Как определить состав отходов для паспорта отходов
Обновлено: 04.07.2024
Документация по обращению с отходами производства и потребления представлена:
- приказом о назначении ответственных лиц за соблюдением требований в области обращения с отходами производства и потребления на предприятии и лиц допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности;
- инструкциями и регламентами в области обращения с отходами;
- документами, подтверждающими подготовку в области обращения с отходами I-IV классов опасности.
1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.
2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности должны иметь соответствующие свидетельства (сертификаты) на право проведения таких работ.
Для работы с отходами V класса опасности специальной подготовки не требуется.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 18.12.2002 № 868 утверждена Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
2. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
3. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
4. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Инвентаризация – деятельность по выявлению источников образования отходов, определению мест и условий сбора, накопления, использования, обезвреживания отходов, количественных и качественных показателей отходов производства и потребления, определению условий и возможности их передачи другим хозяйствующим субъектам.
В случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов) проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет территориальным органом Росприроднадзора при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не разрабатывают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а представляют в территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30.
В решении об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указывается наименование индивидуального предпринимателя и юридического лица (его филиала и другого территориально обособленного подразделения), которому утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, и срок их действия.
Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I-IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I-IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.
3. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (для хозяйствующих субъектов, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства).
7. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), являются нормативами образования отходов и лимитами на размещение отходов предприятия.
Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.
Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, изложены в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
4. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов
1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
С 1998 года в РФ введена классификация отходов по классам опасности, целью которой является минимизации вредного воздействия на окружающую среду и здоровье населения при утилизации или вторичной переработке мусора.
Классы опасности отходов установлены Федеральным Законом РФ № 309-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 30.12. 08г. (действующая редакция – от 29.07.17 г.), а принадлежность тех или иных видов отходов к конкретной группе в соответствии с характеристиками происхождения – ФККО, утвержденным Приказом Росприроднадзора № 242 от 22.05.17 г.
Виды отходов: определяющие критерии согласно классификатору
Федеральный классификационный каталог отходов – кодовый систематизатор, в котором отходам по совокупности критериев и степени экологической опасности для окружающей среды присваивается цифровой код. Данные кода позволяют выработать безопасный метод для транспортировки, утилизации или переработки мусора, осуществлять учет в сфере обращения с отходами.
Иерархия ФККО и расшифровка состава кода
Критерии классификации отходов
Для соблюдения федерального законодательства в вопросах экологии, безопасного хранения, уничтожения и переработки мусора, Росприроднадзор утвердил ФККО, в котором отходы классифицированы по таким определяющим признакам, как:
- класс экологической опасности;
- происхождение
- органические (природные) – отходы после переработки продукции растительных или животных организмов,
- бытовые и коммунальные отходы,
- отходы, содержащие минеральные компоненты,
- отходы химического производства;
- твердые – подразделяются на коммунальные (ТКО), бытовые (ТБО), строительные отходы,
- дисперсии – пасто- и гелеобразные вещества и материалы, суспензии,
- сыпучие – образованные при строительстве объектов, опилки, пыль, порошкообразный мусор,
- вещества с содержанием газов,
- содержащие жидкость;
Такая детализация в классификации отходов вызвана необходимостью обеспечить соответствующую технологию хранения или уничтожения опасных отходов, организовать вывоз утиля на обезвреживание и переработку, если он подлежит вторичному использованию, а также регулировать работу спецтранспорта, используемого при транспортировке мусора, представляющего угрозу здоровью или окружающей среде.
Классы опасности отходов: определение и расчет класса
Отнесение отходов к конкретной группе опасности позволяет стандартизировать все этапы обращения с отходами (вывоз с места сбора, сортировка по видам, содержание и хранение в местах, где производится его переработка или уничтожение) в соответствии с законодательными рекомендациями.
Минприроды (Приказ № 536 от 04.12.14 г.) конкретизировало критерии отнесения отходов к определенному классу, и в зависимости от источников его происхождения, и они разделяются на три сегмента:
- отходы промышленных производств – 1 - 3 класс опасности;
- отходы строительной отрасли – 3 - 4 класс опасности;
- отходы коммунальной сферы и быта – 4 - 5 класс опасности.
Состав и особенности классов опасности
I класс - чрезвычайно опасные отходы
Сюда отнесены виды отходов в которых содержатся не распадающиеся естественным образом соединения, приводящие к нарушению природного экобаланса, наносящие вред живым организмам. К таковым относятся токсичные тяжелые металлы (ртуть, таллий, свинец) и ряд химических элементов (полоний, плутоний и проч.).
Примеры отходов 1 кл. опасности: асбестовое волокно или пыль, трансформаторы, барометры, терморегуляторы, энергосберегающие лампы, ртутноцинковые приборы, конденсаторы, градусники и расходники для медицинского оборудования.
II класс - высокоопасные отходы
Вещества, содержащиеся в отходах данного класса, менее опасны для здоровья человека и природы, однако на ликвидацию последствий их воздействия на экосистему Земли потребуется не одно десятилетие.
Примеры отходов 2 кл. опасности: батарейки и вышедшие из строя автомобильные аккумуляторы, свинец, формальдегидные смолы, отработанные масла, кислотно-щелочные растворы, органические растворители, блоки питания офисной и компьютерной техники, остатки переработки нефтепродуктов, фунгициды и инсектициды, порох.
III класс - умеренно опасные отходы
Сюда отнесены отходы, для переработки которых в естественной среде предусмотрен 10-летний цикл. Источником их происхождения, в основном, является строительная и сельскохозяйственная отрасли, а также предприятия по производству комплектующих, с применением технологий химической обработки.
Примеры отходов 3 кл. опасности: катализаторы, термореактивный пластик, строительные отходы различной фракции (цементная пыль, сколы строительных материалов), лакокрасочные материалы, кабели и элементы инженерных коммунальных систем, антипиттинговые добавки, нефтехимия, гумус и животные жиры.
IV класс - малоопасные отходы
К данному классу отнесены отходы, негативное воздействие которых на экосистему незначительно, и на его устранение потребуется не более 3 лет. В большинстве – это мелкофракционный строительный и бытовой мусор, подлежащий последующей переработке.
Примеры отходов 4 кл. опасности: рудная и известковая пыль, автошины, крупногабаритные ТБО (мебель, предметы интерьера), мелкая фильтры, бытовая и оргтехника, строймусор (древесные конструкции, стекло, рубероид, обрезки материалов, шпаклевка), биоотходы сельхозпроизводства.
V класс - практически неопасные отходы
В эту группу отнесены безопасные, не наносящие ущерба природе, и используемые в качестве сырья для переработки отходы.
Примеры отходов 5 кл. опасности: цветные и черные металлы, ветошь и изделия из текстиля, отходы деревообрабатывающих производств, отходы продуктовой группы.
Медицинские, биологические, а также радиоактивные отходы не подпадают под общую классификацию. Их обращение регламентируется отраслевыми нормативными актами.
Обращение с отходами 1-4 класса опасности
Стандартом установлены требования, в соответствии с которым производится транспортировка, хранение, переработка в утиль или вторичное сырье, и утилизация отходов 1-4 класса опасности.
- 1 кл. – транспортируется маркированным спецтранспортом или в герметичных емкостях (при малых объемах), исключающих их утечку и попадание отходов во внешнюю среду (почву, водоемы), хранятся в изолированных помещениях.;
- 2 кл. – перевозка осуществляется специализированными транспортными средствами, но в отдельных, закрытых емкостях. Хранение веществ данной группы допускается исключительно на спецплощадках с ограниченным доступом, в закрытых хранилищах, на поддонах;
- 3 кл. – для транспортировки умеренно опасных органических отходов используется спецтранспорт. Условия хранения в ожидании переработки – резервуарное, и должно исключать их взаимодействие с другими отходами в также попадание в грунты и водоемы;
- 4 кл. – отходы данного класса не несут патологической опасности для экологии и населения, поэтому вывозятся с мест сбора на полигоны или предприятия по вторичной переработке штатным, или оборудованным для этого, транспортом. Перед утилизацией хранится на выделенных площадках, где сортируется на подлежащие уничтожению или пригодные к регенерации.
Расчет степени опасности отходов
- при сопоставлении характеристик мусора и их соответствия признакам, указанным в ФККО, отходам присваивается класс опасности, согласно каталогу;
- если совпадения по признакам отсутствуют, класс опасности нового компонента устанавливается расчетным путем, для чего процедура идентификации и последующего внесения сведений в классификатор инициируется собственником.
Класс опасности – это суммированный показатель всех опасных элементов, содержащихся в исследуемом объекте. Их количество определяется исходя из:
- нормативов ГОСТ;
- технических условий и регламентов;
- проектной документации.
Влияние опасных элементов рассчитывается для каждой позиции отдельно. При расчете применяется формула:
С – удельный вес опасного элемента;
W – масса отходов, равная 1000 гр.
Допускается также определение класса отходов экспериментальным путем. Однако этот метод применим только в условиях специализированных лабораторий, обладающих лицензией на данные исследования.
Класс опасности строительного мусора, кроме общих критериев оценки, определяется, в том числе, с учетом дополнительной информации о его взаимодействиями с отходами других видов (к примеру – бетонная пыль, пропитанная масляной отработкой или продуктами нефтепереработки) а также его принадлежности к конкретной категории пожароопасности.
Паспортизация отходов
Паспорт отходов – сертификат, подтверждающий степень опасности того или иного вида отходов. Наличие паспорта – обязательное условие для субъектов хозяйствования специализирующихся в сфере:
- обращения отходов;
- промышленности и строительства, осуществляющих их накопление, переработку или утилизацию;
- у которых производство предусматривает образование отходы в результате деятельности.
В паспорте отходов указывается его код, содержащий информацию об опасных компонентах в мусоре, в том порядке, в котором он включен в Перечень кодов ФККО.
Паспортизацию отходов проводит Роспотребнадзор, руководствуясь стандартом классификации ФККО либо на основании результатов исследования лицензированных ведомством лабораторий.
Паспортизация отходов — одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого простого документа, как паспорт опасного отхода, возникает немало вопросов, требующих специальных разъяснений.
Ниже перечислены нормативные акты, регламентирующие паспортизацию отходов, и даны пояснения к ним.
- паспорт опасности отходов - информационно-нормативный машинноориентированный документ, содержащий сведения о составе отходов, виде или видах (в том числе классе) их опасности, возможные технологии безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами;
- паспортизация отхода - последовательность действий по идентификации, в том числе физико-химическому и технологическому описанию свойств отхода на этапах технологического цикла его обращения, проводимая на основе паспорта отходов в целях ресурсосберегающего и безопасного регулирования работ в этой сфере.
В соответствии с ГОСТ 30774-2001 паспорт опасности отходов должен включать следующие обязательные разделы:
- наименование отходов;
- наименование и реквизиты предприятия - производителя отходов;
- количество паспортизуемых отходов;
- перечень опасных свойств отходов;
- происхождение отходов;
- состав отходов и токсичность их компонентов;
- рекомендуемый способ переработки отходов;
- пожаро- и взрывоопасность отходов;
- коррозионная активность отходов;
- реакционная способность отходов;
- необходимые меры предосторожности при обращении с отходами;
- ограничения по транспортированию отходов;
- дополнительная информация.
Паспорт подписывает руководитель предприятия. По мере поступления дополнительной или новой информации, повышающей полноту и достоверность данных, включенных в обязательные разделы, документ подлежит обновлению и перерегистрации. При любой обработке полученной партии отходов, включая смешение ее с другими материалами, грузополучатель обязан в случае транспортирования за пределы своего предприятия оформить и зарегистрировать новый паспорт на данную партию (часть партии) отходов.
Паспорт опасного отхода составляется на отходы 1-4-го классов опасности для окружающей природной среды (ОПС), обладающие опасными свойствами (токсичность, пожаро- и взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней). Форма паспорта заполняется отдельно на каждый вид отходов.
Опасные свойства отхода устанавливаются согласно Базельской конвенции и (или) требованиям соответствующих ГОСТов:
- токсичность - это способность вызвать серьезные, затяжные пли хронические заболевания людей, включая раковые заболевания, при попадании внутрь организма через органы дыхания, пищеварения или через кожу:
- пожароопасность определяется по соответствующим ГОСТам, устанавливающим требования по пожарной безопасности, и (или) наличием хотя бы одного из следующих свойств:
- способности жидких отходов выделять огнеопасные пары при температуре не выше 60° С в закрытом сосуде или не выше 65,5°С в открытом сосуде
- способности твердых отходов, кроме классифицированных как взрывоопасные, легко загораться либо вызывать (усиливать) пожар при трении
- способности отходов самопроизвольно нагреваться при нормальных условиях или нагреваться при соприкосновении с воздухом, а затем самовозгораться
- способности отходов самовозгораться при взаимодействии с водой или выделять легковоспламеняющиеся газы в опасных количествах;
Далее приведены практические рекомендации и пояснения к заполнению паспорта опасного отхода.
Согласование паспорта опасного отхода
В соответствии с приказом МПР России от 02.12.2002 № 785 паспорт опасного отхода должен быть согласован с территориальным органом министерства по соответствующему субъекту Российской Федерации. Согласно ГОСТ 30774-2001 достоверность заполнения паспорта юридически оформляет при его регистрации орган, определяемый федеральным законодательством, либо орган региональной или местной власти, на территории которого расположены или на территорию которого ввозили соответствующие отходы. В настоящее время работу по паспортизации опасных отходов проводит Ростехнадзор (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401). Поэтому паспорт опасного отхода должен согласовываться с территориальными органами Ростехнадзора.
Отходы, подлежащие паспортизации
Остается непонятным, для каких отходов нужен паспорт: всех без исключений или только обладающих опасными свойствами. Также не разрешен вопрос о количестве классов опасности. В Критериях отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (утв. приказом МПР России от 15.06.2001 № 511) класс опасности устанавливается по степени возможного вредного воздействия на ОПС при непосредственном или опосредованном воздействии. В этом документе все отходы подразделяются на 5 классов.
Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления СП 2.1.7.1386-03 (утв. постановлением Гл. сан. врача РФ от 16.06.2003 г. № 144) устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека. В этом нормативном акте отходы по степени воздействия на ОПС разделяются на 4 класса. Таким образом, деление на классы опасности в упомянутых документах осуществляется по разным критериям - экологическим в Критериях и токсикологическим в СП 2.1.7.1386-03. Причем ни в одном нормативном документе не определено соотношение между экологическими и токсикологическими нормами.
Наиболее целесообразной представляется позиция МПР России: все отходы подразделяются на 5 классов опасности, а паспорт составляется на отходы 1-4-го классов, указанные в ФККО и обладающие опасными свойствами.
Если исходить из требовании МПР России, то паспорт опасного отхода необходим только для отходов, указанных в ФККО, последняя тринадцатая цифра кода которых имеет значения от 1 до 4, а одиннадцатая и двенадцатая - от 1 до 22.
Свойства отходов
Тринадцатизначный код в ФККО определяет вид отходов, характеризует их общие классификационные признаки и несет в себе следующую информацию:
- первые восемь цифр кода указывают происхождение отхода
- девятая и десятая цифры - агрегатное и физическое состояние
- одиннадцатая и двенадцатая - опасные свойства
- тринадцатая - класс опасности для ОПС.
В соответствии с приказом МПР РФ № 786 одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций:
0 - данные не установлены;
1 - токсичность (т);
2 - взрывоопасность (в);
3 - пожароопасность (п);
4 - высокая реакционная способность (р);
5 - содержание возбудителей инфекционных болезней (и);
6 - токсичность и взрывоопасность (т+в);
7 - токсичность и пожароопасность (т+п);
8 - токсичность и высокая реакционная способность (т+р);
9 - взрывоопасность и пожароопасность (в+п);
10 - взрывоопасность и высокая реакционная способность (в+р);
11 - взрывоопасность и содержание возбудителей инфекционных болезней (в+и);
12 - пожароопасность и высокая реакционная способность (п+р);
13 - пожароопасность и содержание возбудителей инфекционных болезней (п+и);
14 - высокая реакционная способность и содержание возбудителей инфекционных болезней (р+и);
15 - токсичность, взрывоопасность и пожароопасность (т+в+п);
16 - токсичность, взрывоопасность и высокая реакционная способность (т+в+р);
17 - токсичность, пожароопасность и высокая реакционная способность (т+п+р);
18 - взрывоопасность, пожароопасность и высокая реакционная способность (в+п+р);
19 - взрывоопасность, пожароопасность и содержание возбудителей инфекционных болезней (в+п+и);
20 - пожароопасность, высокая реакционная способность и содержание возбудителей инфекционных болезней (п+р+и);
21 - токсичность, взрывоопасность, пожароопасность и высокая реакционная способность (т+в+п+р);
22 - взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность и содержание возбудителей инфекционных болезней (в+п+р+и);
99 - опасные свойства отсутствуют.Девятая и десятая цифры в ФККО используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы отхода: 0 - данные не установлены; 1 - твердый; 2 - жидкий; 3 - пастообразный; 4 - шлам; 5 - гель, коллоид; 6 - эмульсия; 7 - суспензия; 8 - сыпучий; 9 - гранулят; 10 - порошкообразный; 11 - пылеобразный; 12 - волокно; 13 - готовое изделие, потерявшее потребительские свойства; 99 - иное.
Причем информация об агрегатном состоянии отхода, содержащаяся в паспорте опасного отхода, должна полностью совпадать с аналогичной информацией, указанной в ФККО (девятая и десятая цифры в коде отхода).
Состав отхода
Практика показывает, что отходы бывают специфическими, характерными для данного конкретного предприятия (например, химические отходы), а также общими для многих организаций (например, отработанные ртутные лампы или свинцовые аккумуляторы). Было бы целесообразным выделить такие неизменяемые отходы в особую группу и составить для них единую форму паспорта опасного отхода. Это приведет к значительному упрощению системы паспортизации как для предприятий, которые сегодня вынуждены либо проводить дорогостоящие анализы, либо искать информацию о компонентном составе отхода, так и для согласующих паспорт инспекций.
К таким характерным видам отходов, состав которых изменяется мало, можно отнести следующие:
- ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак;
- аккумуляторы свинцовые отработанные;
- кислота аккумуляторная серная отработанная;
- обтирочный материал, загрязненный маслами;
- опилки древесные, загрязненные минеральными маслами;
- стружка древесная, загрязненная минеральными маслами;
- опилки древесные, загрязненные бензином;
- стружка древесная, загрязненная бензином.
В таблице представлена основная информация, необходимая для заполнения паспорта таких отходов.
В качестве примера приведен паспорт опасного отхода для ртутных ламп Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН (г. Москва).
Срок действия паспорта опасного отхода
В соответствии с ГОСТ 30774-2001 паспорт опасности отходов считают утратившим силу по истечении одного календарного года с момента регистрации при неизменности технологического регламента процесса, при котором образовались данные отходы. В приказе МПР России № 785 ни слова не сказано о сроках действия этого документа.
Для неизменных отходов (например, отработанных ртутных ламп, свинцовых аккумуляторов и т.д.) было бы логично привести срок действия паспорта опасности отхода в соответствие с действием проекта нормативов образования отходов предприятия и лимитов на их размещение, т.е. согласовывать паспорт вместе с проектом один раз на 5 лет.
Кроме проблем с определением количества классов отходов и категории отходов, подлежащих паспортизации, есть и другие нерешенные вопросы при составлении паспорта опасности отхода, например:
Для отходов 1-3-го классов опасности, направляемых на вторичную переработку или обезвреживание, от производителя в обязательном порядке требуется проведение химического анализа. Это требование вполне разумно: не всякое сырье можно переработать на конкретном предприятии по заданной технологии на имеющемся оборудовании. Но, как правило, организации, перерабатывающие отходы, проводят химический анализ состава сырья сами. В этом случае составление паспорта предприятием носит формальный характер.
В заключение необходимо отметить, что требование обязательной паспортизации всех отходов не является обоснованным, оно создает значительные трудности для предприятий, не решая при этом проблем с отходами. В целях упрощения системы паспортизации целесообразно создать единую форму паспорта опасного отхода для некоторых мало изменяемых по составу отходов, имеющихся практически на каждом предприятии.
Согласно постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 Ростехнадзор самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в частности связанные с паспортизацией отходов. Формирование в этой организации единой точки зрения по вопросам системы паспортизации отходов и количества классов опасности отходов значительно облегчит работу предприятий - собственников отходов, а в конечном итоге упростит проведение контрольно-надзорной деятельности в данном направлении и самой Федеральной службе.
Информация для заполнения паспорта опасного отхода для некоторых мало изменяемых видов отходов
Наименование по ФККО
Код по ФККО
Класс опасности
Агрегатное состояние
Опасное свойство
Примерный состав, %
Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки и брак
353 301 00 13 01 1
Готовое изделие, потерявшее свои потребительские свойства
Стекло 92-94; алюминий 1,4-2,0; люминофор 4,2-5,88; ртуть 0,03-0,12; никель 0-0,16
Аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные, со слитым электролитом
921 101 02 13 01 3
Готовое изделие, потерявшее свои потребительские свойства
Свинец 60; полимерные материалы 40
Кислота аккумуляторная серная отработанная
521 001 01 02 01 2
Кислота серная 45; механические примеси 2;
вода 52; свинец 1
Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %)
549 027 01 01 03 4
Ткань 83-90; нефтепродукты 5-14; механические примеси 3-5
Обтирочный материал, загрязненный маслами(содержание масел 15 % и более)
549 027 01 01 03 3
Ткань 77-81; нефтепродукты 16-20; механические примеси 3
Опилки древесные, загрязненные минеральными маслами (содержание масел менее 15 %)
171 302 01 01 03 4
Нефтепродукты 5-14; древесина 86-95
Опилки древесные, загрязненные минеральными маслами (содержание масел 15 % и более)
171 302 01 04 03 3
Стружка древесная, загрязненная минеральными маслами (содержание масел менее 15 %)
171 302 02 01 03 4
Нефтепродукты 5-14; древесина 86-95
Стружка древесная, загрязненная минеральными маслами (содержание масел 15 % и более)
Читайте также: