Как определить состав отходов для паспорта отходов

Обновлено: 04.07.2024

Документация по обращению с отходами производства и потребления представлена:

  • приказом о назначении ответственных лиц за соблюдением требований в области обращения с отходами производства и потребления на предприятии и лиц допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности;
  • инструкциями и регламентами в области обращения с отходами;
  • документами, подтверждающими подготовку в области обращения с отходами I-IV классов опасности.

1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.

2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности должны иметь соответствующие свидетельства (сертификаты) на право проведения таких работ.

Для работы с отходами V класса опасности специальной подготовки не требуется.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 18.12.2002 № 868 утверждена Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.

2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

2. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

3. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

4. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Инвентаризация – деятельность по выявлению источников образования отходов, определению мест и условий сбора, накопления, использования, обезвреживания отходов, количественных и качественных показателей отходов производства и потребления, определению условий и возможности их передачи другим хозяйствующим субъектам.

В случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов) проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет территориальным органом Росприроднадзора при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не разрабатывают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а представляют в территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30.

В решении об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указывается наименование индивидуального предпринимателя и юридического лица (его филиала и другого территориально обособленного подразделения), которому утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, и срок их действия.

Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I-IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I-IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.

3. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (для хозяйствующих субъектов, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства).

7. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), являются нормативами образования отходов и лимитами на размещение отходов предприятия.

Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.

Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, изложены в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

4. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Классы опасности отходов

С 1998 года в РФ введена классификация отходов по классам опасности, целью которой является минимизации вредного воздействия на окружающую среду и здоровье населения при утилизации или вторичной переработке мусора.

Классы опасности отходов установлены Федеральным Законом РФ № 309-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 30.12. 08г. (действующая редакция – от 29.07.17 г.), а принадлежность тех или иных видов отходов к конкретной группе в соответствии с характеристиками происхождения – ФККО, утвержденным Приказом Росприроднадзора № 242 от 22.05.17 г.

Виды отходов: определяющие критерии согласно классификатору

Федеральный классификационный каталог отходов – кодовый систематизатор, в котором отходам по совокупности критериев и степени экологической опасности для окружающей среды присваивается цифровой код. Данные кода позволяют выработать безопасный метод для транспортировки, утилизации или переработки мусора, осуществлять учет в сфере обращения с отходами.

Иерархия ФККО и расшифровка состава кода

Критерии классификации отходов

Для соблюдения федерального законодательства в вопросах экологии, безопасного хранения, уничтожения и переработки мусора, Росприроднадзор утвердил ФККО, в котором отходы классифицированы по таким определяющим признакам, как:

  • класс экологической опасности;
  • происхождение
    • органические (природные) – отходы после переработки продукции растительных или животных организмов,
    • бытовые и коммунальные отходы,
    • отходы, содержащие минеральные компоненты,
    • отходы химического производства;
    • твердые – подразделяются на коммунальные (ТКО), бытовые (ТБО), строительные отходы,
    • дисперсии – пасто- и гелеобразные вещества и материалы, суспензии,
    • сыпучие – образованные при строительстве объектов, опилки, пыль, порошкообразный мусор,
    • вещества с содержанием газов,
    • содержащие жидкость;

    Такая детализация в классификации отходов вызвана необходимостью обеспечить соответствующую технологию хранения или уничтожения опасных отходов, организовать вывоз утиля на обезвреживание и переработку, если он подлежит вторичному использованию, а также регулировать работу спецтранспорта, используемого при транспортировке мусора, представляющего угрозу здоровью или окружающей среде.

    Классы опасности отходов: определение и расчет класса

    Отнесение отходов к конкретной группе опасности позволяет стандартизировать все этапы обращения с отходами (вывоз с места сбора, сортировка по видам, содержание и хранение в местах, где производится его переработка или уничтожение) в соответствии с законодательными рекомендациями.

    Минприроды (Приказ № 536 от 04.12.14 г.) конкретизировало критерии отнесения отходов к определенному классу, и в зависимости от источников его происхождения, и они разделяются на три сегмента:

    • отходы промышленных производств – 1 - 3 класс опасности;
    • отходы строительной отрасли – 3 - 4 класс опасности;
    • отходы коммунальной сферы и быта – 4 - 5 класс опасности.

    Состав и особенности классов опасности

    I класс - чрезвычайно опасные отходы

    Сюда отнесены виды отходов в которых содержатся не распадающиеся естественным образом соединения, приводящие к нарушению природного экобаланса, наносящие вред живым организмам. К таковым относятся токсичные тяжелые металлы (ртуть, таллий, свинец) и ряд химических элементов (полоний, плутоний и проч.).

    Примеры отходов 1 кл. опасности: асбестовое волокно или пыль, трансформаторы, барометры, терморегуляторы, энергосберегающие лампы, ртутноцинковые приборы, конденсаторы, градусники и расходники для медицинского оборудования.

    II класс - высокоопасные отходы

    Вещества, содержащиеся в отходах данного класса, менее опасны для здоровья человека и природы, однако на ликвидацию последствий их воздействия на экосистему Земли потребуется не одно десятилетие.

    Примеры отходов 2 кл. опасности: батарейки и вышедшие из строя автомобильные аккумуляторы, свинец, формальдегидные смолы, отработанные масла, кислотно-щелочные растворы, органические растворители, блоки питания офисной и компьютерной техники, остатки переработки нефтепродуктов, фунгициды и инсектициды, порох.

    III класс - умеренно опасные отходы

    Сюда отнесены отходы, для переработки которых в естественной среде предусмотрен 10-летний цикл. Источником их происхождения, в основном, является строительная и сельскохозяйственная отрасли, а также предприятия по производству комплектующих, с применением технологий химической обработки.

    Примеры отходов 3 кл. опасности: катализаторы, термореактивный пластик, строительные отходы различной фракции (цементная пыль, сколы строительных материалов), лакокрасочные материалы, кабели и элементы инженерных коммунальных систем, антипиттинговые добавки, нефтехимия, гумус и животные жиры.

    IV класс - малоопасные отходы

    К данному классу отнесены отходы, негативное воздействие которых на экосистему незначительно, и на его устранение потребуется не более 3 лет. В большинстве – это мелкофракционный строительный и бытовой мусор, подлежащий последующей переработке.

    Примеры отходов 4 кл. опасности: рудная и известковая пыль, автошины, крупногабаритные ТБО (мебель, предметы интерьера), мелкая фильтры, бытовая и оргтехника, строймусор (древесные конструкции, стекло, рубероид, обрезки материалов, шпаклевка), биоотходы сельхозпроизводства.

    V класс - практически неопасные отходы

    В эту группу отнесены безопасные, не наносящие ущерба природе, и используемые в качестве сырья для переработки отходы.

    Примеры отходов 5 кл. опасности: цветные и черные металлы, ветошь и изделия из текстиля, отходы деревообрабатывающих производств, отходы продуктовой группы.

    Медицинские, биологические, а также радиоактивные отходы не подпадают под общую классификацию. Их обращение регламентируется отраслевыми нормативными актами.

    Обращение с отходами 1-4 класса опасности

    Стандартом установлены требования, в соответствии с которым производится транспортировка, хранение, переработка в утиль или вторичное сырье, и утилизация отходов 1-4 класса опасности.

    1. 1 кл. – транспортируется маркированным спецтранспортом или в герметичных емкостях (при малых объемах), исключающих их утечку и попадание отходов во внешнюю среду (почву, водоемы), хранятся в изолированных помещениях.;
    2. 2 кл. – перевозка осуществляется специализированными транспортными средствами, но в отдельных, закрытых емкостях. Хранение веществ данной группы допускается исключительно на спецплощадках с ограниченным доступом, в закрытых хранилищах, на поддонах;
    3. 3 кл. – для транспортировки умеренно опасных органических отходов используется спецтранспорт. Условия хранения в ожидании переработки – резервуарное, и должно исключать их взаимодействие с другими отходами в также попадание в грунты и водоемы;
    4. 4 кл. – отходы данного класса не несут патологической опасности для экологии и населения, поэтому вывозятся с мест сбора на полигоны или предприятия по вторичной переработке штатным, или оборудованным для этого, транспортом. Перед утилизацией хранится на выделенных площадках, где сортируется на подлежащие уничтожению или пригодные к регенерации.

    Расчет степени опасности отходов

    1. при сопоставлении характеристик мусора и их соответствия признакам, указанным в ФККО, отходам присваивается класс опасности, согласно каталогу;
    2. если совпадения по признакам отсутствуют, класс опасности нового компонента устанавливается расчетным путем, для чего процедура идентификации и последующего внесения сведений в классификатор инициируется собственником.

    Класс опасности – это суммированный показатель всех опасных элементов, содержащихся в исследуемом объекте. Их количество определяется исходя из:

    • нормативов ГОСТ;
    • технических условий и регламентов;
    • проектной документации.

    Влияние опасных элементов рассчитывается для каждой позиции отдельно. При расчете применяется формула:

    С – удельный вес опасного элемента;

    W – масса отходов, равная 1000 гр.

    Допускается также определение класса отходов экспериментальным путем. Однако этот метод применим только в условиях специализированных лабораторий, обладающих лицензией на данные исследования.

    Класс опасности строительного мусора, кроме общих критериев оценки, определяется, в том числе, с учетом дополнительной информации о его взаимодействиями с отходами других видов (к примеру – бетонная пыль, пропитанная масляной отработкой или продуктами нефтепереработки) а также его принадлежности к конкретной категории пожароопасности.

    Паспортизация отходов

    Паспорт отходов – сертификат, подтверждающий степень опасности того или иного вида отходов. Наличие паспорта – обязательное условие для субъектов хозяйствования специализирующихся в сфере:

    • обращения отходов;
    • промышленности и строительства, осуществляющих их накопление, переработку или утилизацию;
    • у которых производство предусматривает образование отходы в результате деятельности.

    В паспорте отходов указывается его код, содержащий информацию об опасных компонентах в мусоре, в том порядке, в котором он включен в Перечень кодов ФККО.

    Паспортизацию отходов проводит Роспотребнадзор, руководствуясь стандартом классификации ФККО либо на основании результатов исследования лицензированных ведомством лабораторий.

    Паспортизация отходов — одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого простого документа, как паспорт опасного отхода, возникает немало вопросов, требую­щих специальных разъяснений.

    Ниже перечислены нормативные акты, регламентирующие паспортизацию отходов, и даны пояснения к ним.

    • паспорт опасности отходов - информационно-нормативный машинноориентированный документ, содержащий сведения о составе отходов, виде или видах (в том числе классе) их опасности, возможные технологии безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами;
    • паспортизация отхода - последовательность действий по идентификации, в том числе физико-химическому и технологическому описанию свойств отхода на этапах технологического цикла его обращения, проводимая на основе паспорта отходов в целях ресурсосберегающего и безопасного регулирования работ в этой сфере.

    В соответствии с ГОСТ 30774-2001 паспорт опасности отходов должен включать следующие обязательные разделы:

    • наименование отходов;
    • наименование и реквизиты предприятия - производителя отходов;
    • количество паспортизуемых отходов;
    • перечень опасных свойств отходов;
    • происхождение отходов;
    • состав отходов и токсичность их ком­понентов;
    • рекомендуемый способ переработки отходов;
    • пожаро- и взрывоопасность отходов;
    • коррозионная активность отходов;
    • реакционная способность отходов;
    • необходимые меры предосторожности при обращении с отходами;
    • ограничения по транспортированию отходов;
    • дополнительная информация.

    Паспорт подписывает руководитель предприятия. По мере поступления дополнительной или новой информации, повышающей полноту и достоверность данных, включенных в обязательные разделы, документ подлежит обновлению и перерегистрации. При любой обработке полученной партии отходов, включая смешение ее с другими материалами, грузо­получатель обязан в случае транспортирования за пределы своего предприятия оформить и зарегистрировать новый пас­порт на данную партию (часть партии) от­ходов.

    Паспорт опасного отхода составляется на отходы 1-4-го классов опасности для окружающей природной среды (ОПС), обладающие опасными свойствами (токсичность, пожаро- и взрывоопасность, вы­сокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней). Форма паспорта заполняется отдельно на каждый вид отходов.

    Опасные свойства отхода устанавливаются согласно Базельской конвенции и (или) требованиям соответствующих ГОСТов:

    • токсичность - это способность вызвать серьезные, затяжные пли хронические заболевания людей, включая раковые заболевания, при попадании внутрь организма через органы дыхания, пищеварения или через кожу:
    • пожароопасность определяется по соответствующим ГОСТам, устанавливающим требования по пожарной безопасности, и (или) наличием хотя бы одного из следующих свойств:
      • способности жидких отходов выде­лять огнеопасные пары при температуре не выше 60° С в закрытом сосуде или не выше 65,5°С в открытом сосуде
      • способности твердых отходов, кроме классифицированных как взрывоопасные, легко загораться либо вызывать (усиливать) пожар при трении
      • способности отходов самопроизволь­но нагреваться при нормальных условиях или нагреваться при соприкосновении с воздухом, а затем самовозгораться
      • способности отходов самовозгораться при взаимодействии с водой или выделять легковоспламеняющиеся газы в опасных количествах;

      Далее приведены практические рекомендации и пояснения к заполнению паспорта опасного отхода.

      Согласование паспорта опасного отхода

      В соответствии с приказом МПР Рос­сии от 02.12.2002 № 785 паспорт опасного отхода должен быть согласован с территориальным органом министерства по соответствующему субъекту Российской Федерации. Согласно ГОСТ 30774-2001 достоверность заполнения паспорта юридически оформляет при его регистрации орган, определяемый федеральным законодательством, либо орган региональной или местной власти, на территории которого расположены или на территорию которого ввозили соответствующие отходы. В настоящее время работу по паспортизации опасных отходов проводит Ростехнадзор (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401). Поэтому паспорт опасного отхода должен согласовываться с территориальными ор­ганами Ростехнадзора.

      Отходы, подлежащие паспортизации

      Остается непонятным, для каких отходов нужен паспорт: всех без исключений или только обладающих опасными свойствами. Также не разрешен вопрос о количестве классов опасности. В Критериях отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (утв. приказом МПР России от 15.06.2001 № 511) класс опасности устанавливается по степени возможного вредного воздействия на ОПС при непосредственном или опосредованном воздействии. В этом до­кументе все отходы подразделяются на 5 классов.

      Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления СП 2.1.7.1386-03 (утв. постановлением Гл. сан. врача РФ от 16.06.2003 г. № 144) устанавливают гигиенические требования и критерии по опре­делению класса опасности отходов по сте­пени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека. В этом нор­мативном акте отходы по степени воздействия на ОПС разделяются на 4 класса. Таким образом, деление на классы опасности в упомянутых документах осуществляется по разным критериям - экологическим в Критериях и токсикологическим в СП 2.1.7.1386-03. Причем ни в одном нормативном документе не определено соотношение между экологическими и токсикологическими нормами.

      Наиболее целесообразной представля­ется позиция МПР России: все отходы подразделяются на 5 классов опасности, а паспорт составляется на отходы 1-4-го классов, указанные в ФККО и обладающие опасными свойствами.

      Если исходить из требовании МПР России, то паспорт опасного отхода необходим только для отходов, указанных в ФККО, последняя тринадцатая цифра кода которых имеет значения от 1 до 4, а одиннадцатая и двенадцатая - от 1 до 22.

      Свойства отходов

      Тринадцатизначный код в ФККО определяет вид отходов, характеризует их общие классификационные признаки и несет в себе следующую информацию:

      • первые восемь цифр кода указывают происхождение отхода
      • девятая и десятая цифры - агрегатное и физическое состояние
      • одиннадцатая и двенадцатая - опасные свойства
      • тринадцатая - класс опасности для ОПС.

      В соответствии с приказом МПР РФ № 786 одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций:

      0 - данные не установлены;
      1 - токсичность (т);
      2 - взрывоопасность (в);
      3 - пожароопасность (п);
      4 - высокая реакционная способность (р);
      5 - содержание возбудителей инфекционных болезней (и);
      6 - токсичность и взрывоопасность (т+в);
      7 - токсичность и пожароопасность (т+п);
      8 - токсичность и высокая реакционная способность (т+р);
      9 - взрывоопасность и пожароопасность (в+п);
      10 - взрывоопасность и высокая реакционная способность (в+р);
      11 - взрывоопасность и содержание возбудителей инфекционных болезней (в+и);
      12 - пожароопасность и высокая реакционная способность (п+р);
      13 - пожароопасность и содержание возбудителей инфекционных болезней (п+и);
      14 - высокая реакционная способность и содержание возбудителей инфекционных болезней (р+и);
      15 - токсичность, взрывоопасность и пожароопасность (т+в+п);
      16 - токсичность, взрывоопасность и высокая реакционная способность (т+в+р);
      17 - токсичность, пожароопасность и высокая реакционная способность (т+п+р);
      18 - взрывоопасность, пожароопасность и высокая реакционная способность (в+п+р);
      19 - взрывоопасность, пожароопасность и содержание возбудителей инфекционных болезней (в+п+и);
      20 - пожароопасность, высокая реакционная способность и содержание возбудителей инфекционных болезней (п+р+и);
      21 - токсичность, взрывоопасность, пожароопасность и высокая реакцион­ная способность (т+в+п+р);
      22 - взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность и содержание возбудителей инфекционных болезней (в+п+р+и);
      99 - опасные свойства отсутствуют.

      Девятая и десятая цифры в ФККО используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы отхода: 0 - данные не установлены; 1 - твердый; 2 - жидкий; 3 - пастообразный; 4 - шлам; 5 - гель, коллоид; 6 - эмульсия; 7 - сус­пензия; 8 - сыпучий; 9 - гранулят; 10 - порошкообразный; 11 - пылеобразный; 12 - волокно; 13 - готовое изделие, потерявшее потребительские свойства; 99 - иное.

      Причем информация об агрегатном состоянии отхода, содержащаяся в паспорте опасного отхода, должна полностью совпадать с аналогичной информацией, указанной в ФККО (девятая и десятая цифры в коде отхода).

      Состав отхода

      Практика показывает, что отходы бывают специфическими, характерными для данного конкретного предприятия (например, химические отходы), а также общими для многих организаций (например, отработанные ртутные лампы или свинцовые аккумуляторы). Было бы целесообразным выделить такие неизменяемые отходы в особую группу и составить для них единую форму паспорта опасного отхода. Это приведет к значительному упрощению системы паспортизации как для предприятий, которые сегодня вынуждены либо проводить дорогостоящие анализы, либо искать информацию о компонентном составе отхода, так и для согласующих паспорт инспекций.

      К таким характерным видам отходов, состав которых изменяется мало, можно отнести следующие:

      • ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак;
      • аккумуляторы свинцовые отработанные;
      • кислота аккумуляторная серная отработанная;
      • обтирочный материал, загрязненный маслами;
      • опилки древесные, загрязненные минеральными маслами;
      • стружка древесная, загрязненная минеральными маслами;
      • опилки древесные, загрязненные бензином;
      • стружка древесная, загрязненная бензином.

      В таблице представлена основная информация, необходимая для заполнения паспорта таких отходов.

      В качестве примера приведен паспорт опасного отхода для ртутных ламп Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН (г. Москва).

      Срок действия паспорта опасного отхода

      В соответствии с ГОСТ 30774-2001 паспорт опасности отходов считают утратившим силу по истечении одного календарного года с момента регистрации при неизменности технологического регламента процесса, при котором образова­лись данные отходы. В приказе МПР России № 785 ни слова не сказано о сроках действия этого документа.

      Для неизменных отходов (например, отработанных ртутных ламп, свинцовых аккумуляторов и т.д.) было бы логично привести срок действия паспорта опасности отхода в соответствие с действием проекта нормативов образования отходов предприятия и лимитов на их размещение, т.е. согласовывать паспорт вместе с проектом один раз на 5 лет.

      Кроме проблем с определением количества классов отходов и категории отходов, подлежащих паспортизации, есть и другие нерешенные вопросы при составлении паспорта опасности отхода, например:

      Для отходов 1-3-го классов опасности, направляемых на вторичную переработку или обезвреживание, от производителя в обязательном порядке требуется проведение химического анализа. Это требование вполне разумно: не всякое сырье можно переработать на конкретном предприятии по заданной технологии на имеющемся оборудовании. Но, как правило, организации, перерабатывающие отходы, проводят химический анализ состава сырья сами. В этом случае составление паспорта предприятием носит формальный характер.

      В заключение необходимо отметить, что требование обязательной паспортизации всех отходов не является обоснованным, оно создает значительные трудности для предприятий, не решая при этом проблем с отходами. В целях упрощения системы паспортизации целесообразно создать единую форму паспорта опасного отхода для некоторых мало изменяемых по составу отходов, имеющихся практически на каждом предприятии.

      Согласно постановлению Правительс­тва РФ от 30.07.2004 № 401 Ростехнадзор самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в частности связанные с паспортизацией отходов. Формирование в этой организации единой точки зрения по вопросам системы паспортизации от­ходов и количества классов опасности от­ходов значительно облегчит работу предприятий - собственников отходов, а в конечном итоге упростит проведение контрольно-надзорной деятельности в данном направлении и самой Федеральной службе.

      Информация для заполнения паспорта опасного отхода для некоторых мало изменяемых видов отходов

      Наименование по ФККО

      Код по ФККО

      Класс опасности

      Агрегатное состояние

      Опасное свойство

      Примерный состав, %

      Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки и брак

      353 301 00 13 01 1

      Готовое изделие, потерявшее свои потребительские свойства

      Стекло 92-94; алюминий 1,4-2,0; люминофор 4,2-5,88; ртуть 0,03-0,12; никель 0-0,16

      Аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные, со слитым электролитом

      921 101 02 13 01 3

      Готовое изделие, потерявшее свои потребительские свойства

      Свинец 60; полимерные материалы 40

      Кислота аккумуляторная серная отработанная

      521 001 01 02 01 2

      Кислота серная 45; механические примеси 2;

      вода 52; свинец 1

      Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %)

      549 027 01 01 03 4

      Ткань 83-90; нефтепродукты 5-14; механические примеси 3-5

      Обтирочный материал, загрязненный маслами(содержание масел 15 % и более)

      549 027 01 01 03 3

      Ткань 77-81; нефтепродукты 16-20; механические примеси 3

      Опилки древесные, загрязненные минеральными маслами (содержание масел менее 15 %)

      171 302 01 01 03 4

      Нефтепродукты 5-14; древесина 86-95

      Опилки древесные, загрязненные минеральными маслами (содержание масел 15 % и более)

      171 302 01 04 03 3

      Стружка древесная, загрязненная минеральными маслами (содержание масел менее 15 %)

      171 302 02 01 03 4

      Нефтепродукты 5-14; древесина 86-95

      Стружка древесная, загрязненная минеральными маслами (содержание масел 15 % и более)

      Читайте также: