Как отказать в возмещении ущерба

Обновлено: 07.07.2024

Не все хотят тратить время на оформление ДТП, особенно если автомобиль не получил серьёзных повреждений. Поэтому, договорившись об отсутствии взаимных претензий, водители нередко разъезжаются. Рассказываем, почему в большинстве случаев так делать не стоит и какие есть исключения.

Что вы узнаете из статьи

  • Если покинуть место ДТП по устной договорённости с другим водителем, можно лишиться прав.
  • Страховой легче взыскать ущерб с того, кто покинул место ДТП. То есть водитель рискует также своими деньгами.
  • Оставить место ДТП можно только в четырёх случаях, в том числе если составлен европротокол.

Если покинуть место ДТП, можно лишиться прав

Оставление места ДТП — административное правонарушение.Ответственность за него определяет пункт 2 статьи 12.27 КоАП. Штраф законом не предусмотрен, только лишение прав на срок от одного года до полутора лет. Также возможен административный арест на срок до 15 суток. Наказание зависит в том числе от наличия отягчающих обстоятельств, например состояния алкогольного опьянения.

Даже если на словах участники аварии договорились об отсутствии претензий и разъехались, а потом один из них вернулся на место ДТП и вызвал полицию, доказать устную договорённость будет сложно. Покинувший место аварии водитель рискует не только лишиться прав, но и стать жертвой автоподставы. Одна из самых распространённых схем строится на том, что пострадавший шантажирует виновника аварии по телефону угрозой вызвать ГИБДД на место аварии. Избежать проблем водитель может, если просто останется на месте ДТП и вызовет инспектора.

Автоподставы: как мошенники зарабатывают на вашем страхе и незнании ПДД

Если покинуть место ДТП, высока вероятность иска от страховой

Если автомобилист покинул место аварии, не оформляя ДТП по правилам и не составляя расписку, ему будет сложнее защитить себя в суде в случае применения суброгации.

Суброгация — это переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба. Применение суброгации связано с тем, что по ОСАГО установлены лимиты: по возмещению вреда здоровью — 500 тысяч ₽, по возмещению материального ущерба — 400 тысяч ₽. Если сумма страхового возмещения превышает эти лимиты, закон оставляет за страховщиком право взыскать разницу с виновника.

Если водитель уедет с места аварии, вполне возможно, что страховая использует это как аргумент в суде, и суд встанет на её сторону. В этом случае водителю придётся выплатить запрашиваемую страховщиком сумму. Избежать этого можно, если составить расписку о том, что пострадавший получил от виновника денежную компенсацию и больше претензий не имеет. Но автомобилист, чья машина пострадала, должен отдавать себе отчёт, что на основании такого соглашения страховая может отказать в выплате или ремонте.

Что писать в расписке:

  • ФИО, паспортные данные и адреса регистрации участников ДТП;
  • дату, время и адрес места происшествия;
  • краткое описание ДТП;
  • указание виновности конкретного лица;
  • информацию об ущербе и его оценку;
  • сумму денежной компенсации — числом и прописью;
  • отсутствие претензий ко второй стороне;
  • сведения о добровольном составлении расписки, трезвом уме и ясной памяти, без физического и психологического давления;
  • дату и подписи обоих водителей.

Лучше составить расписку об отсутствии претензий в двух экземплярах — для каждого из участников ДТП. Так водители смогут доказать, что не покидали место аварии и решили вопрос компенсации с другим участником происшествия в частном порядке.

Личный опыт: как я чуть не остался должен страховой компании 1 миллион ₽

Когда можно уехать с места ДТП

Существуют четыре ситуации, когда можно уехать с места ДТП и не остаться без прав.

Как действовать при ДТП, чтобы не лишиться прав

Участники аварии должны следовать Правилам дорожного движения.

  1. Остановить машину и включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки: в городе — за 15 метров от места ДТП, за пределами города — за 30 метров. Не перемещать предметы, которые имеют отношение к происшествию.
  2. Убедиться, что нет пострадавших, если они есть, незамедлительно вызвать скорую помощь и, если требуется, спасателей.
  3. По возможности привлечь свидетелей и зафиксировать их данные.
  4. Провести фото- или видеосъёмку места происшествия.
  5. Если машины полностью перекрыли движение, сразу после завершения съёмки убрать их с проезжей части.
  6. Если в ДТП не более двух участников — определиться, оформлять европротокол или вызывать сотрудников ГИБДД.
  7. Подробно изложить обстоятельства в европротоколе или в протоколе ГИБДД.
  8. Известить свою страховую компанию о факте ДТП. Европротокол нужно передать в страховую компанию в течение пяти дней. Для получения возмещения ущерба потребуется оригинал европротокола. Если протокол составлял сотрудник ГИБДД, действует трёхлетний срок исковой давности для обращения в страховую за возмещением ущерба по ОСАГО.

Оформление ДТП по всем правилам поможет защитить свои права в сложных случаях, когда страховая компания отказывает в возмещении или предъявляет требование к виновнику ущерба в порядке суброгации.

Чтобы сэкономить время и деньги, оформляйте ОСАГО

Выбрать выгодную страховку удобно на Сравни.ру

водитель, стаж — семь лет

Случай на дороге. Как водителя, сбежавшего с места ДТП, всё равно признали виновным

Я готовился к юбилею. Мы с сестрой закупили полный багажник продуктов, и прямо в этот багажник въехал автомобиль. Было очень страшно: когда произошло столкновение, моя нога сорвалась на педаль газа, и мы понеслись вперёд. Я с огромным трудом вырулил, машина остановилась прямо перед бензовозом. Виновник ДТП сразу же убежал с места происшествия.

Прибывшие на место сотрудники ГИБДД не смогли установить виновника, поскольку не было ни фото, ни видео ДТП, которые бы подтвердили, что за рулём в момент аварии был собственник автомобиля. Из-за этого страховая отказала мне в выплате или ремонте авто.

В общей сложности я потратил почти полгода, чтобы добиться ремонта по страховке. Мне помогли показания свидетеля и тот факт, что виновник не только скрылся с места ДТП, но и игнорировал вызовы полиции. В итоге владельца автомобиля признали виновником аварии. После этого страховая компания согласилась возместить расходы на ремонт. Впоследствии я узнал, что сбежавшего водителя лишили прав.

Подали в суд для возмещения материального и морального вреда. В возмещении морального вреда получили отказ. Материальный выплатили. Можно ли подать апелляцию для возмещения морального вреда?

Есть решение районного суда об отказе мне, пенсионеру МВД, получившему инвалидность, в возмещении морального вреда за несвоевременную выплату страхового возмещения страховой компанией. Решение вступило в законную силу. Я вновь обратился с иском в суд на возмещение морального вреда, сославшись на Закон О защите потребителей, о котором я ранее не знал. Суд отказал мне, так как ранее уже был отказ. Моя вина в незнании законов. Как правильно оформить исковое заявление?

Ответ: знакомый попал в ДТП и получил травмы, характеризующиеся как тяжкий вред здоровью. Виновник другой водитель. В отношении него было заведено уголовное дело. Во время суда потерпевший примирился с виновником, так как тот выплатил ему определенную денежную сумму. Машина застрахована по ОСАГО. Страховая выплатила только возмещение по машине. В возмещении вреда здоровью потерпевшему отказано. Страховая объясняет это тем, что, так как во время суда потерпевший примирился с виновником и в Постановлении указано, что виновник возместил потерпевшему вред в полном объеме, выплаты со стороны Страховой компании не положены. Правомерен ли отказ страховой в выплате возмещения вреда здоровью потерпевшего? Спасибо.

Отказ в выплате страхового возмещения, подала в полицию на мошенничество второго участника дтп, выяснилось ошибка инспектора дпс в справке о дтп. правомерно ли подать в суд на мвд о возмещении морального вреда.

Является ли основанием отказа рассмотреть иск в мировом суде о возмещении ущерба в сумме менее 50000 рублей, если в составе иска имеется и требование о возмещения морального вреда?

Вынесен отказ по УДО по ДТП. не заявлен гражданский иск в уголовном деле о возмещении вреда здоровью и морального вреда. Характеристики осужденного положительные. Вопрос трудоустройства положительный. Но от потерпевших поступила телефонограмма об отказе. Решение вынесено ссылаясь на их отказ. При апелляции вероятен также отказ?

ДТП при столкновении 3 х авто, виновник ДТП (выехал на встречную полосу движения) подал иск о возмещении ему морального вреда с водителей 2 х пострадавших авто, ссылаясь на ст.1100 ГК. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; а также на ст. 1083 ГК При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается. Так ли это на самом деле или Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064)?

Пришол отказ в возмещение морального вреда, что делать?

Моя дочь попала в ДТП как пассажир. Страховая выплатила по ОСАГО возмещение вреда здоровью. В компенсации утраченного заработка страховая отказала, мотивируя тем, что сумма утраченного заработка не превышает выплату по возмещению здоровья. Правомерен ли отказ страховой?

Мне отказала страховая компания в выплате возмещения ущерба, причиненного виновником ДТП, который въехал в мой автомобиль. Причина отказа: просроченный страховой полис виновника. Могу ли я добиться возмещения ущерба в судебном порядке и могу ли подавать в таком случае на возмещение морального вреда? Спасибо.

Мне отказала страховая компания в выплате возмещения ущерба, причиненного виновником ДТП, который въехал в мой автомобиль. Причина отказа: просроченный страховой полис виновника. Могу ли я добиться возмещения ущерба в судебном порядке и могу ли подавать в таком случае на возмещение морального вреда?

Штраф со страх. Компании за отказ в добров. Выплате страхового возмещения за вред здоровью (ДТП) можно ли считать компенсационной выплатой по п.3 ст.217 НК РФ? И само возмещ. Вреда здоровью?

ПРОКУРАТУРА ОБЯЗАНА ВЫСТУПИТЬ В СУДЕ В ЗАЩИТУ ПРАВ ИНВАЛИДА, ИНВАЛИДНОСТЬ ПОЛУЧЕНА ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ ПОСЛЕ УХОДА НА ПЕНСИЮ, СТАЖ 20 ЛЕТ, СТАТЬЯ 45 П.3?иСК МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД, ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ. ПРОФЗАБОЛЕВАНИЕ-ОТКАЗ ИМТ.

Ситуация: ДТП - Рейсовый автобус с пассажирами врезался в автогрейдер, по итогу судебного разбирательства Вина водителя автогрейдера, у пассажиров легкий и средний тяжести вред здоровья. В соответствии с ФЗ Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном (ОСГОП) компенсация вреда здоровью пассажиров произведена страховой компанией перевозчика (СК МСК). В возмещении утраченного заработка пассажирам СК МСК отказала в рамках ОСГОП.

Вопрос: Правомерен ли отказ или необходимо за компенсацией утраченного заработка обращаться в СК виновника ДТП в рамках договора ОСАГО?

Я инвалид. Не отказываюсь от путёвки в санатории. Моя очередь 2300. Это я смогу получить года через три. Поэтому сужусь. Просил путёвку и возмещение морального вреда. Путевку не дали и в возмещении отказ. Якобы имеет место имущественный спор. Спасибо. Иван Антонович.89525360917

Подали иск о возмещении материального и морального вреда, причиненного пожаром в доме, который располагался по соседству. Суд состоялся. Выслушав Истцов (нас), свидетелей (подтверждавших наши страдания, волнения, стресс из-за пожара и последствий - ремонта), Ответчика, приняв к делу видеоматериал, где хорошо видно, как мы были напуганы пожаром, судья приняла решение: возместить только материальный вред, отказав при этом в возмещении морального вреда, сославшись, что моральный вред в случае пожара законом не предусмотрен. Правомерно ли решение судьи в отказе морального вреда? На что ссылаться, поддавая на аппеляцию.

Как правильно сформулировать в заявлении отказ от иска по возмещению морального вреда? Подскажите пожалуйста!

Написала заявление о возврате имущества и возмещении морального вреда. Мой знакомый юрист рекомендовал отказаться от возмещении морального вреда, т.к. нет достаточных оснований и сказал, что на этот отказ нужно заявление в суд. Помогите, пожалуйста, найти образец. Спасибо.

В случае отказа в иске о возмещении вреда, суд возвращает госпошлину (цену иска) ?

Несчастный случай при страховке от него. Отказ страховой в выплате. Подача Претензии на возмещение страх. Суммы + моральный вред (не платили 0,5 года). Оплата СК суммы страховки добровольно (в 10 дн. срок) Предполагается подача иска на оплату морального вреда. Вопрос-на мор. вред может присудится штраф 50% в рамках ЗоПП в пользу потребителя за отказ возместить в добровольном порядке?

Если судья на судебном заседании огласил свое решение об отказе возмещения морального вреда, затем в письменном варианте, выделил иск о моральном вреде в отдельное производство и назначил несоизмеримую с причененным вредом сумму. Почему не миллион?

Помогите! Очень сложная ситуация! Мой молодой человек (МЧ) сбил пешехода. Вины его нет абсолютно. Проезжая часть трех-полосная. Первая полоса для автобусов была свободна в момент происшествия, по второй ехал камаз (по средней), а по левой МЧ. Мч и водитель камаза двигались почти наровне, камаз чуть впереди. Из-за камаза выбежала бегом девушка, даже не посмотрев на дорогу. (то есть камаз она успела пробежать, а его нет). Возможности ее увидеть не было из-за камаза. Тормозил конечно, но было слишком поздно. Произошло все это вне зоны пешеходного перехода. Его скорость была 40 км/ч. Сотрудники ГИБДД провели следственный эксперимент, сравнили тормозные пути и убедились в этом. В схеме указано, что пешеходный переход позади за 10 метров. Все бы ничего, и скорость не превысил и пешеход в неположенном выбежал, но все осложняется тем, что девушка в коме. Мать инвалид в коляске. Мы к ней ездили объяснить как все было. Помогите пожалуйста! Я уже много чего перечитала, везде написано, что ни административной, ни вроде как не должно быть. Но очень беспокоит такое понятие как ответственность владельца средства повышенной опасности. Подскажите может ли в этом случае сработать Статья 1083. Учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред 1. Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. 2. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается. Вина потерпевшего не учитывается при возмещении дополнительных расходов (пункт 1 статьи 1085), при возмещении вреда в связи со смертью кормильца (статья 1089), а также при возмещении расходов на погребение (статья 1094). 3. Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно. Подскажите пожалуйста что может грозить. И если девушка погибнет, могут ли виновным признать. Должно же как-то учитываться то, что он не нарушал правила и скоростной режим, а она в неположенном месте бежала и увидеть ее даже возможности не было.

Размер госпошлины при подачи кассационный жалобы по отказу в иске о возмещении морального вреда.


Фото: пресс-служба Госавтоинспекции

Перевозка грузов автотранспортом - традиционно самый востребованный в России вид грузоперевозок. Его преимущества – скорость, доступность, относительно невысокая стоимость. При этом существует вполне реальный риск утраты или порчи груза, вверенного перевозчику или экспедитору.

Причины происшествий с грузом различны и варьируются от ошибок профессиональных участников логистического рынка, непосредственно осуществляющих перевозку, до гибели груза по причине дорожно-транспортных происшествий или умышленного хищения ценных грузов третьими лицами.

Один из инструментов снижения риска финансовых потерь в случае порчи или утраты грузов при их транспортировке – страхование.

Страховой рынок имеет огромный потенциал, но в России находится только на стадии становления, а его развитие сдерживается устойчивым недоверием, в отличие от европейского рынка, где процент застрахованных грузов уверенно приближается к стопроцентной отметке. Но несмотря на общее недоверие к российской страховой системе, количество заключенных договоров страхования грузов растет, вероятно это связано прежде всего с тем, что при работе с крупными российскими перевозчиками страхование становится скорее принудительной, чем добровольной мерой. Как правило, крупные логистические компании оставляют за собой право отказать в перевозке в случае отказа грузовладельца от страхования.

В соответствии с действующим законодательством, ответственность экспедитора и перевозчика в части возмещения стоимости груза (утраченного или испорченного) совпадает, они оба будут нести ответственность за утрату или порчу груза в размере его действительной или объявленной ценности (для сравнения в Европе ответственность перевозчика ограничена условными единицами за каждый килограмм утраченного груза). Стоимость груза может оказаться внушительной, несложно догадаться, что

наиболее заинтересованной стороной в страховании груза в России является именно экспедитор, а в Европе – грузовладелец.

Это косвенно объясняет и разницу в объемах страхования в России и в Европе. В случаях, когда российские перевозчики оказываются не способными возместить крупный убыток, страховой полис может оказаться спасением для грузовладельца.

Однако на практике наличие страхового полиса не всегда означает полное покрытие возможных убытков, вызванных происшествиями с грузом в период его транспортировки. Между суммой возникшего убытка и размером страхового возмещения далеко не всегда стоит знак равенства. В российских реалиях процесс урегулирования убытков при возникновении страхового случая практически всегда означает конфликт финансовых интересов сторон-участников договора страхования (страховщика и страхователя и/или выгодоприобретателя), вне зависимости от предмета страхования. Обычно договор страхования не в полной мере отвечает ожиданиям грузовладельца, правила страхования грузов содержат изъятия и оговорки. Зачастую пристальное изучение документов грузовладельцами начинается уже после наступления страхового случая, а так как для многих из них процедура страхования в целом и взаимодействие со страховщиком в частности является нетипичной ситуацией в рамках осуществления текущей деятельности, то к быстрому и последовательному реагированию многие грузовладельцы могут оказаться просто не готовы. В свою очередь это приводит к потере времени, упущении деталей и нарушении процедуры взаимодействия со страховой компанией, что вполне вероятно может повлечь отказ в выплате страхового возмещения и последующие длительные, часто безуспешные судебные разбирательства. С подобными ситуациями сталкиваются и грузовладельцы, осуществляющие страхование груза на регулярной основе, особенно в случаях урегулирования крупных, сложных случаев убытка.


Отказы в выплате страховых возмещений нередко встречаются по причине нарушения грузовладельцем последовательности действий (например, несвоевременное уведомление страховщика, осуществление самостоятельного ремонта поврежденного груза до проведения оценки причиненного ущерба, утилизация груза, отсутствие или неточность сопроводительных, или правоустанавливающих документов и т.д.).

Своевременное документальное оформление убытка может сыграть решающую роль в вопросе последующего удовлетворения требования выплаты страхового возмещения.

Для большей наглядности обратимся к статистике. Информация о размерах страховых выплат, страховых сумм и премий является открытой (в том числе в разрезе страховых компаний по их наименованиям). Эти данные аккумулируются и размещаются на официальном интернет-сайте Центрального банка Российской Федерации. Так, за 2018 год размер страховых взносов по договорам добровольного страхования грузов составил 20 532 589 126,59 рублей. За указанный период заявлено 61 795 страховых случаев, процент отказа в страховой выплате составил 9%. Незначительный процент на первый взгляд, но в статистических данных наибольший интерес представляет именно размер страховых выплат.

На 56 084 урегулированных страховых случаев суммарно приходится 2 607 827 608,11 рублей страхового возмещения (возвращаясь к вопросу об эффективности судебных тяжб, из указанной суммы страхового возмещения взыскано в судебном порядке лишь 106 208 600,86 рублей).

Таким образом из несложных арифметических расчетов следует, что средний размер выплаты составляет менее 50 000 рублей на каждый случай.

Большая часть страховых выплат приходится на Центральный Федеральный округ – 66% от вышеуказанной суммы, на втором месте Северо-Западный Федеральный округ – 21%.

Выводы о несоразмерности страховых выплат понесенным убыткам исходя из представленных данных – очевидны.

В условиях экономии ресурсов, в том числе временных, трудовых и финансовых, а также из репутационных соображений стороны договора страхования в одинаковой мере заинтересованы в урегулировании спорных ситуаций мирным путем. В связи с этим возникает потребность в независимой оценке убытков и определении размера выплаты с учетом особенностей каждой конкретной ситуации, условий договора и правил страхования. В этом случае целесообразно привлечение третьей, независимой стороны.

Эксперты, чья деятельность непосредственно направлена на урегулирование убытка называются аджастерами. Специалисты подобного рода и специфика их деятельности предельно понятна страховым компаниям (как профессиональным участникам рынка страхования), и, как правило, абсолютно неизвестна грузовладельцам. Аджастер – независимый эксперт, специализирующийся на урегулировании убытков, который может выступать не только на стороне страховщика, но и являться независимым, третьим лицом или осуществлять деятельность в интересах выгодоприобретателя (в данном случае – грузовладельца).

По роду деятельности и особенностям должностных обязанностей к аджастерам можно отнести и специалистов отделов урегулирования убытков страховых компаний.

Но деятельность таких специалистов в силу наличия трудовых отношений со страховой компанией сложно назвать независимой, очевидно, что процесс урегулирования убытков будет происходить с уклоном в сторону интересов непосредственного работодателя.

Являясь профессиональным экспертом в области урегулирования убытков, аджастер систематизирует, анализирует имеющуюся в распоряжении заказчика и предоставленную для изучения информацию, разъясняет способ расчета страховой выплаты, координирует или непосредственно осуществляет взаимодействие со страховой компанией, обосновывает выплату (или отказ в выплате) страхового возмещения, дает оценку судебной перспективы разбирательства. В зависимости от поручения заказчика, аджастер полностью или в оговоренной части принимает на себя процессы, направленные на всестороннее рассмотрение и урегулирование события, которое по своим признакам попадает под определение страхового случая. Основная цель его деятельности – урегулирование возникшего убытка (с учетом обязательств страховщика, вытекающих из договора страхования и действующего законодательства), осуществляемое путем непосредственного взаимодействия со страховой компанией в интересах заказчика.

Аджастер может привлекаться на любых стадиях урегулирования убытка, как в момент непосредственного его возникновения, так и на этапе взаимодействия со страховой компанией.

Своевременное привлечение компетентного независимого специалиста для урегулирования убытков увеличивает вероятность разрешения ситуации мирным путем, а также достижения согласия сторон в части размера материальной компенсации понесенных потерь.

В июле 2018 года я попал в ДТП на личном автомобиле не по своей вине.

Урон был незначительный, поэтому мы со вторым участником оформили аварию без сотрудников ГИБДД — по европротоколу.

Когда я обратился в страховую компанию, случай признали нестраховым — возмещать стоимость ремонта автомобиля мне никто не собирался. Я решил отстаивать свою правоту в суде и выиграл. В итоге страховая выплатила мне 153 794,67 Р при стоимости ремонта 64 383,63 Р .

Расскажу, как подать в суд на страховую компанию, если не согласны с ее решением, как оценить ущерб, составить исковое заявление и получить свои деньги от страховой.

Как должно быть по закону

После ДТП у участников происшествия есть два варианта: самостоятельно оформить аварию по европротоколу или вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы те составили протокол.

Чтобы оформить аварию по европротоколу, водителям нужно заполнить единственный документ — извещение о ДТП. Его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО. Извещение водители заполняют на месте и спокойно разъезжаются. При этом авария должна соответствовать требованиям европротокола:

  1. Участники ДТП — два автомобиля.
  2. Место аварии — Россия.
  3. Повреждения получили только машины, пострадавших и жертв нет.
  4. Будущий ремонт автомобиля пострадавшего водителя не превышает 400 тысяч рублей.
  5. У обоих водителей есть полисы ОСАГО.

Чтобы получить страховую выплату по европротоколу, пострадавший водитель должен обратиться в любое отделение страховой компании, где у него оформлен полис ОСАГО. Отделения обычно можно найти на сайте страховой. В страховую компанию нужно предоставить:

  1. Оригинал европротокола.
  2. Действующий полис ОСАГО.
  3. Документ, удостоверяющий личность.

Виновник ДТП, в свою очередь, должен уведомить об аварии свою страховую.

Если пострадавший водитель обращается в страховую компанию с правильно оформленным европротоколом, страховая должна рассчитать стоимость ущерба и дать направление на восстановительный ремонт.

Есть случаи, когда страховщик может не выдавать направление на ремонт и, соответственно, не выплачивать компенсацию:

  1. Если страховой случай наступил вследствие ядерного взрыва, радиации, народных волнений и т. п.
  2. Если страховой случай наступил из-за умысла водителя — водитель совершил ДТП, чтобы получить выплату.
  3. Если водитель представил в страховую компанию не все необходимые для выплаты документы и не может доказать, что страховой случай действительно наступил и какого размера должно быть возмещение.

Этот перечень — исчерпывающий. По другим основаниям отказать в выплате нельзя.

Как было у меня

Я подал все документы — европротокол, полис ОСАГО и паспорт — в ближайший от моего дома офис страховой 19 июля 2018 года, на следующий день после ДТП.

Ущерб был незначительный: помяты крыло и бампер, разбита фара. Повреждения покрывались лимитом возмещения по европротоколу — на ремонт нужно было порядка 100 тысяч рублей.

В день подачи документов по ДТП представитель страховой осмотрел автомобиль и составил внутренний акт повреждений. 1 августа мне выдали направление на ремонт.

В день, когда я получал направление на ремонт, мне неожиданно позвонил начальник отдела урегулирования убытков страховой компании. Он сообщил, что им нужно больше времени для рассмотрения моего случая. Тогда я позвонил в автосервис, который был указан в направлении на ремонт. Там мне сообщили, что автомобиль на ремонт не примут до официального одобрения страховой компании.

В итоге я получил письмо от страховой компании о признании случая нестраховым: направления на ремонт как будто бы не было. Страховая ссылалась на то, что второй водитель не признал себя виновным в ДТП, — это было неправдой.

Я был не согласен с решением страховой. Чтобы доказать свою правоту, я сначала написал претензию, а потом обратился в суд. Вот что нужно делать, если окажетесь в такой же ситуации.

Страховая компания сначала выдала мне направление на ремонт, а потом сделала вид, будто ничего не было

В первую очередь надо дождаться официального письма от страховой, в котором она обязана объяснить причины отказа в выплате по ОСАГО. Мне об отказе сначала по телефону сообщил специалист страховой компании, который принимал документы. Официальное письмо от страховой пришло по почте 15 сентября 2018 года.

В выплате страховой суммы и ремонте автомобиля мне отказали из-за того, что второй участник ДТП якобы не признал себя виновным в аварии. Но у меня на руках осталась копия европротокола. В нем были точно определены пострадавшая сторона — я, и виновная сторона — второй участник. Это подтверждали наши подписи в протоколе.

Ситуация получилась абсурдная, и я решил отстаивать свою правоту дальше.

Чтобы предъявить требования страховой компании, нужна точная сумма понесенного ущерба. Для ее расчета необходимо обратиться в специализированную организацию и получить официальный отчет, где указывается стоимость ремонта автомобиля. Важно, чтобы у организации имелись все необходимые лицензии на проведение экспертизы.

На оценку приглашаются все заинтересованные участники ДТП. В моем случае это страховая компания и второй участник ДТП. В итоге приехал только второй участник, а страховая компания проигнорировала приглашение.

После проведения оценки, 4 сентября, я получил на руки экспертное заключение, заверенное печатями организации. Согласно ему на ремонт мне нужно было потратить 64 383,63 Р .

нужно было потратить на ремонт, согласно отчету об оценке ущерба

Услуги оценщиков оплачиваются отдельно, стоимость зависит от количества поврежденных элементов. В моем случае стоимость оценки составила 7000 Р .

Когда я получил экспертное заключение, подготовил в адрес страховой компании досудебную претензию. По закону об ОСАГО претензия обязательна: без нее суд вернет иск или оставит его без рассмотрения.

С 1 июня 2019 года споры по ОСАГО до подачи иска в суд должны рассматриваться еще и финансовым уполномоченным. На сайте финансового уполномоченного есть форма для подачи обращения. Но в любом случае сначала нужно писать претензию в страховую, а затем уже идти к финансовому уполномоченному.

В претензии необходимо указать обстоятельства аварии и почему вы правы. А также потребовать от страховой компании компенсировать стоимость ремонта автомобиля по экспертному заключению и прочие затраты: стоимость услуг по оценке, почтовые расходы. В досудебной претензии нужно указать банковские реквизиты, по которым страховая сможет перечислить деньги, если согласится с претензией.

В своей претензии я указал, что все документы, которые направлял в страховую, были оформлены правильно. В европротоколе были указаны пострадавшая и виновная стороны, поэтому страховая должна была признать случай страховым по закону и выплатить деньги на ремонт автомобиля — 64 383,63 Р , а также оплатить услуги независимой экспертизы — 7000 Р .

Я отправил досудебную претензию 7 сентября заказным письмом с извещением о вручении в центральный офис страховой компании, который находится в Москве. Претензию можно подать и лично, обратившись в любой офис страховой компании, — принципиальной разницы нет, поэтому выбирайте удобный для себя способ.

После претензии страховая компания может сразу выплатить требуемую сумму, чтобы не доводить дело до суда. На это по закону у нее есть 10 дней после получения претензии. Мне страховая 26 сентября ответила, что не меняет своего решения и выплачивать ничего не будет. Тогда я решил обратиться в суд.

Исковое заявление. Чтобы подготовить исковое заявление, можно нанять юриста. Он же поможет вести дело в суде. Я решил все делать сам, потому что понимал, что прав в основных моментах дела. Все-таки я больше заинтересован в выигрыше, чем юрист, — в моем случае это было важнее, чем знание тонкостей закона.

В иске я описал все обстоятельства ДТП и неправомерные действия страховой. Предоставил в суд все документы и показал, что они оформлены правильно, а страховая компания этого не учла. Я просил суд взыскать со страховой:

  1. Стоимость восстановительного ремонта — 64 382,63 Р согласно экспертному заключению.
  2. Стоимость экспертизы — 7000 Р . Чтобы подтвердить эту сумму, я приложил к иску чек на оплату услуг по оценке.
  3. Неустойку за нарушение сроков направления на ремонт — 50 219,23 Р . По закону об ОСАГО страховая должна выдать направление на ремонт в течение 20 дней со дня, когда примет заявление о страховом случае и документы по ДТП. За каждый день просрочки со страховой компании взыскивается неустойка в размере 1% от стоимости восстановительного ремонта. В моем случае страховая в официальном отказе в выплате по ОСАГО написала, что случай признала нестраховым — направления на ремонт она как будто не выдавала.
  4. Штраф. По закону, если ответчик отказался удовлетворить требования потребителя добровольно, суд взыскивает с него штраф — 50% от суммы, которую присуждает истцу.

Этот штраф рассчитывает судья после того, как решит, сколько необходимо взыскать с ответчика. Истец его считать не обязан — можно просто указать в иске требование взыскать такой штраф. Но я все равно подсчитал сумму штрафа и попросил взыскать со страховой 60 801,43 Р . Я не знал, что штраф, который взыскивается со страховой, считается иначе, — суд указал это в решении и в итоге снизил сумму штрафа.

Общая сумма моих требований составила 182 404,29 Р . Я подал исковое заявление в Кинельский районный суд лично в канцелярию суда 2 ноября 2018 года. Как потребитель, я выбрал суд по адресу регистрации. Если бы итоговая сумма в заявлении была равна или меньше 100 000 Р , следовало обращаться в мировой суд.

В иске я также мог просить взыскать со страховой почтовые расходы, но чеки с почты не сохранил, поэтому не стал требовать возместить эти затраты. Если бы я обратился к юристу, то расходы на него тоже включил бы в требования.

К иску я приложил все имеющиеся документы, относящиеся к ДТП: копию европротокола, досудебную претензию, отказ страховой в выплате по ОСАГО, ответ страховой на досудебную претензию.

Так как дело касалось защиты прав потребителей, госпошлину я не уплачивал.

Через месяц после подачи искового заявления суд назначил предварительное заседание на 16 ноября — об этом я узнал из судебной повестки, которую получил по почте. На предварительном заседании присутствовал только я. Судья расспросил меня обо всех обстоятельствах дела и назначил дату основного заседания — 10 декабря.

На основном заседании снова присутствовал только я. Страховая компания никаких контраргументов не приводила. В отзыве на иск написала, что не признает случай страховым, так как извещение о ДТП оформлено ненадлежащим образом — не стояли подписи участников аварии. Но наши подписи были на месте. Суд исследовал представленные мною доказательства: извещение о ДТП, мои обращения в страховую и ответы на них.

Решение суда. Суд вынес решение в мою пользу, но почти вполовину снизил сумму штрафа за нарушение прав потребителей, ссылаясь на п. 82 постановления Пленума Верховного суда РФ № 58.

Оказалось, что по закону об ОСАГО размер штрафа — это 50% от разницы между суммой страхового возмещения и размером выплаты, которую страховщик выплатил добровольно до возбуждения дела в суде. В моем случае сумма страхового возмещения составила 64 383,63 Р — это стоимость восстановительного ремонта согласно оценке. Добровольно страховая ничего не выплачивала.

В итоге мне присудили 153 794,67 Р :

  • страховое возмещение — 64 383,63 Р ;
  • неустойка за просрочку выплаты страхового возмещения — 50 219,23 Р ;
  • штраф за нарушение прав потребителей — 32 191,81 Р ;
  • возмещение расходов на оплату услуг по оценке — 7000 Р .

Решение суда вступает в силу через месяц после составления в окончательной форме. В течение этого срока любая из сторон может подать апелляционную жалобу. Так и произошло: страховая компания на 30 день после решения суда первой инстанции подала апелляцию.

Апелляционную жалобу рассматривал Самарский областной суд. По почте также пришла повестка, заседание было назначено на 8 апреля 2019 года. В областном суде мое дело рассматривала судебная коллегия из трех судей.

В заседании со стороны страховой компании присутствовал нанятый юрист, но он не смог привести весомые доводы, чтобы коллегия отменила решение суда первой инстанции. Юрист страховой компании говорил о необъективном рассмотрении судьей первой инстанции обстоятельств дела и рассмотрении материалов дела в неверном ключе — не знаю, что он имел в виду. В итоге решение осталось в силе: страховая должна была выплатить мне 153 794,67 Р .

Чтобы получить деньги по решению, необходим исполнительный лист. Его нужно забирать в суде первой инстанции. Я позвонил в суд, и мне назвали примерную дату изготовления исполнительного листа. В итоге получил его спустя полтора месяца после заседания областного суда — 13 мая 2019 года.

Есть три варианта взыскать деньги по исполнительному листу. Для этого можно передать его:

    — скорость выплаты зависит от расторопности приставов; — выплата может затянуться на неопределенный срок; Банк обязан выплатить денежные средства в течение трех рабочих дней.

Я решил передать исполнительный лист в банк — это самый быстрый способ. Информацию о банке, в котором у страховой компании есть расчетный счет, можно найти на ее сайте — я так и сделал.

Заявление на выплату написал в ближайшем офисе банка 13 мая 2019 года. К нему приложил исполнительный лист и банковские реквизиты, по которым хотел получить выплату. Через три рабочих дня после подачи заявления банк перечислил 153 794,67 Р на мой банковский счет.

мне перечислил банк с расчетного счета страховой компании

Итоги моего спора со страховой

Весь процесс от ДТП до получения денег занял у меня 10 месяцев: в аварию я попал в июле 2018, а деньги пришли в мае 2019 года. На судебные разбирательства ушло 6,5 месяца: я подал иск к страховой 2 ноября 2018 года, в декабре суд вынес решение, а в апреле 2019 года апелляционный суд оставил его в силе. Исполнительный лист я получил 13 мая 2019 года.

Я просил взыскать со страховой компании 182 404,29 Р , потому что немного ошибся в расчетах. В итоге мне присудили 153 794,67 Р , хотя на ремонт по оценке экспертов нужно было 64 383,63 Р . На юристов я не тратился и госпошлину, как потребитель, не платил.

Читайте также: