Как осуществлялось управление индийскими колониями кто осуществлял это управление

Обновлено: 04.07.2024


Л.М. Гудошников, доктор юридических наук, профессор — гл. 6, 15, 23.

О. А. Жидков, доктор юридических наук, профессор — предисловие (совместно с Н. А. Крашенинниковой), гл. 3 (§ 1, 2, 3, 5, 6), 7, 16, 18–21.

Н. А. Крашенинникова, доктор юридических наук, профессор — предисловие (совместно с О. А. Жидковым), гл. 3 (§ 4), 4,5, 8, 11, 13, 14.

О. Л. Лысенко, кандидат юридических наук — гл. 22 (совместно с В. А. Савельевым).

А. А. Мишин, доктор юридических наук, профессор — гл. 2.

В. А. Савельев, кандидат юридических наук — гл. 22 (совместно с О. Л. Лысенко).

В.Н. Струнников, доктор юридических наук, профессор — гл.12.

С. В. Чиркин, кандидат юридических наук, доцент — гл. 1, 9, 10, 17.

Предлагаемая читателям книга является второй частью учебника для студентов-юристов, вышедшего в свет в издательстве 'Норма' в 1996 г. Первая его часть посвящена истории государства и права древнего мира и средних веков. Вторая часть учебника включает в себя историю государства и права нового и новейшего (XX в.) времени.

Структурно вторая часть распадается на три раздела. Первый раздел — история государства нового времени, второй раздел — история государства в XX в., третий — история права нового и новейшего времени.

Переход человечества от средневековья к новому времени берет свое начало еще в XV–XVI вв., т. е. в эпоху Возрождения и Реформации. Именно в это время начинается переворот, прежде всего в политическом и правовом сознании людей и в экономике, которая все больше ориентируется на капиталистическое предпринимательство. Но применительно к предмету данного учебника, т. е. к той общественной сфере, которая непосредственно связана с политикой и государством, новое время исчисляется обычно с английской и французской революций XVII–XVIII вв.

Именно с этого рубежа мировой истории идет процесс утверждения современного государства, которое принципиально отличается от рассматриваемой в первой части государственности предшествующих эпох. Это государство, несмотря на многочисленные препоны на его пути, в том числе и на попятные движения, определило магистральный путь развития цивилизации — путь к свободному предпринимательству, демократии, законности, к правовому государству, которое зиждется на гражданском обществе.

В это время было положено начало представительному правлению, которое по мере своего развития обеспечило участие все более широких слоев населения в государственной жизни. В передовых государствах человек и гражданин получил невиданные ранее в истории политические права и гражданские свободы, что сделало возможным более полную реализацию политического потенциала общества.

Второй раздел данного учебника посвящен развитию государственности в XX в. Такое структурное и хронологически определенное выделение XX в. имеет свой резон. Оно оправдано тем, что XX в. в результате научно-технической, информационной, демографической и т. п. революций был ознаменован крупными переменами в экономической и социальной жизни.

Этот век оставил особенно заметный след в политико-государственной сфере, причем не только благодаря развитию демократических институтов, но и благодаря двум кровопролитным мировым войнам, нацизму и военным диктатурам. Во многих странах, особенно в новых молодых государствах, можно видеть настоящий калейдоскоп форм государственного правления, военные и военно-гражданские диктатуры, превосходящие по своей жестокости все виданные ранее в истории. Все это свидетельствует о противоречивости исторического процесса, притом, что в XX в. доминировали идеи демократии, социальных компромиссов, господства права.

Выделение истории государства XX в. вызывается и небывалой ранее активностью государств, в том числе и демократических, во всех сферах общественной жизни: в экономике, политике, идеологии, в социальной сфере.

В XX веке, особенно во второй его половине, государство в развитых странах мира все больше берет на себя ответственность за общественный прогресс, за проведение сильной социальной политики, за предотвращение военной, термоядерной опасности, за меры, направленные на устранение угрозы человечеству экологической катастрофы.

Что касается последнего раздела учебника, посвященного истории права в новое и новейшее время, то следует заметить, что он не содержит в себе каких-либо существенных и четких внутренних хронологических рубежей. Современное право, утвердившееся в результате упомянутых выше революций, основанное на новых принципах, развивалось в отличие от государства более плавно, эволюционно.

Право в меньшей степени, чем государство, испытывает на себе последствия политических катаклизмов. Оно в большей мере сориентировано на удовлетворение глубинных и всесторонних потребностей человеческого общения. Присущая праву преемственность делает нецелесообразным рассмотрение его раздельно по двум самостоятельным периодам.

Принципиальные методологические подходы авторского коллектива определены еще во введении к первой части учебника. Суть их сводится к тому, что государство и право рассматриваются не в формационном плане, а как составной элемент общецивилизационного процесса.

Этими подходами руководствовались авторы и во второй части учебника. Они поставили своей задачей показать читателям общемировой процесс развития государства и права как движение от менее сложных к более сложным политико-правовым формам. В этом процессе авторы отмечают как позитивный, так и негативный исторический опыт.

Исходя из того же общецивилизационного подхода, авторы на конкретном историко-правовом материале нового и новейшего времени показывают, что, несмотря на многочисленные проявления регресса в политической жизни, демократическое и правовое государство приобретает в наше время все большую общечеловеческую ценность, активно участвует в решении все новых и новых проблем, встающих перед обществом.

Во второй части учебника в большей степени, чем в первой, используется наряду с конкретно- историческим подходом также и метод сравнительного анализа. Этот метод становится особенно необходимым, поскольку политико-правовая география (по сравнению с древним миром и средними веками) значительно усложнилась. На политической карте мира появилось большое число новых государств, которые имеют свои самостоятельные политические и правовые системы.

Для того чтобы дать студентам представление о происходящих глобальных процессах развития государства и права, авторы, прибегая к этому методу, рассматривают историю не только отдельных государств, но и историю государств целых регионов или даже континентов. Что касается отдельных государств, то авторы, прежде всего выделяют так называемые великие державы, а также те государства, история которых оставила заметный след в развитии цивилизации.


Урок рассказывает о создании Империи Великих Моголов на территории Индии, правлении могольских правителей Бабура, Акбара, Шах Джахана и Аурангзеба. Рассматриваются причины падения империи. Описывается процесс борьбы Англии и Франции за господство в индийских колониях, в ходе которого там установлена власть английских генерал-губернаторов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Государства Востока. Начало европейской колонизации часть 1"

Государства Востока. Начало европейской колонизации

Создание империи Великих Моголов

Могольская империя после Акбара

Индия с ее знаменитыми сокровищами на протяжении многих лет была мечтой завоевателей, стремившихся покорить эти земли. В XVI веке наступило время, когда жители Индии лишились привычного уклада жизни.

Вам предстоит узнать, как была создана империя Великих Мого́лов и каковы были причины ее исчезновения, познакомиться с правителями, а также вы узнаете о колонизации Индии англичанами.

Создание империи Великих Моголов.

Предпосылками создания единого государства в Северной Индии стали следующие:

· политическая раздробленность в этих землях, в начале XVI века исчезло самое крупное государство на этой территории – Дели́йский султана́т;

· из-за постоянных войн разорялось сельское хозяйство, вести торговлю становилось все труднее;

· феодалы-мусульмане стремились к объединению, так как боялись усиления феодалов-индусов.

Это все способствовало тому, что в 1526 году на территорию Северной Индии вторглись войска Бабу́ра, правителя Кабула, под властью которого объединились мусульманские феодалы. Нанести поражение правителю Делийского султаната ему удалось благодаря армии, которая была вооружена мушкетами и пушками, также он использовал необычную тактику ведения боя – нанесение ударов с тыла армии врага.

Бабур создал империю, которая получила название Мого́льская. Моголами называли народы, которые проживали в Северной Индии, Средней Азии и на юге Центральной Азии. Столицей нового государства стал город А́гра.


Империя была разделена между сыновьями, но между ними постоянно возникали разногласия из-за того, что большая часть государства принадлежала старшему брату Хумаю́ну. Их борьба ослабляла империю, даже привела к тому, что на несколько лет потомки Бабура вовсе потеряли власть.

Реформы Акбара.

В 1556 году новым падишахом стал сын Хумаюна Акба́р, именно при нем империя Моголов достигла своего расцвета. Акбар провел ряд реформ, которые способствовали централизации государства.

Административная реформа:

· вся империя была разделена на 12 провинций, во главе которых поставлены наместники;

· с целью ограничения власти этих наместников, Акбар назначил в провинции чиновников, которые подчинялись лично ему;

· каждая провинция была разделена на округа.

Таким образом, правителем осуществлялся контроль за каждым уголком империи.

Налоговая реформа. Акбар ввел новую систему сбора налогов. Его чиновниками были обмерены поля в империи, высчитана их средняя урожайность. На основе этих показателей введен налог, который составлял 1/3 часть от урожая с каждого из полей. Однако было предусмотрено снижение налога, если из-за непогоды пропадет часть урожая.

Могольская империя после Акбара.

С окончанием правления Акбара начало падать могущество империи. С 1605 по 1627 годы правил сын Акбара Джаханги́р, его сменил Шах-Джаха́н. Им удалось присоединить к империи отдельные земли. Однако авторитет правителя уже не был так силен как раньше. Военачальники вышли из-под контроля, военная техника не совершенствовалась. Управлять империей становилось все труднее.

Территория империи практически не увеличивалась, феодалы, которые не получали новых земель усилили давление на крестьян. Налоги росли, сельское хозяйство приносило меньше прибыли.

Начались восстания среди феодалов, которые приводили к ослаблению власти правителя. Однажды Джахангир был взят в плен полководцем.

Все большее количество средств стало тратиться на содержание двора и правителя, особенно это стало заметно при Шах-Джахане. Деньги, которые поступали со сбора налогов шли на строительство различных архитектурных сооружений. Для своей умершей жены Шах-Джахан построил мавзолей Тадж-Маха́л, который сейчас является одним из новых семи чудес света.


Упадок империи наступил после смерти сына Шах-Джахана Аурангзе́ба. Он был ревностным мусульманином. Во время его правления начались религиозные преследования. Такая политика лишила опоры в лице индусского населения, которое когда-то поддерживало его предков. Все чаще и чаще в империи вспыхивали восстания.

При Аурангзебе территория империи Моголов достигла своих максимальных размеров, однако это только усложнило управление ею.


Подорвал власть правителя и массовый голод, разразившийся в империи в начале XVIII века. В одном только Декане от него погибли около двух миллионов человек.

Сыновья и внуки Аурангзеба после его смерти начали междоусобную войну, которая и привела к распаду империи и наступлению феодальной раздробленности. Это облегчило европейскую колонизацию индийских земель.

Колонизация Индии.

С началом Великих географических открытий связано постоянное стремление европейцев проникнуть в Индию и подчинить себе местные территории. Первыми здесь были португальцы. Они владели базами на Малаба́рском побережье, Гоа и городами Ди́у и Дама́н.


Затем территории стали захватывать голландцы. Им принадлежали Чи́нсура, Негапата́м, позже интересы голландцев сосредоточились на островах Индонезии, которые прозвали Голландской Индией.


Однако основная борьба за Индию развернулась между британской и французской Ост-Индскими компаниями.

Британская Ост-Индская компания была основана в 1600 году, на протяжении XVII века она создавала свои факто́рии – торговые поселения – на территории Индии. Англичане покупали право на торговлю у правителей империи Великих Моголов. В 1690 году они выкупили у Аурангзеба три деревни, из которых позже выросла Кальку́тта.


Французская Ост-Индская компания проводила политику захвата индийских территорий. Так как переправлять в Индию войска из Франции было дорого, то они нанимали на службу местных солдат – сипа́ев. Позже так же стали поступать и англичане. Таким образом, завоевание Индии осуществлялось руками ее же жителей.


Англия и Франция поддерживали феодальную раздробленность в Индии, так как это было им очень выгодно. Они оказывали помощь феодалам, а те становились им обязанными, часто феодалы содержали войска сипаев.

Если в XVII веке обе компании преследовали исключительно торговые интересы, то в XVIII веке противостояние стало военным. На протяжении 20 лет шли битвы между Англией и Францией. Конец этой войне был положен захватом Англией Бенгалии и в 1761 году Пондише́ри. Началось создание Британской Индии. Генерал-губернатор Ост-Индской компании был объявлен генерал-губернатором всех английских владений в Индии.

Английские колонизаторы с захватом Бенгалии приступили к разграблению этих территорий. Обогащение происходило разными путями:

· первым делом англичанами была захвачена казна Бенгалии;

· важным источником дохода оставалась торговля. Представители компании запретили местным купцам вести внешнюю торговлю, это приводило к разорению торговцев. Также была установлена монополия на торговлю солью, что было существенным источником доходов индийцев;

· началась эксплуатация ремесленников. Они должны были за бесценок сдавать свою продукцию в фактории. Те, кто уклонялся от этого, подвергались избиениям или тюремному заключению;

· еще одним источником доходов стали крестьяне, для которых установили очень большие налоги;

· князья платили колонизаторам дань и обязаны были содержать войска сипаев.

Как результат английские колонизаторы нажили себе огромные состояния после захвата индийских территорий.

Таким образом, вы узнали, что

· в начале XVI века в Индии была создана империя Великих Моголов;

· ее основателем стал падишах Бабур;

· наибольшего расцвета империя достигла при Акбаре, который провел ряд реформ, способствовавших централизации государства;

· после смерти внука Акбара Аурангзеба в империи начались междоусобицы, что привело к ее распаду;

· в XVII веке началась борьба за господство в Индии между Британской и Французской Ост-Индскими компаниями, закончившаяся победой Британии.

Читайте также: