя выступает член профсоюза.
  3. Инженер, занимающийся устройством и подготовкой штата на производстве или руководитель отдела.
  4. Руководитель отдела, ответственного за организацию труда и зарплаты водителя.
  5. Инженер, который отвечает за технику безопасности и охрану труда.
  6. Руководитель отдела (цеха), в котором трудится сотрудник, проходящий аттестацию.
  7. Представитель совета бригадиров либо председатель подобного сообщества.

Деятельность и состав аттестационной комиссии определяет руководитель посредством составления производственного приказа.

надбавка за классность

Приказ о доплате за классность водителям составляется также руководителем, в нем должна быть отражена информация о составе квалификационной комиссии, сроки начисления надбавок, данные тестируемого водителя.

Размер полагающейся доплаты

Доплату к официальному окладу за присвоенный тарификационный разряд водителям начисляют, которые имеют 1 или 2 разряд:

  1. Водителям пассажирского транспорта (маршрутного такси, автобуса), легкового транспорта, транспорта МЧС, имеющим 1 разряд, положена доплата в размере 25 %, водителям, управляющим тракторами лесной промышленности, положена доплата в размере 50 %.
  2. Водителям пассажирского транспорта (маршрутного такси, автобуса), легкового транспорта, транспорта МЧС, имеющим 2 разряд, положена доплата в размере 10 %, водителям, управляющим тракторами лесной промышленности, положена доплата в размере 25 %.

Определенный разряд водителю ТС назначают только в том случае, если он прошел полную профессиональную подготовку, получил специальное удостоверение, в котором отражена одна или несколько категорий:

  1. Если водителю присвоен 1 класс, то он может управлять транспортными средствами категории В, С, Д, Е.
  2. Если присвоен класс 2, управлять можно транспортными средствами категорий В, С, Е, либо только Д.
  3. Классу 3 соответствуют категории В и С, либо только Д.

В бюджетных организациях доплата водителям за классность аналогична подобным начислениям в других организациях. Порядок выплаты компенсации устанавливается внутренними правилами выплаты заработной платы, то есть доплату сотрудник получает вместе со своим основным окладом.

тарификационный разряд водителя

Лишение доплат за классность водителям

Руководство может понижать присвоенный водителю уровень профессионализма либо отменять его вовсе. Все зависит от ситуации. Если классность водителя понижена, запись об этом вносят в трудовую книжку. Но у работника есть возможность вернуть себе разряд. Лишить классности могут в следующих ситуациях:

  1. Несоблюдение водителем техники безопасности.
  2. Частое зафиксированное нарушение ПДД, участие в ДТП.
  3. Невыполнение, несоблюдение установленного плана работы, графика перевозки.
  4. Игнорирование должностных инструкций.
  5. Превышение расхода топлива (отклонения от заверенных норм).

В этом случае водителя лишают разряда на 3 месяца, но у сотрудника остается возможность заново пройти аттестацию, восполнив потери. Процедура присвоения квалификации производится аналогичным способом, как и в первый раз.

водитель 3 класса

В случаях, когда водителя по определенной причине отстранили от права управления производственным ТС, то имеющуюся у него классность аннулируют, пока сотрудник не получит свои водительские права назад. Какие еще бывают доплаты за классность водителям?

За работу в ненормированном графике

Ненормированным рабочим днем у водителей легкового транспорта считается время, когда наниматель требует выйти на работу после того, как сотрудник отработал трудовые часы.

В случаях, когда с водителем заключено трудовое соглашение, в котором отмечена возможность ненормированной работы (водителем автобуса, например), то переработку после отработанных трудовых часов сверхурочной считать не будут. Это значит, что руководство компенсировать ее деньгами не обязано.

В соответствии со статьей 119 Трудового кодекса, водителю за это положена только компенсация, заключающаяся в предоставлении внеочередного оплачиваемого отпуска.

Разъездная работа

Под разъездной работой понимаются условия труда, отличные от нормальных. Обусловлены они, как правило, тем, что водителю приходится основную часть своего трудового времени быть в дороге.

Но, несмотря на то, что подобная работа предполагает определенные неудобства, заключающиеся в ненормированном рабочем дне, непривычном климате, сверхурочных часах, трудовое законодательство не предусматривает обязательных доплат водителю за подобные условия труда.

В статье 168.1. ТК РФ указано, что работодатель обязан компенсировать водителю все его материальные затраты, связанные с приобретением топлива, оплатой проживания и питания. Однако за работу в выходные и праздничные дни, в ночное время начальство начислять компенсацию не обязано.

доплата водителям за классность в бюджетных организациях

Денежные доплаты, управляющим машинами скорой помощи

Для водителей машин скорой помощи определена специальная надбавка за разрядность к официальному окладу. Выплачивают ее ежемесячно. Размер доплаты за классность водителям определяется конкретной процентной ставкой. Так, при первом классе положена надбавка в 25 %, при втором – в 10 %. Рассчитывают доплату с учетом фактически отработанных часов.

Доплаты трактористам

Водителям, осуществляющим управление тракторами, в зависимости от их квалификации, присваивают 1, 2, 3 разряд. Подобная классификация отражается на размере дополнительной выплаты:

  1. Размер доплаты за классность водителям трактора первого разряда составляет 20 % от фиксированного оклада.
  2. Трактористам второго разряда положена доплата в виде 10 % от их должностного оклада.

Для трактористов 3 разряда доплаты не предусматриваются, однако могут быть назначены по усмотрению нанимателя. Кроме того, размер компенсации может варьироваться с учетом специфики деятельности организации.

приказ о доплате за классность водителям

Нюансы

Основной нюанс в вопросе начисления доплат за водительскую квалификацию является то, что классность не сохраняется, если водитель меняет место трудоустройства. Однако она должна сохраняться в том случае, когда руководство переводит сотрудника на работу другого характера по своему усмотрению.

То есть, если водитель 1 класса расторгает трудовое соглашение с одним предприятием и трудоустраивается в другую организацию, то его звание будет недействительным. Для получения разряда сотруднику придется вновь пройти аттестацию. Но некоторые руководители проявляют лояльность и сохраняют за новым сотрудником его разряд.


* Профессиональные наименования работ приведены на украинском языке.

Мы же сегодня особое внимание уделим водителям автотранспортных средств как самой многочисленной категории водителей.

Ясно, что управление автомобилем требует от человека определенного мастерства. Уровень этого мастерства у водителей может различаться. Чтобы разграничить водителей с разными профессиональными уровнями, им присваивают квалификацию определенного класса. О том, как это происходит, мы с вами сейчас поговорим.

Классность водителя

По общему правилу вновь принятый работник считается водителем III класса.

В процессе работы на предприятии водителю может быть присвоена квалификация II, а затем и I класса

Порядок присвоения классности водителям в действующих нормативно-правовых документах четко не прописан. А это значит, что предприятие может самостоятельно его разработать и утвердить в виде внутреннего документа (локального акта работодателя).

— II класса — в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий B, BE, C, CE или DE (D), а также непрерывный стаж работы водителем III классана этом предприятии не менее 3 лет;

— I класса — требуется разрешение на управление транспортными средствами категорий B, BE, C, CE, D, DE, а также непрерывный стаж работы водителем II класса на этом предприятии не менее 2 лет.

Заметьте: в непрерывный стаж, который следует учитывать при присвоении классности водителю, включаем работу водителя на автотранспортном средстве именно у данного работодателя, а не весь период управления автотранспортным средством соответствующей категории.

На присвоение водителю квалификации II и I классов могут влиять также его показатели в работе, соблюдение им трудовой и производственной дисциплины, отсутствие нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и техники безопасности.

Присваивает классность водителю созданная на предприятии квалификационная комиссия во время квалификационной аттестации. Порядок функционирования такой комиссии и ее полномочия следует прописать в Положении о присвоении классности водителям (см. выше).

Состав комиссии утверждают соответствующим приказом (распоряжением).

В общем случае процедура присвоения класса водителю выглядит так, как показано на рисунке ниже.


Обратите внимание: в период работы на предприятии классность водителя может быть не только повышена, но и понижена. Но одной воли руководителя на это мало. Для этого нужны достаточные основания. Их следует четко прописать в Положении о присвоении классности водителям. Так, например, квалификация работника II (I) класса может быть снижена на один класс решением квалификационной комиссии в случае систематического нарушения водителем Правил дорожного движения и/или несоблюдения трудовой дисциплины.

А может ли работодатель оставить за вновь принятым водителем класс, присвоенный ему на предыдущем месте работы? Да, вполне. Однако это не является его прямой обязанностью (см.письмо Минсоцполитики от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12). Для таких случаев рекомендуем прописать процедуру сохранения (подтверждения) работникам классности в Положении о присвоении классности водителям.

Кстати, водители относятся к той категории работников, состояние здоровья которых должно постоянно контролироваться. Ведь их работа требует повышенного внимания и напряжения.

Медосмотры

С целью проверки состояния здоровья водителей проводят медицинские осмотры. Виды медосмотров, а также особенности их осуществления устанавливают Положение № 65/80, Порядок № 1465 и Порядок № 1238. Приведенная в этих документах информация систематизирована ниже в таблице.

Виды медосмотров и особенности их проведения

Вид медосмотра

Когда проводится

Где и кем проводится

Чем подтверждается прохождение медосмотра

Кто оплачивает

Перед получением права на управление транспортным средством соответствующей категории

В учреждении здравоохранения медицинской комиссией

Медицинская справка о пригодности к управлению транспортным средством

(далее — Медицинская справка)

Как правило, кандидат на должность водителя

Форма медицинской справки приведена в приложении 1 к Положению № 65/80. В ней, среди прочего, медицинская комиссия указывает о способности водителя управлять транспортным средством соответствующей категории и срок действия такой справки. При приеме на должность водителя лицо должно предъявить эту справку работодателю.

— в возрасте до 55 лет(включительно) — 1 раз в 10 лет;

— в возрасте от 56 до 75 лет (включительно) — 1 раз в 3 года;

— в возрасте от 76 лет — 1 раз в год;

— которые перевозят пассажиров и грузы(независимо от возраста) — 1 раз в год

В учреждении здравоохранения медицинской комиссией

Перед выездом в рейс водителя, трудоустроенного

у перевозчика

Медработник вносит результаты проведенного медосмотра:

— в путевой лист (при его наличии)

В случае обнаружения у водителя, трудоустроенного у перевозчика, признаков болезни на протяжении смены

Предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводят в индивидуальном порядке. Посторонние лица присутствовать на них не должны.

Если при проведении предрейсового медосмотра медработник выявляет у водителя признаки нетрудоспособности, повышение или понижение артериального давления, частоты сокращений сердца или значительные отклонения от индивидуальной нормы такого водителя, к управлению транспортным средством его не допускают. Конечно, нельзя допустить к управлению автомобилем и водителя, который находится в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость его реакции.

Водителей, которые были отстранены от работы по состоянию здоровья, направляют для дообследования в учреждение здравоохранения. Если же в ходе медосмотра у водителя были обнаружены признаки заболеваний или недостатки, перечисленные в Перечне № 299, то его по представлению медработника работодатель направляет на внеочередной медицинский осмотр (п. 4.7 Положения № 65/80).

По направлению работодателя-перевозчикана основании медицинских данных о постоянном ухудшении состояния здоровья водителя либо при обнаружении признаков заболевания или недостатка, вошедшего вПеречень № 299

В учреждении здравоохранения медицинской комиссией

Предварительный — перед приемом на работу.

Периодический — 1 раз в 2 года

В психиатрических заведениях, учреждениях здравоохранения, имеющих в своем составе специализированные психоневрологические центры, отделения, кабинеты и оказывающих психиатрическую помощь по месту жительства

Медицинская справка о прохождении обязательных предварительного и периодического психиатрических осмотров по форме № 122-2/о, приведенной вприложении 3 кИнструкции № 12

Как правило, предварительный осмотр оплачивает кандидат на должность водителя, периодический — работодатель

Заметьте: если в результате обследования у водителя обнаружены признаки психического заболевания (расстройства), приведенного в Перечне № 1465, или в случае несогласия водителя с результатами психиатрического осмотра, он должен пройти дополнительное психиатрическое обследование амбулаторно или в условиях стационара (п. 6 Порядка № 1465). После дополнительного психиатрического обследования решение о наличии психиатрических противопоказаний принимает врачебно-консультационная комиссия.

Первичный — перед приемом на работу.

Периодический — 1 раз в 2 года

В наркологическом учреждении по месту проживания водителя

Сертификат о прохождении профилактического наркологического осмотра

Как правило, первичный осмотр оплачивает кандидат на должность водителя, периодический — работодатель

Если в результате профилактического наркологического осмотра у водителя выявлены признаки наркологического заболевания или он не согласен с результатами такого осмотра, этот водитель должен пройти дополнительное наркологическое обследование, психологическое тестирование и медицинское лабораторное обследование в условиях стационара. Решение о наличии наркологического заболевания в таком случае принимает врачебно-консультационная комиссия (п. 5 Порядка № 1238).

Учтите: водитель не может отказаться от прохождения медицинского (психиатрического, наркологического) осмотра.

В период прохождения медицинского осмотра за работником-водителем сохраняем место работы (должность) и средний заработок (см. ст. 123 КЗоТ и ч. 4 ст. 17 Закона об охране труда).

А если водитель отказывается проходить обязательный медосмотр? В таком случаеработодатель:

во-первых, имеет право в установленном законом порядке привлечь работника, уклоняющегося от прохождения обязательного медицинского осмотра, к дисциплинарной ответственности на основании ст. 147 — 152 КЗоТ,

во-вторых, обязан отстранить его от работы (ст. 46 КЗоТ) без сохранения заработной платы. Однако надеемся, что до этого не дойдет. Медосмотры будут пройдены и водитель допущен к управлению автотранспортным средством.

Читайте также: