Как обжаловать предписание роспотребнадзора по ковиду

Обновлено: 25.06.2024

Если работодатель не согласен с итогами контрольных мероприятий, он может оспорить и саму проверку, и предписание или постановление.

Обжаловать действия и решения трудовых инспекторов можно:

Не обращайтесь одновременно и в суд, и к соответствующему руководителю инспектора по подчиненности — в этом случае жалобу все равно будет рассматривать только суд ( ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

1. В административном порядке — вышестоящему должностному лицу или в Роструд. Решения главного государственного инспектора труда России можно обжаловать только в суд. Возражения подают в письменной форме, можно и в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью. К заявлению можно приложить документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений.

2. В судебном порядке. Предписания и постановления обжалуют по-разному.

В какой срок обжаловать

Сроки обжалования предписаний государственной инспекции труда приведены в таблице.

Документ,
который обжалуют

в слудебном порядке

в административном порядке

10 дней с момента получения предписания
( ч. 2 ст. 357 ТК РФ)

15 дней с момента получения предписания
( ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ)

10 дней с момента получения постановления
( ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ РФ)

10 дней с момента получения копии постановления
( ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ)

Если жалобы и документы поданы после того, как истек процессуальный срок, и не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд их не рассмотрит и вернет обратно ( ч. 2 ст. 94 КоАП РФ).

В какой суд обжаловать предписание и постановление

Если инспектор вынес постановление по результатам проверки филиала, подсудность определяют по месту государственной регистрации филиала.

Предписание оспаривают в судах общей юрисдикции ( п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ). Заявление об оспаривании предписания подают в районный суд по местонахождению государственной инспекции труда.

Если суд установит, что контрольные мероприятия ГИТ провела с нарушениями, он признает незаконной не только проверку, но и выданное по ее результатам предписание. Если же проверку оспорить не получится, останется шанс обжаловать предписание.

Порядок обжалования постановлений предусмотрен Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Ошибка — подавать жалобу в суд по местонахождению трудовой инспекции. Жалобу на постановление подают в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в районный суд по месту рассмотрения дела ( п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Жалобу на постановление ГИТ, вынесенное в отношении организации или ее генерального директора, подают в суд, к территориальной подсудности которого относится этот адрес.

Дополнительно к теме

Представлять интересы организации в суде может адвокат или человек с высшим юридическим образованием. В суде он должен предъявить документ об образовании ( ст. 55 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Как обжаловать предписание

В первую очередь в своем заявлении попросите суд приостановить срок исполнения предписания. Сам факт оспаривания предписания в суде не является основанием для приостановления срока его исполнения. Приостановить срок исполнения предписания до вступления решения в законную силу может только суд. Если суд удовлетворит вашу просьбу, он вынесет соответствующее определение.

Не пытайтесь обжаловать предписание по формальным признакам. Суд не признает незначительные нарушения во время проверки основанием для отмены предписания. Другое дело — грубые нарушения . Если инспектор допустил одно из нарушений, указанных в ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ, то суд отменит результаты проверки.

Если работник параллельно с жалобой в инспекцию обратился и в суд, укажите это в своем заявлении. Если инспектор выдал предписание (он мог не знать о факте обращения работника в суд), напишите это в заявлении. Доказательством могут послужить копии полученного от работника искового заявления с отметкой канцелярии суда о принятии или решения суда. Такое обращение — основание для вынесения судом решения о признании предписания (или его отдельных пунктов) незаконным.

Как обжаловать постановление

Обжаловать постановление по формальным признакам не получится. Ваша задача — привести суду доказательства того, что этот документ или вся проверка в целом незаконны.

Если нет оснований, чтобы оспорить постановление, можете включить в жалобу просьбу о снижении размера штрафа до минимального уровня, предусмотренного ст. 5.27 или 5.27.1 КоАП РФ.

На что можно сослаться в жалобе?

Дополнительно к теме

1. Административный орган грубо нарушил правила организации и проведения проверки. Перечень грубых нарушений проверки приведен в ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ.

2. Инспектор неправильно составил протокол. Протокол и содержащиеся в нем объяснения и сведения — это основные доказательства по делам об административных правонарушениях ( ч. 2 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Если инспектор нарушил установленную процедуру его составления, протокол нельзя рассматривать в качестве доказательства ( ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

3. Инспектор нарушил срок давности. Сейчас этот срок составляет один год с момента совершения нарушения ( ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Поэтому если инспектор оштрафовал вас за прошлогоднее нарушение, то это говорит о незаконности наказания. Исключение — длящиеся нарушения, при которых сроки давности исчисляют с момента их выявления инспектором.

4. Инспектор по труду не известил всех участвующих в процессе лиц (в т. ч. и работника) о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по результатам проверки. Эта обязанность установлена п. 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.

5. К ответственности привлекли не то должностное лицо. Например, если директор не является должностным лицом в совершенном правонарушении, об этом также стоит указать в жалобе. Скорее всего, суд примет эти доводы и освободит директора от наказания по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

6. Инспектор квалифицировал нарушение неправильно. Если суд установит этот факт, он признает постановление незаконным.

Как вернуть уплаченный штраф

На оспаривание штрафа может уйти много времени, за которое постановление вступит в силу. Если постановление о наложении штрафа суд признает незаконным, а штраф вы уже уплатили, деньги можно вернуть. Для этого обратитесь с письменным заявлением в трудовую инспекцию. Она является администратором доходов бюджета и принимает решения о возврате уплаченных, но обжалованных штрафов ( п. 2 ст. 160.1 БК РФ).

В заявлении попросите ГИТ принять решение о возврате денежных средств и представить поручения в орган Федерального казначейства. Без этих поручений вернуть деньги не получится. В самом заявлении не забудьте указать реквизиты счета для перечисления вам денег. Заявление составьте в свободной форме.

К заявлению приложите:

постановление о назначении штрафа;

платежное поручение, подтверждающее уплату штрафа, с отметкой банка о принятии;

решение суда, который признал постановление незаконным, с отметкой о вступлении в законную силу.

У кого есть право на обжалование

  • решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  • акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
  • действия (бездействие) должностных лиц (инспекторов) контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Основанием для подачи жалобы служит просто мнению контролируемые лица, что его права и законные интересы были непосредственно нарушены в рамках контроля (надзора).

Учтите, что Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебное обжалование не применяется, если иное не прописано федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством РФ.

Общие правила и требования

Способ подачи жалобы

Но если жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, её подают не через указанные сайты, а в порядке, установленном положением о виде контроля.

Какая нужна электронная подпись

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

Срок подачи жалобы

Крайний срок на подачу жалобы может быть разный:

ЧТО ОБЖАЛУЕТСЯ

КОГДА УСПЕТЬ ПОДАТЬ ЖАЛОБУ

В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен. Для этого надо подать соответствующее ходатайство.

Отзыв жалобы

До принятия решения по жалобе её можно отозвать. Но тогда повторно подать по тем же основаниям уже нельзя.

Приостановление спорного решения

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения. Тогда в течение 2-х рабочих дней со дня регистрации жалобы будет принято одно из решений:

  • о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
  • об отказе в этом.

Подавшему жалобу сообщат об этом в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.

Требования к жалобе

  • наименование контрольного (надзорного) органа, Ф.И.О. (при наличии) должностного лица, решение и/или действие (бездействие) которых обжалуются;
  • Ф.И.О. (при наличии), место жительства (место ведения деятельности) гражданина, либо наименование организации, место её нахождения, либо реквизиты доверенности и Ф.И.О. (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности;
  • желаемый способ взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
  • сведения об обжалуемых решении, действии (бездействии), которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица;
  • основания и доводы несогласия с решением, действием (бездействием) должностного лица (можно при наличии приложить подтверждающие документы либо их копии);
  • требования подавшего жалобу;
  • учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подана жалоба (если Правительством РФ не установлено иное).

Жалоба не должна содержать:

  • нецензурные либо оскорбительные выражения;
  • угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

К жалобе по её предмету можно приложить позицию:

  • Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественного представителя;
  • уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе.

Ответ на эту позицию подавшему жалобу должен прийти в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.

Когда откажут в рассмотрении жалобы

  • жалоба подана после истечения сроков на её подачу (см. выше) и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока;
  • отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • до принятия решения от контролируемого лица поступило заявление о её отзыве;
  • есть решение суда по вопросам в жалобе;
  • ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
  • жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
  • ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий повторное обращение, и нет новых доводов или обстоятельств;
  • жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
  • законодательством РФ предусмотрен только судебный порядок обжалования решений.

Учтите, что отказ в рассмотрении жалобы по первым двум и последнему основаниям не является результатом досудебного обжалования. Он не может служить основанием для уже судебного обжалования.

Как рассматривают жалобу и сроки

Основные вопросы рассмотрения жалобы определяется положение о соответствующем виде контроля. В частности, определяет иерархию в этом вопросе.

ВИД ЖАЛОБЫ/СИТУАЦИЯ

КТО РАССМАТРИВАЕТ ЖАЛОБУ

Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа для рассмотрения жалоб.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при её рассмотрении использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности (кроме случаев, когда это связано с гос. или иной тайной – руководствуются положением о виде контроля).

Правила её ведения – это Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности – утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2018 № 482.

В указанной подсистеме уполномоченный на рассмотрение жалобы отражает ход её рассмотрения.

Срок рассмотрения жалобы – 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен на 20 рабочих дней.

У контролируемого лица могут запросить дополнительную информацию и документы по предмету жалобы. Их можно (не обязательно!) представить в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Учтите, что срока рассмотрения жалобы перестаёт течь с момента направления указанного запроса до момента получения сведений/документов, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов по предмету жалобы – не основание для отказа в её рассмотрении.

Одновременно закон запрещает запрашивать у подавшего жалобу информацию и документы, которые есть у госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

До принятия итогового решения по жалобе можно (но не обязательно) по своему усмотрению представить дополнительные материалы по предмету жалобы.

Доказывать законность и обоснованность принятого решения и/или совершенного действия (бездействия) должен контрольный (надзорный) орган.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на это орган принимает одно из следующих решений:

  • оставляет жалобу без удовлетворения;
  • отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
  • отменяет решение полностью и принимает новое;
  • признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в т. ч. об осуществлении при необходимости определенных действий.

Решение по жалобе, срок и порядок его исполнения не позднее 1 рабочего дня со дня принятия размещают в личном кабинете контролируемого лица на портале Госуслуг и /или аналогичном региональном сайте.

В завершение отметим, что жалобы, поступившие после 01.07.2021, рассматривают по новым правилам.

08 июня 2020 г. Указом Мэра Москвы сняты многие ограничения, однако предприятия обязаны соблюдать санитарные требования, установленные Роспотребнадзором.

Роспотребнадзор чаще всего приходит с внеплановой проверкой по требованию прокурора. На такие проверки не распространяется мораторий, который вводило Правительство – это значит, что прийти с проверкой могут и к субъектам малого и среднего бизнеса.

Роспотребнадзор проверяет, как организация выполняет его рекомендации по профилактике коронавируса (рекомендации от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32).

За нарушения штрафуют и останавливают работу компаний.

Если найдут нарушения, то Роспотребнадзор выдаст предписание, а суд назначит штраф или приостановит деятельность. Порядок оспаривания разный.

Для предписаний Роспотребнадзора есть досудебный и судебный порядок. Чаще всего судебный порядок эффективнее, но досудебный быстрее и дешевле.

Срок на подачу жалобы – 10 суток.

Какие именно нарушения будут искать проверяющие:

1. Проведение уборки с дезинфекцией.

По рекомендациям Роспотребнадзора организации обязаны проводить регулярную уборку с дезинфекцией. Проверяющие потребуют показать журнал или график, в котором зафиксированы все уборки, а также журнал приготовления раствора дезинфекции.

Если документов нет – проверяющие могут сделать вывод, что уборка не проводится.

Не поможет, если компания проведет дезинфекцию во время внеплановой проверки – Роспотребнадзор укажет, что невозможно проверить, проводили ли уборку с нужной регулярностью до проверки.

2. Недостаточный запас масок.

Компании обязаны обеспечить как минимум 5-дневный запас одноразовых масок для работников. Запас нужно рассчитать с учетом смены масок не реже чем каждые три часа .

В ходе проверки чиновники потребуют показать сам запас масок и документы, которые подтверждают закупку.

3. Нет антисептиков.

Если организация должна по рекомендациям Роспотребнадзора предоставить работникам антисептики – контролеры это проверят. Например, такие требования были для организаций торговли и строительных организаций.

4. Нет сертификата на средство дезинфекции.

Для дезинфекции компания обязана использовать только средства, которые прошли государственную регистрацию. Инспекторы просят предоставить сертификат качества и свидетельство о госрегистрации вещества. Обычные моющие или чистящие средства не подойдут – это нарушение. Если в компании есть сертифицированное средство, но упаковка не вскрывалась или истек срок годности – контролеры тоже зафиксируют нарушение.

Роспотребнадзор закрепил требования к средствам дезинфекции в отдельной инструкции (письмо от 23.01.2020 № 02/770-2020-32). Дополнительные требования есть в письмах о профилактике коронавируса в конкретных сферах деятельности (например, в п. 2.7 письма Роспотребрадзора от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32). Убедитесь, что все выполняется.

5. Нет журнала измерения температуры.

Проверяющие требуют, чтобы организация показала журнал, в котором зафиксированы ежедневные измерения температуры работников. Если журнала термометрии нет – Роспотребнадзор сделает вывод, что компания не выполняет профилактические меры. Еще у чиновников возникнут вопросы, если по журналу видно, что температуру измеряли не всем работникам.

6. Нет термометра.

Если в организации в принципе нет термометра – проверяющие сразу делают вывод о нарушении. По общему правилу, термометр необязательно должен быть бесконтактным. Например, в организациях торговли Роспотребнадзор разрешает использовать и контактные термометры, но их нужно дезинфицировать после каждого применения (абз.2 п.1.2 приложения к Письму Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32).

Более жесткие требования могут быть в предписаниях о профилактических мерах для вашей отрасли – их придется выполнить.

7. Не маркирован или неправильно хранится уборочный инвентарь.

По санитарным правилам инвентарь для уборки туалетов должен иметь красную маркировку и храниться отдельно от остального (п.11.10. СанПиН 2.4.4.2599-10). Роспотребнадзор считает нарушением, если одной и той же шваброй убирают санитарный узел и рабочие помещения для профилактики коронавируса.

8. Сотрудники не носят маски и перчатки.

Контролеры фиксируют это нарушение, если видят сотрудников без масок. Еще одна ситуация – если в компании на момент проверки нет использованных масок. Чиновники делают вывод, что в организации нарушают режим смены масок. По рекомендациям Роспотребнадзора маски нужно менять не реже чем каждые три часа. Использованные маски компания должна собирать и герметично упаковывать в два полиэтиленовых пакета.

9. Не организован входной контроль.

Чиновники проверят, измеряет ли компания температуру у работников на входе в организацию. Организации должны отстранять от работы сотрудников с повышенной температурой или признаками ОРВИ (например, п.1.2. Приложения к Письму Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32). В ряде проверок Роспотребнадзор просил показать специальный локальный акт – инструкцию о порядке входного контроля.

10. Не обеспечили социальное дистанцирование.

В организациях торговли Роспотребнадзор проверяет, есть ли специальная разметка для посетителей. Разметка должна обеспечить дистанцию между людьми не менее 1 – 1,5 метров – требования могут различаться в разных регионах. В федеральных рекомендациях Роспотребнадзор указал на дистанцию в 1,5 метра.

11. Нет приборов для обеззараживания воздуха.

Роспотребнадзор указывал в письмах, что компании обязаны использовать специальные приборы для обеззараживания воздуха в местах, где постоянно находятся работники например, в п. 2.8 рекомендаций Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32, п. п.12 рекомендаций Роспотребнадзора от 18.04.2020 № 02/7329-2020-27).

Чиновники проверят сертификат на обеззараживатель – если прибор нельзя использовать в присутствии людей, то это тоже нарушение.

12. Не назначили ответственного за профилактику.

Некоторые контролеры считают нарушением, если в компании нет приказа о назначении ответственного за профилактические меры. Рекомендуем подготовить такой приказ, чтобы не возникло лишних вопросов.

Конкретные санитарно-эпидемиологические требования зависят от сферы деятельности организации. В режиме повышенной готовности из-за коронавируса проследите, чтобы организация выполнила общие рекомендации Роспотребнадзора (письма Роспортебнадзора от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, 10 марта 2020 г. N 02/3853-2020-27).

13. Недостаточный запас средств дезинфекции.

Если в организации нет запаса средств дезинфекции минимум на пять дней – это нарушение. Запасы проверят с учетом того, сколько раз в день и в каких местах организация обязана проводить дезинфекцию. Во многих рекомендациях Роспотребнадзор указывал, что дезинфекцию служебных помещений нужно проводить ежедневно, а разных контактных поверхностей – каждые 2 – 4 часа (п. 2.5 рекомендаций Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32, п. 2.10 рекомендаций Роспотребнадзора от 18.04.2020 № 02/7329-2020-27).

Почему это важно?

При выявлении тех или иных нарушений, которые совершаются работниками – предприятие и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

За нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период ограничительных мероприятий (карантина) в соответствии с п. 2. Ст. 6.3. КоАП штрафы составляют:

  • на должностных лиц – от 5 до 150 тысяч рублей;
  • на ИП – от 50 до 150 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 200 до 500 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • на граждан – от 15 до 40 тысяч рублей;

При причинении вреда здоровью человека, в том числе повлекшего смерть человека, в соответствии с п. 3. Ст. 6.3. КоАП штрафы составляют:

  • на должностных лиц – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на ИП – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • на граждан – от 150 до 300 тысяч рублей;

Суд по итогам рассмотрения дела по ч.2 статьи 6.3 КоАП может приостановить деятельность организации или ИП. В этом случае штраф не назначают. Деятельность могут приостановить на срок до 90 суток. Это наказание назначают реже, чем штраф.

Что необходимо сделать, чтобы предотвратить негативные последствия проверки :

  1. Изучить нормативные документы:
  • Письмо Роспотребнадзора от 10 марта 2020 г. N 02/3853-2020-27 о мерах по профилактике новой короновирусной инфекции (COVID-19);
  • Роспотребнадзор от 23.04.2020 Информация «О рекомендациях как выбрать антисептик против коронавируса
  • Письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32 О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли
  • Письмо Роспотребнадзора от 23.01.2020 № 02/770-2020-32
  • СанПиН 2.4.4.2599-10
  • Рекомендаций Роспотребнадзора от 18.04.2020 № 02/7329-2020-27.
  1. Составить организационно-распорядительные документы, подтверждающие принятие компанией всех необходимых мер, направленных на соблюдение санитарных правил санитарно-гигиенических нормативов и противоэпидемических мероприятий:
  • Приказ о введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции;
  • Приказ об организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации;
  • Инструкция/Распоряжение по профилактике новой коронавирусной инфекции;
  • Документы, подтверждающие дезинфекцию помещений с нужной регулярностью (график, журнал);
  • Приказ об измерении температуры сотрудникам;
  • Журнал измерения температуры;
  • Инструкция о порядке входного контроля;
  • Приказ о назначении ответственного за профилактические меры и т.д.

Что конкретно готовы сделать для Вас юристы КГ ЭТАЛОН:

Теперь до обращения в суд юрлицам и ИП обязательно нужно будет пожаловаться на решение контрольного органа или действия чиновника в вышестоящий орган власти или руководителю должностного лица. Но ведомственная солидарность может добавить проблем

Обжаловать решения чиновников станет сложнее

1 июля 2021 г. вступит в силу Закон о государственном и муниципальном контроле 1 , который изменит порядок обжалования решений контрольных органов и действий или бездействия должностных лиц. Их обжалование в суде будет возможно только после досудебного обжалования.

Что такое досудебное обжалование?

Сегодня при несогласии с решением органа власти или действиями должностного лица в большинстве случаев можно сразу обратиться в суд с жалобой и потребовать отменить решение как незаконное или признать действия чиновника противоправными. Лишь по некоторым категориям дел до обращения в суд необходимо подать жалобу в вышестоящий орган власти. Так, если межрайонная налоговая инспекция неправильно посчитала размер транспортного налога, требуется обратиться в управление налоговой инспекции по региону, и только после отказа в удовлетворении жалобы можно идти в суд. Обязательное досудебное обжалование применяется по спорам с Росреестром, например в случае отказа в совершении регистрационных действий.

Когда начнут действовать новые правила и кому их придется соблюдать?

Новый порядок распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Рядовые граждане по-прежнему смогут обжаловать решения органов власти и действия чиновников сразу в суд. Кроме того, нововведения коснутся только контрольно-надзорной деятельности, в других сферах споры с властными инстанциями будут решаться по-старому.

Хотя Закон о государственном и муниципальном контроле вступает в силу в июле текущего года, полностью порядок обжалования решений чиновников изменится только 1 января 2023 г. С этой даты по всем без исключения спорам с органами власти, в том числе с местными, перед обращением в суд необходимо будет подать жалобу в вышестоящий орган. Лишь после вынесения им решения об отказе в удовлетворении требований можно идти в суд.

Однако по некоторым делам досудебный порядок станет обязательным уже с 1 июля 2021 г., например в области государственного пожарного надзора. Все виды контроля, для которых досудебный порядок должен применяться уже в этом году, Правительство РФ определило в Постановлении от 28 апреля 2021 г. № 663. В перечень включены 62 вида федерального госконтроля (надзора), который осуществляют 19 ведомств, в том числе ФНС, ФССП, МЧС, Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Росреестр, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Минпромторг, Рособрнадзор и др.

Как теперь подавать жалобы?

Жалобы вышестоящему должностному лицу отныне должны подаваться только в электронном виде – еще одно существенное нововведение. Это можно сделать через федеральный или региональный портал госуслуг. Жалобу обязательно нужно подписать электронной подписью, причем юридические лица должны использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Сейчас почти у всех коммерческих организаций такая подпись оформлена. У индивидуальных предпринимателей проблем также не возникнет, поскольку они могут обращаться с жалобами на решения контролирующих органов со своих аккаунтов физических лиц на портале госуслуг.

Жалоба всегда подается в адрес вышестоящего органа или должностного лица. Например, при оспаривании действий пожарного инспектора жалоба будет рассматриваться руководителем территориального органа МЧС России, в котором этот инспектор работает.

Чтобы жалоба была принята, в ней необходимо указать:

  • наименование органа власти или должностного лица, чьи действия обжалуются;
  • Ф.И.О. или наименование заявителя, его место жительства или юридический адрес;
  • если жалоба подается представителем – сведения о нем и доверенности;
  • какие именно решения или действия обжалуются;
  • доводы заявителя;
  • его требования.

Заявитель не должен доказывать незаконность обжалуемых решений или действий. Бремя доказывания возлагается на орган или должностное лицо, на которых жалуется заявитель.

К жалобе можно прикладывать документы. Во время ее рассмотрения у заявителя могут запросить дополнительные материалы. При этом установлен запрет на истребование у заявителей документов, которые имеются в распоряжении органов власти.

Правила рассмотрения жалобы могут различаться в зависимости от сферы контроля, так как они должны предусматриваться в положениях о порядке контрольной деятельности уполномоченных органов, а в каждой сфере имеется свое такое положение. Именно в этих положениях будут установлены сроки рассмотрения жалоб – они не могут быть больше 20 рабочих дней.

Очевидным достоинством преобразований является приведение к единству досудебного порядка обжалования решений государственных органов и действий их должностных лиц. Теперь процедура подачи всех жалоб руководству чиновников и порядок их рассмотрения регулируются одним законом. Это очень удобно: не нужно перечитывать многочисленные разрозненные законы и постановления, чтобы понять, как и куда обращаться с жалобой. И все же необходимость оперирования несколькими нормативными документами отчасти сохранится. В любом случае потребуется обращаться к положениям о конкретных видах государственного контроля – в основном в них будут содержаться правовые нормы о досудебном оспаривании.

Добавит комфорта электронное взаимодействие с государственными органами. Однако ощутимым недостатком могут стать последствия ведомственной солидарности. Как показывает практика, руководство редко отменяет решения своих подчиненных. В таких случаях для восстановления нарушенных прав все равно придется обращаться в суд. И тут досудебное обжалование лишь задержит решение проблем, приведет к затруднениям при судебном рассмотрении дела из-за давности событий и меньшей эффективности защиты прав.

В заключение рекомендуем всем, на кого распространяются изменения, уже сейчас задуматься о создании и настройке личного кабинета гражданина или юридического лица на портале госуслуг. При частом взаимодействии с региональными и местными контролирующими органами следует организовать работу с региональным порталом государственных и муниципальных услуг.

Читайте также: