Как осуществляли идеи сотрудничества во внеурочное время

Обновлено: 30.06.2024

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы общего образования.

Согласно ФГОС ООО, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, организуемый по направлениям:

• социальное (общественно-полезная, проектная деятельность);

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов и способностей на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

1. Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности.

2. Создание особого образовательного пространства для развития индивидуальных способностей и образовательных потребностей ребенка в избранных сферах внеурочной деятельности.

3. Развитие опыта творческой, трудовой, общественно полезной, проектной деятельности.

4. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

5. Расширение рамок общения с социумом

. Принципы организации внеурочной деятельности

Принцип гуманистической направленности предполагает отношение к ребёнку как к ответственному субъекту собственного развития, субъект-субъектный характер отношений, оказание психолого-педагогической поддержки в самопознании, самоопределении и самореализации личности.

Принцип системности предполагает обеспечение целостности, преемственности ВУД, взаимосвязь между основными компонентами организуемой деятельности, урочной и воспитательной деятельностью, всеми участниками ВУД, опору на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности

Принцип вариативности определяет широкий спектр видов, форм и способов организации деятельности, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся с учетом их возрастных особенностей.

Принцип добровольности предполагает свободный выбор различных видов деятельности на основе личных интересов и склонностей ребенка, способов, темпа, освоения программ внеурочной деятельности в рамках индивидуальных образовательных траекторий.

Принцип успешности и социальной значимости предполагает деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса по формированию у обучающихся потребностей в достижении личностно-значимых и коллективных результатов, формирование позитивной самооценки, самоуважение, конструктивных способов самореализации, создание ситуации успеха в личностной и общественно полезной деятельности.

Принцип валеологической безопасности: динамическая пауза между урочной и внеурочной деятельностью не менее 30 минут (в форме прогулки, спортивной разгрузки, дополнительного питания, проведение занятий в формах, отличных от урочных; организация деятельности в комфортных условиях; длительность одного занятия не более 45 минут.

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь).

Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель,который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.

Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Кроме плана внеурочной деятельности модель внеурочной деятельноститак же предусматривает использование следующих документов:

– индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности;

– общая карта занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности;

– журнал учета достижений обучающихся во внеурочной деятельности

Данные инструменты обеспечивают реализацию модели внеурочной деятельности школы, а так же создают предпосылки для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, включающих, в том числе, и их внеурочную деятельность.

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы (учителя, педагоги дополнительного образования, учитель физической культуры, библиотекарь, вожатая).

Школа формирует такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения запросов участников образовательного процесса, в том числе личных потребностей обучающихся. В зависимости от своих интересов и потребностей каждый обучающийся формирует свой индивидуальный образовательный внеурочный вектор.

Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, направлено на реализацию Образовательной программы школы. Набор внеурочных модулей формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации; таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности дети будут посещать детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при школе.

Для реализации внеурочной деятельности составляются Рабочие программы внеурочных курсов в соответствии с целями и задачами, изложенными в Образовательной программе школы.

Модель организации внеурочной деятельности на основе индивидуальных образовательных траекторий обучающихся предусматривает разнообразные формы и виды деятельности обучающихся:

1) игровая деятельность (в том числе ролевые игры);

2) интеллектуально-познавательная деятельность;

3) социально преобразующая добровольческая деятельность;

4) общественно полезная трудовая деятельность;

5) художественное творчество;

6) проектная деятельность;

7) спортивно-оздоровительная деятельность;

8) досугово-развлекательная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность;

10) проблемно-ценностное общение.

Выбор программ организуется по всем направлениям, в течение учебного года обучающиеся должны освоить программы по пяти,тесно связанным между собой направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное (общественно полезная и проектная деятельность).

Занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов.

Направления внеурочной деятельности

Школа реализует дополнительные образовательные программы:

Апробируются следующие способы организации внеурочной деятельности:

1. Реализация программ ВУД, разработанных педагогами в режиме погружений в коллективные творческие дела, которые могут иметь разные формы организации: экскурсии, викторины, походы и т. д.

2. Включение подростка в систему общешкольного самоуправления, коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы.

3. Реализация программ воспитания и развития классных коллективов, созданных классными руководителями.

4. Включение обучающихся в систему дополнительного образования в школе и вне школы.

5. Включение учащихся во внеурочную деятельность через организациюсотрудничества с учреждениями ДО и культуры:

- музей истории полка;

- клуб офицеров и солдатский клуб;

- учреждения ДО и культуры г. Бологое.

Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с учащимися, так и возможность организовывать занятия крупными блоками (школы актива, тематические смены, фестивали, акции, конкурсы, походы, экскурсии, соревнования и т. п.).

Программа внеурочной деятельности предлагается учащимся и родителям для избирательного освоения, т. е. школьник при поддержке родителей и классного руководителя выбирает из каждого модуля программу курса, не менее 1 и не превышающую 10 часов в неделю.

Условия реализации модели

1. Наличие квалифицированных кадровых ресурсов

При организации внеурочной деятельностиобучающихся будут использованы:

• собственные ресурсы ОУ (классные руководители 5-9 классов, учителя-предметники, руководители кружков и студий);

• привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования, учреждений образования, науки и культуры).

2. Наличие необходимых площадок для проведения внеурочной деятельности.материальная и информационная база:

• оборудованные спортивные площадки (спортивный и тренажерный залы, спортивная площадка);

• кабинеты для внеклассной работы

• специализированные кабинеты (зал хореографии, кабинет музыки, кабинет ИЗО, кабинеты информатики);

актовый зал и др.

Содержание внеурочной деятельности

Ведущее направление развития личности Формы работы Решаемые задачи

Духовно-нравственное Беседы, экскурсии в музеи, просмотр фильмов, встречи с известными людьми, знакомство с историей и бытом города, организация выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, проведение тематических классных часов, встреч, бесед; участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности и активной жизненной позиции обучающихся, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Предметные недели, интеллектуальные игры, библиотечные уроки, викторины и конкурсы, занятия в компьютерном классе, беседы, разработка проектов к урокам, участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области. исследовательская деятельность, экскурсии по родному краю, в музеи района Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, осознанность непрерывного образования.

Общественно-полезная деятельность, проектная деятельность Трудовые операции, дежурство по школе, организация социально-значимых акций и т. д. Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки Формирование ценностного отношения к труду, ответственности за порученное дело, развитие социальной инициативы.

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов

Занятия в творческих объединениях, экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов, посещение выставок. Важная составляющая воспитания – приобщение школьников к миру искусства, вовлечение их в творческую деятельность. Вхождение в мир искусства способствует формированию и развитию у учащихся духовно-нравственных качеств, т. к. отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты и нацелено на познание, прежде всего, внутреннего мира человека, его идеалов, жизненных ориентиров и ценностей. Сфера досуга создает достаточно комфортные условия для раскрытия творческого потенциала детей.

Ожидаемые результаты внеурочной деятельности

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное развитие ребёнка благодаря его участию в различных видах деятельности по всем направлениям организации внеурочной деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Все виды внеурочной деятельностиучащихся ориентированы на воспитательные результаты:

• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п., понимания социальной реальности и повседневной жизни;

• формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

• воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;

• получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

• формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

• увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

• воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

• формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

• реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки будущего учителя и проходит в сроки, определённые учебным планом. К ней допускаются студенты, которые успешно выполнили все предшествующие виды педагогической практики.

В ходе преддипломной практики студенты выполняют обязанности учителей начальных классов. Они проводят уроки, внеклассную работу с детьми и занятия по специальности.

Задачи преддипломной педагогической практики:

1. Совершенствование умений и навыков наблюдения и анализа учебно-воспитательного процесса.

2. Отработка навыков планирования и проведения системы уроков, организации воспитательной работы в старших классах.

3. Изучение передового педагогического опыта школы (новые подсистемы, современные технологии обучения и воспитания, альтернативные и вариативные программы и учебники).

4. Овладение умениями и навыками самоанализа, самооценки и корректировки своей деятельности.

5. Выработка индивидуального стиля педагогической деятельности.

В содержание практической деятельности студентов входит:

1. Ознакомление с системой учебно-воспитательной работы школы (учебно-материальная база школы, деятельность педагогического коллектива, методических объединений учителей, классных руководителей, педагогического совета и Совета школы, расписание учебных занятий и др.)

· системы планирования учебно-воспитательного процесса школы, класса, ГПД;

· личности учащегося и коллектива класса (личные дела, медицинские карты, классный журнал и дневники);

· системы учебной и внеклассной работы по предметам;

· системы внеклассной воспитательной работы;

· лучшего опыта учителей в школе;

3. Самостоятельная работа:

· разработка и проведение учебной и внеклассной работы ( по профилю основной и дополнительной квалификации или специализации);

· разработка поурочных и тематических планов уроков и занятий;

· планирование внеклассной работы по предметам;

· проведение внеклассных занятий по развитию познавательных интересов детей;

· изготовление дидактического материала и наглядных пособий;

· проведение разнообразной внеклассной и внешкольной воспитательной работы по направлениям: нравственного, экологического, трудового, экономического воспитания детей, охраны их жизни и здоровья и др.;

· диагностика уровня развития личности и классного коллектива и использование полученных результатов в индивидуальной работе с детьми и коллективом;

· проведение работы с родителями (индивидуальной, с активом, родительское собрание);

· ведение школьной документации (классного журнала, дневников учащихся, проверка тетрадей и др.);

· участие в работе педагогического совета, методического объединения учителей;

· проведение педагогического эксперимента (исследовательской работы) с целью сбора материала для использования его в подготовке курсовой работы;

· проведение самоанализа и самооценки своей деятельности.

Приложение 1

Ф.И.О. студента ____________________________________________________

школа _______________________ класс ________________________________

Ф.И.О. студента ____________________________

Специализация ДДП ________________________

  1. Уровень подготовки класса _______
  2. Характеристика состояния учебно-воспитательной работы в классе
  3. Характеристика класса, школы, в которой проходила практика
  4. Анализ своей учебной работы, анализ работы в классе в качестве классного руководителя.
  5. Какие трудности возникли при подготовке и проведении уроков по каждому предмету:

Русский язык __________________________________

Работа по специализации ДДП ____________________

  1. Какие методы и приемы чаще всего использовали для активизации учащихся? ___________________________________________________
  2. Как осуществляется дифференцированный подход в процессе обучения (работа со слабыми и одарёнными детьми)? _______________________
  1. Как осуществляли идеи сотрудничества на уроке и во внеурочное время? _______________________________________________________
  2. Какие технологии активного обучения использовали на уроке?
  1. Какие уроки проводились интереснее? Почему? _____________________________________________________________
  2. Как часто использовали наглядность, ТСО? _____________________________________________________________
  3. Самые интересные творческие дела _____________________________________________________________
  4. Готовы ли Вы работать по специальности ДДП? _____________________________________________________________
  5. На что необходимо обратить внимание при подготовке студентов к преддипломной практике? _____________________________________________________________
  6. Чему новому научились на практике? _____________________________________________________________
  7. Трудности при подготовке и проведении воспитательной работы _____________________________________________________________
  8. Какие трудности возникали при работе с родителями? _____________________________________________________________
  9. С какими трудностями в учебно-воспитательном процессе Вы встречались? Чем Вы довольны? Что бы Вы хотели изменить? _____________________________________________________________
  10. Какие знания, умения и навыки приобретены в процессе практики.
  11. Общие выводы и пожелания по теоретической и практической подготовке студентов к самостоятельной работе _____________________________________________________________

Отчёт сдается с титульным листом с числом и подписью студентки

Приложение 2

Схема характеристики практиканта

1. Знание программ начальной школы и умение работать в соответствии с ними.

2. Умение планировать учебный материал урока.

3. Умение осуществлять на уроке связь теории с жизнью, разрешать задачи воспитания, воздействовать на сознание, чувства и волю людей.

4. Умение организовать детей на работу. Привлечь их внимание и активизировать их умственную деятельность, вызвать интерес к изучаемому материалу на уроке. Умение осуществлять индивидуальную работу с детьми, предупреждать неуспеваемость и отставание детей в учебных занятиях.

5. Овладение практикантов методиками преподавания каждого предмета начальной школы, в том числе новейшими, современными ТСО и другими наглядными средствами.

6. Умение проводить внеклассную работу с детьми и культурно-просветительскую работу с родителями.

7. Положительные стороны и основные проблемы, возникшие в ходе педагогической практики у студента-практиканта.

8. Отношение к работе и дисциплинированность.

9. Оценка за весь период практики.

10. Пожелания в адрес педагогического заведения.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЗА ПРЕДИПЛОМНУЮ ПРАКТИКУ

Приложение №3

Примерная схема конспекта внеклассного воспитательного мероприятия

1. Тема внеклассного воспитательного занятия.

2. Воспитательно-образовательные задачи данного вида занятий с учащимися.

3. План проведения воспитательного занятия.

4. Конспект занятия (раскрыть содержание занятия в соответствии с планом его проведения).

5. Используемая наглядность и ТСО.

6. Список использованной литературы.

Примерная схема самоанализа воспитательного мероприятия

1. Школа, класс, вид работы, тема проводимого внеклассного занятия.

2. Педагогическое обоснование темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям класса).

3. Цели и задачи проводимой работы.

4. Организация подготовки учащихся к данному занятию (степень участия детей, наглядное оформление занятия, использование технических средств). Влияние подготовки к делу на сплочение учащихся.

5. Содержание и методика проведения занятия:

а) соответствие содержания занятия поставленной цели;

б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

в) Эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, их активность;

г) приемы и методы, использованные на занятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;

д) связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды.

6. Особенности личности учителя, проводящего занятие: убеждённость, эмоциональность, контакт с учащимися, знание моральных качеств, поступков своих учеников и их мотивации.

7. Педагогическая ценность проводимого занятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных воспитанников для совершенствования отношений в коллективе (замечания, предложения).

Приложение 4

Схема самоанализа урока

1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?

3. Какие задачи решались на уроке:

c. задачи развития

Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

5. На каких понятиях, идеях, положениях, фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли было главное, существенное?

6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?

10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

11. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?

Приложение 5

Я, Иванова Татьяна Иванова, доверяю Макеевой Ольге Сергеевне,

паспортные данные: 20 01 №834752, выдан УВД Ленинского района 21.04.2001г.

получить заработную плату за преддипломную практику.

____________________ Т.И. Иванова

подпись руки Ивановой Татьяны Ивановны заверяю

(подпись директора учреждения)

(Подпись необходимо расшифровать, т.е. ФИО пишется полностью)

/М.П./ (печать ставится на подписи директора)

Приложение 6

Протокол открытого урока

Экспертиза проведённого урока

Ф.И.О. учителя ____________________________________________________________

Школа № __________ класс ________ предмет ____________________ дата ________

Состав экспертной группы

Ф.И.О. зам.директора по УВР ________________________________________________

Ф.И.О. учителя ____________________________________________________________

Материал является отчетом работы по данной теме. Объясняются различные способы организации проектной деятельности, классификация проектов, требования и условия для осуществления проектной деятельности. Отдельно указаны этапы и ошибки при организации проектов.

Содержимое публикации

Каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребёнка, предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?

Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики и информатики, с другой, предопределило для меня использование проектного обучения на своих уроках.

Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Современная школа должна не только дать знания, но и воспитать качества личности важные для жизни в новых условиях открытого общества: развитие творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы.

Проектно-исследовательская деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим.

Сущность метода проектов заключается в стимулировании интереса участников (обучающихся, педагогов) к их самостоятельной деятельности, постановке перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений. Метод проектов предоставляет учителю уникальную возможность преодолеть негативное отношение к обучению.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса.

Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

Учебный проект с точки зрения обучающегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной им самим.

При осуществлении проектного обучения перед учителем стоят следующие задачи:

выбор подходящих ситуаций, способствующих разработке хороших проектов;

структурирование задач, как например, возможностей для обучения;

сотрудничество с целью разработки междисциплинарных проектов;

управление процессом обучения;

использование технологий там, где это необходимо;

поиск надежного способа оценки.

Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности обучающихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

Проекты могу быть различны по своей типологии

На начальном этапе освоения метода проекты могут быть чисто информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми.

Можно использовать метод проектов на одном-двух уроках - мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы.Но сутьсамого метода, его идея должна оставаться неизменной - самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным.

Результаты выполнения проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, газета, презентация и т.д.).

Реализация метода проектов, методики сотрудничества весьма перспективны при изучении математики и информатики; работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках.

В процессе подготовки и проведения подобных занятий у учителя появляется возможность формирования у учащихся:

- новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга;

- новых личностных качеств.

Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач, и тогда можно организовать мини-проекты достаточно часто, приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно (краткосрочные, в рамках урока).

Критерии оценки проектов

1. Логика изложения;

2. Качество наглядных материалов

3. Компетентность в проблеме исследования;

4. Качество аргументации при ответах на вопросы;

5. Использование ИКТ

Для чего нужен метод проектов?

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:

- 10% от того, что они читают;

- 26% от того, что они слышат;

- 30% от того, что они видят;

- 50% от того, что они видят и слышат;

- 70% от того, что они обсуждают с другими;

- 80% от того, что основано на личном опыте;

- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;

- 95% от того, чему они обучаются сами.

Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:

создать собственную технологию;

перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников.

Оптимальным для меня представился второй путь и над этим я работаю третий год.

Математика (информатика) + ИКТ = учебный проект. При изучении математики учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, на информатике – умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (компетенции), научить жить (бытие), научить жить вместе.

Второй этап – позволил спланировать работу по повышению интереса, самостоятельности, активности учащихся, психологического благополучия и здоровья детей в учебной деятельности, повышению уровня использования наглядности и визуализации на уроке, повышению эстетической привлекательности урока, привлечению учащихся к использованию ИКТ при самоподготовке.

В своей работе я использую групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты.

На третьем этапе – а именно на нём я сейчас нахожусь, идёт пополнение методической копилки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ и проектных работ учащихся, распространение опыта в работе с обучающимися.

Под технологией мы понимаем алгоритм последовательных действий педагога и ребенка в процессе совместной деятельности, обеспечивающий достижение намеченного образовательного результата.

При разработке любой технологии определяются, прежде всего:

цели, которые должна решать та или иная технология;

педагогический результат, который предполагается получить;

пошаговая деятельность учащихся;

этапы педагогического сопровождения деятельности учащихся

Проектная деятельность учащихся – сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки практической реализации при сопровождении учителя.

1. Сообща можно получить от жизни больше

Возьмите любой крупный проект, и увидите в нем сотрудничество на уровнях, существование которых всего несколько лет назад трудно было предполагать. Настоящие истории успеха современности — спортивные команды, политические кампании, коммерческие предприятия — они о сотрудничестве и совместных усилиях.

2. Люди создают проблемы. Смиритесь

3. Командными игроками не рождаются, ими становятся

Или, если быть точнее, день за днем в процессе деятельности воспитывают в себе командный дух с помощью внимания, дисциплины, любви и приверженности делу, самоотдачи, а главное — с помощью привычки.

Важное замечание: нельзя принудить людей к сотрудничеству. Они могут трудиться в одном офисе или исполнять свои обязанности в рамках работы команды, но если они не заинтересованы в общем деле — толку не будет. Без личного участия — на эмоциональном уровне — многого не добиться.


4. Сотрудничество начинается с точки зрения

Сотрудничество — вещь практическая, это способ работать в гармонии с окружающими, но начинается оно с точки зрения. С человека. Задумайтесь: не кроется ли проблема в вас самих? Как вы относитесь к сотрудничеству?

  • Испытываете ли вы искреннюю привязанность к друзьям, родственниками и любимым?
  • Можете ли применить способы общения с ними в коллективной работе с партнерами?
  • Не отталкиваете ли людей излишней честностью?
  • Делитесь ли вы информацией с коллегами?
  • Как реагируете на проблемы?
  • Поддерживаете ли общую цель?

Ответы на эти вопросы помогут понять, хотите ли вы на самом деле быть частью чего-то большего и более значимого, чем вы сами, вносить вклад в общее дело и приносить пользу.

Первое время необходимость ставить результат общего проекта выше собственных интересов может казаться ненормальной и неправильной, но преодолейте чувство дискомфорта — и вы на верном пути. Попробуйте изменить свое отношение, и посмотрите, как отреагирует команда.

5. Если есть возможность, работайте с теми, кто лучше вас

Если вы руководитель, не бойтесь работать в команде опытных, умных и общительных людей. Наблюдайте за ними и учитесь. Довольно скоро вы почувствуете, что больше не воспринимаете команду как ленивое навязанное зло, и обретете новые возможности и достигните новых вершин.

Даже если коллеги умнее? Трудолюбивее? Сообразительнее? Больше одарены воображением? Да. Это как теннис: можно улучшить свои навыки, только играя с партнерами выше уровнем.

6. Не бойтесь работать со сложными партнёрами

Партнер должен быть сложным. Творческие разногласия между открытыми друг другу партнерами могут обернуться новыми идеями. Тогда в случае удачно сложившихся взаимоотношений один плюс один всегда дадут больше, чем два.

Михаил Барышников и Твайла Тарп во всех смыслах были полными противоположностями. Выходец из России и уроженка Среднего Запада. Ученик классической школы и эклектик. В результате этого слияния родился новаторский, потрясающий стиль танца, не похожий ни на что из того, что каждый из них мог бы создать в одиночку.



У Твайлы и Михаила случались недопонимания и разногласия. Но они не переставали из-за них тянуться друг к другу: стремление к новым преодолениям вселяло в них веру в будущее и вдохновляло делать очередной шаг вперед. — Источник

7. Четкая цель — основа успешного сотрудничества

Продуманная и четко сформулированная общая цель — основа успешного сотрудничества.

8. Составьте расписание и придерживайтесь его

Чем раньше будет составлено расписание и утвержден порядок совместной работы, тем меньше препятствий встретится на пути развития вашей команды как единого целого.

9. Необходимое условие сотрудничества — вовлеченность всех участников

При чем вовлекать можно не только руководителей и членов команды, но и всех, кто имеет какое-то отношение к проекту.

10. Приспосабливайтесь к изменениям и сохраняйте буддийское спокойствие

Вам будет намного легче приспосабливаться к изменениям, если вы будете придерживаться такой точки зрения:

Реальность либо идеальна за исключением нескольких проблем, либо — если я пребываю в буддийском спокойствии — идеальна полностью.

Ваше восприятие действительности — против хаоса. Зачем позволять хаосу побеждать? Делайте лучшее, на что способны, с теми ресурсами, которые у вас есть, в каждый отдельно взятый день.

11. Благодарите

Главный партнер не всегда тот, кто таковым кажется. Самые незаметные партнеры часто вкладывают в успех больше всех. Принимайте предложения и идеи от всех подряд. Радуйтесь любым предложениям, если они на пользу вашему проекту. И выражайте благодарность.

12. Сотрудничество — это Любовь

Наша жизнь — театр. Театр, в котором все мы играем главную роль в пьесе, написанной для самих себя. И финал ее зависит не только от того, кто вы, но и от того, как вы будете взаимодействовать с другими персонажами пьесы.

И хоть путь этот нелегок, он не страшит. Пройдите его правильно. Пройдите его вместе. Делитесь друг с другом. Старайтесь сделать друг друга лучше. Стойте друг за друга, когда кто-то из вас не справляется. Обнимайте друг друга, когда все получится. Расстраивайтесь при поражении и радуйтесь победам. Путь важнее цели.

Все очень просто: если каждый шаг на пути будет верным, результат не разочарует.

Читайте также: