Как осуществляет современная политическая номенклатура россии дистрибутивную функцию

Обновлено: 02.07.2024

Сущность политической системы проявляется и в ее функциях[325]. В обобщенном плане они заключаются в следующем. Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия его существования, социальную и национальную структуру, демографические и экологические процессы, уровень образования населения, состояние общественного сознания, всю духовно-идеологическую жизнь, международное положение. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы социальных интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике. Например, в нынешних условиях в нашем обществе, пожалуй, самая сложная для политико-властных структур задача заключается в том, чтобы найти баланс различных социальных интересов при переходе к рыночным отношениям.

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Действия же, способствующие разрушению организованности, стабильности системы, рассматриваются как дисфункции.

Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена Г. Алмондом и Дж. Пауэллом. Они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают "сохранение системы через ее изменение"[326].

1. Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живет человек. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы.

Стабильность политической системы достигается в том случае, если ее функционирование основывается на принципах, соответствующих политической культуре общества. Так, американская политическая культура основана на ряде мифов, идеалов и представлений, которые признаются большинством населения страны несмотря на религиозные и расовые различия. Среди них - отношение к своей стране как к богоизбранной, предоставляющей человеку уникальную возможность для самореализации или ориентация на личный успех, дающей уверенность в том, что вырваться из нищеты и достичь богатства можно, только полагаясь на свои способности, и т.д.

2. Жизнеспособность системы обеспечивается ее способностью к адаптации к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования - подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

3. Не менее важна функция реагирования. Благодаря ей политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри ее. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий, игнорирование которых может привести к дезинтеграции и распаду общества.

4. Политическая система способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов. Эти ресурсы она черпает из внутренней или внешней экономической, природной и т.д. среды. Данная функция называется экстракционной.

5. Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание ее дистрибутивной (распределительной) функции.

6. Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

Для отечественной литературы характерны схожие классификации функций. Обычно выделяют следующие:

Политическое руководство обществом (управление общественными делами). Функция управления предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания.

Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция). Она объективно обусловлена существованием разнонаправленных политических процессов, за которыми стоят различные политические силы, борьба которых между собой всегда чревата самыми тяжелыми последствиями для общества.

Регулятивная функция. Она связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе. Данная функция связана с системой ценностей, в которых находят свое выражение наиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгляды и воззрения, объединяющие и связующие воедино более или менее разрозненные его части. Итак, регулятивная функция проявляется не только в создании особой подсистемы социально-политических норм права, морали, но и в выработке стереотипов поведения, следование которым признается эталоном общественно приемлемого и разумного поведения.

Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.

Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.

Политическая система выполняет координирующую и интегративную функции. Для обеспечения стабильности политической системы необходимо, чтобы она, учитывая интересы участников политической жизни, возникающие между ними противоречия, добивалась наиболее оптимального согласования интересов, координировала усилия существующих в обществе классов и социальных групп, а также представляющих их интересы организаций и движений. Политическая система призвана интегрировать различные элементы социальной и национальной структур на базе консенсуса основных ценностей и идеалов, как их понимают, прежде всего, ведущие экономические и политические силы общества.

Статья 171. Умышленное повреждение системы водоснабжения и канализационной системы при производстве работ

Статья 171. Умышленное повреждение системы водоснабжения и канализационной системы при производстве работ Умышленное повреждение системы водоснабжения и канализационной системы при производстве работ влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 40 до 60

Статья 173. Несанкционированное отключение потребителей от системы водо- снабжения и канализационной системы

Статья 173. Несанкционированное отключение потребителей от системы водо- снабжения и канализационной системы Несанкционированное отключение потребителей от системы водоснабжения и канализационной системы влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 25

§ 10.6. Особенности политической системы в России

§ 10.6. Особенности политической системы в России С Октябрьской революции 1917 г. в России была установлена политическая система советского типа, характеризующаяся рядом отличительных признаков:1) Закрытость от внешнего мира и, прежде всего, строго враждебно настроенных

Особенности политической системы

Особенности политической системы Основные элементы политической системы современной Индонезии окончательно оформились к середине 80-х гг. К этому периоду выявились и особенности политической системы страны, предопределенные долговременным целенаправленным

Конституционно-правовое регулирование политической системы

Конституционно-правовое регулирование политической системы Выше уже отмечалось, что конституция определяет Венгрию как республику (№ 1) и как независимое, демократическое, правовое государство (№ 2). Вся впасть, согласно конституции, принадлежит в Венгерской

§ 1. Общая характеристика политической системы общества

§ 1. Общая характеристика политической системы общества Политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных

§ 2. Закономерности развития политической системы общества

§ 2. Закономерности развития политической системы общества Характеристика развития политической системы (включающая аспекты возникновения, функционирования, структуры и непосредственного развития) сквозь призму критериев означает начальный этап категориального

35. Конституционные основы общественного строя и политической системы Италии

35. Конституционные основы общественного строя и политической системы Италии Конституция позволяет гражданам свободно объединяться в партии с целью участвовать в определении национальной политики демократическими методами. Конституция запрещает создание

53. Конституционные основы общественного строя и политической системы

53. Конституционные основы общественного строя и политической системы Конституция устанавливает в Италии парламентскую форму правления. Исполнительная власть несет ответственность за свои действия и проводимый политический курс перед Парламентом, без доверия со

§ 57. Развитие государственно-политической системы США в конце XVIII–XIX вв

§ 57. Развитие государственно-политической системы США в конце XVIII–XIX вв Развитие федерации Конституция 1787 г. признала Соединенные Штаты государством, развивающимся в территориальном и государственно-политическом отношении, предусмотрев возможность вступления в

§ 77. Развитие государственно-политической системы США

§ 77. Развитие государственно-политической системы США В Новейшее время США выдвинулись в несомненные лидеры западного, а затем и всего мирового сообщества по своей экономической мощи и политическому влиянию. Несмотря на вовлеченность в обе мировые войны и военные

§ 79. Развитие государственно-политической системы Великобритании

§ 79. Развитие государственно-политической системы Великобритании Эволюция системы политических партий Общая демократизация общественной жизни, перемены в социальной структуре Великобритании видоизменение облика Британской империи (существование которой в немалой

§ 80. Развитие государственно-политической системы Франции

§ 80. Развитие государственно-политической системы Франции Эволюция строя III Республики До начала Второй мировой войны во Франции практически неизменными сохранялись учреждения и конституционные принципы Третьей республики. Важные для государственно-политического

Милитаризация политической системы

Милитаризация политической системы В политических условиях нарастания военной активности государства, репрессий в отношении демократического движения закономерно стали оформляться общественные движения, целью которых было дальнейшее усиление имперской политики,

8.1 Понятие политической системы

8.1 Понятие политической системы Общество — многогранное и сложное явление. Оно включает различные сферы взаимодействия людей, явления и процессы. Так, определенную сферу жизни общества составляет экономическая система, охватывающая производство, распределение, обмен и

8.2 Структура политической системы

8.2 Структура политической системы Под структурой политической системы понимается способ связи ее элементов в единое, целостное системное образование, т. е. установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.В юридической литературе принято

I. Функции системы:

· Политическая социализация направлена на поддержку преемственности политической структуры и политической культуры, приобщение граждан к ценностям и нормам системы, обучение их основным приемам и навыкам политического поведения.

· Политическое рекрутирование обеспечивает пополнение рядов профессионалов-управленцев и политической элиты, а также мобилизацию граждан на участие в политическом процессе.

· Функция политической коммуникации обеспечивает деятельность прямых и обратных связей системы, обмен информацией между гражданами и структурами.

II. Функции процесса:

· Артикуляция интересов – это процесс, в ходе которого отдельные граждане и группы предъявляют требования и выражают поддержку тем, кто принимает политические решения.

· Агрегация интересов представляет собой их сосредоточение, отбор, сортировку и обобщение, систематизацию; выработку содержательных программ для принятия политических решений.

· Осуществление политического курса связано с реализацией принятых политических решений на основе действующих правил. Осуществление политики – задача исполнительных органов власти и бюрократии.

· Вынесение судебных решений служит для коррекции политического курса, определения его соответствия введенным правилам и соответствия их самих более фундаментальным ценностям и нормам системы. За выполнение данной функции несут ответственность судебные органы власти.

III. Функции политического курса:

· Экстрактивная функция (извлечения) обеспечивает привлечение людских, материальных, информационных и других ресурсов, необходимых для работы системы. Главным образом она связана с налоговой политикой.

· Дистрибутивная функция (распределение) – способность распределять предметы, услуги, почести, статусные позиции, возможности между политическими акторами.

· Регулятивная функция выражается в способности контролировать поведение индивидов и групп на основе сочетания убеждения и принуждения для обеспечения законопослушания.

· Символическая функция – способность отстаивать ценности общества внутри системы и во внешнем мире.

Уровень развития политической системы определяется степенью дифференциации, автономии и секуляризации ее элементов. Различное сочетание этих параметров оказывает определяющее влияние на будущее состояние системы.

3. Типология политических систем общества.

Основным критерием типологии политических систем выступает политическая власть и предопределяемые ею характер и направленность социального развития. Важным при решении вопроса о типологии политических систем является также учет уровня экономического развития общества, объем, способы и возможности реализации прав и свобод граждан, плюрализм, наличие или отсутствие гражданского общества, уровень политической культуры и другие факторы. Немаловажное значение имеет форма государственного устройства.

Политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Если классифицировать политические системы на основе понятия исторического типа общества, то можно выделить политические системы рабовладельческого, феодального и буржуазного общества. С точки зрения уровня социально-экономического развития сообщества, принято различать политические системы традиционного (доиндустриального), индустриального и постиндустриального общества. Достаточно распространена классификация политических систем на традиционныеи модернизированные. В основетрадиционных систем лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти. Вмодернизированных, современных системах существует развитое гражданское общество, диверсификация политических ролей, рационально-легальный способ обоснования власти.

Типология, предложенная американским политологом Г.Алмондом, опирается на различные типы политической культуры и характер разделенияполитических ролей между участниками политического процесса. Он выделяет четыре типа политической системы: англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную, частично индустриальную и тоталитарную.

Англо-американская система (США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.) характеризуется относительно гомогенной (однородной) политической культурой. Она опирается на общепризнанные либеральные ценности: свобода личности, собственность, благосостояние и безопасность. Для такой системы свойственны высокая степень специализации политических ролей и функций между государством, партиями, группами интересов и т. д. Власть и влияние четко распределены между различными звеньями системы, как по горизонтали, так и по вертикали. Все это обусловливает высокую степень стабильности политической системы.

Континентально-европейские системы (страны Западной Европы) отличаются эклектичностью политической культуры, имеющей в целом общую либеральную основу. Для них характерно сосуществование в рамках национальной культуры различных идеалов, ценностей, ориентаций, присущих тем или иным классам, этносам, партиям и группам. Однако приверженность к либеральным ценностям помогает достигать согласия в обществе.

Доиндустриальные и частично индустриальныеполитические системы также имеют смешанную политическую культуру. Однако эти системы характеризуются глубоким расколом общества в отношении фундаментальных ценностей и, как следствие, резко расходящимися политическими ориентациями, что порождает серьезные барьеры при их согласовании. Это нередко заставляет участников политического процесса применять насилие. Высокий уровень насилия ведет к концентрации власти и влияния в руках узкой группы лиц. Отдельные элементы политической системы (исполнительная власть, армия) могут присваивать себе функции других ее звеньев.

Тоталитарныеполитические системы характеризуются искусственно гомогенной политической культурой, которая формируется путем принудительного подчинения общества классовым, национальным или религиозным ценностям. Власть контролирует все сферы жизни общества и личности.

В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системы подразделяются наконсервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок, итрансформирующиеся, проводящие общественные преобразования. В свою очередь, трансформирующиеся политические системы подразделяются нареакционные, стремящиеся к реставрации прошлых образцов социально-экономической и политической жизни, и либеральные, ориентирующиеся на либерально-рыночные ценности и интеграцию в международное сообщество.

В зависимости от характера взаимоотношений политических систем сосредой они подразделяются наоткрытые, имеющие динамичную структуру и широкие взаимосвязи со средой, изакрытые, с жестко фиксированной структурой и минимизированными связями со средой. В зависимости от территориального уровня функционирования политические системы подразделяют намикроскопические, например, в городе; локальные– в том или ином регионе;макроскопические(в стране в целом), глобальные– на международном, планетарном уровне. Выделяют такжезавершенныеинезавершенныеполитические системы (особенно характерны для развивающихся стран).По уровню концентрации или распределения власти могут быть централизованные, где основные рычаги власти сосредоточены в руках центра, и децентрализованные, где значительный объем властных полномочий передан территориальным органам.

Употребляя термин "политическая система общества" или его синоним - "политический режим", мы имеем в виду установившийся порядок взаимоотношений между властными структурами и подвластными им народными массами, т. е. теми, кто управляет, и теми, кто обязан им подчиняться, теми, кто господствует, и теми, кто повинуется их воле. Любая политическая система пытается в первую очередь дать теоретическое обоснование идеологических, духовных и прочих ценностей, лежащих в основе её жизни.

Типы политических систем

Типология политических систем

В ходе своей истории человечество выработало множество форм организации обществ. Ввиду этого и типы политических систем бесконечно разнообразны. Все они явились продуктом развития цивилизации на тех или иных этапах ее развития. Подобно тому, как мировой прогресс двигался неравномерно, а по целому ряду причин то ускоряя, то замедляя свой ход, так же и государственные системы сменяли друг друга в одних случаях крайне медленно, растягиваясь на века, а в других это происходило за считанные дни.

Кроме того, типы политических систем не всегда можно чётко разграничить. Это вполне объяснимо. Например, элементы политической системы, отжившей свой век и уступающей место своей преемнице, часто надолго продолжали жить в последней, несмотря на всю свою архаичность. Для того чтобы, рассматривая историю политического развития общества, иметь твёрдые ориентиры, выделим четыре основных формы политических режимов. К ним относятся: демократия, теократия, тоталитаризм и авторитаризм. Что же включают в себя эти понятия?

Демократическое общество

Политический режим

В современном мире этот принцип находит своё выражение в том, что широкие массы граждан могут сами назначать управляющих ими лидеров. Для этого существует система выборов, честно осуществляемых на состязательной основе. Отсюда следует, что только народ во всей своей полноте может являться легитимным источником власти. На основе таких выборов реализуется принцип общественного самоуправления, направленный на удовлетворение общих интересов.

Модели демократического общества

Особенности авторитарного общества

Основным признаком авторитаризма является преданность лично правителю и беспрекословное подчинение общества его лидерам. Авторитарный политический режим не допускает проявлений демократии ни в отношении свободных выборов, ни в вопросах, связанных с управлением государством. Всем этим признакам во много соответствовала политическая система СССР.

Политическая культура

Многообразие авторитарных обществ

Говоря о разновидностях авторитарных режимов, можно выделить несколько наиболее распространённых типов. Прежде всего это традиционные абсолютистские монархии, примером которых могут служить Марокко, Саудовская Аравия, Непал, Эфиопия (до 1974 года) и ряд других государств.

Далее следуют авторитарные режимы олигархического типа. Чтобы было понятней, о чём идёт речь, достаточно упомянуть страны Латинской Америки, среди которых наиболее характерными в этом отношении являются Гватемала, Никарагуа и Куба. Сюда же можно отнести государства с так называемым постколониальным авторитаризмом – Камерун, Тунис и почти все африканские страны.

Особые модели авторитаризма

Особую форму посттоталитарного авторитаризма породил распад СССР. Бывшая партийная и военно-политическая номенклатура практически всех советских республик, путём широкомасштабных афер и махинаций, образовала класс бизнесменов и олигархов-монополистов, захватив тем самым власть в своих странах. К этой же категории относятся и современные политические системы Ирака, Ливии и Египта.

Завершают перечень авторитарных стран военные режимы Перу и ряд других. Сюда же можно по праву отнести и многие государства исламского мира, в которых неограниченная власть принадлежит духовенству.

Тоталитарные государственные режимы

Понятие политической системы, именуемой тоталитаризмом, подразумевает прежде всего полный, или же тотальный, контроль политической власти над всеми аспектами человеческой жизни. При этом любые оппозиционные действия подавляются и пресекаются самым жестоким образом. Одной из важнейших черт тоталитаризма является создание иллюзии того, что действия властей находят всемерную поддержку и одобрение у населения.

Элементы политической системы

Теократические системы

Если сравнить все типы политических систем по времени их возникновения, то, несомненно, теократическая окажется самой древней. Её идеологом считается древнегреческий философ Геродот. Согласно его учению, теократия является выражением гармонии, установленной в мировом порядке самими богами – обитателями Олимпа. Однако корни этого явления уходят в гораздо более древние времена.

Понятие политической системы

Древнейшие теократические системы

Исследователи установили, что, например, в древнейших государствах Египта, Месопотамии и Мексики верховные правители были жрецами, то есть концентрировали в своих руках и светскую, и духовную власть. При решении ими различных государственных вопросов главную роль играли их религиозные убеждения. Кстати, находились и такие правители, что и вовсе провозглашали себя богами.

Яркий пример теократии можно найти, если полистать Библию. В ней описывается, как на ранней стадии становления государства у власти находились судьи, через которых Бог изъявлял свою волю. Подробно описывается и механизм этого процесса. Для принятия решений использовался жребий. Это были два одинаковых по форме и размеру, но отличавшиеся по цвету камня, спрятанные в мешок. Священнику задавался вопрос, сформулированный таким образом, что предполагал лишь два варианта ответа – да или нет. Дальше всё просто. Вынутый наугад белый камень обозначал положительный ответ, а чёрный – отрицательный. Считалось, что в этом проявлялась божья воля.

Теократия исламского мира

Это пример из далёкого прошлого. Но и в наши дни элементы политической системы, характеризуемой как теократия, можно наблюдать во многих исламских государствах, и в первую очередь в Саудовской Аравии и Иране. В этих странах установлены религиозные суды, в компетенции которых находятся все правовые вопросы. Кроме того, в них существует и религиозная полиция, в обязанности которой входит тотальный контроль за соблюдением всех социальных норм.

Политическая система современной России

Это два наиболее ярких примера, но типы политических систем, построенных в соответствии с требованиями шариата, характерны также и для целого ряда иных ближневосточных государств. В той или иной степени к ним относятся Турция, Индонезия, Пакистан и многие другие.

Политическая составляющая общечеловеческой культуры

Продолжая разговор о различных политических режимах, нельзя не коснуться и такого важного понятия, как политическая культура. Её роль необыкновенно высока вследствие того, что она представляет собой систему нравственных ценностей, установок и убеждений, на основе которых вырабатывается схема поведения людей. Именно она обеспечивает воспроизводство той или иной общественной модели.

Политическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой. Она включает в себя многие элементы духовной сферы, связанные с уровнем и особенностями политической ориентации граждан, обусловленной опытом предшествующих поколений. Именно от неё зависит качество воспроизводства этих элементов в текущей жизни. По этой причине уровень политической культуры определяет степень политической зрелости общества.

Одним из важнейших элементов этой культуры является политическое сознание. Оно состоит из целого ряда идеологических компонентов, таких как знания, убеждения и особенности мышления. Кроме этого, политическое сознание имеет и психологическую составляющую. В неё входят чувства, эмоции, переживания и настроения. Всё это и обуславливает модель поведения членов социума. Понятие политической системы выражает совокупность всех перечисленных факторов, на основе которых существует то или иное конкретное общество.

Оценка политического состояния современной России

В заключение следует сказать о том, что представляет собой политическая система современной России. Прежде всего заметим, что она построена на основе Конституции 1993 года, содержащей целый ряд положений, позволяющих характеризовать её как в полном объёме соответствующую демократическим требованиям.

Типология политических систем

Однако, несмотря на это, действительность говорит о том, что на данном уровне российская политическая система не в полной мере отвечает критериям демократии. Это в первую очередь относится к вопросу ответственности власти перед обществом и проявляется в отсутствии действенного контроля за выполнением ею своих функций. В рамках существующей сегодня политической системы демократические формы осуществления власти порой подменяются элементами, отступающими от этих принципов.


Политика — вещь тонкая и сложная, но она касается каждого гражданина. В этой статье мы разберемся, что такое политическая система общества, какие основные элементы входят в ее структуру и как она связана с государством.

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Что такое политическая система

Политическая система — это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей и отношений между ними, которые воплощает политическая власть. Эта система тесно связана с другими — экономической, правовой и духовной.

Схема взаимодействия между политической системой и обществом по Истону

Общество влияет на политическую систему, вход

Политическая система влияет на общество, выход

Импульсы, на которые реагирует политическая система

Действия и решения системы, которые управляют обществом

Рабочие просят улучшить условия труда на государственном предприятии

На предприятии чинят или заменяют оборудование, открывают новые вакансии или повышают зарплаты

По этой модели взаимодействие можно представить как цикл. Общество что-то требует, политическая система отвечает на запрос, после чего граждане реагируют на это решение. Дальше она либо получит на входе поддержку общества, либо новые требования. И так по кругу.

Важно помнить, что аппарат политической системы не всесилен. Если импульсов на входе будет больше, чем может обработать система, она станет перегруженной.

Поэтому требования фильтруют — отбирают важные, срочные и осуществимые. Этим занимаются политические партии и общественно-политические организации.

Задача политической системы — сохранять баланс в решениях. Не каждый запрос общества реально выполнить, но игнорировать их все нельзя. Это сделает систему шаткой, т. к. граждане перестанут ее одобрять.

Для чего нужна политическая система

Общество создало политическую систему, чтобы выполнять следующие функции:

определять цели и задачи, которые помогут обществу развиваться;

следить, чтобы общество выполняло эти задачи;

распределять моральные и духовные ценности;

следить, чтобы интересы государства не противоречили интересам социальных общностей;

воспитывать политическое сознание народа;

следить, чтобы политический строй был стабильным и безопасным;

контролировать соблюдение законов и политических норм.

Из чего состоит политическая система РФ

В структуру политической системы входят 5 главных компонентов. Или, как их чаще называют, подсистем. При взаимодействии всех составляющих друг с другом образуется политический режим.

Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.

Политические подсистемы РФ

Представляет различные политические интересы;

Следит за социальным управлением;

Создает социальные нормы;

Отвечает за политическую социализацию народа и т. д.

Регулирует политический процесс;

Отвечает за политические принципы, традиции и нормы морали

Подбирает формы и методы выражения власти в интересах общества

Контролирует политические отношения между частями одной системы и системами разных стран.

Придает смысл политическим действиям.
В нее входят:

Политическая психология — эмоции, чувства и мысли граждан о системе власти, ее решениях и действиях, политике в целом.

Политическая культура — это устоявшиеся среди граждан нормы политического поведения и тенденции, которые влияют на каждого отдельного человека.

Политическая идеология — это представления общества и его групп о политической жизни, идеях и нормах, которые отражают их интересы.

Особую роль в политической системе государства играют средства массовой информации или СМИ.

Место государства в политической системе

Государство тесно связано с политической системой, т. к. оно:

выражает интересы большей части народа и имеет широкую социальную основу;

может влиять на граждан многими способами, в то время как у других политических организаций нет такой власти;

определяет правовые рамки для политической системы в виде законов;

контролирует деятельность других политических организаций;

обладает большими средствами, чтобы проводить свою политику;

объединяет вокруг себя всю политическую жизнь общества.

Проверь себя

Задание 1

Давайте узнаем, насколько хорошо вы стали разбираться в устройстве и функциях политической системы общества. Укажите, к каким подсистемам относятся элементы, которые мы перечислили ниже.

Отношения между политическими системами двух стран.

Задание 2

Многие путают политическую систему и режим. Подумайте и объясните, почему так происходит.

Задание 3

Ниже мы перечислили утверждения о политической системе общества и ее подсистемах. Укажите, какое из них верное, а какое — нет.

Политические партии входят в функциональную подсистему.

Политическая система связана с другими общественными системами.

Политическая система не влияет на моральные и духовные ценности общества.

Политическая психология — это общепринятая модель политического поведения граждан.

Одна из функций системы — привлекать граждан к участию в политической жизни государства.

Читайте также: